Концепция тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа
Выпуск:
ART 53639
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сенченко
Н.
В. Концепция тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3166–3170. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53639.htm.
Аннотация. опровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа. Обосновывается необходимость реализации культурологического подхода при разработке и организации тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов, описываются направления и формы тьюторского
сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа, а также инновационные средства методического обеспечения процесса патриотического воспитания
Ключевые слова:
сопровождение, патриотическое воспитание, тюторство, творческая мастерская, культурологический подход, инновационные средства методического обеспечения процесса патриотического воспитания
Текст статьи
Сенченко Наталья Викторовнак.п.н., педагогпсихолог ГАОУ СПО ЧАО «ЧМК», г. Анадырь999sennatvik888@mail.ru
Концепция тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжаВ статье рассматривается авторская концепция тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа. Обосновывается необходимость реализации культурологического подхода при разработке и организации тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов, описываются направления и формы тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов вобразовательной среде колледжа, а также инновационные средства методического обеспечения процесса патриотического воспитания.Тюторство, сопровождение, патриотическое воспитание, творческая мастерская, культурологический подход, инновационные средства методического обеспечения процесса патриотического воспитания.
Актуальность и целесообразность разработки теоретического обоснования концепции тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в условиях среднего профессионального образования обусловлена кардинальным обновлением социальноэкономической иполитической сфер жизни Российского общества и глобальными изменениями в мировом сообществе. По мнению большинства современных исследователей, сегодня невозможно действовать конструктивно в различных сферах жизнедеятельности без учёта происходящих в миресобытий, не занимая позицию планетарного субъекта, поскольку резко изменилось положение человека в мире. Российское общество, находясь в начале XXIстолетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как техникоинтеллектуальный, в котором происходящие изменения сильно отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации. Такой динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования» [1, с. 3]. В условиях глобализации патриотическое воспитание обеспечивает, вопервых, сохранение духовного иммунитета нации; вовторых, способствует сохранению российской нации, ее жизнестойкости; втретьих, социокультурную идентификацию и национальную идентичность; вчетвертых, воспроизводство экологичности культуры; впятых, национальную безопасность; вшестых, воспроизводство ментальности и этнокультурной уникальности через своеобразие быта, языка, верований, духовности, культуры.По мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, «в глобально целостной системе этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, культуры не получают импульс для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются; своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, фольклор и существует как пережиток прошлого» [2, с. 4344].Состояние общества напрямую зависит от смысловых установок и ценностных приоритетов являющихся основополагающими в сознании россиян. Это особенно значимо для патриотического воспитания, так как различие систем ценностей, смыслов между «старшими» и «младшими» поколениями ставит под угрозу успешность передачи социокультурного опыта, а значит социализации молодежи. Поэтому, большинство студентов не имеет внутреннего духовнонравственного иммунитета, позволяющего противостоять чуждым негативным воздействиям, разрушающим личность (СМИ, вовлечение в субкультуры), продуцируются межпоколенные конфликты, пустота, отчуждение от родной культуры, родных, а также, появление зависимостей, разрушительная жизненная стратегия (алкоголь, табакокурение, наркотики).Патриотическое воспитание имеет, прежде всего, духовную ипостась рассмотрения, является мобилизационным ресурсом для возрождения российского общества и страны в целом. Поэтому, чтобы система патриотического воспитания носила не декларативный характер, а созидательный, действительно была эффективной и результативной, целесообразно использовать технологии тьюторского сопровождения и педагогического управления. При этом педагогтьютор должен являться фасилитатором процесса патриотического воспитания.Система тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 –2015 годы», внесении изменений в Федеральный закон «О Днях воинской славы России» и др.[3].Актуальность обоснования данной концепции обусловлена рядом факторов, вопервых, наличием большого количества технологий разрушения национального самосознания (ориентация СМИ на потребительский тип личности; мода на субкультуры, появление новых субкультур наряду с «традиционными» («лолиты», «фурри») отрыв от базовых духовнонравственных ценностей; разрушительные жизненные стратегии (алкоголь, наркотики, никотин); отчуждение от себя, родных, культуры; большой рост суицидов среди молодежи; деградационные изменения в психике (Д.