Применение методики проблемного обучения для формирования коммуникативных навыков на уроках литературы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бохан М. И. Применение методики проблемного обучения для формирования коммуникативных навыков на уроках литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 296–300. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54060.htm.
Аннотация. В данной статье ставится задача рассмотреть эффективность применения на уроках литературы технологии проблемного обучения с целью развития коммуникативных навыков обучающихся. Автор подчеркивает эффективность использования групповой деятельности на уроках литературы, также выявляет противоречия и трудности в создании проблемной ситуации на том или ином этапе урока
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бохан Марина ИвановнаУчитель русского языка и литературы Бутусовской основной общеобразовательной школы Ишимского района, Тюменской областиbutuschkola@mail.ruПрименение методики проблемного обучения для формирования коммуникативных навыков на уроках литературы.Аннотация : В данной статье ставится задача рассмотреть эффективностьприменения на уроках литературы технологии проблемного обученияс целью развития коммуникативных навыков обучающихся.Автор подчеркивает эффективность использования групповойдеятельности на уроках литературы, также выявляет противоречия и трудности в создании проблемной ситуации на том или ином этапе урока.Ключевые слова : проблемное обучение, коммуникативные навыки, компетенция, групповая деятельность.

Современному человеку на сегодняшний день для успешной самореализации необходимы три узловых компонента: креативность, овладение информационными технологиями и коммуникативными навыками. Особое внимание следует уделить последнему компоненту. Под коммуникативной компетенцией подразумевается “овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения”.[1]

Одним из требований к уровню подготовки выпускников по русскому языку и литературе является “удовлетворение коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения, владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей”. [2]К сожалению, несмотря на то, что все понимают и поддерживают необходимость формирования и развития коммуникативной компетенции, результаты, которые демонстрируют выпускники школ на ЕГЭ по русскому языку в части С, желают лучшего:некоторые обучающиеся не владеют коммуникативными навыками даже на базовом уровне. Это значит, что нам, учителямсловесникам, необходимо вести целенаправленную и системную работу по формированию коммуникативных навыков.Помня, что в стенах школы надобно учить мыслить, я выбрала тему исследования:«Применение методики проблемного обучения для формирования коммуникативных навыков на уроках литературы».Объект исследования:применение методики проблемного обучения на уроках литературы.Предмет исследования:формирование коммуникативных навыков при использовании методики проблемного обучения на уроках литературы.Цель исследования:исследовать эффективность применения технологии проблемного обучения на уроках литературы для формирования коммуникативных навыков.Гипотеза: применение технологии проблемного обучения на уроках литературы способствует более успешному формированию коммуникативных навыков у обучающихся.В соответствии с гипотезой и целью исследования поставлены задачи:1.Организация обучения на урокелитературы, при которой обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.2.Подготовка обучающихсяв процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу литературного произведения.3.Развитие речевых способностей обучающихся.Работа по проблеме исследованияпроводится третий год и включает три этапа:Iэтап (20102011уч.год) –изучение теоретического материала по теме, знакомство с основами проблемного обучения, оценка уровня сформированности коммуникативных навыков обучающихся в моем классе.IIэтап (20112012гг.) –практическое применение проблемного обучения на уроках литературы, анализ предварительных результатов.IIIэтап (20122013уч. год) –анализ результатов, обобщение опыта, отчет о проделанной работе.Работу я начала с изучения научнометодической литературы по теории проблемного обучения. Концепция проблемного обучения имеет довольно древнюю и богатую историю. Можно назвать такие имена, как французский философ М.Монтень (15331592), который еще в 16 веке в качестве важнейших целей образования выделял развитие творческого подхода, умственных способностей и навыков самостоятельного мышления обучающихся. Выдающийся философ и педагоггуманист Ян Коменский (15921670) в начале 17 века проповедовал использование учебных игр, что по своим целям довольно близко к проблемному обучению. В 18 веке Ж.Ж. Руссо (17121778 )писал об обучающихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам».[3]Немецкому педагогу А. Дистервергу (17901866) принадлежит афоризм, который можно также назвать предпосылкой всего проблемного обучения: «Плохой учитель преподносит истину, хороший –учит ее находить».[4]В нашей стране исследования в области проблемного обучения в полной мере начались в 60х годах 20го века. Разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения занимались с того времени и занимаются сегодня многие ученые и практики: М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В.Хуторской и мн. др.Под проблемным обучением понимается «система научно обоснованных методов и средств, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития обучающихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания». [1]

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучающихсяв процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления,такжевысокую степень усвоения знаний и мотивации обучающихся.Основой для этого является созданиетворческого процесса за счет проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемныхситуаций происходит при оптимальной самостоятельности обучающихся, но под направляющим руководством учителя.

Важнымпри проблемном обучениисчитаю организациюгрупповойдеятельности этоспособствует укреплениюмежличностных отношений, развивает взаимодействие в коллективе: решение проблемных задач производится, как правило, в группах небольшого и среднего состава. В случае применения группового метода проблемного обучения обучающиеся получают навыки коллегиального решения рабочих проблем.

