Cовременные технологии краеведческого образования в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гайсина Р. С. Cовременные технологии краеведческого образования в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14111.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей современных подходов к организации школьного краеведения. Обосновывается актуальность краеведческого образования в настоящее время, приводятся разнообразные аспекты его реализации в начальной школе, рассматриваются научно-педагогические и методические основы программы изучения природы своего края младшими школьниками.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гайсина Райса Сахиевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования СтерлитамакскогофилиалаФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамакraisa.gais@rambler.ru

Cовременные технологии краеведческого образования в начальной школе

Аннотация.Статья посвящена раскрытию особенностейсовременных подходов к организации школьного краеведения. Обосновывается актуальность краеведческого образования в настоящее время, приводятся разнообразные аспекты его реализации в начальной школе,рассматриваютсянаучнопедагогические и методические основы программы изучения природы своего края младшими школьниками.Ключевые слова:школьное краеведение, связь краеведения с дисциплинами начальной школы, этнокультурное воспитание младших школьников, содержание программы краеведческого курса.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Любовь к Родине,чувство национальной гордости формируются у человека с самого раннего детства, с ощущения родного края, земли, на которой он родился и вырос. Окружающая природа во все времена была великолепным воспитателем, мощным источником становления патриотических чувств, чувства личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.Природа –естественная лаборатория по формированию экологической культуры школьников на местном материале: приобретаются знания об особенностях своего региона, о правильном и разумном отношении к природе своей местности, формируются навыки экономного и бережного использования естественных ресурсов, осуществляется становление активной гуманной позиции по отношению к природе не только своего края, но иобщего дома –планеты Земля. Общение с природой обогащает психику ребенка, совершенствует его эстетический вкус, умение чувствовать красоту, нравственные качества, патриотические чувства, чуткость к окружающему, способствует физической закалке.Под школьным краеведением в преподавании понимается всестороннее изучение учащимися своего края [1]. Различают историческое, географическое, литературоведческое, природоведческое, экологическое краеведение.Учебными планами начальной школы предусматривается познание учащимися особенностей региона своего проживания(республики, административного края, автономного округа, области). Для обозначения его применяется термин «свой край». В то же время продолжается познание близлежащей территории, доступной для непосредственного исследования учащимися. Это окрестности своего населенного пункта (города или села)–своя местность.Непосредственное изучение особенностей своего края в течение времени, выделенного учебной программой по окружающемумиру,предполагается осуществлять по общепринятому типовому плану с учетом возрастных особенностей младших школьников: географическое положение территории края, погода,особенности сезонов года, водоемы, почва, природные сообщества, растения, животные края, охрана и рациональное природопользование на территории края, заповедные места [2]. Современные курсы базисного учебного плана «Окружающий мир» не являются чисто краеведческими. Однако многие из них включают краеведческие темы. Так, в курсах,разработанных З.А. Клепининой, А.А. Плешаковым, целые разделы посвящаются краеведению. В их содержании представлены задания по изучению особенностей своего края и тексты, отражающие характер природы средней полосы России [3]. Многие учителя, привыкшие следовать за учебником, посвящают большую часть выделенного времени на изучение именно этих общих сведений, а не природы своего края. Выход из сложившейся ситуации заключается в использовании пособий, научнопопулярной и художественной литературы о природе своего края. В случае отсутствия таковых у учителя он собирает собственную педагогическую копилку, включающую журнальные и газетные вырезки местных средств информации, рисунки, фотографии, краеведческую литературу.Реализация краеведческого принципа с успехом осуществляется не только на уроках окружающего мира, но и на уроках по другим дисциплинам начальной школы. Использование описания природы поэтами и прозаиками своего края на уроках русского языка, родного языка, литературного чтения способствует формированию образного и художественноэстетического восприятия мира природы, бережного отношенияк неповторимой красоте природы края, стимулирует у обучающихся интерес к окружающему миру,наблюдениям за природными объектами и явлениями, желание сравнить свои впечатления с описанием. Не менее тесна связь окружающего мира с учебными дисциплинами художественноэстетического цикла. Образы, формируемые в ходенаблюдений за природой своего края, широко используются детьми на занятиях по изобразительному искусству, а вызванные природой эмоции и переживания помогают вхождению в мир музыки, живописи. В свою очередь,средства изобразительного искусства и музыки способствуют усилению эмоционального восприятия природы, делают полученные в ходе изучения своего края представления более полными и красочными.В изготовлении многих поделок на уроках технологии ученики применяют природный материал, собранный во время экскурсий. В ходе этой деятельности уточняются знания о природе своего края, развивается потребность в наблюдениях, некоторые из поделок используются на уроках окружающего мира как наглядные пособия. Работая с различными природными материалами на занятиях технологии и участвуя в беседахоб окружающей природе, проводимых учителем, младшие школьники приходят к более глубокому осознанию значимости природы в жизни человека, его хозяйственной и творческой деятельности, начинают понимать необходимость бережного и разумного использования природных богатств своего края.Большие возможности имеются для установления межпредметных связейокружающего мира с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать количественные характеристики из жизни своего края: количество того или иного корма, съедаемого разными животными за определенный промежуток времени, число созреваемых на растении плодов и семян, данные по урожаю растений, продуктивности домашних животных и т.д. При использовании таких задач на уроках окружающего мира знания о природе своего края становятся более убедительными.Пониманиезначимости природы как фактора этнокультурного воспитания младших школьников расширяет возможности духовнонравственного, художественноэстетического совершенствования обучающихся. Знанияо природных явлениях и процессах,происходящих в окружающей среде народов в разные исторические эпохи,используютсядля создания этноэкологической концепции образования и воспитания современных школьников. Анализ источников народной педагогики позволяет выделить существовавшиеу наших предков представления о единстве национальной и природной среды,раскрывающие значимость природы для человека, взаимосвязи в природе, бережное отношениек объектам неживой природы, гуманное отношение к животным и растениям.Их реализацияв практике школьного образования и воспитаниявозможнапри использовании разнообразных средств этнопедагогики.К таковым можно отнести фольклор, поэтическиепроизведения предков, народные игры, праздники, обряды, связанные с природным окружением [4, 5]. Единство, взаимопроникновение национальнокультурной и природной среды в содержательном пространстве школьного образования является важнейшим условием становления устойчивого положительного отношения к познанию своей малой родины, способствует формированию экологической ответственности, возрождению прогрессивных традиций башкирского народа в контексте общечеловеческих ценностей. Реализация представленных выше положений возможна на основе введения в образовательный процесс начальной школы краеведческого курса. Разработанная программа «Природа родного Башкортостана» рассчитана на учащихся 3–4х классов.Цели курса:формирование картины мира природы своего края как единой целостности и осознаниезанимаемого в нем места человеком на основе единства научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения сприродой;духовнонравственное развитие и воспитаниеличности –патриота, социальноактивного, компетентностного, обладающегочувством любви к природе родного края. Программа ориентирована на решение следующих задач:

