Инновационные стратегии развития - инструмент повышения эффективности деятельности предпринимательских структур в молочной промышленности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ломакина А. Н. Инновационные стратегии развития - инструмент повышения эффективности деятельности предпринимательских структур в молочной промышленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2951–2955. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53596.htm.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость внедрения инновационных технологий получения молочных продуктов, содержащих добавки, оказывающие профилактическое и лечебное влияние на организм человека для повышения эффективности производственной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЛомакинаАнна Николаевакандидат экономическихнаук, доценткафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита,ФГАОУ ВПОНевинномысский Технологический Институт(филиал СКФУ), г.Невинномысскdementieva_an@rambler.ru

Инновационные стратегии развития инструмент повышения эффективности деятельности предпринимательских структурв молочной промышленности

Аннотация.В статье обосновывается необходимость внедрения инновационных технологий получения молочных продуктов, содержащих добавки, оказывающие профилактическое и лечебное влияние на организм человека для повышения эффективности производственнойдеятельности.Ключевые слова:стратегии инновационного развития, эффективность деятельности, молочные продукты, профилактическое и лечебное влияние.

Необходимым условием развития предприятий пищевой промышленности является инновационная направленностьв технологии производства.В современных условиях успешно могут развиваться лишь те предприятия, которые своевременно выявляют изменение общественных потребностей в молочной промышленности, системно и последовательно используют возможности, порождаемые непрерывным развитием науки, техники и технологии, организации производства и управления. Не следует забывать, и о полном использовании уже имеющегося производственногоаппарата. Тем более что мощности действующих предприятий, производящих молочную продукцию, используются далеко не полностью. В 2010 году мощности по производству цельномолочной продукции использовались всего на 37%, по сливочному маслу на 29%, по сыру на 46%. Таким образом, на действующих предприятиях имеются значительные резервы для улучшения использования имеющихся мощностей, и увеличения за счет этого объемов выпуска молочной продукции и всех экономических показателей деятельности. Необходимо отметить,что несмотря на то что Потребление молочных продуктов населением в России неуклонно растет0но значительно ниже рекомендуемых величин. Институтом питания РАМН были разработаны рекомендуемые нормы потребления молочных продуктов на 1 человека в год —390 кг(в пересчёте на молоко): цельного молока —116 кг, масла сливочного —6,1 кг, сметаны —6,5 кг, творога —8,8 кг, сыра —6,1 кг, мороженого —8 кг, молочных консервов —3 кг, обезжиренного молока —12,3 кг. Необходимо отметить, что в структуре потребления молочных продуктов в России около 80% приходится на цельное молоко (стерилизованное, пастеризованное), и это не удивительно, ведь молоко содержит питательные вещества и биологически активаторы (ферменты, витамины), необходимые для жизнедеятельности организма: около 20 различных аминокислот, свыше 20 жирных кислот илипоидов, около 30 минеральных веществ (соли) и т.д. В мировой практике наибольшую долю потребляемых молочных продуктов составляют продукты йогуртового типа 70%, 20% приходится на цельное молоко и 10% на другие молочные продукты. Анализ потребления молочных продуктов за последние 1015 лет во многих экономических развитых странах свидетельствует о тенденции повышения потребления кисломолочных продуктов, которые занимают особое место в питании населения. Они обладают высокой питательной ценностью, хорошими вкусовыми свойствами, легкой усвояемостью, что обусловлено жизнедеятельностью молочнокислых бактерий. Поэтому существует резерв повышения производства кисломолочных продуктов, так как они должны составлять основную долю в структуре цельномолочной продукции, особенно с низким содержанием жира. Производители осуществляют модернизацию и расширение мощностей предприятий. Однако в таких условиях существует риск, что произойдет перекос в сторону наращивания производства, а интересы потребителя не будут учтены. Считается, что российский рынок и потребители уникальны в своем роде, и в некотором отношении это верно. Однако основные тенденции потребления продовольственных товаров в других странах(удобство и быстрота приема пищи, забота о своем здоровье) оказывают заметное влияние и на россиян.Растущая конкуренция вызывает необходимость усовершенствования предложений, и менее эффективные производители выбывают из игры. Потребление стандартных продуктов стагнирует. Возрастает спрос на инновационные продукты с дополнительными позитивными характеристиками по мере изменения потребностей покупателей. Специалисты говорят о глобальном изменении направленности рынка пищевых продуктов. Теперь на первое место выводится качество и экологическая чистота продуктов, а не их стоимость.В связи я этим, предприятям необходимо предлагать инновационные товары с лучшим соотношением цена/качество, постоянно повышать стандарты качества, удовлетворять спрос всех потребителей.Несекрет, что основные объемы производства стандартного отечественного предприятия приходятся на пастеризованное молоко и традиционные молочные продукты (кефир, сметану, простоквашу, йогурт, ряженку и т.д.). При этом средняя рентабельность такого предприятия составляет 34% и редко когда превышает 5% [1]. Разумеется, при таком положении трудно говорить о развитии, важно сохранить имеющееся. Поэтому главная задача любого предпринимателя –повышение рентабельности.Существует несколько вариантов решения этой проблемы. Самым очевидным из них является –снижение издержек, добиться которого можно тремя различными способами:

