Квалиметрия – область науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции. Наука, занимающаяся определением качества, получила свое название от латинского qualis – «какой по качеству» и древнеримского "метро" - мерить, измерять. Появление квалиметрии рассматривается как совершенно закономерное свидетельство процесса квантификации познания, т.е. количественного выражения, использования количественных методов в научной и познавательной деятельности.
В нашей стране первая методика количественного оценивания качества была разработана академиком А.Н. Крыловым, известным механиком и кораблестроителем. После больших потерь русского флота во время русско-японской войны был объявлен конкурс проектов военных кораблей. А.Н. Крылов решил задачу выбора лучшего из многих представленных проектов с помощью своей методики. При этом он выбрал проект корабля, лучшего не по одному, а по совокупности основных свойств (т.е. по качеству) - скорости хода, защищенности, огневой мощи. Метод академика Крылова сохранил свое значение в ряду других квалиметрических методов и в наше время.
Если для оценивания боевых кораблей был применен так называемый аналитический метод, то спустя 20 лет после разработок А.Н. Крылова появились методики оценки качества, основанные на экспертном способе. В первой половине 30-х годов были разработаны и внедрены в практику методики для оценивания качества товаров народного потребления (хлопчатобумажной пряжи, тканей, штучных текстильных изделий, сливочного масла, рыбных консервов, хлеба, кондитерских изделий), продукции производственного назначения (тракторов и сельскохозяйственных машин) и процессов (качества работы типографии). Эти методики, нашедшие воплощение в ведомственных инструкциях и государственных стандартах, положили начало развитию прикладной ветви квалиметрии. В то же время работа известного русского богослова и философа П.А. Флоренского, напечатанная в 1928г. и посвященная одной из проблем количественного оценивания качества, явилась продолжением разработок академика А.Н.Крылова в области теоретической квалиметрии [1].
Основные принципы квалиметрии следующие:
- при количественной оценке качества товара должны быть прежде всего установлены условия и цель оценки, ибо один и тот же объект может иметь несколько различных оценок по качеству;
- качество рассматривается как иерархическая совокупность свойств, расположенных на различных уровнях, где оценка каждого свойства на любом уровне зависит от совокупности оценок свойств более низких уровней;
- оценка качества объекта на любом уровне зависит от показателей качества объекта и от принятой системы базовых показателей, определяющих качество эталона;
- каждое простое или сложное свойство из иерархической совокупности свойств, составляющих качество, характеризуется не только показателем свойств, но и некоторым показателем его весомости на соответствующем иерархическом уровне.
Существует значительное количество методов квалиметрии. С точки зрения погрешности, с которой определяются результаты количественного оценивания качества, все методы квалиметрии (и соответствующие модели обеспечения качества - МОК) могут быть отнесены к одной из трех основных классификационных характеристик [2].
Точный метод оценивания качества - это такой метод, в рамках которого используются все обоснованные в теории квалиметрии приемы и способы, позволяющие уменьшить погрешность и увеличить надежность полученных результатов. Это наиболее трудоемкий метод.
Упрощенный метод - метод, характеризующийся максимально допустимой величиной погрешности и минимально допустимой величиной надежности итоговых результатов. По сравнению с предыдущим этот метод менее трудоемок, точен и надежен.
Приближенный метод - метод, который, с точки зрения погрешности и трудоемкости, является промежуточным между точным и упрощенным методами.В подавляющем большинстве случаев используются упрощенные методы квалиметрии.
Важным признаком, по которому целесообразно, прежде всего, классифицировать методы квалиметрии - это источник информации о значениях некоторых важных числовых характеристик, определяемых в процессе оценивания качества, т.е. при создании и применении МОК. Для определения значений этих характеристик используются следующие группы методов.
Экспертные методы оценивания качества - это такие методы, в рамках которых для определения значений большинства числовых характеристик используются знания экспертов.
Неэкспертные (аналитические методы) - такие методы, в которых для определения этих значений обходятся без использования экспертов (однако их часто приходится привлекать для выполнения одной из операций оценивания качества - построения «дерева» свойств объекта).
Смешанные методы - это такие методы, в которых значения некоторой (но не большей) части числовых характеристик объекта определяются экспертным методом, а остальные из них - неэкспертными методами.
Для всех вышеперечисленных методов характерны как плюсы, так и минусы. Однако на практике более чем в 90% случаев используются смешанные методы и иногда чисто экспертные.
Вводимые квалиметрические показатели должны отражать взаимосвязи показателей качества с издержками их производства. Свойства продукции S количественно выражаются путем измерения на основе установленных технологий. Разработка методологической концепции измерения и оценка потребительной стоимости продукции должны осуществляться в форме взаимосвязи категорий, понятий и терминов и их определений в направлении от потребительной стоимости к элементарным (единичным) свойствам продукции.
Свойства продукции S количественно выражаются путем измерения на основе установленных метрологией или другими рациональными науками принципов и методов измерения, т.е.:
где S - измеренное свойство продукции; хо - эталонная характеристика свойства (мера); х1 - фактическая характеристика свойства (измеряемое свойство).
