Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Слизкова Е. В., Харитонова М. С. Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14197.htm.
Аннотация. В статье представлен авторский подход к решению вопроса повышения уровня воспитанности младших школьников средствами тренинга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Слизкова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишимlick_diana@mail. ru

Харитонова Марина Сергеевна,студентка педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим

Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации

Аннотация. В статье представлен авторский подход к решению вопроса повышения уровня воспитанности младших школьников средствами тренинга. Ключевые слова:педагогическое сопровождение, младший школьник, семья, образовательная организация, нравственность, ценностные отношения, нравственный поступок. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теорияи методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Образовательные организации, внедряя образовательные стандарты второго поколения, определяют для себя направления продуктивной работы с родителями по воспитанию и обучению детей,готовящихся пойти в школу и уже обучающихся в ней. Безусловно, желание родителей успешной социализации и адаптации их ребенка неоценимо, поэтому акцент во взаимодействии педагогов и родителей необходимо сделать напонятие«отношения», которые успешно складываются при педагогическом сопровождении.

В исследовании Н. Л. Коноваловой сопровождение понимается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого [1].

В концепции, разработанной С. Н. Чистяковой, педагогическое сопровождение семьи следует рассматривать как особую форму деятельности педагога, направленную на взаимодействие по оказанию помощи, сопровождаемому в процессе его личностного роста, выборе способов поведения, принятии решенийи актуализации нравственного поступка [2]. Педагогическое сопровождение–это целостный и непрерывный процесс изучения личности учащегося, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения в школе, осуществляемый всеми субъектами воспитательнообразовательного процесса в ситуациях взаимодействия [3]. К сожалению, до сих пор существуют разногласия в вопросах воспитания и обучения детей всемье и школе. Это связано с тем, что, вопервых, происходит отчуждение детей от родителей, вовторых, в обществе происходит обострение социальнопсихологических проблем. Оно связано с усугублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния [4]. Наличие эмоционального разрыва ведет к психологопедагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психологов школы. Причина невысокого качества семейного воспитания–в системном кризисе современной семьи. Однако школа не всегда готова предоставить семье компетентное педагогическое сопровождение и поддержку стабилизации детскородительских отношений. В целом,как показывает практика, в человеческой культуре сложились стереотипы правильной или нормальной семьи, рассматриваемой с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальная семья» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М.Мид, таковой считаетсясемья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц,существует триварианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [5]. В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье–способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуютисходя из представления о должности [6]. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизувверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации [7]. Супружеская (демократическая) семья–это идеальная семья, цель которой–взаимное доверие, принятие и автономность членов.Воспитательное воздействие–«горизонтальное», диалог равных–родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причемчем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем уэтих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям [8]. Подробную структуру анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко [9]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты.1.Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместоотца или мачехи вместо матери).2.Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья. Дисгармоничные семьибывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мирачленов семьи от вторжения властного лидера). Семья–это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями: отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшимии младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья–это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами–как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма [10]. Социологи А. А.Шанин иП. А.Сорокин различаюттакие основные формы семьи:1)нуклеарная семья–состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;2)расширенная семья–включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т. д.) [11]. Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают тритипа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья–власть принадлежит жене, эгалитарная семья–власть равномерно распределяется между мужем и женой [12]. В обществе семья выполняет ряд функций: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение); экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи–детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасностьребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений [13]. Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какойто степени функция этих отношений меняются. Однакоих значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это–предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей–холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков [14]. Родители в проблемных семьях заняты тем, что без конца диктуют детям, что им не надо делать. Естественно, у них не остается возможности длярадостного общения со своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок, они перестают радоваться ему как близкому другу, и дети, которые не наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для таких семей чаще всего сомнительно даже предположение, что можно наслаждаться, получать особую радость от общения друг с другом, с детьми. Они избегают друг друга, потому что оказываются настолько сильно вовлеченными в свою работу или какуюто иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость контакта с близкими [15]. Педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы и формы воспитания и помочь определить наиболее адекватные. Нами изучены концептуальные положения программ по формированию развития младших школьников средствами сказкотерапии; профилактики и коррекции дезадаптации у первоклассников; формированию адекватной самооценки младшего школьника средствами семейного воспитания [16;17;18;19] с целью составления авторской программы «Мы вместе –мы рядом», направленной на повышение уровня воспитанности младших школьников. Актуальность разработанной нами программы «Мы вместе –мы рядом»заключается во взаимодействии педагогов, родителей и обучающихсяи осуществляется с помощью активных методов и форм работы с родителями:анкетирование, индивидуальные беседы и консультации,использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч. Коллективные включают в себя: родительские собрания,тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы,консультации родителей, дискуссии, ролевыеигры,круглыйстол, виртуальные экскурсии. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:1)учеттипа и характеристики семьи;2) учет интересов и потребностей семей младшего школьника;3) системный подход в организации жизнедеятельности семьи;4)создание условий освоения знаний, методов и приемов родителями в условиях образовательной организацииоптимальными для каждого ребенка способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей в воспитательном процессе. Ожидаемые результаты:1.Понимание родителями целей и задач семейного воспитания. 2.Осознание родителями социальной ответственности. 3.Положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом. 4.Единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей. 5.Систематическое повышение уровня педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания. Тематическое планированиепрограммы рассчитано на учебный год (32 занятия), занятия могут проходить двараза в месяц,продолжительность каждого занятия 40–45 минут, в зависимости от формы проведения занятия. В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяются расписание и режим работы данной программы, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работеза год и определяются планына следующий учебный год. Преждечемреализовать программу, нами была проведена диагностика на выявлениеуровня воспитанности младших школьников. На констатирующем этапе исследования с помощью методик мы выявили уровень воспитанности учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Полученные данные между контрольным и экспериментальным классами«в высоком уровне» составляет разницу в 2 обучающихся (4%), что явилось основойдля определения экспериментальной базы–3 «Б» (экспериментальный класс). В данном классе на этапе формирующего эксперимента была реализована программа педагогического сопровождения, включающая в себя комплекс занятий, направленных на повышение уровня воспитанности младших школьников. Например, совместный тренинг, включающий обучающихся и их родителей.

