Компьютерная интерактивная поддержка мышления для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Компьютерная интерактивная поддержка мышления для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14078.htm.
Аннотация. В статье описывается компьютерная интерактивная поддержка Р. Т. Гареева многоуровневой непрерывной системы креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной. Эта система может быть использована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья как дидактическое средство самообучения и диалогического взаимодействия обучаемых между собой и образовательной средой.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Зиновкина Милослава Михайловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры «Профессиональная педагогика и креативное образование», научный руководитель Межвузовского научнообразовательного центра инженерного творчества ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Москваnftm@yandex.ru

Утёмов Вячеслав Викторович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировutemov@dr.com

Компьютерная интерактивная поддержка мышления для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация.В статье описывается компьютерная интерактивная поддержка Р.Т.Гареева многоуровневой непрерывной системы креативного образования НФТМТРИЗ М.М.Зиновкиной. Эта система может быть использована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья как дидактическое средство самообучения и диалогического взаимодействия обучаемых между собой и образовательной средой.Ключевые слова:ТРИЗ, НФТМТРИЗ, креативная педагогика, задачи открытого типа, КИП.Раздел: (1)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Основной принцип креативного образования –это сотворчество обучаемых между собой и педагогом в учебном процессе. Диалогическое взаимодействие является ключевым при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Диалогическое взаимодействие –это система формирования и развития практических навыков сотворчества и общения обучаемых на основе открытости и духовного взаимообогащения. Диалоговаятехнология саморазвития формирует у молодежи коммуникативные качества творческой личности [1].Компьютерная интерактивная поддержка(КИП) –это активное дидактическое средство самообучения и диалогического взаимодействия обучаемых между собой и образовательной средой в процессе учебнои профессиональнотворческой деятельности [2].В основу КИП могут быть положены: 1) системные и проблемноалгоритмические подходы; 2) методологии творчества ТРИЗ; 3) семейство контрольнообучающих программ КИП креативной и инновационной направленности («Изобретающая машина», «Машина открытий», «Яблоко раздора», «Дебют» и др.); 4) средства современных информационных и коммуникационных технологий; 5) креативная методология эвристических диалогов и др. [3]Уровни КИП можно разделить:1)на образовательное пространство на основе глобальных (Интернет), национальных или региональных компьютерных систем;2)обучающую средуна основе локальных компьютерных систем в рамкахучебного заведения или класса;3)включение компьютерной техники в комплекс дидактических средств активизации образовательной деятельности.Первой базой для построения эвристических диалогов в КИП является компьютерная интеллектуальная система «Изобретающая машина» (ИМ,автор проекта В.М.Цуриков) [4]. Она объединяет семейство программных продуктов интерактивной поддержки решения сложных творческих задач (см. таблицу).

Краткие характеристики компьютерной системы «Изобретающая машина»

№Подсистемы ИМХарактеристики подсистем1ИМ –Приемы

Приемы, позволяющие решать около 1250 типов изобретательских задач. База знаний: 88 приемов и подприемов разрешения технических противоречий. База данных: 300 наиболее сильных примеров патентов и авторских свидетельств на изобретения2ИМ –СтандартыАппарат ТРИЗ для получения эффективных решений типовых и сложных изобретательских задач, а также для структурного анализа и прогнозирования развития технической идеи. База знаний: 77 стандартов решения изобретательских задач. База данных: 380 сильных комплексных приемов из патентного фонда3ИМ –ЭффектыСотни рекомендаций по применению физических, химических и геометрических эффектов с красочно иллюстрированными примерами их эффективной реализации4ИМ –АРИЗДля решения технических задач на основе алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ)5ИМ –ЗадачникКомплект задач для изучения, выявления, формулирования и разрешения технических противоречий6ИМ –ЭвроДля развития творческого воображения7ИМ –ПсихологияНесколько подсистем для снятия психологической инерции мышления и познавательнопсихологических барьеров в процессе решения творческой задачи8ИМ –ФСАДля проведения функциональностоимостного анализа (ФСА) технической системы с целью снижения ее себестоимости и повышения качества9ИМ –УчебникКомпьютерная обучающая система, помогающая при изучении ТРИЗ10ИМ –ЗаявкаИнформацияпо патентному праву о принципах правовой защиты интеллектуальной собственности на примерах оформления заявок на патенты

Второй базой для построения эвристических диалогов и их реализации вкреативном учебном процессе является компьютерная программа «Машина открытий» (автор проекта В.В. Митрофанов). Она облегчает самостоятельное решение научной проблемы, помогает обучаемому самостоятельно развивать исследовательские умения и навыки, укреплять «познавательное любопытство», выдвигать гипотезы, расширяет его представление о характере решаемой научной проблемы и др. С помощью «Машины открытий» обучаемый получает возможность нестандартно решить научную проблему, поскольку в его распоряжении оказывается мощный креативный и интеллектуальный «инструмент». Поэтому обучаемый может пытаться самостоятельно делать настоящие научные открытия уже в процессе своего обучения.Разработаны системы лабораторнокомпьютерных практикумов с компьютерной интерактивной поддержкой [5], методики проведения которых направлены на этапное формирование компонентов профессиональнотворческого потенциала обучаемого в соответствии с уровнями решаемых творческих задач. Данная система успешно может быть использована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.Эвристический диалог «Обучаемый –КИП» является формой опосредованного педагогического управления творческим саморазвитием обучаемых.На основе технологии КИПсоздана мобильная система обучения КИПМ.КИПМ–это мобильная система онлайнобучения (компьютерная интерактивная поддержка на основе мобильной связи), разработанная М.М.Зиновкиной, Р.Т. Гареевым и Е.В. Мирошник. КИПМ включает в себя следующие основные элементы: специально выполненные учебные пособия на бумажных носителях (модульнокодовое учебное пособие –МКУП), компьютер, Интернети сотовый телефон с функцией WAPGPRS, то есть с выходомна WAPресурсыИнтернет. Из них обучаемый работает только с двумя элементами: 1) с книгой (учебным пособием), содержащей весь учебный, справочный и тестовый материал, и 2)сотовым телефоном, по которому он получает номера заданий и упражнений, самостоятельно их выполняет, выбирая нужные варианты ответов, и затем отсылает их. Таким образомосуществляется эвристический диалог между обучаемым и «виртуальным учителем».В основе КИПМ лежит схема «книга + компьютер + Интернет + сотовый телефон», позволившая разработать концепцию организации самостоятельной работы обучаемых по освоению ядра учебной информации. Эффективное опосредованное педагогическое сопровождение обучения (режимы «Обучение» «Тестирование», «Тесттренинг», «Экзамен» и др.), а также обратная связь осуществляются в режиме реального времени онлайн.КИПМ является подсистемой КИП, обладая свойствами автономности и самодостаточности. Основой построения КИП являются положения концепции методологии эвристических диалогов Р.Т. Гареева [6–8].Многомерный эвристический диалог –это диалог, интегрирующий и реализующий четыре базовые разноуровневые функции: 1) уровень диалогического взаимодействия;2) поэтапное развитие творческого мышления и способностей при решении системы усложняющихся творческих задач;3) многоуровневая компьютерная интерактивная поддержка и 4) поэтапное профессиональнотворческое саморазвитие обучающихся [9, 10].Эвристические диалоговые отношения –это взаимосвязи и взаимодействия субъектов учебнотворческой деятельности «Обучаемый –Обучаемый» (О–О), «Обучаемый –Педагог» (О–П), «Обучаемый –Творческая группа» (О–ТГ) посредством эвристических диалогов.Таким образом, эффективность применения многомерного эвристического диалога с КИП в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья достигается: 1) за счет активизации процессов «самости»обучаемого: самопознания, самоуправления, самореализации, самосовершенствования, самоконтроля и др.; 2)соответствия типологии и специфики творческих профессиональных задач индивидуальнотипологическим особенностям обучаемого; 3) адекватности банка эвристик, эвристических приемов и методов решения творческой задачи типу и содержанию данной задачи.

