Технология разноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Русских Н. К. Технология разноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 181–185. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54037.htm.
Аннотация. В методическом пособии описан алгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения, основные параметры в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация, приведены практические рекомендации по реализации этих параметров. Показаны особенности организации деятельности, основные подходы при реализации технологии, требования к организации образовательного процесса, позволяющие решать учебно – развивающие задачи курса математики в коррекционной школе VIII вида. Данное методическое пособие разработано на основе практического опыта автора, раскрывает систему деятельности по технологии разноуровневого обучения, актуально для учителей коррекционных классов, учителей начальных классов, педагогов, работающих в школах-интернатах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Русских Наталья Константиновнаучитель математики МКОУ С(К)ОШИ, посёлок Горки, Шурышкарского района, ЯНАО.

ruskihnat1963@mail.ru

Номинация: «Современные технологии педагогической поддержки отдельных категорий участников» (детейс ограниченными возможностями здоровья);

Технология разноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIIIвид(методическое пособие из опыта работы учителя Н.К. Русских).

Аннотация: В методическом пособии описаналгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения,основные параметры в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация, приведены практические рекомендации по реализации этих параметров. Показаны особенности организации деятельности, основные подходы при реализации технологии, требования к организации образовательного процесса, позволяющие решать учебно–развивающие задачи курса математики в коррекционной школе VIIIвида. Данное методическое пособие разработано на основе практического опыта автора, раскрывает систему деятельности по технологии разноуровневого обучения, актуально для учителей коррекционных классов, учителей начальных классов, педагогов, работающих в школахинтернатах.

Ключевые слова: коррекция, развитие, дети с ограниченными возможностями здоровья, разноуровневая дифференциация, технология.

Основной материал статьи:

Технологияразноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII видапредполагает учёт индивидуальных особенностей учеников. Этосоответствует современным изменениям парадигмы образования, единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей сОВЗ.Способствуеткоррекции недостатков высших психических функций и развитию личности ученикас особыми образовательными потребностями. Направленана достижение основных целей коррекционного образования:

для продвижения детейс ОВЗв общем развитии; для коррекции и сглаживания недостатков познавательной сферы;

для усвоения знаний и формирования умений и навыков;

для процессов успешной социализации и последующей интеграции.

Для достижения этих целей существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Оно предполагает дифференциацию учащихся с учётом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом.По степени выраженности нарушения развития выделяются:* умственно отсталые дети с лёгкой и средней тяжестью дефекта (дебильность)* с тяжёлой степенью умственной отсталости (имбецильность), которые могут обучаться в специальных учреждениях*с глубокой степенью умственной отсталости (идиотия), которые могут находиться только в учреждениях социальной защиты.

Дети с лёгкой и средней степенью умственной отсталости получают доступные им общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки. Под влиянием 2специального коррекционного обучения и воспитания они значительно продвигаются в общем развитии, у них формируются навыки учебной и трудовой деятельности. Однако это развитие идёт неравномерно и зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика.

Всё это обуславливает необходимость дифференцированного подхода в учебном процессе.

Целевые ориентации:

Коррекция и развитие психических процессов, базовых способностей всех компонентов продуктивного интеллекта и их включение в учебный процесс.

Снятие психоэмоционального напряжения ребёнка, предупреждение тревожности и агрессивности с помощью системы методов коррекции, развития, компенсирования недостатков, заложенных в содержании учебновоспитательного процесса.

Динамическое преодоление учебной пассивности ребёнка.

Формирование положительной мотивации учебной деятельности.

Перенос акцента с коллектива учащихся на личность.

Основные положения, требующие учёта в процессе использования технологии разноуровневого обучения школьников с ОВЗ. ◄Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции. ◄ Дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности, прежде всего, имеется в виду его саморазвитие. ◄Обучаемость детей с недостатками интеллектуального развития напрямую зависит от уровня учебнопознавательных возможностей. Обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, объёмом усвоенных знаний, уровнем развития общеучебных навыков, психофизиологическими особенностями личности. Этот параметр является интегральной характеристикой зоны ближайшего развития ученика. Если развивается и растёт любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей –его обучаемость.

Основные подходы при реализации технологии.

