Условия развития гастрономического туризма в России и в мире

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сычева В. О., Шпенькова К. С. Условия развития гастрономического туризма в России и в мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14198.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются понятие гастрономического туризма и структура гастрономических туров, отличительные особенности данного вида туризма от других видов туризма, а также факторы, влияющие на развитие данного направления как в мире, так и в России. Основное внимание авторов статьи обращено на изучение кулинарных достоинств российских регионов и их привлекательность для иностранных туристов. Также выявлены проблемы в развитии гастрономического туризма в России и предложены пути их решения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ШпеньковаКсенияСергеевна,

студенткаИнститутаисторииимеждународныхотношенийФГБОУВПО«Саратовскийгосударственныйуниверситетим.Н.Г.Чернышевского»,г.Саратовkshpenkova@mail.ru

СычеваВикторияОлеговна,старшийпреподавателькафедрытуризмаикультурногонаследияИнститутаисторииимеждународныхотношенийФГБОУВПО«Саратовскийгосударственныйуниверситетим.Н.Г.Чернышевского»,г.Саратовvisicheva@mail.ru

УсловияразвитиягастрономическоготуризмавРоссииивмире

Аннотация.Встатьерассматриваютсяпонятиегастрономическоготуризмаиструктурагастрономическихтуров,отличительныеособенностиданноговидатуризмаотдругихвидовтуризма,атакжефакторы,влияющиенаразвитиеданногонаправлениякаквмире,такивРоссии.Основноевниманиеавторовстатьиобращенонаизучениекулинарныхдостоинствроссийскихрегионовиихпривлекательностьдляиностранныхтуристов.ТакжевыявленыпроблемывразвитиигастрономическоготуризмавРоссииипредложеныпутиихрешения.Ключевыеслова:гастрономическийтуризм,гастрономическийтур,национальнаякухня,русскаянациональнаякухня,кулинарныйтуризм.Раздел:(04)экономика.

Понятие«гастрономическийтуризм»появилисьотносительнонедавно–в1998г.,ввидетермина«кулинарныйтуризм».Насегодняшнийденьэтоттерминсталповсеместноиспользоватьсяприформированиитуристскогопродуктавомногихстранахмира.Ав2004г.былаоснованаTheInternationalCulinaryTourismAssociation(Международнаяассоциациягастрономическоготуризма).МанифестМеждународнойассоциациикулинарноготуризмаотражаетспособностьчеловекапознаватькультурустранычерезеенациональнуюкухню:«Еда–этоквинтэссенциянации,еехарактераиистории»[1].Повсеместноеразвитиекулинарноготуризмапривелокобразованиютурфирм,специализирующихсянамеждународномгастрономическомтуризме,примерамимогутслужитьтакиенациональныекомпании,как“GourmetonTour”(США),“TheInternationalKitchen”(Великобритания),“GourmetGetaways”(Италия).

Такчтотакоегастрономическийтуризм?Гастрономическийтуризм–этопоездкасцельюознакомленияснациональнойкухнейстраны,особенностямипроизводстваиприготовленияпродуктовиблюд,атакжеобучениеиповышениеуровняпрофессиональныхзнаний[2].Агастрономическийтур–этоспециальноподобраннаяпрограммакулинарногоотдыха,включающаядегустациюблюдинапитков,ознакомлениестехнологиейипроцессомихприготовления,атакжеобучениеупрофессиональныхповаров.Взависимостиотцелипоездкитурможетвключатьвсевышеперечисленныепункты,несколькомероприятийилиодинопределенныйсегменткулинарноготура.Нередкогастрономическиетурывключаютпосещениеразличныхкулинарныхфестивалей,праздниковиярмарок.СоняБеккерман,вицепрезидентаукционногодомаSothebysвНьюЙорке,даетследующееопределениегастрономическомупутешествию:«Этовыразительныесредства,спомощьюкоторыхпутешественникможетнарисоватьсвоепредставлениеотойилиинойстране;этоневероятноесоединениеприключения,почтиалхимическоговдохновенияиполногопогружениявкультурустранычерезпостижениетонкостейприготовленияпищи»[3].Спомощьюедыприоткрываетсядухнарода,атакжевозможностьпониманияегоменталитета.Целеваяаудиториягастрономическихтуроввключает:1)туристов,желающихприобщитьсяккультурестранычерезеенациональнуюкухню;

