Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Турбаева А. А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14057.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы особенности и научно-методические основы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в поликультурном социуме посредством сказок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

Турбаева Альбина Александровна,студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институтим.М.Е.Евсевьева», г.Саранск

Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок

Аннотация.В статье охарактеризованы особенности и научнометодические основы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в поликультурном социуме посредством сказок.Ключевые слова: сказка, эмпатия, развитие, дошкольник, поликультурный социум.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида, предполагающая субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств, способность чувствовать состояние другого человека и умение вставать на его позицию [1‬3].Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает духовнонравственное развитие и успешную адаптацию в современном социокультурном и поликультурном пространстве. В настоящее время зарубежные и отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «эмпатия» в связи с многогранностью его использования. Относительно дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого, умение правильно распознавать эмоциональное состояние человека, в т. ч. выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию, и, наконец, оказывать реальное содействие [4, с.86].Развитие эмпатии в период дошкольного детства, по мнению ученых, проходит несколько этапов. Начальный этап «эмоционального заражения» (1йгод жизни ‬ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми) сменяется периодом «сострадания» (2й год жизни ‬малышначинает проявлять активный интерес к детям ивзрослым, различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или засмеяться, когда смеются его родители), а затем, на3‬4м годужизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознает, что

у людей есть свои чувства и желания, но пока, в силу своего возраста,он очень эгоцентричен, и поэтому чаще всего ребенок склонен

игнорировать чувства и желания других людей). В 4‬6лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости» (ребенок учится сосредоточиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужиечувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему). Завершающий этап «сорадования»(испытание радости от успехов других людей) формируется между 6 и 9 годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильно, он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им адекватное содействие [5‬7].Многозначность рассмотрения эмпатии учеными дает основание выделить в ее структуре следующие компоненты:Эмоциональный компонент эмпатии проявляется в способности распознавать и понимать эмоциональные состояния другого.Когнитивный компонент эмпатииреализуется в способности «переносить себя» в мысли, чувства, действия другого, а также характеризуется восприятием и пониманием внутреннего мира другого человека, проявлением сочувствия.Поведенческий компонент эмпатииследует рассматривать как практическую готовность ребенка к определенному виду отношений с взрослыми и сверстниками; способность использовать виды взаимодействия, облегчающие страдание другого человека; помогающее, содействующее поведение в ответ на переживание другого. Основными критериями сформированности эмпатии у старших дошкольников следует считать: интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоциональносоциальную направленность поведения.Одним из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является сказка, которая воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Не случайно некоторые исследователи дошкольный возраст называют возрастом сказок.Роль народной, литературной и дидактической сказки в формировании способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию неоценима. Рассматривая сказку как источник жизни, нельзя не отметить силу ее эмоционального воздействия на детей. Сказка вводит ребенка в некие воображаемые обстоятельства и заставляет переживать вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В педагогической практике очень важно использовать потенциальную способность сказки актуализировать всеорганы чувств человека.Сказка как произведение искусства становится важным средством психотерапии, потому что ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.Как культурное наследие человечества сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, так как она передается из уст в уста, отражает социокультурную жизнь, лучшие черты этносов и ориентирует детей на общечеловеческие и народные ценности (в их числе ‬доброта, отзывчивость, чуткость, гуманизми пр.). Каждая сказка, раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, содействует приобщению развивающейся личности к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Вариативная природа сказки побуждает слушающего к собственной, индивидуальнойинтерпретации сюжета, образов, характеристике действующих лиц, их оценке, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки.Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки эффективным воспитательным средством. Сказка активно воздействует на эмоциональнообразный потенциал личности. Сюжет очень динамичен, приковывает внимание детей, а живые и яркие образы заставляют детей сопереживать героям, оценивать их эмоциональное состояние, а самое главное, проявлять сложную гамму чувств и пр. Оптимизм сказок позволяет внушить детям уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом и несправедливостью, в том, что страдания главных героев являются временными и за ними следует радость и счастье как результат их человечности, отзывчивости и чуткости по отношению к окружающим и пр. Поучительность и назидательность сказок способствуют формированию определенных нравственных ценностей, идеала мужественности и женственности: для девочек это красна девица (умница, рукодельница и красавица), для мальчиков ‬добрый молодец (сильный, смелый, добрый, трудолюбивый и пр.). Кроме того, в сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо очень хорошие, либо очень плохие. Это важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добраи зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.Для сказок характерна голографичность образных построений: можно представлять мироздание в его трехмерном пространственном измерении (высота, ширина, длина), описывать макромир и микромир, небесный, земной и подземный миры, а также неживую, живую природу и человеческое общество, показывать события в разных временных измерениях (прошлое, настоящее и будущее), в малом являть большое, в локальном ‬глобальное, а в микросюжете отражатьмакропроблемы. В педагогической практике эта особенность сказки может быть использована для формирования целостного мировоззрения слушателей и их духовнонравственной культуры.На современном этапе педагогическими коллективами особое внимание уделяется разработке и апробации инновационных форм и методов работы со сказкой для решения многих воспитательных задач [8‬12].Опираясь на имеющийся опыт в области дошкольного образования с целью развития эмпатии у старших дошкольников посредством сказок, предлагаем использовать следующие методы и приемы: «Спасательные ситуации в сказках» (дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты знакомых сказок и концовки к ним с учетом непредвиденных экстремальных обстоятельств, в которые попадают герои, ‬ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим); «Любимые герои сказок» (детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет); «Книга сказок» (составляется из детских рисунков с изображением сказочных героев и может быть использована для обсуждения многообразия и значимости их поступков); «Нарисуй свою сказку» (дошкольникам предоставляется возможность вообразить себя художникомиллюстратором и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке); «Продолжи сказку» (детей просят придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои); «Коллаж из сказок» (позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих); «Красна девица и добрый молодец» (с целью формирования представлений об идеалах мужественности и женственности с дошкольниками рассматривают иллюстрации или фрагменты диафильмов по мотивам нескольких народных сказок; составляется словесный портрет из добродетелей главных героев); «Путешествие» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценить увиденное с точки зрения норм нравственного поведения); «Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки, дети должны отгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр. Здесь важно показать зависимость между тем, как мы произносим этикетные формулы, и тем, какие чувства испытывают собеседники. Для этого можно использовать прием «Обмен ролями». Это позволяет лучше понять другого, а также посмотреть на ситуацию с двух противоположных позиций: 1) с позиции человека, который демонтирует толерантное поведение; 2) с позиции человека, по отношению к мнению и взглядам которого проявили или не проявили терпимое и лояльное отношение. Итак,ориентация в эмоциональном мире людей является необходимым условием их совместной деятельности. Вдошкольном детстве сопереживание ‬один из главных механизмов воспитания нравственных чувств. Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса, проявляющийся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты (моральные знания и социальные ориентации ребенка). На основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает стремление к содействию другим, которое побуждает ребенка к конкретным поступкам. Сказка играет большую роль в духовнонравственном воспитании и развитии эмпатии у каждого человека в период дошкольного детства. Использование сказок в педагогическом процессе ДОУ с целью развития эмпатии дошкольников возможно, если тщательно подобраны произведения устного народного поэтического творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приемы использования сказок в совместной деятельности и пр.

