Ролевой конфликт в деятельности женщин-педагогов и его влияние на мотивацию к работе и удовлетворённость ею
Выпуск:
ART 53593
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кулагина
Н.
В. Ролевой конфликт в деятельности женщин-педагогов и его влияние на мотивацию к работе и удовлетворённость ею // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2936–2940. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53593.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического осмысления и эмпирического исследования проблемы проявления внутриличностного ролевого конфликта у женщин-педагогов. На основе анализа работ разных авторов иллюстрируется деструктивное влияние ролевого конфликта на психическое и физическое здоровье женщин его переживающих. Представлены результаты
исследования взаимосвязи проявлений ролевого конфликта женщин-педагогов, с их мотивацией к работе и удовлетворённости ею. Предложены некоторые
рекомендации для женщин по способам преодоления ролевых конфликтов. Цель статьи – подчеркнуть актуальность проблемы ролевого конфликта у
работающих женщин (на примере женщин-педагогов), активизировать специалистов на более активные шаги в области разработки приёмов и методов его
предупреждения и коррекции.
Ключевые слова:
внутриличностный ролевой конфликт, гендерный тип
личности, экстернальный/ интернальный типы ролевого конфликта, опимальный/неоптимальный мотивационный комплекс
Текст статьи
Кулагина Наталия Владимировнакандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной работы Березниковского филиала Пермского государственного научноисследовательского университете (БФ ПГНИУ), г.Березники,заместитель директора по научнометодической работе МАОУ ©Средняя общеобразовательная школа №2ªnatkulagina@inbox.ru
Ролевой конфликт в деятельности женщинпедагогов
и его влияние на мотивацию к работеи удовлетворённость ею
Аннотация:В статье представлены результаты теоретического осмысления и эмпирического исследования проблемы проявления внутриличностного ролевого конфликта у женщинпедагогов.На основе анализа работ разных авторов иллюстрируется деструктивное влияние ролевого конфликта на психическое и физическое здоровье женщин его переживающих. Представлены результаты исследования взаимосвязи проявлений ролевого конфликта женщинпедагогов, сих мотивациейк работе и удовлетворённости ею. Предложены некоторые рекомендации для женщин по способам преодоления ролевых конфликтов. Цель статьи подчеркнуть актуальность проблемы ролевого конфликта у работающих женщин (на примере женщинпедагогов), активизировать специалистов на более активные шаги в области разработки приёмов и методов его предупреждения и коррекции.Ключевые слова:внутриличностный ролевой конфликт, гендерный тип личности, экстернальный/интернальный типыролевого конфликта, опимальный/неоптимальный мотивационный комплекс
Социальноэкономические изменения, происходящие в настоящее время в российском обществе, вызвали резкое усложнение сложившейся системы социальных ролей, появление новых социальнопрофессиональных ролей, возрастание противоречивости их компонентов. Все этов итоге привело к интенсификации конфликтов вообще и ролевых в частности, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни человека. В науке описан психологический феномен ©ролевой конфликт работающей женщиныª (Алешина Ю.А., Гаврилица О.А., Клёцина И.С., Лекторская Е.В., Хоткина З.А.), возникающий вследствие большого количества социальных ролей, в выполнение которых она вовлечена (роли семейной и профессиональных сфер жена, мать, хозяйка, дочь, коллега, работник, подруга и др.); вследствие противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических и эмоциональных ресурсов для полноценного их выполнения. Он также может быть вызван неоправданно завышенными требованиями и ролевыми нормами, которые устанавливает сама женщина к выполнению этих ролей. Ёрина С.И. определяет ролевой конфликт как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнителю (Ёрина С.И, 2000).Так, A.D. Yousef выявил, что внутренний ролевой конфликт отрицательно влияет на удовлетворение от выполняемой работы, на аффективные, когнитивные и поведенческие тенденции человека, приводит к упадку душевных и физических сил, подверженности психосоматическим заболеваниям, дезорганизованности [8]. R.A.Fridmanи S.T. Tiddустановили, что люди, переживающие ролевой конфликт, провоцируют также стрессовые состояния для коллег [7]. О.Г.Макаров показал, что сотрудники, переживающие внутриличностный конфликт, испытывают неудовлетворенность работой, диссоциацию профессиональных ценностей, профессиональную дезадаптацию, снижение мотивации к профессиональной деятельности, снижение общей активности, ощущение усталости и ©пресыщенностиª деятельностью,сомнения в своей профессиональной состоятельности [6].