И. Фельдштейн); культ насилия, агрессии, пропаганда достижения собственных целей любой ценой и др.); вовторых, необходимостью модернизации патриотического воспитания, которое становится сегодня приоритетным направлением образовательной политики; втретьих, разработкой новых методологических подходов к пониманию механизма воспитания в современной социокультурной ситуации (подходы А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева –образно событийный и образноситуативныйи др.). Целью патриотического воспитания, определенного государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе, в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.Согласно концепции А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, механизмом патриотического воспитания выступает смыслотворческая деятельность, направленная на выработку человеком собственных смыслов служения Отечеству в процессе индивидуализации, персонификации и социализации[2].Все это актуализирует необходимость концептуальной разработки сущности тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов как субъектов культуры в условиях среднего профессионального образования.В рамках данной концепции мы опираемся на понятие тьюторского сопровождения, предложенного Е.А. Сухановой, А.Г. Чернявской, которые его рассматривают как особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления[4].Педагогическое управление процессом патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа –деятельность преподавателятьютора по созданию и реализации системы организационнопедагогических условий и факторов, обеспечивающих динамику становления патриотического самосознания студентов.Выбор подхода как методологического ориентира исследования, на наш взгляд, обусловлен, вопервых, природой исследуемого объекта; вовторых, он должен коррелировать с социокультурными тенденциями, характеризующими современную эпоху. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, прежде всего, развитие человека, его становление как субъекта культуры.
Поэтому особое значение в условиях модернизации отечественного профессионального образования и внедрения ФГОС приобретает проблема становления патриотического самосознания студентов.На наш взгляд, именно тьюторское сопровождение предоставляет уникальные возможности для становления патриотического самосознания студентов как субъектов культуры, является мощным стимулом и фактором достижения высокого качества среднего профессионального образования.Цельтьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания: способствоватьстановлению патриотического самосознания студентов как субъектов культуры на основе развития их субъектной позиции и актуализации субъектного опыта с использованием тьюторского сопровождения.Ведущая идеятьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания:актуализация субъектного опыта студентов посредством использования тьюторского сопровождения и технологий активного обучения обусловит процесс становления патриотического самосознания студентов как субъектов культуры.Ведущими для организации тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа являются следующие принципы реализации:культуросообразности –предполагает развитие студента как субъекта культуры, оказание ему помощи и поддержки в культурной самоидентификации, приобретение им опыта смыслотворчества; стратегической направленности –определяет долгосрочные перспективы самореализации участников образовательной среды;рефлексивной направленности –предполагает приоритет развития у участников рефлексивныхумений и рефлексивности; при этом рефлексивность понимается, как способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать события и поступки в плане своих возможностей, способностей, самоуважения, социальной значимости; креативности –предполагает включение в креативный процесс всех участников образовательной среды; при этом креативность понимается как ценностноличностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации;толерантности –предполагает участие в диалоге с миром, людьми, самих с собой всех участников образовательной среды; при этом диалог рассматривается как способ становления толерантности[5];ситуативности –предполагает одновременное использование различных методов активного обучения; меняющиеся ситуации взаимообусловлены самоопределением студентов в контексте культуры;психологической комфортности–предполагает приоритет положительной обратной связи; проявляется в открытости, другодоминантности, самосбережении здоровья и др.По нашему убеждению, для результативного процесса патриотического воспитания студентов в колледже необходимо проведение цикла творческих мастерских как наиболее оптимальной формы, являющейся культуротворческой по содержанию и ориентирующей на «творение видов» культур по И. Калинаукасу, стимулирующей проявление субъектности студентов через познание, отношение и преобразование, способствующей пробуждению патриотических мотивов и смыслов, ориентирующей на смыслотворческую патриотическую деятельность[6].Актуальность реализации данной формы связана, прежде всего, с тем, что наступающая постиндустриальная эпоха имеет интегративный характер, что,по мнению И.Е. Видт, требует поиска нового принципа организации учебного материала, отхода от предметного принципа преподавания (или отказа от доминирования этой формы организации учебного процесса) и нахождения форм, способных дать студентам как субъектам культуры комплексное представление о мире[7].