Главные ориентиры интересы ребёнка создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения. помощь психологов, дефектологов, медиков. Основа мотивации учебной деятельности

познавательный интерес. Личностно –ориентированный подходкак условие успешности индивидуализированной педагогической помощи школьникам с ОВЗХод познания–«от ученика».Преобразующий характер деятельности учащихся. Гибкая структура

целей, задач, методов обучения, приёмов и форм работы, средстворганизации урока в зависимости от назначения урока, его содержания. Дифференциация учащихся по уровням обучаемости с учётом степени проявлениятрудностей в познавательной деятельности (классификация по Певзнер):1 группа: 1 уровень обучаемости (наиболее высокий) Небольшую группу (1520 %) составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения.

3Все задания они выполнят, как правило, с достаточной долей самостоятельности, не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении ими учебного материала. Этим ученикам доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике. При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в незначительной активизирующей помощи.Они без особых затруднений могут окончить специальную школу, а в дальнейшем повысить свое общее образование и профессиональную подготовку, успешно адаптироваться в обществе.2 группа: 2 уровень обучаемости (средний,базовый) 3035 % учащихся тоже достаточно успешно обучаются в классе, хотя испытывают некоторые трудности.Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать элементарные выводы и обобщение не в состоянии.Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующейПри переносе знаний в новые условия испытывают затруднения:

снижение темпа работы

допуск ошибок.Объяснение своих действий у этих учеников недостаточно точные, нуждаются в развёрнутом плане с небольшой степенью обобщённости.3 группа:3 уровень обучаемости (низкий) 35 40% учащихся с трудом усваивают учебный материал. Они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметнопрактической).Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого материала, в частности от того, насколько он близок их жизненному опыту.Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов, правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении.Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темпусвоения материала и выполнения практических заданий Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания. Однако несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся делать обобщения, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и адекватно применять в соответствии с поставленной задачей. В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолеваютинертность мыслительных процессов. Значительная помощь бывает, нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале, поле чего могут более уверенно выполнять задание, а по окончании дать словесный ответ. Всё это говорит хотя и о затруднённом, но в некоторой мере осознанном усвоении нового материала или выполнении нового задания.4 группа:

(уровень учебного риска)

4 1015% учеников овладевают учебным материалом на самом низком уровне.Для усвоения нового материала они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках. Сделать выводы даже с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт они не в состоянии. Эти ученики нуждаются в чётком, неоднократном объяснении учителя при выполнении любого задания.Помощь даже в виде прямой подсказки не всегда помогает. Как показывает опыт моей практической деятельности, работа с этой группой детей должна проводиться по специально разработанным программам. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развитии.

Алгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения

1. Знакомится с медицинскими документами ребёнка, результатами обследований психолога, логопеда и определяет зону актуального и ближайшего развития ребёнка, уровень обученности, уровень обучаемости.2. По результатам анализа определяет группы по уровням обучаемости. 3. Проводит педагогическую диагностику ВПФ, мотивации. Полученные результаты являются основой для выбора учебных заданий, организационных форм, методов и приёмов коррекционной работы. 4. Разрабатывает или подбирает задания в соответствии с выявленным уровнями. 5. Оценивает деятельность учащихся.6.Проводит мониторинг и оценивает динамику изменения параметров. 6. Планирует работу по оказанию индивидуальной помощи.

Основные параметры в соответствиис которыми осуществляется разноуровневая дифференциация1.Образовательные цели.2. Уровень выполнения заданий.3. Время обучения, время выполнения задания.4. Объём изучаемого материала.5. Уровень усвоения.6. Подход к обучению: методы обучения, приёмы обучения, формы организации деятельности.7. Оценка.

Практическая реализация параметров,по которым осуществляется разноуровневая дифференциация:

Постановка образовательных целей, доступных для достижения ребёнком (самостоятельно или с помощью педагога)Для 1 группы1. Развивать устойчивый интерес к предмету. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности, навыки обобщения и переноса знаний.3. Раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.4.Преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность.5.Создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.Для 2 группы1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

52. Закрепить,повторить и систематизировать имеющиеся знания и способы действия. 3.Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала. 4.Сформировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом. 5.Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.Для 3 группы1. Пробудить интерес к предмету путём подбора заданий, позволяющих работать в соответствии с индивидуальными способностями ученика. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.3.Преодолеть единообразие, перенос акцента с коллектива учащихся на личность. 4. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.5.Создать условий для развития познавательной активности.

