Экологическое воспитание на уроках обществознания

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хадиева Г. А. Экологическое воспитание на уроках обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3256–3260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53657.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания на уроках обществознания
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Экологическое воспитание на уроках обществознания

Аннотация:Встатье рассматриваются вопросы экологического воспитания на уроках обществознания.Ключевые слова: экологическое воспитание, обществознание, природа, человек.

Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Природа это огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Наука доказала, что весь современный мир: растения, животные, а следовательно и человек, являются продуктами процесса развития, длившегося миллионы лет!!!Человек царь природы, ее венец. Человек, как биологический вид, претендует на главную роль, так как имеет важное преимущество разум....Человек это существо природное и общественное. Он не всегда пытался установить согласие с природой, которая его окружала. По мере того, как росло влияние человека на природу, увеличивалось и понимание людей, что это воздействие может привести к угрозе существования самой жизни на Земле. В курсе обществознания уместно показывать принцип взаимной обусловленности.Например, в «Балладе о роднике и соловье» Мусы Джалиля образ солдата можно сопоставить с образом родника, который обращается к ветру, солнцу, призывая их на помощь герою. Здесь природа не фон, а действующее лицо: деревья роняют листву от печали, птицы и звери предупреждают солдата об опасности, природа скорбит, радуется, т.е. природа существует с человеком, а он с ней.На уроках обществознания, говоря о современных цивилизациях, важно показать острую проблему нашей эпохи: разлад в системе человек природа. Превосходство человека над природой отторгло его от естественного сосуществования с природой. Нарушен моральный закон то, что любишь, не бережёшь; в таком трагическом разрыве оказалось человечество сегодня.Так, экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом и школой. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не совершать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Вернуть человека к истокам жизни, определить нравственные ориентиры задача учителя обществознания. Учитель может посеять в своих учениках зерно обеспокоенности происходящим, чувство их сопричастности к обществу. Всё это способствует воспитаниюэкологически мыслящего человека. Курс обществознания в школьномобразовании играетогромную роль в воспитании нравственности, а именно учит ученика тому, как надо жить в обществе, как относиться к человеку вообще, как адаптироваться в жизни после окончания школы.Если в физике и химии следует рассматривать отдельные проблемы социальной экологии, то в истории и обществознании глобальные проблемы человечества и проблемы устойчивого развития. Тема экологии органично легла в основу обществоведческих курсов. Такой подход позволяет говорить о системе в работе учителя обществознания, где главную идею курса можно выразить следующими словами: «Надо изучать и знать законы природы и общества, в котором ты живёшь, уметь быть самостоятельным в поступках». Следовательно, экологические проблемы становятся предметом исследования не только естественных, но и общественных наук.Школьный курс обществознания дает возможность раскрывать сущность человека через его отношения с природой от постановки вопроса о месте человека среди других обитателей планеты до раскрытия возможных последствий той деятельности человека в природе, которая принципиально отличается от поведения и действий других живых существ.Экологическое образование и воспитание обучающихся в процессе обучения обществознанию связано, прежде всего, с формированием у учащихся:•представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества;•что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы;•представления учащихся о правах граждан в сфере экологической безопасности и об обязанностях граждан в области охраны природы.Формирование экологическогообразования и воспитания может быть реализовано на разных этапах урока: при изучении нового материала, приактуализации и закреплении знаний; на обобщающих и интегрированных уроках и научнопрактических конференциях посредством различных приемов и методов: технологии критического мышления, групповой работы, анализом текстов, работой с терминами, выполнением экологических заданий, тестов, выступлением с докладами и рефератами, написанием сочинений эссе.К примеру, при изучении темы «Природа, общество, человек» учащиеся узнают, что природа это естественная среда обитания человека; ноосфера область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.Изучая тему «Экологический кризис», затрагиваем вопросы негативного воздействия человека на природу, что он сам становится жертвой необдуманных действий; возрастания масштабов производственной деятельности человека одной из главных причин экологического кризиса; необходимого разрешения противоречия «природа производство».Экологическое право одно из наиболее важных и непосредственно связано с правом на жизнь и здоровье человека. Экологическое право регулирует общественные отношения личности, общества и государства с окружающей средой.На уроках можно говорить об экологических обязанностях и правах граждан. В ходе изучения темы «Экологическое право » учащиеся узнают, что: в Конституции РФ закреплены права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности; экологическая система это природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое целое; выделяют зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия; законы в области охраны окружающей природной среды предусматривают различные виды ответственности за экологические правонарушения; к природе нельзя относиться потребительски; существуют различные общественные организации, провозгласившие своими главными целями охрану природы и обеспечениеэкологической безопасности.При беседе об экологических правах граждан прежде всего нужно упомянуть о праве на экологическую информацию о состоянии вод, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и природных зон и о мерах, направленных на охрану окружающей среды.Об экологическом праве можно вести речь и на интегрированных уроках: обществознание биология, право биология, география и т.д. Такие сдвоенные уроки, кроме специальных тематических, позволят воспитать экологическое сознание у наших детей. В XIX веке Александр Герцен писал: «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам».На уроках обществознания у учащихся формируются следующие умения и навыки: раскрывать основные значения понятий; определять роль природы в жизни человека и общества; аргументировать свои ответы;

определять значение моральных норм и запретов в жизни общества;

объяснять основные причины ухудшения экологической обстановки в современную эпоху;

характеризовать проявления экологического кризиса;

намечать пути его преодоления; характеризовать основные конституционные права и обязанности; приводить примеры экологических правонарушений, определять деятельность общественных организаций по защите природы.Экологическому образованию и воспитанию на уроках обществознания способствует использование материала наук, имеющих экологическую направленность (социальная антропология, социальная экология и экологическая этика).Таким образом, у детей формируется убеждение, что проблема защиты и совершенствования человеческой среды обитания зависит от гармонии отношений «человек природа», от экологической культуры каждого человека в обществе.Меняются времена, меняемся мы, меняются наши дети, меняются и формы воспитания, но вопрос взаимоотношений человека и природы становится лишь острее, и только от нас, от учителей, зависит, какими будут наши дети, наше будущее и мир в целом. С верой в незыблемые ценности и светлое завтра, работают учителя обществознания.



Литература:

1.Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. Москва, «Русское слово», 2008. 2.Боголюбов Л.Н.Человек и общество: Учеб. М., 2009. Гл.8.

Information about the author: Khadieva Gulnara Akhmetovna, the teacher of social studies of Municipal budget educational institution"Izma secondary general education of Saba district ofthe Republic of Tatarstan”

The title of the article is “Ecological education at the lessons of social studies”

Thearticleisdevotedtoquestions of ecological education at the lessons of social studies.

Keywords are ecological education, social studies, environment, human being.