Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова И. А., Миронова А. А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2876–2880. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53580.htm.
Аннотация. данной статье рассматриваются возможности мультипликации как средства коррекции и развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методики диагностики и программа коррекционно-логопедической работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевнакандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образованияФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Череповецemail: ibuchilova@yandex.ruМиронова Анна АнатольевнапедагогпсихологМБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №131», Череповецemail:ann_net_31@mail.ruИспользование мультипликации в системе коррекционнологопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиАннотация: В данной статье рассматриваются возможности мультипликации как средства коррекции и развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются методики диагностики и программа коррекционнологопедической работы.Ключевые слова: мультипликация, коррекционнологопедическая работа, старший дошкольный возраст, дети с общим недоразвитием речи, Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, представляя собой сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.Проблемы развития речи, причины и формы ее нарушения, а также способы коррекции представлены в работах: В.П.Глухова[1], В.П., Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой,Т.Б. Филичевой [2], Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой[3], Т.В. Тумановой [4], Т.Б.Уваровой [5]и др.Нарушения лексикограмматического строя и связной речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи (ОНР), что обусловливает особое значение занятий по ихкоррекции и развитию в системе обучения Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок мог активно, с интересом и увлечением работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованиемнаглядности и игровых моментов. В настоящее время активизируются поиски инновационных подходов, методов, средств обучения, в том числе по развитию речи. На наш взгляд, одним из эффективных средств обучения на логопедических занятиях в дошкольных учреждениях может быть мультипликация.Проблема кинообразования и киновоспитания дошкольников изучалась в исследованиях: М.Л.Варшавской[6]Е.К. Глушковой[7], А.В. Спириной,А.А.[8], З.А. Тидикиене[9], В.Н. Турицына[10]и др. В исследованиях указанных авторов анализируется влияние телевидения, мультипликации на общее психическое развитие детей, на их эмоциональное состояние. Рассматриваются возможности мультфильмов как образовательного средства. Однако в научной литературе представлены лишь отдельные работы, раскрывающие возможности мультипликации как средства развития речи детей.Так, в исследовании М.Л. Варшавской изучалась проблема использования диафильма как средства развития связной речи у детей старшего дошкольноговозраста. Исследователь изучал возможности использования разнообразных по содержанию и типу диафильмов (фильмовсказок, диафильмов о явлениях общественной жизни, фильмовочерков, диафильмовиллюстраций художественных произведений), а также методы, приёмы и условия использования диафильмов в детском саду.Коррекционноразвивающие возможности использования в логопедической работе DVDи средств мультипликации раскрываются в работе А.А.Гуськовой[11]. Автор указывает, что данные средства усиливают наглядность,и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу. Это полезно в обычном детском саду. Но еще более эффективно в работе с детьми, имеющими нарушения речи.Цель нашего экспериментального исследованиязаключаласьв изучении возможностей средств мультипликации для коррекции лексикограмматического строя и связной речи у детей 5 –6 летс ОНР. Для изучения особенностей развития лексикограмматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста нами была использована методика О.Б. Иншаковой[12]. Методика включает следующие задания: обследование словаря (имена существительные, глаголы, имена прилагательные, наречия, числительные, местоимения); обследование грамматического строя речи (понимание предлогов, словоизменение, словообразование).Для изучения особенностей развития связной речи использовалось задание на составление рассказа по серии сюжетных картинок «Простоквашино» (четыре картинки).По результатам констатирующего эксперимента высокий уровень лексикограмматического строя и связной речине был выявлен, средний–у 80 %; низкий уровень у 20 % детей.При качественном анализе активного словаря отмечен ряд ошибок, характерных для детей с речевым недоразвитием. Наиболее распространенными являются замены: замена обобщающих понятий словами конкретного значения(обувь –сапоги, туфли); замена на близкое по значению слово (дикие животные –лесные); замена на родственные слова(какой летом дождь –летний, дождливый).При исследовании словообразования качественный анализ позволяет выявить ряд ошибок в образовании прилагательных от существительных: лексические замены (снежный –холодный, творожный –белый; замена на словосочетание: деревянный –из дерева; замена суффиксов: глиняный –глинистый, снежный –снеговый; творожный –твороговый).Проведя качественный анализ полученных результатов, мы выявили, что при составлении рассказа по сюжетным картинкам у многих детей наблюдалось незначительное искажение ситуации, а также неправильное воспроизведение причинноследственных связей. В большинстве случаев рассказы были составлены без аграмматизмов, но проявлялась стереотипность оформления высказывания. Часто дети ограничивались перечислением действий изображенных на картинках. Многим детям оказалась необходимойстимулирующая помощь в разложении картинок. В единичных случаях детям требовались наводящие вопросы для составления рассказа.Таким образом, анализ результатов исследования показал, что у детей с 3 уровнем речевого развития при ОНР старшего дошкольного возраста имеются специфические особенности в лексикограмматическом строе и связной речи, требующие целенаправленной, систематической работы по их устранению. В качестве инновационного логопедического средства, эффективно воздействующего на развитие речи детей могут рассматриваться, на наш взгляд, мультфильмы. С целью ознакомления, что смотрят современные дети, и как мультфильмы влияют на психическое развитие детей, в том числе речевое, нами был проведен опрос родителей дошкольников. Анализ результатов анкетирования родителей позволяет сделать следующие выводы: большинство родителей не просматривают мультфильмы, перед тем как показать их ребенку;дети при просмотре мультипликационных фильмов сопереживают героям и пытаются подражать своим любимым героям в поведении; дети запоминают фразы из просмотренных мультфильмов(часто не соответствующие нормам литературного языка). На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами разрабатанапрограмма формирующего эксперимента. Согласно рекомендациям А.А. Гуськовой, мультфильмы целесообразно широко использовать при проведении логопедических занятий по развитию лексикограмматических средств языка и связного высказывания, увязывая тему мультфильма с темой логопедического занятия. Просмотр мультфильмов можно осуществлять как непосредственно на логопедическом занятии (целиком или фрагментарно), так и предварительно воспитателем, по заданию логопеда во второй половине дня. После просмотра мультфильма можно предложить нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической.Примерное тематическое планирование предлагается в таблице 1 (формирующий эксперимент проводился в декабре –январе 2012 г.г.).Таблица 1Тематическое планирование занятийТема занятияЗадачиИгры и упражненияИспользуемый мультфильм1. «Правила дорожного движения»1)пополнить словарный запас по теме;2)учить образовывать форму мн. ч. имен существительных;3)образовывать словосочетания;4)использовать в речи предлог по;5)формировать навык связного высказывания.1) Игра «Экзамен»2)Игра «Один —много»3)Игра «Составь словосочетание»4)Игра «Составь предложение»5)Беседа по теме «Светофор»

