Для того, чтобы обучить другого, требуется больше
ума, чем для того, чтобы научиться самому.
(М. Монтень).
Испокон веков люди учились, приобретали знания, делились знаниями, передавали их из поколения в поколения. Стараясь сохранить и донести до потомков важную информацию, были использованы и задействованы сначала природные ресурсы, а в дальнейшем сотворенные руками человека. Но прогресс не стоит на месте. Человечество требует все новые, усовершенствованные, современные подходы обучения, начиная с раннего детства и заканчивая глубокой старостью. Постепенно на второй план встают библиотеки, музеи. Наша молодежь шариковую ручку воспринимает как экзотику, предпочитая общаться через электронную почту. С ностальгией вспоминаем мы про письма и телеграммы. А такие когда-то родные и близкие нам литературные произведения с глянцевыми страницами ушли далеко в прошлое. Да, человечество не стоит на месте, инновационные технологии продвигают нас семимильными шагами вперед, в загадочное, таинственное будущее, полное самых неожиданных, желанных и новых средств общения, передачи информации, которые сделают нашу жизнь существенно легче и интереснее. Но машина не человек с его опытом, эмоциями, чувствами. Электронная машина-это робот, который в одно прекрасное время может дать сбой, и хорошо, если этот сбой не причинит существенного вреда. А если причинит? Причинит боль и страдания тем, кого мы любим, кто дорог нам. Так пусть человечество хоть на минуту задумается, прежде чем вносить в нашу жизнь то или иное компьютерное изобретение. Пусть взвесит все за и против. Пусть посмотрит на статистику заболеваемости. Пусть проведет тесты среди молодежи на их взгляды на окружающих людей с точки зрения «человечности», взаимопонимания, взаимопомощи, умения посочувствовать и прийти на помощь не в виртуальном мире к мистическому существу, а к живому человеку, даже совсем не знакомому, но нуждающемуся в помощи сейчас, в данную минуту.
Да, я согласна, что с появлением новых электронных технологий многие проблемы можно решить с наименьшими затратами. Это и подготовка учителей к урокам, и подготовка и решение домашних заданий учениками, и поиск нужной информации. Сдача и поступление в высшие учебные заведения. Но необходимо сочетать как электронные, компьютерные технологии, так и информативные средства обучения.
С какой радостью и широко открытыми глазами мы встречаем все новое! Но проходит время, и начинают всплывать на поверхность недочеты и несовершенства. Но с другой стороны, воспитанникам, благодаря электронным технологиям можно дать больше знаний, больше той или иной информации. Главное, делать это, соблюдая принципы доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, единства требований, комплексности, целостности.
Наши образовательные учреждения идут быстрыми шагами к новому обучению детей при помощи электронных технологий. Это и интерактивные доски, и мультимедийные установки, и персональные компьютеры, и электронная библиотека, электронный дневник, электронный журнал. Но подчас обучение специалистов для работы с электронными технологиями отстает от электронных новинок. Нередко сами воспитанники помогают педагогам в освоении новой техники. Поэтому стоит вопрос о том, как педагог может давать новые знания воспитанникам, если его самого необходимо переучивать, обучать умению доносить информацию при помощи электронных технологий. Педагогический процесс, который должен проходить гораздо быстрее и эффективней, на деле ползет черепашьим шагом.
Так давайте вспомним пословицу: «Все новое - это хорошо забытое старое», и не будем рьяно бросаться на новинки в области электронных технологий, а сначала все взвесим и определим степень надобности той или иной новинки для нас, наших детей, будущего поколения.
Ссылки на источники
- http://emag.iis.ru
- www.ask.com
- supersad5.narod2.ru
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000
- ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России.