Концептосфера школьника среднего звена
Выпуск:
ART 53636
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Салий
Л.
С. Концептосфера школьника среднего звена // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3151–3155. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53636.htm.
Аннотация. Рассмотрены основные понятия концептосферы и концепта.
Проведено исследование концептосферы учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Представлены и рассмотрены основные концепты ученика.
Текст статьи
Салий Любовь Сергеевнаучитель английского языкаМАОУ СОШ №2 села Успенского, Краснодарский крайsls88@list.ru
Концептосфера школьника среднего звенаАннотация: Рассмотрены основные понятия концептосферы и концепта. Проведено исследование концептосферы учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Представлены и рассмотрены основные концепты ученика.Ключевые слова: концептосфера, ученик, концепт «семья», концепт «школа», концепт «дружба».
Современная наука о языке представляет собой активно развивающуюсяобласть гуманитарного знания. Важнейшей характеристикой языкознания является его антропологическая направленность –ученые изучают язык, общение, коммуникативные ситуации для того, чтобы лучше понять суть человека. Антропологическая лингвистика занимается изучением динамики развития мышления, основываясь на лексике.В рамках антропологической лингвистики выделяется лингвоконцептология, предметом изучения которой являются концепты –кванты переживаемого знания.[1]Лингвокультурология, по определению В. В. Воробьева, это «комплексная дисциплина изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового(культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления».[2]Основнойединицей лингвокультурологии является культурный концепт –многомерное смысловое образование, в котором выделяется ценностная, образная и понятийная стороны. [3]Культурный концепт представляет собой ментальное выражение понятий в языке, их фиксацию через осмысление.Ментальными выражениями этих сторон являются концепты и понятия:Понятие –это мысль о предметах и явлениях, отражающая их общие и существенные признаки.Концепт –это идея, включающая не только абстрактные, но и конкретноассоциативные и эмоциональнооценочные признаки. [4]Таким образом, концепт можно понимать как нечто не материальное, объединяющее в себе ассоциативные и оценочные связи с предметом на основе жизненного опыта, через осознание и собственное восприятие мира.Понятие «концептосфера» было введено в отечественной науке академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению академика Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. [5]
При определение концептосферы школьника необходимо выявить основные концепты, составляющие его внутренний мир, рассмотреть понятия ключевых концептов, дать имхарактеристику основываясь на полученные данные, учитывая личностные особенности учеников среднего звена обучения и культуру страны и места проживания ребенка, то есть с учетом лингвокультурологического аспекта.Для достиженияпоставленной цели былопроведено анкетирование учащихся пятых и шестых классовпо вопросу: «что представляет ценность, важно в вашей жизни». Полученные результаты были проанализированы, составлен частотный словарь,даны определения концептам, входящим в состав концептосферы школьника, рассмотрены с ценностной и образной стороны восприятия.
Основываясь на полученные данные, была составлена таблица результатов опроса, отражающаячастотностьупотреблениялексических единицв процентном содержании.Таблица 1. Частотность употребления лексики в процентном содержании.Концепт % употребленияСемья
74,63школа56,72дружба, друзья, общение34,33спорт32,84здоровье, жизнь29,85образование13,43еда, животные, растения11,94игры, профессия10,45счастье, машины5,97книги, дом, деньги, компьютер4,48животные, любовь, путешествие2,99Наиболее значимое понятие для ребенка –этосемья. Если рассматривать «семью» как ключевой концепт в восприятии мира, то его можно обозначить в центре концептосферы школьника, представляющей собой ключевые понятия культуры, национальные особенности, уклад жизни собственной семьи, духовные и материальные ценности. Описание концепта «семьи» поможет раскрыть особенности языковой личности ученика, так как именно семья влияет на поведение человека,его отношение к другим людям.Данный концепт включает в себя полученные знанияо семье, накопленный социокультурный опыт и лингвокультурную связь и знания, передаваемые из поколения в поколение.В понимании школьника семья –это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка и так далее. То есть концепт «семьи» в понимании ребенка есть нечто единое, не делимое. Говоря о семье, он не разграничивает ее на отдельных членов, а старается объединить всех, установить типологию отношений, взаимосвязь между ними, несмотря на перечисление. Проанализировав полученные цепочки, можно установить следующие группы внутри концепта: семья (в общем понимании), родители, дети, муж, жена.