Единичные и частные квалиметрические показатели продукции qi, q могут быть выведены путем раскрытия функциональных зависимостей:
Вид зависимости между q и S должен соответствовать виду зависимости издержек производства от измеренных свойств (параметров) изделий и продукции.
Общий квалиметрический показатель может быть двоякого рода: производственный квалиметрический показатель q0p и эксплуатационно- потребительский квалиметрический показатель продукции q0e. Первый показатель обобщенно отражает качество изделия, проявляющееся в ходе его изготовления, когда оно в процессе производства является предметом труда. Второй показатель обобщенно и количественно характеризует качество продукции, проявляющееся в эксплуатации как в средстве труда или в личном потреблении в соответствии с ее назначением. Математически эти показатели выражаются функциями:
где qip, qp, qie, qe - единичные и частные квалиметрические показатели соответственно производства и эксплуатации изделий.
Интегральный (комплексный) квалиметрический показатель определяется из соотношений общего квалиметрического показателя эксплуатации (потребления) к общему квалиметрическому показателю производства продукции, т.е.:
Квалиметрическую оценку конечного продукта при конечной потребительной стоимости рассмотрим на примере водного транспорта. Водный транспорт предназначен для перевозок грузов и пассажиров. Это главное предназначение транспорта не может быть проигнорировано при любых исследованиях потребительских свойств транспорта и его эксплуатационных и технических характеристик. В то же время, перевозки не могут осуществляться без судов, которые состоят из определенных конструктивных деталей и элементов. Следовательно, промежуточным является отраслевое производство, в котором начинают формироваться потребительная стоимость услуги водного транспорта. Интегральный показатель услуги водного транспорта в соответствии с ранее изложенным предлагается определять как отношение квалиметрического показателя эксплуатации детали Кэ к квалиметрическому показателю ее производства Кп, т.е.:
квалиметрический показатель производства
где Fj – размер i -ой детали для данного судна, дм , Sj - сложность конфигурации i-ой детали; ∑ Fj Sj - сумма произведений размеров деталей и сложностей их конфигурации для данного судна; α - показатель степени, характеризующий влияние размера и сложности конструкции детали на издержки живого труда (технологическую трудоемкость); Км.т. - коэффициент технологичности основного материала детали; Кт.о - коэффициент технологических особенностей производства детали (степень сложности технологии).
Представленный формулой квалиметрический показатель производства является произведением единичных и частных квалиметрических показателей, через которые отображены конструктивные, технологические и материальные свойства изделия. Эксплуатационные свойства учитывались, исходя из специфических особенностей отдельных видов судов.
К составным квалиметрическим показателям можно отнести большое количество различных показателей, таких как: сложность конфигурации, показатель размера, комплексный квалиметрический показатель исходного материала и другие.
В рассмотренных методических подходах и предложенных формулах перечислены параметры, которые достаточно полно дают характеристику продукции. Все они могут быть в необходимой для расчета квалиметрических показателей степени определены на отдельных стадиях жизненного цикла продукции [3].
В данном исследовании не затрагивается конкретный индивидуум – потребитель. В расчетах квалиметрических показателей производства и эксплуатации судов оценка потребителем отдельных деталей не понадобится. Учет оценки качества услуги водного транспорта индивидуальными потребителями - это задача маркетинговых исследований, в частности, задача сегментирования рынка потребления по социально-психологическим группам потребителей.
Развитие квалиметрии будет происходить по следующим направлениям:
1.Расширение сферы применения по отраслям хозяйства. Квалиметрическая информация будет применяться для решения двух основных классов задач:
а) оценки качества как средства уточнения используемой информации ;
б) оценки качества как средства выбора лучшего варианта многокритериального решения;
2.Углубление анализа (по степени охвата решаемых задач);
3.Совершенствование технологии оценивания качества.
Полноценное использование потенциала квалиметрии в целом возможно лишь с учетом достижений как теоретической, так и прикладной квалиметрии. Такая работа успешно проводится на кафедре экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» в рамках НИР «Экономические проблемы управления качеством продукции в Западно-Сибирском регионе» (регистрационная карта ФГНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТиС) И111129083055, регистрационный номер 01201180541).
Ссылки на источники
- Соловьева, О.И., Выдрина, Е.О. Теория и методология формирования системы оценки качества транспортного обслуживания на внутренних водных путях / О.И. Соловьева, Е.О. Выдрина // Омск: ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2011. – 203 с.
- Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия: прошлое, настоящее, будущее / Г.Г. Азгальдов // Стандарты и качество. – 1994. – № 2. – С. 46.
- Соловьева, О.И., Соловьева Е.А. Разработка системы квалиметрических показателей для потребительской оценки качества услуг / О.И. Соловьева, Е.А. Соловьева // Транспортное дело России. – 2010. - № 10. – С. 8-10.