То, что для работающих женщин ролевой конфликт является мощным фактором дезадаптации и стресса говорят термины, которыми в англоязычной литературе описывают комбинирование семейных и профессиональных ролей: жонглирование (juggling), балансирование (balancing), плавание против течения (swimmingupstream), разрывание (torn), замученные (martyred), чувство раскола на две части (feeling split in two) и др. Клёцина И.С. на основании литературного анализа выделяет несколько видов ролевых конфликтов у женщины и причин их порождающих: ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха, экзистенциальногендерный конфликт [5]. Так, один из наиболее ярких описанных типов ©ролевой конфликт работающей женщиныª возникает в результате того, что женщине приходится выполнять слишком много различных принятых ею и значимых для неё ролей(супруги, матери, хозяйки дома, профессионала, коллеги и др.) и у неё не хватает времени, эмоциональных и физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей, тем более, что многочисленные предписаниятребования разных социальных ролей, препятствуют их успешной реализации. Таким образом, основная причина данного вида РК ролевая перегрузка, которая мешает эффективно совмещать семейные и профессиональные роли.Другой описанный вид ролевого конфликта ©конфликт боязни успехаª порождается ситуацией невозможности выбора между двумя значимыми сферами жизнедеятельности: профессиональной и сферой значимых отношений, которые представляется женщине взаимоисключающими. Исследователями отмечается, что состояние избегания успеха формируется под влиянием социокультурной среды и полоролевых стереотипо. Женщины испытывают тревогу не по поводу достижений вообще, а лишь в тех областях, где они нарушаютобщепринятые полоролевые нормы. Успех в деловой сфере, особенно нетипичной для женщин, ассоциируются с нежелательными для женщины последствиями в личной жизни.Третий описанный вид ролевого конфликта ©экзистенциальногендерный конфликтª, порождается гендерными представлениями о разной ценности и значимости профессиональных и семейных ролей для мужчин и женщин. Экзистенциальногендерный конфликтмогут переживать женщины, смысложизненные ориентации которых базируются на исполнении традиционных половых ролей. Другими словами, главный смысл своей жизни большинство женщин видит в семье, именно поэтому выполнение профессиональных ролей затрудняющих выполнение смысложизненных семейных, приводит к внутриличностным переживаниям, негативной оценке себя как женщины.Д. Невил и С. Дамико в своем опроснике для измерения ролевого конфликта работающих женщин обозначили семь категорий, связанных с ощущением ролевого конфликта: 1) управление временем, 2) отношения с мужем, 3) управление хозяйством, 4) финансы, 5) заботао детях, 6) собственные ожидания, 7) ожидания других. Это проблемные зоны, восприятие несостоятельности в которых ведет работающих женщин к ощущению ролевого конфликта негативным переживаниям, связанным с ее неспособностью успешно сочетать семейные и профессиональные роли [по 2]. Разные женщины поразному реагируют на эту ситуацию: одни постоянно жалуются, ругают себя и окружающих, мечтают перестать работать и заняться семьей, а другие прекрасно успевают и на работе, и дома, без какихлибо явных проблем и жалоб выполняют свои повседневные обязанности, не мыслят себя без активной профессиональной деятельности.Каждый из этих слагаемых вносит свой вклад в ощущение женщиной чувства психологического дискомфорта, вызванного реальной ситуацией совмещения работыи семьи. Необходимо отметить, что все эти показатели не измеряются объективно они отражают субъективное восприятие женщиной себя и своей жизненной ситуации.Причины ролевого конфликта работающей женщины могут быть следующие:Ролевой конфликт у работающей женщины возникает вследствие большого количества ролей, в выполнение которых она вовлечена (роли семейной и профессиональных сфер); вследствие противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических ресурсов для полноценного их выполнения. Он также может быть вызван неоправданно завышенными требованиями и ролевыми нормами, которые устанавливает сама женщина. (Ю.А.Алешина, Е.В.Лекторская, З.А.Хоткина). В настоящее время практически все женщины (за редким исключением) работают. Поэтому им приходится сочетать весь спектр семейных и профессиональных ролей. Ролевой конфликт возникает, если какаято их выполняемых ролей будет в тягость, будет мешать выполнению других, более приоритетных ролей. Так, для женщины с выраженными традиционнопатриархальными гендерными характеристиками более комфортны будут традиционные профессиональные женские роли, да и те, скорее всего, будут на втором месте. А реализация профессиональной роли, вынуждающей её отказываться от свойственного ей фемининного типа и имитировать мужское ролевое поведение, будет являться причиной постоянных напряжений и конфликтов.П.П.Горностай называет следующие причины ролевого конфликта у женщины [4]:1. Несовместимость различных ролей.Эти ситуации возникают тогда, когда различные роли (или компоненты ролевого кластера) не могут функционировать одновременно, или когда играние одной роли существенно затрудняет исполнение другой. Примером могут служить противоречия между семейными и профессиональными ролями (женщина не может реализовать себя как мать так, чтобы это не отразилось на профессиональной деятельности) и т.п. 2. Противоречия между ролевыми ожиданиями разных людей.Ситуации возникают тогда, когда на исполнение роли оказываются противоречивые или взаимоисключающие друг друга требования со стороны разных людей из значимого окружения личности. Пример: роль молодой жены видится мужем иначе, чем свекровью. 3. Противоречия между ролью, которую необходимо выполнять и ролевой Яконцепцией личности.Эти ситуации возникают в том случае, когда исполняемая роль (или та, которую предстоит взять на себя личности) не соответствует собственным представлениям человека о роли, а также представлению о себе, как субъекте этой роли. Пример: отсутствие единомышленников, которые принимают женщину и её роли такими, какими она их видит сама. 4. Противоречия между ролевым поведением и ролевыми ожиданиями.Возможны ситуации односторонних и двусторонних противоречий (случаи дивергентных ролей, или полная ролевая несовместимость). Пример: поведение жены не совпадает с идеальными представлениями мужа о типичной роли жены (и/или наоборот). Активное реформирование системы общего образования, нововведения, внедряемые в последние годы в практику работы школ, предъявляют высокие требования к учителям требуют от них высоких физических, интеллектуальных, эмоциональных, а главное, временных затрат на качественное выполнение всех своих профессиональныхролей и связанных с ними обязанностей (классный руководитель, учительпредметник, руководитель, коллеганаставник и др.). В результате меньше сил и времени остаётся на выполнение семейных ролей. На данный момент в общеобразовательных учреждениях работаетбольшая часть педагогов со стажем работы свыше двадцати лет, средний возраст которых около 48лет (на селе ещё выше). Т.е. это достаточно молодые женщины, у которых много родительских и супружеских обязанностей.Некоторые авторы в результате научных исследований показали, что характер и условия выполнения педагогической деятельности содержат потенциальные возможности для возникновения и развития ролевого конфликта (Биллен Б., Васильева А.О., Горностай П.П., Ерина С.И. и др.), Вопервых, учитывая, что педагог очень часто находится в системе противоречивых, взаимоисключаемых перекрестных ожиданий и требований от разных людей (руководства, учащихся и их родителей, членов своей семьи); вовторых, выполнение педагогом практически одновременно нескольких социальных ролей(мать, жена, работник, дочь, подруга, руководитель и др.); втретьих, неудовлетворённость педагогов отношением к их профессии, неадекватной материальной оценкой их высокоэнергозатратного труда.Наличие названного фактора (ролевой конфликт) у педагога, безусловно, влияет на его удовлетворенностьвзаимодействием с организацией, отношениек организации и его вкладв деятельность организации. Скорее всего, такой педагог не выполняет свои профессиональные роли на должном, ожидаемом уровне, может стать источником внутриорганизационных конфликтов.Безусловно, любой руководитель заинтересован в объективной информации о психологическом состоянии сотрудников с целью использования этой информации для проведения соответствующей коррекционной работы.
