Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сухова Н. Ф. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 2 (февраль). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14037.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты реализации личностно-ориентированного подхода в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты. Автором представлен опыт использования личностно-ориентированного подхода на уроках технологии, при котором каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сухова Надежда Федоровна,учитель технологииМОУ СОШ № 13, г. Щекиноnadyasukhova@mail.ru

Личностноориентированный подход на уроках технологии в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты

Аннотация.В статье рассматриваются основные аспекты реализации личностноориентированного подхода в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты. Автором представлен опыт использования личностноориентированного подходана уроках технологии, при котором каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал.

Ключевые слова: личностноориентированный подход, гуманистические ценности, психологическое здоровье, содержание обучения технологии, проектная деятельность, проблемное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения.Раздел:(06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный этап развития общества характеризуется сменой парадигмы образования, которая в большей степени приобретает личностноориентированный характер, ставящей во главу угла развитие внутреннего потенциала личности, раскрытие ее способности к самостоятельному решению сложных задач современности. Поэтому одним из главных направлений деятельности сегодняшней школы является личностноориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию ребёнка. Личностноориентированный подход в качестве приоритета выдвигает гуманистические ценности, среди которых, как в теории, так и на практике, одним из главных является психологическое здоровье. Психологическое здоровье представляет собой непрерывный процесс развития, неповторимый на каждом возрастном этапе становления личности, направленный на достижение личностью своей внутренней сущности и самоактуализации [1]. Неслучайно, психическое здоровье подрастающего поколения обозначено среди основных направлений развития общего образования вНациональной образовательной инициативе «Наша новая школа».Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве цели развивающего образования предполагают создание условий для обеспечения личностного роста субъектов образовательного процесса –учащихся и их родителей, учителей. В новых условиях необходимо сохранить и усовершенствовать личностноориентированный подход в обучении, т.к. образование является уникальной и единственной формой взаимодействия гражданского общества и формирующегося как личность человека [2].ФГОС основного общего образования, по существу, является стандартом подростковой школы, в котором максимально учтены особенности подростков, необходимые для обеспечения их успешности (личностной и профессиональной). Планомерное и поэтапное формирование психологических новообразований подростков, индивидуальных качеств и свойств личности за счет адекватного построения образовательного процесса, выбора условийи методик обучения, является одним из условий развития самостоятельной психологически здоровой личности.Учитель, использующий личностноориентированный подход в обучении, уделяет внимание целостной личности ребёнка, заботясь о развитии его интеллекта, эмоциональноволевой сферы, чувства гражданской ответственности, духовной составляющей личности, эстетических и творческих способностей.Личностноориентированное обучение, воспитание и развитие ориентировано на всех детей с учетом их индивидуальных физиологических, психологических, интеллектуальных и возрастных особенностей и образовательных потребностей; использования программного материала разного уровня сложности, доступного ученику; дифференцирования учащихся по знаниям, способностям, потребностям. Среди основных требований к личностноориентированному уроку И.С.Якиманская выделяет его цель, формулируя ее как «создание условий для познавательной активности учеников». Создавая такие условия, учитель учитывает возрастные и индивидуальнопсихологические особенности своих учеников, уровень их интеллектуальной подготовки, собственный профессиональный опыт и креативные способности. Для достижения поставленной цели учитель самостоятельно продумывает и отбирает средства, методы и приёмы, необходимые для эффективной организации учебной деятельности школьников [3].Личностноориентированный подход в современных демографических условиях также предполагает учет национальных и статусных особенности учащихся. Адресованные ученику вопросы, задания, замечания должны поддерживать и направлять его познавательную деятельность без излишнего фиксирования внимания на национальностатусных особенностях, на промахах, ошибках или неудачных действиях. Уделяя внимание социокультурной составляющей, необходимо знакомить учащихся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России.Так, на уроках технологии при изучении темы «Кулинария» учащиесяготовят не только блюда русской национальной кухни, но и блюда национальных кухонь народов России и СНГ (блюда армянской, татарской, украинской кухни), т.к. дети этих национальностей обучаются в нашей школе. В процессе подготовки к занятиям ученики готовят материалы по истории появления и особенностях приготовления того или иного блюда. Это позволяет воспитывать любовь к своей Родине, уважение и интерес к другим странам и народам. Обратить внимание на историю нашей страны дают возможность проектные работы не только по кулинарии, но и по другим разделам программы. Учащиеся выполняют проектные работы и готовят презентации на такие темы как «КуклаМасленица Тульской губернии», «Тульский пряник –визитная карточка России» и другие.Личностноориентированный подход строится на ряде принципах по отношению к субъектам образовательного процесса. Так по отношению к ученику можно выделить следующие принципы:познавательная и коммуникативная активность;значимость предмета;мотивация процесса обучения;комфортность обучения;контроль процесса;отсутствиечувства непреодолимости.По отношению к учителю это такие принципы, как:профильнопредметное соответствие деятельности;гуманистичность;готовность к сотрудничеству;демократичность.Содержание обучения на уроках технологии при реализации личностноориентированного подхода строится следующим образом.1.В целях развития свободной активной личности необходимо использовать деятельностный компонент обучения. Это предполагает практическую направленность знаний, их активное применение и формирование практикоориентированных компетенций, как, например, в проектной деятельности.Понимая компетенцию как готовность учащегося к активизации знаний, умений, навыков, мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, мы все же не можем рассматривать ее в качестве суммы знаний, умений и навыков. Приобретение компетенции предполагает определенный опыт и развитие деятельности обучающегося: невозможно научиться готовить, шить, вязать, не прибегая к практике.В современном информационном обществе для любой профессиональной деятельности необходимы умения, связанные со способностями выявления, классификации, наблюдения, описания и оценивания при анализе этой деятельности. Такие умения могут быть сформированы в процессе осуществления проектной деятельности.Проектную деятельность можно рассматривать как интеграцию учебнопознавательной, творческой и игровой деятельности учащихся. Ее основная цель состоит в повышении личной уверенности каждого ученика через проживание «ситуации успеха». На уроках и во внеучебной деятельности необходимо дать ученикам почувствовать себя нужными и значимыми, способными самостоятельно преодолевать различные проблемные ситуации. Для этого им необходимо осознавать свои возможности и адекватно оценивать свой вклад в процессе выполнения проектного задания.Проектная деятельность также направлена на развитие у учащихся коммуникативной компетенции, осознание значимости коллективной работы и роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий.Для уроков технологии можно выделить следующие этапы проектной деятельности: формулировка общей концепции проекта;определение основной цели и конкретных задач проекта;подбор достаточных и необходимых ресурсов деятельности;составление плана проекта и программы его реализации;организация совместной деятельности по реализации проекта;самостоятельная работа учащихся в проектных группах;подготовка отчетапрезентации о выполненной работе;

