Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цыкина О. Б. Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15038.htm.
Аннотация. В связи с миграцией населения в город и нехваткой мест в дошкольных учреждениях города родители получают места в дошкольных учреждениях сел и поселков. В статье приведена опытно-экспериментальная программа работы по успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новому коллективу.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Цыкина Ольга Борисовна,воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18», р. п. Мухен,Хабаровский крайSvjtaj100@mail.ru

Особенности адаптации детей старшего дошкольного возрастак коллективу сверстников

Аннотация.В связи с миграцией населения в город и нехваткой мест в дошкольных учреждениях городародители получают места в дошкольных учрежденияхсел и поселков. В статье приведенаопытноэкспериментальная программаработы по успешной адаптации детей старшего дошкольного возрастак новому коллективу. Ключевые слова:адаптация, коллектив, воспитание, развитие, психологопедагогические условия.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Адаптациядетей к ДОУ как педагогическаяпроблема, направленнаяна всестороннее и гармоническое развитие личности, изучение духовного потенциала ее творческих способностей в условиях организованной на принципах коллективизма жизнедеятельности дошкольников, имеет существенное методологическое значениекак для теоретических исследований, так и для практической деятельности педагогов.В основе адаптации человека лежит так называемый адаптационный синдром (стресс) –совокупность защитноприспособительных (адаптационных) реакций организма человека [1].Психологические и психологические исследования стресса позволили выделить видыадаптационной активности(каждыйиз которых характеризовалсябольшим числом симптомов, принадлежащих к какомулибо классу проявленной жизнедеятельности человека)[2].При стрессе у людей изменяется не только характер физиологической и психологической активности, но и показатели активности общения. Это отражается на взаимодействии индивида с социальной средой: с окружающими людьми, с группой, с коллективом и т.д.[3]Для нашего исследования наибольшую ценность представляют идеи, заложенные философией экзистенциализма, рассматривающей личность как высшую ценность, развитие которой определяется «в свободном общении многих», присущим ей чувством ответственности, способностью к самоизменению, саморазвитию в том мире, который в глубинах диалогичен [4].Важную роль в развитии ребенкадошкольника играет общение. На первых этапах развития главный источникэмоций, знаний,умений –взрослый. Взрослый является наиболее предпочитаемымпартнером в общении. В период же старшего дошкольного возраста возрастает роль сверстника[5]. По мнению М.И. Лисиной, ребенок в старшем дошкольном возрасте точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество [6]. Поиск путей совершенствования отечественного образования обусловливает научный интерес к изучению генезиса его развития в историческом опыте педагогической мысли,в том числе советского периода. Изучению проблемы адаптации к школе в педагогике и психологии середины 60х –конца 80х гг.XXв.посвящены исследования Л.И. Анциферовой, А.Г. Асмолова, И.К. Кона, А.И. Кочетова, В.С. Мухиной и других. В них авторы объясняли актуализацию в педагогическом сознании идеи теоретических аспектов развития личности, ее адаптации. Был накоплен большой опыт теоретических и прикладных знаний и в области исследования педагогической среды: труды О.С. Газмана, Л.И. Новиковойи др.УДК001Актуализация проблем воспитания в современных условиях, появление новых типов воспитательных учреждений обусловили методологические в теоретические исследования в области общей и дошкольной педагогики.Представители современной отечественной педагогики и психологии внесли существенный вклад в разработку вопросов, связанных с проблемой всестороннего гармоничного развития личности, деятельностного, личностноориентированного и другихподходов к воспитанию, организацией детского коллектива, осуществлением общественного воспитанияи обучения [7].Научная мысль стремилась отрефлексировать обозначенные тенденции, рождавшиеся знания. Зарождались различные концепции как социальной, так и гуманитарнойориентации, в том числе разрабатывались и теоретические аспекты адаптации детей. Однакорезультаты научных и практических поисков рассматриваемого периода не были обобщены на уровне современной педагогической практикикак в педагогике тех лет, так и в историкопедагогических исследованиях[8].Визученных нами работах, на наш взгляд, недостаточно разработаны проблемы психологопедагогической адаптации детей. Мало исследованы особенности такой адаптации в условиях сельской среды. Поэтому объективно возникаютпротиворечия между потребностью, интересом, целью, желанием личности и уровнем развития личностных сил для их осуществления, т.е.уровнем развития деятельностичеловека, нуждающегося в психологопедагогической адаптации.Выявлена проблема исследования: каковы психологопедагогические условия адаптации детей старшего дошкольного возрастак коллективу сверстников в ДОУ?Актуальность, практическая значимость и вместе с тем недостаточная научная разработанность данных вопросов обусловили выбор темы исследования: «Особенности адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников в дошкольном учреждении».Цельисследования –нахождение оптимальных психологопедагогических условий адаптации старших дошкольников к коллективу сверстников в ДОУ в условиях села.Объектисследования –адаптация детей к коллективу сверстников в ДОУ.Предметом исследования является совершенствование процесса адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников в условиях сельского ДОУ.Гипотеза исследования: психологопедагогическая адаптация детей старшего дошкольного возраста к коллективу сверстников в ДОУ будет происходить успешно:если определены особенности адаптации детей;выявленыи созданы оптимальные психологопедагогические условия адаптации детей (в частности, в игровой деятельности).Исходя из степени разработанности изучаемой проблемы, нами решались следующиезадачи:1.Изучить сущность адаптации детей к коллективу сверстников вДОУ в условиях села.2.Выявить уровни проявления адаптации старших дошкольников к коллективу сверстников в ДОУ.3.Определить оптимальные психологопедагогические условия, при которых новый коллектив детей в ДОУ становится значимым фактором адаптации к новым условиям.Методологической основой исследования являются:фундаментальные философскопсихологические положения культурноисторической теории о биосоциальной сущностичеловека, формировании и развитии личности; теория деятельности Л.С. Выготского, О.С. Газмана и др.[9];УДК001психологопедагогические концепции в области развития личности (Л.Н.Куликова, А.А. Леонтьев, В.Мухина и др.)[10];работы педагогов и психологов, в которых исследуются инновационные процессы педагогической практики (Б.Д.Парыгин)[11];развитие ребенка имеет закономерный характер, оно происходит в условиях единства и взаимосвязи биологических и социальных факторов, ребенок является одновременно и объектом, и субъектом воспитания (А.Адлер, А. Валлон и др.);в общении с взрослыми у ребенка происходит образование представлений о мире. Благодаря овладению новыми способами действий активность ребенка постоянно развивается. В свою очередь, без активности ребенка никакого усвоения не происходит (Л.И. Божович).Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психологопедагогической литературы; обобщение педагогического опыта; методы наблюдения; опрос (анкетирование, беседа); диагностические (рейтинг); анализ продуктов детской деятельности. Велось тщательное протоколирование организации деятельности и поведения детей в обстановке ДОУ.Научная новизна и теоретическое значение исследования:1.Выявлены уровни адаптации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ поселка Мухен.2.Определены оптимальные психологопедагогические условия, способствующие повышению эффективности адаптации старших дошкольников к коллективу детей в ДОУ поселка Мухен.Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанаопытноэкспериментальная программа адаптации старших дошкольников к новому коллективу детей в ДОУ, которая может быть использована в практике работы ДОУ.