С целью выявления наличия ролевого конфликта у женщин педагогов, и его влияния на удовлетворённость профессиональной деятельностью было проведено представленное ниже исследование.Были выдвинуты предположения о том, что: 1)у женщинпедагогов разных возрастных групп уровень выраженности ролевого конфликта различен; 2) мотивык профессиональной деятельности и уровень удовлетворённостиеюразличны.Исследование было проведено на базе общеобразовательных школ Александровского района(Пермский край). Количество испытуемых 160человек. Возраст испытуемых 2257 лет. Все респондентки: имеют высшее профессиональное образование, замужем, имеют детей (1 или 2). Для проверки гипотезы исследования респондентки были разделены на две группы: 1 гр. женщины молодого возраста (2236 лет), 2 гр. женщины зрелого возраста (3757 лет).Для реализации исследовательской цели былииспользованы:методика ©Диагностика выраженности ролевого конфликта у работающей женщиныª (Корнеева Е.Е.), опросник ©Мотивация профессиональной деятельностиª (методика К. Замфир в модификации Реана А.), опросник ©Интегральная удовлетворённость трудомª (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
Результаты исследования выраженности показателей ролевого конфликта представлены в таблице 1.
Таблица 1Различия в показателяхролевого конфликта у женщинпедагоговразных возрастных групп (средние значения)
Примечания: * различия значимы на стат.значимом уровне р≤ 0,01; ** согласно ключу методики уровень общего РК считается высоким, если результат составляет от 29 до 35 баллов, средним от 22 до 29 баллов, низким до 22 баллов.
Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать следующие выводы:
у молодых женщинпедагогов общий уровень ролевого конфликта (и все его показатели) выражен на среднем уровне (ближе к высокому), а у женщинпедагогов зрелого возраста общий уровень ролевого конфликта выражен на низком уровне (но на границе со среднимуровнем). Различия достоверны на статистически значимом уровне р≤ 0,01;
молодым женщинампедагогам реализация профессиональных ролей значительно мешает реализации семейных и наоборот; повидимому, для качественного совмещения ролей этих двух сфер жизнедеятельности им не хватает ресурсов временных, физических, эмоциональных и пр.
молодые женщиныпедагоги остро испытывают чувство вины перед семьёй и переживают неодобрение со стороны мужа (р≤ 0,01).Исходя из полученных результатов можно заключить, что респондентки молодого возраста, имеющие ролевой конфликт средней степени выраженности, имеют душевную дисгармонию. Внутренний дискомфорт от амбивалентных переживаний можно проиллюстрировать цитатой М.Е. Баскаковой, которая опираясь на результаты исследования, отметила: ©женщины беспокоятся по поводу того, что наносят детям, находящимся большую часть дня без них эмоциональный ущерб, иодновременнопо поводу того, что их профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они отдают детям, а такжепо поводу того, что их брак страдает от всего этогоª [1]Следует ли из этого, что выявленные душевные переживания негативно влияют на отношение к профессиональной деятельности, становится ли работа в тягость?Ответ на эти вопросы мы можем найти, проанализировав результаты исследования отношения к профессиональной деятельности и разным её составляющим.Результаты исследования мотивации к работепредставлены в таблице 2.
Таблица 2Различия в мотивах к работеуженщинпедагоговразных возрастных групп (средние значения)
Примечания: * различия значимы на стат.значимом уровне р≤ 0,01;
Из анализа представленных в таблице данных видно, что общий мотивационный комплекс молодых женщинпедагогов крайне неоптимален ВОМ(4,37)ВПМ(2,85)ВМ(1,10). Т.е. содержание и смысл профессиональной деятельности менее существенны для них, чем некие внешние мотивы. Их скорее интересуют какието возможные выгоды, которые они могут получить в результате её реализации.Выявленные низкие показатели удовлетворённости процессом и результатом профессиональной деятельности, отсутствие стремления наиболее полно самореализовываться именно в данной профессии, выраженное стремление избежать критики, наказания и неприятностей также указывают на наличие внутреннего конфликтного отношения к выполняемой профессионально роли. Можно заключить, что исполняемая профессиональная роль, обусловленная такими мотивами, не приносит удовлетворения, становится в тягость, сопровождается отрицательнымиэмоциями, а субъект роли не стремится к профессиональной самореализации в этой профессии. Мотивационный комплекс женщинпедагоговв зрелом возрастедостаточнооптимален: ВМ (4,48)ВПМ(4,19)ВОМ(2,95). Педагогиданной группы имеют зрелую внутреннюю мотивацию к работе, стремятся к продвижению(повышению профессионализма)в ней, получают удовлетворение от её процесса и результата. Это говорит о том, что они получают в профессиональной деятельности подтверждение своим индивидуальным ценностям и смыслам.
Результаты исследования удовлетворённости своей профессией представлены в таблице 3.
Таблица 3
Различия в показателяхудовлетворённости разными сторонами работыу женщинпедагоговразных возрастных групп (средние значения)
Примечания: * различия значимы на стат.значимом уровне р≤ 0,01; ** согласноключу методики уровень общей удовлетворённости профессией низкий уровень до 44% от максимального значения, средний при 4576%, высокий выше 76% от максимального значения.
Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяют нам сделать выводы:
интегральный показатель ©общая удовлетворённость профессиейª у молодых педагогов и педагогов зрелого возраста имеет статистически значимые различия: у педагогов зрелого возраста отношение к работе более положительное (р≤ 0,01), хотя общий показатель удовлетворённости и у тех, и у других респонденток очень хороший на границе между средним и высоким уровнем ( 77,9% от maxзначения) у молодых педагогов и на высоком уровне (82,1% от maxзначения) у педагогов зрелого возраста;
на статистически значимом уровне у молодых и зрелых педагогов по трём показателям имеются различия: молодые педагоги более удовлетворены своим профессиональным положением в коллективе (ср.зн. = 5,12 и 4,85, р≤ ,01); в меньшей степени, чем их зрелые коллеги удовлетворёны отношением к выполняемой работе (ср.зн. =2,46 и 3,59, р≤ 0,01) и отношением к ученикам (ср.зн. =1,73 и 2,91, р≤ 0,01).Таким образом, констатируем, что при том, что молодые педагоги менее, чем их более старшиеколлеги, удовлетворены общим отношением к работе, тем не менее, они чувствуют себя более уверенными в профессиональном плане.
