Сказкотерапевтическая мастерская как форма профилактики дезадаптивных состояний участников образовательного процесса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сенченко Н. В. Сказкотерапевтическая мастерская как форма профилактики дезадаптивных состояний участников образовательного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54040.htm.
Аннотация. В статье представлен авторский алгоритм организации сказкотерапевтической мастерской, описаны основные этапы и принципы ее создания
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сенченко Наталья Викторовнак.п.н., педагогпсихолог ГАОУ СПО ЧАО «ЧМК», г. Анадырь999sennatvik888@mail.ru

Сказкотерапевтическая мастерскаякак форма профилактики дезадаптивных состоянийучастников образовательного процесса

В статье представлен авторский алгоритм организации сказкотерапевтической мастерской, описаны основные этапы и принципы ее создания.Сказкотерапевтическая мастерская, алгоритм проведения мастерской, профилактика, дезадаптация.

В настоящее время все большую актуальность получают вопросы профилактики дезадаптивных состояний и различных форм девиантного поведения студентовв образовательной среде образовательного учреждения.Наиболее оптимальной формой, направленной на профилактику дезадаптивных состояний и различных форм девиантного поведения через развитие субъектной позиции студентов как субъектов культуры, является сказкотерапевтическая мастерская.Мастерская является формой, являющейся культуротворческой по содержанию и ориентирующей на «творение видов» по И. Калинаукасу культур, стимулирующей проявление субъектности студентов через познание, отношение и преобразование. Именно такой уникальной формой, на наш взгляд, является сказкотерапевтическая мастерская, способная дать будущим специалистам комплексное представление о мире, открывающая широкие возможности для преодоления «глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты», «экзистенциального вакуума» (В. Франкл). Миссия мастерской –способствовать построению «живого знания» субъектов образовательного процесса. По мысли В.П. Зинченко, в «живом знании» слиты значение и укоренённый в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл. Мастерская обращена к раскрытию духовных возможностей субъектов образовательного процесса, их нравственноэтическому и художественноэстетическому развитию.Мастерская, по мнению Е.О. Галицких, И.А.Мухиной, форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.В литературе представлены следующие типы мастерских: конструирования или построения знаний, письма, отношений или позиционные, проектные, сотрудничества, ценностных ориентаций, интерпретации текста. Традиционный алгоритм проведения мастерской включает следующие этапы:начало мастерской(индуктор) первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создаёт ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность;первый этап–работа с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, его социализацию, то есть предъявление созданного продукта всем участникам мастерской; промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов;второй этап–обращает к новой информации, её обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению и созданию афиш, рисунков, газет); и корректировке творческого продукта; социализация(обсуждение в группе), возникновение разрыва между старым и новым пониманием, представлением, выдвижением гипотез, вариантов суждений, новых вопросов –кульминационный момент мастерской; афиширование–предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций;рефлексивный этап–завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходомна новые проблемы. На этом этапе участники учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, своё отношение и настроение, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим.Во время подготовки к мастерской преподаватель не только выявляет актуальные проблемы студентов, но и уточняет и корректирует содержание дальнейшей работы.Организационный этаптехнологического алгоритма связан с созданием условий для самостоятельного определения стратегии самореализации студентов в образовательной среде. На данном этапе задача преподавателя –осуществить отбор содержания информации с учётом выявленных целей, интересов, потребностей студентов; организовать осмысление информации через раскрытие субъектного опыта студентов; помочь в выборе стратегии самореализации каждому студенту с учётом его потенциальных возможностей посредством методов педагогической поддержки и стимулировать к реализации выбранной стратегии через смыслотворчество. Задания на данном этапе направлены на выбор информационного содержания; выбор заданий различной направленности; выбор различного характера взаимодействия с другими участниками и преподавателем; выборсубъектной позиции в рамках предоставленного информационного материала. Преподаватель предлагает студентам выполнить следующие задания: подобрать афоризмы, «крылатые выражения», пословицы отражающие сущность, стратегии самореализации; подготовить пакет рисунков, иллюстраций «Моя самореализация»; подобрать сайты по теме; составить глоссарий; проанализировать статьи по теме. Содержательнодеятельностный этап технологического алгоритма предполагаетсоздание условий для инициирования полисубъектного уровня взаимодействия через внедрение методов активного обучения. На данном этапе происходила актуализация потребности студентов в использовании методов активного обучения. Совместно со студентами определялся выбор метода активного обучения через стимулирование интеллектуальной, познавательной активности. Преподаватель осуществлял мотивацию студентов на содеятельность и сотворчество, поддерживал предъявление личностнозначимых смыслов самореализации через рефлексивный диалог. На данном этапе задания в основном ориентированы на совместное творчество (сотворчество и содеятельность). Рефлексивнооценочный этап связан с созданием условий для полученияобратной связи от студентов, направленной на отслеживание результативности самореализации.Необходимо отметить, что данный этап подготавливался содержанием деятельности студентов на предыдущих этапах, на которых преподаватель ориентировал студентов на саморефлексию относительно осуществляемых видов работы. Преподаватель на данном этапе обеспечивал положительную обратную связь посредством рефлексивного диалога со студентами, в ходе которого происходит обмен взглядами, ценностями, значениями, смыслами. Основа диалога –отношения преподавателя и студента как ярких индивидуальностей, позволяющие встретиться и взаимообогатиться им как представителям разных парадигм сознаний и разных субкультур. На данном этапе задания ориентированы на совместный анализ и рефлексию достигнутых результатов; на осознание своих учебнопрофессиональных перспектив; на реализацию себя в определенных ролях: социальнопсихологических (лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, не принимаемый, отвергаемый, аутсайдер), организационных (организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор), инициирующих сотрудничество (поощряющий, гармонизатор, снимающий напряжение, блюститель правил). Преподаватель предлагает студентам выполнить следующие задания:сочинение на основе биографической рефлексии; письмо –рекомендация самому себе; эссе «Моя самореализация»; ярмаркапрезентация «Встреча с самим собой»; хокку; синквейны.