2)туристовгурманов(гурман–термин,произошедшийотфранцузскогоgourmand,имхарактеризуетсяценительхорошейкулинариииизысканныхнапитков[4]);3)туристов,использующихкулинарныйтурвцеляхобученияиполученияпрофессиональныхнавыков(повара,сомелье,дегустатора,ресторатора);4)представителейтурфирм,путешествующихсцельюизученияданноготуристскогонаправления.Появлениюиразвитиюгастротуризмавмиревпоследниегодыспособствоваломножествофакторов:ростпопулярностителевизионныхкулинарныхпрограммишоувовсеммире;приобретениешефповарамилучшихресторановмировойизвестности;наволнепоявлениямодыресторанногобизнеса:посещениемодногозаведенияпитания–этоподдержаниеимиджаистатусавобществе;доступность,привычностьиобыденностьпосещенияресторановдлячастинаселения,искушеннойввопросахпитания;обеспокоенностьнаселенияпроблемамиэкологичностиикачествапродуктовпитания;увеличениезатратнапитаниеиотдыхкакследствиерастущихдоходовнаселения;ростпопулярностиздоровогообразажизни[5].Котличительнымособенностямгастрономическоготуризмамыможемотнестинетолькоегообъекты,ноиследующиефакторы:

1)условиядляразвитиякулинарноготуризмаимеютабсолютновсестраны,иэтоуникальнаяотличительнаячертаданноговидатуризма;2)гастрономическийтуризмненоситхарактерсезонногоотдыха,длялюбоговременигодаможноподобратьподходящийтур;3)гастрономическийтуризмвтойилиинойстепениявляетсясоставляющимэлементомвсехтуров.Новотличиеотдругихвидовтуризмазнакомствоснациональнойкухнейстановитсяглавныммотивом,цельюиосновнымэлементомгастрономическогопутешествия;4)продвижениеместныххозяйствипроизводителейпродовольственныхтоваровявляетсянеотъемлемойчастьюлюбогогастрономическоготура.ПоявлениеиразвитиевРоссиигастрономическоготуризмапредставленовключениемвэкскурсионныепрограммыотдельныхэлементовгастрономическихтуров.Знакомствосрусскойкухнейпроисходитвовремяпосещениянациональныхресторановикафе,гдесоблюдаютсярусскиетрадицииприготовленияблюдисервировкистола.Стоиттакжеотметить,чтознакомствосрусскойкухнейпродолжаетсяивовремяпосещениясельскохозяйственныхпредприятий,гдевыращиваютсяэкологическибезопасныепродукты,тематическихмузеевидегустационныхзалов,атакжевовремяпосещениясобытийныхмероприятийсгастрономическойтематикой.Известно,чтокаждыйнародимеетсвоюнациональнуюкухню,котораяявляетсянеотъемлемойчастьюнациональнойкультуры.Русскаянациональнаякухняпрошлачрезвычайнодлительныйпутьразвития,истокиеёформированияотносятсякIX–Хвв.АссортиментблюдрусскойкухнинарубежеXIXиXXвв.сталстольразнообразен,аеевлияниеипопулярностьвЕвропенастольковелики,чтоонейзаговориликэтомувременистакимжеуважением,какиознаменитойфранцузскойкухне.Насегодняшнийденьрусскаякухняпользуетсяширокойизвестностьювовсеммире.Этопроявляетсякаквпрямомпроникновениивмеждународнуюрестораннуюкухнюисконнорусскихпищевыхпродуктов(икры,краснойрыбы,сметаны,гречневойкрупы,ржаноймукиит.п.)илинекоторыхнаиболееизвестныхблюдрусскогонациональногоменю(студня,щей,ухи,блинов,пироговит.д.),такивкосвенномвлияниирусскогокулинарногоискусстванакухнидругихнародов[6].Общеизвестно,чторусскаякухнясамобытнаиславитсяширокимассортиментомзакусок,первых,вторых,сладкихблюд,кулинарныхизделий.Такжедлярусскойкухнисвойственнообилиемучныхизделийиздрожжевоготеста.Ниводнойдругойнациональнойкухненепредставленотакоеразнообразиесупов.Сглубокойдревностиидонашихднейсохранилсябогатыйассортиментпервыхблюди,вчастности,заправочныхсупов(щей,борщей,рассольников),солянок.Разнообразенассортиментсуповнакрупянойикрупяноовощнойоснове,холодныхсуповнаквасеисвекольномотваре:окрошка,свекольники,ботвиньи[7].Такимобразом,можновыделитьосновныечерты,присущиерусскойкухне:обилиеяств,разнообразиезакусочногостола,любовькупотреблениюхлеба,блинов,пирогов,каш,своеобразиепервыхжидкиххолодныхигорячихблюд,разнообразиерыбногоигрибногостола,широкоеприменениесоленийизовощейигрибов,изобилиепраздничногоисладкогостоласеговареньями,печеньями,пряниками,куличами,атрадиционнымирусскиминапиткамиявляютсяквас,сбитеньиморс.

