Негативное воздействие средств массовой информации на развитие и воспитание дошкольников

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шхахутова З. З., Ситкова А. В. Негативное воздействие средств массовой информации на развитие и воспитание дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14133.htm.
Аннотация. Современные процессы глобализации и модернизации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. С развитием информационных технологий появились и новые проблемы, к которым можно отнести влияние средств массовой информации на психику, восприятие и воспитание детей дошкольного возраста. Конечно, в наше время есть отдельные каналы на телевидении для детей, но туда пропускается порой та информация, которую ребёнку не следует принимать. Влияние средств массовой информации на развитие и воспитание ребенка – серьезная проблема современности. И ей необходимо уделять большое внимание педагогам и психологам. Необходимо детей и взрослых научить правильно использовать полученную информацию из средств массовой информации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шхахутова Зарема Зориевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопazimaka@list.ru

Ситкова Анастасия Викторовна,студентка факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп

Негативное воздействие средств массовой информации

на развитие и воспитание дошкольников

Аннотация.Современные процессы глобализации и модернизации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. С развитием информационных технологий появились и новые проблемы, к которым можно отнести влияние средств массовой информациина психику, восприятие и воспитание детей дошкольного возраста. Конечно, в наше время есть отдельные каналы на телевидении для детей, но туда пропускается порой та информация, которую ребёнку не следует принимать. Влияние средств массовой информациина развитие и воспитание ребенка ‬серьезная проблема современности. И ей необходимо уделять большое внимание педагогам и психологам. Необходимо детей и взрослых научить правильно использовать полученную информацию из средств массовой информации.

Ключевые слова: воспитание, развитие, средства массовой информации, информационныетехнологии.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Рубеж XX‬XXIвековотмечен стремительным развитием и широким распространением информационных технологий, превратившихсяиз преимущественно технологического в культурное и социальное явление. С одной стороны, новые возможности обмена информацией в мировом масштабе создают возможность перехода к мировому информационному обществу. С другой ‬негативные глобальные тенденции быстро возрастают [1].Перефразируя классика, сегодня можно утверждать: самыми важными и наиболее используемыми из средств массовой информации являются телевидение и Интернет. Они прочно вошли в нашу жизнь, без них невозможно воспринимать современного человека [2]. Часто подрастающее поколение обвиняется в бездуховности, в черствости… На наш взгляд, это не их вина. Это вина времени, взрослых, общества, в котором мы все живем, воспитываем и растим детей.Телевидение, являясь одним из средств массовой информации, относится к наиболее доступным, хотя и начинает с каждым годом всё больше уступать Интернету. Рассматривая проблему влияния телевидения и Интернета на подрастающее поколение, следует учитывать, что дети получают информацию преимущественно из телевизора, а именно ‬детских развлекательных программ, телепередач, мультфильмов. Можно сказать, чтотелевидения в наше время в России много, и оно разное. В восприятии информации с экрана телевизора концентрированно участвуют зрение, слух, что через осмысление происходящего создаёт определённый эмоциональный настрой.Именно роль телевиденияна современном этапе в значительной степени наделила средства массовой информации (СМИ)властными функциямиизза его огромного влияния на людей (называние СМИ «четвёртой властью» подтверждаетнаши слова).Люди больше верят увиденному («своими глазами»), чем услышанному или прочитанному. Зрительная информация легче воспринимается и лучше запоминается, позволяя как бы прочувствовать и пережить вместе с героями происходящее на экране.Некоторые эксперты полагают, что именно домашний экран способен действовать на человека на уровне подсознания, обеспечивая погружение людей в особую виртуальную реальность, существенно отличающуюсяот действительной жизни. Длительное пребывание у телеэкрана всё чаще приводит к специфическому виду психологической зависимости ‬телемании [3]. Для многих телевидение становится авторитетом, отодвигая на задний план такие институты, как семья и школа. Многие российские эксперты в последнее время обеспокоены тем, что дети значительную часть своего времени уделяют телевидению. Одним из направлений информационной политики отечественного СМИ является переориентация привычного для России доброго, положительного и близкого нам героя на сверхличность западного образца. В качестве примера для подражания предлагается тот, кому в ходе победного шествия кжизненной вершине, достиженияпревосходства муки совести, чувство сострадания являются помехой. Несколько лет тому назад проводились исследования влияния детских мультфильмов (как отечественных, так и зарубежных) на сознание юных зрителей. Оказалось, что большая часть западной продукции такого рода «зомбирует» (ориентирует) детей на недоверие к окружающему миру, формирует у них враждебность, индивидуализм, агрессивность, расчётливость, тогда как отечественные мультфильмы, наоборот, воспитывают доверие к людям, коллективизм, установку на взаимопомощь, дружественные отношения, любовь к родителям. Однаконе все придерживаются такойточки зрения. Изучая материал по данной проблеме в Интернете,на одном из сайтов мы встретилиследующий «Анализ советских мультфильмов». Анализ одного из мультфильмов приводим дословно: «Трое из Простоквашино».С первого взгляда видно, что это мультфильм об утрате семейных ценностей. К сожалению, он и ещё кое о чем.Более страшном. Вот сюжет. Некий московский мальчик из благополучной семьи убегает из дома и поселяется в глухой деревне вместе с котом и собакой. Ведёт с ними совместное натуральное хозяйство, неожиданно богатеет,найдя сундук с сокровищами(!), обманывает местные органы власти в лице представителя российской почты. То есть, по сути,мультик о том, как несовершеннолетний молодой человек обретает счастье,бросая отца и мать, бросая школу, поселяясь с единомышленниками в уединенной местности, выпадая из социальной и общественной жизни и обретая свое новое имя. Совсем ещё юного мальчика его преданные последователи называют не иначе как “дядя Фёдор”! Вам ничего это не напоминает? Типичное описание тоталитарной секты. Наличествуют все атрибуты сектанского поведения, кроме главного ‬религиозной доктрины. Еёавторы мультфильма, созданного в атеистические советские времена, попытались максимально замаскировать. Нона самом деле она осталась на поверхности. Секта "дяди Фёдора" поклоняется говорящей птице!Маленькому галчонку ‬настоящему чуду, вызывающему изумление у всех, кто сталкивается с этим шарлатанством. В конце концов друзьясектанты, замученные голодной и суровой деревенской жизнью, решаются на отчаянный шаг и отправляют свой религиозный фетиш родителям мальчикаи этим завлекают их в секту. Помните последние слова матери “дяди Фёдора”, по сюжету мультфильма популярной певицы? “Если бы у меня была вторая жизнь, я бы провела её здесь, в Простоквашино”. Одна из российских эстрадных звезд фактически повторила еёсудьбу несколько позднее,связав себя с сектой Виссариона» [4].Говоря о старых, так называемых «советских» мультфильмах, можно сказать, что в них представлена «нормальная для ребенка картина мира». В этих мультфильмах присутствуют как положительные, так и отрицательные персонажи. Однако«добро здесь побеждает зло», отрицательные герои легко перевоспитываются, осознают свои ошибки и становятся добрыми.Детямс проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим [5].Именно проблема «ребёнок ‬телевидение» ‬одна из самых актуальных в воспитании ребёнка. Телевизор стал средством обихода в каждой семье, роль его возросла по сравнению с тем, что было, к примеру, два десятилетия назад. Телевизор сегодня является одним из средств воспитания подрастающего поколения. Взрослые часто включают телевизор «для фона», не обращая толком внимания на «картинки», сменяющиеся на экране. Ребёнок, зайдя в комнату, где работает телевизор, может без ограничений просматривать то, что на экране показывается,и слышать всё то, что ему слышать без надобности. И всё это потому, что взрослый не «отфильтровывает» то, что негативно может сказаться на ребёнке. Ведь внутренний мир ребёнка, его сознание складывается из информации, получаемой из мира взрослых. А родители ‬проводники к этому миру: через сказки, игры, телепередачи. Для детейдошкольников одним из средств воспитания являются мультфильмы, при просмотре которых они полностью погружаются в просматриваемые сцены. Не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к зависимостям и к агрессии. Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции. В раннем возрасте (до трех лет) нельзя усаживать ребенка перед телевизором, кудато отлучаясь или пытаясь этим занять ребёнка (к сожалению, это не редкость). В данном возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения, то есть он не умеет одновременно двигаться, держать предметы, смотреть и слышать. Поэтому при просмотре мультфильмов (какие красочные картинки!) малыши не отвлекаются напосторонние шумы, почти не двигаются. В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться. После просмотра зарубежных мультфильмов у детей проявляется не только агрессия, часто они становятсяисточниками детских страхов.