Способы формирования медиакультуры учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вишневецкая Г. В. Способы формирования медиакультуры учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2701–2705. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53543.htm.
Аннотация. В данной статье приведены различные формы работы с текстом на уроках литературы, в том числе с медиатекстами, способствующими формированию медиакультуры, медиаграмотности учащихся средней и старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вишневецкая Галина Васильевна

Кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №8 им.А.Г.Ломакина, Ростовская область, г.ТаганрогVish_GV@mail.ru

Способы формирования медиакультуры учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе

Аннотация:в данной статье приведены различные формы работы с текстом на уроках литературы, в том числе с медиатекстами, способствующими формированию медиакультуры, медиаграмотности учащихся средней и старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова:медиаобразование, медиакомпетентность, медиакультура, анализ медиатекста.

В современном быстро меняющемся мире, ежедневно находясь в огромном, противоречивомпотоке информации, школьнику достаточно сложно сориентироваться и понять необходимую для себя информацию. Современная школа призвана помочь учащемуся не только получить новые знания, научитьегоработать с различными источниками информации, но и правильно воспринять информацию, критически осмыслить ее и, возможно, создать свой текст на основе услышанного или прочитанного.В ХХI веке молодёжная аудитория все чаще обращается к аудиовизуальному тексту, и все меньше и меньше берет в руки печатный текст.К сожалению, с каждым годом увеличивается число людей, не читающих не только художественную литературу, один из видов искусства, но и литературу в широком смысле слова, понимаемуюкак печатное слово; и самое печальное и страшноев этом то, что основная аудитория среди этой группы людей –учащиеся 717 лет. Над повышением читательской компетенции трудятся все преподаватели и учителя литературы. На современных уроках литературы не в профильных классах учитель уже стремится не столько проанализировать художественный текст, обратить внимание на язык и стиль писателя, проанализировать художественное произведение как вид искусства, а привлечь учащегося к чтению как способу добывания новой информации.В новых условиях развития, воспитания и образования огромную роль играет медиаобразование. Оното и может помочь современному учителю заинтересовать учащихся книгой, повысить стремление читать, сформировать читательскую компетенцию, сформировать медиакультуру школьника, начиная уже наначальном этапе обучения в школе.Термин «медиакультура» включает в себя два аспекта: 1) совокупность материальных интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; 2) по отношению к аудитории «медиакультура» выступает системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [1].К сожалению, в настоящее время те или иные направления медиаобразованияотдельными курсами в учебном процессе в средней общеобразовательной школе не изучаются, известно только преподавание некоторых медиаобразовательных технологий в качестве пилотных площадок, изучение элективных курсов по выбору образовательного учреждения.Необходимость введения медиаобразования в средних общеобразовательных школах отметил и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, 29 июня 2012г. выступая на заседании круглого стола в Союзе кинематографистов России, проходящем с участием министра культуры Владимира Мединского и его заместителя Ивана Демидова, и предложил ввести в школах новый предмет под названием «100 лучших фильмов». Введение подобного школьного курса, по мнениюН.С.Михалкова, должно способствовать развитию российского кино прежде всего тем, что школьника научат воспринимать отечественные фильмы.Кроме того, Н.С.Михалков отметил, что существующаятрадиция отечественной кинематографиивсегда отличалась от западной. Засилье западных фильмов изменило российского зрителя, он разучился понимать свой кинематограф. В результате весь «багаж» отечественной кинотрадиции сегодня остаётся невостребованным, а новые отечественные фильмы имеют плохую рыночную перспективу. Таким образом, новый предлагаемый курс призван приобщить детей к лучшим образцам отечественного кино. Министр культуры РФ поддержал идеюи поручилдепартаменту кинематографиизаняться вплотную вопросом отборалучших фильмов для изучения в школе. Однако всетаки не стоит забывать о том, что только непосредственное общение с книгой совместно с просмотром художественного фильма, снятого по определенному произведению, способствует формированию критического мышления школьника, помогает учащемуся глубже понять художественное произведение.Отсутствие отдельныхкурсовпо изучению медиаобразовательных технологийв учебном плане многих образовательных учреждений –не повод отчаиваться и говорить о невозможности воспитатьграмотного медиакультурного человека. Этому могут помочь уроки литературы в современной школе.Формировать медиакультуру учащихся на уроках литературы помогают следующие формы работы:просмотр киноверсии или театральной постановкиизучаемого произведения и сравнение егос художественным произведением.

К сожалению, слишком мала доля современных школьников, с интересом читающих художественное произведение. Пожалуй, только младшие школьники и школьники старшей ступени обучения читают больше других книги, причем последние вынуждены это делать в большей степени в связи с написанием части С (сочинения) единого государственного экзамена по русскому языку, где обойтись без приведения аргументов из художественной невозможно. Зачастую заменой чтения художественного произведения является просмотр его экранизированной версии.Примером работы с медиатекстом после прочтения художественного произведения может служить, например, обсуждение экранизированной версии комедииН.В.Гоголя «Ревизор» [2], при котором обсуждение фильма в форме свободной дискуссии углубит понимание комедии, а также позволит поставить перед учащимися очень важную и спорную проблему современной интерпретации классических произведений.Однако хотелось бы обратить внимание на то, что просмотр и обсуждение экранизированной версии любого художественного произведения возможно только после прочтения самого произведения, поскольку данная работа проводится для сравнения фильма и книги, выработки критического осмысления работы режиссера и сценариста, и заменить прочтение художественного произведения и работу с текстом просмотром телеверсии романа или повести просто невозможно.Подробный анализ фильма или его фрагмента, произведенный учениками на уроке, позволит им вплотную подойти к проблеме взаимодействия кино и литературы в процессе экранизации, к проблеме, которая давно привлекала внимание исследователей, причем как литературоведов, так киноведов. Анализ медиатекста, в частности экранизации художественных произведений, позволяет в дальнейшем научиться учащимся критически относиться к любым текстам медиа (газетным статьям, телепередачам, видеоклипам и т.п.), формировать свое мнение и отношение к явлениям действительности, развивать умение понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию их сознанием со стороны СМИ.составление киносценарияизучаемого произведения. Данная форма работы непосредственно связана с работой над текстом изучаемого произведения. Однако в отличие от предыдущейформы работы требует более детального прочтения художественного произведения, а также более осмысленного понимания текста. Кроме того, данная форма деятельности на урокепредполагает игровую форму обучения наряду с высокой степенью самостоятельной работы учащихся, знакомства с работой режиссера и сценариста, возможность примерить на себя их роли.Целью такого урока является, кроме всего, еще и развитие связной речи учащихся; развитие умения применять полученные знания, используя законы другого жанра; развитие умения воспринимать и описывать события комплексно: действие, звук, слово; воспитание культуры связной речи; развитие воображения, установление ассоциативных связей между разными видами искусства, усвоение учащимися основных литературоведческих понятийи понятий медиа.сравнение различных объектов массмедиа между собой–самый трудоемкий, на мой взгляд, и творческий вид деятельности учащихся.Однако данная форма работы предполагает наличие у учителя не менее 23х резервных уроков, позволяющих в полном объеме провести задуманную работу.При выполнении данного вида деятельности учитель выбирает или рекомендует выбрать учащимся самостоятельно различные (23) экранные версии изучаемого художественного произведения. В настоящее время известные художественные произведения имеют достаточное количество экранизированных версий (например, при изучении комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» ученикам предлагаетсяпросмотреть следующие экранизации: 1952г. «Ревизор» (режиссер Вл.Петров);1977г. «Инкогнито из Петербурга» (режиссер Л.Гайдай);1982г. «Ревизор» (режиссер В.Плучик).При изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» учащиеся могут сравнить многосерийный фильм Сергея Бондарчука «Война и мир» (1967г.) с телевизионными версиями сериалов Роберта Дорнхельма (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия); и режиссеров Марии Панкратовой, Андрея Грачева (2012г., Россия).просмотр различного рода документальных или обучающих фильмов по изучаемому произведениюпоможет также глубже понять смысл изучаемого произведения учащимися, обратить внимание на детали, упускаемые при беглом прочтении большого по объему художественного произведения или при прочтении пьес, в которых смысловую нагрузку несут ремарки, любые мелкие предметы, звуки, фон и т.д.Внастоящее время каналом «Культура» записаны более 30 лекций известных ученыхлитературоведов, не только знакомящих слушающих с биографией того или иного писателя, поэта, художника, но и анализирующих то или иное произведение. Просмотр данного документального фильма поможет учащимся понять атмосферу, в которой было написано художественное произведение, сравнить свое впечатление от просмотренногои прочитанного произведенияс реакцией зрителей и воспоминаниями современников. Однако не следует забывать, что подобная работа целесообразна на этапах обобщения и подготовки к сочинению по прочитанному произведению.составление журналов и киножурналовпо творчеству писателячаще всего представляется школьниками в форме электронной презентации и представляет собой своего рода проектную деятельность учащихся. Подобная работа представляет собой возможность делать чтото интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.Кроме того,возможность создания собственного медиатекста –это всегда творческая самостоятельная работа учащихся, позволяющая им максимально проявить свои возможности, выразить свой взгляд на проблему.составление киножурнала –заочной экскурсии по родным местам писателя–одна из форм работы учащихся, позволяющих заочно побывать во многих уголках нашей страны, увидеть своими глазами родные места писателя. Данному виду работы помогают виртуальные музеи, созданные на данный момент многими музеями писателей (А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова и др.). Основной формой представления заочной экскурсии является электронная презентация учащегося, составленная из фотографий, картин, зарисовок родных мест писателя, его дома или мест,связанных с жизнью писателя.кинопробы персонажаизучаемого художественного произведения.Подобная форма работы на уроке литературы требует от учащихся актерского мастерства при исполнениисвоей роли художественного произведения. Данная работа целесообразна при изучении и анализе отдельных персонажей произведения. Часть урока может быть посвящена исполнению учащимися изучаемого образа произведения. Кроме того, подобный урок может быть представлен в виде конкурса (кинопробы), с выбором более талантливого актера.написание статьи, рецензии, аннотациипо прочитанному художественному произведению, по биографии и творчеству писателя –форма работы, сочетающая в себе работу с текстом, анализ произведения, выражение собственного мнения по отдельному произведению, а также выполняющаямногие задачи изучения русского языка, являющаясянеобходимым условием развития письменной речи учащихся и представляющаясобой альтернативу традиционному написанию сочинения по прочитанному произведению. Кроме того, работа в качестве журналиста (при написании статьи) или критика, рецензента (при написании аннотации, рецензии) превращает скучное ине очень любимое задание для учеников в интересную форму работы.инсценировкатех или иных эпизодов медиатекста это талантливое воплощение каждого образа и замысла автора. Данная форма работа также может быть проведена в виде конкурса, на котором может быть представлена инсценировка определенного фрагмента произведения несколькими группами учащихся, жюри конкурса выбирает наиболее удачную инсценировку.создание афиш, фотоколлажей, рисунковна темы произведений медиакультурыпозволяет учащимся не только проявить свои творческие способности, способности художника, фотографа, но и находить важные, значимые детали при прочтении художественного произведения или при знакомстве с творчеством и биографией писателя.Как видим, комплексное применение перечисленных форм работы учащихся на уроках литературыпозволит:

