Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кондрашова Н. В., Шорчева М. О. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14080.htm.
Аннотация. В статье охарактеризованы значимость и особенности нравственно-духовного воспитания детей в период дошкольного детства. Авторами представлены научно-методические основы использования народных сказок в процессе приобщения дошкольников к духовному и этнокультурному наследию и пр.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранскnatakondrashova@mail.ru

Шорчева Марина Олеговна,студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е.Евсевьева», г. Саранск

Нравственнодуховное воспитание дошкольниковпосредством народных сказок

Аннотация. В статье охарактеризованы значимость и особенности нравственнодуховного воспитания детей в период дошкольного детства. Авторами представлены научнометодические основы использования народных сказок в процессе приобщения дошкольников к духовному и этнокультурному наследию и пр.Ключевые слова: дошкольное образование, духовнонравственное воспитание, сказка, народная педагогика.Раздел: (1)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Нравственнодуховное воспитание личности ‬сложный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных и нравственных ценностей. Актуальность этого процесса особенно возрастает в условиях регионализации дошкольного образования, усиливающей культурноисторическую преемственность и этнокультурную направленность ДОУ, специфичность деятельности детских садов [1].В процессе приобщения дошкольников к материальному и духовному наследию необходимо оказывать комплексное воспитательное воздействие на когнитивную, эмоциональнооценочную и поведенческую сферы дошкольников. Слабая сформированность одного из компонентов (этических представлений о национальных и общечеловеческих ценностях; положительного отношения к явлениям и объектам общественной и этнокультурной жизни или готовности действовать в соответствии с усвоенными ценностями и нормами по отношению к окружающим людям и т. д.) ведёт к несформированности нравственных качеств или ценностных ориентаций в целом.Анализ психологопедагогической литературы позволил установить ряд особенностей нравственнодуховного воспитания и развития дошкольников.Одна из особенностей заключается в том, что дошкольник сначала приобретает знaния о нравственных нормах и духовных ценностях, о внешней и внутренней стороне нравственных отношений. Усвоение детьми этих сторон нравственных знаний может происходить различными путями,как одновременно, так и по отдельности. Возможность более быстрого формирования у дошкольников знаний о внешней стороне нравственных взаимоотношений в отличие от формирования внутренней и смысловой сторонынравственных норм является свидетельством того, что механизмы их усвоения несколько отличаются.Другой характерной чертой начальных этапов становления нравственности у дошкольников является слитность моральных чувств и знаний. Это проявляется нетолько по отношению к нравственным оценкам или представлениям, но и по отношению к реально выполняемым нормам, к нравственным поступкам дошкольников [2‬6].Исследователями доказано, что поступательно дошкольник проходит три ступени развития эмоциональных отношений к нравственным ценностям и нормам. От прямой оценки конкретных действий или поступковчеловека, содержащей правилаповедения в младшем возрасте,к оценкесостоянию человека, попавшего в затруднение,обеспечивающей регуляцию поведения,и к оценкепредвосхищению возможных последствийили дальнейшего развертывания ситуации, в которой эмоция выполняет опережающую функцию, побуждает старшего дошкольника к совершению нравственных действий [7].Другая особенность духовнонравственного развития дошкольников состоит в том, что вербальное усвоение ребенком нравственных норм и национальных ценностей во многом опережает реальное поведение[8]. В дошкольном возрасте рассогласованность вербального и реального поведения связана со многими причинами.Вопервых, нравственное действие дошкольника является достаточно сложным, поскольку в нем заложено три основных компонента:знание о том, как поступить, переживаемые чувства по поводу совершения морального действия и само практическое выполнение данного действия.Вовторых, иногда нравственное поведение детей носит избирательный характер (дошкольники ориентируются в своем поведении на усвоенные ими ценности только по отношению к тем людям, к которым испытывают симпатию), избирательность начинает исчезать только в старшем дошкольном возрасте.Втретьих, реакция детей на вербальную и реальную ситуациипринципиально отличается (в первом случае мотивы минимальны, а действия реализуются в рефлексивной форме или в форме планирующего и словесного действия; в другом случае в связи с необходимостью осуществления конкретных действий начинается внутренняя борьба между личным и общественным, между желанным, предпочитаемым и должным) [9].По мнению Н. В. Мельниковой,нравственное поведение ребенка от 4 к 7 годам развивается в двух направлениях:1)в усилении роли нравственных норм, требований и образцов в поведении ребенка и его оценке;2)в повышении адекватности оценки собственного и чужого поведения на основе этических понятий.