Рассматривая отношения внутри концепта «родители –дети», следует отметить, что ученики использовали прилагательные дляописания: «дружнаясемья», «крепкая семья», «любящие родители», а также и отрицательную оценку поведенияи отношениячленов семьи: «злой отец», «занудный брат или сестра».Полученные данные говорят об отношенияхв семье, эмоциональномсостоянииребенка на момент проведения опроса. Однако, психологоэмоциональные окраски имеют индивидуальные отличия и ограничены нормами поведения.Концепт «школа» занимает второе место в концептосфере школьника. Данный концепт включает в себя понятия «учеба», «школа» (как место получения знаний), «оценки», «знания».Половина респондентов отметила школу как значимую и важную часть их жизни. Это объясняется с психологопедагогической точки зрения тем, что ведущим видом деятельности в возрасте 11 –13 лет является учебная. Немало важно влияние семьи на место концепта «школы» и формированиеобщей концептосферы школьника. Роль родителей в жизни ребенка, полученные установки ориентируют ученика на дальнейшее обучение, на получение знаний.Понятие «образование» представлено отдельно от концепта «школа» ввиду того, что ученики обозначали необходимость получения высшего или средне специального образования, указывали будущую работу, то кем они видят себя и образование выделялось как способ достижения поставленной цели. С семантической точки зрения, «образование» включает в себя понятия –успешность, будущая работа, карьера, стабильность, доход.Концепт «школа» также трактуется как место встречи с друзьями, что можно объяснить потребностью в общении. Это положение подкрепляет наличие концепта «дружбы» на третьем месте в концептосферешкольника.Треть учащихся выделило «дружбу» и «друзей», как то, что должно присутствовать в их жизни. Если рассматривать концепт «дружба» с семантической точки зрения, то можно выделить его семантические признаки –удовольствие, польза, отношения. Сам концепт можно структурировать на типы: мотивы дружбы, тип дружбы, характер взаимоотношений. Ответы учеников подходят под данную схему, а следовательно можно разграничить виды дружбы по типам, и выявить какая дружба важна для школьников. В зависимости от места проживания, дети выделили дружбу и в школе и во внеурочное время, что говорит о общительности ребенка, важности друзей в его жизни. Имеет место и дружба в школе –с соседом по парте или по секции, увлечениям.Независимо от типа дружбы, школьник выделяет стабильность, надежность –качества, которые он получает в процессе.Концепт «спорт» объединил в себе понятия физкультура, тренировка, занятия в спортивных секциях. В большинстве проанализированных опросников, были отмечены эти понятия. Данный факт можно объяснить особенностью работы школы, укладом жизни ребенка, желанием вести здоровый образ жизни.Представленный концепт граничит с концептом «здоровье», так как ученики определяли «спорт» как важный компонент их жизни, как способ оздоровления.Полученный результат доказывает познание ребенком мира для себя,через призму собственного восприятия мира. Этопомогает ученику формировать свою концептосферу, хранить и перерабатывать полученные знания, образы, ценности.Данное исследование проводилось с целью определения основных концептов школьника, составления общей концептосферы. Проанализировав результаты опросов и работы Бочеговой Н.Н., Кубряковой Е.С., Лихачева Д.С. и других ученых, нами были даны определения понятиям «концепт» и «концептосфера», а также составить словарь частотности употребления лексических единиц. Исходя из частотности употребления слов, и возрастных различий, мы смогли определить структуру концептосферы школьникаи предположить возможные вариантыее формирования иразвития. Концептосфера учащегося среднего звена школы базируется на следующих концептах –«Семья», «дружба, общение», «здоровье», «деньги», «любовь». В ходе нашего исследования мы наблюдали как влияет системаценностей школьника, его увлечения, окружение и настроение на состав общей концептосферы.