Тренинг «Родительская эффективность воспитания»Цели тренинга:оказание помощи родителям в выходе на новый уровень понимания детей, активизация конструктивных ресурсов семьи. Задачи тренинга: формирование навыков эффективного общения с детьми; повышение психологопедагогической грамотности родителей. Условия проведения тренинга:комната для тренинга; оборудование: стулья, кресла, маркеры, бумага. Ход занятияЗнакомствоПриветствую вас на нашем занятии!Начнем мы наше занятие со знакомства. Ребята, я даю вам мяч, ваша задача–назвать свое имя, сказать, как зовут маму, и рассказать какая она, чем вы с ней занимаетесь. Я Саша, мою маму зовутНаташа, она самая лучшая и добрая. Мы любимс ней рисовать (в данной семьеребенку стараются уделять как можно больше времени). Меня зовут Алина. Мама –Света,она самая красивая. Мы с мамой вяжем салфетки (в данной семье воспитывается уважение к взрослым). Я Леша, мою маму зовут Таня, она очень веселая. Мы любим кататься на роликах и коньках(воспитание осуществляется на взаимном доверии). Приветствиеразминка(мама–ребенок):П.:–Сейчас,дорогие друзья, нам нужно поприветствовать друг друга!Здравствуй,друг,–здороваться за рукукак ты тут –трогаем плечогде ты был–за ушкоя скучал–за грудьты пришел–руки в стороныхорошо–обнялисьМаша П., Алена Г., Максим Б.,спокойно выполняют все действия, которые называет педагог, что говорит о хорошем воспитании в семье.Таня Б.,Дима С.,Женя М.,Джавад Д. очень шумно выполняют заданияи не обращают вниманияна замечание родителей, что говорит о том, что данная группа детей низкого уровня воспитанности. Игра «Вежливые слова»П.:–Вызнаете вежливые слова?Какие?Подскажите всем. Лена М.:–Да, я знаю вежливые слова. Спасибо, пожалуйста. (Лена воспитывается в полной семье.)П.: –Что говорит мама,когда вы просыпаетесь, встаете утром?Кирилл К.:–Когда я просыпаюсь, мама мне желает доброго утра. (Кирилл воспитывается в неполной семье, воспитанием занята только мама.)П.:–Сейчас мы увидим силу вежливых слов! Если я скажу чтото сделать со словом «пожалуйста»–делайте! Если забуду «пожалуйста»–не выполнять!Задания:«пожалуйста» руки вверх –опустили; руки в стороны–«пожалуйста»; поднимите правую руку –опустили; руки на пояс–«пожалуйста»; руки за голову –опустили; «пожалуйста» руки на пояс–опустили; «пожалуйста» левой рукой дотроньтесь за правое ушко –опустили; руки вверх «пожалуйста»; руки в стороны –опустили (родителии дети активно выполняют указания педагога, стараются не ошибиться). П.:–Кто хочет быть ведущим?Слава В. проявляетсамостоятельность, инициативность, проговаривая каждое задание с паузой. В данном случае учитываются интересы ребенка.

