Языковой Портфель как инновационная технология обучения английскому языку в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хайруллина Л. Г. Языковой Портфель как инновационная технология обучения английскому языку в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 231–235. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54047.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрена модель языкового Портфолио по чтению для учащихся 3-4 классов. В состав УМК «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English» (2-4 классы) не включено авторами учебника такого компонента, как Портфолио учащегося. Формы контроля знаний являются традиционными. В конце каждой темы предполагается выполнение проверочных тестов, которые позволяют определить лишь уровень знаний по предмету. Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой учебных действий в начальной школе и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траектории на этапе основной школы, необходимо обучить учащихся планированию и рефлексии индивидуального движения в учебе уже в начальной школе. Таким образом, Портфолио может помочь учащимся в построении собственной образовательной траектории за определённый промежуток времени. Полученные навыки работы с Портфолио будут необходимы учащимся на последующих этапах, где предполагается более широкое разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого предмета, а в старшей школе – для обучения в профильных классах. Использование языкового портфеля по чтению (Reading Portfolio) как средства рефлексивного обучения английскому языку обусловлено общей тенденцией переноса акцента в языковом образовании на самостоятельную учебную деятельность учащихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Хайруллина Людмила Геннадьевнапервая квалификационная категория, учитель английского языка МБОУ «СОШ№6», г. Югорскryel@mail.ruНазвание статьи: «Языковой Портфель как инновационная технология обучения английскому языку в начальной школе».Аннотация: В данной статье рассмотрена модель языкового Портфолио по чтению для учащихся 34 классов.В состав УМК «Английский с удовольствием»/ «EnjoyEnglish» (24 классы) не включено авторами учебника такого компонента, как Портфолио учащегося. Формы контроля знаний являются традиционными. В конце каждой темы предполагается выполнение проверочных тестов, которые позволяют определить лишь уровень знаний по предмету. Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой учебных действий в начальной школе и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траектории на этапе основной школы, необходимо обучить учащихся планированию и рефлексии индивидуального движения в учебе уже в начальной школе. Таким образом, Портфолио может помочь учащимся в построении собственной образовательной траектории за определённый промежуток времени. Полученные навыки работы с Портфолио будут необходимы учащимся на последующих этапах, где предполагается более широкое разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого предмета, а в старшей школе –для обучения в профильных классах.

Использование языкового портфеляпо чтению(ReadingPortfolio)

как средства рефлексивного обучения английскому языку обусловлено общей тенденцией переноса акцента в языковом образовании на самостоятельную учебную деятельность учащихся.Ключевые слова: Портфолио по чтению, английский язык, методическая разработка.

На сегодняшний день использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка, рассматриваетсякак ключевое условие повышения качества образования.

Проблема качества напрямую взаимосвязана с уровнем учебной мотивации, активностью, самостоятельностью, умением выбирать и верно оценивать собственные возможности.

Одной из форм такой оценки в условиях современной школы является применение технологии Портфолио. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Педагогическая философия Портфолио: интеграция количественной и качественной оценки, перенос акцента с педагогической оценки на самооценку, смещение акцента с того что не знает и не умеетобучающийся, на то, что знает и умеет.

В соответствии с разными задачами использования Портфолио, строится система его оценивания. Одной тенденцией являетсянеформальное оценивание(экспертное), включающее коллективную оценку педагогов, родителей и соучеников. Другая тенденция формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными показателями.2

Апробациейязыкового портфеля в отечественной практикеобучения иностранным языкам занимается Московский государственный лингвистический университет при участииэкспертов Совета Европы.Языковой портфель нацеленнавыявление:объективно существующего уровня владения умениями и навыками;пробелов в подготовке;трудностей усвоения;уровня сформированности умений и их совершенствования путём корректировки учебного процесса;положительных мотивов учения;развития мыслительной деятельности;критического отношения к учебной деятельности. В современной практике обучения иностранным языкам эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

языковой портфелькак инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком (SelfAssessment Language Portfolio);

языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (LanguageLearning Portfolio), причём он может варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению / по аудированию / по говорению / по письму, языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта –результата овладения иностранным языком (AdministrativeLanguagePortfolio);

многоцелевойязыковойпортфель(Comprehensive Language Portfolio).Дневниклюбого типа имеет четыре основных раздела: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения».

В состав УМК «Английский с удовольствием»/ «EnjoyEnglish» (24 классы) по которому мы работаем, не включено авторами учебника такого компонента, как Портфолио обучающегося. Формы контроля знаний являются традиционными. В конце каждой темы предполагается выполнение проверочных тестов, которые позволяют определить лишь уровень знаний по предмету. Для того чтобы обеспечить преемственность между контролем и оценкой учебных действий в начальной школе и умением школьников строить собственные индивидуальные образовательные траекториистановиться актуальным введение Языкового Портфеля. Таким образом, мной разработана модель одноцелевого языкового портфеля Reading Portfolio(Портфолио по чтению), который является самостоятельным компонентом к авторской программе «EnjoyReading» для 34 классов. Программа дополнительного образования «Читаем с удовольствием» рассчитана на 40 часов и ориентирована на формирование навыка чтения, как ведущего вида речевой деятельности. В методике преподавания чтение является доминантой так, как именно на его основе формируются аудирование,

говорение,

письмо.