Постановка воспитательных целейматематического образованияв рамкахтехнологии разноуровневого обучения

Общие категории целей1 уровень2 уровень3 уровеньПознавательный интересДлительный интерес, преодоление трудностей.Устойчивый избирательный интерес к содержанию деятельности.Случайный, ситуативный, неустойчивый.Нравственные качестваличности.Нравственное поведение, осознанная дисциплина, наличие жизненной позиции и убеждений. Положительное эмоциональное отношение к окружающим.Нравственные знания, готовность к самовоспитанию, ответственное отношение к деятельности, инициатива.Принятие ценностных ориентаций из вне.Общая культураКультура учебной деятельности, представление о практическом применении математических знаний.Культура учебной деятельности, коммуникативные навыки в работе на уроке, примеры практического применения математических знаний.Формирование общекультурных навыков.

Уровни выполнения заданий

Общие категории целей1 уровень2 уровень3 уровень1. ЗнанияЗапоминание и воспроизведение изученного материала.Ученик знает определения понятий, свойства, связи, отношения между понятиями, обобщённые приёмы учебной деятельности, способы их переноса.Ученик знает определения понятий, свойства, связи, отношения между понятиями, обобщённые приёмы учебной деятельности, затрудняется в способах переноса знаний в новую учебную ситуацию.Ученик с трудом запоминает изученные термины, факты, правила, алгоритмы, не способен переносить знания в новую учебную ситуацию. Работает по образцу, нуждается в помощи учителя.2.ПониманиеГотовность к преобразованию изученного из одной формы в другую.Ученик преобразует словесный и наглядный материал в математические выражения, выполняет обратные операции, используя приёмы обобщения, объясняет действия, находит новые приёмы учебной Ученик преобразует словесный и наглядный материал в математические выражения, выполняет обратные операции используя специальные наглядные средства и приёмы, классифицирует, Ученик узнаёт и воспроизводит изученную информацию, алгоритмы и способыдействий по опорным схемам и таблицам.

6деятельности.сравнивает, различает определения и свойства, выделяет ситуации применения знаний.3. Умения и навыкиВыполнение действий.Самостоятельно выполняет типовыеи прикладные задания, используя обобщённые приёмы, проводит несложные исследования, самостоятельно переносит способы действий в новую учебную ситуацию.Выполняет типовые и прикладные задания в стандартных ситуациях, самостоятельно используя алгоритмы, опорные таблицы, выделяет главное в учебном материале, самостоятельно отвечает на вопросы.Самостоятельно выполняет простые задания по алгоритму или образцу, использует опорные таблицы и схемы, при усложнении задания требуется помощь учителя.

Время обучения, время выполнения задания. Индивидуально, с учётом темпа работы, познавательных возможностей,индивидуального стиля учебной деятельности ученика, каждой группы учащихся.

Объём изучаемого материала.Вариативный подход к отбору заданий в аспекте их объёма –с учётом времени выполнения задания, уровнем развития познавательной деятельности группы и индивидуальными возможностями каждого ученика.



Выбор методов обучения, приёмов обучения, форм организации деятельности.

Методы обучения

Метод обучения1 группа2 группа3 группаОбьяснительноиллюстративный метод обучения(знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности).

Уровень познавательной деятельности –репродуктивный (воспроизведение)Приёмы преподавания: Беседа, формулировка фактов, сообщение, объяснение, показ действия.Приёмы учения: Прочтение, просмотр, прослушивание учебной информации, участие в восприятии информации.Потребности ученика:Запомнить материал, понять материал, овладеть способом применения.Приёмы преподавания: Беседа, формулировка фактов, сообщение, объяснение, показ действия.Приёмы учения: Прочтение, просмотр, прослушивание учебной информации, участие в восприятии информации.Потребности ученика:Запомнить материал, понять материал, овладеть способом применения по образцу.Приёмы преподавания: Беседа, формулировка фактов, сообщение, объяснение, показ действия.Приёмы учения: Прочтение, просмотр, прослушивание учебной информации, участие в восприятии информации.Потребности ученика:Запомнить материал, понять материал, овладеть способом применения по образцу для заданий одного типа.Репродуктивный метод обучения(усвоение готовых знаний и образцов деятельности).Приёмы преподавания: устный опрос ранее изученного материала, выполнение упражнений различных видов, Приёмы преподавания: устный опрос ранее изученного материала, выполнение упражнений в различных видах, Приёмы преподавания: устный опрос ранее изученного материала, 7