Опытноэкспериментальная программа для детей 7гогода жизни (на материале строительной игры)

Сроки и цель работы по развитию адаптационных процессов ребенка при овладении конструктивными навыкамиНаименование тем. Методы работыФормы организацииОктябрь –ноябрьЦель: усвоение правил, норм, традиций группы в ДОУ в процессе строительной игры. Дети усваивают правила, нормы взаимодействия с товарищами, с педагогами. Проявляется социальная активность.Дети овладевают техническими умениями, благодаря чему тематика построек расширяется, а такжеприобретаетсяопыт общения друг с другом

Обучение детей строительным умениям. Игра «Корабль». Занятия на тему«Что такое вежливость?» о правилах и нормах поведения. Собрание для родителей._____________________________Воспитание у детей навыков совместной деятельности.Экскурсия на тему «Строительство дома».Рассматривание иллюстраций: «Строительство дома».Выставка литературы для родителей.Закрепление полученных строительных умений и овладение наиболее элементарными способами объединения.Строительные игры «Постройка зданий», «Строительство пекарни», «Сказочный город».Индивидуально.Фронтально.Подгруппами.

_________________

Фронтально.Фронтально.



Фронтально.

УДК001Сроки и цель работы по развитию адаптационных процессов ребенка при овладении конструктивными навыкамиНаименование тем. Методы работыФормы организации

Чтение художественной литературы: С.Баруздин«Кто построил этот дом?», Э.Мошковскаяи Е. Пермикова «Как машина в кубики играет», В. Маяковский «Коньогонь» и др.Беседы на этические темы о том, какправильно общатьсядруг с другом.Консультация для родителей о создании условий в семье по теме исследованияПодгруппами.



