Полный текст статьи
Печать

В условиях модернизации образования и появления ФГОС третьего поколения можно отметить, что огромное внимание в настоящее время отводится самостоятельной работе студента. Более 50 % учебного времени в соответствии с новым стандартом отводится на самостоятельное изучение дисциплин. В данных обстоятельствах остро встает вопрос совершенствования образовательного процесса, внедрения новых форм и методов обучения.

В современном информационно загруженном обществе, когда знания воистину становятся силой, студентам сложно не потеряться в огромном потоке информации, которую им необходимо освоить по разным дисциплинам, и задача преподавателя теперь сводится к тому, чтобы направить студента в «нужное русло» и помочь ему организовать свою учебную деятельность. Эффективным инструментом в руках преподавателя становятся системы электронного обучения (СЭО), призванные повысить качество образования за счет грамотного планирования учебной нагрузки, управления учебными материалами и контроля качества знаний. Управление же учебными материалами осуществляется только при наличии учебно-методического обеспечения, или, другими словами, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), к которым можно отнести электронные копии печатных изданий, электронные интерактивные учебники, мультимедиа-презентации учебного материала, системы компьютерного тестирования, обзорные лекции на аудио- и видеоносителях, компьютерные тренажеры, виртуальные лаборатории, интеллектуальные обучающие системы, учебные пакеты прикладных программ и т.д. [1].

Важнейшей особенностью электронного обучения становится реализация на практике принципа индивидуализированного подхода (студент сам выбирает как и когда ему обучаться), что в менее значительной мере присуще традиционному образованию.

В настоящее время при организации электронного обучения иностранным языкам отмечается ряд проблем, связанных как с количеством времени, отводимого на аудиторные занятия, уровнем подготовки студентов, так и с ограниченностью технической обеспеченности учебного процесса. Но не смотря на вышеизложенные сложности, усовершенствование системы e-learning (электронного образования) остается одним из самых перспективных направлений  модернизации образования. СОЭ базируются на использовании средств синхронной и асинхронной коммуникации, которые позволяют преподавателю рационально совмещать качественные электронные учебные материалы, а также оптимально организовывать учебную деятельность студентов, уделяя особое внимание самостоятельной работе по поиску информации и решению путей ее представления.

К средствам синхронной коммуникации относятся интернет средства, позволяющие общение с преподавателем и другими студентами в режиме реального времени с использованием технологий дистанционного обучения, видеоконфенсвязей, виртуальных классов, чатов и т.п. Использование средств синхронной коммуникации позволяет проводить более насыщенные и интересные занятия, в полном объеме реализующие один из основных принципов обучения  - наглядность. Также появляются новые возможности в преподавании иностранных языков.

Организация уроков-проектов или просто обсуждение тем с помощью чатов и видеоконференций с учащимися из других стран не только повышает уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка, но также служат решением ряда дидактических задач на занятиях. Студенты пополняют свой словарный запас, совершенствуют свои рецептивные (чтение и аудирование) и продуктивные (письмо и говорение) навыки речи, формируют и совершенствуют навыки диалогического высказывания, знакомятся с культурой и традициями страны изучаемого языка [2].

К средствам асинхронной коммуникации относятся интернет средства, позволяющие обмен информацией с задержкой во времени с использование технологий подкастинга, электронной почты, форумов, сайтов, блогов и т.д. Блоги и подкасты (аудиоблоги) – это периодически обновляемые страницы сайтов, представляющие информацию в хронологическом порядке, на которых правом размещения и редактирования информации обладают их создатели, а посетители могут оставлять свои комментарии в текстовом, аудио- и видеоформатах. При этом каждый обучаемый, создающий блог или подкаст, учится логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь, а также использовать различные форматы представления информации. Организация англоязычных форумов для российских студентов с привлечением студентов из других стран позволяет устанавливать дружеские связи, обсуждать волнующие студентов вопросы, применяя полученные при изучении языка знания в реальных ситуациях общения.

В настоящее время достаточно широко используется смешанное обучение

(blended learning), основанное на комбинации синхронных и асинхронных технологий. К достоинствам данного типа обучения можно отнести то, что процесс обучения становится разнообразным и интересным, а учащийся становится активным участником данного процесса. Задача же педагога теперь все больше заключается в стимулировании интереса и повышении мотивации студентов к освоению иностранного языка.

В рамках дисциплины «Иностранный язык» важнейшими ЭОР являются:

1) с одной стороны, электронные учебники, используемые в качестве тренажеров для самостоятельных занятий, средств текущего контроля, а также для проведения экзаменов;

2) с другой стороны, электронные справочно-информационные системы, к которым относятся электронные словари, тезаурусы, глоссарии, электронные энциклопедии и конкордансы, используемые в качестве справочной поддержки в обучении иностранному языку.

Их использование ведет к более быстрому формированию профессиональной иноязычной компетенции в отличие от бумажной печатной продукции, которая предполагает множество рутинных действий, не связанных с речевой деятельностью. К характерным особенностям современного электронного справочно-информационного обеспечения по иностранному языку относятся:

- использование технологий гипермедиа и гипертекста;

- возможности поиска по ключевым словам или выражениям;

- наличие модулей для автоматического перевода текстов;

- возможности хранения больших объемов информации;

- возможности представления на различных носителях [3].

Следует отметить, что электронное обучение интегрирует различные формы и методы учебного процесса, и подобная интеграция требует глубоких научно-методических исследований для обеспечения максимально эффективного обучения, в том числе обучения иностранным языкам.

 Ссылки на источники:

  1. Соловов А. Электронное обучение – новая технология или новая парадигма? //
    Дистанционное и виртуальное обучение. – 2007. – № 3. – С. 58-61.
  2. Асадуллина Л.И., Диденко А.В. Средства электронной коммуникации в обучении иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2010. – № 1-2. – С. 14-17.
  3. Есенина Н.Е. Использование электронных справочно-информационных систем в обучении профессионально ориентированному иностранному языку // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 3. – С. 65-69.