Проблема сохранения ментальности чукотского этноса в современных психолого-педагогических исследованиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сенченко Н. В. Проблема сохранения ментальности чукотского этноса в современных психолого-педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3171–3175. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53640.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема сохранения ментальности чукотского этноса с точки зрения концепции развития субъектов культуры И. Е. Видт. Анализируются факторы, влияющие на процесс этнической идентификации, национального самосознания и психологического здоровья чукчей как представителей архаичного типа культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сенченко Наталья Викторовнак.п.н., педагогпсихолог ГАОУ СПО ЧАО «ЧМК», г. Анадырь999sennatvik888@mail.ru

Проблема сохранения ментальности чукотского этноса в современных психологопедагогических исследованиях

В данной статье рассматривается проблема сохранения ментальности чукотского этноса с точки зрения концепции развития субъектов культуры И. Е. Видт. Анализируются факторы, влияющие на процесс этническойидентификации, национального самосознанияи психологического здоровья чукчей как представителей архаичного типа культуры.

Чукотский этнос, культура, субъект культуры, трансформация культурноисторической среды.

Известно, что коренные народы Чукотского автономного округав настоящее время переживаютсложное, связанное с деструктивными процессами в этнической культуре, время. Это обусловлено значительными изменениями в системе традиционных институтов социализации, почти полной потерей элементов национальной жизни, верований, обычаев, традиций, утратойродного национального языка. Понятно, что все эти процессы негативно влияют на осознание своей этнической принадлежности, инициируют расшатывание и без того хрупкого, связанного с современными мировыми тенденциями стирания этнических различий, этнического начала в личности. Угроза позитивной этнической идентификации вызывает активизацию механизмов социальнопсихологической защиты личности, способных вызвать многочисленные личностные деструкции и запускает стратегии саморазрушения этносов, ведущих традиционный образ жизни. В этих условиях, по утверждению отечественного философа Р.А. Ханаху, для крупных этносов, угрозы «исчезновения» их языков, культур на данный момент не существует, но дляпредставителей чукотского этноса, как и многих других малых народов, вызовы, угрозы их культуре и самобытности чрезвычайно велики[1].В связи с этим актуализируется проблема создания условий для сохранения ментальности, национальной самобытности малочисленных народов Чукотского автономного округа, которые относятся к архаичному типу культуры, согласно концепции И.Е. Видт, и развитие которых немыслимо без жизнеобеспечивающих природных ресурсов и сохранения семейных традиций.

