Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках проведения спецкурса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Розум Е. В. Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках проведения спецкурса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14101.htm.
Аннотация. В статье освещен содержательный аспект спецкурса по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтов в учебно-воспитательной работе с учащимися, определена методика формирования организационных и коммуникативных умений, умений контролировать свои эмоции и толерантного отношения к ученикам и коллегам, умений анализировать свою деятельность и деятельность учащихся, решать разнообразные педагогические и конфликтные ситуации, быстро принимать оптимальные решения в возникающих ситуациях и т. д.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Розум Екатерина Викторовна,соискатель кафедры педагогики ГУ «Южноукраинский педагогический университет им. К. Д. Ушинского», г. Одессаkatenka_yo@bk.ru

Экспериментальная работа по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций в рамках проведения спецкурса

Аннотация. В статье освещен содержательный аспект спецкурса по формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтов в учебновоспитательной работе с учащимися, определенаметодика формированияорганизационных и коммуникативных умений, умений контролировать свои эмоции и толерантного отношения к ученикам и коллегам, умений анализировать свою деятельность и деятельность учащихся, решать разнообразные педагогические и конфликтные ситуации, быстро принимать оптимальные решения в возникающих ситуациях ит.д.Ключевые слова:спецкурс, конфликт, конфликтная ситуация, толерантность, будущие учителя.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Система высшего образования, по сравнению с другими социальными институтами, отличается разнообразием функциональных, ролевых, межличностных, межгрупповых взаимосвязей. Эти взаимосвязи сложны, неоднозначны, иногда запутанны, поскольку охватывают педагогическую, социальную, психологическую, экономическую, юридическую и многиедругиесферыжизнедеятельности. При таком разнообразии отношений неминуемы столкновения интересов, установок, мнений, позиций, потребностей людей. Эти столкновения проявляются в конфликтах и конфликтных ситуациях, часто имеющих разрушительные последствия. Особенно это касается учителей, деятельность которых насыщена разнообразными конфликтными ситуациями, возникающими в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами по работе и т.д.,поэтому формирование готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтов в будущей профессиональной деятельности является важной задачей, стоящей перед высшим педагогическим учебным заведением. Исследуя проблемы решения конфликтов в педагогическом коллективе, О.Поенко акцентирует внимание на том, что их возникновение обусловлено определенными действиями и характером общения учителя, общей обстановкой в школе, характеризующейся:невозможностью учителя прогнозировать на уроке поведение учащихся;неожиданностью их поступков, нарушающих запланированный ход урока и вызывающих у учителя раздражение и желание любыми способами предотвратить это;недостаточностьюинформации о причинах происшедшего, что усложняет выбор оптимального поведения исоответствующего обстановке тона обращения;желанием любыми средствами сохранить свой социальный статус [1].

В нашем исследовании под готовностью будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и решению конфликтов мы понимаем интегрированное профессиональное качество личности специалиста, включающее знания, умения и навыки, установки, личностные качества, позволяющие предупреждать конфликтные ситуации, а также решать их в случае их возникновения в будущей профессиональной деятельности.В структуре указанной готовности нами выделены такие компоненты, критерии и показатели их сформированности:Мотивационный компонент, который оценивался при помощи побудительного критерия по таким показателям: наличие положительной мотивации кпедагогическойдеятельности, наличие положительной мотивации кдостижению успеха.Когнитивный компонент, который оценивался при помощи содержательного критерия по таким показателям: наличие знаний по видам конфликтов и причин их возникновения, знание способов предотвращения возникновения конфликтов.Аналитический компонент, который оценивался при помощи операционального критерия по таким показателям: сформированность организационных и коммуникативных умений.Поведенческий компонент, который оценивался при помощи эмоциональноценностного критерия по таким показателям: умениеконтролировать свои эмоции; толерантное отношение к ученикам и коллегам.Деятельный компонент, который оценивался при помощи оценочного критерия по таким показателям: умение анализировать свою деятельность и деятельность учащихся; умение предотвращать конфликтные ситуации.В соответствии с выделенными показателями были определены триуровня (высокий, средний и низкий) сформированности готовности будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и решению конфликтов.По результатам констатирующего этапа эксперимента было установлено, что преимущественное большинство студентов находилось на низком уровне (46,4%), на среднем уровне –39,1%, на высоком уровнебыло зафиксировано всего лишь 14,5%.С целью повышения уровней сформированности исследуемой готовности в рамках диссертационного исследованиябыл разработан спецкурс «Основы формирования готовности будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и решению конфликтов». Спецкурс рассчитан на 36 часов, из которых 8 часов отводилось на лекции, 10 часов–на практические занятия, 10 часов–на самостоятельную работу студентов и 8 часов –на выполнение индивидуальных творческих заданий.Целью спецкурса было формирование и развитие знаний, умений, качеств, являющихся составляющими определенных нами компонентов в структуре готовности будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и разрешению конфликтов в общеобразовательном учебном заведении, а именно: мотивационного, когнитивного, аналитического, поведенческого, деятельного, которые оценивались при помощи соответствующих критериев: побудительного, содержательного, операционального, эмоциональноценностногои оценочного.Задача спецкурса состояла в ознакомлении студентов с видами конфликтов и причинами их возникновения, формировании организационных и коммуникативных умений, умений контролировать свои эмоции и воспитании толерантногоотношенияк ученикам и коллегам, уменияанализировать свою деятельность и деятельность учащихся, решать разнообразные педагогические и конфликтные ситуации, быстро принимать оптимальные решения в возникающих ситуациях и т.д.В проведении спецкурса приняли участия студенты IIIкурса института языков мира Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д.Ушинского. Заметим, что в ходе спецкурса комплексно реализовывались выделенные педагогические условия, способствующие формированию готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтов в учебновоспитательном процессе, а именно: стимулированиеразвития нравственных и эмоциональноволевых качеств будущих учителей гуманитарных дисциплин;создание толерантной образовательновоспитательной среды в высшем педагогическом учебном заведении;насыщение учебновоспитательного процесса интерактивными методами, способствующими формированию у будущих учителей умений и навыков решения конфликтов.Экспериментальная работа проводилась в три этапа:1.Ознакомительный этап предусматривал приобретение студентами знаний по предотвращению и разрешению конфликтов,средствами реализации педагогических условий на этом этапе выступили: лекции, семинары, диспуты, минилекции.2.Основной этап подразумевалприобретение будущими учителями необходимых умений и навыков при помощи разнообразных тренингов, ролевых игр, работы с педагогическими плакатами, анализа педагогических задач и разрешения конфликтных ситуаций, а также проведенияразличных внеаудиторных видов работы (просмотр фильмов, игра«Брейнринг», фестивальнародов мира).3.Заключительный этап включалприменение студентами знаний, умений, навыков во время прохождения летней и школьной педагогических практик.Рассмотрим содержательный аспект разработанного спецкурса.На первой лекции «Сущность и виды конфликтов» при помощи наводящих вопросоввыяснялось представление студентов о сущности конфликтов и конфликтных ситуаций,видах конфликтов, между кем бывают конфликты и как их решать. Лекция вызвала большой интерес у студентов, поскольку не было монологической беседы преподавателя, они отвечали на вопросы и имели возможность размышлять, высказывать свою точку зрения.Лекция прошла продуктивно, поскольку студенты были заинтересованы в вопросах, которые задавал преподаватель, и сами задавали много интересных вопросов. Во время проведения лекции студенты вспоминали, какие конфликты и конфликтные ситуации возникали у них в школьные годы,определяли их виды, находили причины их возникновения и т.д. В ходе такой интерактивной лекции также обращалось внимание студентов на важность развития умений сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к высказываниям однокурсников, уменияправильно выражать свои мысли и пр.Полученный теоретический материал на лекции стал основой для проведения практического занятия в форме деловой игры «Виды конфликтов в современной школе». Студенты были разделены на группы;они сначала придумывали различные конфликтные ситуации, потом выходили перед аудиторией и проигрывали их, в конце ситуации предлагали свои варианты решения ситуаций. Другие группы предлагали свои варианты выхода из предложенной конфликтной ситуации. При помощи этой деловой игры студенты смогли увидеть, какие могут быть конфликты и конфликтные ситуации,и проиграть их, чтобы лучше понять, как надо поступать, чтобы этого избежать.После лекции и практического занятия студентам было предложено самостоятельно проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по видам конфликтов и написать эссе, в котором были бы раскрыты вопросы: все ли конфликты являются негативными? Какая польза может быть от конфликта в коллективе учащихся?В ходе второй лекциибеседы «Причины возникновения конфликтов»были поставлены следующие вопросы: почему возникают конфликты и между кем они возникают? Поскольку студентына втором курсе на занятиях по психологии, педагогике и этике уже имели возможность немного ознакомиться с причинами возникновения конфликтов, мы построили лекциюбеседу с повторением и углублением материала, целью которой было осознание будущими учителями причин, влияющих на развитие конфликта между участниками педагогического процесса. Заметим, что лекциябеседа вызвала интерес у студентов, поскольку она была не только рассказом педагога, но и диалогом преподавателя со студентами на основании имеющихся у них знаний. Вследствие проведенной лекциистуденты смогли понять причины возникновения конфликтов ито, между кем они могут возникнуть.Для закрепления, наглядности и углубления материала прошедшей лекции студенты получили задание для самостоятельной работы «Подготовка к защите педагогических плакатов», проведение которой предполагалось на практическом занятии. Было предложено придумать педагогические плакаты, на которых изображены конфликты между учеником и учеником, учеником и учителем, учеником и родителями, учителем и родителями, учителем и администрацией. Заданием для студентов было нарисовать плакаты с различными педагогическими конфликтными ситуациями,придумать причины,вызвавшие конфликт, изображенный на плакате, и предложить свой вариант его решения.Составление педагогических плакатов давало возможность будущим учителям овладеть знанием относительно причин возникновения конфликтов и продумать пути их решений.Следующаяпроблемная лекция «Моральные и эмоциональноволевые качества учителя»предусматривала определение необходимых моральных качеств учителей, правил поведения, регулирующих гуманные отношения между людьми в любой ситуации, также умение владеть собой, сдержанность и свободу саморегуляции поведения и власти над собой, что необходимо в экспериментальной работе для формирования готовности будущих учителей к предупреждению и решению конфликтных ситуаций.