Ссылки на источники1.Гареев Р.Т. Системы интеллектуальной поддержки развития творческого мышления и инженерных умений в непрерывном инженерном креативномпрофессиональном образовании: монография. –М.: АПК и ПРО, 2002. –190 с.2.Гареев Р.Т. Использование компьютерных систем интеллектуальной поддержки инженерного мышления в учебном процессе // Креативная педагогика / под ред. М.М. Зиновкиной. –М.: МГИУ, 1998.3.Зиновкина М.М.,Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: учеб. пособие. –М.: МГИУ, 1997. –174 с.Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. –Казань: Центр инновационных технологий, 2003. –608 с.5.Гареев Р.Т.Компьютерная интеллектуальная поддержка инженерного мышления. Лабораторнокомпьютерный практикум: пособие для преподавателей / под ред. М.М. Зиновкиной. –М.: МГИУ, 2002. –56 с. 6.Гареев Р.Т. Многомерные эвристические диалоги в креативном инженерном образовании : монография. –М.: МПАПресс, 2004. –162 с.7.Гареев Р.Т. Эвристические диалоги в профессиональнотворческом саморазвитии студентов технических вузов: автореф. дис. ... дра пед. наук. –Казань: КГУ, 2004. –46 с.8.Там же.9.Зиновкина М.М. НФТМТРИЗ: креативное образование ХХIвека. Теория и практика.–М.:МГИУ, 2008. –306 с.10.Зиновкина М.М. Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальнаяподдержка творческих решений: учеб. пособие. –М.: МГИУ, 2001. –184 с.

Miloslava Zinovkina, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of professional pedagogics and creative education, Moscow State Industrial University, full member of the Academy of professional education and European Academy of Natural Sciences,TRIZMaster, Moscownftm@yandex.ruVyacheslav Utyomov, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogy Vyatka State University of Humanities,Kirovlider_slava@mail.ruComputer online support thinking for persons with disabilitiesAbstract. The authors describe the structure of the innovative lesson within the pedagogical system of multilevel continuous creative education, developed by M. M. Zinovkina. The system can be used for educating persons with disabilities, where the system is a mean of selfeducation and dialogue interaction of trainees and educational environment. Key words: TRIZ, creative pedagogics, opentype tasks, KIP.References1.Gareev, R.T. (2002) Sistemy intellektual'noj podderzhki razvitija tvorcheskogo myshlenija i inzhenernyh umenij v nepreryvnom inzhenernom kreativnom professional'nom obrazovanii, APK i PRO, Moscow, 190р.(in Russiаn).2.Gareev, R.T. (1998) “Ispol'zovanie komp'juternyh sistem intellektual'noj podderzhki inzhenernogo myshlenija v uchebnom processe”, inZinovkina, M.M. (ed.) Kreativnaja pedagogika, MGIU, Moscow (in Russiаn).3.Zinovkina, M.M. and Podkatilin, A.V. (1997) Osnovy inzhenernogo tvorchestva i komp'juternaja intellektual'naja podderzhka myshlenija.Ucheb. posobie, MGIU, Moscow, 174 p. (in Russiаn).4.Andreev, V.I. (2003) Pedagogika: Ucheb. kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija, Centr innovacionnyh tehnologij, Kazan', 608 p. (in Russiаn).5.Gareev, R.T. and Zinovkina, M.M. (2002) Komp'juternaja intellektual'naja podderzhka inzhenernogo myshlenija. Laboratornokomp'juternyj praktikum. Posobie dlja prepodavatelej,MGIU,Moscow, 56 p.(in Russiаn).6.Gareev, R.T. (2004) Mnogomernye jevristicheskie dialogi v kreativnom inzhenernom obrazovanii, MPAPress, Moscow, 162 p. (in Russiаn).7.Gareev, R.T. (2004) Jevristicheskie dialogi v professional'notvorcheskom samorazvitii studentov tehnicheskih vuzov. Avtoref. dis. ... doktora ped. Nauk, KGU, Kazan', 46 p. (in Russiаn).8.Gareev, R.T. (2004) Jevristicheskie dialogi v professional'notvorcheskom samorazvitii studentov tehnicheskih vuzov. Avtoref. dis. ... doktora ped. Nauk, KGU, Kazan', 46 p. (in Russiаn).9.Zinovkina, M.M. (2008) NFTMTRIZ: Kreativnoe obrazovanie XXI veka. Teorija i praktika, MGIU, Moscow, 306 p. (in Russiаn).10.Zinovkina, M.M. (2001) Osnovy tehnicheskogo tvorchestva i komp'juternaja intellektual'naja podderzhka tvorcheskih reshenij. Ucheb. posobie, MGIU, Moscow,184 p. (in Russiаn).

Рекомендованокпубликации:Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»