Полный текст статьи
Печать

Современное законодательство о труде педагогических работников требует не только уточнения, но и приведения его в единое правовое поле. Например, Трудовой кодекс Российской Федерации содержит всего 7 статей, адресованных регулированию труда педагогов. В них сосредоточены условия занятия педагогической должности (ст. 331), порядок заключения и прекращения трудового договора с работниками вузов (ст. 332), характеристика продолжительности рабочего времени педагогов (ст. 333), указание на виды их отпусков (ст. 334), определение дополнительных оснований прекращения трудовых отношений с педагогами (ст. 336) и указание на возможность работы по совместительству (ч. 6 ст. 282). [1]

При всей важности внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации положений об особенностях труда педагогов, следует отметить, что указанные нормы весьма поверхностно отражают специфику их труда и носят преимущественно отсылочный характер. Конкретное содержание особенностей труда педагогов сосредоточено в многочисленных подзаконных актах, утверждаемых Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (министерства и подведомственные им организации), в многочисленных региональных актах о труде работников бюджетных организаций. Широкое распространение получило и локальное правотворчество образовательных учреждений о труде педагогических работников.

Несмотря на введение в 2002 году в Трудовой кодекс Российской Федерации самостоятельной главы об особенностях регулирования труда педагогических работников, значительная часть трудовых прав педагогов по-прежнему регулируется законодательством об образовании. Так, Закон Российской Федерации «Об образовании» не только дублирует нормы Трудового кодекса Российской Федерации и содержит неприменяемые в настоящее время юридические конструкции трудового права и права социального обеспечения (например, «трудовой договор (контракт)», «пенсия по выслуге лет», «кодекс законов о труде»), но и остается базовым документом, определяющим специфику трудовых отношений работников системы образования. [2]

Анализ норм российского законодательства, регулирующих труд педагогических работников, позволяет сделать следующие выводы.

1. Следует рассматривать понятия «педагогический работник вуза» и «преподаватель вуза» как тождественные. Педагогический работник вуза - это лицо, состоящее в трудовых отношениях с высшим учебным заведением и осуществляющее профессиональную педагогическую деятельность, включающую в себя обучение, воспитание и выполнение научно-исследовательской работы. В определении понятия «преподаватель вуза» имеются три квалифицирующих признака специалиста-преподавателя вуза: наличие трудовых отношений с высшим учебным заведением; осуществление преподавания на основе принципа профессионализма; выделение научно-исследовательской работы как признака, отграничивающего преподавателя вуза от других категорий педагогических работников.

Таким образом, преподаватель вуза - это научно-педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающийся научно-исследовательской работой.

2. Следует разграничивать трудовое и образовательное право. Мы не согласны с основоположниками образовательного права, считающими, что трудовые отношения педагогических работников относятся к предмету правового регулирования образовательного права, поскольку регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществлялось и осуществляется именно трудовым правом, а акты образовательного законодательства в данном случае являются источниками трудового права.

3. Исследовав теоретические и практические аспекты проведения конкурсного отбора профессорско-преподавательского состава, нами сделан вывод о том, что проведение конкурсного отбора в условиях низкого социального статуса научно-педагогических работников вузов является нецелесообразным. На наш взгляд, необходимо ограничиться конкурсным отбором преподавательских кадров исключительно при поступлении преподавателя на работу в вуз впервые, в дальнейшем проводить не конкурс, а аттестацию преподавательских кадров.

4. В ст. 249 ТК РФ целесообразно установить принцип пропорциональности возмещения расходов, понесенных работодателем на обучение работника, исходя из неотработанного работников времени согласно трудовому договору; предусмотреть перечень примерных оснований освобождения работника от возмещения расходов (например, в случае болезни, препятствующей продолжению работы, установления инвалидности, а также в случаях невыполнения условий трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон); установить момент начала срока отработки (по нашему мнению этот срок начинает течь с момента получения соответствующей специальности или квалификации) и максимальную продолжительность такого срока (до 5 лет). [1]

Отметим, что в законодательстве о труде педагогов (имеются в виду Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и законы субъектов Федерации) прежде всего нужно раскрыть такие понятия, как «педагогическая и учебная работа», «преподавательская и воспитательная работа», из которых в основном и складывается рабочее время педагога, а не преподавателя, как указано в тарифно-квалификационной характеристике.

В результате обобщения содержания различных положений актов нормативного и рекомендательного характера, изданных компетентными государственными органами, можно сделать такие выводы. Преподавательская работа, являясь частью образовательного процесса, аналогична по содержанию учебной работе, идентичной по сути учебно-воспитательному или учебному процессу в зависимости от типа и (или) вида образовательного учреждения. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных (аудиторных и внеаудиторных) занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качества подготовки обучаемых, а также руководство курсовыми и дипломными работами и проектами, практикой и стажировкой слушателей.

Содержанием воспитательной работы являются: привитие обучаемым чувства высокой гражданской ответственности за качество своего вклада в процветание Российской Федерации, воспитание их в духе патриотизма, уважения к правам и свободам человека, Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации; воспитание любви к профессии; освоение достижений национальной и общечеловеческой культуры, формирование гражданских качеств личности и готовности включиться в систему современных социальных, политических и правовых отношений.

К иным должностным обязанностям педагогического работника, например, вуза, относятся учебно-методическая, научная (методическая и исследовательская) работа, а также организационно-методическая работа и повышение своей профессиональной квалификации. При этом воспитательная работа и иные должностные обязанности, соответственно, относятся к внеучебной работе. Тем не менее, нельзя не отметить, что на практике процесс преподавания и воспитания, как правило, является неразрывным, но не в силу буквального исполнения преподавательских обязанностей, а в силу позитивных личных качеств лиц, привлекаемых к преподавательской работе, прежде всего на постоянной основе.

 Ссылки на источники

  1.  Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2012 года).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».