В ходе проблемной лекции мы использовали метод «мозгового штурма», в котором после постановки задачи можно выдвигать самые невероятные и, казалось бы, самые нелепые способы решения для нахождения ответов на очень сложные вопросы. Студенты были разделены на несколько групп, которые за определенное время должны были предоставить свой вариант решения предложенной проблемы. Внимание было сосредоточено не только на правильности ответа, но и на аргументации, при помощи которой студенты описывали свою точку зрения. При этом мы обращали внимание студентов на необходимостьвыслушивать различные предложения, корректно относиться друг к другу, сдерживать свои эмоции и т.д.

Для усовершенствования и закрепления знаний, полученных во время проблемной лекции, студентам была предложена самостоятельная работа «Разработка ситуаций, направленных на формирование профессиональных и личностных качеств, необходимых для предупреждения конфликтных ситуаций». Они должны были сами придумать конфликтные ситуации и определить пути их решения, используяразличные источники (Интернет, библиотека, педагогическая пресса и др.). Заметим, что такая работа способствовала более прочному усвоению студентами знаний о профессиональных и личностных качествах, в частности моральных и эмоциональноволевых, которые необходимы учителю для предупреждения конфликтных ситуаций.Подготовленные во время самостоятельной работы ситуации легли в основу проведения практического занятия. Занятие проходило в виде семинарадискуссии «Должен ли учитель вмешиваться в конфликты учеников?». Заметим, что дискуссия проходила очень интересно, поскольку студенты высказывали различные мысли о роли и действиях учителя в конфликтных ситуациях между учениками, основываясь на личном жизненном опыте. Нашей основной задачей во время дискуссии было создать доброжелательную обстановку, не «накалять» эмоции участников. После проведения дискуссии студенты сделали выводы о том, что учительпрежде всегодолжен создать такие условия, чтобы конфликтная ситуация не переросла в конфликт, а для этого нужно научиться слушать учеников, понимать их и уметьсдерживать свои эмоции.С учетом реализации педагогического условия «Создание толерантной образовательновоспитательной среды в высшем педагогическом учебном заведении»была разработана лекциябеседа «Толерантная среда учебного заведения как условие предупреждения конфликтов», целью которой было выяснениемнения студентов относительно толерантности учителя. Для этого было поставлено несколько вопросов, например:«Должен ли учитель быть толерантным по отношению к коллегам и ученикам?»;«Что такое толерантная среда?»;«Должен ли учитель знакомить учащихся с культурой, религией, традициями и обрядами других стран?»Лекция позволила студентам понять важность осведомленности о культуре и традициях разных стран мира, что позволяет более терпимоотноситься к представителям других национальностей и вероисповедания.Для закрепления материала лекции была проведена деловая игра по теме «Должен ли учитель быть толерантным?». В ходе лекции будущие учителя приходили к мнению о том, что часто в школе, даи не только, конфликты возникают изза непонимания традиций и особенностей поведения людей другой национальности. Это приводит к насмешкам, обидам и в конце концов –к конфликтам. Поэтому учитель должен проводить целенаправленную работу, знакомядетей с традициями, обрядами других стран, воспитывая у них таким образом толерантное отношение к людям любой национальности и религии. С целью получить представлениео культуре и традиций разных народов в рамках внеаудиторной работы был проведен «Фестиваль народовмира», на котором студентами были показаны некоторые культурные традиции, обрядыразныхнациональностей. В ходе спецкурса также проводились различные ролевые и деловые игры, приближенные к будущей профессиональной деятельности; тренинги эмоциональной саморегуляции и коммуникативного общения и т.д.Полученные в ходе проведения спецкурса знания, умения и навыкистуденты использовали и совершенствовали во время прохождения летней и школьной педагогических практик. Перед практикой студенты были собраны на установочную конференцию, где они получили задание перед практикой, которое предусматривало разработку собственных воспитательных мер по предотвращению конфликтных ситуаций, использование своего портфолио, проверку и совершенствование знаний и навыков, полученных во время практических занятий, внеаудиторных занятий, лекцийи во время самостоятельной работыс последующим анализом собственной деятельности, чтоосуществлялось с помощью дневника наблюдений во время прохождения практики. Одной из задач, котораядолжнабылаотразиться в дневнике, был анализ своей деятельности по предотвращению и решению конфликтных ситуаций. Студенты также анализировали работу более опытных вожатых, которые достигли успеха в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций.В период летней практики будущие учителя овладели такими умениями:устанавливать педагогические правильные отношения с детьми, коллегами и подростками в условиях лагерной смены;организовывать различные формы воспитательной работы со школьниками, сочетая коллективную деятельность с индивидуальной;ежедневно организовывать и проводить воспитательные мероприятия,которые обеспечивают активный отдых детей и предотвращают возникновение конфликтов;углублятьи закреплятьзнания, полученныена лекциях и практических работах в ходе спецкурса;применятьполученныеранее знанияпо решению и предотвращению конфликтов;осознаватьи анализироватьсвоюпедагогическую деятельность;создаватьусловиядля толерантного общения;устанавливать бесконфликтные отношения с детьми иподростками, коллегами, администрацией;проводить беседы на моральноэтические темы о дружбе, честности, вежливости, чуткости и т.д.В процессе педагогической практики студентами применяли различные мероприятия: игры, концерты, беседы, прогулки, просмотркино и др.Онибыло подготовлены студентами заранее, для тогочтобы организовать интересную жизнь в лагере и предотвратить конфликты. Таким образом,студенты закрепили полученные знания на спецкурсе и приобрели новые, которые необходимы для будущей деятельности в реальной практике.Также студенты проходили педагогическую практику на четвертом курсе в школе.За педагогическую практику в школебудущие учителя овладели такими умениями:определять конкретные учебновоспитательные задачи с учетом возрастных психологофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся для преодоления и разрешения конфликтов;наблюдать за работой учителейпрактиков по предотвращению и разрешению конфликтови анализировать ее;подбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся;осваивать основные формы внеурочной воспитательной работы с учащимися;осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе;осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности;составлять конспекты, сценарии, проводить методический анализ педагогической деятельности.На протяжении школьной педагогической практики студенты также вели дневник, где фиксировали проделанную работу, оценивали деятельность учителя, анализировали и оценивали свою деятельность, которую они осуществляли на уроках и во время внеклассной работы, проводили анализ знаний, навыков и умений, которых им не хватало для эффективной будущей деятельности в учебновоспитательных заведениях.Заметим, что разработанный спецкурс и прохождение педагогической практикиспособствовали повышению уровней готовности будущих учителей гуманитарного профиля к предупреждению и решению конфликтов в учебновоспитательном процессе общеобразовательной школы. Это подтвердили результаты, полученные во время проведения повторного диагностирования. Так,в экспериментальной группена низком уровне осталось 8,52% (было–46,4%) будущих учителей; на среднем уровне выявлено 53,2% (было–39,1%) студентов; высокий уровень показали38,28% респондентов (было–14,5%). Таким образом, внедрение в учебновоспитательный процесс педагогического вуза разработанного спецкурса, предусматривающего реализацию выделенных педагогических условий, способствовало повышению результатов уровней готовности будущих учителей гуманитарного профиля к разрешению и предупреждению конфликтов в учебновоспитательной работе с учащимися.

Ссылки на источники1.ПоенкоО. Н. Понимание учителем личности ученика подросткового возраста как фактор решения межличностных и педагогических конфликтов: дис. канд. психол. наук: 19.00.07.–Киев, 2001.–199с.

Ekaterina Rozum, PhD Student at the chair of pedagogicsSouth Ukrainian National Pedagogical University after K.D. Ushinskiy, Odessakatenka_yo@bk.ruExperimental work onthe formation of future teachers, specialised in the prevention and settlement of conflictswithin the framework of special courseAbstract.The author highlights the substantive aspect of the special course on the formation of readiness of the future teachers to resolve and prevent conflicts in educational work with students; defines the method of forming organizational and communication skills, ability to control their emotions and tolerant attitude towards students and colleagues, skills to analyze its operations and activities students to solve a variety of pedagogical and conflict situations, quickly make the best decisions in emerging situations, etc.Key words:special course, conflict, conflict situation, tolerance, future teachers.

References1.PoenkoO. N. Ponimanieuchitelemlichnostiuchenikapodrostkovogovozrastakakfaktorreshenijamezhlichnostnyhipedagogicheskihkonfliktov: dis. kand. psihol. nauk: 19.00.07. Kiev, 2001. 199 s.(inRussian).

Рекомендовано к публикации:Осиповой Т.Ю., кандидатом педагогических наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт