Полный текст статьи
Печать

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением семьи.  И как семечко, попавшее в плодородную землю величественных  Висячих садов Семирамиды, взращенное талантливыми садоводами, радует глаз пышным цветением, так и малыш, окружённый теплом отчего дома, радует своих родителей. Ребёнок – это  зеркало семьи, в котором отражаются   традиции, нравственные и культурные ценности.          

Учитель «получает» своеобразное семечко -  человека 6 - 7 лет отроду. У него уже есть духовный опыт, жизненные установки, сформировались определенные ценностные ориентиры.

От характера отношений учителя с ребенком, учителя с  родителями зависит не только самочувствие ребенка, но и его успехи в обучении. От этих отношений зависит и успешность воспитательного процесса. Помня об этом, учитель и планирует  свою работу с родителями и детьми.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют об этих изменениях достаточного представления, ориентируясь в образовательной деятельности в основном на  свой школьный опыт, который часто отстает от современных требований. Для преодоления этого несоответствия педагог делает учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. Труд педагога  схож с мастерством скульптора,  принимавшего участие в  строительстве храма Артемиды  из золота и слоновой кости. Подобно древнему мастеру, учитель создает удивительное творение – личность ребенка. Она не может быть создана только благодаря усилиям педагога. Она создается благодаря усилиям всего учительского коллектива и, конечно же, родителей.

Ребёнок в школе – это ученик. Нужна ли  помощь родителей в учебе детей? Помогать? Как помогать? Помогать - это не значит давать уже готовые ответы на поставленные вопросы. Это значит научить ребенка добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца, быть самостоятельным и ответственным.

Постоянное внимание родителей к школьным делам ребенка поможет ему осознать учение как долг, обязанность и сформировать у него ответственное отношение к учебе. Значит, родители это тоже активные участники образовательного процесса. Успешность детей напрямую зависит от желания родителей видеть своих детей успешными. Желание само по себе не приходит. Школа не может занимать сторону простого наблюдателя

              Возникает вопрос, важна ли для школы работа с семьей? Может воспитание детей, это дело самих родителей? Разве так уж необходимо влияние школы на этот сугубо индивидуальный процесс? Где же ответы на эти вопросы? Они в сущности воспитания. Да, семья воспитывает. Здесь ребенок пол­учает азы человеческой культуры: физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической. С другой сто­роны, воспитание — процесс целенаправленного воздействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложив­шимся в обществе. Всегда ли родители исповедуют именно эти идеалы? Ставят ли перед собой задачи, при­нятые в обществе как стержневые для процесса воспитания? Разумеется, не всегда и не все родители. Если сегодня  значение семьи в воспитании ребёнка  будет поставлено обществом на такой же высокий пьедестал, на каком в своё время оказался Колосс Родосский, то мы воспитаем достойного члена общества.

Активное сотрудничество школы с семьей является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени. В этом деятельностном сотрудничестве происходит объединение усилий детей, родителей и учителя. Все вместе они идут к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для родителей и детей, стимулирует творческую деятельность педагога. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело может совершить переворот в сознании пап и мам, раскрыть в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимет авторитет школы, позволит объединить воспитательные усилия родителей.

Благодаря тесному сотрудничеству педагогического коллектива с родителями активно пропагандируется положительный опыт семейных традиций, создаются оптимальные условия для  позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности. Школа обладает многогранными возможностями влияния на семью через образовательную  деятельность.

Важными условиями правильных отно­шений между учителем и родителями являются: един­ство понимания целей и задач воспитания; единство взглядов на развитие ребенка; умение видеть перспективы и трудности его развития; чувство меры в положительных и отрицательных оценках ученика; оптимистическая вера в него, заинтересованность в его судьбе, доброжелатель­ность, высокий педагогический такт в общении.

         Как организатор комплексного подхода, учитель должен стать направляющим светом, подобно древнему Александрийскому  Маяку, и, исходя из единства целей и задач семьи и школы в воспи­тании детей, должен обеспечить единство средств воспитания, их целенаправленность. Особое место среди них занимает коллективная деятельность. Именно она является основой нравственного воспитания. Формирование детского коллектива и коллектива родителей, обеспечение их взаимного общения — первостепенные задачи классного ру­ководителя. Наше желание создать сплочённый союз родителей, учителей и детей поможет выстоять в любых социальных и экономических потрясениях, как выстоял повреждённый несколькими землетрясениями Мавзолей Галикарнасса.

Получив классное руководство во второй раз, анализируя опыт работы прошлых лет, методом проб и ошибок, пришла к пониманию, что основное в воспитательной работе класса   - это сотрудничество учеников, родителей и учительского коллектива. У нас все стало совместным: планирование работы [1] и психологические диагностики, классные часы и походы выходного дня, поездки и экскурсии [2].

Не все всегда получалось или получалось не так, как хотелось бы. И только желание родителей помочь классному руководителю, способствовало формированию дружного классного коллектива. Наша совместная деятельность помогла нам лучше понять друг друга, научиться слышать и слушать, быть толерантными и внимательными, быть ответственными за себя и за тех кто рядом. Прошло несколько лет, выпускники моего класса до сих пор очень дружны, ведут себя достойно, нашли себя в жизни, не забывают школу и очень тепло к ней относятся. Я продолжаю общаться с родителями, которые за столько лет стали не только моими союзниками, но и добрыми помощникам во всех моих начинаниях.

Семья и школа… Опыт воспитательной работы в классе показал, что это не два противоположных полюса, а  единство, которое может вырастить восьмое чудо света - ребенка.

Ссылка на источники

  1.  Программа воспитания коллектива класса «Творим себя» 2010-2011 год http://tatulya.ucoz.ru
  2.  Презентация к программе воспитания http://tatulya.ucoz.ru