Итог

П.:–Вы увидели,как действует «волшебное слово!»Игра для мамП.: –Назовите 3 положительных качества вашего ребенка».Мама Степы Г.: –Мой сыноксамый хороший, послушный, добрый (данная семья относится к традиционному типу).Мама Саши К.: –Саша вежливый, отзывчивый, умный (демократический тип семьи).П.:–Какие хорошие события произошли в жизни вашего ребенка?Что научился делать и вы гордитесь этим?

Мама Кристины Т.: –Кристина научиласьпризнавать свои ошибки, выучила веселую песенку (по структурному составуданная семья деформированная, так как в воспитании участвует отчим). Мама Тани Р.: –Моя дочьпобедила в соревнованиях по волейболу, самостоятельно пытается выполнять домашние дела по дому. Очень горжусь Танечкой (в семье присутствует гармоничное отношение, дружеские отношения членов семьи, взаимопонимание). Игра «Продолжить фразу…»Говорит мама,потом ребенок: «Я нелюблю,когда…»; «Я люблю,когда…». Мама Вовы Т.:–Я не люблю, когдаВова плохо ведет себя в школе и дома. Я люблю, когдаВова проявляет самостоятельность (в связис постоянной занятостью родителей чаще всего ребенок предоставлен сам себе, отчего и происходит неуспеваемость в школе и плохое поведение). Вова Т.:–Я не люблю, когда меня родители наказывают и лишают компьютера. Я люблю, когда меня мама хвалит. Мама Тани Б.:–Я не люблю, когда Таня получает плохие отметки в школе. Я люблю, когдадочьстарается учиться (неполная и неблагополучная семья, где присутствует диктаторское отношение к ребенку, отчего у ребенкапроисходит непонимание и боязнь чтото сделать не так). Таня Б.:–Я не люблю, когда меня мама ругает. Я люблю, когда мне покупают новые игрушки. П.:–Следующее задание заключается в том, что каждому участнику нужно продолжить фразу и назвать свои ассоциации сословом«детство». Мама Насти А.:–Детство–это много мороженого. Настя А.:–Детство–это когда много игрушек и родители рядом. Мама Димы Д.:–Детство –кататься на санках, ходить с родителями в цирк. Дима Д.:–В детстве можно кушать много сладкой ваты, кататься на велосипеде. П.:–Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой я называюначало фразы «Вдетстве можно», а взрослые и дети должны ее продолжить. Если ктото с аргументом не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом «Вдетстве нельзя». Время выполнения задания —5–6 минут. Ангелина К.:–В детстве можно драться, играть, весело жить, плакать (неполная семья, воспитаниеосуществляет отец, изза чегоребенок очень агрессивный и непослушный). Андрей Р.:–Я не согласен с тем, что в детстве можно драться. Этого делать нельзя (в данной семье, сребенком часто проходят беседы на нравственные темы). Кристина Я.:–В детстве можно смеяться, ругаться,бегать, прыгать, обижаться (воспитанием в семье занимается бабушка, так как родители часто заняты, изза чего у ребенка образуются комплексы и недоверие к окружающим). Вася К.:–Я думаю, что в детстве нельзя ругаться. Игра «Гусеница»

