Музыкальное самообразование, повышение духовной культуры, развитие нравственной, гармоничной личности
Выпуск:
ART 53609
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Машкова
С.
В. Музыкальное самообразование, повышение духовной культуры, развитие нравственной, гармоничной личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3016–3020. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53609.htm.
Аннотация. Направленность музыкального искусства, его основных функций и духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира и уникальной музыкально-образной форме
Ключевые слова:
педагогический опыт учителя, музыкальное воспитание, искусство - часть духовной жизни человека.
Текст статьи
1
1.Машкова Светлана Витальевна2.Учитель музыки МОУ ©СОШ с.Дмитриевка Духовницкого района Саратовской областиª. Саратовская обл., Духовницкий район, с.Дмитриевка.3.Svetlana.mashkova2010@yandex.ru4.©Музыкальное самообразование, повышение духовной культуры, развитие нравственной, гармоничной личностиª5.Направленность музыкального искусства, его основных функций и духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира и уникальной музыкальнообразной форме.6.Педагогический опыт учителя, музыкальное воспитание, искусствочасть духовной жизни человека.
Обоснование актуального педагогического опыта учителяМузыкальное самообразование, как указывается в современной концепции музыкального воспитания Ю.Б.Алиева, должно осуществляться на всех этапах возрастного развития. Искусствонеобходимая часть духовной жизни человека. Искусствоэто его душа[1].©Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществеª,повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Многочисленные проблемы нашей жизни в основном сводятся к общей проблемепроблеме культуры человека, которая вмещает в себя и духовность и нравственность. Культура человека
проекция его внутреннего мира. Очень важно формировать систему ценностей, воспитать культуру восприятия, чувств. И в этом огромную роль играет искусство.Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачухудожественного познания мира, по этому она занимает значительное место в системах общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Д.Б.Кабалевский убеждал общественность в том, что ©общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всехª[2]. Именно музыка является самым распространенным и близким каждому видом искусства.
Педагогмузыкант, как никто другой способен ввести в ©безграничный мир музыкиª, раскрыть ее красоту, научить понимать и чувствовать, любить и ценить, получать удовольствие от соприкосновения с искусством.©Назначение музыки,писал немецкий музыкальный теоретик Маттесон,первоначально состояло в том, чтобы содержать нашу душу в сладком покое, или , если она утратила последний, вновь успокоить и удовлетворить ее…ª Наши современные виртуозы стараются лишь увеселять и поражать своим высоким совершенством, прежнее же умение делать своих слушателей печальными, живыми, гневными, влюбленными и даже бешенными, каковы музыкальные секреты в наши времена утраченыª. Как найти правильный путь в решении проблем? Какой выбрать подход в образовательном процессе? Каким должен быть сам учитель музыки?Новые тенденции в профессиональном образовании предполагают, что мастерство педагога проявляется прежде всего в умении направлять на 2
саморазвитие, самосовершенствование. как известно, роль педагога не ограничивается передачей информации, которую можно получить из литературы и других источников.ª Педагог является родником духовной энергии. В связи с этим профессиональная подготовка учителя направлена на овладение специальными знаниями, умениями и навыками как личностнозначимыми качествами, ибо, только личность может воспитать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимостьª (К.Д.Ушинский).На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Процесс личностного становления человека не должен сводиться к развитию отдельных качеств (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в людях музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности.Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование представлено в программа в виде содержательных дидактических единиц ( предусматривающих самостоятельное обогащение изучаемого материала) и в виде требований к уровню подготовки учащихся ( направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы).Оказание помощи учителямпредметникам, классным руководителям в подборке музыкального материала, разучивание песен для проведения классных и общешкольных мероприятий. В ходе реализации данного опыта мною решаются следующие задачи:формирование музыкальной и духовной культуры, мировоззренческих ориентаций школьников, путем восполнения дефицита классической музыки;воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса, любви к классической музыке, желание слушать и исполнять ее;использование информационных ресурсов в качестве демонстрационного, поискового материала;восприятие музыки через включение жизненного и музыкального опыта школьников, относящихся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это опыт непосредственногопереживания и размышления, формирующихся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт связанный с исполнением музыки.