При этом, по мнению ученого, сохраняется большая зависимость поведения от внешнего стимулирования взрослого. Ребенок, выполняя нравственные нормы и требования, руководствуется стремлением избежать наказания или добиться поощрения, а не осознанием нравственного смысла действий и поступков. Адекватное поведение, позитивные моральные переживания и отношения ребенка при соблюдении им нравственных требований стимулируют новые нравственные действия и поступки. Постепенно на этой основе у ребенка вырабатываются устойчивые нравственные действия, не связанные с внешним стимулированием, а обусловленные позитивностью [10].Большое духовное педагогическое наследие заложено в народных сказках. Для народных сказок характерны народность, увлекательность сюжета, образность и забавность, оптимизм и дидактизм [11].С социальнопедагогической точки зрения важно, что народная сказка содействует приобщению новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, активно воздействует на эмоциональнообразный потенциал личности, способствуетобогащению этических представлений и формированию ценностных ориентаций. Кроме того, как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственнобытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметновещную атрибутику. Она приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, приобщая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональном и этническом мире сказок.С целью нравственнодуховного воспитания дошкольников сказки можно использовать в разных возрастных группах.К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкaи дружба ‬великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба»,дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.Детидошкольного возраста, слушая «Зимовье»,понимают, что дружба помогает победить зло. Кроме того,эта сказка учит смелости, умению слушать друга и быть трудолюбивым. Сказка «Заяцхвастун» помогает понять, что необходимо отвечать за свои слова и приходить напомощь тем, кто в ней нуждается. В сказке «Гусилебеди» заложен замечательный воспитательный смысл: помогай другим, и тогда добро вернется добром, но если дaже чтото и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.Использование народных сказок в педагогическом процессе ДОУ с целью духовнонравственного воспитания у дошкольников возможно: еслитщательно подобраны произведения устного народного творчества, содействующие формированию культуры познания и культуры чувств, ценностного отношения к миру; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приёмы использования произведений устнопоэтического творчествакак на занятиях, так и вне их; осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе ознакомления старших дошкольников с этическими нормами и пр.Нaсовременном этапе особое внимание педагогическими коллективами уделяется разработке и апробации разнообразных форм и методов приобщения детей к произведениям устного народного творчества, усиливающих педагогическую ценность загадок, сказок и пр. Опираясь на имеющийся опыт в области этнопедагогизации деятельности ДОУ, для работы с дошкольниками с целью духовнонравственного воспитания предлагаем использовать следующие методы и приемы.«Волшебные слова»(просмотрев или прослушав отрывок из сказки, детидолжныотгадать «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнёс в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации этикетные формулы вежливогоприветствия, прощания, извинения и пр.).«Что дальше?»(дошкольникам предлагают сочинить всевозможные сюжеты и концовки к знакомым сказкам с учетом изменения обстоятельств, в которые попадают герои,‬ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации спасения главного героя, ситуации, требующие проявления отзывчивого, доброжелательного отношения к окружающим).«Словесный портрет главного героя сказки»(детям предлагают составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен персонаж по отношению к окружающим или нет).«Путешествие в страну Добронравию» (дети отправляются на специальной машине в путешествие, во время которого они делают остановки и имеют возможность понаблюдать за жизнью сказочных героев, а также оценивают увиденное с точки зрения норм нравственного поведения).«Изобрази свою сказку»(дошкольникам предлагается возможность вообразить себя художникомиллюстратором и рассказать,какие картинки они нарисовали бы к любимой сказке).«Путаница»позволяет закрепить знания о героях любимых народных произведений, обсудить их поступки, а также последствия совершенных дел для окружающих.«Сборник сказок», составляется из детских рисунков с изображением главных героев и может быть использовандля обсуждения многообразия и значимости добрых поступков.«Угадай»(детям предлагается прослушать рассказ педагога о сказочном персонаже и отгадать,о ком идет речь, а также обсудить качества, которыми он обладает,и чему у него можно поучиться) [12‬13].Для примерапредлагаем вашему вниманию фрагмент сценария «Путешествиев волшебную страну». Этот сценарий разработан в форме путешествия с несколькими остановками, во время которых дошкольники просматривают инсценированные отрывки, содержательно направленныена приоритет общечеловеческих ценностей,и имеют возможность оценить поступки главных героев сквозь призму нравственности.