Таким образом, подводя итоги исследования можно сделать выводы:умолодых женщинпедагогов присутствует ролевой внутриличностный конфликт средней степени выраженности; все его показатели: чувство вины перед семьёй, переживание неодобрения со стороны мужа, помеха между профессиональными и семейными ролями, выражены в значительно большей степени, нежели у замужних, имеющих детей, зрелых женщинпедагогов;
узрелых женщинпедагогов уровень выраженности ролевого конфликта низкий. Причины этих различий м.б. самые разные. Например, возрастные различия детей женщин разных возрастных групп, различия, в связи с этим, в лимите времени на выполнение той или иной социальной роли; разные ценностные ориентации и жизненные приоритеты женщин разных возрастных групп, наличие традиционнопатриархальных или эгалитарных гендерных представлений и др. Исходя из того, что молодые женщиныпедагоги переживают ролевой конфликт, у них, скорее всего, имеют место быть личностные переживания, психологический дискомфорт. Выявлено, что мотивационный комплекс молодых женщинпедагогов неоптимален. Т.е. стимулами к работе являются не смыслы и содержание самой работы, а другие внешние факторы (м.б. это зарплата, возможность иметь знакомства с большим количеством разных людей (родителей), контролировать своих детей, обучающихся здесь же и др.). А вот зрелых учительниц стимулирует к работе именно её содержание и смысл.Такжеустановлено, что и молодые, и зрелые женщиныпедагоги имеют средний (пограничный с высоким) и высокий (соответственно) уровниудовлетворённости профессиональной деятельностью. Причины здесь и объективные, и субъективные. Таким образом, гипотезыисследования подтвердились полностью: действительно, уровень выраженности ролевого конфликта у женщинпедагогов разных возрастных групп различен; мотивык профессиональной деятельностии уровень удовлетворённости еюразличны.
Многие современные женщины ведут очень активный образ жизни, совмещая личную и семейную жизнь с отнимающей много времени профессиональной деятельностью. Однако не у всех имеются выраженные проявления ролевого конфликта. Повидимому, эти женщины владеют приёмамии способамисамокоррекции своего эмоционального состояния, урегулирования внутрисемейных и детскородительских отношений.
Ниже представлены некоторые рекомендациипо способампреодоления ролевых конфликтов, по изменению неблагоприятных условий, которые могутпривести к их, а также рекомендации по действию в уже сложившейся внутренне конфликтной ситуации. Рекомендациисформулированы на основе обобщения мнений различных специалистов в данной области:
1.Оценивайте ситуацию адекватно. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта ролей и вызвали чувство напряженности.2.Взгляните на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, это поможет увидеть истинные причины внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из нее. 3.Примите случившиеся как свершившийся факт и действуйте, отбросив эмоции (точно опишите волнующую вас ситуацию, запищите возможные действия, которые можно предпринять).4.Научитесь устанавливать приоритеты, подумайте, какая роль является более важной для вас, какая из ролей нуждается в большем внимании в данный момент.5.Измените условия и/или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если ролевой конфликт возникает постоянно и именно изза неблагоприятных условий деятельности.6.Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний, может быть, ваши требования и ролевые нормы неоправданно завышены.7.Не концентрируйтесь на одной роли,примите на себя новые роли для самореализации.8.Стремитесь к повышению качества и эффективности профессиональной деятельности,к достижению успеха, признанию и высокому социальному статусу в своей профессии.9.Работайте над своим прошлым, анализируйте собственную биографию, опирайтесь на накопленный опыт и редактируйте его в соответствии с ситуацией это один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.10.Выделите время и пространство, чтобы заняться самовосстановлением.11.Подумайте, какие моменты в работе и в семье помогают вам снять напряжение.12.Обратите на себя внимание группы или партнеров по общению. Придите к взаимному принятию ролей, то есть принятию человека таким, какой он есть. Умейте прощать (не только других, но и себя).13.Больше внимания уделите своему внутреннему миру. Внутренние потребности, ценности, установки должны быть для вас более значимы, чем внешние оценки.14.Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения, так и творческие занятия, найдите время для своих увлечений.15.Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.
В заключении отметим, что перспективным направлением в рамках изучения ролевого конфликта считаем дальнейшее изучение причин, вызывающих ролевой конфликт, изучение особенностей разрешения ролевых конфликтов разными людьми.Признавая сложную объективносубъективную природу ролевого конфликта можно предположить, что плодотворными для дальнейших исследований может быть изучение особенностей педагогической деятельности и условия выполнения профессиональной роли педагога как причины ролевого конфликта.Ссылки на источники1.Баскакова, М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? [Текст] / М.Е. Баскакова // Семья в России, 1993. №3. С.101108.2.БилленБ.,ШеппВинтерЭ.Женщинаиконфликтынаработе[Текст] / Б.Биллен, Э.ШеппВинтер
// Женщина на работе / Под ред. Седовой Л. В., Силенко И. Н. РостовнаДону: Издво ©Фениксª, 1996. с. 9.3.Гаврилица,О.А. Чувство вины у работающей женщины[Текст] / О.А.Гаврилица// Вопросы психологии, 1998. №4, с.6570.4.Горностай,П.П. Диагностика икоррекция ролевых конфликтов[Текст] / П.П.Горностай// Журнал практического психолога.1999.№1, с. 4451.5.Клёцина, И.С. Аналитическиеподходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления [Текст] / И.С.Клёцина//Сборник материаловВсероссийского семинара ©Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектнобытийный подходª. Краснодар, май 2007. с.3045.6.Макаров,О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога: автореф. дисс…. канд психол. наук:. Дальневосточный государственный университет путей сообщения[Текст] /О.Г.Макаров. Хабаровск, 2006. 23с.7.Fridman, R.A. What goes around comes around: the impact of personal conflict style on work conflict and stress [Теkst] / R.A.Fridman // The International Journal of Conflict management. 2000. Vol.11. No.1. р.3255.8.Yousef, A.D. The Interaktive Effects of Role Ambigyiti on Job Satisfaction and Attitudes Toward organizational Chaode: A moderated Multiple Regression Approact [Теkst] / A.D. Yousef //Iernational Journal of Stress Management, 2000. Vol.7. No.4. р.289303.
