Сказкотерапевтическая мастерская как средство развития субъектной позиции студентов в образовательной среде колледжа

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сенченко Н. В. Сказкотерапевтическая мастерская как средство развития субъектной позиции студентов в образовательной среде колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54039.htm.
Аннотация. В статье представлен авторский алгоритм организации сказкотерапевтической мастерской, описаны основные этапы и принципы ее создания
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сенченко Наталья Викторовнак.п.н., педагогпсихолог ГАОУ СПО ЧАО «ЧМК», г. Анадырь999sennatvik888@mail.ru

Сказкотерапевтическая мастерская как средство развития субъектной позиции студентовв образовательной среде колледжа

В статье представлен авторский алгоритм организации сказкотерапевтической мастерской, описаны основные этапы и принципы ее создания.Сказкотерапевтическая мастерская, алгоритм проведения мастерской, субъектная позиция.Главный принцип, отражающий сущность современной образовательной практики —перманентное образование. В связи с этим, базовыми результатами образования становятся такие умения, как умение учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуницировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации, ставить и решать задачи. Новые федеральные государственные стандарты не тождественны программе. По словам А.Г. Асмолова, образовательный стандарт —это своеобразный «ген образовательного поведения», в котором содержатся варианты возможного будущего, «конкретный организм образовательной программы» формируется в зависимости от непосредственных задач, стоящих в каждом конкретном случае. Выполнение образовательных стандартов второго поколения ведет не к «образовательному минимуму», а к созданию всех необходимых возможностей для максимально успешного образовательного процесса и самореализации личности (причем успешность понимается как соответствие требованиям государства, общества и личности).Актуальность реализации данной формы связана, прежде всего, с тем, что наступающая постиндустриальная эпоха имеет интегративный характер, что,по мнению И.Е. Видт, требует поиска нового принципа организации учебного материала, отхода от предметного принципа преподавания (или отказа от доминирования этой формы организации учебного процесса) и нахождения форм, способных дать студентам как субъектам культуры комплексное представление о мире.

В основе сказкотерапевтической мастерской как формы, метода и технологии обучения лежат идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов последователей Гастона Башляра, а также технологии сказкотерапии Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеевой, И.В. Вачкова. Сказкотерапевтическая мастерская является наиболее оптимальной формой, являющейся культуротворческой по содержанию и ориентирующей на «творение видов» по И. Калинаукасу культур, стимулирующей проявление субъектности студентов через познание, отношение и преобразование. Именно такой уникальной формой, на наш взгляд, является сказкотерапевтичекая мастерская, способная дать будущим специалистам комплексное представление о мире, открывающая широкие возможности для преодоления «глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты», «экзистенциального вакуума» (В. Франкл). Миссия мастерской –способствовать построению «живого знания» субъектов образовательного процесса. По мысли В.П. Зинченко, в «живом знании» слиты значение и укоренённый в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл. Мастерская обращена к раскрытию духовных возможностей субъектов образовательного процесса, их нравственноэтическому и художественноэстетическому развитию.Мастерская, по мнению Е.О. Галицких, И.А.Мухиной, форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.В литературе представлены следующие типы мастерских: конструирования или построения знаний, письма, отношений или позиционные, проектные, сотрудничества, ценностных ориентаций, интерпретации текста. Традиционный алгоритм проведения мастерской включает следующие этапы:начало мастерской(индуктор)первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создаёт ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в сказкотерапевтическую деятельность;первый этап–работа с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, его социализацию, то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской; промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов;второй этап–обращает к новой информации, её обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению и созданию афиш, рисунков, газет); и корректировке творческого продукта; социализация(обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием, представлением, выдвижением гипотез, вариантов суждений, новых вопросов –кульминационный момент мастерской; афиширование–предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций;рефлексивный этап–завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе участники учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, своё отношение и настроение, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим.Е.О.Галицких отмечает, что для понимания смысла и атмосферы мастерской нужно обязательно принять в ней живое участие, не наблюдая со стороны, скептически на всё «посматривая», а именно включиться в каждый её этап, «прожить». В разработанном нами технологическом алгоритме проведения сказкотерапевтической мастерской были выделены следующие этапы: подготовительный, индуктор, введение участников в атмосферу сказки (погружение), групповая работа, разрыв (кульминация мастерской), актуализация, рефлексия. Сказкотерапевтическая мастерская–может быть организованакакотдельный тематический цикл занятий по определенной проблематике, а может выступать своеобразнымподведениемитогов работы какоголибо кружка(например, научноисследовательского), в то же время,это праздник и возможность творческой самореализации студентов как субъектов культуры, а также профилактика эмоционального выгорания у преподавателей.Рассмотрим основные принципы проведения сказкотерапевтической мастерской:культуросообразности –предполагает развитие студента как субъекта культуры, оказание ему помощи и поддержки в культурной самоидентификации, приобретение им опыта смыслотворчества; стратегической направленности –определяет долгосрочные перспективы самореализации участников образовательной среды;рефлексивной направленности –предполагает приоритет развития у участников рефлексивных умений и рефлексивности; при этом рефлексивность понимается, как способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать события и поступки в плане своих возможностей, способностей, самоуважения, социальной значимости (Л. Трубайчук); креативности –предполагает включение в креативный процесс всех участников образовательной среды; при этом креативность понимается как ценностноличностная созидательная категория, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом её самоактуализации;толерантности –предполагает участие в диалоге с миром, людьми, самих с собой всех участников образовательной среды; при этом диалог рассматривается как способ становления толерантности (Е. Галицких);ситуативности –предполагает одновременное использование различных методов активного обучения; меняющиеся ситуации взаимообусловлены самоопределением студентов в контексте культуры;психологической комфортности–предполагает приоритет положительной обратной связи; проявляется в открытости, другодоминантности, самосбережении здоровья и др.Таким образом, реализация охарактеризованных принципов –основополагающее условие полноценного функционирования сказкотерапевтической мастерскойТехнологический алгоритм организации сказкотерапевтической мастерской носит универсальный характер и может быть использован при проведении воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях НПО, СПО, ВПО.

Ссылки на источники:Список цитируемой литературы:

1.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. –М: «Академический Проект», 2004. –240с.2.Макареня А.А. Избранные труды. В 3х томах. Т.3. Педагогика. Педагогическая культурология. Педагогическая антропоэкология. Андрагогика. Тюмень: «ТОГИРРО», 2000. –316с.3.Видт И.Е. Культурологические основы образования. –Тюмень: Издво ТГУ, 2002. –164с.4.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. –М.: «Гардарики», 2002. –431с.5.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. –Ростовна–Дону: «Феникс», 2004. –384с.6.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. –М.Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. –400с.

Senchenko Natalya ViktorovnaSkazkoterapevticheskaya workshop as a means of subject position of students in the educational environment of the college

The article presents the author's ability to organize skazkoterapevticheskoy workshop, the basic steps and principles of itscreation. Skazkoterapevticheskaya workshop, the algorithm of the workshop, a subject position.