Полный текст статьи
Печать

В настоящее время, по мнению учёных-экологов, человечество вступает в новую эпоху своего взаимодействия с окружающим его миром. Сложившийся в настоящее время экологический кризис представляется философско-мировоззренческим кризисом, разрешение которого связано с изменениями в сознании личности и общества в целом. Современные вопросы связей индивида с средой обитания могут быть решены только при условии повышения экологической культуры и грамотности всех людей, начало становления которых приходится на первые семь лет жизни.

Дошкольный возраст – ответственный период жизни человека, период бурного физического и психического развития ребенка, интенсивного накопления представлений об окружающем мире. В создании новой системы ценностей, в решении задач экологического образования дошкольников особая роль принадлежит воспитателю дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Так как ему надлежит оказать помощь детям в осуществлении правильного выбора, обеспечить передачу ценностей экологической культуры выработанной народом. Реализация этого невозможна без соответствующей подготовки будущих воспитателей к осуществлению экологического образования детей с использованием народной педагогики.

 Многогранность, доступность средств народной педагогики, помогут создать условия для эффективного решения задач экологического образования дошкольников. В тоже время, на основе проведённого анализа научной литературы по проблеме экологического образования дошкольников позволяет выделить ряд противоречий между:

 - потребностью в экологическом образовании детей и недостаточной разработанностью теоретического и технологического аспектов данного вида образования с использованием средств народной педагогики;

- объективным наличием воспитательного потенциала народной педагогики, способствующего эффективному решению задач экологического образования дошкольников, и отсутствием научно разработанных и обоснованных концепций реализации этого потенциала;

- потребностью в изменении подходов к экологическому образованию дошкольников с использованием средств народной педагогики и готовностью воспитателей использовать их в своей работе.

 Учитывая изложенное важными направлениями подготовки будущих воспитателей, на наш взгляд, являются формирование у них экологической культуры (с использованием средств народной педагогики), развитие потребности у будущих специалистов системы дошкольного образования к осуществлению природоохранительно-педагогической деятельности, к установлению оптимальных взаимодействий с окружающей средой.

1. Экологическая культура педагога, потребность в установлении гармоничного, разумного взаимодействия с окружающей средой являются важными условиями реализации экологического образования и воспитания детей в ДОУ с использованием средств народной педагогики.

2. Народная педагогика органическая часть мирового педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий, располагает богатым наследием, большим количеством воспитательного материала и представляет собой эффективное средство экологического образования дошкольников.

3. Эффективность экологического образования детей определяется наполнением каждого структурного компонента этого процесса (мотивационного, целевого, содержательного, операционально-деятельностного, рефлексивно-оценочного) элементами народной педагогики.

В 80-х годах прошлого века, когда сложилось понимание универсальной значимости экологического воспитания, были сформулированы его основные принципы российскими учёными педагогами И.Д. Зверевым, И.Т. Суравегиной, Б. Т. Лихачев, Шиловой В.С и др.:

1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры.

2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.

3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности по изучению и улучшению окружающей природной среды.

 4. Взаимная связь мирового, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.

По нашему мнению, учёт данных принципов в сочетании с использованием элементов народной педагогики улучшит:

1. Усвоение основных концепций, понятий и фактов накопленных наукой о природе, что поможет установить оптимальное влияние человека на природу, сообразно её законам.

2. Осознание материальной и духовной ценности природы для общества и отдельного человека.

3. Освоение практическими знаниями и умениями (изучать и оценивать состояние окружающей среды, принимать верные действия по её улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности).

4. Формирование потребности общения с природой, восприятия её облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственными и эстетическими переживаниями.

 5. Осознанное придерживание поведенческих норм в природе, исключающее нанесение ей ущерба или урона, загрязнение или разрушение окружающей природной среды.

На основе проведённого анализа психолого-педагогической литературы можно выявить несколько подходов к пониманию сущности экологической культуры. В частности, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина под экологической культурой понимают наличие у человека определённых знаний и убеждений, готовности к деятельности, практических действий, согласующихся с требованиями бережно относиться природе. По воззрению Б.Т. Лихачев экологическая культура это органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психического состояния и обоснованной научно волевой утилитарно-практической деятельности. Он считает, что наступила необходимость развивать научное направление, какое возможно обозначить как «экологическая психология и педагогика», специфическим предметом которой будет постижение становления и развития психических состояний, обеспечивающих сознание и ощущение себя элементом природы, формирование установки на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. На основании таким образом накопленных данных может быть создана экологически ориентированная педагогика.