Воспитатель. Зная, что все вы любите путешествовать, сегодня я предлагаю совершить путешествие в необычную страну и понаблюдать за жизнью других людей. Прежде чем отправиться в путь, нам надо подготовиться. Давайте сядем в эту волшебную машину, закроем глаза и досчитаем до 5.Остановка 1(иградраматизация по русской народной сказке «Теремок»)Действующие лица: мышканорушка, лягушкаквакушка, зайчикпопрыгайчик, лисичкасестричка, волксерый бочок.Действие разыгрывается на фоне нарисованного «Теремка».Ведущий. Стоит в поле теремтеремок. Он не низок, не высок.(К терему бежит мышка. Останавливается у дверей и пищит.)Мышка.Пик! Пик! Пик! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Никто не отвечает. Раз здесь никто не живет, я тогда в нем поселюсь и буду жить. (И «заходит» в теремок.)Ведущий.На следующее утро мимо теремка лягушка бежит (останавливается у дверей и кричит).Лягушка. Ква! Ква! Ква! Кто, кто в теремочке живет?Кто, кто в невысоком живет? (После слов лягушки выходитиз теремка мышка.)Мышка. Я,мышканорушка! А ты кто?Лягушка. Здравствуй, мышканорушка. А я лягушкаквакушка.Мышка.Здравствуй, лягушкаквакушка. Иди ко мне жить. Вдвоем веселее будет. (И они заходят в дом.)Ведущий. А вслед за лягушкойквакушкой по полю зайчик бежит. И тоже около теремочка останавливается,спрашивает.Зайчик. Чук! Чук! Чук! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (Услышав зайчика,из теремочка выходят мышканорушка и лягушкаквакушка.)Мышка и лягушка. Я,мышканорушка. Я,лягушкаквакушка.Зайчик.Доброе утро, мышканорушка!Доброе утро, лягушкаквакушка!А я зайчикпопрыгайчик.Мышка и лягушка. Доброе утро, зайчикпопрыгайчик!Иди к нам жить. Втроем веселее жить будет.Зайчик.Спасибо, обязательно приду. (Герои входят в теремок.)Ведущий.Утро уже уступило место дню, когда возле теремка остановилась лисичка.Лисичка.Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? (Из домика выходят мышка, лягушка и зайчик.)Мышка.Я,мышканорушка.Лягушка.Я,лягушкаквакушка.Зайчик.Я,зайчикпопрыгайчик.Лисичка.Добрый день, мышканорушка, лягушкаквакушка и зайчикпопрыгайчик!(При произнесении слов приветствия лисичка соответственно поворачиваласьк каждому сказочному персонажу.)Зайчик, мышка и лягушка(хором). Добрый день, лисичкасестричка!Иди к нам жить.Лисичка.Спасибо большое. (Все персонажи входят в дом.)Ведущий.Когда начало темнеть и наступил вечер,у дверей теремка остановился волк.Волк.Уу! Уу! Уу! Уу! Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?Мышка.Здесь живу я,мышканорушка,и мои друзья: зайчикпопрыгайчик, лягушкаквакушка, лисичкасестричка.Волк.Добрый вечер, мышканорушка, лягушкаквакушка, зайчикпопрыгайчик, лисичкасестричка!А я волксерый бочок.Зайчик.Иди к нам жить. Впятером веселей будет.Волк.Спасибо!Обсуждение:Ребята, как вы уже и сами догадались, мы просмотрели с вами русскую народную сказку «Теремок». Все герои сказки между собой были вежливы, говорили друг другу волшебные слова.Что сказала лягушкаквакушка при встрече с мышкойнорушкой? Какое волшебное слово она произнесла?А что ей ответила мышка?(Слово «здравствуйте» называют «волшебным». Его произносят друг другу и люди, когда вновь встречаются. Произнося «здравствуйте»,мы желаем другим здоровья и всего самого хорошего в этот день. Но его волшебная сила проявляется, толькоесли слово правильно произнести).