П.:–Чтобы лучше почувствовать друг друга, получить друг от друга заряд энергии, проведем знакомую разминку «Гусеница».

Инструкция:Встаньте по росту, начиная с самого высокого,в колонну в затылок друг другу, руки вдоль туловища. Воздушные шарики зажимаются между животами и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять ихнельзя. Передний игрокдержит свой шарик на вытянутых руках. Итак, получилась целая цепочка. Теперь надо очень аккуратно, чтобы цепочка не порвалась, сделать круг по сцене с препятствиями и не разорвав цепочку. Леша С. рискнул, взяв на себя роль лидера,и успешно с этим справился, группа всего один раз уронила шарик изза невнимательности Тани Б.,остальные ребята и родители координировали свои действия, следуя за лидером. Каждый участник старался не подвестидруг друга и прилагал все усилиядля того, чтобы получилась настоящая гусеница. П.:–Вы почувствовали себячастью единой гусеницы? Поднимитеруки, кто почувствовал? В чем это выразилось?Слава В.:–Я почувствовал себя частью гусеницы и боялся быстро идти, чтобы не уронить шарик. П.: –А сейчасмы немного помечтаем. Всем нужно по кругу рассказать, о чем вы чаще всего мечтаете и с чем связаны эти мечты. Мама Вани Р.:–Я часто мечтаюо поездке всей семьей в теплые страны. Ваня Р.:–Я мечтаю, чтобы мама с папой никогда не ссорились. Мама Маши П.:–Я мечтаю, чтобы дочь окончила школу отлично. Маша П.:–Я мечтаю о том, чтобы родители купили мне велосипед. П.:–Нужно всем продолжить фразы(Мне радостно, когда…; Мне грустно, когда…).Лиля С.:–Мне радостно, когда мне покупают чтото новое. Мне грустно, когда мама на меня огорчается (в данной семье дисгармоничныеотношения и в основном выполняется репродуктивная функция, в связи с чемвоспитанием ребенка особо никто не занимается). Мама Лили С.:–Мне радостно, когда вся семья собирается вместе. Мне грустно, когдана улице пасмурно (демократический тип семьи, где налицовзаимное доверие, принятие и автономность членов семьи). П.: –Детям нужно завершить следующиепредложения: Моя любимая игра –это… (Коля Б.,Вася К.,Степа К.назвали футбол, так как часто посещают спортивные секции. Таня Б.,Таня Р.,Кристина Т.любят играть в подвижные игры –догонялки, баши, баскетбол, что связано сгиперактивностью детей). Дома я люблю играть… (Настя А.,Алена Г.,Алина К.любят играть в компьютерные игры, что связано с занятостью родителей,дети в основном предоставлены самимсебе. Антон М.,Дима С.,Аня Ф.дома играют в карты, что говорит о том, что родителиредко обращают внимание на деятельность своих детей). С папой мы играем в… (Маша Л.,Валя С.говорят о том, что папа постоянно занят иему некогда играть. Андрей В.,Степа Г.,Ира З.часто играют с папой в жмурки, так как у этих детей воспитанием в основном занимается отец). Смамой мы любимигратьв… (Катя Д.,Женя М.,Слава Б.,часто играют с мамой в слова, мамы данных детей не работают и занимаются воспитанием детей. Игорь К.,Вова Т.,Максим Б. играют с мамой в прятки). Самостоятельная работа для мам «Конверт дружеских вопросов»Можно ли играть с детьми в карты? (Мама Антона М.считает, что в карты можно играть и в этом нет ничего плохого. Мама Алены Г. считает, что карты –этоазартная игра и они приводят к привыканию). Что делать,если ребенок просит вас поиграть,а вы смотрите ТВ? (Мама ДимыД.говорит о том, что приходится идти играть с ребенком, когда он этого просит. Мама Иры З.говорит о том, что дочь прекрасно понимает, что я пришла с работы уставшей, и поэтому меня не тревожит играми.)