Уровень познавательной деятельности –репродуктивный (воспроизведение)реализующих цель: запоминание и понимание рассмотренного материла на уровне практического применения, игра.Приёмы учения: решение заданий по образцу и видоизменённых заданий, повторение информации.Потребности ученика:запомнить и понять информацию необходимую для выполнения заданийреализующих цель: запоминание рассмотренного материла, играПриёмы учения: решение заданий по образцу и видоизменённых заданий в которых можно узнать образец, повторение информации.Потребности ученика:воспроизвести и запомнить информацию, необходимую для выполнения заданий.увеличение количества упражнений одного типа, реализующих цель: запоминание рассмотренного материла, играПриёмы учения:решение однотипных заданий по образцу, повторение информации.Потребности ученика:Много раз воспроизвести и запомнить информацию, необходимую для выполнения заданий.Частичнопоисковый метод(осмысление полученных знаний, осознанность применения в практической деятельности).

Уровень познавательной деятельности понимание и перенос.Приёмы преподавания: эвристическая беседа, работа с элементами исследования, игра.Приёмы учения: обобщения по частным вопросам, решение познавательных задач с самостоятельным составлением плана решения, участие в эвристической беседе.Потребности ученика:установление логических взаимосвязей в изучаемом материале, овладение способами применения знаний в изменённых условиях практической деятельности.

Приёмы преподавания:эвристическая беседа, работа с элементами исследования, игра

Приёмы учения: обобщения по частным вопросам, решение задач с составлением плана решения, участие в эвристической беседе.Потребности ученика:познание связей между явлениями, овладение способами применения знаний в практической деятельности, осмысление содержания изучаемого материала. Используется фрагментарно.

Приёмы преподаванияигра.

Приёмы учения:индивидуальная работаПотребности ученика:овладение способами применения знаний в типовых условиях.

Исследовательский метод обучения(осмысление прикладного значения знаний).

Уровень познавательной деятельности –исследовательский (перенос)Приёмы преподавания: анализ и сопоставление имеющейся информации по отдельным темам курса геометрии, экскурсия. Приёмы учения: практическая проверка высказанных предположений и соотнесение полученных результатов.Потребности ученика:применение знаний в новой ситуации

Приёмы преподавания:анализ и сопоставление имеющейся информации по отдельным темам курса геометрии, экскурсия. Приёмы учения:практическая проверка высказанных предположений и сравнение полученных результатов.Потребности ученика:стремление применить знания в новой ситуации

Для работы не подходит.Проблемный метод обучения(коррекция и развитие Приёмы преподавания: создание проблемной ситуации, поиск путей решения проблемы, Приёмы преподавания:создание проблемной ситуации, поиск путей решения проблемы, Дляработы не подходит.

8процессов мышления).

Уровень познавательной деятельности частичнопоисковый (понимание).анализ полученного результата.

Приёмы учения:восприятие информации, воспроизведение знаний и способов деятельности в логических операциях, рассказ. Потребности ученика:выделять главное, анализировать, сравнивать, сопоставлять.практическая проверка полученного результата.

Приёмы учения: восприятие информации, воспроизведение знаний и способов деятельности, рассказ.Потребности ученика:выделять главное, анализировать, сравнивать.

Формы организации процесса обучения

1 группа2 группа3 группаСмешанный (комбинированный) урок; урок закрепления изученного;

урок повторения систематизации и обобщения;

урок –семинар;урок –конференция;урок проверки и оценки знаний;экскурсия;домашняя работа;участие во внеклассной работе.Смешанный (комбинированный) урок;

урок закрепления изученного;

урок повторения систематизации и обобщения;урок проверки и оценки знаний; экскурсия;домашняя работа;

дополнительные занятия;индивидуальные и групповые консультации;участие во внеклассной работе.Смешанный (комбинированный) урок; --урок закрепления изученного,

урок повторения систематизации и обобщения; урок проверки и оценки знаний, экскурсии, домашняя работа;

дополнительные занятия.