На рефлексивнооценочном этапе преподавателю необходимо сопоставить определённые совместно со студентами критерии достигнутых результатов. На протяжении данного этапа преподаватель использовал методы педагогической поддержки, различные формы поощрения, создавал ситуаций успеха. Отметим, что преподавателю на каждом этапе технологии было необходимо обеспечить соблюдение групповых норм, которые вырабатываются совместно с группой или заранее подготовлены и объявлены с комментариями:норма активности –предполагает активное и постоянное вовлечениеучастников в работу группы; каждый участник обучается и обучает других в той мере, в какой он проявляет собственную активность в осмыслении чувств, мыслей, поступков как своих, так других членов группы, высказывает своё мнение;норма доверительности–требует открытости и искренности участников занятия в описании своих чувств, демонстрации поведения и высказывании мыслей; обеспечивает обратную связь и готовность к её принятию;норма конфиденциальности–заключается в запрещении выносить за пределы группы иобсуждать вне группы всё происходящее, события и всех участников;норма «здесь и сейчас»–позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении происходящих в группе явлений; повышает эффективность обратной связив целом;норма персонификации–требует конкретизации высказываний по отношению к участникам событий; не допускаются безличные рассуждения и ссылки на «когото» или на «некоторых»; повышает значимость высказываний участников, реализует обратную связь и, эмоционально её окрашивая, превращает знания в личный опыт;норма обратной связи–рекомендует описывать свои чувства и чувства партнёров при предъявлении обратной связи; снижается оценочность суждений, что ослабляет психологическую защиту участника обратной связи; высказывания о своих состояниях и эмоциях повышают степень доверительности, создают условия для более глубокого понимания процессов межличностного взаимодействия.Рассмотрим содержание авторского технологическогоалгоритмамастерской «Феномен встречи», состоящего из 7 этапов:На первом этапе происходит осмысление основных понятий темы: «феномен», «встреча».Студентам предлагается написать вопросы, о которых пойдёт речь на данном занятии или те вопросы, которые возникли при знакомстве с темой или эпиграфом занятия.Совместно со студентами вырабатываются цели занятия.Преподаватель осуществляет мотивацию студентов на сотворчество и содеятельность.Осмысление своего субъектного опыта каждым студентом через создание ситуаций, позволяющих каждому проявить свою творческую уникальность.На данном этапе можно использовать цветовые сигналы для определения настроя студентов к началу занятия.Преподаватель проектирует затруднения, которые могут возникнуть на данном этапе работы.Второй этапвключает организациюосмысления студентами предлагаемой информации через раскрытие их субъектного опыта (стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»).На третьем этапе осуществляется анализ ситуаций из практики участников, создание каждым своего представления о предмете дискуссии через приём общего обсуждения; активное слушание и рецензирование ответов других студентов.Четвертыйэтапвключает организациюработы в группах;работу с дополнительнымизаданиями: с информационным пакетом; обеспечение условий для развития коммуникативных умений (активное слушание, постановка вопросов по теме, совместная оценка и публичная самооценка); преподаватель использует методы педагогической поддержки: «подкрепления», «присутствия рядом», «структурирования», «деловой информации», «одобрения».Пятый этаппредполагает вернисаж творческих работ участниковПреподаватель обеспечивает положительную обратную связь посредством рефлексивного диалога.Шестой этапосуществляется возвращение к проблеме занятия, определение её актуальности, с этой целью используетсяприём незаконченных предложений. Происходит совместное выяснение причин появившихся затруднений.Преподаватель использует методы поддержки: «подкрепления», «присутствия рядом», «структурирования», «деловой информации», «одобрения».Седьмой этапвключает системную рефлексиюгруппы по алгоритму:«Я» –как чувствовал себя в процессе обсуждения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой;«МЫ» –насколько комфортно мне работалось в малой группе; какие у меня были затруднения в общении с группой;«Дело» –я достиг той цели, которую ставил в начале занятия; в чём я затруднялся; как мне преодолеть свои проблемы.Объективно оценивает результаты совместной деятельности, подчёркивая успешность студентов, способствует развитию уверенности в возможности улучшения и своих результатов

Ссылки на источники:Список цитируемой литературы:

1.Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. –М: «Академический Проект», 2004. –240с.2.Макареня А.А. Избранные труды. В 3х томах. Т.3. Педагогика. Педагогическая культурология. Педагогическая антропоэкология. Андрагогика. Тюмень: «ТОГИРРО», 2000. –316с.3.Видт И.Е. Культурологические основы образования. –Тюмень: Издво ТГУ, 2002. –164с.4.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. –М.: «Гардарики», 2002. –431с.5.Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. –Ростовна–Дону: «Феникс», 2004. –384с.6.Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. –М.Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. –400с.

Senchenko Natalya ViktorovnaSkazkoterapevticheskaya workshop as a form of prevention of maladaptive states involved in the educational process

The article presents the author's ability to organize skazkoterapevticheskoy workshop, the basic steps and principles of its creation. Skazkoterapevticheskaya workshop, the algorithm of the workshop, prevention, maladjustment.