В результате был проведен анализ полученной таблицы, при помощи которойопределялись концепты.На основе этого была выявлена ассоциативновербальная сеть концептов. Можно сделать вывод, что наибольшее пространство в концептосфере школьника занимает концепт «семья», состоящийиз большего числа компонентов: материнская и отцовская любовь, брат, сестра, бабушка, дедушка, муж, жена, дочь и сын. Определяя концептосферу школьника и предполагая ее развитие, мы объединили все подконцепты «семьи» в один.Доминантой при составлении и прослеживании динамики развития концептосферы школьника стало оценивание явлений действительности посредствам опыта усвоения социальных норм, а при формировании интенсивности оценки – индивидуальный опыт. Это открывает значительные перспективы для дальнейшего исследования концептосферы школьника.Ссылки на источники:1.Степанов В.Н., Кирияк О.А. Об энтропии понятия «концепт» в современной лингвистике // Иностранные языки в высшей школе. Научный журнал. Вып. 3 (10). Рязань, 2009. С. 34432.Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. —М., 1997. —С. 36373.Карасик В. И., Красавский Н.А., Слышкин Г.Г. Лингвокультурная концептология. Волгоград «Парадигма», 2009. с.4 –5.4.Степанов Ю.С. константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языкикультуры», 1997. 824 с.5.Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН СЛЯ 1993, №1
Saliy Lubov Sergeevnateacher of English language, Autonomous municipal educational institution secondary comprehensive school № 2of the village Uspenskoe,Krasnodar regionsls88@list.ru
Conceptualsphere of a student of the middle level of the secondary schoolAbstract:The basic concepts and the conceptual sphere are discussed. The conceptual sphere of the student of secondarylevel comprehensive schoolis observed. Presents and discusses the main concepts of the student.Key words:conceptual sphere, the student, the concept of «family», the concept of «school», the concept of «friendship».
Концептосфера школьника среднего звенаАннотация: Рассмотрены основные понятия концептосферы и концепта. Проведено исследование концептосферы учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Представлены и рассмотрены основные концепты ученика.Ключевые слова: концептосфера, ученик, концепт «семья», концепт «школа», концепт «дружба».
Современная наука о языке представляет собой активно развивающуюсяобласть гуманитарного знания. Важнейшей характеристикой языкознания является его антропологическая направленность –ученые изучают язык, общение, коммуникативные ситуации для того, чтобы лучше понять суть человека. Антропологическая лингвистика занимается изучением динамики развития мышления, основываясь на лексике.В рамках антропологической лингвистики выделяется лингвоконцептология, предметом изучения которой являются концепты –кванты переживаемого знания.[1]Лингвокультурология, по определению В. В. Воробьева, это «комплексная дисциплина изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового(культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления».[2]Основнойединицей лингвокультурологии является культурный концепт –многомерное смысловое образование, в котором выделяется ценностная, образная и понятийная стороны. [3]Культурный концепт представляет собой ментальное выражение понятий в языке, их фиксацию через осмысление.Ментальными выражениями этих сторон являются концепты и понятия:Понятие –это мысль о предметах и явлениях, отражающая их общие и существенные признаки.Концепт –это идея, включающая не только абстрактные, но и конкретноассоциативные и эмоциональнооценочные признаки. [4]Таким образом, концепт можно понимать как нечто не материальное, объединяющее в себе ассоциативные и оценочные связи с предметом на основе жизненного опыта, через осознание и собственное восприятие мира.Понятие «концептосфера» было введено в отечественной науке академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению академика Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. [5]
При определение концептосферы школьника необходимо выявить основные концепты, составляющие его внутренний мир, рассмотреть понятия ключевых концептов, дать имхарактеристику основываясь на полученные данные, учитывая личностные особенности учеников среднего звена обучения и культуру страны и места проживания ребенка, то есть с учетом лингвокультурологического аспекта.Для достиженияпоставленной цели былопроведено анкетирование учащихся пятых и шестых классовпо вопросу: «что представляет ценность, важно в вашей жизни». Полученные результаты были проанализированы, составлен частотный словарь,даны определения концептам, входящим в состав концептосферы школьника, рассмотрены с ценностной и образной стороны восприятия.
