Одним из условий подъема экономики села является развитие способностей будущих «аграрий» на основе гармонизация принципов гуманизма и современных технологий. Только гуманистическая образовательная система в сочетании с передовыми достижениями науки может создать предпосылки для формирования одаренной личности, способной к самореализации и саморазвитию в современном информационном обществе[1]. Гуманизм (от лат. humanus человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманистическая педагогика, направление в современной теории и практике формирования человека как педагогическое воплощение гуманистической психологии. Цель воспитания в русле самоактуализации личности, её высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность. Она противопоставила себя теориям фрейдизма и бихевиоризма, в которых основное внимание уделяется зависимости личности от его прошлого. Согласно гуманистической психологии главное в личности – её устремленность в будущее, к свободной реализации своих способностей. Представители этого направления стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования. Теоретическую основу такого подхода составляет концепция Маслоу иерархия человеческих потребностей, мотивов, в которых высшее место отводится раскрытию потенциальных возможностей личности[2]. Духовная составляющая образования необходима при подготовке будущих специалистов сельского хозяйства. Человек, это не только биосоциальное, но и духовно существо. Именно последним он отличается от животного, у которого есть только биологическое начало. Однако преподаватели, особенно практики, продолжают идти по традиционному пути, занимаясь лишь обучением, игнорируя формирование личности, образование стержневых мотивов человека [3]. В данной работе научно обоснованы рекомендации в помощь наставникам и молодым людям села в образовании особенностей собственной личности, мотивов и выбора правильного жизненного пути. В юношеском возрасте начинаются формироваться центральные мотивы, от которых зависят и другие мотивы. Осознание жизненного призвания напрямую связаны с учебой и трудом. Здесь педагоги-наставники, представители всех ветвей власти, руководители сельхозпредприятий, родители да и сама молодежь должны быть едины в своих помыслах – становление личности, будущего специалиста сельского хозяйства. Огромную роль в этом играет образование системы мотивов, что представляет собой одновременно появление индивидуальных свойств личности. Степень целостности и гармоничности будущих мастеров сельскохозяйственного труда зависит от наиболее осознанных и обобщенных мотивов. В этом выражается высший уровень развития[4].
Сейчас мы пришли к пониманию, что основой процветания страны должен быть признан человек, его возможности, потребности и ценность. Тема человеческого капитала становится значимой и для экономики села. Вектор человек – общество - страна реально влияет на процессы, происходящие в стране. Здесь очень важна роль науки, образования, которая придала бы этой энергии созидательный характер. Каждый человек должен «вникнуть» в происходящие события, историю, экономику, новые технологии. В современном мире и эффективность государства, и стабильность экономического развития, и социальная устойчивость в долгосрочной перспективе зависят, прежде всего, от качества человеческого капитала[5]. В постиндустриальной экономике конкурентоспособность страны напрямую связана с человеком. Личная эффективность, производительность труда, творческое мышление, наличие социальных контактов, межличностное доверие, инициатива и самоорганизация граждан являются ключевыми стимулами роста сельского хозяйства[6]. В своей вступительной речи на открытие форума «Человек. Общество. Страна» губернатор Пермского края высказал мысль, что у народа, у человека должна быть мечта. Должен присутствовать, по выражению А.С.Макаренко, важнейший мотив поведения радость будущего дня. Концепция о перспективных линиях развития как отдельного человека, так и детского трудового коллектива актуальна и сегодня. Взаимное влияние вещей творит идеал – умение человека видеть цель своей жизни, умение представлять свое созидание и самого себя в будущем, пишет другой выдающейся педагог В.А.Сухомлинский об образовании основных человеческих мотивах. Во всем процессе воспитания исключительно важной вещью является формирование такой направленности духовных сил человека, чтобы он представлял себе будущее: во имя чего надо трудиться. Идеал же – дитя труда, красоты, силы духа, самовоспитания и самодисциплины[7]. Психологическая наука объясняет это явление как, деятельность человека, поскольку она регулируется эмоциями, в гораздо большей степени определяется не нуждой или недостатком в настоящем, сколько ожидаемой нуждой. Точно так же ожидание удовлетворения нужду в будущем может в гораздо большей степени определить деятельность, чем удовлетворение в настоящем. Вот почему для человека гораздо более типичны и характерны действия и поступки во имя будущего, чем в имя настоящего.