формирование у младших школьников знаний о многообразии и уникальности природы Башкортостана;оказание содействия видениюребенком на материале своего края единства человека и природы;становление внутреннего мира индивидуума, осознающегосвоюответственность перед грядущими поколениями засостояние окружающей среды;развитие познавательной и эмоциональной сферы учащихся, расширение их кругозора;формирование основ правильного поведения в природе.Программа изучения природы Башкортостанав начальной школе направлена на формирование базовых ценностных ориентиров: природа своего края во всем многообразии ее проявлений;патриотизм, выражающийся в любви к своему краю, России;труд и творчество как естественные условия человеческого существования и деятельности в окружающей среде.Ожидаемые результаты реализации программыМетапредметным результатомизучения природы своего края является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные УУД:выявлять и формулировать цели изучения природы Башкортостана;учиться работать по плану;учиться давать оценку деятельности учеников класса на уроке.Познавательные УУД:выполнять поиск краеведческой информации;делать выводы на основе полученной информации;сравнивать и группировать предметы природы и их образы.Коммуникативные УУД:связно излагать свои мысли;слушать других;сотрудничать в ходе познавательной деятельности совзрослыми и сверстниками.Предметными результатами изучения природы своего края являются: представления о неживой и живой природе своего края, о существующих связях в природных сообществах;представления об экологических проблемах своего края;умения оценивать свое поведение и поведение своих друзей, одноклассников в природев соответствии с позитивными моральными устоями современного общества. Личностные результаты, ожидаемые при освоении курса: чувство любви к родному краю; развитие личностной ответственности за свои поступки в природном окружениина основе представлений о нравственных нормах, социальной ответственности за состояние окружающей среды; формирование эстетических потребностей общения с природой, эмоциональнонравственной отзывчивости на результаты негативной деятельности человека в природе.Реализация программы по ознакомлению младших школьников с природой Башкортостана возможна в разделе школьного курса «Окружающий мир», посвященном изучению своего края, или жев ходе специально организованной и систематической внеурочной деятельности.Программа рассчитана на32 часа и содержит введение, 9тем, заключение. Содержаниепрограммы направлено на изучение неповторимого своеобразия природы Республики Башкортостан и связанных с нейэтнических, культурных и хозяйственных особенностейрегиона, ориентирует подготовку учащихся на деятельностное освоение лично значимой окружающей природы своего края.