Вы заметили,как его произнесли лягушкаквакушка и мышканорушка?А кто еще утром пришел к теремку?Как он поприветствовал его обитателей? Какое «волшебное» словоон сказал мышкенорушке и лягушкеквакушке?Что зайчику ответили мышка и лягушка?А кто прибежал к теремку, когда уже наступил день?Какое «волшебное» слово сказала лисичкасестричка, увидев обитателей теремка?Что они ответили лисичке?Кто еще остановился у теремка?Когда волк подошел к теремку и увидел его обитателей, как он поприветствовал их?Ребята, как произносили волк, лисичка, зайчик и лягушка «волшебные» слова?Остановка 2(иградраматизация по рассказу В. Осеевой «На катке»)Действующие лица: Витя, мальчик,толкнувший Юлю, друзья Вити (Юля, Костя, Витя, Толя).Действие проходит на катке.Ведущий.День стоял солнечный и морозный. Лед блестел. На катке катаются маленькая девочка Юля и несколько ребят постарше. (Дети, одетые в облегченную одежду, производят движения, имитирующие катание на коньках. Один из ребят пытался удивить своих товарищей: делал «ласточку», крутился на одной ноге.)Костя и Витя.Молодец! Вот это да!(Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на маленькую девочку Юлю. Она упала и заплакала.)Витя.Я нечаянно... Ушиблась? Тебе очень больно?(Говоря это, он помог ей подняться, отряхивал одежду.)Юля.Коколенку...больно.Витя.Давай я тебе помогу дойти до скамейки. Ты посидишь немного, иона пройдет.(Дети отправились к скамейке.)Витя.Прости меня, я ведь нечаянно. Как коленка? Прошла?Юля (улыбаясь). Ничего. Спасибо тебе.Обсуждение:Что произошло на катке?Кто виноват в том, что маленькая девочка упала?Что сделал мальчик, чтобы загладить свою вину?Как он попросил прощения у Юли? Что он ей сказал?Девочка простила Витю?Остановка 3 (настольный театр по мотивам сказки «Морозко»)Действующие лица: Алена, очень добрая и трудолюбивая девочка, Маша (ее сестра, очень красивая, но злая), Мороз Иванович, Яблоня, Птичка, Зайчик.Ведущий.В некотором царстве, в некотором государстве жилибыли дед да баба. И было у них две дочери. Старшую звали Маша, младшую ‬Алена. Маша сама никогда не работала, а всю работу на младшую сестру взваливала. А сама только около зеркала красовалась. Так же она поступила и в это утро. А что случилось дальше, смотрите сами.Маша.Ой, наскучило мне в постели лежать. А нука,Алена,подай мне сарафан. А потом воды натаскай, пол подмети да обед приготовь, пока я одеваюсь.Алена.Хорошо, сестрица. (Подала ей платье.)Ведущий. И сказав эти слова, пошла к колодцу.Алена.Сейчас я ведерко опущу и водицы наберу. (Но ведерко падает в колодец.) Ой! Что же я наделала!Что я теперь дома сестрице скажу? Она ведь меня из дома прогонит. Но делать нечего, нужно идти домой и все рассказать. А там будьчто будет.Ведущий.Заходит она в дом, а старшая сестра перед зеркалом стоит,прихорашивается.Маша. Свет мой, зеркальце,скажи, да всю правду расскажи. Яль на свете всех милее, всех румяней и белее? Увидев Алену, говорит: «Ну что,сходила за водой?»Алена.Я...я уронила ведро в колодец...Маша(в гневе). Что? Ах ты, несчастная!Как ты смогла ведро в колодец уронить? Сама беду сделала, сама и исправляй. Как хочешь, так ведро и доставай. И без него домой не приходи.Ведущий.И пошла Алена к колодцу.Алена.(По дороге к колодцуона говорит печальным голосом.)Что же мне делать? Ведь колодец очень глубокий... Прыгну я в колодец, и будьчто будет!