Полный текст статьи
Печать

В современных условиях значимость и важность информатизации заключаются в том, что современное общество зачастую называют информационным, обществом знания, а экономику, соответственно, - информационной, экономикой знания и т.п. И хотя подобного рода  характеристики имеют различия, а зачастую весьма существенные, в контексте темы нашего исследования важно отметить, что из вышеприведенного следует однозначный и никем серьёзно не оспариваемый вывод о  важнейшем значении современной экономики информационного ресурса, совокупность которых формирует информационное пространство различного масштаба: от глобального до микроэкономического (на уровне предприятия).

В этой связи  к характерным  чертам современного информационного пространства следует отнести следующие:[5]

- решена проблема информационного бума, т.е. разрешено проти­воречие между информационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресур­сами;

- важнейшим фактором развития становится информационная экономика;

 - в основе общества становятся автоматизированные производство, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информа­ционной техники и технологии;

- информационная технология приобретет глобальный характер, ох­ватывая все сферы социальной деятельностей человека;

- формируется информационное единство всей человеческой циви­лизации;         

- с помощью средств информатики реализуется свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. [1]

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1 Техническая и технологическая составляющая – современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

2 Нормативно-правовая составляющая – юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

3 Информационная составляющая – справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4 Организационная составляющая – элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. [9]

Таким образом, в настоящее время рынок информационных услуг представляет собой  совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и  потребителями.

Среди основных видов информационных услуг для предприятий можно выделить:

- услуги доступа к информации,

- услуги поиска информации,

- услуги обучения,

- консалтинговые услуги,

- услуги производства информации;

- услуги торговли;

 - банковские услуги.

Первые четыре вида услуг являются разновидностями работы с уже существующей у продавца информацией и знаниями, последний же представляет собой генерацию новой, ранее не существовавшей информации. Представлены они в порядке возрастания сложности оказания информационных услуг и нетипичности информационного продукта.

Информационные услуги делятся на три группы: информационно-коммуникационные, информационно-прикладные и информационно-коммерческие. Под информационно-коммуникационнымиподразумеваются услуги, обеспечивающие передачу различных видов информации между субъектами общения. К ним относятся:

- услуги телеграфа, предназначенные для приема телеграфных сообщений, переданных абонентами со стандартных телеграфных аппаратов, и передачи информационных сообщений субъектам с предварительным указанием маршрута;

- услуги телефакса, состоящие в обеспечении приема сообщений, отправленных абонентам со стандартных факсимильных аппаратов по телекоммуникационной сети.

Широкое распространение в последнее десятилетие получили услуги электронной почты, которые служат для обмена информационными сообщениями между двумя и более удаленными друг от друга субъектами или персональными компьютерами. Возможности данного вида информационных услуг не ограничиваются отсроченной доставкой сообщения или документа другому лицу – предусматривается также хранение сведений в общедоступном или личном почтовом ящике, возможности формирования адреса, подготовки и обработки отправляемых и получаемых сообщений. Электронная почта стала неотъемлемым элементом офисной среды.[4]

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Среди наиболее востребованных на рынке информационных услуг сфер деятельности, можно выделить целый ряд из них, потребность в которых полностью сформирована на основании повышенного спроса населения на информационные услуги. К ним следует отнести:

Системная интеграция в области управления недвижимостью (оптими­зация организационных структур и документооборота, автоматизация регист­рации прав на недвижимость, создание и ведение земельного кадастра).

Развитие системы учета коммунальных услуг и сбора коммунальных платежей.

Развитие инфраструктуры сети передачи данных, т.е. обеспечение ши­рокого доступа к информации по общественной, экономической, политической жизни.

Расширение доступа к системам мобильной связи и телекоммуникаци­ям (снижение тарифных планов, расширение зоны охвата телекоммуникацион­ными системами, рост числа Интернет - порталов, ресурсов сети передачи данных).

Постановка учета, создание соответствующих баз данных (свободных рабочих мест, объектов недвижимости, субъектов права и другое).

Консалтинговая деятельность и оформление прав на недвижимость, де­велоперская деятельность по инвестиционным проектам (для сферы малого предпринимательства).

Использование дистанционных форм и методов обучения (в отдален­ных от учебных мест населенных пунктах) в целях расширения возможностей получения профессионального образования гражданами.

Оказание дистанционных (удаленных) консультативно - медицинских услуг населению с использованием телекоммуникационного и телеизмеритель­ного медицинского оборудования, в том числе с сеансами связи.

Создание государственного регистра населения в целях упрощения доступа населения к деятельности паспортно-визовых служб, паспортных сто­лов в жилищно-эксплуатационных отделах (участках), органов записи актов гражданского состояния, органов местного самоуправления и т.д.[1]

В последние годы возникли и активно развиваются электронный банкинг, электронное образование, электронная торговля, электронные медицинские услуги, электронный консалтинг, электронная реклама и многое другое.

Большинство экспертов прогнозируют серьёзные перспективы  для развития рынка электронных услуг в Российской Федерации. И хотя текущее положение является практически аутсайдерским, в самые ближайшие годы следует ожидать мощного рывка нашей страны в данном направлении.

