Подготовка субъектов муниципальных закупок к работе в контрактной системе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Князева М. А. Подготовка субъектов муниципальных закупок к работе в контрактной системе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14069.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам анализа готовности муниципальных служащих и работников бюджетных учреждений к работе в контрактной системе. Автором предлагается ряд инструментов, позволяющих повысить качество их подготовки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Князева Марина Анатольевна,кандидат технических наук, заведующаякафедрой экономики и финансовТульскогофилиалаФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Тулаknjzeva_ma@mail.ru

Подготовка субъектов муниципальных закупок к работе в контрактной системе

Аннотация.Статья посвящена вопросам анализа готовности муниципальных служащих и работников бюджетных учреждений к работе в контрактной системе. Автором предлагается ряд инструментов, позволяющих повысить качество их подготовки. Ключевые слова:контрактная система, справочноправовые системы, интеллекткарты, вебинары. Раздел: (4)экономика.

1января 2014 года разделил историю государственных и муниципальных закупок на два этапа: до начала действия Федерального закона от 5.04.2014 г. № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ипосле начала его действия.Принцип профессионализма, обозначенный в44ФЗ, обусловил большой спрос на повышение квалификации в области закупок, так какконтрактные управляющие и должностные лица контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Государственный стандарт высшего образования в сфере закупок в настоящий момент (по сведениям,имеющимся у автора) еще и не обсуждается, поэтому особый интерес представляет именно дополнительное образование.Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ст.76 ФЗ от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Повышение квалификации предусматривает обучение по программе длительностью не менее 72 часов. Образовательное учреждение должно иметь лицензию на обучение по соответствующей программе, что также пока трудно реализуемо в связи с отсутствиемстандарта.Центр дополнительного образования Тульского филиала РАНХ и ГС при Президенте РФ в феврале 2014 года проводил курсы повышения квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг» в объеме 72 часовдля работников бюджетных организаций и муниципальных служащих.Структурный состав слушателей представлен в таблице.

Структурный состав слушателей курсов повышения квалификации по контрактной системе

Сфера деятельностиПроцентслушателейМуниципальные служащие38,6Работники муниципальных учреждений образования25,8Работники муниципальных учреждений культуры19,6Федеральные служащие9,5Работники муниципальных учреждений спорта6,5В целях анализа ситуации, сложившейся в связи со вступлением в действие 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,было проведено анкетирование слушателей. Ответы, полученные в результате опроса,вызывают некоторую тревогу. Например, 16% опрошенных работают в организациях, не имеющих регулярно обновляемой правовой базы(Гарант, Консультант и т.п.). 72% опрошенных не имеют опыта работы в условиях 94ФЗ.8% опрошенных из числа работников муниципальных учреждений указали, что их учреждение имеет внебюджетное финансирование, хотя и в незначительном объеме.Таким образом, можно сделать вывод, что вновь назначенные контрактные управляющие и работники контрактных службв процессе своей деятельности по осуществлению закупокиспытывают и будут испытывать значительные затруднения.Ситуация усугубляется еще и тем, чтоэксперты отмечают наличие недостатков и противоречий в самом 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Например, согласноКоАП РФ,лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьямиКодекса, касающимися организации закупок, несут административную ответственность. Однако ст.3 44ФЗ гласит, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее ‬закупка)‬этосовокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Приэтомзакупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.Возникает вопрос:несет ли ответственностьконтрактный управляющий, допустивший нарушение на стадии планирования закупки? И таких вопросов возникает достаточно много.Организация повышения квалификации по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг» и аналогичнымпрограммамв таких условиях должна быть построена особым образом, с учетом недостаточности и противоречивости нормативноправовой базы и с учетом недостаточных знаний и отсутствия опыта у слушателей. Анализ рынка предложений по обучению работе в условиях 44ФЗ показал, что большинство курсов повышения квалификации рассчитанона тех, кто уже работал по 94ФЗ. Все обучение строится по принципу «Что изменилось в 44ФЗ по сравнению с 94ФЗ?». Лекторы, излагая материал, обращаются к слушателям с фразами: «Вы помните, что по 94ФЗ это было определено таким образом», «Судебные прецеденты по 94ФЗ позволяют это трактовать следующим образом» и т.п. Однако 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» коренным образом отличается отФедерального закона от 21 июля 2005г. №94ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». К работе в новых условиях оказались не совсем готовы и разработчики правовых систем. К сожалению,даже ООО НПП «ГАРАНТ ‬СЕРВИС ‬УНИВЕРСИТЕТ»на момент написания статьи предлагает только подборку документовпо отдельным темам закона о контрактной системе (рис.1, 2).А такой удобный инструмент, как «Интерактивные схемы»,пока содержит информацию, относящуюся к 94ФЗ.В условиях недостаточности информации, отсутствияквалифицированной помощиможно порекомендовать такой инструмент, как вебинары и видеосеминары ЗАО «ПФ “СКБ Контур”»[1]. Регулярно, по пятницам, проводятся бесплатные вебинары (онлайнзанятия с профессионаламии ответами на вопросы слушателей через чат) по одной из тем, касающейся госзаказа и электронных торгов. Длительность вебинара составляет от 60 до 90 минут. Пример программы одного из семинаров представлен на рис. 3. При необходимости можно получить запись вебинара, дополненную методическими материалами, но это услуга уже оказывается платно. В методические материалы, как правило, входят поясненияпо тем вопросам, на которые ведущие вебинаров не успели ответить.