«Зай и Чик».Союзмультфильм. Сборник «Наши добрые мультфильмы»

2.«Новогодний праздник»1)пополнить словарный запас;2)учить практически употреблять формы ед. и мн. ч. имен сущ.;3) учить образовывать уменьшительноласкательные формы имен сущ.;4) учить подбирать родственные слова;5) формировать навыки связного высказывания1) «Придумай слова наоборот»;2)«Придумай словадрузья»;3)Игра «Назови ласково»;4)Игра «Один —много»;5)«Подбери родственные слова»;6)Вопросы по просмотренным фрагментам «Тимошкина елка».Союзмультфильм. Сборник «Новогодняя коллекция».

мультфильмов.

3. «Зимние виды спорта»1)пополнить словарный запас по теме;2)учиться образовывать уменьшительноласкательные формы существительных;3)учить образовывать Р.п. существительных;4)учиться подбирать родственные слова;5)учить подбирать антонимы;6) учить подбирать синонимы;7)учитьправильно употреблять предлоги.1)Просмотр фрагмента мультфильма, беседа;Игра «Угадай зимние виды спорта»;2)Игра «Назови ласково»;3)Игра «Спортсмен»;4)Упражнение «Подбери родственные слова»;5)Игра «Скажи наоборот»:6)Игра «Слова –друзья»;7) Игра «Что пропущено?».

«Шайбушайбу!» и «Матчреванш».Союзмультфильм. Сборник «Любимые сказки»

4.«Зимние забавы»1)пополнить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы детей»;2) пополнить словарь синонимами;3)учить употреблять форму мн. ч. имен существительных;4)учить образовывать уменьшительноласкательные формы имен существительных;5)учить подбирать родственные слова к словам снеги мороз;6)формировать навыки связного высказывания.1)Беседа2)Игра «Скажи, какая погода»;3)Игра «Один –много»;4)Игра «Назови ласково»;5)Упражнение «Подбери родственное слово»;6)Беседа по просмотренным фрагментам мультфильма.«Снеговикпочтовик».Союзмультфильм. Сборник «Новогодняя коллекция».