Аргументированность преобразований в сфере организации учебновоспитательного процессаВсем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка –это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. На уроках музыки дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого используются специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.За основу принимается методика разработанная Д Б. Кабалевским, важной особенностью которой является ее тематическое построение. Это создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, для достижения цельности уроков музыкимузыка и жизнь, помогает формировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном материале программы.3
Внутри каждого человека звучит музыка. Древние считали, что музыка родилась вместе с сотворением мира. Все в мироздании соткано из звуков. Если прислушаться, то это звуки музыки. Наука с доисторических времен накопила огромный опыт влияния на человека. еще ветхозаветные времена люди поняли, что музыка воздействует не только на психику, но и на все системы организма. Но, что еще более необыкновенно, музыка влияет на духовную сущность личности. Недаром вправославных храмах используется хоровое пение в католических органная музыка, в мечетях Коран читается нараспев. Любую музыку человек ©слушает сердцемª. Сидя в концертном зале, человек внимает симфонии, и эта ©внешняяª музыка находит отклик в его сердце, тогда у зрителя появляется состояние удовлетворения, даже счастья. Почему истинные ценители предпочитают классикуМоцарта, Бетховена, Вивальди? Классическая музыка ненавязчива. Она не подчиняет себе слух и волю человека. Онакак шелест листьев, она рядом. Если хочешь ее услышать, то услышишь, если нет она тебе не мешает. Она не агрессивна, не сумбурна. Мелодия классических произведений естественна для организма, органична для слуха. Ученые давно исследовали тему звуков музыки. Оказывается, звуки определенной тональности вызывают в человеке адекватные состояния меланхолическое, возбужденное, спокойное, напряженное, радостное, грустное. Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый ©эффект Вивальдиª, доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения ©Времена годаª улучшает свойства памяти у пожилых людей. Классическая музыка стимулирует краткосрочное расширение физиологических возможностей человеческого мозга, считают ученые. Науке известен ©эффект Моцартаª, когда маленькие дети, слушающие музыку великого австрийского композитора, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении. Слушающие классическую музыку больные выздоравливают в два раза быстрее, по сравнению с теми, кто музыку не слушает. В настоящее время ученые занимаются определением четких выводов целебным влиянием музыки на человеческий организм. Положительное влияние музыка оказывает на эмоциональный фон педагога, успокоенье, вдохновение, творчество.Русский песенный фольклорэто естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуков, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности, также как и классическая музыка вызывает положительные эмоции, происходит приобщение к русской национальной культуре. В нашей школе традиционным стало проведение общешкольных мероприятий в духе русских народных традиций, где педагоги школы самореализуются в творчестве, приобщаются к миру духовной культуры.Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Слово ©мастерствоª в значении ©мастер лучший по профессииª раньше было связано с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и др. С начала XXвека понятие ©мастерствоª все больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмыпоэт, мастер кисти художник, мастер сценыактер и т.д. С учетом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер естественным стало сочетание ©педагогмастерª. Будущие учителя, должны иметь достаточно точное представление о сущности педагогического мастерства, его сложности и многоплановости.Обоснование использования предлагаемых технологий4
Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значиттребует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин ©театральная педагогикаª, ведь часто уроки или воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог –одновременно сценарист, режиссер и главный актер, его ученики соисполнители. От педагогарежиссера зависит, как они ©играютª свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссера сближает также цель эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, используемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в ходе спектакляс другой. Педагогу, как и актеру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др. Актерское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актера.Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирование с учетом особенностей тех людей, которые в нем участвуют, и их влияния друг на друга, что помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на учеников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от учеников проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.