защита полученных результатов и выводов;взаимооценивание представленных проектов и самоанализ.Например, по теме «Кулинария» на итоговый урок ученикам предлагается выполнить проектное задание «Национальное блюдо страны» (страну ученики выбирают самостоятельно). Работают ученики в группах по 3–4 человека и на защиту представляют презентацию об истории выбранного блюда, особенностях и технологии его приготовления, а также готовое блюдо.2.Применение дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам предполагает отбор учебного материала, который ставит учащихся в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.Организуя на уроках технологии дифференцированную самостоятельную работу учащихся в индивидуальном темпе, я использую принципыдифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуализация при этом осуществляется через использование вариативных заданий, зависящих от индивидуальных особенностей учащихся.Применение в современной школе дифференцированного обучения предполагает разработку новых технологий реализации такого подхода. Каждый учащихся имеет право на свой неповторимый путь развития, ведущий его к становлению индивидуальности. Поэтому школа должна предоставить ребенку возможность раскрыть в себе эту индивидуальность в процессе обучения путем реализации заложенных потенций.Например, при изучении темы «Конструирование и моделирование изделий» рассматриваются различные виды изделий.Учащиеся самостоятельно выбирают один из них, согласно своим способностям, знаниям и умениям,потребностям и возможностям, учитывая направление моды, особенности своей фигуры и т. д.