Формы организации учебной деятельности

1 группа2 группа3 группаФронтальная, групповая, бригадная (звеньевая).Фронтальная, групповая, бригадная (звеньевая), индивидуальная.Групповая, бригадная (звеньевая), индивидуальная.

Таким образом, под разноуровневым обучением понимается такая организация учебновоспитательного процесса, при которой КАЖДЫЙученик имеет возможность овладевать учебным материалом по математике на разном уровне(1 группа, 2 группа,3 группа), в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯпо овладению этим материалом, практическим применением изученного.

Оценка знаний учащихся сОВЗ.

Опыт показывает, что и оценивать знания и умения целесообразно на тех же уровнях:3 уровень –понял, запомнил, воспроизвёл.2 уровень –овладел знаниями на 3 уровне, применил их по образцу и в изменённых условиях, где можно узнать образец.1 уровень –овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить их в незнакомую ситуацию без предъявления способов деятельности. Целесообразно применять 2 вида оцени: оценка развития и оценка состояния.

9

Оценка развития:Предполагается в процессе разноуровневого обучения оценивать не только достигнутые результаты, но и усилия ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия длядостижения лучшего результата. Оценка результатов обучения(оценка состояния)

ОценкаКритерии оценки(Уровень усвоения и уровень сформированности приёмов учебной деятельности)Неуспеваемость –«неудовлетворительно»Невосприятие и непонимание учебных задач, отсутствие знаний.Нежелание учиться, отсутствие приёмов учебной деятельности, непонимание их состава.Минимум успеваемости

«удовлетворительно»Восприятие, узнавание, различение, воспроизведение простейших знаний и уменийпо опорной таблице (схеме) или по смыслу. Ситуативное, механическое использование готовых частных приёмов учебной деятельности с помощью извне.Базовый уровень

«хорошо»Применение знаний по образцу и в изменённых условиях, где можно узнать образец.Самостоятельное использование готовых приёмов в стандартных ситуациях или по образцу. Неадекватный перенос в новые ситуации.

Уровень возможностей

«отлично»Применение знаний в различных ситуациях, самостоятельная деятельность, умение решать задачи самостоятельно.Самостоятельное использование знаний в изменённых ситуациях, адекватный перенос в новые ситуации.

Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки.

Если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Чтобы добиться лучших результатов школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его возможностями.

Требования к организации образовательного процесса, позволяющие решать учебно –развивающие задачи курса математики в коррекционной школе VIIIвида.Чтобы целенаправленно развивать

Учитель долженВниманиеОтбирать или создавать задания на коррекцию и развитие различных видов внимания.ПамятьИспользовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно эмоциональную и наглядно –образную.Конкретизировать задания.МодальностьРазработать дидактическое обеспечение для кинестетиков, визуалов, аудиалов.Мыслительныепроцессы.Целенаправленно выбирать формы заданий и вопросов, компенсирующие недостатки мыслительных навыков.Коммуникативные навыки.Обучать составлению и озвучиванию полных ответов.Организовывать работу в парах, группах.Организовывать дидактические игры.Обучать приёмам самооценки, взаимооценки.

10Мотивация.Мотивировать учащихся не только на результат, но и на деятельность.Открывать для учеников область практического применения изучаемого материала.

Особенности методики.

1. Основа мотивации учебной деятельности –познавательный интерес.Технология предполагает сочетать в методике рациональное и эмоциональное, систему специальных коррекционных методов педагогического воздействия, игровые приёмы и формы работы, занимательный материал, материал практического содержания и прикладного характера, активные методы обучения.Создание условий для познавательной активности достигается следующими путями:Ход познания –«от ученика».Преобразующий характер деятельности учащихся: побудить к мыслительным действиям.Гибкая структура: цели и средства организации урока конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.Создание педагогических ситуаций успеха и общения на уроке: позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создаёт обстановку для самовыражения ребёнка.2. Подача программного материала каждого класса даётся в сравнительно небольшом объёме.3. Особенностью расположения материала является «забегание» вперёд, наличие подготовительных упражнений, которые исподволь подводят учащихся к формированию того или иного понятия.4. В процессе обучения учитель опирается на приёмы сравнения, сопоставления и противопоставленияЭтопозволяет выяснить сходство и различие в понятиях, действиях, задачах, вскрывает существенные и несущественные признаки.5. Наряду с изучением нового материала предусматривается постоянное закрепление и повторение изученного.6. Широкое использование наглядности и дидактического материала.7. Формирование практических умений и навыков.8. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, который необходимо правильно отобрать и объяснить, помочь усвоить и применить на практике с большей или меньшей степенью самостоятельности.