Данный материал поможет классным руководителям спланировать работу по вопросам планирования и проведения воспитательной работы в классе, по решению организационных вопросов. План мероприятий направлен на решение следующих задач:изучение русских традиций, поиск народных фольклорных песен;изучение старорусских обрядов и обычаев;выявление степени развития вокальнопевческих навыков, театрального мастерства;определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению; педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями;воспитание духовной культуры и нравственного облика учащихся, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу;подготовка к проведению предметных недель, внеклассных мероприятий, классных часов;обеспечение взаимодействие родителидетиучителя для решения учебновоспитательных проблем. План взаимодействия учителя музыки с учителями предметникамиможет представлять собой раздел плана воспитательной работы в классе, план проведения общешкольных мероприятий или программу ©Вокального кружкаª. Направлены на выявление и развитие природных задатков творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.Достижение результатов и способов диагностикиПроблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитания детей музыкой. Важность диагностики определяется и тем, что провозглашая ориентированность учебновоспитательного процесса на развитие личности ребенка, мы не может отказаться от вопросов: каков современный ребенок, что его волнует, что он слышит вокруг себя? т.е. необходимо попытаться разобраться в проблеме ©что такое ребенок в музыке и живет ли музыка в ребенкеª, попробовать нарисовать музыкальнопедагогический портрет современного ребенка.Когда мы говорим о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, то подчеркиваем, что становление ребенка, школьника как творца, как художника ( а 5
это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностейискусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать (вне гармониивижу, слышу, чувствую, думаю, действую).Есть методика ©музыкальная программа для друзейª связана с выявлением предпочитаемой музыки, но в такой ситуации, когда надо составить программу музыкального вечераконцерта. Проводится анкетирование, круглый стол с педагогами, сцелью выявления музыкальных предпочтений каждого. Семинары обучения педагогов, на владение основами музыкальной культуры, интонационного выражения себя, помощи своим воспитанникам. Есть много методик например:Методика ©Выбери музыкуª посвящена определению родственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении трехчетырех фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи, состава исполнителей, инструментов и пр. трудность методики состоит в том, что предлагаются произведения с неконтрастной музыкой. После прослушивания школьники должны определить, какие из этих произведений родственны по ©духуª музыки, по музыкальнообразному строю, и рассказать, по каким признакам они определили эту сущность.Методика позволяет выявлять особое ©чувство музыкиª. Главное в ней что дети оценивают: свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания. Если они опираются только на средства, это свидетельствует о низком уровне восприятия; только на свои эмоции средний уровень. Высоким уровнем надо считать установления зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой,когда ребенок достаточно содержательно может рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции. Это не какая то особая способность, свойственная только профессионалам или избранным, а нормальная способность, данная человеку от природы. В чем она заключается? Наверное, в какомто особом ©схватыванииª целостного характера изучающей музыки, в интуитивном ощущении общей интонации. И чем младше ребенок, тем у него эта способность ярче выражена. Методика ©Открой себя через музыкуª преследует цель проникнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она какойто мере позволяет выявить очень важное: на сколько школьники ©открывают себяª самим себе через музыку, на сколько осознают свои чувства и переживания, ощущают свою сопричастность содержанию музыки, ее образам, событиям. Для этого детям предлагается одно произведение или его часть, например, фрагмент из ©Думкиª П.И.Чайковского, ©Ноктюрнаª Ф.Шопена, ©Прелюдияª Д. Б. Кабалевского и др. и даются задания.
Музыкальное творчествопроявляется, как самопознание, самовыражение, самоутверждение в их единстве. При этом творчествоэто не внешне активное выражение ©деятельностиª ( даже посредственный урок внешне может протекать как ©творческая деятельностьª, когда дети все время ©занятыª), а глубинное стремление личности к духовному самоопределениючерез искусство. Отсюда проистекает потребность в самовыражении, когда ребенок выражает свое отношение к нравственноэстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознании,когда ©исследуетª свой духовный мир через музыку; в самоутверждении, когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии. Уровень музыкальнотворческого развития проверяется прежде всего путем наблюдения за детьми в процессе из общения с музыкой.6
Совместное творчество учителя музыки, педагогов и детей возникает на основе творческого слияния. Творческие проявления, приобретают развивающий характер. Обучение, включающее проблемные поисковые творческие задания, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. Важно создать игровые проблемные ситуации, побуждать к вариантным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, свободной вариативной форме. Творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного возникновению интереса к музыкальной деятельности.Образовательные результаты
Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике. В.В.Сериков в концепции личностноориентированного образования утверждает необходимость создания условий ©для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствамиª[4]. Основные положения гуманистического воспитания расширяют сферу задач учителей. Главное в этих положенияхнравственное развитие внутреннего ©яª ребенка, егосвободной самореализации. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое не простое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством. Это такие предметы как мировая художественная культура, литература, изобразительное искусство, история, направленные насформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовнонравственном развитии человека;сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитии художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации.Свидетельства их достижения и анализ результативности профессионального опыта.Педагогический процесс разнообразен, в нем встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками ( то есть, педтехникой), с другойтворчества, актерского мастерства и саморегуляцией. Чтобы стать мастером своего дела, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые позволили бы ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами учащихся, и индивидуально с каждым учеником.