Во многих группах в детских садах появились телевизоры и DVDпроигрыватели. Часто воспитатели вместо того, чтобы занять детей какойлибо игрой, какимто видом деятельности,включают телевизор (DVDпроигрыватель), и в группе ‬тишина. Дети «заняты» просмотром мультфильмов. Такое допускать нельзя. Возникает вопрос: «А как раньше обходились без телевизоров, DVDпроигрывателей?»Дети больше играли. Сегодня наши дети не могут играть, они не могут придумывать сюжеты для своих игр. Сегодня они играют в своих «мультипликационных» героев. И хорошо еще, когда это добрые, положительные герои.А если проанализировать сюжет, содержание этих мультфильмов,то можно сказать, что они совсем «не детские». Например, мультфильмы «Тачки», «Рио», «Ледниковый период», «Холодное сердце» и другие ‬эти мультфильмы можно отнести и к мультфильмам «для взрослых» (во времена СССР были такие мультфильмы). В этих мультфильмах показаны взрослые отношения: вражда, насилие, взрослая любовь, соревнования, но нечестные и т.д. Детям следует разрешать просмотр телевизора в определённо установленное время, а также совместно с взрослыми. Для этого можно пригласить и друзей малыша. Ребёнку при этом желательно разъяснять тот или иной поступок, совершённый героем, объяснять ценности и нормы поведения., На наш взгляд, никто не будет спорить, что мультики про дядю Фёдора («Простоквашино»), котёнкапо имени Гав, Карлсона, Чебурашкуи других замечательных советских героев не будут извращать умы детей, развивать агрессию. Эти мультфильмы учат дружбе, доброте, вежливости, взаимовыручке, сосуществованию… На одной из прессконференций В.В. Путин сказал о том, что у нас должна быть сформирована «культура сосуществования». Мы должны быть «россиянами», учитывая, что живем в многонациональном государстве, где «рядом сосуществуют» множество различных конфессий, при этом ни в коем случаене забывая и не умаляя достоинства своей национальности, а взаимодействуя и взаимообогащая друг друга. Нам необходимо научить наших детей, особенно на начальном этапе их вхождения в социум (детский сад, школа…), не просто «быть», а «жить» вместе, дружно… Стоит вспомнить мультфильм «Катерок». Маленький и веселый катерок под названием «Чижик» мчится по водным просторам. От страны к стране, от острова к острову он развозит долгожданную почту. То он плывет на Северный полюс, то мчится к жарким островам Африки. Его ждет много приключений,порою даже очень опасных: он чуть не замерзает в ледяных глыбах и едване тонет в сильных штормах океанов. Но чувство долга и веселый нрав кораблика всегда помогают ему выбраться из самых сложных ситуаций, потому что его всегда ждут его друзья, которые разбросаны по всем континентам нашей огромной планеты… Однако советские мультфильмы очень проигрывают заграничной продукции. Ответ понятен ‬мультики не настолько красочны, а мы знаем об особенностях восприятия дошкольника. Поэтомуродители, видя, что их чадо после просмотра «Трансформеров» отказывается смотреть «Рукавичку», уступают ему и продолжают «кормить» его низкопробной анимационной продукцией. Известны случаи, что после просмотра некоторых серий «Покемонов»у детейпоявлялись симптомы эпилепсии, что требовало срочной госпитализации. Впоследствиипродюсер известной передачи про «Телепузиков»призналась, что её сюжет был придуман под воздействием галлюциногенов. И подобных случаев великое множество. Сегодня над проблемой влияния «неправильных мультиков» на развитие психики детей задумываются специалисты всего мира. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией. Если возрастает уровень агрессии у малыша, в речи появляются заимствованные слова, не используемые в вашем окружении, а игры лишь на основе одних и тех же анимационных сюжетов ‬необходимо бить тревогу!Чем ещё плохи современные мультфильмы (те мультфильмы, которые имеют популярность у детей, в основном американского производства)? Местные герои, «борцы со злом» ‬борцы в прямом смысле. В сюжетах этих мультфильмов обязательно присутствуют конфликт, выяснение отношений, бывает и убийство. Одним словом,агрессивное поведение, насилие. При этом все показывается очень «красочно»… Отрицательный герой устраняется… физически! Это кардинально отличается от советских героев, которые побеждали врагов хитростью и смекалкой. Да и сами отрицательные герои устраивали козни в виде загадок, проверок на умение, трудолюбие, на смышлёность. Конечно, не все американские мультфильмы несут отрицательное воздействие. На наш взгляд, Уолт Дисней создал шедевры, имеющие доброе начало («Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев»идр.). Но таких мало.Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием являетсяне столько внешность, сколькоповедение героинь мультфильмов. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.) просмотрели множество лент западного кинематографа и пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки:целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромностьи материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, нои ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах [6].На сегодняшний день есть современные отечественные мультфильмы, которые не вызывают агрессии у детей, содержат много поучительной информации. Это мультфильмы «Фиксики», «Уроки тетушки Совы», «Барбоскины» и др. Можно сказать, что эти мультфильмы составляют «конкуренцию» западным мультфильмам. Современное телевидение оказывает большое влияние на развитие и воспитание детей. Дети, особенно дошкольного возраста, смотрят по телевизору в основном мультфильмы. У детей появляются любимые герои, которым они пытаются подражать, у них формируются представления о добре и зле, о нормах и правилах поведения. Такжечерез сравнение себя с любимыми героями дети дошкольного возраста имеют возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильмах (так сказать,«правильных мультфильмах»), позволяют воспитывать детей: повышать их осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать их мировоззрение. На наш взгляд, проблема современного телевидения в том, что оно стало абсолютно циничным и безнравственным. Оно не выполняет свою задачу воспитания молодёжи, не прививает подрастающему поколению общественные ценности, нормы и правила поведения, не знакомит скультурой и бытом народов разных национальностей. Более того, всё это низвергает, втаптывает в грязь, с чем мириться не только нельзя, но и небезопасно для России. Эфир заполнила безвкусица и пошлость [7]. Когда по спутниковому телевидению транслируются сотни каналов, то за их качеством и не уследишь. Необходима специальная комиссия, которая будет следить за передачами, выходящими в эфир,иза тем,в какое время эти передачи транслируются. Родители должны больше времени проводить со своими детьми, им необходимо понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение с папой и мамой. Поэтому, несмотря на занятость и усталость, родителям нужно найти в себе силы быть побольше с малышом. Ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. Чем больше добра ребёнок получает в детстве, тем полнееи ярче его жизнь, он с оптимизмом будет смотреть на мир. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос здоровым и физически, и психически, был счастлив и делился этим счастьем с окружающими. Поверьте, мир тогда станет добрее!