Основная цель «Языковой портфель по чтению» (My ReadingPortfolio) заключается в системном развитии у учащихся 3,4 классов навыков самооценки, самоконтроля, самоанализа и рефлексии в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности, с опорой на чтение, как доминанты. Работа по данной технологии позволяет решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:3

осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;повысить общий уровеньв чтении на английском языкеи приобщить к чтению на родном;более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей; расширить возможности социализации обучающихся.Метапредметные задачи:научить учащихся активно и самостоятельно читать доступную для возраста художественную литературу на английском и русском языках;

развивать у учащихся навык объективной самооценки выполненной работы, своих языковых умений и уровня владения английским языком;формировать навыки планирования и организациисвою деятельность;формировать у учащихся мотивацию к обучению и творчеству;Личностные задачи:развивать самостоятельность / автономию обучающихся;формировать личность, способную к саморазвитию через чтение художественных произведений;воспитывать толерантное отношение к культуре англоязычных стран и более глубокое осознание родной культуры; Языковой Портфель (MyReadingPortfolio) имеет определённую структуру. Начинается языковой портфель с обращения к ученику и к родителям. В письмахобращениях (ALetterforYou), (ALetterforParents) определяется цель создания и ведения языкового портфеля, даётся краткие пояснения по работе с основными разделами портфеля,рекомендации по наполняемости Портфолио. Учащиеся могут по своему желанию включать в языковые портфели, а именно: любые письменные творческие работы: сочинения, изложения, эссе;индивидуальные и групповые проекты;контрольные и зачётные работы, тесты, школьные доклады; аудио и видеозаписи собственных выступлений: стихотворения, диалоги, инсценировки литературных произведений;работы, выполненные на компьютере: презентации, электронные Портфолио;стихи, сказки, рассказы, написанные учениками; переводы художественных текстов;памятки, рекомендации по развитию учебных навыков;различные карточки; рисунки,фотографии; грамоты, награды, сертификаты достижений;дипломы победителей олимпиад и конкурсов;справки, свидетельства об окончании языковых курсов.Языковой портфель (MyReadingPortfolio) включает 4 раздела: языковая биография, мои успехи, коллектор, дополнительные материалы, которые в свою очередь имеют разнообразные рубрики.

1.Языковая биография (LanguageBiography) –это регулярно обновляющиеся записи личной языковой биографии ученика, которая предлагает обзор иноязычной коммуникативной компетенции. Предлагаемые рубрики:All4

AboutMe(Всё про меня), WonderWord(Удивительный мир книг), MyWorldofEnglish(Мой мир английского языка).2.

Мои успехи (Myprogress)–это раздел позволяющий отследить результаты учащегося по курсу. Рубрики данного раздела: NowICan(Я умею), TestResults(Результаты тестов),MyTopFive(Пятёрка лучших произведений), FuturePlans (Планы на будущее).3. Коллектор (Collector)

это папка куда складываются материалы занятий,контрольные и тестовыеработы, таблицы, памятки поступающие от учителя. Каждая выполненная работа подписывается учеником, ставится дата, регистрируется в перечне работ (на странице Collector), оценивается учащимся с точки зрения полезности для изучения и использования английского языка.

Именно при такой организации работы над Портфолио ученики и их родители постоянно в курсе передвижения ребёнка по «лестнице успеха». Учитель определяет набор тестовых и контрольных заданий для каждого ученикав соответствии с его уровнем обученности, указывает срокивыполнения, а ученик перекладывает выполненные работы в следующий раздел, для контроля учителем. Основным моментом втакой работе является «чистка Портфолио». Периодическинеобходимо убирать из папки часть тестов, контрольных, творческих работ. Необходимо предложитьсамому ученику решить, что он оставляет, а что убирает. 4. Дополнительные материалы(ExtraActivities)на выбор учащихся могут быть добавлены в течение учебного года и включать любые из вышеперечисленных работ. Так как языковой портфель по чтению является собственностью каждого обучающегося, он может быть абсолютно свободен в выборе оформления своего портфеля, в самостоятельном выборе дополнительных материалов, в творчестве.Каждому ученику важно понимать всю «цепочку» пройденного пути от замысла до результата.Конкурс Портфолио является важным моментом в обучении по данной технологии. На конкурсе каждый имеет возможность защитить свой языковой Портфель и получить диплом. Самое главное, дипломы получают все, но в разных номинациях. Таким образом, для каждого ученика создаётся положительная мотивация к учению, к самостоятельному росту.Последовательная работа над созданием языкового портфеля ученика дает возможность развить у обучающихся базовые компетенции: способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке(учебной компетенция); способность оценивать уровень коммуникативной компетенции в видах речевой деятельности; умение анализировать проблемы в различных областях знаний (информационная компетенция); желание работать на результат (компетенция личностного самосовершенствования);потребностей в изучении языка и культуры (социокультурная компетенция), так и универсальные учебные действия.Предложенная нами методическая разработка Портфеля обучающегося «ReadingPortfolio» легко адаптируема к урочной и внеурочной деятельности на начальном этапе изучения иностранного языка. Таким образом, языковой портфель по чтению «MyReadingPortfolio» –одна из эффективных инновационных технологий, направленная на формирование первичных навыков по удержанию предметной логики и рефлексии индивидуального движения в чтении.

5

Список используемойлитературы

1.Биболетова М.З., Вербицкая М.В., Махмурян К.С. и др. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5 –9 классы / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. –М.: Просвещение, 2012. –128 с.2.Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // ИЯШ. –2000. –№5. –С. 6 –11.3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2011. –223 с.4. Морозова М.П. использование «Языкового портфеля» как способа комплексного достижения целей обучения ИЯ // Современные проблемы языкового образования: научнометодический сборник. В 2 ч. Ч. 2. –М.: Еврошкола, 2001. –С. 21 –23.5.Сафонова В.В. «Языковой портфель» в России: личностнообразующий потенциал // Современные проблемы языкового образования: научнометодический сборник. В 2 ч. Ч. 2. –М.: Еврошкола, 2001. –С. 8 –17.6.Скачкова Г.А. Европейский языковой портфель –средство оценки и самооценки знаний на уроках английского языка.