Участие в фольклорных мероприятиях, выступления на общешкольных праздниках.Своим творческим подходом к исполнению песен, танцев, чтением стихов, прозы, педагоги нашей школы показывают пример подрастающему поколению. В школе создан фольклорнотанцевальный ансамбль ©Веренеяª. Нельзя не сказать и об актерском мастерстве педагогов.7
Актерское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актера. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссера К.С.Станиславского, в соответствии с которым на мой взгляд каждый педагог должен хорошо двигаться владеть своей мимикой и жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т.п. Один из главных советов режиссера –каждую обязанность стараться превращать в инициативу—это поможет учителюизбавиться от лишних конфликтов с учениками, стрессов, обид и неприятностей. Педагог должен уметь ©разрядитьª ситуацию шуткой, предложением подумать над этой ситуацией дома или найти для ее обсуждения более подходящий момент. Полезен также совет другого известного драматурга Е.Вахтангова: чтобы наладить отношения режиссера и актера, соответственнопедагога и учениковнеобходимо начинать урок с самого интересного. Самое лучшее действиесовместное действие.Разработаны этапы в формировании совместного музыкальнохудожественного вкуса преподавателей и учащихся;Выбор конкретного музыкального материала, по данной тематике;Выбор программных средств для разработки творческих заданий. Разработка методических рекомендация для учителейпредметников и учащихся, разработка творческих заданий с использованием современных программных средств. В итоге целенаправленной работы по формированию художественного вкуса на уроках музыки обеспечивается высокая эффективность такой работы. Учащиеся показывают высокие результаты творческих конкурсах районного, областного, всероссийского уровней. Любой ли может преподавать музыку? Наверное, тот, кто очень хочет и любит, кто не остается равнодушным от соприкосновения с музыкальным искусством, кто является творцом и созидателем своего дела. Учителем может быть тот, кто любит детей. Миссия учителя –быть соучастником освоения мира музыки ребенком, заботливо и мудро вести его, © взяв за рукуª к самостоятельной взрослой жизни. И тогда мир высокохудожественной музыки не будет для детей чуждым, абстрактным и не понятным. Учитель это тот, кто интересуется своими воспитанниками, их желаниями, склонностями и достижениями. Хороший учитель музыки постоянно воспитывает детей своим отношением к искусству, делу, к окружающим, учит не только пониманию своего предмета, но и чемуто более важному, что незримо стоит за конкретными вещами, человечному в человечном.Список используемой литературы
1.Алиев Ю.Б. Эмоциональноценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. —Тула, 1997.2.Кабалевский Д.Б. ©Как рассказывать детям о музыкеª М.: 1989.3.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1980.4.СериковВ.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград, 1994.5.Вендрова Т.Е. , Пигарева И.В. ©Воспитание музыкойª М.: 1980.6.Давыдова М.А. ©Уроки музыкиª М.: 2008.7.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. © Программы общеобразовательных учреждений . ©Музыка. Начальная школаª М.:.2007.8.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. ©Музыка: 14 кл. Методическое пособиеª М.:.2006.9.Осеннева М.С. , Безбородова Л.А. ©Методика музыкального воспитания младших школьниковª.М.: 2001.8
10.Школяр Л.В. ©Музыкальное образование в школеª , М.: 2001 .11.Юдина Е.И. ©Первые уроки музыки и творчестваª М.:.1999.
1.Машкова Светлана Витальевна2.Учитель музыки МОУ ©СОШ с.Дмитриевка Духовницкого района Саратовской областиª. Саратовская обл., Духовницкий район, с.Дмитриевка.3.Svetlana.mashkova2010@yandex.ru4.©Музыкальное самообразование, повышение духовной культуры, развитие нравственной, гармоничной личностиª5.Направленность музыкального искусства, его основных функций и духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира и уникальной музыкальнообразной форме.6.Педагогический опыт учителя, музыкальное воспитание, искусствочасть духовной жизни человека.