Вкусовыеакцентыиблюданашейнациональнойкухнименяютсяотрегионакрегиону.Так,кпримеру,Уралславитсяразличнымивидамипельменей,наКавказетуристсможетпопробоватьшашлыкиизбаранины,авСибиригастрономическимидостопримечательностямимогутстатьнапиткиизтаежныхягод–морсичайсморошкой.Ввидусвоегогеографическогорасположения,климатическихусловийДальнийВостокможетпривлечьтуристовгурмановрыбой,икройиморепродуктами.ГлавнуюрольвформированииместнойкухниТатарстанаиграютсладости,вчислекоторых–чакчак(сладкоеблюдоизобжаренноготестасмедом)ищербет(безалкогольныйнапитокизмеда).НаюгеРоссиивсебольшуюпопулярностьприобретаюткубанскиевина.Кубаньславитсямножествомвинодельческихзаводов,предлагающихтуристамэкскурсииидегустации.Многовековаяисториярусскойкухни,многочисленныеиразнообразныетрадициивгастрономическойкультурерусскогонарода,региональныекулинарныеособенности,несомненно,являютсябогатейшимресурсомдляуспешногоформированияиразвитиявнашейстранегастрономическоготуризма.Ужесейчаснароссийскомрынкетуристскихуслугпоявляютсякомпании,которыезанимаютсяорганизациейгастрономическихтуровнапрофессиональнойосновеипроводятдляприезжающихиностранцевмероприятияпознакомствусрусскойкухней.Стоитотметить,что,например,вАлтайскомкраегастрономическийтуризмсталполучатьгосударственнуюподдержку.ВпланахадминистрацииАлтайскогокраянаходитсяоткрытие«Сырнойдеревни»смузеемстаринныхсепараторовимолокомеров,рестораномисувенирнымилавками.«УнаснаАлтаесерьезноподходяткизготовлениюсыра,–говоритИванСемыкин,начальникинформационногоотделакраевойадминистрации.–Вгодмыделаем69тонн–четвертьвсегороссийскогосыра.Унасестьинститутсыроделия,мыотправляемсвоихстудентовнастажировкувоФранцию.Еслисыр–этонашавизитнаякарточка,порапривлекатьспомощьюнеготуристов»[8].

ВРоссиидосихпоргастрономическийтуризмнемассовоеявление,хотянароссийскомрынкеприсутствуютспециализирующиесянагастрономическомтуризмекомпании,предложениекоторыхвключаетгастрономические«турывыходногодня»,поездкинафермусвозможностьюдлятуристовпоучаствоватьвсельскохозяйственныхмероприятиях.Так,например,организуютсятурывдеревенскиехозяйствавСуздале,гдетуристампоказываютферму,птичийдвор,пасеку,рассказываютолекарственныхтравах.Основнаячастьподобныхтуров–угощениетрадиционнымиблюдамиданнойместности,компонентыкоторыхявляютсяэкологическичистымиивыращеннымиврегионе.ВЯрославскойобластиизвестнопроведениетакихпрограмм,как«Обедврусскойизбе»,внастоящемдеревенскомдоме,хозяевакоторогопринимаютгостейвсоответствиисрусскимихлебосольнымитрадициями.Хозяйкасамавыпекаетвпечихлеб,навариваетчугуноккартошкиизсвоегоогорода,достаетизпогребаразносолы,режетизапекаетпоросенка[9].Ценноедостоинствотакогогастрономическоготура–экологическаячистотаиспользуемыхпродуктов.Однимизэлементовгастрономическоготуризмаявляетсяобразовательныйкомпонент,которыйможетбытьпредставленпосещениемтематическихкулинарныхмузеев.Так,например,вВологодскойоблаституристымогутпосетитьединственныйвРоссииМузеймасланатерриторииАрхитектурноэтнографическогомузеяВологодскойобластивдеревяннойкрестьянскойизбе.ПосетителимузеясмогутпознакомитьсясисториеймаслодельногопромыславВологодскойгубернии,узнатьодеятельностипромышленников,организовавшихставшееужетрадиционныммаслодельноепроизводство.Вмузеетакжеможнопопробоватьмолочныеблюда,изготовленныепостариннымрецептам,ипродукциюсовременныхмолочныхкомбинатоврегиона,атакжепоучаствоватьвпроцессеприготовлениявологодскогомасла[10].Самым,пожалуй,известнымтематическиммузеемРоссииможетслужитьМузейтульскогопряника,вкоторомпредставленаисторияэтогоизделия.Вэкспозициимузеяпредставленисамыймаленькийпряник,исамыйбольшой–пудовый.Вмузееестьпряникипоздравительные,праздничные,заказные,исторические,именные,фигурныеипочётные[11].Крометого,туристампредлагаетсядегустацияпряникаивозможностьприобрестипряничныесувениры.

