Современное законодательство о труде педагогических работников требует не только уточнения, но и приведения его в единое правовое поле. Например, Трудовой кодекс Российской Федерации содержит всего 7 статей, адресованных регулированию труда педагогов. В них сосредоточены условия занятия педагогической должности (ст. 331), порядок заключения и прекращения трудового договора с работниками вузов (ст. 332), характеристика продолжительности рабочего времени педагогов (ст. 333), указание на виды их отпусков (ст. 334), определение дополнительных оснований прекращения трудовых отношений с педагогами (ст. 336) и указание на возможность работы по совместительству (ч. 6 ст. 282). [1]
При всей важности внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации положений об особенностях труда педагогов, следует отметить, что указанные нормы весьма поверхностно отражают специфику их труда и носят преимущественно отсылочный характер. Конкретное содержание особенностей труда педагогов сосредоточено в многочисленных подзаконных актах, утверждаемых Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (министерства и подведомственные им организации), в многочисленных региональных актах о труде работников бюджетных организаций. Широкое распространение получило и локальное правотворчество образовательных учреждений о труде педагогических работников.
Несмотря на введение в 2002 году в Трудовой кодекс Российской Федерации самостоятельной главы об особенностях регулирования труда педагогических работников, значительная часть трудовых прав педагогов по-прежнему регулируется законодательством об образовании. Так, Закон Российской Федерации «Об образовании» не только дублирует нормы Трудового кодекса Российской Федерации и содержит неприменяемые в настоящее время юридические конструкции трудового права и права социального обеспечения (например, «трудовой договор (контракт)», «пенсия по выслуге лет», «кодекс законов о труде»), но и остается базовым документом, определяющим специфику трудовых отношений работников системы образования. [2]
Анализ норм российского законодательства, регулирующих труд педагогических работников, позволяет сделать следующие выводы.
1. Следует рассматривать понятия «педагогический работник вуза» и «преподаватель вуза» как тождественные. Педагогический работник вуза - это лицо, состоящее в трудовых отношениях с высшим учебным заведением и осуществляющее профессиональную педагогическую деятельность, включающую в себя обучение, воспитание и выполнение научно-исследовательской работы. В определении понятия «преподаватель вуза» имеются три квалифицирующих признака специалиста-преподавателя вуза: наличие трудовых отношений с высшим учебным заведением; осуществление преподавания на основе принципа профессионализма; выделение научно-исследовательской работы как признака, отграничивающего преподавателя вуза от других категорий педагогических работников.
Таким образом, преподаватель вуза - это научно-педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающийся научно-исследовательской работой.
2. Следует разграничивать трудовое и образовательное право. Мы не согласны с основоположниками образовательного права, считающими, что трудовые отношения педагогических работников относятся к предмету правового регулирования образовательного права, поскольку регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществлялось и осуществляется именно трудовым правом, а акты образовательного законодательства в данном случае являются источниками трудового права.
3. Исследовав теоретические и практические аспекты проведения конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава, нами сделан вывод о том, что проведение конкурсного отбора в условиях низкого социального статуса научно-педагогических работников вузов является нецелесообразным. На наш взгляд, необходимо ограничиться конкурсным отбором преподавательских кадров исключительно при поступлении преподавателя на работу в вуз впервые, в дальнейшем проводить не конкурс, а аттестацию преподавательских кадров.
4. В ст. 249 ТК РФ целесообразно установить принцип пропорциональности возмещения расходов, понесенных работодателем на обучение работника, исходя из неотработанного работников времени согласно трудовому договору; предусмотреть перечень примерных оснований освобождения работника от возмещения расходов (например, в случае болезни, препятствующей продолжению работы, установления инвалидности, а также в случаях невыполнения условий трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон); установить момент начала срока отработки (по нашему мнению этот срок начинает течь с момента получения соответствующей специальности или квалификации) и максимальную продолжительность такого срока (до 5 лет). [1]
Отметим, что в законодательстве о труде педагогов (имеются в виду Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и законы субъектов Федерации) прежде всего нужно раскрыть такие понятия, как «педагогическая и учебная работа», «преподавательская и воспитательная работа», из которых в основном и складывается рабочее время педагога, а не преподавателя, как указано в тарифно-квалификационной характеристике.
В результате обобщения содержания различных положений актов нормативного и рекомендательного характера, изданных компетентными государственными органами, можно сделать такие выводы. Преподавательская работа, являясь частью образовательного процесса, аналогична по содержанию учебной работе, идентичной по сути учебно-воспитательному или учебному процессу в зависимости от типа и (или) вида образовательного учреждения. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных (аудиторных и внеаудиторных) занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качества подготовки обучаемых, а также руководство курсовыми и дипломными работами и проектами, практикой и стажировкой слушателей.
Содержанием воспитательной работы являются: привитие обучаемым чувства высокой гражданской ответственности за качество своего вклада в процветание Российской Федерации, воспитание их в духе патриотизма, уважения к правам и свободам человека, Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации; воспитание любви к профессии; освоение достижений национальной и общечеловеческой культуры, формирование гражданских качеств личности и готовности включиться в систему современных социальных, политических и правовых отношений.
К иным должностным обязанностям педагогического работника, например, вуза, относятся учебно-методическая, научная (методическая и исследовательская) работа, а также организационно-методическая работа и повышение своей профессиональной квалификации. При этом воспитательная работа и иные должностные обязанности, соответственно, относятся к внеучебной работе. Тем не менее, нельзя не отметить, что на практике процесс преподавания и воспитания, как правило, является неразрывным, но не в силу буквального исполнения преподавательских обязанностей, а в силу позитивных личных качеств лиц, привлекаемых к преподавательской работе, прежде всего на постоянной основе.
Ссылки на источники
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2012 года).
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».