Индивидуальные особенности жителей села, их личностные свойства не есть природное образование, они возникают в повседневной совместной трудовой деятельности, сельскохозяйственных работах, предлагающей использование и изготовление различных предметов и орудий, обязательно включающей общение между собой и определенные взаимоотношения[8]. По мнению известного пермского психолога В. С. Мерлина под индивидуальностью человека, в высшем своем проявлении - личностью, понимается система взаимно связанных, относительно устойчивых и постоянных свойств, которые отличают одного человека от другого и одну группу людей от другой. Относительная устойчивость и постоянство свойств личности проявляется в том, что одни и те же свойства присущи человеку на протяжении более или менее длительного отрезка жизни. Если мы хотим определить, что отличает системы психических свойств, характеризующих личность человека, от всех других свойств, то мы должны исходить из функции личности в такой деятельности, которая присуща только человеку. И такая специфически человеческой является трудовая деятельность. Человек не рождается личностью, а становится ею. Личность – система развивающаяся. На протяжении всей жизни человека, как отмечает ученый, изменяется его характер и степень активного преобразующего воздействия на мир. Развитие личности определяется не только внешними условиями, но и ее свойствами и закономерностями. Это система саморазвивающаяся[9]. Многообразие отношений, в которые человек вступает с действительностью, являются объективно противоречивыми. Их противоречивость порождает конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Они не сводятся ни к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности. Гармоничная личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Личность перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передал частицу себя. Личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ. Как писал великий русский писатель Л.Н.Толстой: «Талант – это склонность к бесконечному труду». Отношение к окружающему миру проявляется не только в мотивах, но и в свойствах личности. Трудолюбие характеризует отношение к труду. Общительность – отношение к людям. Аккуратность – отношение к вещам. Каждое свойство личности также побуждает к определенным действиям. Трудолюбие сельской молодежи побуждает юношей и девушек активно искать творческие трудовые занятия и испытывать наслаждение при их выполнении. Общительность побуждает искать общества людей, которые не равнодушны к проблемам села, и находить наслаждение в общении. В этом смысле свойства личности тоже представляют собой мотивы. Так как мотивы представляют более частное отношение, то они проявляется лишь в узкой специфической ситуации. Между тем свойства личности проявляется в типичной ситуации, например, при выполнении всякой трудовой обязанности, при практическом использовании всякой вещи. Они представляют собой гораздо более устойчивые отношения, чем мотивы. Если цели и отвечающие им действия сознаются, то иначе обстоит дело с осознанием их мотива – того, ради чего ставятся и достигаются данные цели. Цель кажется человеку неосуществимой, если она недостаточно привлекательна, если отсутствуют активные мотивы для ее достижения. Точно так же, наоборот, даже трудноосуществимая цель кажется реальной и осуществимой, если человек к ней активно стремится. Существует и обратная зависимость. От мотива не только изменяется характер осознания цели, но и, наоборот, в зависимости от цели изменяется мотив. Таким образом, как пишет В.С. Мерлин, осознание нужды одновременно является условием возникновением и цели и мотива. И чем яснее, определеннее и отчетливее осознается цель, тем, при прочих равных условиях, активнее мотив для ее достижения. Зависимость от осознания цели – это есть вместе с тем его зависимость от правильного понимания окружающей действительности и тех требований, которые она предъявляет к действиям и поступкам человека. Мотивы и цели человека изменяются на протяжении его жизни в процессе деятельности. В сельском труде возникают новые профессиональные интересы, новые трудовые задачи. Человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. Вначале это узкий семейный круг сельского дома, взаимодействие с окружением, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значения. Но далее пред человеком начинает открываться действительность, лежащая далеко за пределами его практической деятельности и прямого общения. Формирования личности предполагает развитие процесса целеобразования и развития действий субъекта. В результате происходит сдвиг мотивов на цели. Развитие и умножение этих особых по своей природе соподчинений, возникающих только в условиях жизни человека в обществе, занимает длительный период, который может быть назван этапом стихийного складывания личности. Процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым. Он дает сильное смещение по абсциссе возраста, а иногда вызывает социальную деградацию личности. Жизненные обстоятельства накладывают свою печать на ход развития. Более высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву - жизненной цели. Смысловые единицы жизни могут собраться в одну точку. Главным остается вопрос о том, какое место занимает эта точка в многомерном пространстве, составляющую реальную действительность. Мотивационная сфера человека даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Она может быть сдвинута, эксцентрична по отношению к актуальному пространству действительности, и тогда мы говорим об односторонности личности. Она может сложиться, наоборот, как многосторонняя, включающая широкий круг отношений. Структура личности представляет собой устойчивую конфигурацию главных мотивационных линий. Направленность, служение избранной цели, идеалу не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смысловые мотивы. Мотивационная сфера личности всегда является многовершинной, как и та объективная система понятий, характеризующая идеологию данного общества, данного класса, социального слоя, которая усваивается или отвергается человеком. Внутри соотношения главных мотивационных линий образуется как бы общий «психологический профиль» личности. Порой он складывается как уплощенный, лишенный настоящих вершин, тогда малое в жизни человек принимает за великое, а великое не видит совсем. Такая нищета личности может при определенных социальных условиях сочетаться с удовлетворением широкого круга повседневных потребностей. В этом заключается та психологическая угроза, которую несет личности человека современное общество потребления.