Как быть,если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы? (Мама Кристины Ф.,объясняет дочери, что это просто игра и нет ничего страшного.)

Игра «Нарисуй одним карандашом»(мама –ребенок)–Легко было рисовать вдвоем?Мамаи Слава В.: –Вдвоем было трудно рисовать, не было договоренности, как вести и что точно рисовать. Кирилл К. и его мамаговорят о том, что быстро и легко было рисовать, так как в самом начале решили,что будут рисовать,и продумали каждый элемент рисунка.Ритуал прощанияЧлены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подписьи все пишут какоето очень значимое и важное для каждого человека слово. Кристина Я.написала на сердечке: «Держись!Не робей! Будь добрее!» АндрейВ.:«Будьте счастливы!» Игорь К.:«Удачи во всем!» Максим Б.:«Счастливого пути!» Мама Сережи К.:«Спасибо за занятие, было очень весело и интересно!» Мама АленыГ.:«Спасибо, мне было очень приятно с вами заниматься!»

После реализациикомплекса занятийнами было проведено повторное диагностирование уровня воспитанности младших школьников, и выяснилось, чтосравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе,показало:количество детей с низким уровнем воспитанности в экспериментальной группе в 3 «Б» классе уменьшилось, также уменьшилось количество учащихся, имевших средний уровень воспитанности. За счет уменьшения количества низкого и среднего уровней воспитанности обучающихсяувеличилось количество детей, показавших высокий уровень воспитанности. В целомэто доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня воспитанности младших школьников.

Ссылки на источники1.Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников.–СПб.,2000.–156 с. 2.Фадич Е. В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3–5 классы): дис.…канд.пед.наук. –Омск, 2001. СемагоМ. Сопровождение –это… //Школьный психолог.–2003.–№ 35.–С. 20–22. 4.БардианА. М. Воспитание детей в семье. Психологопедагогические очерки. –М.:Педагогика, 1972. 5.Нравственное воспитание детей в семье / подред. А. Н. Дрозда. –Минск:Народная асвета, 1976.–189с. 6.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной.–М.,2007.–483 с. 7.Варга Д. Дела семейные.–М.:Педагогика 1986.–160 с. 8.Подласый И. П. Педагогика.–М.:ВЛАДОС, 2006.–228 с. 9.Леви В. Нестандартный ребенок.–СПб.,2003.–191 с. 10.Российская педагогическая энциклопедия.–М.:Научное издво «Большая российская энциклопедия», 2003. –943 с. 11.Зверева О. Л.,Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.–М.:Академия, 1999.–160 с. 12.Мухина В. С. Детская психология.–М.,2005.–224 с. 13.Азаров Ю. П. Семейная педагогика.–М.:Политиздат, 1982. –223 с. 14.Мы и наши дети: публицистика /сост. А. С. Белкин.–Свердловск, 1985.–304с. 15.Сорокоумова Е. А. Уроки общения в нач. школе:пособие для учителя.–СПб.:АО «Мэрил», 1994.–16с. 16.Слизкова Е. В., Волкова Н. А. Программа нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2014. –№2(2). –С. 179–181. 17.Слизкова Е. В., Герасенкова О. Н. Программа профилактики и коррекции дезадаптации у первоклассников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. –№ 2(2). –С. 181–184. 18.Слизкова Е. В., ЕгановаЕ. С. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средствами семейного воспитания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2(2). –С. 184–186. 19.Мозолевская Е. М.,Слизкова Е. В. Формирование познавательной активности младших школьников средствами информационнообразовательной среды// Концепт. –2014.–№ 02 (февраль). –ART14044. –0,5 п. л. –URL:http://ekoncept. ru/2014/14044. htm.