Анализ различных подходов к изучению сущности экологической культуры, проведённый Шиловой В.С., позволил автору констатировать что, экологическая культура рассматривается как этап мировой культуры, её часть, показатель гармоничного развития социоприродных отношений, свойство развивающейся личности, критерий социального прогресса, необходимая установка личности, характеризующая ее отношения с природой; путь устойчивого социального развития. [1] Обращаясь к работам И.Ф. Исаева, мы рассматриваем экологическую культуру педагога системы дошкольного образования как часть педагогической культуры. В соответствии с моделью педагогической культуры, описанной автором, и включающей её следующие компоненты: аксиологический, технологический, личностно-творческий, мы остановимся на аксиологическом компоненте и рассмотрим его применительно к экологической культуре педагога ДОУ. Аксиологический компонент представлен «совокупностью педагогических ценностей...», в качестве которых, по мнению И.Ф.Исаева, выступают: ценности-цели; ценности-средства; ценности-отношения; ценности-знания; ценности-качества [2].

Из выделенной автором группы профессионально-педагогических ценностей, мы остановимся на подгруппе - ценности – знания. Определение категории «знание» отражено в разной научной литературе: философской, психологической, педагогической. В философии знание определяется как: проверенный практикой результат познания деятельности, верное ее отражение в мышлении человека [3]. В психологии - это: «...абстракция, обобщение и понятие в их единстве». В педагогике знаниям уделяется наибольшее внимание, так как они являются одним из основных компонентов образования и трактуются так: - главный компонент образования. В них выражен обобщенный опыт человечества, отражающий различные области действительности в виде фактов, правил, выводов закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука [4]. Мы пришли к пониманию важности и необходимости того, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий об окружающем мире, который является основой их дальнейшей жизни. Учитывая изложенное, подчеркнём, что экологические знания, представления составляют важный компонент экологической культуры педагога системы дошкольного образования, которая в свою очередь является одним из основных условий экологического развития дошкольников.

Ещё одним из важных направлений подготовки воспитателей к осуществлению экологического образования детей является развитие у них потребности к установлению оптимальных взаимодействий с окружающей средой.

Определённый интерес, в рамках рассматриваемой проблемы, вызывает подход В.Н. Мясищева, раскрывающий потребность через отношение (особая форма отношения, потребностное отношение). При этом деятельность определяется как реализация потребностного отношения общества, человека к окружающей среде, избирательного взаимодействия с ней. Развитие потребности у будущих специалистов системы дошкольного образования к осуществлению природоохранительно-педагогической деятельности, к установлению оптимальных взаимодействий с окружающей средой является одной из приоритетных задач современного социально-экологического образования, а также важным условием их подготовки.

А теперь обратимся к опыту народной педагогики, располагающего огромным дидактическим и воспитательным потенциалом, наполняя структурные компоненты экологического образования дошкольников. В народной педагогике высшей ценностью является гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, обладающим правом на жизнь «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредоносности для человека. Человек не является собственником природы, а является одним из участников природного сообщества. Народная педагогическая культура отказывает сложившейся под воздействием христианства иерархической картине мира. Само слово «природа» в русском языке означает существование «при Роде», где Род это главный Бог и прародитель русских, «Отец небесный». Природа для предков русских представлялась единым живым организмом, поэтому, нельзя вмешиваться в дела природы, нарушать существующие связи. Человек не признаётся обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Человеческий мир не противоположен миру природы, они оба представляют собой элементы единой системы. Особое внимание наши предки уделяли священным деревьям и рощам. За ними тщательно следили и ухаживали, очищали от всякого сора и сохранялись с величайшем благоговением, около них не дозволялась всякая непристойность. Моления в священных рощах в представлениях древних русов способствовали очищению души, приобщению к добродетельным делам и правильному укладу жизни. Здесь перед главным священным деревом происходил суд, и разбирались споры между жителями, так как в священной роще нельзя было говорить неправду. Задачей взаимоотношения с природой как считает народная педагогика, является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. При этом характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: верно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. Природа и всё природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком. Нравственные нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимоотношение с окружающей природой. Развитие природы и человека представляется как ход коэволюции, взаимоблагоприятной целостности.

С самого раннего возраста русский народ воспитывал детей в духе гармонии с природой. Ребёнок от взрослых узнавал о божьих птицах – утке, как помощнице Рода при творении мира, белом соколе как символе Бога. Детям рассказывали о том, что деревья отдают свою энергию добрым людям, а у плохих забирают её. Всё это учило детей с уважением относиться к природе, стимулировало к её познанию. Народная педагогика, через сказку, пословицы, песни постоянно внушала детям мысль о полноценности человеческой жизни лишь в единстве с растительным и животным миром. Нарушение этой гармонии приводило к гибели человека. Русскому народу было известно о том, что в природе есть как добрые и злые деревья, так и добрые и злые места.

Например, для очищения воды от вредных примесей использовались добрые деревья, у родников сажали ветлу, ольху, которые пропускали через свои корни глубинную воду и выдавали на поверхность чистую воду в виде чистого родника. Другое отношение было к осине как носителю отрицательной энергии и как к дереву-вампиру. Но и осину использовали для своеобразного лечения, она втягивала в себя (плохое) порчу. Если в человеке есть плохое и он постоянно болеет, то он должен посидеть под осиной, чтобы она вытянула из него порчу, а потом сразу же пересесть под липу, которая даёт ему доброту и спокойствие. Благодаря своей наблюдательности за поведением животных и птиц, пытливости своего ума русский народ умел находить добрые места (на добром месте отды-хают животные, лошади, быки, козы ложатся на землю). Там строили жилые дома и там рождались здоровые дети. Если дом стоял на плохом месте, люди, живущие в нём, часто болели и умирали. На очень сильных добрых местах строились святилища и высаживались деревья для священных рощ. Русские люди свято верили в то, что священные рощи исцеляют добрых людей и наказывают тех, кто плохо относится и не почитает природу.

Исключительно верный ответ на извечный вопрос – что такое Родина, что значит в жизни ребёнка окружающая его природа – рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»: «Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!... Я бы желал, чтобы лету конца не было! Осень – лучшее всех времён года!» В то же время этот рассказ – одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической педагогики опирающейся на народность [5].

Опыт общения человека с природой значительно обогащает духовность народной педагогики. Полученный опыт во все времена национален, но он никогда не выпадает из русла общечеловеческих ценностей. Ласточка совьёт гнездо на фронтоне дома: «Чело дома приглянулось ласточкам» – счастье семье. Дятла услышишь стук –предстоящий день несёт радость увидишь дятла – значит день будет счастливым: «Родственная птица, родственная душа – вечно в трудах и заботах». Человек без запаха земли долго не проживёт. И поэтому пускай в домах больших городов будут хотя бы цветы в горшках. Народная педагогика считает, что общение человека с природным миром обладает сильными психолого-педагогическими возможностями. Так какие же функции может осуществлять общение?

1) Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными и растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

2) Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может действенным образом помогать гармонизации их межличностных отношений.

3) Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем вспомогательным источником совместного действия личности с окружающим миром, который может способствовать как психологической, так и социальной её реабилитации. Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации.

Таким образом, синтез народной педагогики и научных знаний педагогики порождает готовность студентов совершенствовать свое профессиональное мастерство, выстраивая педагогическую практику на «живом знании» народной педагогической культуры. Положительный опыт народной педагогики определяет специфику всех структурных компонентов процесса экологического воспитания и образования дошкольников. Потенциал развития экологической культуры у будущих педагогов системы дошкольного образования, развития потребности у студентов к осуществлению природоохранительно-педагогической деятельности, к установлению оптимальных взаимодействий с окружающей средой в условиях вуза заложены в содержании учебных дисциплин, курсов по выбору, а также в вовлечении будущих воспитателей в разнообразную деятельность по изучению, охране окружающей среды.

Ссылки на источники
1.А.H.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. С.204.
2.Экологическое образование школьников /Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравеги¬ной. – М., 1983. С.
3.В.Н. Мясищев. Психология отношений. Избранные психологические труды /Под ред А.А. Бодалева. – Москва-Воронеж.  С.356.
4.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С 480.
5.Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари. – М., 2005. С.304.
6.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. С 480.
7.В.Н. Мясищев. Психология отношений. Избранные психологические труды /Под ред А.А. Бодалева. – Москва-Воронеж.  С.356.
8.А.H.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. С.204.