Из сказанного выше вытекает качественно иное, чем у других живых существ, содержание понятия подготовка к жизни. Переход от детства к взрослости у человека предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность. Это не только фаза развития организма, сколько как этап развития личности[10]. Инновационный концептуальный подход в образовании индивидуальных особенностей личности ярко прослеживается в проекте «АгроПРОФИ». Проект уже сейчас помогает обеспечить подготовку квалифицированных кадров для аграрного сектора экономики Пермского края, совершенствовать агрообразование. Благодаря проекту возникли устойчивые связи между агробизнесом, учебными заведениями и властью. Это дало новые возможности для самореализации сельской молодежи и формирования устойчивых мотивов, ориентированных на сельский труд. Молодые специалисты – это особая болевая точка деревни. Убедительно это озвучили участники форума сельской молодежи Прикамья отмечая, что проблемы, с которыми сталкивается сегодня молодые сельские жители, имеют общегосударственный характер. Сегодня на селе заметно обострились вопросы, связанные с трудоустройством молодежи, развитием экономической и социальной инфраструктуры села, обеспечением доступности высшего и среднего профессионального образования для социально незащищенных слоев сельской молодежи и закреплением кадров на селе. Для того чтобы молодые кадры оставались жить и работать на селе, необходимо повышение статуса сельской молодежи в обществе. Необходимо рассматривать молодежь в качестве главного инновационного ресурса села, первостепенного субъекта социального обновления[11]. Вопросам мотивации молодежи на форуме было уделено особое внимание. Они обсуждались на заседание тематической группы: Кадровый потенциал АПК – «Почему молодежь не идет в сельское хозяйство?». Там была сделана попытка понять мотивы и проследить процесс зарождения их. В жаркой дискуссии пробовали найти ответ. Но в сложных вопросах нет простых решений. На примерах успешных людей края аграрного сектора экономики, а как правило это одаренные, своеобразные личности, на форуме постарались исследовать и понять их индивидуальное особенности, «стержневые» мотивы деятельности, идеалы. Чем сложнее деятельность человека, тем отчетливее выступает его индивидуальный стиль. По уровню развития интегральной индивидуальности юноша стоит выше подростка; опытный сельский специалист стоит выше юноши. Разные аспекты зрелой личности не только сами по себе сложнее, но и связаны друг с другом более тесно. По мере развития личности между ее различными подсистемами складываются все более сложные и многозначные связи, которые можно понять лишь в рамках целостной, интегральной индивидуальности [12].
Даже на отрицательном фоне сельской жизни, становится очевидным, что ведущим фактором развития является гуманизация всех общественных сфер деятельности. Гуманизм при этом становится сложной системой идей, убеждений, которые оказываются в центре мировоззрения человека[13]. Тренинг «Я лидер» на форуме оригинально показал зарождение смысловых мотивов – убеждений. Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение. Они придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение – смысл. Мотив – смыслообразующий компонент человеческого поведения. От мотива зависит качественная особенность всей деятельности человека[14].
