Ситуационная задача как способ формирования УУД обучающихся
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семененко
Н.
М. Ситуационная задача как способ формирования УУД обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
186–190. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54038.htm.
Аннотация. В настоящее время в России идет процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на реализации деятельностного и компетентностного подходов. Как отмечает М.В.Рыжков, быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт т.к.одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, решать возникающие жизненные проблемы. Развитие обучающегося как личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Качество современного образования раскрывается через качество его результатов и условий, созданных для достижения этих результатов.
Ключевые слова:
компетентностный подход, универсальные учебные действия, фгос, профессиональный выбор, деятельностный подход, ситуационная задача
Похожие статьи
Текст статьи
Ситуационная задача как способ формирования УУД обучающихся Семененко Н.М.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Томск email: school25@tomsk.net
«Умения —это знания в действии».С. Я. БатышевВ настоящее время в России идет процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на реализации деятельностного и компетентностного подходов.Как отмечает М.В.Рыжков, быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знанияи опытт.к.одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно,решать возникающие жизненные проблемы. Развитиеобучающегося как личности
всистеме образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.Качество современного образования раскрывается через качество его результатов иусловий, созданных для достиженияэтихрезультатов.
Я рассмотрела проблему развития универсальных учебных действий при использовании решения ситуационных задач на уроках физики.Раскрываяэффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через организацию обучения решения ситуационных задач, которая позволит: развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять физические явления, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, овладению умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Решение ситуационных задач на уроках физики направлено на достижение межпредметных результатов,за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией. Это требуют стандарты нового поколения. Ситуационные задачи носят практикоориентированный характер. Формирование личностных,регулятивных,познавательных, коммуникативных,информационных
универсальных учебных действийприрешении ситуационных задач связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания. Материалами для таких текстов, вопросов типичных для различных жизненных ситуаций могут служить отрывки из художественных произведений, биографии, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, фрагменты из научнопознавательных книг для детей, научнопопулярных статей.Ситуационные задачи близки к проблемным вопросам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. Эти задачи я использую на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний . На различных типах уроков: урок открытия новых знаний, применение знаний, закрепление знаний, обобщение и систематизация. Формы организации познавательной деятельности могут быть как индивидуальная, так и групповая.По моему мнению, ситуационные задачи можно использовать как средство формирования и диагностики уровня сформированности компетенций, т.к. судить о понимании
физических законов можно по умению их применять для анализа конкретных физических
явлений, прирешении ситуационных задач. В процессе решения задач,обучающиесянепосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.Ситуационные задачи, задания, встречаются в ГИА и ЕГЭ. . Решение таких задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять физические явления , подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни, решение ситуационных задач направлено на достижение межпредметных результатов и составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики на
любом уровне образованияот первоначального школьного до специального физического.Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, компетентностный подход,универсальные учебные действия, ситуационная задача, профессиональный выбор.
Ссылки на источники1.Акулова О. В.,Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учеб.метод. пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96 с. 2. Десненко С. И. Личностно ориентированные технологии как основа методиче2. ской подготовки будущих учителей физики к развитию личности учащихся при обучении физике в школе // Учёные записки ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». 2011. №6 (41). С. 12–17.3. Калашникова С.А.Реализация проблемно ориентированного обучения физике студентовстоматологов на основе ситуационно компетентностного подхода.Читинская государственная медицинская академия (Чита, Россия), email: s2773@mail.ru4.ИвановД.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В.Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебнометодическое пособие. –М.: АПКиПРО, 2003.5.Равен Дж.Компетентности в современном обществе. –М.: КОГИТОЦЕНТР6. Международная программа PISA2006 / Под ред. Г.С. Ковалёвой; Центр качества образования ИОСО РАО. М., 2006.7.Стандарты образования второго поколения. –ipk.edu.ru/educat/stand_obr/index.htm//ФизикаПС, 2009, № 19.8. http:// fizportal. ruКачественныезадачии вопросы пофизике | FizPortal9. http://www.physics.spbstu.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Томск email: school25@tomsk.net
«Умения —это знания в действии».С. Я. БатышевВ настоящее время в России идет процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на реализации деятельностного и компетентностного подходов.Как отмечает М.В.Рыжков, быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знанияи опытт.к.одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно,решать возникающие жизненные проблемы. Развитиеобучающегося как личности
всистеме образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.Качество современного образования раскрывается через качество его результатов иусловий, созданных для достиженияэтихрезультатов.
Я рассмотрела проблему развития универсальных учебных действий при использовании решения ситуационных задач на уроках физики.Раскрываяэффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через организацию обучения решения ситуационных задач, которая позволит: развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять физические явления, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, формированию ключевых компетентностей, овладению умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни. Решение ситуационных задач на уроках физики направлено на достижение межпредметных результатов,за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией. Это требуют стандарты нового поколения. Ситуационные задачи носят практикоориентированный характер. Формирование личностных,регулятивных,познавательных, коммуникативных,информационных
универсальных учебных действийприрешении ситуационных задач связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания. Материалами для таких текстов, вопросов типичных для различных жизненных ситуаций могут служить отрывки из художественных произведений, биографии, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, фрагменты из научнопознавательных книг для детей, научнопопулярных статей.Ситуационные задачи близки к проблемным вопросам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. Эти задачи я использую на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний . На различных типах уроков: урок открытия новых знаний, применение знаний, закрепление знаний, обобщение и систематизация. Формы организации познавательной деятельности могут быть как индивидуальная, так и групповая.По моему мнению, ситуационные задачи можно использовать как средство формирования и диагностики уровня сформированности компетенций, т.к. судить о понимании
физических законов можно по умению их применять для анализа конкретных физических
явлений, прирешении ситуационных задач. В процессе решения задач,обучающиесянепосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой.Ситуационные задачи, задания, встречаются в ГИА и ЕГЭ. . Решение таких задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять физические явления , подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни, решение ситуационных задач направлено на достижение межпредметных результатов и составляет неотъемлемую часть полноценного изучения физики на
любом уровне образованияот первоначального школьного до специального физического.Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, компетентностный подход,универсальные учебные действия, ситуационная задача, профессиональный выбор.
Ссылки на источники1.Акулова О. В.,Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учеб.метод. пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008. 96 с. 2. Десненко С. И. Личностно ориентированные технологии как основа методиче2. ской подготовки будущих учителей физики к развитию личности учащихся при обучении физике в школе // Учёные записки ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». 2011. №6 (41). С. 12–17.3. Калашникова С.А.Реализация проблемно ориентированного обучения физике студентовстоматологов на основе ситуационно компетентностного подхода.Читинская государственная медицинская академия (Чита, Россия), email: s2773@mail.ru4.ИвановД.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В.Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебнометодическое пособие. –М.: АПКиПРО, 2003.5.Равен Дж.Компетентности в современном обществе. –М.: КОГИТОЦЕНТР6. Международная программа PISA2006 / Под ред. Г.С. Ковалёвой; Центр качества образования ИОСО РАО. М., 2006.7.Стандарты образования второго поколения. –ipk.edu.ru/educat/stand_obr/index.htm//ФизикаПС, 2009, № 19.8. http:// fizportal. ruКачественныезадачии вопросы пофизике | FizPortal9. http://www.physics.spbstu.ru