Полный текст статьи
Печать

Впервые понятие “прикладной бакалавриат” возникло в “Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” [1]. Это направление было названо одним из путей по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества. В 2009 году был объявлен эксперимент по реализации программы прикладного бакалавриата, принять участие в котором смогли 49 вузов и техникумов в сотрудничестве с вузами [2]. Сегодня уже можно говорить о том, что прикладной бакалавриат станет неотъемлемой частью подготовки кадров высшей квалификации. Согласно итоговому докладу “Стратегии 2020” к 2020 году программы прикладного бакалавриата могут охватить до 30% студентов вузов [1].

В настоящее время есть две основных модели реализации программы прикладного бакалавриата. Первая – это обучение по программам, разработанным по специальностям среднего профессионального образования (СПО) в сотрудничестве с вузами (рис. 1), вторая – это обучение по программам, разработанным по направлениям подготовки бакалавриата высшего профессионального образования (ВПО) с привлечением предприятий – партнеров (работодателей) (рис. 2).

По первой модели абитуриент поступает учиться в колледж. После третьего года обучения он проходит государственную (итоговую) аттестацию по основной профессиональной образовательной программе СПО и продолжает обучение в течение года в вузе по программе ВПО. После успешного прохождения государственной (итоговой) аттестации выпускник соответственно получает диплом государственного образца о ВПО – диплом бакалавра. В итоге выпускник имеет два диплома: о среднем и высшем профессиональном образовании.

В соответствии со второй моделью абитуриент поступает на программу прикладного бакалавриата в вуз. Обучение осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Отличительной особенностью данной модели обучения от академического или традиционного бакалавриата является тесная связь с предприятием – партнером, которое студенты посещают, начиная с первого курса. Кроме того, в ходе такого практико-ориентированного обучения предусматривается получение студентами рабочей специальности на базе учебного центра предприятия.

рис.1
Рис. 1. Модель подготовки прикладных бакалавров по программам,разработанным по специальностям СПО в сотрудничестве с вузами

 Рис.2 Рис. 2. Модель подготовки прикладных бакалавров по программам,разработанным по направлениям подготовки бакалавриата ВПО 
с привлечением предприятий – партнеров

У обеих моделей есть преимущества и недостатки. При реализации первой модели возникают вопросы, связанные с финансированием, есть сложности во взаиморасчетах между колледжем и вузом, сохранением отсрочки от службы в рядах вооруженных сил при переходе с программы СПО на программу ВПО, механизмом зачисления студентов обучающихся в учреждениях СПО по программам прикладного бакалавриата в вузы.

При реализации второй модели еще на стадии разработки основной образовательной программы необходимо самое активное участие предприятий-партнеров.  Предприятия-партнеры, если их несколько, должны согласовать перечень компетенций приобретаемых студентами. Потребность каждого конкретного предприятия в студентах одного выпуска порой не позволяет набрать под него отдельную академическую группу, поэтому в одной программе приходится совмещать интересы нескольких предприятий. Как правило, в подобных проектах задействованы предприятия одной отрасли и одного региона, но из-за того, что они имеют различные технологии и оборудование, возникает необходимость унификации профессиональных компетенций. Только на территории самого города Челябинска несколько металлургических предприятий с разной спецификой – Челябинский трубопрокатный завод, “Мечел”, Челябинский электрометаллургический комбинат. Кроме того есть еще и близлежащие города, в которые едут работать наши выпускники: Магнитогорский металлургический комбинат, Первоуральский новотрубный завод и др. Естественно в рамках обучения по одной основной образовательной программе со сроком обучения 4 года невозможно подготовить специалиста владеющего технологическими “тонкостями”  для столь разных по своей специфике предприятий. Соответственно прикладной бакалавриат в этом секторе экономики должен реализовываться при активном участии будущего работодателя, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Техник с теоретическими знаниями, обученный в ходе производственных практик работе с конкретным оборудованием, – это мечта работодателя. Следовательно, работодатели должны принять непосредственное участие в подготовке кадров для своего предприятия и в первую очередь это касается организации практики на производстве.

При целевой подготовке студентов для конкретного предприятия возможна реализация модели, в рамках которой студенты посещают учебный центр предприятия-партнера, ежегодно проходят на нем производственную практику и в результате набора необходимых знаний (например, после второго курса) аттестуются по рабочей специальности, что в дальнейшем позволяет им проходить практику уже на рабочем месте (см. рис. 2).

В настоящее время Южно-Уральский государственный университет принимает участие в экспериментальной подготовке прикладных бакалавров совместно Южно-Уральским государственным техническим колледжем. Хотя эксперимент еще не закончен и окончательные выводы по нему делать еще рано, но участие в нем показало необходимость и целесообразность разработки собственного образовательного стандарта по направлению подготовки ВПО 151000 “Технологические машины и оборудование” профиль “Металлургические машины и оборудование”. В собственном образовательном стандарте помимо тех профессиональных компетенций, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте, сформированы и те компетенции, которые необходимы выпускнику прикладного бакалавриата для работы на конкретном предприятии-партнере.

Однако не стоит забывать, что при поступлении на первый курс не все абитуриенты понимают, к чему они на самом деле стремятся: получить академические знания или поскорее выйти на рынок труда. На каком именно предприятии он хотел бы и сможет работать. Если человек находит в себе склонности к аналитической, научно-исследовательской или проектной работе, ему конечно лучше поступать в магистратуру, а затем в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку. В связи с этим собственным образовательным стандартом ЮУрГУ предусматривается возможность до окончания второго курса обучаться по единому учебному плану. А уже после второго курса студенту следует принять мотивированное решение: продолжит он обучение в академическом бакалавриате или в прикладном (рис. 3).

 рис.3

Рис. 3. Модель подготовки квалифицированных кадров

 рис.4 Рис. 4. Модель подготовки прикладных бакалавров с возможностью прерывания обучения

Социально важно предусмотреть собственным образовательным стандартом и возможность перехода на программу среднего профессионального образования (СПО) в ходе обучения на первых двух-трех курсах. Такая модель реализации прикладного бакалавриата позволит студентам, не имеющим возможности освоить полностью программу (по разным причинам, в т.ч. слабоуспевающим), не быть отчисленными из образовательного учреждения, а получить профессию и найти рабочее место в соответствии со своей квалификацией (см. рис. 4).

Таким образом, опыт Южно-Уральского государственного университета, полученный в процессе участия в экспериментальной программе реализации прикладного бакалавриата, позволяет говорить о возможности реализации программ прикладного бакалавриата по техническим направлениям подготовки в рамках требований ФГОС ВПО и СПО с учетом потребностей регионального рынка труда. Наиболее привлекательной моделью реализации программ прикладного бакалавриата для технических направлений является модель  подготовки прикладных бакалавров на базе вуза в партнерстве с предприятием-работодателем по собственным образовательным стандартам университета.

Ссылки на источники

1.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. –    http:// 2020strategy.ru

2.  Постановление Правительства РФ № 667 от 09.08.2009 г. «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». –http://bakalavr.ntf.ru