Обоснование актуального педагогического опыта учителяМузыкальное самообразование, как указывается в современной концепции музыкального воспитания Ю.Б.Алиева, должно осуществляться на всех этапах возрастного развития. Искусствонеобходимая часть духовной жизни человека. Искусствоэто его душа[1].©Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществеª,повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Многочисленные проблемы нашей жизни в основном сводятся к общей проблемепроблеме культуры человека, которая вмещает в себя и духовность и нравственность. Культура человека
проекция его внутреннего мира. Очень важно формировать систему ценностей, воспитать культуру восприятия, чувств. И в этом огромную роль играет искусство.Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачухудожественного познания мира, по этому она занимает значительное место в системах общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Д.Б.Кабалевский убеждал общественность в том, что ©общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всехª[2]. Именно музыка является самым распространенным и близким каждому видом искусства.
Педагогмузыкант, как никто другой способен ввести в ©безграничный мир музыкиª, раскрыть ее красоту, научить понимать и чувствовать, любить и ценить, получать удовольствие от соприкосновения с искусством.©Назначение музыки,писал немецкий музыкальный теоретик Маттесон,первоначально состояло в том, чтобы содержать нашу душу в сладком покое, или , если она утратила последний, вновь успокоить и удовлетворить ее…ª Наши современные виртуозы стараются лишь увеселять и поражать своим высоким совершенством, прежнее же умение делать своих слушателей печальными, живыми, гневными, влюбленными и даже бешенными, каковы музыкальные секреты в наши времена утраченыª. Как найти правильный путь в решении проблем? Какой выбрать подход в образовательном процессе? Каким должен быть сам учитель музыки?Новые тенденции в профессиональном образовании предполагают, что мастерство педагога проявляется прежде всего в умении направлять на 2
саморазвитие, самосовершенствование. как известно, роль педагога не ограничивается передачей информации, которую можно получить из литературы и других источников.ª Педагог является родником духовной энергии. В связи с этим профессиональная подготовка учителя направлена на овладение специальными знаниями, умениями и навыками как личностнозначимыми качествами, ибо, только личность может воспитать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимостьª (К.Д.Ушинский).На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Процесс личностного становления человека не должен сводиться к развитию отдельных качеств (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в людях музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности.Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование представлено в программа в виде содержательных дидактических единиц ( предусматривающих самостоятельное обогащение изучаемого материала) и в виде требований к уровню подготовки учащихся ( направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы).Оказание помощи учителямпредметникам, классным руководителям в подборке музыкального материала, разучивание песен для проведения классных и общешкольных мероприятий. В ходе реализации данного опыта мною решаются следующие задачи:формирование музыкальной и духовной культуры, мировоззренческих ориентаций школьников, путем восполнения дефицита классической музыки;воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса, любви к классической музыке, желание слушать и исполнять ее;использование информационных ресурсов в качестве демонстрационного, поискового материала;восприятие музыки через включение жизненного и музыкального опыта школьников, относящихся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это опыт непосредственногопереживания и размышления, формирующихся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт связанный с исполнением музыки.Аргументированность преобразований в сфере организации учебновоспитательного процессаВсем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка –это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. На уроках музыки дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого используются специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.За основу принимается методика разработанная Д Б. Кабалевским, важной особенностью которой является ее тематическое построение. Это создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, для достижения цельности уроков музыкимузыка и жизнь, помогает формировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном материале программы.3
Внутри каждого человека звучит музыка. Древние считали, что музыка родилась вместе с сотворением мира. Все в мироздании соткано из звуков. Если прислушаться, то это звуки музыки. Наука с доисторических времен накопила огромный опыт влияния на человека. еще ветхозаветные времена люди поняли, что музыка воздействует не только на психику, но и на все системы организма. Но, что еще более необыкновенно, музыка влияет на духовную сущность личности. Недаром вправославных храмах используется хоровое пение в католических органная музыка, в мечетях Коран читается нараспев. Любую музыку человек ©слушает сердцемª. Сидя в концертном зале, человек внимает симфонии, и эта ©внешняяª музыка находит отклик в его сердце, тогда у зрителя появляется состояние удовлетворения, даже счастья. Почему истинные ценители предпочитают классикуМоцарта, Бетховена, Вивальди? Классическая музыка ненавязчива. Она не подчиняет себе слух и волю человека. Онакак шелест листьев, она рядом. Если хочешь ее услышать, то услышишь, если нет она тебе не мешает. Она не агрессивна, не сумбурна. Мелодия классических произведений естественна для организма, органична для слуха. Ученые давно исследовали тему звуков музыки. Оказывается, звуки определенной тональности вызывают в человеке адекватные состояния меланхолическое, возбужденное, спокойное, напряженное, радостное, грустное. Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый ©эффект Вивальдиª, доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения ©Времена годаª улучшает свойства памяти у пожилых людей. Классическая музыка стимулирует краткосрочное расширение физиологических возможностей человеческого мозга, считают ученые. Науке известен ©эффект Моцартаª, когда маленькие дети, слушающие музыку великого австрийского композитора, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении. Слушающие классическую музыку больные выздоравливают в два раза быстрее, по сравнению с теми, кто музыку не слушает. В настоящее время ученые занимаются определением четких выводов целебным влиянием музыки на человеческий организм. Положительное влияние музыка оказывает на эмоциональный фон педагога, успокоенье, вдохновение, творчество.Русский песенный фольклорэто естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуков, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности, также как и классическая музыка вызывает положительные эмоции, происходит приобщение к русской национальной культуре. В нашей школе традиционным стало проведение общешкольных мероприятий в духе русских народных традиций, где педагоги школы самореализуются в творчестве, приобщаются к миру духовной культуры.Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Слово ©мастерствоª в значении ©мастер лучший по профессииª раньше было связано с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и др. С начала XXвека понятие ©мастерствоª все больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмыпоэт, мастер кисти художник, мастер сценыактер и т.д. С учетом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер естественным стало сочетание ©педагогмастерª. Будущие учителя, должны иметь достаточно точное представление о сущности педагогического мастерства, его сложности и многоплановости.Обоснование использования предлагаемых технологий4
Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значиттребует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин ©театральная педагогикаª, ведь часто уроки или воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог –одновременно сценарист, режиссер и главный актер, его ученики соисполнители. От педагогарежиссера зависит, как они ©играютª свои роли. Кроме того, педагога и театрального режиссера сближает также цель эмоциональное воздействие, орудием которого является содержание и средства, используемые в процессе обучения и воспитания учащихся с одной стороны, в ходе спектакляс другой. Педагогу, как и актеру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться и др. Актерское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актера.Педагогический процесс, как и драматургия, требует планирование с учетом особенностей тех людей, которые в нем участвуют, и их влияния друг на друга, что помогает педагогу заранее предвидеть результаты своего воздействия на учеников и даже заранее планировать различные ситуации, требующие от учеников проявления тех или иных личностных качеств, знаний и опыта.
Данный материал поможет классным руководителям спланировать работу по вопросам планирования и проведения воспитательной работы в классе, по решению организационных вопросов. План мероприятий направлен на решение следующих задач:изучение русских традиций, поиск народных фольклорных песен;изучение старорусских обрядов и обычаев;выявление степени развития вокальнопевческих навыков, театрального мастерства;определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению; педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями;воспитание духовной культуры и нравственного облика учащихся, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу;подготовка к проведению предметных недель, внеклассных мероприятий, классных часов;обеспечение взаимодействие родителидетиучителя для решения учебновоспитательных проблем. План взаимодействия учителя музыки с учителями предметникамиможет представлять собой раздел плана воспитательной работы в классе, план проведения общешкольных мероприятий или программу ©Вокального кружкаª. Направлены на выявление и развитие природных задатков творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию.Достижение результатов и способов диагностикиПроблема наблюдения за развитием детей в соприкосновении их с музыкой и окружающим миром является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитания детей музыкой. Важность диагностики определяется и тем, что провозглашая ориентированность учебновоспитательного процесса на развитие личности ребенка, мы не может отказаться от вопросов: каков современный ребенок, что его волнует, что он слышит вокруг себя? т.е. необходимо попытаться разобраться в проблеме ©что такое ребенок в музыке и живет ли музыка в ребенкеª, попробовать нарисовать музыкальнопедагогический портрет современного ребенка.Когда мы говорим о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, то подчеркиваем, что становление ребенка, школьника как творца, как художника ( а 5
это и есть развитие духовной культуры) невозможно без развития фундаментальных способностейискусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать (вне гармониивижу, слышу, чувствую, думаю, действую).Есть методика ©музыкальная программа для друзейª связана с выявлением предпочитаемой музыки, но в такой ситуации, когда надо составить программу музыкального вечераконцерта. Проводится анкетирование, круглый стол с педагогами, сцелью выявления музыкальных предпочтений каждого. Семинары обучения педагогов, на владение основами музыкальной культуры, интонационного выражения себя, помощи своим воспитанникам. Есть много методик например:Методика ©Выбери музыкуª посвящена определению родственной по содержанию музыки: насколько обоснованно дети могут, при сопоставлении трехчетырех фрагментов, найти созвучные по содержанию. Предлагаемая музыка должна быть похожей по внешним признакам: схожесть фактуры, динамики звучания, элементов музыкальной речи, состава исполнителей, инструментов и пр. трудность методики состоит в том, что предлагаются произведения с неконтрастной музыкой. После прослушивания школьники должны определить, какие из этих произведений родственны по ©духуª музыки, по музыкальнообразному строю, и рассказать, по каким признакам они определили эту сущность.Методика позволяет выявлять особое ©чувство музыкиª. Главное в ней что дети оценивают: свои собственные эмоции, вызванные музыкой, или просто выразительные средства, оторванные от жизненного содержания. Если они опираются только на средства, это свидетельствует о низком уровне восприятия; только на свои эмоции средний уровень. Высоким уровнем надо считать установления зависимости между своими эмоциями и звучащей музыкой,когда ребенок достаточно содержательно может рассказать, почему у него возникают именно эти, а не другие эмоции. Это не какая то особая способность, свойственная только профессионалам или избранным, а нормальная способность, данная человеку от природы. В чем она заключается? Наверное, в какомто особом ©схватыванииª целостного характера изучающей музыки, в интуитивном ощущении общей интонации. И чем младше ребенок, тем у него эта способность ярче выражена. Методика ©Открой себя через музыкуª преследует цель проникнуть в глубину личностного отношения и восприятия детьми музыки. Она какойто мере позволяет выявить очень важное: на сколько школьники ©открывают себяª самим себе через музыку, на сколько осознают свои чувства и переживания, ощущают свою сопричастность содержанию музыки, ее образам, событиям. Для этого детям предлагается одно произведение или его часть, например, фрагмент из ©Думкиª П.И.Чайковского, ©Ноктюрнаª Ф.Шопена, ©Прелюдияª Д. Б. Кабалевского и др. и даются задания.
Музыкальное творчествопроявляется, как самопознание, самовыражение, самоутверждение в их единстве. При этом творчествоэто не внешне активное выражение ©деятельностиª ( даже посредственный урок внешне может протекать как ©творческая деятельностьª, когда дети все время ©занятыª), а глубинное стремление личности к духовному самоопределениючерез искусство. Отсюда проистекает потребность в самовыражении, когда ребенок выражает свое отношение к нравственноэстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознании,когда ©исследуетª свой духовный мир через музыку; в самоутверждении, когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии. Уровень музыкальнотворческого развития проверяется прежде всего путем наблюдения за детьми в процессе из общения с музыкой.6
Совместное творчество учителя музыки, педагогов и детей возникает на основе творческого слияния. Творческие проявления, приобретают развивающий характер. Обучение, включающее проблемные поисковые творческие задания, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. Важно создать игровые проблемные ситуации, побуждать к вариантным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, свободной вариативной форме. Творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного возникновению интереса к музыкальной деятельности.Образовательные результаты
Гуманистически направленное образование уже давно и активно развивается в современной российской педагогике. В.В.Сериков в концепции личностноориентированного образования утверждает необходимость создания условий ©для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствамиª[4]. Основные положения гуманистического воспитания расширяют сферу задач учителей. Главное в этих положенияхнравственное развитие внутреннего ©яª ребенка, егосвободной самореализации. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь каждому индивиду развить свой собственный язык самовыражения. Наиболее способными выполнить такое не простое предназначение являются предметы, предполагающие знакомство с искусством. Это такие предметы как мировая художественная культура, литература, изобразительное искусство, история, направленные насформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовнонравственном развитии человека;сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитии художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокальнохоровых произведений, в импровизации.Свидетельства их достижения и анализ результативности профессионального опыта.Педагогический процесс разнообразен, в нем встречаются не только стандартные ситуации, но и те, которые не предусмотрены педагогической теорией, что требует от педагога с одной стороны, владения стандартизированными умениями и навыками ( то есть, педтехникой), с другойтворчества, актерского мастерства и саморегуляцией. Чтобы стать мастером своего дела, педагогу недостаточно владеть лишь теоретическими знаниями, он обязан учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих учеников, подбирать такие методы, средства и технологии, которые позволили бы ему эффективно работать как со всем коллективом, так и с отдельными группами учащихся, и индивидуально с каждым учеником.