Нетолькопроизводственныепредприятияитематическиемузеи,ноирестораныпытаютсяпривлечьтуристов.Кпримеру,ресторанногостиничныйкомплекс«Русскаяизба»вКинешмеИвановскойобластипредлагаетнетолькоблюдарусскойкухни,ноиэкскурсиипоокрестнымгородам–ПлесуиПалеху,круизыпоВолге.Впрочем,пословамдиректора«Русскойизбы»,посетителиприезжаютвосновномрадиеды[12].Такимобразом,нанашвзгляд,дляразвитиягастрономическоготуризмавРоссиинеобходимосотрудничествотуристскихкомпанийспредприятиямивсферегостиничногоиресторанногобизнеса,которыепринялибыучастиеворганизациигастрономическихтуров.Такженеобходимоопределитькругпредприятий,известныхсвоейкулинарнойпродукцией,винныепредприятияидегустационныезалы,которыемогутпредложитькачественныйпродуктнациональнойкухни,азатемобъединитьобъектыгастрономическоготуризмавтурысоднойтематикой.

Тема«национальнойкухни»являетсяактуальнойкакдляроссийского,такидляиностранноготуриста,однакоуровенькачестванесоответствуетевропейскимимеждународнымстандартам.Ксожалению,вРоссиипоканетниодногоресторана,отмеченногозвездами«Мишлен»,самойпрестижнойнаградойдляресторана.

Приорганизациигастрономическихтуров,понашемумнению,принимающийотельтакжедолженособовыделитьтемузнакомствагостейстрадициямиместнойкулинарииипредлагатьразмещениевтематическихномерахилисредствахразмещения,авресторанеприотелемогутпредлагатьсяблюданациональнойкухни.ИнтерескгастрономическомутуризмувРоссиитребуетподкреплениясобытиями.Этомогутбытьразнообразныегастрономическиефестивалииэкскурсиинапредприятиях.Наиболееудачнымпримеромподобногомероприятияможетслужитькулинарныйфестиваль«Блинсприпеком»вТверскойобласти.Потенциальныеаудитории,интересующиесягастрономическойтемой,ужеохваченынаЗападеспециальнымижурналами,телепередачами,интернетсайтами.Внашейстранетакженеобходимовыработатьчеткуюстратегиюпродвижениягастрономическоготуристскогопродуктакакнавнутренний,такинамеждународныйрынок.

Такимобразом,гастрономическийтуризмвРоссиинаходитсянастадииформирования.Темнеменееследуетсказать,чтоуженаданныймоментсуществуетнебольшойопытворганизациигастрономическихтуровнароссийскомрынке.ВРоссиискаждымгодомрастетколичествокомпаний,которыезанимаются«вкуснымипутешествиями»напрофессиональнойосновеипроводятдляприезжающихиностранцевмероприятияпознакомствусрусскойкухней.Однакопредложенийпоорганизациигастрономическихтуровкакдляиностранныхтуристов,такидляжителейнашейстраны,определенно,недостаточно.

Надеемся,чтогастрономическийтуризмбудетстановитьсяскаждымгодомпопулярнеекакуиностранцев,приезжающихвРоссию,такиусоотечественников.ОцениваяпотенциалРоссииипотенциалеекухни,можносделатьвыводотом,чтодальнейшееразвитиегастрономическоготуризмавстраневозможно,еслиприложитьвсенеобходимыедляэтогоусилия.Это,впервуюочередь,созданиесопутствующейинфраструктуры–транспортаигостиниц,инвестицииифинансирование,атакжеподготовкакадровиквалифицированныхспециалистов.