Ссылки на источники1.БолоковаМ.А. СМИ в управлении социальнополитическими процессами. ‬Майкоп: Издво МГТУ, 2006. ‬С.77.2.Вареник М.С. Свобода СМИ в контексте духовнонравственной и идеологической консолидации российского общества // Вестник Московского университета. Сер. 18.Социология и политология.‬2010. ‬№ 2. ‬С. 147‬153.

3.ПетровВ.П., ПетровС. В. СМИ как информационное оружие // ОБЖ. Основы безопасности жизни. ‬2008. ‬№ 3.‬С. 52‬54.4.URL: http://megaobzor.com/newsnew7584.html.5.URL: http://xreferat.ru/77/44951vliyaniemultfilmovnarazvitiedeteiydoshkolnogovozrasta.html.6.Там же.7.РезникБ. СМИ нуждаются в серьёзных переменах // Российская Федерация сегодня. ‬2009. ‬№21.‬С.18.

Zarema Shkhakhutova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and pedagogical techniques, Adyghe State University, Maykopazimaka@list.ruAnastasia Sitkova,

Student at the department of pedagogics and psychology, Adyghe State University, MaykopMass media negative impact on the development and education of preschool childrenАbstract.Globalization and modernization have both positive and negative sides. With the development of information technologies,new problems appear such as mass media influence on person, perception and education of preschool age children. The authors discuss the problem of mass media influence on preschool children education. Key words:education, development, mass media, information technologies.References1.Bolokova, M.A. (2006) SMI v upravlenii social'nopoliticheskimi processami,Majkop: Izdvo MGTU, р.77(in Russiаn).2.Varenik, M.S. (2010) “Svoboda SMI v kontekste duhovnonravstvennoj i ideologicheskoj konsolidacii rossijskogo obshhestva”, Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18, Sociologija i politologija, № 2, pp. 147‬153(in Russiаn).3.Petrov, V.P., Petrov, S.V. (2008) “SMI kak informacionnoe oruzhie OBZh”, Osnovy bezopasnosti zhizni, № 3, pp. 52‬54 (in Russiаn).4.Available at: http://megaobzor.com/newsnew7584.html(in Russiаn).5.Available at: http://xreferat.ru/77/44951vliyaniemultfilmovnarazvitiedeteiydoshkolnogovozrasta.html(in Russiаn).6.Ibid.7.Reznik, B. (2009) “SMI nuzhdajutsja v ser'joznyh peremenah”, Rossijskaja Federacija segodnja, № 21, p.18 (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»