Ведущий.И прыгнула... Очнулась она на чудесной поляне.Алена.Ах, как здесь красиво! Только где же мое ведерко? Пойду я, пожалуй, по этой тропинке. Может,кого встречу, тогда и спрошу о своем ведерке.Ведущий.Много или мало она шлаи вдруг видит перед собой яблоньку. А на яблоньке этой золотые яблочки. Стоит она и листочками шевелит, а сама будто стонет.Яблоня.Ох! Налились мои яблочки соком...тяжело мне. Веточки к земле так и гнутся. Помоги мне, девочка, сними мои наливные яблочки.Алена.Хорошо, яблонька. Сейчас я ухвачусь за твой ствол. Вот так и потрясу.Ведущий. Сделала девочка,как сказала,и яблочки на землю сами посыпались.Алена. Ну вот,теперь твои веточки распрямятся.Яблоня.Спасибо тебе, девочка. Я знаю, ты за ведерком в колодец спустилась. Иди прямо по этой тропинке и скоро его найдешь.Ведущий.Поблагодарив яблоньку, пошла девочка дальше. Идет дальше и видит, что под деревцем сидит зайчик и плачет.Алена.Зайчик, что случилось? Почему ты плачешь?Зайчик.Как мне не плакать... Я упал и лапку поранил.Алена.Не плачь, зайчик, я тебе лапку сейчас перевяжу,и она у тебя скоро заживет. И будешь ты также быстро бегать, как ипрежде.Зайчик.Спасибо тебе, девочка!Ведущий. И пошла Алена дальше. И чем дольше шла, тем холоднее становилось. Вышла девочка на поляну белуюбелую. И земля и деревья были покрыты снегом. А в центре, на пенечке, сидит Мороз.Алена. Здравствуй, дедушка!Мороз.Здравствуй, Аленушка!Знаю, знаю,зачем ты в такую стужу ко мне пришла. Ты ведерко в мой колодец уронила. Отдам я тебе твое ведерко. Вот оно, возьми. А за то, что ты яблоньке помогла и зайчика вылечила, я тебе брошь подарю. Спасибо тебе, девочка, зато, что не обидела моих друзей.Алена.И вам спасибо, дедушка! До свидания!Ведущий.А в это время старшая сестрица дома около зеркала сидит. А около нее собачка бегает и потявкивает.Собачка.Тяв! Тяв! Тяв! Младшая дочка с дорогим подарком придет. А старшую никто замуж не берет.Маша.Замолчи, негодная!Ведущий.В это время входит Алена в дом. А Маша кричит.Маша.Ну что, принесла ведерко?Алена.Принесла.Маша (подходя к ней). А что это у тебя на груди? Ах, какая брошь красивая!Я тоже такую хочу. От кого ты такой подарок получила?Алена.От дедушки Мороза.Маша.Я тоже к нему пойду. Он мне не только брошь подарит, но и целый сундук всяких нарядов.Ведущий.И пошла. Тоже прыгнула в колодец и очутилась на поляне.Идет и видит:стоит яблонька и стонет.Яблоня. Ох! Тяжело мне. Мои наливные яблочки веточки гнут. Помоги мне, девочка, сними яблочки.Маша.Да как бы не так! Буду я себя утомлять, ручки свои подыматьда к веточкам тянуться, чтобы яблочки снять. Сами попадают. (И ушла.)Ведущий.Идет она дальше. И видит:птичка на земле лежит со сломанным крылышком.Птичка.Помоги мне, девочка!Я крылышко сломала.Маша. Как бы не так! Буду себя утруждать. Пусть тебе другие помогают. (И пошла дальше.)Ведущий.Долго ли коротко ли, вышла она на поляну, где сидит Мороз Иванович.Мороз. Здравствуй, девица!Что тебе надобно?Маша.Пришла я к тебе за подарком. Моей сестре ты брошь подарил,и я тоже хочу.Мороз.Так,значит,ты сестра Аленушки?Да за что тебе подарок дарить? Пока ты в моем царстве была,никому не помогла: яблоня просила тебя яблочки снять‬ ты отказалась; птичку не полечила...Но раз тебе не совестно, так вот тебе и награда.Ведущий.И дал Мороз ей бриллиант во всю ладонь. Но не успела девица выйти из колодца, он растаял. Маша (стоя у колодца). Ах, мой бриллиант растаял! Обманул меня старик!Обсуждение:Ребята, какая из героинь вам больше всего понравилась? Аленаили Маша?Почему (имя ребенка) тебе понравилась Алена?Что тебе понравилось в Маше?Какая из сестер самая хорошая и добрая?Что произошло с Аленой, когда она пошла за водой?Как она очутилась в царстве Деда Мороза?Кого она там встретила?Как она помогла яблоньке и зайчику?Эти поступки добрые?А почему Маша прыгнула в колодец?Кого она там встретила?Как она им помогла?Что можно сказать о Маше? Какая она?Что можно сказать об Алене?Остановка 4(иградраматизация по рассказу В.Осеевой «Просто старушка»)Действующие лица: бабушка, Коля, мальчик оказавший помощь бабушке и Маша, спутница Коли. Действие происходит на улице. По дороге идут мальчик и девочка. А впереди них идет старушка. Наступив на кожуруот банана, она падает.Коля.Посмотри, бабушка упала. Надо ей помочь. На, подержи мой портфель! (Отдав портфель, мальчик бежит к бабушке.)Бабушка.Ох, ох... Батюшки! Как же я так. Ух! (А сама пытается подняться,но у нее ничего не получается.)Коля.Бабушка, вы ушиблись?Бабушка. Ничегоничего,мальчик. Только вот встать никак не могу. Старая уж стала...Коля.Давайте я вам помогу. ( И сказав это, помогает ей встать.)Бабушка.Ой, спасибо, внучек! Большое спасибо! Что бы я без тебя делала!Коля.Ничего особенного (возвращается к своей спутнице, которая стояла поодаль и наблюдала за происходящим).Маша(отдав ему портфель). Это твоя бабушка?Коля. Нет.Маша. Нет? Тогда, это, наверное, твоя мама?Коля.Нет.Маша (не унимается). Ну, тогда тетя? Или знакомая?Коля. Да нет же! Нет! Это просто старушка. Я ее не знаю. Но она упала и не могла встать, а я ей просто помог.Обсуждение:Что случилось с бабушкой, которая шла впереди Коли и Маши? Как же поступил Коля, увидев это?Он знал эту старушку раньше? Что Вы можете сказать о его поступке?А что сделала Маша?Что Вы можете сказать о ее поведении?Остановка 5(инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»)Действующие лица: Мальчик Юра и его сестра Надя. Дети сидят на коврике. Около мальчика было много игрушек: машинки, волчок, неваляшка. Но он играл только с танком. Рядом играла Надя скуклами. Но через некоторое время девочке надоедает играть со своими игрушками,и она обращается к брату. Надя.Юра, дай мне волчок!Юра.Вот еще! Не тронь моего волчка! (А сам сгребает все игрушки в кучу и пытается закрыть их своим телом от сестры.)Надя(обиженным голосом) А ты... а ты тогда не тронь моих кукол (и подальше отсаживается от брата, на другой край коврика).Ведущий.Дети расселись по разным углам, но скоро им стало очень скучно.Обсуждение:Ребята, почему детям стало скучно? Как вы думаете, почему они не смогли играть вместе? Что вы можете сказать о поступке Юры? Он поступил правильно? Как вы думаете, почему он так поступил? Как вы считаете, позже мальчик понял, что поступил плохо по отношению к своей сестре? Как он мог бы исправить свою ошибку и помириться с Надей?

Итак, народная сказка играет большую роль в нравственнодуховном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка, раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки и пр. Она важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки и т. д.