Действия юношей и девушек всегда реализуют некоторую совокупность отношений к предметному сельскому миру, к окружающим селянам, к обществу, к самим себе. Проект «АгроПРОФИ» призван формировать положительные мотивы к сельскому труду. В успешных агропредприятиях деятельность общественно мотивирована - стыдно плохо работать. Механизм реализации проекта следующий, в ССУЗах и профучилищах читаются лекции и проводятся круглые столы, видеоконференции, тестирование студентов на наличие бизнес-мышления, организуются мастер-классы с успешными людьми агробизнеса. Они развивают у студентов их лучшие человеческие качества, формируют мотив-цель. Агрогруппы – это группы студентов с активной жизненной позицией, стремящиеся к получению дополнительных знаний и навыков, готовых в будущем организовать свое дело в агросфере. Контроль качества образовательного процесса, формирования мотивов проводится через рейтинг, конкурс бизнес-планов «АгроПРОФИ». Трудовая активность управляется так же мотивом материальное вознаграждение. Выгода – мотив стимулирования, хотя он и побуждает, «динамизирует» деятельность, но лишен главной функции – смысла. Смысл труда порождается общественно значимыми мотивами. Оба эти мотива хотя и существуют, но лежат как бы в разных плоскостях. Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл, мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), порой остро эмоциональных, аффективных,- лишены смыслообразующих функции, мы будем условно называть такие мотивы - мотивами-стимулами. Смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться «за занавесом» со стороны сознания. Большое значение имеет формирование у школьников смысловой мотивации труда. В сельских школах хорошо и четко организованный общественно-полезный труд вызывает у детей чувство удовольствия, удовлетворения, развивает такие качества личности, как организованность, внимательность, наблюдательность, сообразительность, гордость за свой труд. Выпускники овладевают не только глубокими знаниями основ науки, но и трудовыми навыками для работы в сельском хозяйстве, вплотную подходят к овладению профессией[15]. Проект АгроПРОФИ содействует этим задачам. Он организует эффективную профессиональную ориентацию школьников, которая дает молодым людям возможность правильно выбрать профессию в соответствии со склонностями, специальной подготовкой, с учетом общественных потребностей. Студенты агрогрупп проводят профориентационную работу в школах Пермского края. Они рассказывают о своих профессиях, учебных заведениях, о проекте Минсельхозпрода, а также о бизнес-идеях, которые разрабатываются в рамках проекта. Для молодежи (14-18 лет) доминирующим становится вопрос «Кем быть?». Недостаточный жизненный опыт, тяжелые социально-бытовые условия жизни откладывают существенный отпечаток на выбор дальнейшего жизненного пути. В современном мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Сложно найти среди них свою, соответствующую потребностям, способностям и возможностям с одной стороны, отвечающую требованиям рынка труда, с другой стороны. Агрогруппы, отправляясь в сельские школы, демонстрируют там пример успешного профессионального выбора. Все это делается на положительных эмоциях. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Эмоции лишь снабжают мотив необходимой энергией для осуществления деятельности. Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они находят свое психическое отражение, но в особой форме – в форме эмоциональной окраске действий. Эта эмоциональная окраска (интенсивность, качественная характеристика) выполняют специфическую функцию личностного смысла. Процесс профессионального становления в рамках развивающегося подхода рассматривается не только как процесс накопления знаний, формирования навыков и умений, но и как изменение глубинных личностных характеристик[16]. В юношеских поисках индивидуальности особенно важно найти свое призвание, дело, способствующее реализации личности. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности: престиж профессии, интересы, знания и умения, склонности и способности.
Наконец, в непрерывной связи со степенью осознанности мотивов развивается и степень их обобщенности. Это приводит к тому, что одинаково мотивируются уже не только отдельные сходные действия, но весь вид деятельности в целом. В Агроклассах мотивируют не приготовление задания, а то, что надо вообще постичь сельскохозяйственное ремесло, не сортировка картофеля, а то, что надо помогать отцу-фермеру. Естественно, что наибольшей обобщенности достигаются сознательные, обоснованные убеждения, что агробизнес – это престижно. Сходные явления наблюдаются и у выпускников ССУЗов и ПТУ. У многих из них еще не сложились наиболее осознанные и обобщенные мотивы-убеждения, поэтому у них нет еще центральных стержневых, нет достаточной целостности системы мотивов. Вот почему такие выпускники по окончанию учебного заведения выбирают не жизненный путь, а ВУЗ или профессию и выбирают ее, руководствуясь самыми различными случайными мотивами.
Профессиональная ориентация молодежи должна быть органически увязана с их жизненными перспективами и смысловыми мотивами. Отсюда вытекает несколько практических рекомендаций:
- Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой. Она должна всегда замыкаться на важнейшие жизненные цели сельской молодежи. Для этого нужно создать механизмы тесного взаимодействия власти, агробизнеса, образования, семьи.