Экологический характер содержания программы предполагает выявление школьниками на реальном материале взаимосвязей в природе, взаимоотношения между человеком и природой в нашей республике, формирование умений разумного отношения и регулятивного поведения в окружающей среде.Интегративныйхарактер занятий предоставляетвозможности для показа природы Башкортостана во всем ее разнообразии с привлечением естественнонаучных знаний, литературы, музыки, живописи. Это будет содействовать решению проблемыразвития различных сфер личности школьника –познавательной, деятельностной, эмоциональной.Эффективное усвоение предлагаемого содержания будет достигнуто при организации активной познавательной деятельностиучащихся, так как учебное содержание краеведения включает доступный их непосредственному восприятию и исследованию окружающий мир.Ученик ставится в позицию первооткрывателя, исследователя. Рекомендуется использование таких видов познавательной деятельности, какпрактические работы, моделирование, наблюдения,дидактические игры, заочные путешествия, инсценировки,сочинение загадок и сказок, викторины, использование приемов создания проблемных ситуаций, ситуаций осмысления поведения и отношения к окружающей природе, разбор конкретных жизненных ситуаций, изготовление поделок и игрушек, конкурсы чтецов стихотворений поэтов Башкортостана о природе края, конкурсы рисунков, творческие проекты, презентации, изготовление тематических альбомов, стендов и выставок, трудовые природоохранительные дела. Созданные проблемные ситуации, организованные в доступной для данного возраста форме дискуссии, творческие задания, обучение элементарным приемам пропаганды ответственного отношения к природе –все это должно способствовать формированию у младших школьников активной жизненной позиции, становлению художественноэстетического восприятия окружающего мира природы, экологической культуры.Основными формами организации деятельности являются занятия в классе, утренники, экскурсии, прогулки, посещениемузеев и выставок. Предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа учащихся.

За учителем остается право на самостоятельный подбор конкретного содержания, методов и формв зависимости от интересов и пожеланий учеников, природных особенностей своего края.

Тематический план программы«Природа родного Башкортостана»

№п/пТемаКолво часов

123456789ВведениеРеспублика Башкортостан на карте Родины.Поверхность и подземные богатства нашего края.Воздух.Водоемы республики.Почва.Путешествие по природным зонам Башкортостана.Ступени прошлого.Природа в произведенияхпоэтов, писателей, художников Башкортостана.Природа и мы, школьники.Подведем итоги!12324263441

К концу изучения курса учащиеся должнызнать:положение Республики Башкортостан и своего населенного пункта на карте;основные формы поверхности своего края;главные месторождения полезных ископаемых Башкортостана;особенности сезонных изменений природы края;крупнейшие водоемы республики;почвы Башкортостана;особенности природных зон республики, разнообразие растительного и животного мира, природные сообщества водоемов, леса, луга;исторические корнисвязей башкирского народа с окружающей природой, а также современное природопользование и направления охраны окружающей среды в республике;правилаповедения в окружающей природе.К концу изучения курса учащиеся должныуметь:–определять по карте географическое положение республики и своей местности, формы поверхности, крупнейшие месторождения полезных ископаемых, реки и озера, природные зоны;распознавать наиболее распространенные в республике растения и животных;выявлять и объяснять взаимосвязи между объектами неживой и живой природы, между живыми организмами, между человеком и природой;осуществлять наблюдения за погодой, водоемами, почвой, растениями и животными своей местности;выполнять в реальных жизненных ситуациях правила поведения в природе;осуществлять доступную для младшихшкольников практическую природоохранную деятельность. Ссылки на источники1.Муниров Р.Р. Учителю о краеведении: учеб.пособие. –Уфа: БИРО, 2005. –99с.2.Муниров Р.Р. Теория и практика школьного краеведения. –Уфа: ИздвоБГПУ, 2003. –216с.3.Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. –Ростов н/Д: Феникс, 2013. –510 с.4.Окружающий мир. 3–4 классы. Изучение родного края / авт.сост. А.А. Митина. –Волгоград: Учитель, 2010. –159 с.5.Гайсина Р.С. Сохраним природу Башкортостана: учеб.метод. пособие по экологическому образованию младших школьников. –Уфа: Китап, 2007. –108 с.

Raisa Gaisina, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the pedagogics of primary education, Sterlitamak branch of Bashkir state university, Sterlitamakraisa.gais@rambler.ruModern technologies of studyof local lore education in primary schoolAbstract. The article is dedicated to the analysis of the scientifictheoretical positions, which reveal contemporary approaches to the organization of school regional study. The author of the article views the importance and necessity of learning regional, the diverse aspects of its realization in the elementary school.Key words: school regional study, the connection of regional study with disciplines of elementary school, the ethnoculturaltraining of junior schoolboys, the content of the program of regionalstudy course.References1.Munirov, R.R. (2005) Uchitelju o kraevedenii: Uchebnoe posobie, BIRO, Ufa, 99 р.(in Russiаn).2.Munirov, R.R. (2003) Teorija i praktika shkol'nogo kraevedenija, Izdvo BGPU, Ufa,216 р.(in Russiаn).3.Mironov, A.V. (2013) Tehnologii izuchenija kursa “Okruzhajushhij mir” v nachal'noj shkole,Feniks, Rostov na Donu, 510 р. (in Russiаn).4.Mitina, A.A. (ed.) (2010) Okruzhajushhij mir. 3–4 klassy. Izuchenie rodnogo kraja,Uchitel', Volgograd, 159 р. (in Russiаn).5.Gajsina, R.S. (2007) Sohranim prirodu Bashkortostana: uchebnometod. posobie po jekologicheskomu obrazovaniju mladshih shkol'nikov, Kitap, Ufa,108 р. (in Russiаn).

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»