3.Следует активно использовать проблемный метод в обучении, он побуждает учеников к размышлениям, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям.Организуя учебные занятия, путем создания проблемных ситуаций, и активно используя самостоятельную деятельность учащихся при их решении, учитель использует такой тип обучения как проблемное, которое способствует формированию ключевых компетенций и развитию мыслительных способностей школьников.Для повышения активности учащихся на уроках учителю следует вводить в содержание учебного материала различного рода противоречия, преднамеренно делать ошибки, т.е. использовать приемы проблемного обучения. Организуя проблемный метод в обучении, учитель может применять:учебные задания исследовательского характера;задания, направленные на поиск новых технологий, последовательности оптимальных действий и операций, эффективной организации самостоятельной работы идр.;различные имитационные ситуации, касающиеся отработки структуры конкретного технологического процесса, исследования функциональных стоимостных характеристик изделия и т.п.;имитационные упражнения, предусматривающие взаимодействие и организацию совместной мыслительной деятельности учащихся в процессе анализа проблемной ситуации (например, составление кроссвордов, соревнования при подготовке проблемных вопросов или выполнении предложенных практических заданий);моделирующие игры, которые моделируют реальных технологические процессы и механизмы, а также воссоздают предметное и социальное содержание реальной деятельности (профессиональной или социальной).Деятельность учителя при организации проблемного обучения состоит в том, чтобы систематически создавая проблемные ситуации, давать ученикам пояснения наиболее сложных понятий и основных фактах и организовывать их учебнопознавательную деятельность.Можно предложить следующую оптимальную структуру проблемного урока технологии:создание проблемной ситуации, которая вызывает затруднение учащихся;постановка проблемного вопроса, определяющего цель урока; организация диалога в ходе поиска решения проблемы и выдвижение гипотез;проверка гипотез, т.е. их доказательство или опровержение;проверка правильности решения проблемы и формулировка правила или способа решения проблемы;сравнение полученного правила или способа с образцом в учебнике;воспроизведение нового материала, выраженного в полученном решении;закрепление с помощью контрольных и проверочных заданий проблемного характера.Например, при выполнении практической работы по изготовлению различных машинных швов ученики получают образцы поэтапного изготовления каждого шва и после анализа поставленных перед ними наводящих вопросов они самостоятельноформулируют алгоритм изготовления швов.4.Профессиональная деятельность предполагает комплексное и вариативное использование сформированных в процессе обучения компетенций. Любая профессиональная задача является междисциплинарной, интегральной и требует системного анализа, построения целостной модели ее решения. Для того, чтобы учащиеся были готовы к решению подобных задач, необходимо уже в процессе обучения общеобразовательным предметам учитывать их инегративный характер. Особенно отчетливо можно проследить интегративные связи общеобразовательных предметов с технологией.При реализации интегративного подхода учащиеся осуществляют поисковую деятельность, активно и самостоятельно приобретая внутридисциплинарные и междисциплинарные знания, и овладевают способами их применения в условиях взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса. Интеграция в обучении помогает ускорить процесс формирования личности и становления мироощущения учащихся. Она способствует расширению научного диапазона и перестройке мышления учителейпредметников.Например, на уроках технологии в седьмом классе возможно установление интегративных связей с различными общеобразовательными предметами. При изучении модуля «Культура дома» я использую интеграцию с литературой, обращаяськ описанию быта в различных литературных художественных произведениях, или с изобразительным искусством, применяя навыки учащихся при схематичном изображении предметов интерьера и одежды. Модуль «Технология обработки пищевых продуктов» можно интегрироватьс такими предметами как биология и химия, актуализируя знания учащихся по этим предметам при приготовлении различных кулинарных блюд (например, состав и калорийность продуктов, химический состав консервантов и др.). Внутридисциплинарная интеграция горизонтального вида представляет собой способ объединения сходного материала (например, по темам «История костюма», «Национальная кухня», «Дизайн помещения» и др.). При использовании вертикальной интеграции объединяется материал, изученный в разные годы на разном уровне сложности (например, по модулям «Кулинария», «Конструирование и моделирование» и др.).Проектируя содержание обучения на уроках технологии при реализации личностноориентированного подхода, также следует помнить о систематическом использовании информационнокоммуникационных технологий, побуждающих к активному взаимодействию учителя и ученика на уроке и во внеурочное время Обращение к информационнокоммуникационным технологиям открывает учащимся доступ к обширным базам данных и источникам информации, что повышает эффективность самостоятельной работы учеников, дает большие возможности для совместного творчества учащихся и педагога, позволяет реализовывать новые формы и методы обучения. Использование информационнокоммуникационных технологий дает возможность:визуально представить учебную информацию (теоретический материал, технологический процесс и т.п.) с помощью видеоряда на экране;подготовить учащихся к профессиональной деятельности в условиях информационного общества;осваиватьучебный материалс индивидуальной скоростью, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;управлять учебной деятельностью и контролировать ее результаты;использовать внутрии междисциплинарную интеграцию [4].На уроках технологии я использую различные способы организации учебной деятельности, отвечающие принципам личностноориентированного подхода:тестовые задания;работа в малых группах (это улучшает психологический климат, даёт возможность активизировать всех учащихся);письменный опрос;решение кроссвордов;метод проектов;кейсметод;работа с учебником;рецензирование и взаимопроверка;использование видеои аудиоматериалов с последующим обсуждением.Использование личностноориентированного подхода в условиях перехода на ФГОСозначает, что каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многих заданий то, что подходит ему лично. Этому способствуют задания различной степени сложности, контроль знаний учащихся в различных формах, самооценка выполненных работ. Новые ФГОС требуют от современной школы воспитания личности нового типа, а именно: творческой, социальноактивной, толерантной, самостоятельной и мотивированной к трудовой деятельности. Такую личность можно воспитать, если в полной мере раскрыть её яркие природные задатки и склонности, помочь определиться с потребностями и целями в жизни. Именно учителю технологии, использующему личностноориентированный подход, представляется широкое поле для деятельности по развитию внутреннего потенциала личности.

Ссылки на источники1.Забелина А.В. Самоактуализация личности будущих учителей как условие поддержания психического здоровья школьников в системе инклюзивного образования // Роль университетов и музеев в проведении гуманитарных научных исследований: Материалы VIМеждунар.науч.практич.конф.–Тула: Издво ТГПУим.Л.Н.Толстого, 2011. –С.62–67.2.Федеральные государственные образовательные стандарты.–URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.3.Якиманская И.С. Личностноориентированное обучение в современной школе. –М., 1996.4.Губарева Т.В. Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе//Гуманитарные ведомости ТГПУ им.Л.Н.Толстого. –2013.–№3(7). –С. 122–127.

Nadezhda Suhova,teacher of technology, school №13, Schekinonadyasukhova@mail.ruStudentcentered approach in the classroom technology in condition of the Federal State Educational StandardsAbstract.The author discusses the main aspects of the implementation of a studentcentered approach in the transition to federal state educational standards. The author describes the experience of using studentcentered approach in the classroom technology, in which each student can maximize their personal and intellectual potential.Key words: studentcentered approach, humanistic values, psychological health, content of teaching technology, project activities, problembased learning, differentiation and individualization of instruction.References:1–4–RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»