Ссылки на источники1.Кондрашова Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации //Стандарты и мониторинг в образовании. − 2009. − № 5. − С. 21.2.Мельникова Н. В. Развитие нравственной серы личности дошкольника: дис. …дра психол. наук.‬Казань, 2009. ‬320 с.3.Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. ‬М.: Просвещение, 1985. − 267 с.4.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6‬7 лет. ‬М.: Педагогика, 1992. −160 с.5.Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р. С. Буре, Г.Н.Година, А. Д. Шатова и др.; под ред. А. М. Виноградовой. ‬М.: Просвещение, 1999. − 96 с.6.Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. ‬М.: Дрофа, 2006. − 176 с.7.Титаренко Т. М. Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение // Дошкольное воспитание. ‬1980. − № 10. − С. 32‬35.8.Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание. − 1983.− № 4.− С. 68‬71.9.КондрашоваН.В.Духовнонравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности в условиях поликультурного региона // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. ‬2012. ‬№ 7. ‬С. 606‬616. ‬URL: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45.10.МельниковаН. Указ. соч.‬С.27‬54. 11.Волков Г.Н. Этнопедагогика. − М.: Изд.центр «Академия», 2000. − 176 с.12.Кондрашова Н. В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ‬2013. ‬№2. ‬С. 38‬39. 13.Кондрашова Н. В. Использование народной педагогики в современных ДОУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ‬2013. ‬№7. ‬С. 152‬153.

Natalya Kondrashova,candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogics of preschool and primary education State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva, Saransknatakondrashova@mail.ruMarina Shorcheva,2nd year student of the faculty of pedagogical and artistic education State Mordovian Pedagogical institute named after M.E. Evseveva, SaranskTraining of preschool teachers education to work in a multicultural regionAbstract.The article outlines the importance and peculiarities of spiritualmoral education of children in preschool period of childhood. The authors provide scientific and methodological bases of folk tales in the process of exposure of preschool children to the spiritual and ethnocultural heritage.Key words:preschool education, moral education, fairy tale, folk pedagogics.References1.Kondrashova, N.V. (2009) “Tendencii razvitija doshkol'nogo obrazovanija v uslovijah regionalizacii”, Standarty i monitoring v obrazovanii, № 5, р. 21.2.Mel'nikova, N.V. (2009) Razvitie nravstvennoj sery lichnosti doshkol'nika:dis. …dra psihol. nauk, Kazan', 320 р.3.Zaporozhec, A.V. (1985) Jemocional'noe razvitie doshkol'nika, Prosveshhenie, Moscow, 267 р.4.Nepomnjashhaja, N.I. (1992) Stanovlenie lichnosti rebenka 6‬7 let, Pedagogika, Moscow,160 р.5.Bure, R.S., Godina, G.N., Shatova, A.D. and Vinogradovа, A.M. (ed.) Vospitanie nravstvennyh chuvstv u starshih doshkol'nikov, Prosveshhenie, Moscow,96 р.6.Jakobson, S.G. and Solov'eva, E.V. (2006) Doshkol'nik. Psihologija i pedagogika vozrasta, Drofa, Moscow, 176 р.7.Titarenko, T.M. (1980) “Vlijanie nravstvennyh predstavlenij doshkol'nikov na povedenie”, Doshkol'noe vospitanie, № 10,рр. 32‬35.8.Subbotskij, E.V. (1983) “Nravstvennoe razvitie doshkol'nika”, Doshkol'noe vospitanie, № 4,рр. 68‬71.9.Kondrashova, N.V. (2012) “Duhovnonravstvennoevospitaniedoshkol'nikovposredstvomigrovojdejatel'nostivuslovijahpolikul'turnogoregiona”, PolitematicheskijsetevojjelektronnyjnauchnyjzhurnalKubanskogogosudarstvennogoagrarnogouniversiteta, № 7, рр. 606‬616. Available at: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45 10.Mel'nikova, N.V. (2009) Razvitie nravstvennoj sery lichnosti doshkol'nika:dis…dra psihol. nauk, Kazan', 320 р.11.Volkov,G.N. (2000) Jetnopedagogikа,Izd. centr“Akademija”,Moscow,176 р.12.Kondrashova. N.V. (2013) “Regional'nye osobennosti soderzhanija doshkol'nogo obrazovanija: teorija i praktika”, Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, № 2,рр. 38‬39.13.Kondrashova, N.V. (2013) “Ispol'zovanie narodnoj pedagogiki v sovremennyh DOU”, Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, № 7,рр. 152‬153.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»