Elena Slizkova, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the chair of social pedagogy and pedagogy of childhood, Ishim State Pedagogical Institute after PP Ershov, Ishimlick_diana@mail. ruMarina Kharitonova, Student of Pedagogical Department, Ishim State Pedagogical Institute after PP Ershov, IshimEducational support of junior schoolchildren families in conditions of an educational organizationAbstract. The authors present the approach to the issue of improving education of junior schoolchildren by means of training. Key words:educational support, junior schoolchildren, family, educational organization, morality, values, relationship, moral action. References1.Konovalova, N.L. (2000) Preduprezhdenie narushenij v razvitii lichnosti pri psihologicheskom soprovozhdenii shkol'nikov, St. Petersburg, 156 p. (in Russiаn).2.Fadich, E.V. (2001) Pedagogicheskie uslovija aktualizacii nravstvennyh postupkov shkol'nikov (3–5 klassy): dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk,Omsk (in Russiаn).3.Semago, M. (2003) “Soprovozhdenie –jeto…”, Shkol'nyj psiholog, № 35, pp. 20–22 (in Russiаn).4.Bardian, A.M. (1972) Vospitanie detej v sem'e. Psihologopedagogicheskie ocherki, Pedagogika, Moscow (in Russiаn).5.Drozd, A.N. (ed.) (1976) Nravstvennoe vospitanie detej v sem'e, Narodnaja asveta, Minsk, 189 p. (in Russiаn).6.Dubrovina, I.V. (ed.) (2007) Diagnosticheskaja i korrekcionnaja rabota shkol'nogo psihologa, Moscow, 483 p. (in Russiаn).7.Varga, D. (1986) Dela semejnye,Pedagogika, Moscow, 160 p. (in Russiаn).8.Podlasyj, I.P. (2006) Pedagogika, VLADOS, Moscow,228 p. (in Russiаn).9.Levi, V. (2003) Nestandartnyj rebenok, St. Petersburg, 191 p. (in Russiаn).10.(2003) Rossijskaja pedagogicheskaja jenciklopedija,Nauchnoe izdvo “Bol'shaja rossijskaja jenciklopedija”, Moscow, 943 p. (in Russiаn).11.Zvereva, O.L. & Ganicheva,A.N. (1999) Semejnaja pedagogika i domashnee vospitanie, Akademija, Moscow,160 p. (in Russiаn).Muhina, V.S. (2005) Detskaja psihologija, Moscow, 224 p. (in Russiаn).13.Azarov, Ju.P. (1982) Semejnaja pedagogika, Politizdat,Moscow, 223 p. (in Russiаn).14.Belkin, A.S. (ed.) (1985) My i nashi deti: Publicistika,Sverdlovsk, 304p. (in Russiаn).15.Sorokoumova, E.A. (1994) Uroki obshhenija v nach. shkole: Posobie dlja uchitelja, SPb.: AO «Mjeril», 16p. (in Russiаn).16.Slizkova, E.V. & Volkova, N.A. (2014) “Programma nravstvennogo razvitija mladshih shkol'nikov sredstvami skazkoterapii”, Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, №2(2),pp.179–181(in Russiаn).17.Slizkova, E.V. &Gerasenkova, O.N. (2014) “Programma profilaktiki i korrekcii dezadaptacii u pervoklassnikov”, Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, № 2(2),pp.181–184(in Russiаn).18.Slizkova, E.V. &Eganova, E.S. (2014) “Formirovanie adekvatnoj samoocenki mladshego shkol'nika sredstvami semejnogo vospitanija”, Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, № 2(2),pp.184–186(in Russiаn).19.Mozolevskaja, E.M. & Slizkova, E.V. (2014) “Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti mladshih shkol'nikov sredstvami informacionnoobrazovatel'noj sredy”, Koncept, № 02 (fevral').ART 14044, 0,5 p. l.Available at:http:ekoncept. ru/2014/14044. htm, Gos. reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304120H, [Data obrashhenijafevral' 2014] (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»