экономия на дешевом сырье, ингредиентах и рабочей силе. Однако данный способ может привести к снижению качества продукции, а в итоге к разорению предприятия;увеличение объемов производства. Расширение рынка сбыта, увеличение продаж позволят снизить издержки предпринимателя, однако этот путь связан с конкурентной борьбой, что влечет дополнительные затраты;реструктуризация бизнеспроцессов. Это позволяет достичь значительной экономии, но может потребовать и серьезных начальных вложений и времени, которые будут зависеть от стартового положения дел на предприятии.Резервы увеличения рентабельности существуют, такпо данным Министерства сельского хозяйства Россиик середине февраля 2013 года средняя цена закупки сырого молока у производителе составила 15,3 руб/кг. Средняя потребительская цена на молоко разливное составила 29,9 руб/кг., масло сливочное 243,9 руб/кг, сыры сычужные твердые 250,1 руб/кг.[2]Бизнес устроен так, что прежде чем чтото получить, необходимо сначала вложить. Поэтому затраты неизбежны, и главное в этом процессе –структура и перспективность затрат, т.е. они должны быть продуманы, обоснованы и эффективны.Наиболее прогрессивным вариантом увеличения рентабельности является применение инноваций. По мере развития российского рынка молочной продукции производители адаптируются к меняющимся условиям. В настоящий момент большинство компаний не предлагают молочные продукты, за которые потребители готовы заплатить больше. Однако наиболее реалистичный способ выдержать конкуренцию –сконцентрироваться на выпуске продукции с добавленной стоимостью. Это предусматривает поиск определенной ниши на рынке, где можно предлагать нечто особенное. Один из вариантов –ориентация на здоровое (правильное) питание.Сегодня ни для кого не секрет, что внешний и внутренний образ человека во многом зависит от культуры питания. Питание является важнейшим фактором окружающей среды, воздействующим на организм человека в течение всей жизни. Питательные вещества, превращаясь в процессе обмена веществ в структурные и функциональные элементы клеток, обеспечивают умственную и физическую деятельность, формируют здоровье и продолжительность жизни. Дефицит или избыток питательных веществ всегда сопровождается либо снижением сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды, либо возникновение заболевания.В целом, до 70% населения развитых стран нуждается в коррекции микрофлоры кишечника, а в России эта цифра возрастает до 90%. У подавляющего числа обследованных россиян выявлены микроэкологические нарушения кишечника, проявляющиеся в дефиците бифидо и лактофлоры и увеличение численности условнопатагенных микроорганизмов. Химизация продуктов питания, консерванты, неблагоприятные экологические условия жизни, стресс, излучение бытовой электроники, лечение антибиотиками –все это приводит к сокращению полезных бактерий в пищеварительном тракте человека и развитию гнилостной и патогенной микрофлоры. Поэтому возможность увеличения рентабельности за счет освоения производства инновационных пробиотических молочных продуктов с современных позиций –это самый эффективный способ решения проблемы. Так какновомодные продукты в отличие от традиционных являются наиболее эластичными товарами.

Рассматривая ценообразование с учетом эластичности товара легко можно подсчитать, что выгоднее: произвести и продать 10т кефира или заработать те же деньги, продав 2 3 т пробиотического продукта? Если же еще принять во внимание, что объемы продаж кефира и других традиционных молочных продуктов для регионального рынка края имеют устоявшиеся значения и их рост возможен лишь за счет доли конкурентов, то становится очевидным, чтохорошо спланированное наращивание объемов инновационных продуктов, рынок которых ежегодно растет, принесет прибыль. Не стоит также забывать, что это уникальная возможность ускоренного проникновения на новые рынки и территории.Внедрение инновационных продуктов отнюдь не исключает предыдущие способы увеличения рентабельности. Наоборот, эффективность этого способа тем выше, чем четче отлажены организационная структура и бизнеспроцессы предприятия. Именно такой комплексный подход к вопросам рентабельности приводит к синергетическому эффекту и дает 1,52руб. на каждый вложенный рубль.В последние годы при разработке рецептур используют различные методы компьютерного проектирования, позволяющие получить функциональные продукты с заданным химическим составом профилактической направленности, предназначенные для определенных категорий потребителей. Легкость внедрения в производство, простота технологического процесса, быстрота осуществления проекта на существующих технологических линиях, отсутствие дополнительных издержек и капитальных затрат все это позволяет повысить рентабельность предприятия и укрепить его конкурентоспособность.

В связи с заполнением рынка молочной продукции разного рода продуктами, содержащими синтетические вещества (красители, ароматизаторы, стабилизаторы, консерванты, вкусовые добавки) увеличивается пропаганда продуктов, содержащих только натуральные компоненты. Повышается спрос не только на продукты без синтетических добавок, но и на натуральные продукты, обладающие лечебнопрофилактическими свойствами. В этой связи целесообразно усовершенствование технологии производства традиционных кисломолочных продуктов (таких как сметана, кефир, йогурт, творог), включающих в себя необходимые человеку питательные вещества, витамины, препятствующие развитию различных заболеваний. В течение последних десятковлет значительное место на мировом рынке стабильно занимают пищевые продукты, содержащие так называемые бифидогенные факторы, стимулирующие рост и развитие бифидобактерий.Среди известных в настоящее время бифидогенных факторов наибольшую долю составляют углеводы (ксилит, сорбит, галактоза, ксилобиоза, раффиноза и некоторые другие), ранее внедренные в пищевую промышленность в качестве заменителей сахара для изготовления кондитерских изделий для больных сахарным диабетом и ожирением, а также новые углеводы специально созданные или выделенные из естественных источников (например, лактулоза), для включения их в продукты функционального питания с целью стимулирования роста в кишечнике бифидобактерий и некоторых других молочнокислых бактерий. Рынок лактулозы представлен как производителями фармацевтических препаратов зарубежного производства (Моrinаga Мilk Ind. Ltd, Моlteni, Duphar Int) так и отечественными (ООО «Фелицата Холдинг»,ООО «ИнатФарма», ООО «Экологическое объединение Фермент») и др.[3].Тот факт, что импортные товары помимо содержания «идентичных натуральным» ингредиентов имеют достаточно высокую цену, обеспечивает конкурентоспособность отечественных товаров. Результаты расчетов основных экономических показателей показывают, что внесение сиропов лактулозы (например, сиропа «Лактусан») повышает цену продуктов, обогащенных лактулозой по сравнению с обычными продуктами в среднем всего на 15 копеек за 100 г. Принимая во внимание повышение биологической ценности, увеличение цены несущественно. Рентабельность производства при этомувеличивается в 2,1раза, что позволит выделить средства на рекламнокоммерческую деятельность, а также окупить затраты на внедрение технологии.В ближайшем будущем потребительский спрос на кисломолочные продукты будет только расти, что будет способствовать развитию прогрессивных технологийв молочнойпромышленности, обеспечивающих высокое качествопродукциинеобходимое покупателю.Новые функциональные продукты питания, обеспечивающие профилактику многих заболеваний и оказывающие благоприятное влияние на здоровье, являются объектами инновационной деятельности. По сравнению с традиционными функциональные продукты можно отнести к новому товарному классу. Для воплощения данных предложений необходимы средства, и конечно не малые.Бизнес устроен так, что прежде чем чтото получить, необходимо сначала вложить. Поэтому затраты неизбежны, и главное в этом процессе –структура и перспективность затрат, т.е. онидолжны быть продуманы, обоснованы и эффективны.Несомненно, что самостоятельное осуществление подобных проектов под силу лишь крупным компаниям, которые в состоянии привлечь в штат высококлассных и дорогих специалистов. Большинству российских производителей такая роскошь просто не по карману. Поэтому оптимальным выходом из сложившейся ситуации является помощь правительства.Малый бизнес сегодня вынужден платить за кредит 30%и более. А получить его очень непросто: банки ужесточили требования, и, даже еслидекларируется относительно низкая ставка (например, 15%), это вовсе не означает, что деньгами действительно можно будет воспользоваться. Компании лишены возможности получать займы, и им не хватает оборотных средств для развития. У небольших фирм других возможностей, кроме как занять, практически нет (например, выпустить облигации для них дорого). Правительство Ставропольского края выразило готовность предоставить поддержку бизнесу, утверждая что экономика РФ и экономика Ставропольского края в частности имеют очень серьезный запас прочности, и нам не грозят финансовые кризисы, подобные тем, что были в конце 1990х годов.Вобщей сложности, российская экономика, а, следовательно, и экономика Ставропольского края в ближайший год может претерпеть серьезные изменения в зависимости от общей ситуации в мировой экономике и от того, как на нее отреагируют власти РФ.Для развития сельского хозяйства Ставропольского края, преодоления критического положения в отрасли молочного животноводства и переводу её в разряд рентабельных, необходимо проведение комплекса инновационных мероприятий, которые позволят значительно увеличить объемы производства инновационных молочных продуктов. Вопервых: использование высококвалифицированного персонала, современной техники и инновационных технологий производства. Вовторых: организация государственной поддержки предпринимательства. Всложившейся ситуации необходимо увеличить контроль за финансовыми рынками, поскольку надежда на то, что рынок способен саморегулироваться не оправдалась, обернувшись крупнейшим в новейшей истории финансовым кризисом. Монетарные власти должны запустить внутренние механизмы создания ликвидности, а также необходима государственная поддержка и национализация проблемных финансовых институтов и интеграция этихинститутов с предприятиями агропромышленного комплекса.Развитие предпринимательства в аграрном секторе экономике способно обеспечь увеличение прибыли предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию. Поскольку предприниматели ориентированы на обязательное получение прибыли, они способны расширять производство, используя интенсивные методы развития и обеспечивать финансовое оздоровление сельского хозяйства.

Ссылки на источники 1.Андрианов С. А. Инновации или традиции? Выбор стратегии развития// Молочная промышленность. –2004. №8. –С. 910. 2.http://www.souzmoloko.ru/2013/1239.html.–[Дата обращения 23.03.2013].3.http://www.Innovprom.ru/2013/1335.html–[Дата обращения 27.02.2013].4.http://www.newsbioworld.ru/2013/09_html–[Дата обращения 12.03.2013].

Lomakina Anna NikolaevnaCandidate of Economical Sciences. associate professor at the chair of Economic, NorthCavcazFederalUniversity, NevinnomysskInnovative development strategies as the instrument of the dairy industry enterprise structures activity increase.Abstract.The article under consideration is about the introduction necessity of innovative technologies of receiving the dairy products, containing additives, rendering preventive and medical impact on a human body for the production activity efficiency increase.Keywords:innovative development strategies,activity efficiency,dairy products, reventive and medical impact.