Kulagina Natalia VladimirovnaA bachelor of psychological science, a docent of psychology and social work faculty of Berezniki branch (office) of Perm State research university (BS PSRU), a deputy director of scientific and methodical worknatkulagina@inbox.ru
Role conflict in female teaching activity and its impact on motivation to the work and satisfaction with itAbstract:In this issue the results of theoretical comprehension and empirical research of a problem with manifestation of intrapersonal role conflict infemale teaching activity are presented.Destructive effect of role conflict on psychic and physical women health based on the analysis of various authors‱ works is described in the article.Moreover, the results of the research illuminated manifestations of the role conflict relationship with person of womenteachers, their motivation to the work and satisfaction with it are highlighted. Some recommendations for women about ways of overcoming role conflicts are offered in the article.The aim of the article is to underline the urgent point of the role conflict problem of working women (based on female teaching), activate specialists for more active steps for working out techniques and methods of warning and correcting it.Key words:intrapersonal role conflict, person gender type, external/internal type of the role conflict, optimal/nonoptimal motivation complex.
Ролевой конфликт в деятельности женщинпедагогов
и его влияние на мотивацию к работеи удовлетворённость ею
Аннотация:В статье представлены результаты теоретического осмысления и эмпирического исследования проблемы проявления внутриличностного ролевого конфликта у женщинпедагогов.На основе анализа работ разных авторов иллюстрируется деструктивное влияние ролевого конфликта на психическое и физическое здоровье женщин его переживающих. Представлены результаты исследования взаимосвязи проявлений ролевого конфликта женщинпедагогов, сих мотивациейк работе и удовлетворённости ею. Предложены некоторые рекомендации для женщин по способам преодоления ролевых конфликтов. Цель статьи подчеркнуть актуальность проблемы ролевого конфликта у работающих женщин (на примере женщинпедагогов), активизировать специалистов на более активные шаги в области разработки приёмов и методов его предупреждения и коррекции.Ключевые слова:внутриличностный ролевой конфликт, гендерный тип личности, экстернальный/интернальный типыролевого конфликта, опимальный/неоптимальный мотивационный комплекс
Социальноэкономические изменения, происходящие в настоящее время в российском обществе, вызвали резкое усложнение сложившейся системы социальных ролей, появление новых социальнопрофессиональных ролей, возрастание противоречивости их компонентов. Все этов итоге привело к интенсификации конфликтов вообще и ролевых в частности, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни человека. В науке описан психологический феномен ©ролевой конфликт работающей женщиныª (Алешина Ю.А., Гаврилица О.А., Клёцина И.С., Лекторская Е.В., Хоткина З.А.), возникающий вследствие большого количества социальных ролей, в выполнение которых она вовлечена (роли семейной и профессиональных сфер жена, мать, хозяйка, дочь, коллега, работник, подруга и др.); вследствие противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических и эмоциональных ресурсов для полноценного их выполнения. Он также может быть вызван неоправданно завышенными требованиями и ролевыми нормами, которые устанавливает сама женщина к выполнению этих ролей. Ёрина С.И. определяет ролевой конфликт как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнителю (Ёрина С.И, 2000).Так, A.D. Yousef выявил, что внутренний ролевой конфликт отрицательно влияет на удовлетворение от выполняемой работы, на аффективные, когнитивные и поведенческие тенденции человека, приводит к упадку душевных и физических сил, подверженности психосоматическим заболеваниям, дезорганизованности [8]. R.A.Fridmanи S.T. Tiddустановили, что люди, переживающие ролевой конфликт, провоцируют также стрессовые состояния для коллег [7]. О.Г.Макаров показал, что сотрудники, переживающие внутриличностный конфликт, испытывают неудовлетворенность работой, диссоциацию профессиональных ценностей, профессиональную дезадаптацию, снижение мотивации к профессиональной деятельности, снижение общей активности, ощущение усталости и ©пресыщенностиª деятельностью,сомнения в своей профессиональной состоятельности [6].
То, что для работающих женщин ролевой конфликт является мощным фактором дезадаптации и стресса говорят термины, которыми в англоязычной литературе описывают комбинирование семейных и профессиональных ролей: жонглирование (juggling), балансирование (balancing), плавание против течения (swimmingupstream), разрывание (torn), замученные (martyred), чувство раскола на две части (feeling split in two) и др. Клёцина И.С. на основании литературного анализа выделяет несколько видов ролевых конфликтов у женщины и причин их порождающих: ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха, экзистенциальногендерный конфликт [5]. Так, один из наиболее ярких описанных типов ©ролевой конфликт работающей женщиныª возникает в результате того, что женщине приходится выполнять слишком много различных принятых ею и значимых для неё ролей(супруги, матери, хозяйки дома, профессионала, коллеги и др.) и у неё не хватает времени, эмоциональных и физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей, тем более, что многочисленные предписаниятребования разных социальных ролей, препятствуют их успешной реализации. Таким образом, основная причина данного вида РК ролевая перегрузка, которая мешает эффективно совмещать семейные и профессиональные роли.Другой описанный вид ролевого конфликта ©конфликт боязни успехаª порождается ситуацией невозможности выбора между двумя значимыми сферами жизнедеятельности: профессиональной и сферой значимых отношений, которые представляется женщине взаимоисключающими. Исследователями отмечается, что состояние избегания успеха формируется под влиянием социокультурной среды и полоролевых стереотипо. Женщины испытывают тревогу не по поводу достижений вообще, а лишь в тех областях, где они нарушаютобщепринятые полоролевые нормы. Успех в деловой сфере, особенно нетипичной для женщин, ассоциируются с нежелательными для женщины последствиями в личной жизни.Третий описанный вид ролевого конфликта ©экзистенциальногендерный конфликтª, порождается гендерными представлениями о разной ценности и значимости профессиональных и семейных ролей для мужчин и женщин. Экзистенциальногендерный конфликтмогут переживать женщины, смысложизненные ориентации которых базируются на исполнении традиционных половых ролей. Другими словами, главный смысл своей жизни большинство женщин видит в семье, именно поэтому выполнение профессиональных ролей затрудняющих выполнение смысложизненных семейных, приводит к внутриличностным переживаниям, негативной оценке себя как женщины.