Именно такой уникальной формой, на наш взгляд, является творческая мастерская, способная дать будущим специалистам комплексное представление о мире, открывающая широкие возможности для преодоления «глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты», «экзистенциального вакуума» (В. Франкл). Миссия мастерской –способствовать построению «живого знания» субъектов образовательного процесса. По мысли В.П. Зинченко, в «живом знании» слиты значение и укоренённый в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл. Мастерская обращена к раскрытию духовных возможностей субъектов образовательного процесса, их нравственноэтическому, художественноэстетическому развитию[8].Мастерская, по мнению Е.О. Галицких, И.А.Мухиной, форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.В литературе представлены следующие типы мастерских: конструирования или построения знаний, письма, отношений или позиционные, проектные, сотрудничества, ценностных ориентаций, интерпретации текста. Традиционный алгоритм проведения мастерской включает следующие этапы:начало мастерской(индуктор) первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создаёт ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность;первый этап–работа с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, его социализацию, то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской; промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательногоинтереса, завершается формированием вопросов;второй этап–обращает к новой информации, её обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению и созданию афиш, рисунков, газет); и корректировке творческого продукта; социализация(обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием, представлением, выдвижением гипотез, вариантов суждений, новых вопросов –кульминационный момент мастерской; афиширование –предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций;рефлексивный этап–завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе участники учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, своё отношение и настроение, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим [5, 9].Е.О.Галицких отмечает, что для понимания смысла и атмосферы мастерской нужно обязательно принять в ней живое участие, не наблюдая со стороны, скептически на всё «посматривая», а именно включиться в каждый её этап, «прожить» [5,с. 36]. Необходимо отметить, что динамика становления патриотического самосознания студентов в образовательной среде колледжа во многом зависит от направленности преподавателя. Рассмотрим сущность данного понятия более подробно.В психологических исследованиях существуют разные определения этого понятия в зависимости от подхода к исследованию: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили).Направленность рассматривается как системообразующее качество личности, определяющее её психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, её мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Педагогическая направленность, являясь разновидностью профессиональной направленности, отличается от других её видов своим объектнопредметным содержанием. По мнению Л.М. Митиной, именно педагогическая направленность (направленность на развитие студента, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности преподавателятьютора.Опираясь на позицию Л.М.Митиной, под педагогической направленностью мы понимаем систему ценностных ориентаций, задающую иерархическую структуру доминирующих мотивов личности преподавателятьютора[10, с.67].Особый интерес для нас представляет концепция профессионального развития учителя Л.М. Митиной, согласно которой иерархическая структура педагогической направленности (доминирующих мотивов личности) может быть представлена следующим образом:направленность на человека, связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;направленность на предметную сторону профессии (содержание учебного предмета)[10, с.68].На наш взгляд, именно направленность преподавателя на взаимодействие со студентами будет максимально способствовать становлению патриотического самосознанияв образовательной среде колледжа. полагаем, что динамика развития патриотического самосознаниястудентов в образовательной среде колледжа будет напрямую зависеть от педагогической направленности преподавателя.Поэтому,стержневой идеей, пронизывающей все направления преобразования образовательной среды в культуротворческую,является идея патриотического воспитания. Направления и формы тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа представлены в таблице 1.Таблица 1Направления и формы тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа
№Направления тьюторского сопровождения патриотического воспитания студентовФормы реализацииПродукт1.Тьюторского сопровождение личностного развития фестивали, арткафе, персонаграта, творческая мастерская, мастерская ценностных ориентацийсубъектный опыт, осознание личностью высших ценностей2.Тьюторское сопровождение инновационных процессовдискуссии, творческая мастерская, круглые столы, конференции, конкурсыопыт творческой деятельности, опыт созидания3.Тьюторское сопровождение научных интересов студентов и педагоговзаседания научного кружка, конференции, творческая мастерская, конкурсы публикации, статьи, участие в конференциях4.Тьюторское сопровождение коучингсессий студентов и педагоговкоучингсессииосознание своих возможностей и новых перспектив5.Тьюторское сопровождение хоббимиров студентов и педагоговвыставки хоббимиров, кураторскиечасы, тренинги, конкурсыосознание уникальности собственной личности, осознание и сохранение традиций6.Тьюторское сопровождение взаимодействия семьи и СПОродительские гостиные, выставки достижений, круглые столы, арткафе
гармонизация в отношениях; сотрудничество7.Тьюторское сопровождение медиаобразовательного пространствамедиасеминар, медиагостиная, киноклуб, книгоклуб, дискуссии, токшоу, форумтеатр, круглые столы, дискуссии духовнонравственный иммунитет к негативным воздействиям среды8.Тьюторское сопровождение духовнонравственного развитиямастерская ценностных ориентаций, мастерская письма, творческая мастерскаясубъектный опыт, осознание личностью высших ценностей9.Тьюторское сопровождение образовательных программ, учебнометодического обеспечения, связанного с патриотической тематикойметодические, проблемные семинары, конкурсывысокое качество образовательных программ, учебнометодического обеспечения
Поскольку данная концепция предполагает адекватное поставленным целям и задачамметодическое обеспечение, поэтому перечислим инновационные средства методического обеспечения процесса патриотического воспитания: индивидуальный дневник «Я люблю свое Отечество»; портфолио Гражданина «Великая Россия»; программа элективных спецкурсов для старшеклассников и студентов «Родное Отечество», «Россия –великая держава»; разработанные учебнометодические комплексы для преподавателей; викторины; конкурсы плакатов, презентаций; рабочая тетрадь; тематический сайт с чатом; исторические карты с изображениями легендарных личностей и национальных героев «Герои России»; образовательная картография; диганостические комплексы, направленные на изучение компонентов патриотического самосознания; программы тьюториалов, коучингсессий.Ссылки на источники:Списокцитируемой литературы:
1.Плигин А.А. Личностноориентированное образование: история и практика. Монография. –М.: «КСП+», 2003. –432с.2.Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. –Волгоград: авторское перо, 2006. –172с.3.«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 –2015 годы» URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml [Дата обращения 15.02.2013].4.Городецкая Н. И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Городецкая Наталья Ивановна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. унт].Нижний Новгород, 2010. 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 1013/853 URL: http://lib.uaru.net/diss/cont/387799.html[Дата обращения 18.02.2013].5.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. –М: «Академический Проект», 2004. –240с.6.Макареня А.А. Избранные труды. В 3х томах. Т.3. Педагогика. Педагогическая культурология. Педагогическая антропоэкология. Андрагогика. Тюмень: «ТОГИРРО», 2000. –316с.7.Видт И.Е. Культурологические основы образования. –Тюмень: Издво ТГУ, 2002. –164с.8.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. –М.: «Гардарики», 2002. –431с.9.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. –Ростовна–Дону: «Феникс», 2004. –384с.10.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. –М.Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. –400с.
Senchenko Natalya ViktorovnaThe concept of tutor support the process of patriotic education of students in the educational environment of the collegeIn the article the author's concept of tutor support the process of patriotic education of students in the educational environment of the college. The necessity of implementing cultural approach in the development and organization of tutor support the process of patriotic education of students, describes the direction and form tutor support the process of patriotic education of students in the educational environment of the college, as well as innovative means of methodical maintenance process of patriotic education.Tutor, support, patriotic education, creative workshops, cultural approach, innovative means of methodological support for the process of patriotic education.
Концепция тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжаВ статье рассматривается авторская концепция тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа. Обосновывается необходимость реализации культурологического подхода при разработке и организации тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов, описываются направления и формы тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов вобразовательной среде колледжа, а также инновационные средства методического обеспечения процесса патриотического воспитания.Тюторство, сопровождение, патриотическое воспитание, творческая мастерская, культурологический подход, инновационные средства методического обеспечения процесса патриотического воспитания.
Актуальность и целесообразность разработки теоретического обоснования концепции тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в условиях среднего профессионального образования обусловлена кардинальным обновлением социальноэкономической иполитической сфер жизни Российского общества и глобальными изменениями в мировом сообществе. По мнению большинства современных исследователей, сегодня невозможно действовать конструктивно в различных сферах жизнедеятельности без учёта происходящих в миресобытий, не занимая позицию планетарного субъекта, поскольку резко изменилось положение человека в мире. Российское общество, находясь в начале XXIстолетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как техникоинтеллектуальный, в котором происходящие изменения сильно отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации. Такой динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования» [1, с. 3]. В условиях глобализации патриотическое воспитание обеспечивает, вопервых, сохранение духовного иммунитета нации; вовторых, способствует сохранению российской нации, ее жизнестойкости; втретьих, социокультурную идентификацию и национальную идентичность; вчетвертых, воспроизводство экологичности культуры; впятых, национальную безопасность; вшестых, воспроизводство ментальности и этнокультурной уникальности через своеобразие быта, языка, верований, духовности, культуры.По мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, «в глобально целостной системе этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, культуры не получают импульс для самораскрытия, а нивелируются, страны не коэволюционируют, сотрудничая, а унифицируются; своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, фольклор и существует как пережиток прошлого» [2, с. 4344].Состояние общества напрямую зависит от смысловых установок и ценностных приоритетов являющихся основополагающими в сознании россиян. Это особенно значимо для патриотического воспитания, так как различие систем ценностей, смыслов между «старшими» и «младшими» поколениями ставит под угрозу успешность передачи социокультурного опыта, а значит социализации молодежи. Поэтому, большинство студентов не имеет внутреннего духовнонравственного иммунитета, позволяющего противостоять чуждым негативным воздействиям, разрушающим личность (СМИ, вовлечение в субкультуры), продуцируются межпоколенные конфликты, пустота, отчуждение от родной культуры, родных, а также, появление зависимостей, разрушительная жизненная стратегия (алкоголь, табакокурение, наркотики).Патриотическое воспитание имеет, прежде всего, духовную ипостась рассмотрения, является мобилизационным ресурсом для возрождения российского общества и страны в целом. Поэтому, чтобы система патриотического воспитания носила не декларативный характер, а созидательный, действительно была эффективной и результативной, целесообразно использовать технологии тьюторского сопровождения и педагогического управления. При этом педагогтьютор должен являться фасилитатором процесса патриотического воспитания.Система тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 –2015 годы», внесении изменений в Федеральный закон «О Днях воинской славы России» и др.[3].Актуальность обоснования данной концепции обусловлена рядом факторов, вопервых, наличием большого количества технологий разрушения национального самосознания (ориентация СМИ на потребительский тип личности; мода на субкультуры, появление новых субкультур наряду с «традиционными» («лолиты», «фурри») отрыв от базовых духовнонравственных ценностей; разрушительные жизненные стратегии (алкоголь, наркотики, никотин); отчуждение от себя, родных, культуры; большой рост суицидов среди молодежи; деградационные изменения в психике (Д.И. Фельдштейн); культ насилия, агрессии, пропаганда достижения собственных целей любой ценой и др.); вовторых, необходимостью модернизации патриотического воспитания, которое становится сегодня приоритетным направлением образовательной политики; втретьих, разработкой новых методологических подходов к пониманию механизма воспитания в современной социокультурной ситуации (подходы А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева –образно событийный и образноситуативныйи др.). Целью патриотического воспитания, определенного государственной концепцией «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», является развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе, в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.Согласно концепции А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, механизмом патриотического воспитания выступает смыслотворческая деятельность, направленная на выработку человеком собственных смыслов служения Отечеству в процессе индивидуализации, персонификации и социализации[2].Все это актуализирует необходимость концептуальной разработки сущности тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов как субъектов культуры в условиях среднего профессионального образования.В рамках данной концепции мы опираемся на понятие тьюторского сопровождения, предложенного Е.А. Сухановой, А.Г. Чернявской, которые его рассматривают как особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления[4].Педагогическое управление процессом патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа –деятельность преподавателятьютора по созданию и реализации системы организационнопедагогических условий и факторов, обеспечивающих динамику становления патриотического самосознания студентов.Выбор подхода как методологического ориентира исследования, на наш взгляд, обусловлен, вопервых, природой исследуемого объекта; вовторых, он должен коррелировать с социокультурными тенденциями, характеризующими современную эпоху. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, прежде всего, развитие человека, его становление как субъекта культуры.
Поэтому особое значение в условиях модернизации отечественного профессионального образования и внедрения ФГОС приобретает проблема становления патриотического самосознания студентов.На наш взгляд, именно тьюторское сопровождение предоставляет уникальные возможности для становления патриотического самосознания студентов как субъектов культуры, является мощным стимулом и фактором достижения высокого качества среднего профессионального образования.Цельтьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания: способствоватьстановлению патриотического самосознания студентов как субъектов культуры на основе развития их субъектной позиции и актуализации субъектного опыта с использованием тьюторского сопровождения.Ведущая идеятьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания:актуализация субъектного опыта студентов посредством использования тьюторского сопровождения и технологий активного обучения обусловит процесс становления патриотического самосознания студентов как субъектов культуры.Ведущими для организации тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа являются следующие принципы реализации:культуросообразности –предполагает развитие студента как субъекта культуры, оказание ему помощи и поддержки в культурной самоидентификации, приобретение им опыта смыслотворчества; стратегической направленности –определяет долгосрочные перспективы самореализации участников образовательной среды;рефлексивной направленности –предполагает приоритет развития у участников рефлексивныхумений и рефлексивности; при этом рефлексивность понимается, как способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать события и поступки в плане своих возможностей, способностей, самоуважения, социальной значимости; креативности –предполагает включение в креативный процесс всех участников образовательной среды; при этом креативность понимается как ценностноличностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации;толерантности –предполагает участие в диалоге с миром, людьми, самих с собой всех участников образовательной среды; при этом диалог рассматривается как способ становления толерантности[5];ситуативности –предполагает одновременное использование различных методов активного обучения; меняющиеся ситуации взаимообусловлены самоопределением студентов в контексте культуры;психологической комфортности–предполагает приоритет положительной обратной связи; проявляется в открытости, другодоминантности, самосбережении здоровья и др.По нашему убеждению, для результативного процесса патриотического воспитания студентов в колледже необходимо проведение цикла творческих мастерских как наиболее оптимальной формы, являющейся культуротворческой по содержанию и ориентирующей на «творение видов» культур по И. Калинаукасу, стимулирующей проявление субъектности студентов через познание, отношение и преобразование, способствующей пробуждению патриотических мотивов и смыслов, ориентирующей на смыслотворческую патриотическую деятельность[6].Актуальность реализации данной формы связана, прежде всего, с тем, что наступающая постиндустриальная эпоха имеет интегративный характер, что,по мнению И.Е. Видт, требует поиска нового принципа организации учебного материала, отхода от предметного принципа преподавания (или отказа от доминирования этой формы организации учебного процесса) и нахождения форм, способных дать студентам как субъектам культуры комплексное представление о мире[7].