- Для формирования реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами успешного агробизнеса, удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Особенно важно знание будущих условий труда, занимающих одну из ведущих позиций в системе юношеских требований к будущей профессии. Для этого нужно организовывать систему информационного обеспечения в сфере развития АПК всех участников агрообразовательного кластера.
- Учитывать, что для юношей при выборе профессии более важен размер будущей заработной платы, а для девушек – благоприятные условия труда. Сельскохозяйственные профессии привлекают молодых людей прежде всего возможностью более быстрого достижения самостоятельности и независимости. Нужно разработать систему мер поддержки руководителей агроорганизаций, создающих и закрепляющих рабочие места для молодых специалистов, окончивших сельскохозяйственные ВУЗы и ССУЗы.
- Независимо от уровня знаний школьников, они нуждаются в специальной профориентационной информации. Школьная программа этих знаний не обеспечивает. Для этого нужно создать и развить сеть социальных сельских многопрофильных подростковых и молодежных центров.
- Необходимо разъяснять старшеклассникам непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от их готовности к самоотдаче в труде. Разработать систему мер по развитию и поддержке молодежного предпринимательства в сфере АПК и молодежного экологического туризма в сельской местности.
- В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности. Надо формировать положительный имидж АПК и повышать престиж сельскохозяйственных профессий.
Итак, можно сказать, что игнорирование личности, мотивов профессиональной деятельности на начальной стадии может привести к снижению интереса, повлиять на успешность, продуктивность и эффективность работы будущих специалистов сельского хозяйства. В связи с этим, необходимо включение диагностики профессиональных личностных качеств как при отборе на ту или иную сельскохозяйственную специальность, так и в процессе обучения.
Жизненный путь современного молодого человека не монотонное движение, в нем есть и крутые повороты. Это делает нашу жизнь тревожной и беспокойной, но одновременно дает личности новые возможности самореализации.
«Работа с молодыми кадрами, является важной частью реализации государственных программ развития села. Эффективная молодежная политика во многом определяет устойчивое развитие села, которое обеспечивает развитие всех форм занятости, улучшение инвестиционного климата, создание экономической основы для расширения налогооблагаемой базы и повышение доходов сельского населения, улучшение структуры занятости и расширение рынка труда на селе. Все это – непосредственные условия для коренных изменений в качестве жизни сельского населения, повышения престижности сельскохозяйственного труда и проживания в сельской местности»[17].
Ссылки на источники
- Иванова Е.В.. Гармонизация Технологий и Гуманизма// Концепт: НМЭЖ// www.covenok.ru/concept /2012/11]
- Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад и др.-М.: Большая Российская энциклопедия,2003.-528с., с.58
- Латышева А.И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села//Концепт: НМЭЖ.- Январь2012,Киров// www.covenok.ru /concept
- Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя/под ред. А.А. Бодалева.-М.:Просвещение,1981.-128с. c.106
- Геташвили И.Т. Гуманитарные инновации в сельской науке и образовании//Сборник научных статей XXIII МНПК «Наука как гарант стабильного развития»/ Украина, Горловка 2012
- Материалы пленарного заседания «Человеческий и социальный капитал»// Пермский форум «Человек. Общество. Страна» г.Пермь,2012г.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие/ сост. О.В.Сухомлинская. - М.:Педагогика,1990.-288с. c.159
- Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: изд. МГУ 1984.-272 c194
- Мерлин В.С.. Личность как предмет психологического исследования: Учебное пособие к спецкурсу «Основы психологии личности» Пермь : П Г П И, 1988.-80с.
- Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение,1989.-255с. с.6
- Материалы I Форума сельской молодежи Прикамья, 28-30 сентября 2012г.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. 1986 с. 106
- Соколов Е.А.Психология познания: методология и методика преподавания: учебное пособие. - М.: Университетская книга; Логос,2007.-384с. c.49
- Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь.- М.: Проспект, 2010.-560с. c.245
- Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся. - М.: Просвещение,1980.-352с. c.75
- XVI Мерлинские чтения // Материалы научной конференции молодых психологов Урала, посвященной 80-летию П Г П У с.26
- Резолюция. Форум сельской молодежи Прикамья. 30 сентября 2012 г.