Д. Невил и С. Дамико в своем опроснике для измерения ролевого конфликта работающих женщин обозначили семь категорий, связанных с ощущением ролевого конфликта: 1) управление временем, 2) отношения с мужем, 3) управление хозяйством, 4) финансы, 5) заботао детях, 6) собственные ожидания, 7) ожидания других. Это проблемные зоны, восприятие несостоятельности в которых ведет работающих женщин к ощущению ролевого конфликта негативным переживаниям, связанным с ее неспособностью успешно сочетать семейные и профессиональные роли [по 2]. Разные женщины поразному реагируют на эту ситуацию: одни постоянно жалуются, ругают себя и окружающих, мечтают перестать работать и заняться семьей, а другие прекрасно успевают и на работе, и дома, без какихлибо явных проблем и жалоб выполняют свои повседневные обязанности, не мыслят себя без активной профессиональной деятельности.Каждый из этих слагаемых вносит свой вклад в ощущение женщиной чувства психологического дискомфорта, вызванного реальной ситуацией совмещения работыи семьи. Необходимо отметить, что все эти показатели не измеряются объективно они отражают субъективное восприятие женщиной себя и своей жизненной ситуации.Причины ролевого конфликта работающей женщины могут быть следующие:Ролевой конфликт у работающей женщины возникает вследствие большого количества ролей, в выполнение которых она вовлечена (роли семейной и профессиональных сфер); вследствие противоречивых требований, предъявляемых этими ролями и нехватки физических ресурсов для полноценного их выполнения. Он также может быть вызван неоправданно завышенными требованиями и ролевыми нормами, которые устанавливает сама женщина. (Ю.А.Алешина, Е.В.Лекторская, З.А.Хоткина). В настоящее время практически все женщины (за редким исключением) работают. Поэтому им приходится сочетать весь спектр семейных и профессиональных ролей. Ролевой конфликт возникает, если какаято их выполняемых ролей будет в тягость, будет мешать выполнению других, более приоритетных ролей. Так, для женщины с выраженными традиционнопатриархальными гендерными характеристиками более комфортны будут традиционные профессиональные женские роли, да и те, скорее всего, будут на втором месте. А реализация профессиональной роли, вынуждающей её отказываться от свойственного ей фемининного типа и имитировать мужское ролевое поведение, будет являться причиной постоянных напряжений и конфликтов.П.П.Горностай называет следующие причины ролевого конфликта у женщины [4]:1. Несовместимость различных ролей.Эти ситуации возникают тогда, когда различные роли (или компоненты ролевого кластера) не могут функционировать одновременно, или когда играние одной роли существенно затрудняет исполнение другой. Примером могут служить противоречия между семейными и профессиональными ролями (женщина не может реализовать себя как мать так, чтобы это не отразилось на профессиональной деятельности) и т.п. 2. Противоречия между ролевыми ожиданиями разных людей.Ситуации возникают тогда, когда на исполнение роли оказываются противоречивые или взаимоисключающие друг друга требования со стороны разных людей из значимого окружения личности. Пример: роль молодой жены видится мужем иначе, чем свекровью. 3. Противоречия между ролью, которую необходимо выполнять и ролевой Яконцепцией личности.Эти ситуации возникают в том случае, когда исполняемая роль (или та, которую предстоит взять на себя личности) не соответствует собственным представлениям человека о роли, а также представлению о себе, как субъекте этой роли. Пример: отсутствие единомышленников, которые принимают женщину и её роли такими, какими она их видит сама. 4. Противоречия между ролевым поведением и ролевыми ожиданиями.Возможны ситуации односторонних и двусторонних противоречий (случаи дивергентных ролей, или полная ролевая несовместимость). Пример: поведение жены не совпадает с идеальными представлениями мужа о типичной роли жены (и/или наоборот). Активное реформирование системы общего образования, нововведения, внедряемые в последние годы в практику работы школ, предъявляют высокие требования к учителям требуют от них высоких физических, интеллектуальных, эмоциональных, а главное, временных затрат на качественное выполнение всех своих профессиональныхролей и связанных с ними обязанностей (классный руководитель, учительпредметник, руководитель, коллеганаставник и др.). В результате меньше сил и времени остаётся на выполнение семейных ролей. На данный момент в общеобразовательных учреждениях работаетбольшая часть педагогов со стажем работы свыше двадцати лет, средний возраст которых около 48лет (на селе ещё выше). Т.е. это достаточно молодые женщины, у которых много родительских и супружеских обязанностей.Некоторые авторы в результате научных исследований показали, что характер и условия выполнения педагогической деятельности содержат потенциальные возможности для возникновения и развития ролевого конфликта (Биллен Б., Васильева А.О., Горностай П.П., Ерина С.И. и др.), Вопервых, учитывая, что педагог очень часто находится в системе противоречивых, взаимоисключаемых перекрестных ожиданий и требований от разных людей (руководства, учащихся и их родителей, членов своей семьи); вовторых, выполнение педагогом практически одновременно нескольких социальных ролей(мать, жена, работник, дочь, подруга, руководитель и др.); втретьих, неудовлетворённость педагогов отношением к их профессии, неадекватной материальной оценкой их высокоэнергозатратного труда.Наличие названного фактора (ролевой конфликт) у педагога, безусловно, влияет на его удовлетворенностьвзаимодействием с организацией, отношениек организации и его вкладв деятельность организации. Скорее всего, такой педагог не выполняет свои профессиональные роли на должном, ожидаемом уровне, может стать источником внутриорганизационных конфликтов.Безусловно, любой руководитель заинтересован в объективной информации о психологическом состоянии сотрудников с целью использования этой информации для проведения соответствующей коррекционной работы.
С целью выявления наличия ролевого конфликта у женщин педагогов, и его влияния на удовлетворённость профессиональной деятельностью было проведено представленное ниже исследование.Были выдвинуты предположения о том, что: 1)у женщинпедагогов разных возрастных групп уровень выраженности ролевого конфликта различен; 2) мотивык профессиональной деятельности и уровень удовлетворённостиеюразличны.Исследование было проведено на базе общеобразовательных школ Александровского района(Пермский край). Количество испытуемых 160человек. Возраст испытуемых 2257 лет. Все респондентки: имеют высшее профессиональное образование, замужем, имеют детей (1 или 2). Для проверки гипотезы исследования респондентки были разделены на две группы: 1 гр. женщины молодого возраста (2236 лет), 2 гр. женщины зрелого возраста (3757 лет).Для реализации исследовательской цели былииспользованы:методика ©Диагностика выраженности ролевого конфликта у работающей женщиныª (Корнеева Е.Е.), опросник ©Мотивация профессиональной деятельностиª (методика К. Замфир в модификации Реана А.), опросник ©Интегральная удовлетворённость трудомª (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
Результаты исследования выраженности показателей ролевого конфликта представлены в таблице 1.