Ссылкинаисточники1.ОфициальныйсайтМеждународнойассоциациигастрономическоготуризмаInternationalculinarytourismassociation.–URL:http://www.culinarytourism.org.2.ОфициальныйсайтгастрономическоготуризмавРоссии.–URL:http://www.gastrotur.ru.3.БеккерманС.Вотпускнакухню//Огонёк.–2007.–С.38.4.ЗдановичЛ.И.Кулинарныйсловарь.–URL:http://langet.ru/html/g/gurmangurm6.html.5.YeomanY.Whyfoodtourismisbecomingmoreimportant?–URL:http://www.hospitalitynet.org.

6.ПохлебкинВ.В.Национальныекухнинашихнародов.–М.:Центрполиграф,2010.–С.15–28.7.ТитюнникА.И.,НовоженовЮ.М.Советскаянациональнаяизарубежнаякухня.–М.:Высш.шк.,1977.–С.47–57.8.СправочниккультурноисторическихдостопримечательностейРоссии.–URL:http://culttourism.ru/vologodskaya/vologda/object388.html.–С.4.9.ОфициальныйсайтгастрономическоготуризмавРоссии10.СправочниккультурноисторическихдостопримечательностейРоссии11.Информационныйпортал,посвященныйотдыхуитуризмувТульскойобласти.–URL:http://www.gotula.ru/tula/29.htm.

12.МиличеваВ.Ивсеприделе//Ведомостипятница.–2011.–23марта.–23с.

KseniyaShpenkova,StudentofHistoryandForeignAffairsInstitute,SaratovStateUniversitynamedbyN.G.Chernyshevskiy,Saratovkshpenkova@mail.ruViktoriyaSycheva,Seniorlectureratthechairoftourismandculturalheritage,HistoryandForeignAffairsInstituteofSaratovStateUniversitynamedbyN.G.Chernyshevskiy,Saratovvisicheva@mail.ruConditionsofgastronomictourismdevelopmentintheworldandinRussiaAbstract.Theauthorsdiscusstheconceptofgastronomictourismandgastronomictoursstructure,distinctivefeaturesofthistypeoftourism,aswellasthefactorsinfluencingthedevelopmentofthistourismtrendbothintheworldandinRussia.TheauthorsdrawthespecialattentiontothestudyofculinarymeritsofRussianregionsandtheirattractivenessforforeigntouristsandidentifytheproblemsinthedevelopmentofgastronomictourisminRussiaandthewaysoftheirsolution.Keywords:gastronomictourism,gastronomic/culinarytour,nationalcuisine,russiannationalcuisine,culinarytourism.References1.Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnoj associacii gastronomicheskogo turizma International culinary tourism association.Available at: http://www.culinarytourism.org/ (data obrashhenija: 20.11.2013). data obrashhenija: 26.12.2013). Zagl. s jekrana(in English).2.Oficial'nyj sajt gastronomicheskogo turizma v Rossii. Available at: http://www.gastrotur.ru (data obrashhenija: 28.11.2013). Zagl. s jekrana(in Russiаn).3.Bekkerman,S. (2007) “V otpusk na kuhnju”,Ogonjok, p.38 (in Russiаn).4.Zdanovich, L.I. Kulinarnyj slovar'. Available at: http:// langet.ru/html/g/gurmangurm6.html (data obrashhenija: 20.11.2013). Zagl. s jekrana(in Russiаn).5.Yeoman,Y. Why food tourism is becoming more important?Available at: http://www.hospitalitynet.org (data obrashhenija: 23.11.2013) (in English).

6.Pohlebkin, V.V. (2010) Nacional'nye kuhni nashih narodov, Centrpoligraf, Moscow, pp.15–28 (in Russiаn).7.Titjunnik, A.I. &Novozhenov,Ju.M. (1977) Sovetskaja nacional'naja i zarubezhnaja kuhnja, Vyssh. shk., Moscow, pp.47–57 (in Russiаn).8.Spravochnik kul'turnoistoricheskih dostoprimechatel'nostej Rossii. Available at: http://culttourism.ru/vologodskaya/vologda/object388.html (data obrashhenija: 06.04.2014), p.4 (in Russiаn).9.Oficial'nyj sajt gastronomicheskogo turizma v Rossii.10.Spravochnik kul'turnoistoricheskih dostoprimechatel'nostej Rossii.11.Informacionnyj portal, posvjashhennyj otdyhu i turizmu v Tul'skoj oblasti. Available at: http://www.gotula.ru/tula/29.htm (data obrashhenija: 06.04.2014) (in Russiаn).12.Milicheva,V. (2011) “I vse pri dele”,Vedomosti pjatnica, 23 marta, 23 p.(in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»;УтёмовымВ.В.,кандидатомпедагогическихнаук