Диагностика результативности обучения.Уровни: Оценки:Высокий 4,5 5 б «5» без ошибокОптимальный 4 –4,5 б «4» 1, 2 ошибкиДостаточный 3 –3,5 б «3» 3, 4 ошибкиНизкий 2 –3 б «2» более 4 ошибок

Формы диагностики:

Педагогическое наблюдениеСрезы знанийСамостоятельные работыКонтрольные работыТестовые задания.

11Мониторинг результативности проводится в 2 направлениях:

1.Уровень развития познавательных процессов (память, внимание, речевые навыки, общеучебные навыки, мышление). 2.Усвоение элементов стандарта обучения (владение терминологией, навыки устного счёта, навыки выполнения арифметических действий с числами различного вида, сравнение чисел, решение уравнений, решение задач, действия с дробями)

Классификационная характеристика технологии

Уровень и характер применения: частнопредметная.Философская основа: педоцентризм.Методологический подход: коррекционно –развивающий, личностноориентированный, практикоориентированный, деятельностный. Ведущие факторы развития: биогенные.Научная концепция освоения опыта: коррекционноразвивающая + нейролингвистическая.Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная.

Характер содержания: коррекционноразвивающий, общеобразовательный, светский, гуманистический.Вид социальнопедагогической деятельности: обучающая, коррекционноразвивающая, социализация.Тип управления учебно воспитательным процессом:дифференцированные группы по уровням и глубине дефекта интеллектуального развития.Преобладающие методы: коррекционные, развивающие, саморазвивающие, игровые, практические, наглядные. Организационные формы: классноурочная, индивидуальнодифференцированная.Преобладающие средства: вербальные, наглядные.Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностноориентированный, субъектсубъектный (педагогика сотрудничества).Направление модернизации: природосообразные, на основе эффективности организации и управления.Категория объектов:технологии работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Ссылки на источники:1. Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Инновационные методы в гражданском образовании.:Минск, “Медисонт”, 2001.2. Выготский Л.С., Основы дефектологии. Сборник сочинений в 6томах.: М, 1983.т5.3. Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школыинтерната (школыVIII вида) для детей с умственной отсталостью. Дефектология №3, 1996.4. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.5. Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Белопольская Н.Л. М.: КогитоЦентр, 2001.6. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т. Е, Могилёва И.А. Настольная книга педагога –дефектолога. Ростов на Дону: Феникс, 2005.7. Епишева О.Б. Технология обучения математикена основе деятельностного подхода. : М.: Просвещение,2003.

128. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1979.9. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. –М., “Педагогический поиск”, 2002.10. Маклаков А.Г. Общая психология. –СПб.: Питер. 2001. 592 с.:ил. –(Серия “Учебник нового века”).11. Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России. Дефектология №6, 2004.12. Минова М.В. Понимающая педагогика как путь к индивидуализации –Критерииоценки.Сборник статей. Индивидуализация процесса обучения и педагогика понимания, Красноярск 2005.13. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика 2 издание.Ростовна Дону., «Феникс», 2009.14. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.М.: Владос, 1999.15. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. –М., 1982.16.Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Москва: ACADEMA, 2003.17. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. : М: Творческий центр СФЕРА,2010.18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М., 199819.Хуторской А.В. Методика личностноориентированного обучения. Как обучать всех поразному? М.: ВЛАДОПРЕСС, 2005.20. Щуркова Н.Е. Педагогическая техника.:М: Просвещение, 2002.21. Якиманская И.С. Технология личностноориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000

Русских Наталья Константиновнаучитель математики МКОУ С(К)ОШИ, посёлок Горки, Шурышкарского района, ЯНАО.ruskihnat1963@mail.ru

Технология разноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIIIвид(методическое пособие из опыта работы учителя Н.К. Русских).