Ссылки на источники1.Наврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии.‬1975. ‬№2.‬С. 78.2.Хвостова И. С. Нравственное воспитание дошкольников в ДОУ // Дошкольное воспитание.‬2008.‬№ 2. ‬С. 15‬19.3.Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. − М.: Аркти, 2003. − 79с. 4.Тимохина Э. Н. Воспитание сочувствия у дошкольников // Школа духовности. ‬2000. ‬№2. ‬С.85‬89.5.Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: метод. пособие. − М.: Центр педагогического образования, 2007. ‬ 244 с.6.Овчаренко Э. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис. … канд. пед. наук. ‬URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskieusloviyarazvitiyaempatiiudeteidoshkolnogoimladshegoshkolnogovozrast.7.Гайворонская Т. А. Развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности: дис. … канд. пед. наук. ‬URL: http://www.dslib.net/doshkolnobrazovanie/razvitiejempatiidetejstarshegodoshkolnogovozrastavteatralizovannoj.html.8.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ‬2011. ‬№ 7. ‬С. 32‬33.9.Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ‬2013. ‬№ 7. ‬С. 152‬153.10.

Приобщение дошкольников к национальной культуре в контексте единства образовательного пространства России: сб. науч.метод. ст. / редкол. Е.Н.Киркина (отв. ред.); Мордов. гос. пед. инт. ‬Саранск, 2010. ‬297 с.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ‬2013. ‬№ 2. ‬С. 38‬39.12.

Дошкольное образование в поликультурном регионе: современные тенденции и перспективы развития: сб. материалов межрегион. семинара / под ред. Е.С.Ошкиной. ‬Саранск, 2011. ‬194 с.

Natalya Kondrashova,

Candidate of PedagogicalSciences, associate Professor of the Department of pedagogics of preschool and primary education ‮State Mordovian Pedagogical institute named after M. E. Evsevev , SaranskТуrbaeva Albina Aleksandrovna,5th year student of the faculty of pedagogical and artistic education ‮State Mordovian Pedagogical institute named after M. E. Evsevev , SaranskThe development of empathy in children preschool agethrough fairy talesAbstract.The article outlines the features and scientific and methodological framework for the development of empathy in children of senior preschool age children in a multicultural society through author, folk and other tales.Key words:story, empathy, development, preschooler, multicultural society.References: 1‬12 ‬Russian Sources.

Рекомендовано к публикации ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»