Основываясь на полученные данные, была составлена таблица результатов опроса, отражающаячастотностьупотреблениялексических единицв процентном содержании.Таблица 1. Частотность употребления лексики в процентном содержании.Концепт % употребленияСемья
74,63школа56,72дружба, друзья, общение34,33спорт32,84здоровье, жизнь29,85образование13,43еда, животные, растения11,94игры, профессия10,45счастье, машины5,97книги, дом, деньги, компьютер4,48животные, любовь, путешествие2,99Наиболее значимое понятие для ребенка –этосемья. Если рассматривать «семью» как ключевой концепт в восприятии мира, то его можно обозначить в центре концептосферы школьника, представляющей собой ключевые понятия культуры, национальные особенности, уклад жизни собственной семьи, духовные и материальные ценности. Описание концепта «семьи» поможет раскрыть особенности языковой личности ученика, так как именно семья влияет на поведение человека,его отношение к другим людям.Данный концепт включает в себя полученные знанияо семье, накопленный социокультурный опыт и лингвокультурную связь и знания, передаваемые из поколения в поколение.В понимании школьника семья –это мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка и так далее. То есть концепт «семьи» в понимании ребенка есть нечто единое, не делимое. Говоря о семье, он не разграничивает ее на отдельных членов, а старается объединить всех, установить типологию отношений, взаимосвязь между ними, несмотря на перечисление. Проанализировав полученные цепочки, можно установить следующие группы внутри концепта: семья (в общем понимании), родители, дети, муж, жена.
Рассматривая отношения внутри концепта «родители –дети», следует отметить, что ученики использовали прилагательные дляописания: «дружнаясемья», «крепкая семья», «любящие родители», а также и отрицательную оценку поведенияи отношениячленов семьи: «злой отец», «занудный брат или сестра».Полученные данные говорят об отношенияхв семье, эмоциональномсостоянииребенка на момент проведения опроса. Однако, психологоэмоциональные окраски имеют индивидуальные отличия и ограничены нормами поведения.Концепт «школа» занимает второе место в концептосфере школьника. Данный концепт включает в себя понятия «учеба», «школа» (как место получения знаний), «оценки», «знания».Половина респондентов отметила школу как значимую и важную часть их жизни. Это объясняется с психологопедагогической точки зрения тем, что ведущим видом деятельности в возрасте 11 –13 лет является учебная. Немало важно влияние семьи на место концепта «школы» и формированиеобщей концептосферы школьника. Роль родителей в жизни ребенка, полученные установки ориентируют ученика на дальнейшее обучение, на получение знаний.Понятие «образование» представлено отдельно от концепта «школа» ввиду того, что ученики обозначали необходимость получения высшего или средне специального образования, указывали будущую работу, то кем они видят себя и образование выделялось как способ достижения поставленной цели. С семантической точки зрения, «образование» включает в себя понятия –успешность, будущая работа, карьера, стабильность, доход.Концепт «школа» также трактуется как место встречи с друзьями, что можно объяснить потребностью в общении. Это положение подкрепляет наличие концепта «дружбы» на третьем месте в концептосферешкольника.Треть учащихся выделило «дружбу» и «друзей», как то, что должно присутствовать в их жизни. Если рассматривать концепт «дружба» с семантической точки зрения, то можно выделить его семантические признаки –удовольствие, польза, отношения. Сам концепт можно структурировать на типы: мотивы дружбы, тип дружбы, характер взаимоотношений. Ответы учеников подходят под данную схему, а следовательно можно разграничить виды дружбы по типам, и выявить какая дружба важна для школьников. В зависимости от места проживания, дети выделили дружбу и в школе и во внеурочное время, что говорит о общительности ребенка, важности друзей в его жизни. Имеет место и дружба в школе –с соседом по парте или по секции, увлечениям.