В пользу данного утверждения говорят следующие обстоятельства:

- традиционно высокий уровень образования в нашей стране;

- постоянно растущий спрос, а, соответственно, и предложение в национальном сегменте информационных технологий, характеризующихся очень высоким потенциалом.

         По оценкам экспертов, российский рынок электронной коммерции обладает огромными перспективами роста. Так, например, доля интернет-продаж в обороте розничной торговли Российской Федерации составила по предварительным оценкам  в 2011г. всего 1,6%, что в 3,5 раза меньше, чем в странах Европейского Союза, и в 4 раза – чем в Соединенных Штатах Америки. [3]

  Реализовать потенциал роста рынка позволит не только изменение поведения потребителей, но и распространение интернета в регионах (особенно отдаленных), на которые сегодня приходится лишь 40% оборота e-commerce.

  Российская Федерации  продолжает находиться на этапе компьютерного бума. Это доказывают данные официальной статистики:  только за годы финансового экономического кризиса число персональных компьютеров в государственных и муниципальных образовательных учреждениях выросло с 674,5 до 1056,1 тыс. шт. При этом подавляющее большинство из них (825,8 тыс. в 2009-2010 учебном году использовалось в учебных целях. Больше половины всех компьютеров подключена к всемирной сети Интернет. [7]

Следует отметить ряд серьезных мер Правительства Российской Федерации, среди которых важнейшей можно назвать принятие и реализацию Федеральной целевой программы «Электронная Россия» на период до 2010 года. В ее основе как раз и лежала задача широкого распространения новых информационных технологий, в частности:

-«переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;

 - развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства;

- развитие инфраструктуры электронного правительства».[8]

   Логическим продолжением данной программы стала целевая государственная программа «Информационное общество
(2011 - 2020 годы)». Так, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на использование информационных технологий в государственных органах на 2012-2014 гг. в бюджете заложено 181 млрд. рублей. [2]

Цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Механизм управления рынком информационных услуг в рамках развития региональных экономических систем представляет собой специфическую информационную форму проявления общего хозяйственного механизма и, вместе с тем, неотъемлемую его часть. Следует обратить внимание на существование между хозяйственным и информационным механизмами принципиального соответствия по субъектам и объектам, целям и масштабам, структуре и функциям, экономическому пространству и времени действия.

При этом механизму управления рынком информационных услуг присущи специфические особенности, что подтверждает наличие собственного содержания, средств, инструментов, алгоритмов и баз данных и знаний, формирующих систему информационного обеспечения процессов хозяйствования в регионе.

Механизм управления рынком информационных услуг Ставропольского края способствует изменению внешних и внутренних для субъекта хозяйствования сведений и знаний в информационные блага в границах его текущих или перспективных потребностей, тактических или стратегических интересов, что позволяет формировать информационные услуги, ресурсы, запасы и резервы  в регионе.

Формируя механизм управления рынком информационных услуг  в Ставропольском крае, необходимо учитывать значимость уровней хозяйственных систем с позиции согласования его с возможностями и задачами региональной экономической политики. Эмпирические исследования подтверждают приоритетность развития и воспроизводства информационных услуг посредством управления информационными ресурсами, что в современных условиях позволяет устранить большие разрывы в уровне социального и экономического развития между регионами. В этой связи огромный практический и теоретический интерес приобретает изучение основных фаз воспроизводства информационных услуг.

Воспроизводство же информационных услуг в экономике региона отражает разнообразие их масштабов, внутренней структуры и среды, что способствует выделению основных циклических повторяющихся необходимых стадий данного процесса:

-  изучение существующих различных условий и потенциала и преобразование их в информационные услуги, свободные для доступа хозяйственным субъектам и их агентам;
-  исследование доступных информационных услуг и видоизменение их с целью использования в качестве действующих эндогенных факторов производства и их резервов;
-  использование в производственном процессе эндогенных информационных услуг и проявление их в конечных продуктах в виде информационных свойств или самостоятельных информационных товаров;
-  рыночная реализация или непосредственное потребление произведенных информационных свойств и услуг, превращение их в ресурсы потребления для последующих циклов производства;
-  информационные изменения условий развития региона, жизнедеятельности населения, его среды обитания.

Ссылки на источники

1.  Магомедов Х.А. Формирование и развитие рынка информационных услуг: Автореф…канд.экон.наук. Махачкала, 2006.- 24с.

2.  На использование ИТ в госорганах на 2012-2014 гг. в бюджете заложено 181 млрд рублей– Режим доступа.-URL://http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43025

3.  Перспективы рынка электронной коммерции// http://www.finam.ru/analysis/conf00001003B7/default.asp

4.  Попов Е.В., Кац И.С. Рынок информационных услуг: особенности анализа и функционирования // Вестник УГТУ-УПИ.2005.№ 1. С.5-11.

5.  Радчук В.А., Новосёлова Н.Н. Воспроизводство информационных услуг в экономике региона. – Пятигорск: РИА на КМВ, 2013.

6.  Романов А.Н.Технология информационного рынка. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

7.  Российский статистический ежегодник.2010: Стат.сборник.- М.: Росстат, 2010.-813с.

8.  Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»– Режим доступа.-URL://http:// fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2008/134

9.  Ярковой В.А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации// Экономическое возрождение России. 2010. №3 (25).- С.56-61.