Фронтально.

Индивидуально

ДекабрьЦель: развивать умение принимать решения и нести за них элементарную ответственность, актуализируется чувство общностиНакопление опыта совместной деятельности в процессе стройки.Игры «Мост для пешеходов и транспорта»; «Строим ракету».Промежуточное диагностирование детей. Консультация для родителей о создании условий в семье по теме исследования

Подгруппами.

Индивидуально.ИндивидуальноЯнварьЦель: развивать социальную активность, способность к сотрудничеству, доверие к себе и остальнымЗакрепление опыта совместной деятельности в процессе стройки.Строительная игра тесно переплетается с ролевой игрой (в одних случаях постройка служит началом ролевой игры). Предложить построить театр, корабль. В других случаях, так какпостройка почти не используется в игре, но является необходимой частью обстановки, предложить построить вокзал, железную дорогу. Далее важен аспект взаимодействия детей в процессе постройки, распределение ролей;главное –научить следовать правилам этой роли.Строительные игры«Театр», «Корабль», «Вокзал», «Железная дорога»Фронтально.

ПодгруппамиФевраль–март –апрельЦель: развивать у ребенка умение приспосабливаться к условиям. Развивать способность к сотрудничеству с другими людьми и глубину контактов с нимиВоспитание умения детей самостоятельно руководствоваться правилами. Совместная деятельность в виде строительной игры.Строительные игры «Путешествие»; «Строим гараж с двумя выездами для легковой и грузовой машины», «Морской порт»ПодгруппамиМайЦель: продолжить развивать и закреплять творческие способности. Развивать способность к сотрудничеству с другими людьми и глубину контактов с нимиСовместные постройки в процессе конструктивной деятельности. Расширение и углубление представлений детей о характере совместного труда взрослых.В силу тогочто в строительных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов, онисодержат в себе потенциал для проявления творчества.Игры«Построим улицу»; «Жилой квартал»; «Зоопарк»; «Космодром», «Аэропорт», «Парк развлечений». «Квартира».Экскурсия по городу«Наш город»Диагностирование детейФронтально.





Подгруппами.

Фронтально.ИндивидуальноУДК001Разработанная нами опытноэкспериментальная программа адаптации детей 7гогода жизни через формирование умений согласованно действовать в строительной игребыла построена с учетом возрастных особенностей детей и, на наш взгляд, будет способствовать успешной адаптации ребенка к коллективусверстников.Для ребенка дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, в процессе которой ребенок взаимодействует со сверстниками. Известно, что ребенок, находящийся на низком уровне адаптации кколлективусверстников в условиях ДОУ,испытывает трудности общения с ними.Теоретический анализ специальной литературы позволил определиться с понятием адаптации детей к дошкольному учреждению. В результате в своей работе под адаптацией мы понимали оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуальных норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру[12].Анализ психологопедагогической литературы позволил обозначить общение в группе дошкольников как важный аспект их жизнедеятельности в дошкольном учреждении, который можно рассматривать сдвух сторон. С одной стороны,общение со сверстниками важно для дошкольника и он стремится занять в группе достойное место, с другой стороны, в самом общении дошкольников заложен потенциал, способствующий успешной адаптации детей к условиям ДОУ [13].В силу тогочто основным видом деятельности дошкольника является игра,в которой дети имеют возможность общаться, мы использовали опытноэкспериментальную программу для детей, продемонстрировавших низкую степень адаптации к коллективу сверстников. В основе этой программы лежали строительные игры.Итак, принимая во внимание, чтопоказателями успешной адаптации дошкольников в группе детского сада являются:усвоение ребенком правил, норм, традиций группы в ДОУ;его социальная активность,способностьк сотрудничеству с другими людьми и глубина контактов с ними;эмоциональное переживание;а также анализ литературы по проблеме,мы выявили, что основными психологопедагогическими условиями, способствующими успешной адаптации, выступают:Знание педагогом особенностей адаптации каждого ребенка к коллективу сверстников.Ориентировка педагога в трудностях, которые ребенок испытывает в процессе вхождения в коллектив сверстников.Владение педагогом технологиями взаимодействия ребенка с коллективом сверстников, направленнымина преодоление трудностей адаптации ребенка к коллективу сверстников. С этой целью необходимо максимально использовать аспект значимости общения дошкольников со сверстниками и игру как ведущую деятельность в этом возрасте.Условием для успешной адаптации будет рассматриваться включение ребенка в деятельностьсверстников к новой обстановкес учетом широкого спектра индивидуальных реакций, личностных особенностей ребенка, сформированных в семье.В комфортной обстановке в семье и ДОУ изменяется не только характер физиологической и психологической активности, но ипоказатели активности общения. Это отражается на взаимодействии индивида с социальной средой: с окружающими людьми, с группой, с коллективом и т.д.Социальное взаимодействие заметно изменяется, когда положительные эмоции возникают одновременно у многих людей [14].УДК001Проявление прочных эмоциональных контактов с некоторыми сверстниками.Активность в игровой деятельности.Формирование у детей умений согласованно действовать на всех этапах взаимодействия.Осуществление индивидуального подхода к каждому воспитаннику.Реализация программы позволяет скорректировать переход дошкольников с низкого уровня на средний, а со среднего уровня адаптации к коллективу сверстников –на высокий.