Независимо от типа дружбы, школьник выделяет стабильность, надежность –качества, которые он получает в процессе.Концепт «спорт» объединил в себе понятия физкультура, тренировка, занятия в спортивных секциях. В большинстве проанализированных опросников, были отмечены эти понятия. Данный факт можно объяснить особенностью работы школы, укладом жизни ребенка, желанием вести здоровый образ жизни.Представленный концепт граничит с концептом «здоровье», так как ученики определяли «спорт» как важный компонент их жизни, как способ оздоровления.Полученный результат доказывает познание ребенком мира для себя,через призму собственного восприятия мира. Этопомогает ученику формировать свою концептосферу, хранить и перерабатывать полученные знания, образы, ценности.Данное исследование проводилось с целью определения основных концептов школьника, составления общей концептосферы. Проанализировав результаты опросов и работы Бочеговой Н.Н., Кубряковой Е.С., Лихачева Д.С. и других ученых, нами были даны определения понятиям «концепт» и «концептосфера», а также составить словарь частотности употребления лексических единиц. Исходя из частотности употребления слов, и возрастных различий, мы смогли определить структуру концептосферы школьникаи предположить возможные вариантыее формирования иразвития. Концептосфера учащегося среднего звена школы базируется на следующих концептах –«Семья», «дружба, общение», «здоровье», «деньги», «любовь». В ходе нашего исследования мы наблюдали как влияет системаценностей школьника, его увлечения, окружение и настроение на состав общей концептосферы.
В результате был проведен анализ полученной таблицы, при помощи которойопределялись концепты.На основе этого была выявлена ассоциативновербальная сеть концептов. Можно сделать вывод, что наибольшее пространство в концептосфере школьника занимает концепт «семья», состоящийиз большего числа компонентов: материнская и отцовская любовь, брат, сестра, бабушка, дедушка, муж, жена, дочь и сын. Определяя концептосферу школьника и предполагая ее развитие, мы объединили все подконцепты «семьи» в один.Доминантой при составлении и прослеживании динамики развития концептосферы школьника стало оценивание явлений действительности посредствам опыта усвоения социальных норм, а при формировании интенсивности оценки – индивидуальный опыт. Это открывает значительные перспективы для дальнейшего исследования концептосферы школьника.Ссылки на источники:1.Степанов В.Н., Кирияк О.А. Об энтропии понятия «концепт» в современной лингвистике // Иностранные языки в высшей школе. Научный журнал. Вып. 3 (10). Рязань, 2009. С. 34432.Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. —М., 1997. —С. 36373.Карасик В. И., Красавский Н.А., Слышкин Г.Г. Лингвокультурная концептология. Волгоград «Парадигма», 2009. с.4 –5.4.Степанов Ю.С. константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языкикультуры», 1997. 824 с.5.Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН СЛЯ 1993, №1
Saliy Lubov Sergeevnateacher of English language, Autonomous municipal educational institution secondary comprehensive school № 2of the village Uspenskoe,Krasnodar regionsls88@list.ru
Conceptualsphere of a student of the middle level of the secondary schoolAbstract:The basic concepts and the conceptual sphere are discussed. The conceptual sphere of the student of secondarylevel comprehensive schoolis observed. Presents and discusses the main concepts of the student.Key words:conceptual sphere, the student, the concept of «family», the concept of «school», the concept of «friendship».