Термин «информационное общество» занял прочное место в лексиконе политических деятелей разного уровня. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Информационное общество – современный тип общества, где ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации. В ряде случаев употребляется как синоним термина постиндустриальное общество.[1].
Главными чертами его являются:
- общедоступность любой информации, в любое время и любом месте;
- это общество способно обеспечить каждого своего члена информационными технологиями;
- общество само способно производить всю необходимую для его жизнедеятельности информации.
В России информационное общество развивается весьма успешно. Принятая в 2002 году Правительством РФ Федеральная Программа «Электронная Россия 2002–2012 гг.» дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.
- Информация всё больше становится общественным ресурсом развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с традиционными (энергия, сырье и т.д.) ресурсами.
- Сформировался и успешно развивается отечественный рынок телекоммуникаций, информационных технологий, продуктов и услуг. Объем средств, циркулирующих на российском рынке, достигает 5–7,5 млрд. долл./год.
- В целом в стране растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации.
- Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей.
- В общественном мнении сложилось понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу с политической и экономической точек зрения.
Сегодня Россия является частью мирового политического и экономического сообщества в такой степени, в какой она никогда не была в прошлом. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т.д.
Таким образом, информатизация общества – это глобальный процесс, охватывающий все сферы и виды деятельности, в основе которых использование современных средств микропроцессорной и вычислительной техники.
С одной стороны, это хорошо, ибо мы имеем возможность быстро получить любую информацию, связаться с любым уголком мира, но с другой стороны – всё большее расширение информационного пространства может привести к глобальному лидерству. Не случайно, популярной стала фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Поэтому нет секрета в том, что всё больше ведущие развитые страны, в частности Америка, стремится к мировому лидерству, а Римский клуб обсуждает вопрос о мировом правительстве, которое будет распределять все ресурсы, в том числе и человеческие. Американский образ жизни с момента вхождения России в новые рыночные отношения всё больше навязывается нам.
Следствие этого «кризис человека», в основе которого бездуховность, невосприимчивость и равнодушие не только к окружающему миру, но и к себе. Именно новые технологии породили генномодифицированную продукцию, получающую всё большее распространение в мире, особенно в слаборазвитых странах. Примером служит компания Monsanto, которая из компании, загрязняющей окружающую среду, превратилась в компанию, якобы заботящуюся о человеке, и стала называться «Monsanto – Пища. Здоровье. Надежда» [4].
Информационное общество, используя телевидение манипулирует сознанием людей особенно подрастающего поколения. Как показывают данные, «80 % российского телевидения в прайм-тайме заполнено демонстрацией насилия и жестокости» [3], хотя надо отдать должное российскому Правительству, что оно, наконец – то, приняло закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 1 сентября 2012 года этот закон вступил в силу. Очень важно в условиях информационных вызовов помнить о том, что СМИ должны принадлежать государству, последнее, в свою очередь, должно заботиться об информационно-коммуникативном пространстве, которое влияет на духовную безопасность нации, если оно несёт негативную информацию.
В зависимости от того, каким будет это пространство, позитивным или негативным, созидающим или разрушающим наши, особенно духовно-нравственные, ценности, будет зависеть и качество нашей жизни.
Ссылка на источники
- http //ru.wikipedia. org
- www. libertatium.ru
- Холопова Л. А. , Кучерявенко С. В. Вызовы современности, качество жизни и качество образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011 - №. 5(11) - C. 191-192.
- Холопова Л. А. Экологическое образование и экономические вызовы // Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики: материалы 8-ой Международной конференции по проблемам горной промышленности, строительства и энергетики, Тула, 1-2 Ноября 2012. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012 - Т. 1 - C. 632-635