Таблица 1Различия в показателяхролевого конфликта у женщинпедагоговразных возрастных групп (средние значения)
Примечания: * различия значимы на стат.значимом уровне р≤ 0,01; ** согласно ключу методики уровень общего РК считается высоким, если результат составляет от 29 до 35 баллов, средним от 22 до 29 баллов, низким до 22 баллов.
Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать следующие выводы:
у молодых женщинпедагогов общий уровень ролевого конфликта (и все его показатели) выражен на среднем уровне (ближе к высокому), а у женщинпедагогов зрелого возраста общий уровень ролевого конфликта выражен на низком уровне (но на границе со среднимуровнем). Различия достоверны на статистически значимом уровне р≤ 0,01;
молодым женщинампедагогам реализация профессиональных ролей значительно мешает реализации семейных и наоборот; повидимому, для качественного совмещения ролей этих двух сфер жизнедеятельности им не хватает ресурсов временных, физических, эмоциональных и пр.
молодые женщиныпедагоги остро испытывают чувство вины перед семьёй и переживают неодобрение со стороны мужа (р≤ 0,01).Исходя из полученных результатов можно заключить, что респондентки молодого возраста, имеющие ролевой конфликт средней степени выраженности, имеют душевную дисгармонию. Внутренний дискомфорт от амбивалентных переживаний можно проиллюстрировать цитатой М.Е. Баскаковой, которая опираясь на результаты исследования, отметила: ©женщины беспокоятся по поводу того, что наносят детям, находящимся большую часть дня без них эмоциональный ущерб, иодновременнопо поводу того, что их профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они отдают детям, а такжепо поводу того, что их брак страдает от всего этогоª [1]Следует ли из этого, что выявленные душевные переживания негативно влияют на отношение к профессиональной деятельности, становится ли работа в тягость?Ответ на эти вопросы мы можем найти, проанализировав результаты исследования отношения к профессиональной деятельности и разным её составляющим.Результаты исследования мотивации к работепредставлены в таблице 2.
Таблица 2Различия в мотивах к работеуженщинпедагоговразных возрастных групп (средние значения)
Примечания: * различия значимы на стат.значимом уровне р≤ 0,01;
Из анализа представленных в таблице данных видно, что общий мотивационный комплекс молодых женщинпедагогов крайне неоптимален ВОМ(4,37)ВПМ(2,85)ВМ(1,10). Т.е. содержание и смысл профессиональной деятельности менее существенны для них, чем некие внешние мотивы. Их скорее интересуют какието возможные выгоды, которые они могут получить в результате её реализации.Выявленные низкие показатели удовлетворённости процессом и результатом профессиональной деятельности, отсутствие стремления наиболее полно самореализовываться именно в данной профессии, выраженное стремление избежать критики, наказания и неприятностей также указывают на наличие внутреннего конфликтного отношения к выполняемой профессионально роли. Можно заключить, что исполняемая профессиональная роль, обусловленная такими мотивами, не приносит удовлетворения, становится в тягость, сопровождается отрицательнымиэмоциями, а субъект роли не стремится к профессиональной самореализации в этой профессии. Мотивационный комплекс женщинпедагоговв зрелом возрастедостаточнооптимален: ВМ (4,48)ВПМ(4,19)ВОМ(2,95). Педагогиданной группы имеют зрелую внутреннюю мотивацию к работе, стремятся к продвижению(повышению профессионализма)в ней, получают удовлетворение от её процесса и результата. Это говорит о том, что они получают в профессиональной деятельности подтверждение своим индивидуальным ценностям и смыслам.
Результаты исследования удовлетворённости своей профессией представлены в таблице 3.
Таблица 3
Различия в показателяхудовлетворённости разными сторонами работыу женщинпедагоговразных возрастных групп (средние значения)
Примечания: * различия значимы на стат.значимом уровне р≤ 0,01; ** согласноключу методики уровень общей удовлетворённости профессией низкий уровень до 44% от максимального значения, средний при 4576%, высокий выше 76% от максимального значения.
Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяют нам сделать выводы:
интегральный показатель ©общая удовлетворённость профессиейª у молодых педагогов и педагогов зрелого возраста имеет статистически значимые различия: у педагогов зрелого возраста отношение к работе более положительное (р≤ 0,01), хотя общий показатель удовлетворённости и у тех, и у других респонденток очень хороший на границе между средним и высоким уровнем ( 77,9% от maxзначения) у молодых педагогов и на высоком уровне (82,1% от maxзначения) у педагогов зрелого возраста;
на статистически значимом уровне у молодых и зрелых педагогов по трём показателям имеются различия: молодые педагоги более удовлетворены своим профессиональным положением в коллективе (ср.зн. = 5,12 и 4,85, р≤ ,01); в меньшей степени, чем их зрелые коллеги удовлетворёны отношением к выполняемой работе (ср.зн. =2,46 и 3,59, р≤ 0,01) и отношением к ученикам (ср.зн. =1,73 и 2,91, р≤ 0,01).Таким образом, констатируем, что при том, что молодые педагоги менее, чем их более старшиеколлеги, удовлетворены общим отношением к работе, тем не менее, они чувствуют себя более уверенными в профессиональном плане.
Таким образом, подводя итоги исследования можно сделать выводы:умолодых женщинпедагогов присутствует ролевой внутриличностный конфликт средней степени выраженности; все его показатели: чувство вины перед семьёй, переживание неодобрения со стороны мужа, помеха между профессиональными и семейными ролями, выражены в значительно большей степени, нежели у замужних, имеющих детей, зрелых женщинпедагогов;
узрелых женщинпедагогов уровень выраженности ролевого конфликта низкий. Причины этих различий м.б. самые разные. Например, возрастные различия детей женщин разных возрастных групп, различия, в связи с этим, в лимите времени на выполнение той или иной социальной роли; разные ценностные ориентации и жизненные приоритеты женщин разных возрастных групп, наличие традиционнопатриархальных или эгалитарных гендерных представлений и др. Исходя из того, что молодые женщиныпедагоги переживают ролевой конфликт, у них, скорее всего, имеют место быть личностные переживания, психологический дискомфорт. Выявлено, что мотивационный комплекс молодых женщинпедагогов неоптимален. Т.е. стимулами к работе являются не смыслы и содержание самой работы, а другие внешние факторы (м.б. это зарплата, возможность иметь знакомства с большим количеством разных людей (родителей), контролировать своих детей, обучающихся здесь же и др.). А вот зрелых учительниц стимулирует к работе именно её содержание и смысл.Такжеустановлено, что и молодые, и зрелые женщиныпедагоги имеют средний (пограничный с высоким) и высокий (соответственно) уровниудовлетворённости профессиональной деятельностью. Причины здесь и объективные, и субъективные. Таким образом, гипотезыисследования подтвердились полностью: действительно, уровень выраженности ролевого конфликта у женщинпедагогов разных возрастных групп различен; мотивык профессиональной деятельностии уровень удовлетворённости еюразличны.