Участие в фольклорных мероприятиях, выступления на общешкольных праздниках.Своим творческим подходом к исполнению песен, танцев, чтением стихов, прозы, педагоги нашей школы показывают пример подрастающему поколению. В школе создан фольклорнотанцевальный ансамбль ©Веренеяª. Нельзя не сказать и об актерском мастерстве педагогов.7
Актерское мастерство педагога по своей структуре включает в себя те же элементы, что и мастерство театрального актера. В этом плане очень полезно учение известного театрального режиссера К.С.Станиславского, в соответствии с которым на мой взгляд каждый педагог должен хорошо двигаться владеть своей мимикой и жестами, правильно дышать, иметь богатое воображение, уметь общаться с разными людьми и т.п. Один из главных советов режиссера –каждую обязанность стараться превращать в инициативу—это поможет учителюизбавиться от лишних конфликтов с учениками, стрессов, обид и неприятностей. Педагог должен уметь ©разрядитьª ситуацию шуткой, предложением подумать над этой ситуацией дома или найти для ее обсуждения более подходящий момент. Полезен также совет другого известного драматурга Е.Вахтангова: чтобы наладить отношения режиссера и актера, соответственнопедагога и учениковнеобходимо начинать урок с самого интересного. Самое лучшее действиесовместное действие.Разработаны этапы в формировании совместного музыкальнохудожественного вкуса преподавателей и учащихся;Выбор конкретного музыкального материала, по данной тематике;Выбор программных средств для разработки творческих заданий. Разработка методических рекомендация для учителейпредметников и учащихся, разработка творческих заданий с использованием современных программных средств. В итоге целенаправленной работы по формированию художественного вкуса на уроках музыки обеспечивается высокая эффективность такой работы. Учащиеся показывают высокие результаты творческих конкурсах районного, областного, всероссийского уровней. Любой ли может преподавать музыку? Наверное, тот, кто очень хочет и любит, кто не остается равнодушным от соприкосновения с музыкальным искусством, кто является творцом и созидателем своего дела. Учителем может быть тот, кто любит детей. Миссия учителя –быть соучастником освоения мира музыки ребенком, заботливо и мудро вести его, © взяв за рукуª к самостоятельной взрослой жизни. И тогда мир высокохудожественной музыки не будет для детей чуждым, абстрактным и не понятным. Учитель это тот, кто интересуется своими воспитанниками, их желаниями, склонностями и достижениями. Хороший учитель музыки постоянно воспитывает детей своим отношением к искусству, делу, к окружающим, учит не только пониманию своего предмета, но и чемуто более важному, что незримо стоит за конкретными вещами, человечному в человечном.Список используемой литературы
1.Алиев Ю.Б. Эмоциональноценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. —Тула, 1997.2.Кабалевский Д.Б. ©Как рассказывать детям о музыкеª М.: 1989.3.Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1980.4.СериковВ.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград, 1994.5.Вендрова Т.Е. , Пигарева И.В. ©Воспитание музыкойª М.: 1980.6.Давыдова М.А. ©Уроки музыкиª М.: 2008.7.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. © Программы общеобразовательных учреждений . ©Музыка. Начальная школаª М.:.2007.8.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. ©Музыка: 14 кл. Методическое пособиеª М.:.2006.9.Осеннева М.С. , Безбородова Л.А. ©Методика музыкального воспитания младших школьниковª.М.: 2001.8
10.Школяр Л.В. ©Музыкальное образование в школеª , М.: 2001 .11.Юдина Е.И. ©Первые уроки музыки и творчестваª М.:.1999.