Почему Россия не Америка?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Перцев В. В. Почему Россия не Америка? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3096–3100. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53625.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития образования в дореволюционной России в международном контексте
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Перцев Владимир Владимировичкандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и элементарной математики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина), г. Елецmr.vladimir.pertsev@yandex.ru

Почему Россия не Америка?

Аннотация. Статья посвящена проблемамразвития образования в дореволюционной России в международном контексте.

Ключевые слова:народное образование, дореволюционное образование в России, США, Швейцария.

В течение уже многих лет в нашей стране оживленно идут дискуссии о приоритетах развития России. Особенно часто в последнее время говорят о необходимости технологического прорыва, внедрения инновационных технологий. Понятно, что успешных результатов на этом пути можно добиться только на основе общего высокого уровня образования населения, поскольку в каждой сфере деятельности требуются высококвалифицированные специалисты. Ответить на вопроскаким образомможно обеспечить необходимый для ускорения развития России уровень образования, мы попробуемобратившись к истории развития образования.

Известный дореволюционный русский общественный деятель и публицист баронН.А. Корф,одну из своихкниг,начинает следующими словами:©Люди вообще склонные кпротиворечию между словом и делом, нигде может быть, не доводили этого противоречия до таких чудовищных размеров, как в вопросе о народном образовании. Прислушайтесь к тому,что говорят, и вы подумаете, что люди считают народное образование основой всякойобщественной и государственной жизни; чего вы только не услышите: там будет и ©светильникª, и ©животворящий источникª и ©животворящий лучª, и что хотите… Всмотритесь же в то, что люди делают, и вы придете к совершенно иным заключениям, и вы убедитесь в том, что заботы человечества о народном образовании еще далеки от надлежащей степени. Общество на деле относится безучастно к этому вопросу, а государства издерживают на него самые ничтожные суммы из общей казныª[1, c.34].

Нельзя не отметить, тот факт, что по прошествии полутора веков слова барона не утратили своей актуальности. Но самое интересное в его книге это приводимая им статистика о расходах передовых в то время государств на образование. Н.А. Корф, ссылаясь на различные статистические источники,приводит следующие данные о расходах на образование пяти самых передовых в то время стран(в российских рублях):©Франция в 37 миллионов, издерживает на народное образование около миллионоврублейсеребром; Россия, на 69 млн. жителей, издерживает около 7 млн. руб. сер.; Австрия расходует на образование 36 млн. подданных, около млн. руб. сер.; Англия тратит на тот же предмет около 6 млн. руб. сер., при населении в 29 млн.; наконец, прусский государственный бюджет ассигнует на образование 19 млн. жителей около 4 млн. руб. сер. в годª[2, c. 45]. Таким образом, заключает барон, средние расходы на образование у пяти самых передовых в то время государствсоставляют чуть менее 2% от их бюджетов, что составляет около17 копеек в год на образование каждого жителя этих стран.Впрочем, отмечает Н.А. Корф, есть в Европе уголок, в котором ©самой цифрой расхода доказывают, что там образование считают первостепенной государственной 2потребностьюª это Швейцария, которая издерживает на образование каждого из своих жителей в среднем в 9 раз больше, чем самые передовые державы. Иначе чем старый свет, смотрит на народное образование и Америка: ©СевероАмериканские Соединенные Штаты, при обыкновенном бюджете около 50 млн. руб. сер., расходуют на народное образование около 25 млн. руб., как говорит Лабулэ; значит Америка с такой точки зрения смотрит на государственное хозяйство, что считает возможным тратить на народное образование не 2% своего бюджета, как просвещенная Европа, но 50 процентовª[3, c. 6]. По подсчетам Н.А. Корфа с учетом общего населения США, затраты на образование на каждого человека там получаются в восемь раз больше чем в Европейских передовых странах.По сравнению с Россией, чей бюджет был в 60х гг. 19 века былв семь раз больше бюджета США, тем не менее,расходы на образование в США превышали расходы России в 3,57 раза.Книга, изданная Н.А. Корфом датируется 1867 годом. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, вышедшем в конце 19 века приводятся следующие сведения: ©Все штаты Союза(США)имеют систему бесплатных общественных школ, установленную законом… Бюджет на первоначальные и следующего за ними несколько высшего типа общественные школы (public schools) в 1896—97 г. = 375млн.рублей. Кроме общественных, существует еще множество таких же частных и приходских школ.ª[4]. По данным того же энциклопедического словаря затраты на содержания училищ в России в 1891 г. составили 16221793 рублей[5]

то есть, получается, что за 30 лет разрыв в финансировании образования увеличился до23,11(!)раз именно во столько раз большеправительство СШАфинансировало свои начальные школы по сравнению с Россиейвконце19 века. Между США и Швейцарией можно провести немалопараллелей: состояние народного образования в 18веке в обоихстранах было плачевно. США называли Диким Западом, дела у Швейцарии были не лучше. Как отмечается в словаре Брокгауза и Ефрона, ©до середины XVIII в. положение начального народного образования в Швейцарии было очень печально: учителя бедствовали, нередко получая даже меньше, чем пастухи, школьных зданий почти не существовало, школы ютились в самых невозможных помещенияхª.[6]В 19 веке эти страны сделали ставку на образование, тратя на это до половины своих национальных бюджетов, причем расходы на образование каждого жителя в этих странах превышалирасходы самых передовых стран в расчете на человека в 89 раз. По прочтении этих строк, невольно напрашивается вопрос

оправдались ли инвестиции Швейцарии и США в образование? Сегодня ответ очевиден. Вложения, сделанные этими странами в образование в середине 19 века принесли свои плоды и уже в 20 веке:Швейцария и США вошлив число самых развитых и благополучных стран, оставив позади всю упомянутую выше пятерку передовыхстранмирав 19 веке. Бюджет США, составлявший в 60х гг. 19 векавсего лишь 50 млн. рублей против350 млн. рублей у России,вырос в тысячираз, став номером первым среди всех стран. Наибольшее количество изобретений, открытийи инноваций,сделанных в 20 веке,а также числонобелевских лауреатовпринадлежитименно США. Как отмечает Р. Кох, в ходе современного исследования, затронувшего сотни тысяч человек в 29 странах, было проведено сравнение удовлетворенности жизнью и средней покупательской способностью. В результате были получены следующие данные, приводимые им на рисунке[7, c. 122]:



3Рисунок 1Удовлетворенность жизнью в различных странах и уровень покупательской способностиКак видно из рисунка, наибольшей покупательной способностью обладают на сегодняшний день жители США. Швейцария находится по этому показателю на втором месте. По уровню удовлетворенности жизнью на первом месте стоит Швейцария, на втором месте Дания, третье место между собой делят Канада и США. Имеет смысл привести любопытную таблицу из учебного пособия А.М.Цирульникова, озвучивающую данные по разным странам мира конца XIXвека[8, c. 95]. Данные с учетом существовавшего курса валют приведены в российских рублях и выстроены в порядке возрастания заработной платы.

Таблица1 Жалование учителя в рублях в:

России



200650Италии



210500Франции



338375Австрии



236473Испании



250750Дании



312+квартира с отоплением +50 тонн ячменя, в деревнях участок земли для прокорма двух коров и шести свинейБельгии



375450, в большихобщинах 900Норвегии



538Германии



586732Голландии



546780

4Швейцарии



677835Англии



9461419Америке



10005826

Как видно из таблицы, заработная плата у учителей в США и Швейцарии была в разы больше чем в России. Да и вообще, между последними двумя таблицами можно найти прямую зависимость: чем больше страна в 19 веке тратила средств на образование и как следствие на зарплаты учителям, тем выше в 20 веке в этой стране уровень жизни, покупательская способность и удовлетворенность жизнью вообще.

Как отмечает Н.А. Корф, ©Не странно ли, и можно ли вообще поверить, чтоб благочестивые и добрые люди проповедовали доктрину, что государство обязано наказывать и вместе с тем не обязано учить? Можем ли мы вспомнить без стыда и угрызений совести, что большая половина несчастных, которые в наше время были повешены… могли бы наслаждаться жизнью; что большая половина тех, которые наполняют теперь наши тюрьмы, могли бы быть на свободе и хорошо пользоваться этой свободой… если б мы издержали на образование честных людей половину того, что издерживаем на преследование и наказание мошенников? Множество фактов доказывают, что с просвещением уменьшается число преступлений. Во Франции число малолетних преступников, уменьшившееся от 1838 года по 1847 только на 235 человек, уменьшилось на 4152 с 1847 года по 1862 год. В Бадене упраздняют тюрьмы, потому что с 1854 года по 1861 год число арестантов уменьшилось наполовину, благодаря тридцатилетней заботливости государства о просвещении массª[9, c. 1415]. И слова Н.А. Корфа находят свое подтверждение на примере влияния образования в Елецком уезде. Влияние уездных школ на развитие культуры было огромным. При чем под это положительное влияние попадали не только дети, получавшие образование, но и взрослые, ранее не знакомые с грамотой. Как отмечается в отчете о состоянии училищ Елецкого уезда за 1888/89 год ©Доверие сельских обществ к Земским училищам сравнительно с предшествующим годом не только не уменьшилось, а, напротив, замечается, что земские училища начинают оказывать свое просветительское влияние и на старое поколение. В длинные зимние вечера крестьяне собираются в большие избы и заставляют учеников школы читать им книги, принесенные из училища. Большею частью читают книги религиознонравственногосодержания… Во 2м Елецком училище долгое время гнездилось среди учащихся порокворовство. Благодаря разумным и гуманным мерам преподавателей этот в настоящее время порок искоренен. Еще рельефнее обнаружилось влияние Казеевского земского училища. Три годаназад училище это было открыто на частные средства в глухой деревне, в которой не было ни одного грамотного крестьянина. Большинство крестьян встретило школу не только без сочувствия, но даже враждебно, доказательством чего служит то, что училищу было отказано в пользовании водой из общественного колодца, чем училище было поставлено в крайне затруднительное положение. Воровство в деревне не только не считалось предосудительным, но напротив, вызывало всеобщее сочувствие, одобрение и поощрение. Учащиеся ежедневно совершали покражи друг у друга учебных предметов, а также школьных вещей и даже вещей, принадлежащих учительнице. Порок этот был развит в такой сильной степени, что учительница должна была принимать меры для ограждения своего и училищного имущества.Все усилия учительницы отыскать виновных оставались без результата, так как родители тщательно прятали уворованные вещи и энергично отстаивали невиновность детей. Целый год прошел в такой упорной борьбе с дикостью и грубостью нравов как учащихся, так и окружающей деревни. Кроме нравственного 5влияния законоучителя и учительницы других мер при этом не было употребляемо. На второй год нравы учащихся значительно смягчились и случаи воровства начали повторяться все реже и реже. Наконец в отчетном году, который приходится третьим годом существования Казеевского училища, уже не было в нем ни одного случая воровства. Мало того, между школой и обществом теперь установились дружелюбные отношения: крестьяне с любопытством заходят в училище и знакомятся с преподаванием;крестьянки приходят в рукодельный класс и просят поучить их кроить и шить. Любимое теперь время препровождения крестьян в свободные дни и часы, это послушать чтение учениками книг, принесенных из училища. Факты эти, которые кстати сказать далеко не единственны, каждые могут проверить на месте. Деревня Казеево находится в Афанасьевской волостиª[10].Н.А. Корф в своей книге приводит высказывание известного в то время ©статистикаª Кольба: ©одна грамотность еще не улучшит нравственности, но отсутствие первоначального образования мешает развитию человека, мешает преуспеванию его экономического благосостояния, производит нужду, а нужда производит преступление, если, прибавим мы, нуждающееся лицо не обладает достаточным образованием и развитием, чтоб бороться с дурными инстинктамиª[11, c. 15].

Известный немецкий консультант по вопросам карьеры и жизни Б.Шефер в одной из своих книг отмечает: ©Чтобы вырастить бамбук, надо уметь мыслить на перспективу и верить в конечный успех. Крестьянин зарывает молодые побеги вземлю и накрывает их толстым слоем соломы.Каждое утро он поливает побеги, хотя и не видит их. Он выпалывает сорняки и рыхлит землю. И так продолжается на протяжении четырех лет. Целых четыре года он не видит результатов своего труда и не знает, появятся ли они вообще. Он даже не знает, живы ли ростки.Наконец на исходе четвертого года побеги появляются из земли. А затем они за девяносто дней вырастают на двадцать метровª[12, c.234]. Нечто похожее на эту историю с бамбуком произошло со Швейцарией и США, ставшими самыми передовыми странами 20 века во многом именно благодаря своему отношению к образованию. В заключении хотелось бы привести один жизненный пример. Однаждыв студенческие времена нам, студентам ЕГУ им. И.А. Бунина была организована экскурсия на НЛМК. В автобус на территории завода к нам вошел представитель этого металлургического гиганта, который исполнял обязанности гида. В начале экскурсии он между прочим, произнес такую фразу: ©сейчас я покажу вам предприятие и вы увидите, каким образом отличается работа тех кто хотел учиться от тех кто учиться не хотел…ª. Побывав на производстве мы воочию убедились, в каких тяжелейших условиях приходилось работать тем, ©кто учиться не хотелª. Мне кажется то же самое можно сказать и в отношении целых стран. Вэтом, как мне кажется и лежит ответ на вопрос, почему Россия не Америка.

Ссылки на источники1.Корф Н.А. Земский вопрос (о народном образовании). СПб.: Типография А. Головачова, 1867. 65 с.2.Корф Н.А. Указ. соч.3.Корф Н.А. Указ. соч.4.Водовозов В.В. СевероАмериканские Штаты // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах [Электронный ресурс]; подгот. по печат. изд. Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и Е. Ф. Эфрона (С.Петербург) издан. 18901907 гг. в 86 томах. Электрон. данн. – (Р) 2002 IDDK © 2002 Мультимедиаиздательство ©Адептª / гл. редактор Е. Александрова. –

61 электрон. опт. диск (DVDROM). (Электронная книга). Систем. требования: Pentium166 Mhz, 32 MbRAM, DVDROM, SVGA, InternetExplorer5.54522 и DirectX7.0 или выше. Windows98/Me/XP/2000. 5.Фальборк Г., Чарнолусский В. Начальное народное образование// Энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах[Электронный ресурс].6.Фальборк Г., Чарнолусский В. Указ. соч.7.Кох Р. Жизнь по принципу 80/20// Пер. с англ. Е.А. Бакушева. Мн.: ООО ©Попурриª, 2005. 224с. 8.Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. М., 2000. –272 c.9.Корф Н.А. Указ. соч.10.Сообщение XXIVЕлецкому уездному очередному собранию о состоянии народных училищ в Елецком уезде за 18881889 уч. год. –Елец.: Типо –ЛитографияВ.Д. Новова, на Орловской улице, 1889. С.1619.11.Корф Н.А. Указ. соч.12.Шефер Б. Законы победителей. Мн.: ©Попурриª, 2006. 272 с.

Pertsev Vladimir VladimirovichCandidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of mathematical analysis and elementary mathematics Yelets State University, Yelets city, Lipetsk region.

Why Russia not America?

Abstract. Paper is devoted to problems of development of education in prerevolutionary Russia in the international context.

Keywords: nationaleducation, prerevolutionary education in Russia, USA, Switzerland.