Именно такой уникальной формой, на наш взгляд, является творческая мастерская, способная дать будущим специалистам комплексное представление о мире, открывающая широкие возможности для преодоления «глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты», «экзистенциального вакуума» (В. Франкл). Миссия мастерской –способствовать построению «живого знания» субъектов образовательного процесса. По мысли В.П. Зинченко, в «живом знании» слиты значение и укоренённый в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл. Мастерская обращена к раскрытию духовных возможностей субъектов образовательного процесса, их нравственноэтическому, художественноэстетическому развитию[8].Мастерская, по мнению Е.О. Галицких, И.А.Мухиной, форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.В литературе представлены следующие типы мастерских: конструирования или построения знаний, письма, отношений или позиционные, проектные, сотрудничества, ценностных ориентаций, интерпретации текста. Традиционный алгоритм проведения мастерской включает следующие этапы:начало мастерской(индуктор) первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создаёт ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность;первый этап–работа с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, его социализацию, то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской; промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательногоинтереса, завершается формированием вопросов;второй этап–обращает к новой информации, её обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению и созданию афиш, рисунков, газет); и корректировке творческого продукта; социализация(обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием, представлением, выдвижением гипотез, вариантов суждений, новых вопросов –кульминационный момент мастерской; афиширование –предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций;рефлексивный этап–завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе участники учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, своё отношение и настроение, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим [5, 9].Е.О.Галицких отмечает, что для понимания смысла и атмосферы мастерской нужно обязательно принять в ней живое участие, не наблюдая со стороны, скептически на всё «посматривая», а именно включиться в каждый её этап, «прожить» [5,с. 36]. Необходимо отметить, что динамика становления патриотического самосознания студентов в образовательной среде колледжа во многом зависит от направленности преподавателя. Рассмотрим сущность данного понятия более подробно.В психологических исследованиях существуют разные определения этого понятия в зависимости от подхода к исследованию: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили).Направленность рассматривается как системообразующее качество личности, определяющее её психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, её мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Педагогическая направленность, являясь разновидностью профессиональной направленности, отличается от других её видов своим объектнопредметным содержанием. По мнению Л.М. Митиной, именно педагогическая направленность (направленность на развитие студента, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности преподавателятьютора.Опираясь на позицию Л.М.Митиной, под педагогической направленностью мы понимаем систему ценностных ориентаций, задающую иерархическую структуру доминирующих мотивов личности преподавателятьютора[10, с.67].Особый интерес для нас представляет концепция профессионального развития учителя Л.М. Митиной, согласно которой иерархическая структура педагогической направленности (доминирующих мотивов личности) может быть представлена следующим образом:направленность на человека, связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;направленность на предметную сторону профессии (содержание учебного предмета)[10, с.68].На наш взгляд, именно направленность преподавателя на взаимодействие со студентами будет максимально способствовать становлению патриотического самосознанияв образовательной среде колледжа. полагаем, что динамика развития патриотического самосознаниястудентов в образовательной среде колледжа будет напрямую зависеть от педагогической направленности преподавателя.Поэтому,стержневой идеей, пронизывающей все направления преобразования образовательной среды в культуротворческую,является идея патриотического воспитания. Направления и формы тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа представлены в таблице 1.Таблица 1Направления и формы тьюторского сопровождения процесса патриотического воспитания студентов в образовательной среде колледжа
№Направления тьюторского сопровождения патриотического воспитания студентовФормы реализацииПродукт1.Тьюторского сопровождение личностного развития фестивали, арткафе, персонаграта, творческая мастерская, мастерская ценностных ориентацийсубъектный опыт, осознание личностью высших ценностей2.Тьюторское сопровождение инновационных процессовдискуссии, творческая мастерская, круглые столы, конференции, конкурсыопыт творческой деятельности, опыт созидания3.Тьюторское сопровождение научных интересов студентов и педагоговзаседания научного кружка, конференции, творческая мастерская, конкурсы публикации, статьи, участие в конференциях4.Тьюторское сопровождение коучингсессий студентов и педагоговкоучингсессииосознание своих возможностей и новых перспектив5.Тьюторское сопровождение хоббимиров студентов и педагоговвыставки хоббимиров, кураторскиечасы, тренинги, конкурсыосознание уникальности собственной личности, осознание и сохранение традиций6.Тьюторское сопровождение взаимодействия семьи и СПОродительские гостиные, выставки достижений, круглые столы, арткафе
гармонизация в отношениях; сотрудничество7.Тьюторское сопровождение медиаобразовательного пространствамедиасеминар, медиагостиная, киноклуб, книгоклуб, дискуссии, токшоу, форумтеатр, круглые столы, дискуссии духовнонравственный иммунитет к негативным воздействиям среды8.Тьюторское сопровождение духовнонравственного развитиямастерская ценностных ориентаций, мастерская письма, творческая мастерскаясубъектный опыт, осознание личностью высших ценностей9.Тьюторское сопровождение образовательных программ, учебнометодического обеспечения, связанного с патриотической тематикойметодические, проблемные семинары, конкурсывысокое качество образовательных программ, учебнометодического обеспечения
Поскольку данная концепция предполагает адекватное поставленным целям и задачамметодическое обеспечение, поэтому перечислим инновационные средства методического обеспечения процесса патриотического воспитания: индивидуальный дневник «Я люблю свое Отечество»; портфолио Гражданина «Великая Россия»; программа элективных спецкурсов для старшеклассников и студентов «Родное Отечество», «Россия –великая держава»; разработанные учебнометодические комплексы для преподавателей; викторины; конкурсы плакатов, презентаций; рабочая тетрадь; тематический сайт с чатом; исторические карты с изображениями легендарных личностей и национальных героев «Герои России»; образовательная картография; диганостические комплексы, направленные на изучение компонентов патриотического самосознания; программы тьюториалов, коучингсессий.Ссылки на источники:Списокцитируемой литературы:
1.Плигин А.А. Личностноориентированное образование: история и практика. Монография. –М.: «КСП+», 2003. –432с.2.Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. –Волгоград: авторское перо, 2006. –172с.3.«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 –2015 годы» URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml [Дата обращения 15.02.2013].4.Городецкая Н. И. Тьюторское сопровождение дистанционного повышения квалификации педагогов в системе постдипломного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Городецкая Наталья Ивановна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. унт].Нижний Новгород, 2010. 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 1013/853 URL: http://lib.uaru.net/diss/cont/387799.html[Дата обращения 18.02.2013].5.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. –М: «Академический Проект», 2004. –240с.6.Макареня А.А. Избранные труды. В 3х томах. Т.3. Педагогика. Педагогическая культурология. Педагогическая антропоэкология. Андрагогика. Тюмень: «ТОГИРРО», 2000. –316с.7.Видт И.Е. Культурологические основы образования. –Тюмень: Издво ТГУ, 2002. –164с.8.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. –М.: «Гардарики», 2002. –431с.9.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. –Ростовна–Дону: «Феникс», 2004. –384с.10.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. –М.Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. –400с.
Senchenko Natalya ViktorovnaThe concept of tutor support the process of patriotic education of students in the educational environment of the collegeIn the article the author's concept of tutor support the process of patriotic education of students in the educational environment of the college. The necessity of implementing cultural approach in the development and organization of tutor support the process of patriotic education of students, describes the direction and form tutor support the process of patriotic education of students in the educational environment of the college, as well as innovative means of methodical maintenance process of patriotic education.Tutor, support, patriotic education, creative workshops, cultural approach, innovative means of methodological support for the process of patriotic education.