5. «Посуда. Мебель. Правила поведения в гостях»1)активизировать словарь по темам;2)учить образовывать форму мн. ч. имен существительных;3)учить образовывать уменьшительноласкательные формы имен существительных;4)учить подбирать синонимы;5)однокоренные слова;6)учить использовать предлоги;

1)Беседа по просмотренному мультфильму;2)Игра «Один –много»;3)Игра «Назови ласково»;4)Игра «Слова –друзья»;5)Игра «Родственные слова»;6)Игра «У медведей в горнице».

«Три медведя»Союзмультфильм. Сборник «Любимые сказки»6. «Времена года»1)пополнить словарный запас по теме;2)учить образовывать форму И.п. мн. ч. имен существительных;3)учить образовывать уменьшительноласкательные формы существительных;1)Беседа по просмотренному фрагменту;2)Игра «Один –много»;3)Игра «Назови ласково»;4)Игра «Слова наоборот»;«Снегурка»Союзмультфильм. Сборник «Новогодняя коллекция».

4) учить подбирать антонимы;5)учить родственные слова;6)формировать навыки связного высказывания.5)Игра «Родственные слова»;6)Беседа по мультфильму.7. «Строительство»1)пополнить словарный запас по теме «Строительство, строительные профессии»;2)учить образовывать уменьшительноласкательные формы существительных;3) учить образовывать форму Р.п. мн. ч. имен существительных;4)учить образовывать сложные прилагательные;5)формироватьнавыки связного высказывания.1)Игра «Какие разные дома»;Игра «Профессии строителей»;2)Игра «Назови ласково»;3)Игра «Из чего?»;4)Игра «Из двух –одно слово»;5)Беседа по просмотренному фрагменту.«Как котенку построили дом».Союзмультфильм. Сборник «Любимые сказки»

8.«Дикие животные»1)активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»;2)учить находить в стихотворениях словапризнаки;3)учить подбирать родственные слова, антонимы;4)обучить пересказу по опорным словамкартинкам.1)Загадки2)Игра «Лиса —всему лесу краса»3) Игра «Подбери родственные слова», «Слова наоборот»

«Лиса и волк».Союзмультфильм. Сборник «Любимые сказки»

9.«Деревья»1)пополнять словарный запас по теме «Деревья»;2)учить образовывать форму мн. ч. имен существительных;3)уменьшительноласкательные формы существительных;4)относительные прилагательные;5)научить подбирать антонимы;6)формировать навыки связного высказывания.1)Отгадай и покажи;2)Игра «Одинмного»;3)Игра «Назови ласково»;4)Игра «С какого дерева лист?»;5)Игра «Слова наоборот»;6)беседа по просмотренному мультфильму.«Сказки старого дуба».Союзмультфильм. Сборник «Волшебный мир мультфильмов».





10. «Предметы личной гигиены»1)пополнить словарный запас по теме «Предметы личной гигиены»;2)учить образовывать форму мн. ч. имен существительных;3)уменьшительноласкательные формы 1)Беседа по теме и просмотренному мультфильму;2) Игра «Один –много»;3)Игра «Назови ласково»;4)Упр. «Подбери родственные слова к «Королева Зубная Щетка».Союзмультфильм. Сборник «Любимые сказки»

существительных;4)подбирать родственные слова;5)употреблять в речи форму Т.п. имен существительных;

слову мыло»;5) Игра «Закончи предложение».

Каждое занятие включало несколько структурных частей. Так,в основной части занятия педагог предлагал детям посмотреть мультфильм и после просмотра вопросами инициировал обсуждение увиденного. Часто беседа имела проблемный характер, и посвящалась решению той или иной нравственной проблемы. Беседа предполагала ответы детей на следующие вопросы: «Как вы думаете, правильно ли поступили герои?», «Почему?», «А как бы ты поступил на их месте?» и др. Из собственного практического опыта нами сделан вывод об эффективности использования такого приема, как «стоп кадр»: в какойто проблемный, конфликтный по сюжету момент показ мультфильма приостанавливался и детям предлагалось предвосхитить дальнейшие события. С целью задействования мотивационных компонентов деятельности на занятиях применялась следующая тактика: чтобы узнать завершение мультфильма, педагог предлагал детям выполнить упражнения на развитие лексикограмматического строя и связной речи. Использовались следующие игры и упражнения: «Назови ласково»; «Отгадай и покажи»; «Один —много»; « Слова наоборот»; «Придумай словадрузья»; «Подбери родственные слова»; «Закончи предложение» и др.У многих детей в ходе просмотра мультфильма или после него возникало желание и потребность поделиться с кемлибо впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, и, в первую очередь, со сверстниками. Это объясняем тем, что мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, с которыми детям хочется поделиться. В то же время детям не все остается понятным, и они стремятся получить объяснение взрослых или сверстников, желают, чтобы им прокомментировали отдельные события и ответили на возникшие вопросы. После коррекционнологопедическойработы, направленной на развитие лексикограмматического строя и связной речи в группе детей с ОНР старшего дошкольного возраста нами был проведен контрольнооценочный эксперимент, цель которого заключалась в оценке эффективности формирующего эксперимента.Анализ результатов исследования лексикограмматического строя и связной речи у детей с ОНР на этапе контрольного эксперимента представлен в таблице2.Таблица 2Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольнооценочногоэкспериментов (данные в процентах)УровниКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментВысокий0 30Средний8070Низкий200Статистические различияG= 0, различие значения при p≤0.01

Из результатов данного эксперимента следует, что после проведения комплекса занятий с использованием мультфильмов на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи были выявлены положительные тенденции в развитии лексикограмматического строя и связной речи.Высокий уровень сформированности лексикограмматического строя и связной речи показали 30 % детей с ОНР (3 уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста. Дети безошибочно справлялись со всеми заданиями методики. Иногда требовалась помощь экспериментатора, которая воспринималась адекватно и приводила к правильному ответу.Средний уровень сформированности лексикограмматического строя и связной речи показали 70 % детей с ОНР (3 уровень речевого развития) старшего дошкольного возраста. Встречались лексикограмматические ошибки, иногда требовалась помощь экспериментатора.С целью выявления статистических различий между результатами констатирующего и контрольного экспериментов и оценки эффективности предложенной методики с использованием мультипликации на логопедических занятиях по коррекции лексикограмматического строя и связной речи у детей с ОНР (3 уровень речевого развития) нами использовался критерий знаков (G). Нами выявлены статистически значимые различия на 1 % уровне. Из этого следует, что после проведения комплекса логопедических занятий у детей общим недоразвитием речи уровень развития лексикограмматического строя и связной речи повысился. Если в констатирующем эксперименте низкий уровень был отмечен у 20%, то на этапе контрольногоэкспериментаданный уровень не был отмечен ни у одного ребёнка. По сравнению с констатирующим экспериментом, увеличилось число детей, имеющих высокий уровень развития лексикограмматического строя и связной речи.Таким образом, предложенную методику коррекционнологопедической работы по развитию речи дошкольников с использованием мультипликационных фильмов можно считать эффективной и рекомендовать для практического использования в дошкольных учреждениях.

Список литературы:1.Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Дефектология.

1986 № 6.С.2732.2.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –Екатеринбург: АРД ЛДК, 1998. –320 с.3.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. –Ростов н/ Д.: "Феникс", СПб: "Союз", 2004, 224 с.4.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.2001.№4.С.6976.5.Уварова Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР. // Логопед. 2000.№4.С.4854.6.Варшавская М.Л. Диапозитивные фильмы и их применение в работе по родному языку с детьми дошкольного возраста: Дис. .канд. пед. наук. М., 1953. –192 с. 7.Глушкова Е.К. О просмотре телевизионных передач детьми. //Дошкольное воспитание. 1960. №10. С.8891.8.СпиринаА.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание канд. пс.н. –Н.Новгород, 2009.–26 с.9.Тидикиене З.А. Особенности восприятия учебного фильма и его роль в развитии представлений у детей 57 лет (на материале ознакомления с общественной жизнью): Дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1972. –210 с.10.Турицын В.Н. Художественновыразительные средства современного кино. М., 1981.С. 97 –11211.Гуськова А.А.Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 –7 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2010. –176 с.12.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда Серия: Коррекционная педагогика Издательство: Владос. –2008. –280с.

Buchilova Irina AnatolevnaPh.D., assistant professor of education defectologicalCherepovets State University, Cherepovetsemail: ibuchilova@yandex.ru

Mironova Anna Anatolevnaeducational psychologistKindergarten compensating type № 131, Cherepovetsemail: ann_net_31@mail.ru

The useof animationin the systemof correction andspeech therapywork with childrenpreschool ageto the generalspeech underdevelopment

Abstract:This article discusses thepossibilitiesof animationas a meansof correction andlanguage developmentinchildren underschool age.Proposedmethods of diagnosis andremedialprogramofspeech therapy.Keywords: animation, speech therapy, remedialwork,preschool age, children with general speech underdevelopment,