развить критическое мышление и медиакомпетентность школьников;

наполнить уроки литературы новым содержанием;

развить интерес к чтению, сформировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

обеспечить общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;

сохранить и обогатить опыт разнообразных читательских переживаний, развить эмоциональную культуру читателяшкольника;

обеспечить осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях;

обеспечить освоение основных эстетических и теоретиколитературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста;

развить эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;

развить функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);

развить чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру;

развить творческий подход к восприятию окружающего мира, любознательность учащихся;

формировать элементыинформационной компетентности и медиакомпетентности;

привить навыки рациональной работы с компьютерными программами;

поддержать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.Все это в совокупности развивает медиакультуру учащихся, их понимание и критическое отношение к продуктам медиа.В отличие от слова, медиатексты, воздействуя на нас аудивизуально, воспринимаются, скорее, с помощью эмоций, а не разума. Слово учит думать, Медиатекст заставляет переживать. Литература развивает личность, стимулирует человека изменять окружающий мир и себя самого.Введение в школьную практику медиаобразованияили простое применение элементарных основ медиаобразования, медиаобразовательных технологийприведет к модификации существующих методов и приемов реализации воспитательнообразовательного процесса, будет способствовать усилению творческого характера деятельности, осуществляемой учащимися и учителем. Таким образом, интеграция медиаобразования в практику общеобразовательной школы в современных условиях может стать одним из способов формирования творческих способностей учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Ссылки на источники:1.Дрофа Е.В. Формирование медиакультуры современного школьника // Информационные технологии в образовании («ИТОРостов2010») [Электронный ресурс] // http://ito.edu.ru/2010/Rostov/V/2/V23.html. [Дата обращения 13.02.2013].2.Вишневецкая Г.В. Анализ медиатекста на уроках литературы (на примере фрагмента обобщающего урока по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор») // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы. –Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт и МОУ СОШ №22, 2010. –С.6669.