Многие этносы, являющиеся носителями архаичного типа культуры, например, чукчи, экскимосы, чуванцы, юкагиры, цыганеи т.д. отрываясь от природных и традиционных основ бытия, теряют свою самобытность и уникальность, что также разрушительно влияет на их психическое, психологическое и физическое здоровье. Например, многие кочевые этносы, начиная вести оседлый образ жизни в условиях чуждой им цивилизации и имея мощный природный физический, духовнонравственный иммунитет, в настоящее время растрачивают его, попадая в чуждые для себя условия, с одной стороны, находясь долгое время в чуждом для них пространстве для того, чтобы совладать со сложной для них жизненной ситуацией используют неадаптивные копингстратегии и начинают в больших количествах употреблять психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, табак, курительные смеси и т.д.), достаточно часто заболевают нетипичными для своего этноса заболеваниями.Степень реальных изменений историческойситуации объективно обусловливаеткачественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка как субъекта культуры.В числе многихфакторов, их определяющих, по мнению современных исследователей, занимающихся вопросами изучения детской субкультуры,можно назвать,вопервых, маркетизацию, этику рынка, усиливающую ориентацию детей на потребление, а также адопцию, отрывающую ребенка от культурных традиций общества и его истории; вовторых, рост девиаций; втретьих, саморазрушительные стратегии и пессимистичные жизненные сценарии, характерные для большинства современных детей, в основе которых психические травмы, кризисные и конфликтные ситуации[2].Сегодня взрослеющий человек как субъект культуры поставлен в исключительно новую ситуацию —разорванных связей, когда уже с дошкольного возрастанаходится в гигантском социальном медиапространстве, где на его сознание давит хаотичный потокинформации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Причем эта информация, не имеющая структурносодержательнойлогической связи, оформленная не системно, ахаотично, влияет на жизнь ребенка, напроцесс его развития.На психофизиологическом уровне последствия такого тотального информационного прессинга достаточно печальны. Медиатексты, независимо от своего содержания, оказывают на человека выраженное гипногенное воздействие, вводя его в измененные состояния психики. Необходимо отметить, что представленность медиатекстов, отражающих специфику и уникальность чукотской ментальности, минимальна. Усиливается психологическая отчужденность детей от своих традиций, что в целом может привести к деструкции системы культурноисторического наследования.Совершенно очевидно, что сегодня изменилась социальнопсихологическая сфера человека, что объективно связано с трансформацией культурноисторической среды. Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обусловливая, в частности, пассивность, безразличиесовременных детейк современным социальным процессам[2].Поэтому остро встает проблема понимания, в каком мире, в каком пространстве и в каком обществе живетпредставитель чукотского этноса как субъект культурыи какие требования предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует общество и образовательная среда конкретного учреждения.Необходимость глубокого изучения данной проблемы диктуется и тем, что наличествует неблагоприятный прогноз глубоких изменений в сфере общего психического развития и формирования детей подросткового и юношеского возраста в новых условиях, что подкрепляется ослаблением многих факторов, способных противодействовать нарастающим негативным влияниям, таким как, агрессивность, эмоциональный дискомфорт, стратегии саморазрушения, деструктивные копингстратегии (табакокурение, алкоголизм, половая распущенность, употребление наркотиков).По мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, «в глобально целостной системе этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, культуры не получают импульс для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются; своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, фольклор и существует как пережиток прошлого»[3, с. 4344].Ключевой для понимания происходящих деструктивных изменений с представителями чукотского этноса будет являться, на наш взгляд, концепция И. Е. Видт, которая предложила концепцию развития субъектов культуры и описала их сущностные характеристики. Рассмотрим основные признаки архаичного типа культуры, выделенные И.Е. Видт:основным жезнеобеспечивающим ресурсом для человека является природа (земля, природныеископаемые, дикие и домашние животные), т.е. природные основания бытия; синкретизм в мироощущении;доминирование витальных потребностей;свобода и ответственность «стремятся к нулю», т.е. являютсяантиценностями;коллективнородовой тип сознания;деятельность носит добывающий характер, а образ и ритм социальной жизни диктуется цикличностью смены времен года и времени суток;специфическое ощущение времени, которое у архаика замкнуто, линейнонеобратимо и зиждется на сакрализации прошлого, это отражается в неприятии новаторства в любой сфере бытия, с аргументацией «не нами заведено –не нам менять»;статичность и строгая последовательность природных основ бытия обуславливает низкую социальную динамику;зависимость архаика от родового коллектива;внешняя природная заданность социальной активности порождает неспособность на персональный выбор и персональную ответственность.отношения с социумом носят оппортунистический, адаптивный характер (борьба и противостояние с социумом при полной зависимости от него);эстетика мировосприятия носит максимально природный и бытовой характер; интерпретация результатов мировосприятия в виде поэзии сводитсяк принципу «что вижу –то пою»;

стратегической ценностью являются статичность, покой и размеренность;образ жизни остаетсяотносительно неизменным на протяжении смены нескольких поколений. Человек, как и его предки, занимает отведенное ему место в семье, общине, сословии, ограничен ролью, соответствующей этому месту, и реализует по мере прохождения этапов жизненного цикла социальные функции, предписанные этой ролью[4]. Любые изменения идут столь медленно у представителей архаической культуры, что, как писала М. Мид, «деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого другого будущего, отличного от их собственного прошлого». Все это определяет тип сознания, который культурологи называют архаичным, а психологи –бытийным (С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко). Ментальный портрет субъекта архаичной культуры может быть представлен следующим образом.Архаик –индивид с виталистическими основаниями бытия, у которого «обуздание природных стихий» канонизируется через нерефлексируемые ритуалы, традиции, объединяя архаиков в единое тело коллектива. Архаик «воспроизводит себя в своих системных качествах, не меняясь в основных морфологических характеристиках, приспосабливаясь к условиям природной среды»[5]. В соответствии с названными характеристиками архаичной культуры складывается система социального наследования архаичной культуры. Она опирается, прежде всего, на практику коллективного опыта, сосредоточенного в традициях. Процедура социального наследования должна осуществляться в однородной культурнообразовательной среде на «территории» семьи и общины, если же происходит отрыв от этого, то у представителейданного вида культуры могут включиться механизмы саморазрушения.А ведь для чукотского этноса перманентный диалог с природой испокон веков являлся ключевым ресурсом жизнестойкости, пастбищное оленеводство и охота на морского зверя –основными сферами деятельности, предопределившими сакральное мироощущение и отношение ко всему живому, целостную картину мира.Современная цивилизация с ее,во многом,потребительским отношением к природе и человеку, пропагандируемымиценностямисамореализации личности, связаннымис достижением успеха любой ценой, стремлениемк «американской мечте» все эти ценностные ориентиры, к сожалению, навязываются СМИ и воспринимаются сегодня как норма и руководство к действию для молодого поколения, а отдельные представители чукотского этноса стремятся уехать в другие регионыстраны, а, как следствие этого, отрыв от культурных корней, забвение национальных традиций и языка, разрыв с жизнеобеспечивающими ресурсами и источниками жизнестойкости, что может привестик запусканию внутренних стратегий саморазрушения для восстановления целостностиу представителей данного вида культуры.Поэтому, типы культурного сознания выступают базовым элементом включения человека в любую социальную систему, в результате чего происходит выстраивание индивидуальной картины мира, определяющей способ взаимоотношений с окружающими людьми и возможности взаимодействия с ними и влияния на них.Таким образом, необходимы соответствующие условия для сохранения ментальности представителей чукотского этноса:вопервых, учет спецификиментального портрета субъекта архаичной культуры в образовательном процессе разных систем (ДОУ, школа, колледж, ВУЗ);вовторых, осознавать уникальность и своеобразие культурного мира чукотского этноса через трансляцию опыта культурного диалога;втретьих, актуализация проведения цикла исследований, связанных с изучением культурного наследиячукотского этноса.

Ссылки на источники:Список цитируемой литературы:

1.Афасижев Т.И. Адыгская культура в условиях глобализации: к постановке проблемыURL:http://eois.mskobr.ru/index.php–[Дата обращения 2.03.2013].2.Фельдштейн Д.И. Психологопедагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития/Проблемысовременного образования. –2010. № 2. –с. 512.3.Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. –Волгоград: авторское перо, 2006. –172с.4.Видт И.Е. Генезис ментальностей в культурнообразовательных средах/ URL: http://isiksp.ru/library/vidt_ie/vidt000001.html–[Дата обращения 10.01.2013].5.Видт И.Е. Культурологические основы образования. –Тюмень: Издво ТГУ, 2002. –164с.

Senchenko NataliaViktorovnaThe problem of preservation mentality Chukchi ethnic group in modern psychological and educational research.This article discusses the problem of maintaining the mentality of the Chukchi ethnic group from the point of view of development of the subjects of culture, IE Vidt. The factors influencing the process of ethnic identity, national identity and the psychological health of the Chukchi as representatives of the archaic type of culture.

Chukchi ethnic group, culture, the subject ofculture, the transformation of the cultural and historical environment.