Состояние и современные требования к организации образовательного пространства малого города в России и за рубежом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мищенко О. Ю. Состояние и современные требования к организации образовательного пространства малого города в России и за рубежом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14196.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен круг вопросов, связанных с формированием образовательного пространства в условиях малых городов Европы, России в целом и в г. Славянске-на-Кубани в частности. Используется принцип сетевой организации образования при реализации профильного обучения, который позволяет связать воедино решение неотложных глобальных и локальных проблем в области.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мищенко Ольга Юрьевна,учитель английского языка МБОУ СОШ №5, магистрантФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г.СлавянскнаКубаниdaedra1990@rambler.ru

Состояние и современные требования к организации образовательного пространства малого города в России и за рубежом

Аннотация.В статье рассмотрен круг вопросов, связанных с формированием образовательного пространства в условиях малых городов Европы, России в целом и в г. СлавянскенаКубани в частности. Используется принцип сетевой организации образования при реализации профильного обучения, который позволяет связать воедино решение неотложных глобальных и локальных проблем в области.Ключевые слова:единое образовательное пространство, профильное обучение, сетевая организация среднего образования, системный принцип.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Формирование образовательного пространства, создание международной образовательной среды нового типа является стратегической задачей мирового сообщества. Понятия «рынок образовательных услуг», «конкурентоспособность», «клиент» появились в системе образования с внедрением рыночных отношений в образовательное пространство. Это определило потребность в совершенно новых формах функционирования образовательной системы, в проектировании стратегии развития образовательного пространства, основанной на социальноэкономических особенностях региона, динамики рынка образовательных услуг. Необходимо отметить, что в настоящее время требуются новые подходы к методическому, экономическому, организационному, педагогическому, технологическому оснащению системы образования. Переход на рыночную экономику определил цель образовательного учреждения в подготовке интеллигентного, образованного, всесторонне развитого человека, обладающего творческим гуманистическим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя. Одним из эффективных путей решения этой проблемы является создание и дальнейшее развитие единого образовательного пространства города и района.Понятие «пространство» широко используется в различных сферах деятельности. Выделяют экономическое, социальное, инновационное, информационное и другие пространства [1]. В педагогической науке данный термин появился недавно. Сформировалось несколько подходов к определению сущности понятия образовательного пространства.Г.П.Сериков рассматривает данное понятие с точки зрения системноцелостного подхода как «элемент общественной жизнии продукт деятельности человека в форме вложенных друг в друга образовательных систем». В рамках данного подхода образовательное пространство понимается как совокупность разноуровневых систем, обеспечивающая непрерывность, целостность учебного процесса [2].С точки зрения социальногеографического подхода его характеризуют В.Г.Кинелев и Е.Б.Сошнева, как комплекс образовательных учреждений, находящихся на отдельно взятой территории [3]. Таким образом, термин «образовательное пространство» в современнойнауке понимается неоднозначно.На наш взгляд, определение образовательного пространстваД.А.Ягофарова наиболее полно отражает его сущность. В дальнейшем исследовании под данным термином мы будем понимать не обычную совокупность образовательных систем и уровней, а сложный феномен, развитие которого происходит только в связи с другими пространствами, включающий в себя множество различных образовательных систем (подсистем), которые складываются в образовательной сфере. Это, например, система дошкольного образования, система общего образования, система профессионального образования, которая, в свою очередь, включает в себя подсистемы более низкого уровня системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Соответственно, необходимовыделитьследующие характерные черты образовательного пространства: организованность, структурированность и содержательность. Данные характеристики в совокупности делают образовательное пространство реальным фактором, влияющим на эффективность и качество образования. Сетевой подход к развитию образовательного пространства предусматривает сетевое взаимодействие образовательных учреждений, конструирование эффективных моделей взаимосвязей и взаимоотношений территориальноразобщенных образовательных учреждений различных типов и направленности.Особо актуальной стала проблема развития единого образовательного пространства в условиях малых городов, поскольку основная часть населения страны проживает именно в таких населенных пунктах. Организация, функционирование и дальнейшее развитие образовательного пространства малого города основанына определенных принципах [4]:1)единство образовательных программ;2)единство методических подходов и процесса обучения;3)единство образовательной и культурной политики;4)единство финансовой политики;5)непрерывность и мобильность;6)единство управления и контроля;7)равенство возможностей участников образовательного процесса при развитии образовательных учреждений и системы в целом;8)персональная ответственность субъектов управления;9)свобода выбора каждым участником образовательного процесса форм, методов и механизмов участия в образовательной деятельности;10)организация принятия управленческих решений на основе широкого и свободного обсуждения, механизмов и норм.В развитых странах взаимодействие субъектов образовательного пространства малых городов построено на ресурсном обмене. На наш взгляд, в настоящее время в организации образовательного пространства малых городов первенство принадлежит Великобритании. В этой стране соблюдены все вышеперечисленные принципы. Существующая в Великобритании система общего среднего образования по уровню своего развития и эффективности является одной из лучших в мире. Основой перспективного развития образования как крупных, так и малых городов страны является сочетание трех компонентов: управление на основе результата, стимулирование сотрудничества и соблюдение принципов свободы выбора. Стратегическим ориентиром развития общего среднего образования в Великобритании является введение высоких по уровню требований государственных стандартов. Первые четыре принципа единства образовательной политики малых городов достигаются за счет функционирования единой системы управления образования –департаментаобразования и науки, при этом комитеты по делам образования в графствах и городах обладают самостоятельностью [5].

Равенство возможностей участников образовательного процесса при развитии образовательных учреждений и системы в целом подтверждается демократичностью среднего образования, то естьвсе дети имеют равное право получить бесплатное образование. Вариативность и дифференцированность обучения достигается посредством выбора старшеклассниками индивидуальных образовательных траекторий, направленных на получение квалификации. Следует подчеркнуть, что это дает право не только надальнейшее поступлениев высшее учебное заведение, но и на определенную деятельность. Учебные программы на старшей ступени школы имеют профессиональную, техническую и академическую направленность, а также три вида подготовки (строго академическая, профессиональная и профессиональная продвинутого уровня) [6].Каждое образовательное учреждение, в том числе и малых городов Великобритании, позволяет сменить профиль образования, исходя из потребностей и возможностей личности и социальноэкономических условий в обществе. На современном этапе Великобритания обладает необходимым опытом в области организации взаимодействия образовательных учреждений, что является эффективным способом обеспечения доступности общего образования, позволяющим наиболее эффективно использовать ресурсы образовательных учреждений малых городов.Вместе с тем следует отметить, что такая система индивидуализации образования требует значительных финансовых затрат. В Великобритании на одного студента затрачивается примерно в 5 раз больше денег, чем может позволить себе Россия [7].Состояние образовательного пространства города СлавянсканаКубани оценивается неоднозначно. Если первые шесть вышеназванных принципов развития образовательного пространства города обеспечиваются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, работой Управления образования города и муниципальной власти в целом, то реализация последних четырех принципов в условиях малого города вызывает много вопросов.Зачисление в школу учащихся, как правило, по месту жительства в относительно небольшие учебные учреждения малых городов, ориентированные на один, максимум два профиля; отсутствие возможности одновременного обучения в нескольких школах делает иллюзорными выполнение таких принципов построения образовательного пространства, как мобильность, равенство возможностей участников образовательного процесса, свобода выбора каждым учеником форм, методов и механизмов участия в образовательном процессе, принятие глобальных в масштабе города управленческих решений на основе широкого и свободного обсуждения механизмов и норм их выполнения. Очевидно, что именно интеграция образовательных учреждений малых городов в образовательные сети позволяет противостоять трудностям развития образования и способствует созданию условия для свободного выбора содержания и форм получения образования, решению проблем с трудоустройством и демографической ситуацией. Таким образом, в основе формирования и развития образовательного пространства лежат интеграционные процессы.Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод, что при выборе траектории развития единого образовательного пространства малого города необходимо учитывать следующие положения.1.Формулирование единой цели развития образования малого города в соответствии с задачами развития экономики, хозяйства города и региона, в соответствии с образовательными потребностями населения, позволяющими создать систему непрерывного профессионального образования.2.Разработка стратегии развития образовательного пространства с учетом мониторинга образовательных потребностей населения и состояния рынка труда.3.Выделение основных профилей подготовки специалистов, соответствующих перспективе социальноэкономического развития города.4.Сохранение открытости, динамичности развития образовательного пространства посредством системы обмена опытом: конференции, семинары, тренинги.5.Организация качественной профориентационной работы с психологопедагогическим сопровождением образовательного процесса.6.Анализ и дальнейшая корректировка стратегии развития городского образовательного пространства.Проведенный нами анализ источников показывает, что Германия обладает наибольшими достижениями в области организации профильного обучения и развития образовательного пространства. По завершении курса начальной школы учащиеся поступают на следующую ступень обучения, на которой реализуется предпрофильная подготовка, формируются навыки поиска места работы, адаптации на рабочем месте, анализируются возможности построения карьеры. Для страны характерна ранняя профилизация обучения, ориентация при выборе профильных направлений на социальноэкономическое развитие региона. Профильное обучение осуществляется по индивидуальным учебным планам. Учащиеся имеют возможность выбора множества элективных курсов в течение всего периода обучения,за исключением обязательных учебных курсов. Анализируя опыт развития единого образовательного пространства малых городов страны, следует отметить, что уже с 5 класса организуется непрерывное психологопедагогическое сопровождение профильной ориентации учащихся; элективные курсы на старшей ступени обучения являются практикоориентированными, что обеспечивается устойчивыми связями между образовательными учреждениями и предприятиями (возможность прохождения производственной практики на предприятиях в течение учебного года, организация встреч с представителями разных профессий, посещение предприятий и центров развития карьеры). В Германии единство образовательного пространства малого города формируется также посредством взаимодействия общеобразовательных школ, социальных партнеров и профессиональных образовательных учреждений. Таким образом, изначально в учебновоспитательном процессе формируется мотивация, направленная на получение профессиональной подготовки не только в высших учебных заведениях, но также в системе среднего профессионального образования, что является перспективным направлением для малых промышленных городов Германии [8]. На основе вышеизложенных фактов следует сделать вывод, что в малых городах Германии определена траектория развития образовательного пространства при соблюдении всех положений.На организацию образования по вышеназванной системе в Германии на одного школьника затрачивается около 7000 долларов в год, что больше,чем в нашей стране,примерно в 6 раз [9].В России примером развитой структуры муниципальной системы образования в условиях малого города может являться образовательное пространство города Ливны Орловской области, где, на наш взгляд, при формировании траектории развития системы образования учитывались все положения.В общеобразовательных школах города представлен широкий спектр профилей, что обеспечивает вариативность и дифференциацию обучения. При изначальном формировании профилей был проведен мониторинг образовательных потребностей населения и состояния рынка труда, согласно которому наиболее востребованными являются социальноэкономический, химикобиологический и физикоматематический профили. Следует подчеркнуть, что в городе существует несколько вариантов профильного обучения: как для отдельных классов, групп учащихся, так и для отдельных учащихся по индивидуальным учебным планам. Кроме того, учащиеся имеют возможность углубленно изучать некоторые предметы (иностранный язык, химия и физика) на IIIступени обучения и проходить пропедевтический курс (физика, химия, информатика) на IIступени обучения. Ведется активная предпрофильная подготовка на второй ступени обучения, целью которой является именно формирование представлений о мире профессий и характере труда. С этой целью в городе действует муниципальная сеть элективных курсов (более 100), составлено сетевое расписание предпрофильной подготовки. Учащиеся могут выбирать курсы, предлагаемые всеми школами города. В муниципальной системе образования представленыактивное взаимодействие психологических служб города, Центра психологомедикосоциального сопровождения учащихся, межшкольного учебного комбината, учет социального запроса родителей и общественности, что в совокупности способствует целенаправленному развитию единого образовательного пространства малого города [10].Однако необходимо отметить, что подобная организация развития образовательного пространства является внутришкольной, централизованной. По своей организации не отличается от современной системы управления образования. В 6 общеобразовательных учреждениях города (школы №1, 2, 4, лицей, гимназия) организовано профильное обучение по социальногуманитарному, социальноэкономическому, физикоматематическому, информационнотехнологическому, химикобиологическому, биологоматематическому, естественноматематическому, естественнонаучному направлениям. В каждой школе представлено от трех до пяти профилей обучения. На наш взгляд, данная организация образования требует значительных финансовых вложенийдля обеспечения каждой школы всей необходимой материальнотехнической базой по нескольким профилям. При анализе образовательного пространства города СлавянсканаКубани были выявлены следующие особенности.В каждой школе города определены профили подготовки, которые должны обеспечивать непрерывность профессионального образования. Однако следует отметить, что выбор профилей подготовки в школах происходит формально и обусловлен или наличием в образовательном учреждении «сильных» учителей, или хорошей материальнотехнической базой по профильному направлению. Учащимся предоставляется перечень профилей только «родной» школы. В школе реализуется только одиндва профиля. Кроме того, независимо от своих образовательных запросов, учащимся приходится делать выбор в пользу профиля, который им представлен. Среди основных причин выбора того или иного профиля –необходимость обучения для дальнейшего образования (62%), соответствие интересам учащихся (32%), интерес учащихся к профильным предметам (23%), легкость обучения в профильном классе (9%). Однако отметим, что среди причин также оказались ответы «за компанию с друзьями» (3%), «другие причины» (12%). Анализ результатов проведенного исследования показывает, что система профильного обучения в СлавянскенаКубани несовершенна и имеет множество проблем в области организации занятий, предпрофильной подготовки, качества подбора квалифицированных педагогических кадров и т.д. Происходит дублирование профильных направлений в школах города. В 2013/2014 учебном году среди основных реализуемых профилей можно выделить естественнонаучный (40%), реализуемый в лицеях №1 и №4, школах №3 и №18, экономикоматематический, физикоматематический профили (47%), реализуемые в лицеях №1 и №4, школе №18, гуманитарный профиль (13%), реализуемый в школе №3.Профиль обучения зачастую не связан с будущей профессиональной деятельностью учащихся. Результаты исследования качества организации профильного обучения в школах СлавянсканаКубани показали, что 33,3% выпускников будут в дальнейшем учиться по данной специальности, 26,1% по родственной специальности (всего в анкетированииприняли участие 69 учащихся 10–11хклассов). Следует подчеркнуть, что 30,4% учащихся планируют в дальнейшем учиться по другой специальности, 10% не определились в выборе дальнейшей траектории образования, что практически в равном процентном соотношении с вышеназванной категорией. Очевидно, что организация профильной подготовки по одному и тому же профилю в различных школах малого города не позволяет сконцентрировать для получения наивысшего качества обучения лучших, самых способных учащихся, лучших учителей профильных дисциплин, лучшего оборудования, не позволяет оптимально использовать для обеспечения учебного процесса бюджетные средства. Малое разнообразие предлагаемых профилей подготовки не в полной мере отвечает потребностям общества и ограничивает выпускников школ города в выборе будущей специальности. Вместе с темрезультаты исследования показали, что наиболее предпочтительными профилями среди учащихся IXклассов являются историкоправовой, психологопедагогический, гуманитарный, химикобиологический, лингвистический, физикоматематический. Большинство из них не представлено в школах СлавянсканаКубани. И в используемой модели они в принципе не могут быть представлены.Кроме того, реализуемые профили не связаны с социальноэкономическим прогнозом развития Краснодарского края и Славянского района. Попрежнему остростоит проблема трудоустройства молодежи, выбор профессии не востребован на рынке труда. Причиной этому является недостаточная информированность выпускников средних общеобразовательных школ о востребованных экономических сферах, неправильный изначально выбор профильных программ и предметов, которые в дальнейшем не облегчат поступление в вуз. Профориентация в школах города начинается только с 9гокласса. В общеобразовательных школах города не введена система мониторинга образовательных потребностей учащихсяи их родителей. Каждый из базовых профильных курсов не отражает информацию о состоянии и перспективах развития теории и практики в данной области, перечень траекторий получения профессионального образования, его особенности и перспективы, психологопедагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся в профильном обучении, характеристику профессиональной деятельности людей в рамках выбранного профиля и состояние рынка труда и занятости. Соответственно,учащиеся старших классов выбирают определенный профиль, но планируют в дальнейшем осваивать профессию, не связанную с данным профилем. Таким образом, нарушается система общепринятых принципов, обеспечивающих развитие образовательного пространства малого города.Сказанное позволяет заключить, что в основе системы развития образовательного пространства малого города лежит совокупность общеметодических, специфических и системных принципов. К первым относятся принципы гуманизации, демократизации, регионализации, опережающего и непрерывного развития.Специфические принципы характеризуют особенности формирования и развития образовательной системы в определенных условиях, к которым относятся недостаточность материальнотехнического оснащения, несоответствие кадровых ресурсов учебных заведений требованиям государственного образовательного стандарта, отсутствие у учащихся и родителей четкого представления об особенностях рынка труда региона и города, перспективах его развития. Системные принципы отвечают за единство образовательного пространства.Системный принцип предполагает рассматривать образовательное пространство не как множество, а как систему, совокупность связанных, взаимодействующих объектов, единое целое, обладающее определенными собственными качествами [11].В образовательном пространстве СлавянсканаКубани сложились трудности с реализацией принципа разнообразия образовательных услуг, который является важным стабилизирующим фактором в развитии образовательного пространства. Данный принцип, направленный на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся, создание условий для самосовершенствования на территории города, тесно связан с принципом ориентации на потребителя. Население заинтересовано не только в разнообразии образовательных услуг, но и в качестве образования. А это зависит от уровня профессиональной квалификации учителей, развития материальнотехнической базы, обеспеченности учебнометодической литературой, сбалансированности графика учебного процесса, внедрения новых технологий обучения. В пределах одного образовательного учреждения добиться желаемого качественного результата сложно. Следовательно, в сложившихся условиях необходимо учитывать принцип расширения ресурсного обеспечения, под которым подразумевается сотрудничество образовательных учреждений с целью взаимного использования кадровых, материальных, информационных и других ресурсов.На наш взгляд, построение модели развития образовательного пространства малого города СлавянсканаКубани возможно только с учетом описанных принципов и положений. Как показываетопыт других стран и некоторых регионов России, наиболее эффективным условиемрешения данной задачи является внедрение новых организационноправовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей содержания образования. Современным отражением поиска новых форм развития единого образовательного пространства является организация сетевого среднего образования в условиях малого города.