Многие современные женщины ведут очень активный образ жизни, совмещая личную и семейную жизнь с отнимающей много времени профессиональной деятельностью. Однако не у всех имеются выраженные проявления ролевого конфликта. Повидимому, эти женщины владеют приёмамии способамисамокоррекции своего эмоционального состояния, урегулирования внутрисемейных и детскородительских отношений.
Ниже представлены некоторые рекомендациипо способампреодоления ролевых конфликтов, по изменению неблагоприятных условий, которые могутпривести к их, а также рекомендации по действию в уже сложившейся внутренне конфликтной ситуации. Рекомендациисформулированы на основе обобщения мнений различных специалистов в данной области:
1.Оценивайте ситуацию адекватно. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта ролей и вызвали чувство напряженности.2.Взгляните на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, это поможет увидеть истинные причины внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из нее. 3.Примите случившиеся как свершившийся факт и действуйте, отбросив эмоции (точно опишите волнующую вас ситуацию, запищите возможные действия, которые можно предпринять).4.Научитесь устанавливать приоритеты, подумайте, какая роль является более важной для вас, какая из ролей нуждается в большем внимании в данный момент.5.Измените условия и/или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если ролевой конфликт возникает постоянно и именно изза неблагоприятных условий деятельности.6.Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний, может быть, ваши требования и ролевые нормы неоправданно завышены.7.Не концентрируйтесь на одной роли,примите на себя новые роли для самореализации.8.Стремитесь к повышению качества и эффективности профессиональной деятельности,к достижению успеха, признанию и высокому социальному статусу в своей профессии.9.Работайте над своим прошлым, анализируйте собственную биографию, опирайтесь на накопленный опыт и редактируйте его в соответствии с ситуацией это один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.10.Выделите время и пространство, чтобы заняться самовосстановлением.11.Подумайте, какие моменты в работе и в семье помогают вам снять напряжение.12.Обратите на себя внимание группы или партнеров по общению. Придите к взаимному принятию ролей, то есть принятию человека таким, какой он есть. Умейте прощать (не только других, но и себя).13.Больше внимания уделите своему внутреннему миру. Внутренние потребности, ценности, установки должны быть для вас более значимы, чем внешние оценки.14.Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения, так и творческие занятия, найдите время для своих увлечений.15.Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.
В заключении отметим, что перспективным направлением в рамках изучения ролевого конфликта считаем дальнейшее изучение причин, вызывающих ролевой конфликт, изучение особенностей разрешения ролевых конфликтов разными людьми.Признавая сложную объективносубъективную природу ролевого конфликта можно предположить, что плодотворными для дальнейших исследований может быть изучение особенностей педагогической деятельности и условия выполнения профессиональной роли педагога как причины ролевого конфликта.Ссылки на источники1.Баскакова, М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? [Текст] / М.Е. Баскакова // Семья в России, 1993. №3. С.101108.2.БилленБ.,ШеппВинтерЭ.Женщинаиконфликтынаработе[Текст] / Б.Биллен, Э.ШеппВинтер
// Женщина на работе / Под ред. Седовой Л. В., Силенко И. Н. РостовнаДону: Издво ©Фениксª, 1996. с. 9.3.Гаврилица,О.А. Чувство вины у работающей женщины[Текст] / О.А.Гаврилица// Вопросы психологии, 1998. №4, с.6570.4.Горностай,П.П. Диагностика икоррекция ролевых конфликтов[Текст] / П.П.Горностай// Журнал практического психолога.1999.№1, с. 4451.5.Клёцина, И.С. Аналитическиеподходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления [Текст] / И.С.Клёцина//Сборник материаловВсероссийского семинара ©Противоречия, конфликты, кризисы личности: субъектнобытийный подходª. Краснодар, май 2007. с.3045.6.Макаров,О.Г. Особенности проявления и преодоления внутриличностных конфликтов в профессиональной деятельности успешного психолога: автореф. дисс…. канд психол. наук:. Дальневосточный государственный университет путей сообщения[Текст] /О.Г.Макаров. Хабаровск, 2006. 23с.7.Fridman, R.A. What goes around comes around: the impact of personal conflict style on work conflict and stress [Теkst] / R.A.Fridman // The International Journal of Conflict management. 2000. Vol.11. No.1. р.3255.8.Yousef, A.D. The Interaktive Effects of Role Ambigyiti on Job Satisfaction and Attitudes Toward organizational Chaode: A moderated Multiple Regression Approact [Теkst] / A.D. Yousef //Iernational Journal of Stress Management, 2000. Vol.7. No.4. р.289303.
Kulagina Natalia VladimirovnaA bachelor of psychological science, a docent of psychology and social work faculty of Berezniki branch (office) of Perm State research university (BS PSRU), a deputy director of scientific and methodical worknatkulagina@inbox.ru
Role conflict in female teaching activity and its impact on motivation to the work and satisfaction with itAbstract:In this issue the results of theoretical comprehension and empirical research of a problem with manifestation of intrapersonal role conflict infemale teaching activity are presented.Destructive effect of role conflict on psychic and physical women health based on the analysis of various authors‱ works is described in the article.Moreover, the results of the research illuminated manifestations of the role conflict relationship with person of womenteachers, their motivation to the work and satisfaction with it are highlighted. Some recommendations for women about ways of overcoming role conflicts are offered in the article.The aim of the article is to underline the urgent point of the role conflict problem of working women (based on female teaching), activate specialists for more active steps for working out techniques and methods of warning and correcting it.Key words:intrapersonal role conflict, person gender type, external/internal type of the role conflict, optimal/nonoptimal motivation complex.