В современных условиях развития образования возникла необходимость поиска новых форм преподавания и обучения в различных типах образовательных учреждений. Важнейшим средством обновления образования выступают инновационные процессы, под которыми следует понимать организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленных на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса в целом, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой образовательным учреждением работы [3, 60]. Инновации, как закономерный процесс общественных преобразований, сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов.
На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение творческого опыта внутри учреждения; изучение воспитательных и образовательных потребностей детей, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри учреждения; повышение творческого и научного потенциала учреждения как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности [2, 16].
Рассматривая инновационные процессы в образовательной среде малого российского города Усть-Катава можно заметить, что они осуществляются под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями данного муниципалитета. Закономерности управления образовательными системами города отражают существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные связи, проявляющиеся в процессе местного управления. К общим закономерностям управления, проявляющимся в любой образовательной системе города, мы относим следующие зависимости:
- зависимость эффективности управления педагогическим процессом от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления;
- зависимость содержания и методов управления педагогическим процессом учреждения от содержания и методов организации педагогического процесса;
- зависимость эффективности педагогического процесса от целеполагания, целесообразности, гуманистичности и демократичности управления.
Согласно этим обобщающим зависимостям – образовательная среда обладает значительным воспитательным потенциалом, относительной устойчивостью и прочностью по внедрению инноваций в каждое образовательное учебное заведение. Кроме того, становится очевидным, что управление инновациями в образовательных учреждениях муниципалитета наиболее эффективно в том случае, если оно ориентировано на гуманизацию образовательных отношений, на мотивацию инновационной деятельности, на обеспечение материальных условий для образовательных инициатив и педагогического творчества, для самоорганизации и профессионально-личностной самореализации педагогов. А небольшая изолированность города от областного центра (г. Челябинска) создаёт неповторимую композицию местных условий.
Основной социальный эффект управления инновационными процессами в муниципальной системе образования заключается в обеспечении качества образования в открытой системе непрерывного образования города, соответствующего образовательным потребностям местного населения, прогрессивным тенденциям социокультурного и экономического развития городского округа. Это позволяет рассматривать управление инновационными процессами в муниципальной системе образования как механизм становления развивающегося муниципалитета [1, 53].
Специфика опыта образовательных учреждений города включает: своеобразие организационных форм работы, традиций, взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, особенности связей образовательных учреждений с семьями учащихся и ближайшим социальным окружением. Специфические проблемы основаны на противоречиях, которые обостряются в процессе ее функционирования и развития. Таким образом, с одной стороны, особенности опыта учреждений города во многом определяют своеобразие их проблем, с другой – открытость как образовательной системы неизбежно приводит к отражению проблем ее социального окружения.
Основные показатели продуктивности управления инновационными процессамив муниципальной системе образования города:
- качество системы образования (непрерывность, открытость, оптимизация сети образовательных учреждений);
- качество образовательного процесса (качество подготовки учащихся, профессиональная компетентность педагогов и т.д.);
- устойчивость социальных эффектов (снижение правонарушений, сохранность здоровья учащихся, удовлетворенность потребности различных групп населения в образовательных услугах, разнообразные образовательные учреждения, использующие различные образовательные программы или их сочетания; удовлетворенность работодателей выпускниками образовательных учреждений разного типа и вида, востребованность образовательных учреждений всех уровней, обеспеченность материальными ресурсами и т.п.);
- готовность субъектов управления разных уровней к инновационным преобразованиям в региональной системе образования (результаты реализации программ обучения и подготовки управленческих и педагогических кадров). [6, 37].
Исследование инновационной практики, основанной на обобщённых результатах города Усть-Катава в 2011 – 2012 гг., выявило, что эффективность инноваций существенно возрастет, если вводимые педагогические новшества:
1. Будут адаптированы к системе образовательного учреждения. (Например, практически все привнесённые извне успешные и положительно влияющие на образовательную систему педагогические инновации были адаптированы к специфике конкретной школы, а не просто скопированы из чужого опыта; при этом нередко инновационная практика опирается на традиции образовательных учреждений, развивая их и по-новому раскрывая творческий потенциал).
2. Будут взаимосвязаны с другими инновациями, опираясь на имеющийся в каждом образовательном учреждении свой собственный инновационный опыт.
3. Реализуются в условиях вовлечённости всех категорий участников образовательного процесса в активную инновационную деятельность и в управление ею.
4. Приводят к структурным изменениям в образовательной системе и создают предпосылки для её долгосрочного инновационного развития.
5. Опираются на способность образовательной системы к самоорганизации, ориентируют участников инновационного процесса на профессионально-личностную самореализацию в инновационной деятельности.
В управлении инновационным процессом в учреждениях города наряду с общими принципами управления образовательными системами (демократизации и гуманизации, системности и целостности, рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации и т.п.) должны быть реализованы следующие принципы:
- принцип адаптивности управления, предполагающий максимальный учет специфики конкретного учреждения, особенностей участников инновационного процесса;
- принцип автономности, означающий создание условий для сохранения неповторимых особенностей каждого учреждения для их максимальной реализации в инновационном процессе;
- принцип связи внутришкольного управления, заключающихся в позитивном влиянии образовательной среды на учреждения города, в использовании возможностей в инновационном процессе;
- принцип устойчивости развития, который реализуется благодаря системным преобразованиям, вызывающим изменения не только внешних показателей инновационного процесса, но и структурные изменения в образовательной системе образования, изменения в отношениях личности участников инновационного процесса;
- принцип синергии, понимаемый как обеспечение условий для самоорганизации участников инновационного процесса посредством управления их мотивацией [5, 62].
