Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ильиных Л. М., Нестерова О. С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3056–3060. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53617.htm.
Аннотация. Статья знакомит с технологией развития критического мышления. Использование приемов технологии в начальной школе формируют у учащихся универсальные учебные действия, развивают критическое мышление
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нестерова Ольга Сергеевна,учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 6», гBНяганьEmail:olganecterowa@mail.ruИльиных Лидия Михайловна,учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 6», гBНяганьEmail: lidail@yandex.ru

Использование приемов технологии развитиякритического мышления на уроках в начальной школеАннотацияB

Статьязнакомит с технологией развитиякритического мышленияB Использование приемовтехнологии в начальной школе формируютуучащихся универсальные учебные действия, развивают критическое мышлениеBКлючевые слова:критическое мышление, технология, приёмы, универсальные учебные действия, стадиявызов, стадияосмысление, стадиярефлексияB

В федеральном государственном стандарте второго поколения сказано «развитие личности обучающегося на основе освоенияуниверсальных учебных действий,познания и освоения мирасоставляет цель и основной результат образования»[1].Поэтому основная задача учителя на любом уроке формировать универсальные учебные действияBФормирование универсальных учебных действий учащегося, по мнению разработчиков стандарта, может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора, сопровождаемой учителем средствами индивидуальноориентированных технологийB Поэтому, освоение и внедрение современных технологий обучения становится актуальноB К числу современных образовательных технологий можно отнести: технологию дистанционного обучения, технология продуктивного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационнокоммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); технологию использования в обучении игровых методов, развивающее обучение, проблемное обучение, коллективную систему обучения (КСО), технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ), исследовательские методыв обучении, проектные методы обучения, технологию «дебаты», технологию модульного и блочномодульного обучения, лекционносеминарскозачетную систему обучения, технологию развитиякритического мышленияи другиеBВ последние годы стала популярной методика развития критического мышленияB Разработчики «Технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо»(ТРКМ)‬американцы Чарльз Темпл, КуртМередит, Джинни Стилл, Дона ОглB В России технология осваивается с 1997 годаBДумать критически это:проявлять любознательность;использовать исследовательские методы; ставить перед собой вопросы;осуществлять планомерный поиск ответов; вскрывать причины и последствия фактов;сомнение в общепринятых истинах;выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами;внимание к аргументам оппонента и их логическое осмыслениеBЦель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и тBпB)B

Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло;сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующихBПреимущества технологии критического мышления дает ученику: повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими; повышение качества образования учеников; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизниBБазовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексииB Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме; затем познакомиться с новой информацией; потом подумать, для чего тебе понадобятся, полученные знания и как ты их можешь применитьB Первая стадия ‬вызовB Ее присутствие на каждом уроке обязательноB Эта стадия позволяет:актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить ученика к активной работе на уроке и домаBНа стадии вызова используются методические приемы: «Кластер», «Корзина идей», «Покопаемся в памяти», «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Инструкции».Кластер‬это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятияB Слово «кластер»в переводе означаетпучок,созвездиеB Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какойлибо темыB Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелкилучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в своюочередь лучи расходятся далее и далееB Кластер может быть использован на самых разных стадиях урокаB На стадии вызова ‬для стимулирования мыслительной деятельностиBНа стадии осмысления ‬для структурирования учебного материалаB На стадии рефлексии ‬приподведении итогов того, что учащиеся изучилиBКластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и домаBНапример, при изучении темы «Приставка как часть слова» во втором класседети, обобщая знания оприставках, используют составленный на уроке кластер. Рисунок 1 Кластер «Приставка как часть слова»







Прием «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знанийB Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урокаB На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой темеB Обмен информацией проводится по следующей процедуре: ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблемеBОбмен информацией в парах или группахГруппы по кругу называют сведения, фактыBУчитель записывает все на доскеBСвязывание в логические цепи, исправление ошибок по мере усвоения новой информацииBПрием «Верные и неверные утверждения»B Этот прием может быть началом урокаB Учащиеся выбирают "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)B Затем учащихся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответB После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информациюBНапример, на уроке окружающего мира при изучении темы «Грибы», учитель просит учащихся поиграть в игру «Верите ли вы, что…»BПравила игры:1B На партах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как на доскеB Цифрами указаныномера вопросовB2. Зачитываютсявопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…» Ответ обсуждается в парахB3B Есливерите, то во второй строчке поставьте знак «+»B Если не верите, то знак «»BТаблица 1Таблица «Верите ли вы, что…»12345678910







Верите ли вы, что…1.… грибы ‬это растения 2.…грибы бывают шляпочными 3.…грибы бывают трубчатыми 4.…грибы бывают пластинчатыми 5.…грибы бываютзелёного цвета 6.…грибы размножаются с помощью спор 7.…грибы могут, как и растения, создавать питательные вещества 8.…грибыможно выращивать на грядке 9.…нельзя рвать незнакомые грибы 10.… можно собирать грибы повсюду, где бы ты их не встретил Далее учитель выясняет, какие вопросы вызвали затруднение и что необходимо изучить на урокеBПравильность ответов проверяется после изучения всей темыBВторая стадия ‬осмыслениеBЭта стадия позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниямиBПриемы, используемые на данной стадии:«Инсерт», «Чтение с остановками», "Рыбий скелет" или "Фишбоун". Приёмы, работающие с таблицами:«Таблица ПлюсМинусИнтересно (ПМИ)»,«ТаблицаЗнаюХочу ЗнатьУзнаю(ЗХУ)», «Таблицасинтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица "Что? Где? Когда? Почему?". «Толстые и Тонкие вопросы», «Ромашка вопросов»(«Ромашка Блума»).Прием «Таблица ЗХУ»B Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю хочу знать ‬узнал»B Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данныеB Например, на уроке математики в третьем классе при изучении темы «Уравнения» на стадии вызова заполняются первые два столбика таблицы «ЗХУ», третий столбик ребята заполняют при подведении итога урока на стадии рефлексииBТаблица 2Таблица «ЗХУ»

ЗнаюBХочу узнатьBУзнал1BТаблицу умножения и деленияB1B Все ли виды уравнений мы изучилиB1B Что решить уравнение ‬значит найти все его корни2BНазвание компонентов действийB2B Есть ли затруднения в решении уравнений, и какиеB2BЧто при чтении уравнений и буквенных выражений названия букв х, у и zмужского рода, названия остальных латинских букв ‬среднего рода, склонять названия букв в математике не принятоB3BЧто такое уравнениеB3BАлгоритм решения уравненийB3B Что французский ученый Рене Декарт в ХVIвеке ввел привычную нам буквенную запись уравненийB

4B Алгоритм простого уравненияB

Прием «Инсерт»или условные значкиB Цель оптимизация проработки текста с использованием знаковой системыB Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знакиB Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: «V»

уже знал,«+»новое, «»думал иначе, «?»

не понял, есть вопросы.После прочтения текста, заполнить таблицу "Инсерт", где значки станут заголовками граф таблицыB В таблицу кратко заносятся сведения из текстаB Этот прием работает на стадии осмысленияB Например, на уроке русского языка в четвертом классе при изучении темы «ГлаголB Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам».

На стадии осмысления идет работа с текстомB Учащиеся самостоятельно читают текст, используя пометкиB «V» ‬эту информацию знал, знаю, вспомнил;«+» это новая для меня информация; «?» ‬эта информация мне непонятна, у меня появились вопросыBТекст«Слова, которые обозначают действия предметов, называются глаголамиB Глаголы отвечают на вопросы что делать? что делает? что делают? что сделать? что сделает? что сделают? Глаголы изменяются по числамB Если глагол связан с существительным в единственном числе, то он отвечает на вопросы что делает? что сделает? Если глагол связан с существительным во множественном числе, то он отвечает на вопросы что делают? что сделают?Глагол изменяетсяпо временамB У глагола три времени: настоящее, прошедшее и будущееB Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время, когда о нем говорят: читает (что делает?)B Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершилось ранее: читал (что делал?), прочитал (что сделал?)B Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нем говорили: будет читать (что будет делать?), прочитает (что сделает?)B Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать? и нельзя определить ни времени, ни числа, это неопределенная форма глаголаB Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родамB В мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском ‬окончание а, в среднем ‬окончание оB (Ландыш отцвёлB Земляника отцвелаB Дерево отцвелоB)Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, то есть спрягаютсяB Они имеют три лица (1е, 2е, 3е) и два числа (единственное и множественное)B Я, мы ‬это первое лицоB Ты, вы ‬второе лицоB Он, она, оно, они ‬это третье лицоB Окончания глаголов в настоящем времени ‬это личные окончанияBПосле работы с текстом учащиеся заполняют таблицу «Инсерт»B Заслушиваются все высказывания, записанные в таблицеB Должна получиться примерно такая таблица:Таблица 3Таблица«Инсерт»V (уже знал)+ (новая информация)? (есть вопросы)1BГлаголы обозначают действие предметаB

2BНеопределенная форма глаголаB3BИзменение глаголов по лицамB4BВопросы глаголаB5BИзменение глаголов в прошедшем времениB6BЛичные окончания глаголовB7BИзменение по числамB8BИзменение по временамB

1Bглаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числамB2BОкончания глаголов в настоящем времени ‬это личные окончания глаголовBB1BКак определить лицо глагола?2BПочему у глаголов прошедшего времени нельзя определить лицо?3BЧто значит «глаголы спрягаются»?4BСколько спряжений у глагола?

Если у учащихся возникают вопросы, выходящие за рамки предложенного текста, необходимо порекомендоватьисточники, к которым можно обратиться для поиска ответов во внеурочное времяB Прием «Таблица Толстых и Тонкихвопросов»может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении демонстрация пройденногоB Обучать детей навыку различатьвопросы уже можно начинать со второгоклассаBНапример, при изучении темы «Приставкачасть слова»B Идет работа в группахB Каждая группа формулирует по три«Тонких» вопросаB Примерные вопросы: Что такое приставка? Где стоит приставка? Для чего служит приставка? Много ли приставок в русском языке? Как обозначают приставки?BДалее ученики составляютпо одному «Толстому» вопросуB Вопросы могут быть такими: Почему приставка называется «приставкой»? Чем отличаются приставки от суффиксов? Могут ли приставки образовывать новые слова? В чем разница между приставкой и корнем? Могут ли в слове быть две или три приставки? Прием«Рыбий скелет» или«Фишбоун». В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в обученииB На самом скелете есть верхние и нижние косточкиB На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причинB[2] Например, на уроке русского языка по теме «Роль имен прилагательных в речи», ученикам предлагаетсяпровести следственный эксперимент, в ходе которого, они дают ответ на вопрос: какую роль играют имена прилагательные в речи? По ходуисследования они заполняют схемуBРисунок 2

Схема «Рыбий скелет»

После заполнения схемы «Рыбий скелет» делают вывод:люди используют имена прилагательные для описания предметов, характера человекаB Прилагательные помогают нам ярче описывать красоту природы, украшают нашу речьB

Третья стадия ‬рефлексияBЗдесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалуBПриемы на стадии рефлексии:«Эссе», «Рафт», «Диаманта», «Синквейн», «Хокку» (Хайку), Бортовой журнал, «Двухчастный дневник», «Трёхчастный дневник», «Шесть шляп мышления».Например, при изучении темы «ГлаголB Изменение глаголов в настоящем времени по лицам и числам» на стадии рефлексии используем прием «Рафт»

(Дети уже знакомы с этим приемом)Ребята, давайте подведем итог нашего урокаB Надо устно составить небольшой текстB Дома вы можете его записатьB Одно ограничение: текст будет от имени ГлаголаB (Дети получают таблички, напоминающие с какими параметрами текста они должны ознакомитьсяB)Р ‬рольB От чьего имени вы будете писать? А ‬аудиторияB Кому вы будете писать? Ф ‬в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе)BТ ‬темаB На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея? Пример полученного текста в форме диалогаB

Ребята, здравствуйтеB Я ‬часть речи, которая обозначает действие предметаB Кто я?

Глагол!

ПравильноB Сегодня на уроке вы очень много променя говорилиB А что вам запомнилось больше всего?

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числамB

Молодцы! А что такое спряжение?

Это и есть изменение по лицам и числамB

Я с вами не прощаюсь! До новых встреч!Прием «Синквейн»BВ переводес французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам:в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)B Вторая строчка ‬это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)B Третья строчка ‬это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)B Четвёртая строка ‬это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)B Последняя строка ‬это синоним из одного слова, который повторяет суть темыB Например, в конце урока можно предложить ребятам составить «Синквейн» на тему «Круговорот воды в природе». «Синквейн» может получиться:ВодаПрозрачная, пресная;Испаряется, собирается, выпадаетBЯвление в природе постоянноеBКруговоротBПрием «Написание эссе».Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю»B Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументацииB Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минутB

Прием «Ромашка Блума»Простые вопросы (фактические вопросы) ‬требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы ‬«насколько я понял…B», «правильно ли я Вас поняла, что…»Интерпретирующие вопросы (объясняющие) ‬побуждая учеников к интерпретации Оценочные вопросы (сравнение) ‬необходимо использовать, когда вы слышите, что ктолибо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на урокеТворческие вопросы (прогноз) ‬«Как вы думаете, что произойдет дальше…?»Практические вопросы ‬«Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги ДжB Белланса, работающего с художественным текстомBЭтот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозыBПравила работыс данным приемом таковы:«ствол дерева»

тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другиеB «ветви» предположения, которые ведутся по двум основным направлениям ‬«возможно» и «вероятно»(количество "ветвей" не ограничено)B «листья»

обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мненияB Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почемуB не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; Прием «Шесть шляп критического мышления» Этот прием обычно используется на стадии обобщенияи систематизации B тBеB на стадии рефлексииB Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблемуB «Белая шляпа» статистическая(констатируются факты по проблеме, без их обсуждения)B«Желтая шляпа»

положительная(высказываются положительные моменты)B«Черная шляпа» негативная(группа констатирует отрицательныемоменты по изучаемой проблеме)B«Синяя шляпа»

аналитическая(проводится анализ:группа отвечает на вопросы: Почему?, Зачем?, Связи?)B«Зеленая шляпа»творческая (можно высказывать самые «бредовые» идеи и предположения)B«Красная шляпа» эмоциональная (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом).

Например, при подведении итога урока «МногоугольникиB Прямоугольник и квадрат» во 2ом классе применяемприем «Шесть шляп мышления»

Те, кто получили «Белую шляпу», перечислят нам, с какими фигурами познакомились на уроке и назовут их свойстваBТе, у кого «Жёлтая шляпа», скажут, что интересного, полезного они узнали на урокеBТе, кто получили «Чёрную шляпу», поделятся с нами своими трудностями, проблемами, расскажут, что было непонятноBТе, у кого «Красная шляпа», расскажут, какие эмоции испытывали на уроке, менялось ли ваше настроениеBТе, кто получил «Зелёную шляпу», попробуйте предложить, гдемогут пригодиться полученные знания?Те, у кого «Синяя шляпа», должны внимательно выслушать ответы всех «шляп»и сделать вывод по сегодняшнему урокуBЛюбой прием, используемый в технологии ТКРМ должен выполняться правильно и иметь логическое завершениеB На стадии «вызов» тему формулировать должны детиB На протяжении всего урока учитель ‬координаторB На стадии «рефлексии» необходимо делать переход к изучению следующей темеB

Ссылки на источники1BФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образованияB http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

2.Гаврыш СBВB, Применение схем сайт: http://gsv.ru3Грудзинская.ЕBЮBB Педагогическая технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистовB Вестник ННГУB Выпуск 1(6), 2005гB http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990199_West_innov_2005_1(6)/23.pdf4B ЗаирБек СBИB Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы CC Директор школыB 2005B № 4. 5BЗаирБек СBИB, Муштавинская ИBВB Развитие критического мышления на урокеB ПособB для учителяB МB: Просвещение, 2004B 173 cB

6BЗагашев ИBОB, ЗаирБек СBИB, Муштавинская ИBВB Учим детей мыслить критическиB СПбB: Альянс «Дельта», 2003B



.

7.Кларин МBВB Развитие критического и творческого мышленияCCШкольные технологииB 2004B №2B CB310.

Nesterova Olga Sergeevna, primary school teacher, SCHOOL № 6 "MBOW, Nyagan Email: olganecterowa@mail.ru Lidiya Mikhailovna Ilienyh, primary school teacher, SCHOOL № 6" MBOW, Nyagan Email: lidail@yandex.ru

Technology development techniques Using critical thinking in the classroom in elementary school. Abstract. The article introduces the technology of developing critical thinking. The use of technology in elementary school techniques form the students ' allround education, develop critical thinking. Keywords:critical thinking, technology, techniques, training, universal stage, stagecomprehension, stagereflexion.