Слушай, что говорит товарищ! Согласен с ним? Дополни не повторяясь. Если можешь, возрази. Если согласен, развей мысльдальше. Учитель организует на уроке пространство для всеобщей коммуникации.Таким образом, технология проблемного обучения предполагаетто, что обучающийся учится анализировать информацию, формулировать выводы, искать доказательства, работать в группе. Все это неизбежно должно привести к формированию и развитию коммуникативных навыков.Начиная работу над темойисследования, я проанализировала уровень сформированности коммуникативных навыков учеников в своем 5 классе. На первомуровне овладения коммуникативной компетенцией обучающийся должен разобраться в теме дискуссии, больше слушать, чем отвечать.На втором уровне обучающийся должен вносить свой вклад в дискуссию и помогать ее продвижению сообразно с целями и ситуацией, на этом уровне он долженуметьприготовитькороткое выступление. На третьем уровне обучающийся должен уметь глубоко прорабатывать тему и способствовать тому, чтобы другие участники дискуссии помогали ее продвижению. На четвертом уровне обучающийся должен занимать лидирующуюпозицию , развивая и нарабатывая новые коммуникативные умения, проявляя самостоятельность и ответственность.Результаты были таковы : из 12 человек на первом уровне –4, на втором уровне7 человек, на третьем уровне –1 человек. Практически на каждом уроке у учителя имеется возможность для формирования классических коммуникативных навыков, к которым относятся:публичное выступление, межличностное общение и совместная работа в группах. Планируя уроки литературы, я отдаю предпочтение таким формам учебной работы, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с обучающимися, атмосферу духовного общения. Задачу своего предмета вижу, прежде всего, в нравственноэстетическом воспитании обучающихся. Этому всецело способствуют методы проблемного обучения.Проблемные ситуации стараюсь создавать на разных этапах урока.Начало урока нередко начинается с постановки проблемы, решая которую обучающиесясами формулируют тему занятия. Например, на уроке по произведению К. Льюиса «Дары волхвов» в7 классе в начале урока детям предлагается проникновенная библейская история, на основе которой они самостоятельно формулируюттему урока.Большие возможности для создания проблемных ситуаций дает анализ художественных произведений. Несколько примеров:

Почему мы оправдываем Калашникова, хотя он нарушил законы кулачного боя?

Почему Онегин отверг любовь уездной барышнии так страстно полюбил Татьяну в Петербурге?

Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его?Обучающиесяучатся работать с информацией, выделять главное, анализировать, приобретаются навыки работы с первоисточниками, совершенствуются навыки аудирования, речевая деятельность. А развитие речевых способностей обучающихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач.На уроках развития речи большое внимание уделяю анализу текста, так как это способствует совершенствованию связной речи обучающихся. В центре внимания урока –художественный текст. Работая наданализом текста, обучающийся учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Нередко использую на этих уроках групповую форму работы. Ученик развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание. Например,на уроке литературыв 5 классепо изучению народной сказки «Василиса прекрасная» предлагается проблемный вопрос: «Почему Василису называют прекрасной?» В основу урока литературы должна быть положена учебнопознавательная деятельность обучающихся, которая направлена на стимулирование личностного восприятия литературы,замечательно,когда каждый подросток, постигая содержание произведений литературы, видит в них не только средство получить оценку или обогатить свой словарный запас, но находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний. В старших классах проблемные ситуации выявляют мировоззренческий характер, включают философские, этические вопросы. И чтобы эта работа проходила успешно, начинаю с пятого класса приучать детей к решению проблемных задач на уроках литературы. Стараюсь выбирать проблемные ситуации, решение которых заставляет трудиться души юных читателей.Например, в 5 классе, при работе над сказкой «Царевналягушка», предлагается проблемная задача: «Почему, несмотря на то, что Иванцаревич был голоден, он не убил ни медведя, ни селезня, ни зайца, ни щуку?» Дети предлагают различные варианты решения. Работая по темеисследования, сделала для себя открытие: очень продуктивно применение проблемных ситуаций на этапе рефлексии. Когда ученик, проецируя проблемную ситуацию на себя, высказывает собственное мнение, еще раз глубоко переосмысливая материал урока. Например, в 7классе по повести «Матео Фальконе» на этапе рефлексии предлагается проблемная ситуация:«А как бы поступили мальчики, окажись они на месте отца, и девочки, окажись они на месте матери?»В процессе работы, сделала для себя выводы, что одна и та же задача может являться и не являться проблемной, все зависит от места, отведенного ей на уроке. Если мы решаем задачу как тренировочное упражнение, то она не несет проблемной нагрузки. Если же мы включаем ее в процесс познания «в зоне ближайшего развития обучающихся», то задача приобретает проблемный характер. Анализируя предварительные результаты работы по данной проблеме, могу отметить, что уровень сформированности коммуникативных навыков в 7классе следующий: из 10 человек на втором уровне –3 человека. На третьем уровне –3 человека, на четвертом уровне –1 человек.Уровень коммуникативных навыков за 2,5 года стал на более высоком уровне.Подводя итог, хочу сказать, что результаты работы подтверждают гипотезу, что применение методов проблемного обучения на уроках литературы способствует формированию коммуникативных навыков. Данные методы развивают умения:Формировать собственное мнение, высказывать его и аргументировать.Слушать и слышать собеседника.Обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.













Список литературы:1.Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.2.Программа для общеобразовательных учреждений русский язык 59 класс авторы: БарановМ.Т. Ладыженская Н.Т. , «Просвещение»,2008 год.3.Руссо Ж.Ж. Избранное /Ж. Ж. Руссо.Москва: Детская литература, 1976год.4.Ротенберг В.А. Дистервег об учителе // Советская педагогика.1940.№10.