Ссылки на источники1.КондаковА.М. Отечественное и мировое образовательное пространство: ресурсный подход. –СПб.: Специальная литература, 2004. –139 с.2.СериковГ.Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография. –Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1998. –664с.3.ГулиевХ.О. Школьный консорциум как модель сетевого взаимодействия // Директор школы. –2007. –№ 1. –С. 71–78.4.КурдюмоваИ.М. Модернизация общего образования за рубежом. –М.,2006. –С. 69.5.КондаковА.М.Указ. соч.6.КурдюмоваИ.М.Указ. соч.7.Расходы на образование в разных странах.–URL:http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/rashodynaobrazovanie.8.Система образования в Германии.–URL:http://www.euroeducation.net/prof/germanco.htm.9.Расходы на образование в разных странах.10.Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности муниципальной системы образования г. Ливны: отчет // Управление общего образования администрации города Ливны. –Ливны: УОО, 2012. –112 с.11.Мильнер,Б.З. Теория организации: учеб. –2е изд. –М.: ИНФРАМ, 1999.–480 с.Olga Mishchenko,Teacher of the English language, school №5, Master student, Kuban State University, SlavyanskonKubandaedra1990@rambler.ruState and modern requirements to the organization of educational space of a town in Russia and abroadAbstract.The author considers the questions, connected with formation of educational space in small city of Europe, Russia in general and SlavyanskonKuban in particular. Author uses the principle of the network organization of education at profile training realization, which allows to connect the urgent global and local problems in the field of formation.Key words:uniform educational space, profile training, network organization of secondary education, system principle.References1.Kondakov, A.M. (2004) Otechestvennoe i mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo: resursnyj podhod, Special'naja literatura, St. Petersburg, 139 p.(in Russiаn).2.Serikov, G.N. (1998) Upravlenie obrazovaniem: sistemnaja interpretacija: monografija, ChGPU “Fakel”, Cheljabinsk, 664 p.(in Russiаn).3.Guliev, H.O. (2007) “Shkol'nyj konsorcium kak model' setevogo vzaimodejstvija”, Direktor shkoly, № 1, pp. 71–78(in Russiаn).4.Kurdjumova, I.M. (2006) Modernizacija obshhego obrazovanija za rubezhom, Moscow, p. 69 (in Russiаn).5.Kondakov, A.M. (2004) Op. cit.6.Kurdjumova, I.M. (2006) Op. cit.7.Rashody na obrazovanie v raznyh stranah. Available at:http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/rashodynaobrazovanie (data obrashhenija: 10.06.2014) (in Russiаn).8.Sistema obrazovanija v Germanii.Available at:http://www.euroeducation.net/prof/germanco.htm (data obrashhenija: 10.06.2014)(in Russiаn).9.Rashody na obrazovanie v raznyh stranah.10.Publichnyj doklad o sostojanii i rezul'tatah dejatel'nosti municipal'noj sistemy obrazovanija g. Livny: otchet // Upravlenie obshhego obrazovanija administracii goroda Livny, Livny : UOO, 2012, 112 p.(in Russiаn).11.Mil'ner, B.Z. (1999) Teorija organizacii : ucheb., 2e izd., INFRAM, Moscow, 480 p.(in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук