Полный текст статьи
Печать

Фотография как искусство берёт своё начало в 19 веке.В наши дни профессия фотографа, оператора становиться всё популярнее среди молодежи. C одной стороны, искусство фотографии требует не мало усилий. По мнению Лапина А. И. «уникальность фотографии заключена в том, что это сотворчество художника и природы, это всегда игра для двоих» [1].

С другой, культуросообразность обучения – это принцип образования, рассматривающий само образование как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Принцип культуросообразности по мнению Адольфа Дистервега это «Обучай культуросообразно!» [2]. Такое обучение идет в контексте культуры и имеет ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Таким образом, обучение фотоискусству как части общественного искусства рациональнее выстраивать основываясь на принципе культуросообразности.

Кризис образования способствует поиску нового образа культуры и созданию "модели культурного человека" (Г. Б. Корнетов, И. Савицкий, В. Ф. Сидоренко). Развитие в культуре - это многообразие форм знаково-символического опосредствования и окультуривания натуры. С культивированием личностного содержания в жизни человека связано творение и возрастание его качеств. В истории образования, с эпохи Просвещения, происходила борьба природосообразной и культуросообразной концепций. Идея природосообразности утверждала, что становление и образование человека - это раскрытие его сущностных сил, данных ему от природы или от Бога. В концепции культуросообразности образования становление человека - обретение, усвоение им определенных способностей и форм жизнедеятельности под влиянием общественной жизни.

Клерикальный проект (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци)появляется в рамках религиозных представлений XVI-XVIII вв. и основывается на парадигме природосообразности - развитии и совершенствовании человеческой природы. В XVIII-XIX вв. К. Гельвеций, Дж. Локк, Ф. Дистервег, отвергая божественное происхождение человека, создают социально-правовой образовательный проект как возможность появления гения средствами воспитания. Для Дистервега принцип культуросообразности - мысль о современной культуре в широком и всеобъемлющем смысле. В работах И. Гербарта, Ф. Дистервега, Р. Оуэна, К.Д. Ушинского (XVIII-XIX вв.) рождается естественнонаучный образовательный проект - комплексный подход для выработки концепции воспитания. Принцип культуросообразности вылился в идею народного образования. Под влиянием научной парадигмы меняется представление о человеческой природе, происходит эволюция в понимании принципа культуросообразности. Это способствует появлению естественноисторического проекта(XIX - XX вв.). А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс в конце ХХ в., базируясь на идеях гуманистической психологии, создают проект саморегулируемой (автономной) личности (XX вв.).Главное в личности человека - "устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций" (Олпорт), особенно творческих (Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального "Я" (Роджерс). В работах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Н. Гумилева закладываются основы культурно-исторического проекта(XX вв.), в котором общество развивается по законам культурной истории. Целью образования в обществе является развитие культурной личности.

В сфере образования происходит отказ от единой модели культурного, образованного человека, признается множество целей образования и право выбора личности своего идеала и культурного образца. Сфера образования должна представлять все многообразие мира, культур, культурных подобий и способствовать ознакомлению с ними [3].

В современном образовательном процессе принцип культуросообразности получает дальнейшее развитие. В. И. Загвязинский называет его принципом социокультурного соответствия (сообразности) [4,5]. Представленные модели реализации принципа культуросообразности анализировали историческую эволюцию одного субъекта образовательного процесса - обучающегося. Но необходимо учитывать изменения, происходящие со вторым участником - преподавателем. Благодаря принципу культуросообразности, переход от одной доминирующей формы образовательного процесса к другой представлял подлинную революцию и радикальное изменение характеристик его участников и их взаимоотношений.

Проблема исследования: поиске способов повышения эффективности обучения фотоискусству учащихся.

Цель исследования: разработка и экспериментальное подтверждение эффективности использования принципа культуросообразности в целях повышения качества обучения фотоискусству учащихся.

Объект исследований: способность учащихся к фотоискусству.

Предмет исследования: использованиепринципа культуросообразности в качестве средства обучения фотоискусству.

Гипотеза исследования: развитие способностей учащихся к фотоискусству будет более эффективнее, если процесс обучения стоить на основе принципа культуросообразности.

Задачи исследования:

1) раскрыть сущность и содержание понятия принципа культуросообразности;

2) проанализировать специфику обучения учащихся посредством реализации принципа культуросообразности;

3) выявить пути использования принципа культуросообразности в обучении фотоискусству;

4) экспериментально проверить эффективность использования принципа культуросообразности в обучении фотоискусству.

Таким образом, принцип культуросообразности предполагает, что каждый человек должен подчиняться естественным и социальным процессами, законами развития природы и человека, он должен воспитываться исходя из того какого он пола и возраста, а что самое важное, он отвечает за саморазвитие, за развитие сферы разума. Данный принцип позволяет перейти к гармоничному обучения фотоискусству основанному на достижение и ее воспроизводство социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Ссылки на источники

1. Алексашина И. Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. — Спб.: Спецлит, 2000. - 223 с.

2. Антонов В. Ф., Черныш A. M., Пасечник В. И., Вознесенский С. А., Козлова Е.К. Биофизика: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 288 с.

3. Антонов В. Ф., Черныш A. M., Пасечник В. И., Вознесенский С. А., Козлова Е. К. Практикум по биофизике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.

4. Артюхов В. Г., Ковалева Т. А., Шмелев В. П. Биофизика: Учеб. Пособие. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. 336 с.

5. Саксонова Л.П. Перспективы культуросообразности: испытание временем // Фундамен