Безусловно, инновационные процессы в образовательных учреждениях города отличает значительное разнообразие и разнонаправленность инноваций, что нередко приводит к утрате структурной целостности образовательной системы, к обострению внутренних противоречий и, как следствие, к проблемам, снижающим эффективность внедрения инноваций. Изучение имеющихся данных позволяет отметить следующие недостатки современных инновационных процессов в образовании города:
- разрозненность инноваций, отсутствие системы и преемственности в инновационной деятельности;
- слабый учет возрастных особенностей, перегрузка учащихся, нанесение ущерба здоровью детей;
- формализация инновационной деятельности, проявляющаяся в чрезмерном увлечении внешней стороной новшества, «новизны ради новизны»;
- низкий уровень профессиональной экспертизы и апробации нововведений, приводящей к тому, что за инновацию выдается то, что ею не является;
- слабая связь инновационной деятельности с социальным окружением образовательного учреждения, слабая ориентация на общественную пользу;
- недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, приступающих к внедрению инновационных идей, технологий.
- слабые связи между производственным сектором, образовательными и научными организациями, другими социальными партнерами учреждений образования и др.
Одной из основных причин подобной ситуации, на наш взгляд, является отсутствие в учреждениях инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности педагогов, в их слабой информированности по существу педагогических инноваций. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» педагогов нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении педагогов к научным инновациям. Поэтому необходим иной подход к изучению инновационных процессов, где поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования.
Таким образом, устранение недостатков, вызванных противоречивостью инновационных процессов, возможно, если в учреждениях реализуются не разрозненные инновационные проекты, а осуществляется целостная система инноваций в рамках единого инновационного процесса, ориентированного на долгосрочное развитие всей образовательной системы города. Это позволяет выделить ещё одну закономерность: зависимость эффективности управления инновациями школ города от обеспечения структурно-содержательной целостности инновационного развития образовательной системы, единства всех инноваций и направлений инновационной деятельности в образовательной среде.
Итак, нами установлены закономерности, отражающие ключевые аспекты условий эффективности управления инновационным процессом в образовательной среде города Усть-Катава:
- Общие условия управления образовательными системами;
- Условия обеспечения структурно-содержательной целостности осуществляемого в учреждениях города инновационного процесса;
- Особенности местного управления инновациями в учреждениях города.
Реализация выявленных закономерностей в принципах управления с учетом социальных потребностей и возможностей образовательной системы составляет ядро концепции развития образования города, призванной обеспечить устойчивое долгосрочное развитие всей образовательной системы на основе инноваций.
Отсюда следует, что формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в образовательной среде города основано на идее распределения управленческих действий и управленческой ответственности между всеми участниками управленческого процесса. Наличие совокупного субъекта управления позволяет интегрировать процессы управления и самоуправления, повышает восприимчивость образовательной системы к новому, обеспечивает синергитичность структуры управления на всех уровнях. Поэтому изменения в образовательной системы города обеспечивают не только увеличение количества инноваций и рост качества их реализации, но и формирование инновационной среды, наращивание инновационного потенциала.
Взаимосвязь осуществляемых инноваций и их обеспеченности педагогическими кадрами в управлении должна реализовываться на основе единого подхода к педагогической деятельности как целостному явлению. Это позволяет выработать единые требования к педагогам в условиях инновационной деятельности, стандарты овладения той или иной инновационной технологией, правильно диагностировать потребности каждого учебного учреждения в сфере вводимых педагогических новшеств. И для оптимизации управленческого взаимодействия необходимо применять комплекс управленческих моделей и технологий, разработанных специально для учреждений города [4, 62].
Реализация перечисленных требований в практике управления образовательными учреждениями города Усть-Катава позволяет оптимизировать управленческую деятельность в условиях инновационного развития, учитывать специфику каждого учреждения в управлении инновационным процессом как целостной системой преобразований. Важными аспектами управления инновациями в городе является грамотное управление ресурсами, создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; поддержка образовательных инициатив и педагогического творчества; реализация в инновационном процессе специфических возможностей каждого учреждения. Глубина преобразований, осуществляемых на разных уровнях функционирования образовательной системы муниципалитета, обеспечивает долгосрочное развитие всей системы.
Ссылки на источники
1. Баскаев Р. Инновационный подход к управлению муниципальной системой образования / Р. Баскаев // Учитель. – 2005. – № 4. – С. 51—54.
2.Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 14—18.
3. Лыкова В. А. Терапевтический подход к инновациям в образовании / В. А. Лыкова // Педагогика. – 2009. – № 6. – С. 59—68.
4. Лысак Л.И. Управление инновационными процессами в образовании на муниципальном уровне: опыт организации и перспективы развития / Л.И. Лысак // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 5. – С. 63—66.
5. Пономарев Н. Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: [учеб. пособие для вузов по направлениям подгот. «Инноватика», «Педагогика»] / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов. – М.: Академия, 2007. – 203 с.
6. Состояние и развитие областной системы образования. Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области/ под ред. А.И. Кузнецова. – Челябинск, 2012. – с. 69.