Ссылки на источники1.Зверева Ю.Б. Детская адаптация // Журнал семейной психологии.–1997. –197 с.2.Там же. 3.Клюева Ю.А. Социальная психология групп.–М.: «АСТпресс», 1999.–302с.4.ПиажеЖ.Исследования суждений на темы морали //Журнал семейной психологии. –1997. –197с.5.Смирнова Е.О. Особенности общения дошкольников со сверстниками. –М.: ВЛАДОС, 2000. –122с. 6.Лисина М.И. Коллектив, личность, ребенок. –М., 1986. –322с.7.Смирнова Е. О. Детская психология. –М.,1997. –426 с.8.Мухина В. С. Возрастная психология: учеб. для студ. высш. учеб. завед. –2е изд. –М.: Просвещение, 1998. –453 с.9.Немов Р. С. Общие основы психологии: учеб. пособие для студ. –М.: ВЛАДОС, 1998. –434 с.10.Мухина В. С. Указ. соч.11.Парыгин Б. Д. Общение, его роль и значение. –М.,1978. –304 с.12.АгапинаЕ. В. Психология развития личности. –М., 1997. –116 с.13.Дубинина Е. Н. Семейная психология. –М.: Просвещение, 2000. –145 с.14.Лисина М.И. Изучение развития и поведения детей. –М., 1996. –142с.

Olga Tsykina,

Educator, Kindergarten №18, MuhenSvjtaj100@mail.ruFeatures of adaptation of preschool children of same ageAbstract. The paper deals with the problem of adaptation of senior preschool children to a new group and suggests author’s program to solve the problem.Key words:adaptation, team, training, development, psychological and pedagogical conditions.References1.Zvereva,Ju.B.(1997)“Detskaja adaptacija”,Zhurnal semejnoj psihologii,197 p.(in Russian).2.Ibid.

3.Kljueva,Ju. A. (1999) Social'naja psihologija grupp,«ASTpress», Moscow, 302 p.(in Russian).4.Piazhe,Zh. (1997) “Issledovanija suzhdenij na temy morali”,Zhurnal semejnoj psihologii,197 p.(in Russian).5.Smirnova,E. O. (2000) Osobennosti obshhenija doshkol'nikov so sverstnikami,VLADOS, Moscow,122p.(in Russian).6.Lisina,M. I. (1986) Kollektiv, lichnost', rebenok,Moscow,322 p.(in Russian).7.Smirnova,E. O. (1997) Detskaja psihologija,Moscow,426 p.(in Russian).8.Muhina,V. S. (1998) Vozrastnaja psihologija: ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zaved.,2e izd.,Prosveshhenie, Moscow,453 p.(in Russian).9.Nemov,R. S. (1998) Obshhie osnovy psihologii: ucheb. posobie dlja stud.,VLADOS, Moscow,434 p.(in Russian).10.Muhina, V. S. (1998) Op. cit.11.Parygin,B. D. (1978) Obshhenie, ego rol' i znachenie,Moscow,304 p.(in Russian).12.Agapina,E. V. (1997) Psihologija razvitija lichnosti,Moscow,116 p.(in Russian).13.Dubinina,E. N. (2000) Semejnaja psihologija,Prosveshhenie, Moscow,145 p.(in Russian).14.Lisina,M. I. (1996) Izuchenie razvitija i povedenija detej,Moscow,142 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В.,кандидатом педагогических наук