Аннотация: В методическом пособии описаналгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения,основные параметры в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация, приведены практические рекомендации по реализации этих параметров. Показаны особенности организации деятельности, основные подходы при реализации технологии, требования к организации образовательного процесса, позволяющие решать учебно–развивающие задачи курса математики в коррекционной школе VIIIвида. Данное методическое пособие разработано на основе практического опыта автора, раскрывает систему деятельности по технологии разноуровневого обучения, актуально для учителей коррекционных классов, учителей начальных классов, педагогов, работающих в школахинтернатах.

Ключевые слова: коррекция, развитие, дети с ограниченными возможностями здоровья, разноуровневая дифференциация, технология.

Russians Natalia mathematics teacher MKOU from (c) GSand, a roller coaster, Šuryškarskogo district, YANAO.ruskihnat1963 @mail.ru

13Technology of multilevel teaching math in a special remedial schools(VIII) type (Manual of experience teachers N.k. Russians).Abstract:The policy tool is describedan algorithm of multilevel training of teachers,in accordance with the basic settings that are managed by a raznourovnevaâ differentiation provides practicalrecommendations for implementation of these options. Showing ofsobennosti organization activities, basic approaches when implementing technology, requirements for the Organization of the educational process, to address the training and educational tasks of the course of mathematics in correctional school of VIIIkind.This manual is developed on the basis of practical experience, the author reveals a system of technology of multilevel training of teachers for remedial classes, primary school teachers, teachers in boarding schools.

Keywords: correction, development, children with disabilities, differentiation, raznourovnevaâ technology.

Тезисы материалов.Статья«Технология разноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида» В настоящее время под влиянием социальнополитических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства: стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов. Началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на "полноценных" и "неполноценных", признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемам. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального коррекционного образования и перспектив ее развития. Сегодняна федеральном и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психологопедагогической коррекции, новых форм организации специального обучения детей с ОВЗ.Для системы коррекционного образования стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей. С каждым годом изучение предмета математики вызывает все большие трудности у многих учащихся. В частности умственно –отсталые дети с их клубком проблем в обучении, воспитании, социализации. Низкий уровень развития познавательных процессов,отсутствие смысложизненных ориентаций, отсутствие стремления и желания расширить свой кругозор, недостаточная познавательная активность вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми. Часто от школьников учителя слышат одну и ту же фразу: “Я не понимаю”. Да и результаты диагностики показывают, что у учащихся недостаточно сформированы математические умения. Поэтому главными ориентирами в работе учителя должно стать создание адекватныхпедагогических условий, личностноориентированный подход, как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи. В учебном процессе возможностью переориентировать систему обучения реальным потребностям, интересам и возможностями ребёнка является технология разноуровневого обучения, основанная на принципах человеческих приоритетов, природосообразности, гуманизации. Технология разноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида предполагает учёт индивидуальных особенностей 14учеников. Это очень важно, если мы стремимся изменить парадигму образования, которая способствовала бы коррекции недостатков высших психических функций и развитию личности ученика с особыми образовательными потребностями, основным целям коррекционного образования: Основная цель использования технологии уровневой дифференциации –обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает любому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знанияи реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Создание адекватных педагогических условий, личностноориентированный подход, как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи, который включает в себя: организацию успеха в учёбе опору на положительные качества ребёнка внушение уверенности в себе удовлетворение потребности в самореализации нейтрализацию факторов школьного стресса

преодоление учебной пассивности ребёнка Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности работать на посильном для него уровне и переходить с одного уровня на другой.

Я провела педагогическое исследование, результатом которого стало обобщение моего опыта работы и создание методического пособия по использованию технологии

разноуровневого обучения на уроках математики в коррекционной школеVIIIвида. В методическом пособии описаналгоритм деятельности учителя по организации разноуровневого обучения,основные параметры в соответствии с которыми осуществляется разноуровневая дифференциация, приведены практические рекомендации по реализации этих параметров. Разработан мониторинг результативности деятельности по двум направлениям, даны образцы заполняемой документации, индивидуальная карта учёта результатов обучения. Показаны особенности организации деятельности, основные подходы при реализации технологии, требования к организации образовательного процесса, позволяющие решать учебно –развивающие задачи курса математики в коррекционной школе VIIIвида. Данное методическое пособие разработано на основе практического опыта автора, раскрывает систему деятельности по технологии разноуровневого обучения, актуально для учителей коррекционных классов, учителей начальных классов, педагогов, работающих в школахинтернатах нашего автономного округа.