Рис. 1.Вкладка «Госзаказ» меню «Энциклопедии, путеводители, схемы» электронного периодического справочника «Система ГАРАНТ»

Рис. 2.Пример подборки документовХорошимподспорьем как и при изучении 44ФЗ, так и при преподавании основ контрактной системы могут служить интеллектуальные карты(ментальные карты).Метод интеллекткарт был предложен американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном. Поанглийски он называется “mind maps”. Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" ‬«карты». В итоге получаются «карты ума», что допускает весьма вольную трактовку изза чрезвычайно широкого спектра значений слова «ум». В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин «интеллекткарты»[2].Преимущества карты перед текстовой формой изложения материала:

выделена основная идея;

выделены ключевые понятия;

видны взаимосвязи между ключевыми понятиями;

ее можно трансформировать и дополнять.

Интеллектуальные карты можно использовать:

дляопределения логических связей между понятиями;

работы с лексическим материалом;

запоминания грамматических правил;создания опорного конспекта;

генерирования проектных или исследовательских идей;

запоминания большого объема информациии т.д.

Рис. 3.Программа вебинара

Современные сетевые технологии помогают визуализировать процесс осмысления и автоматизировать создание интеллектуальных карт.

Примером такихинтеллектуальных карт может служить коммерческийпродукт«Электронный сборник "Интеллекткарты по 44ФЗ"», предлагаемый Евгением Бобышевым и Андреем Плешковым[3].Комплект состоит из 114 карт, по одной на каждую статью закона (рис. 4).«Интеллекткарты по 44ФЗ»позволяют в кратчайшие срокипонять структуру 44ФЗ, выделить ключевые моменты закона, дополнить карты своими собственными заметками. Карты будет полезны в первую очередь тем, кто вынужден организовывать закупки по 44ФЗ и не имеет юридического образования.Приведенные в данной статье рис. 3 и 4наводят на мысль, что было бы интересным создание некоего гибрида, описывающего алгоритмы действий заказчика и поставщика в видеаналогичном интеллекткартам. То есть это будет не постатейный анализ закона, а процедурный, т.е. наглядное изображение действий и процедур, которые необходимо выполнить в том или ином случае.Теория говорит о том, чтоинтеллекткарты прекрасно подходят для планирования. Очень часто в море деталей теряется видение всей картины целиком, и составление плана в виде интеллекткарты позволяет вернуть обратно целостное видение ситуации.Необходимо все основные этапы государственной или муниципальной закупки,изображенные на рис. 5,разбить на подэтапы и представить их на карте. Предлагаемый продукт,несомненно,пользовался бы большим спросом и значительно помог бы муниципальным служащим и работникам бюджетныхучреждений эффективно организовать работу в условиях контрактной системы.

Рис. 4.Фрагмент (около двадцати процентов) интеллекткарты, посвященной порядку рассмотрения первых частей заявок научастие в электронном аукционе

Рис. 5.Этапы закупок, регулируемые законом о контрактной системе

Ссылки на источники1.Официальный сайт ЗАО «ПФ “СКБ Контур”» . ‬URL: http://kontur.ru.

2.Сайт «Интеллекткарты.Тренинг эффективного мышления». ‬URL: http://www.mindmap.ru.3.Сайт «Информационный портал о закупках для новичков и не только…».‬URL: http://www.zakupkihelp.ru.

MarinaKnyazevа, Candidate of Engineering Sciences, head of the chair of economics and finance, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Tula branch), TulaPreparation of municipal procurement subjects to work in the contract systemAbstract.The article is devoted to analysis of readiness of municipal servants and employees of budgetary institutions to work in contractual system. The author offers the number of tools, helping to improve the quality of their training.Keywords:contract system, legalreference system, mind maps, webinars.References1.Oficial'nyj sajt ZAO «PF “SKB Kontur”.Available at:http://kontur.ru.

2.Sajt “Intellektkarty. Trening jeffektivnogo myshlenija”.Available at: http://www.mindmap.ru.3.Sajt “Informacionnyj portal o zakupkah dlja novichkov i ne tol'ko…Availableat:http://www.zakupkihelp.ru.

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»