Изучение гендерных различий эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Самылова О. А. Изучение гендерных различий эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 8 (август). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14207.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению гендерных различий эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте, выявлены отличия в сфере эмпатии, дан сравнительный анализ типов эмпатийного проявления у юношей и девушек.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Самылова Ольга Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»,г. Шадринскpsysha@mail. ru

Изучение гендерных различий эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте

Аннотация. Статья посвящена изучению гендерных различий эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте, выявлены отличия в сфере эмпатии, дан сравнительный анализ типов эмпатийного проявления у юношей и девушек. Ключевые слова: эмоциональный компонент, нравственная сфера, нравственные чувства, гендерный подход, эмпатия, эмпатийные проявления. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность исследования гендерных различий эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте обусловлена современной социальной ситуацией, характеризующейсяизменением гендерных стереотипов и полоролевыхвзаимоотношений в обществе [1]. Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между юношами и девушками, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Иными словами,наиболееважнаименно социокультурная составляющая понятия гендера, которая закладывается в процессе воспитания и развития. Эти различия можно рассмотреть с разных позиций, с точки зрения учета специфических особенностей и в контексте саморазвития, социализации. Мы в своем исследованиипонятие «гендер» используем для обозначения социальных стереотипных представленийо поведении, о проявлении чувств и психологических особенностях личности юношей и девушек. Ценностные ориентации как сложный социальнопсихологический феномен характеризуются направленностью активности личности, которая определяет общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам;необходимознать особенности проявления данного феномена у юношей и девушек, чтобы сам процесс воспитания и развития молодых людей был более эффективным. Эмпатия также является очень важным психическим процессом, который выступает условием успешной коммуникации, поскольку безэмпатииневозможно осознавать, что с другим человеком происходит и как ему сопереживать. Характерными отличительными особенностями юношей и девушек, по мнению российского исследователя П. С. Самыгина, являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам [2]. В нашей работе мы будем рассматривать гендерные различия эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте, то есть эмпатию. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию, а также в юношеском возрасте эмоциональная отзывчивость становится более выраженной. Эмоциональную отзывчивость можно рассматривать, как способность чувствовать и понимать состояние другого человека через осознание собственных переживаний. Это происходит путем сопереживания и проявляется в форме действенного сочувствияи искренней радости за другого [3]. В юношеском возрасте крайне необходимо развивать эмпатийные способности для успешной реализации себя в социуме, комфортности в общении со сверстниками и другими членами общества[4]. Принято считать, что существует множество половых отличий в сфере эмпатии, эмоциональных реакциях и самосознании в юношеском возрасте: девушки более чувствительны к мнениям о них, к критике, насмешкам, более ранимы. Девушки более склонны к рефлексии, они более субъективны в своих оценках, чем юноши. Юноши объективнееотносятся к неприятностям, менее тревожны, реже испытывают страх [5]. Именно поэтому в нашем исследовании мы обратили внимание на эмоциональный компонент нравственной сферы. Мыопирались на понятие нравственных чувств, которое дает Н. В. Мельникова.Нравственные чувства –это высшие социальные чувства, основанные на интериоризированных нравственных нормах и ценностях. Основные из них –чувства долга, сочувствия, сострадания, сопереживания, соучастия, содействия. Особое значение развитию эмоционального аспекта в нравственном воспитании придавали Л. И. Божович, А. Е. Лисина, Л. М. Фридман, И. С. Кон и др. В нашей работе мы рассмотрели понятия нравственных чувств разных авторови пришли к выводу, что в качестве эмоционального компонента нравственной сферы можно рассматривать эмпатию, так как именно с помощью эмпатии происходит приобщение человека к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. В юношеском возрасте повышаются эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию, поэтому мы изучали именно этот возраст. Современное общество характеризуется ярко выраженными гендерными стереотипами и полоролевыми взаимоотношениями, что подтолкнуло нас к изучению гендерных различий эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие 49 юношей и 49 девушек в возрасте от 17 до 18 лет, обучающихся в Шадринском государственном педагогическом институте. Для изучения этих отличий мы использовали следующие методики:методика экспрессдиагностики эмпатииИ. М. Юсупова; опросник изучения нравственных чувств личности; методика изучения уровня эмпатииВ. В. Бойко и опросник оценки эмпатии А. Меграбяна, Н. Эпштейна. Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня развития эмпатии. По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Для оценки уровня развития эмпатии у юношей нами был использованопросник «Оценка эмпатии А. Меграбяна, Н. Эпштейна», где предлагался список с утверждениями, а юноши и девушкидолжны были определитьстепень своего согласия или несогласия с каждым утверждением, для этого напротив каждого утверждения в соответствующей графеответного листа ставили знак «–» или знак «+». Для обработки результатов использовали бланк подсчёта результатов, обработка проводилась в соответствии с ключом, за каждый ответ начислялосьот 1 до 4 баллов, затем путем суммирования подсчитывался общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определялась по таблице перерасчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов. Затем определялись уровни развития эмпатии: высокийуровень –от 82 до 90 баллов; средний 37–81балл; низкий уровень –36 и менее баллов. По результатам данного опросника было выявлено, что 100% юношей имеют средний уровень развития эмпатии, высокого и низкого уровней не было выявлено,у 28% девушек выявлен высокий уровень развития эмпатии и у 72% –средний уровень развития эмпатии. Данные отражены на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительная оценка уровня развития эмпатии у юношей и девушек по опроснику оценки эмпатии А. Меграбяна, Н. Эпштейна

Таким образом, с помощью данного опросника мы определили, что уровень развития эмпатии у девушек выше, чем у юношей. Для подтверждения полученных ранее результатов нами был использованопросник «Изучение нравственных чувств личности», где предлагались высказывания, которые необходимо было оценить по шкале в соответствии с представлениями о себе. Рядом с ответомпроставить баллы: 1 балл –никогда; 2 балла –редко; 3балла –иногда; 4 балла –часто; 5 баллов –всегда. Оценивались результаты по количеству набранных баллов,и определялся уровень нравственных чувств:если набирали от 22 до 25 баллов –низкий уровень; от 26 до 33 баллов –средний уровень и выше 33 баллов –высокий уровень. Мы определили оценку уровня развития эмоционального компонента нравственной сферы у юношей и девушек по данному опроснику и выявили, что 13%юношей имеют высокий уровень, 67% –средний уровень, 20% имеют низкий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы. У девушек были получены следующие результаты: 23% девушек имеют высокий уровень, 64% –средний уровень, 13% –низкий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы. Данные отражены на рис. 2.

Рис. 2. Сравнительная оценка уровня развития эмоционального компонентанравственной сферы у юношей и девушек по опроснику «Изучение нравственных чувств личности»0102030405060708090100ВысокийСреднийНизкий0%100%0%28%72%0%ЮношиДевушки010203040506070ВысокийСреднийНизкий13%67%20%23%64%13%ЮношиДевушкиТаким образом, из полученных данных видно, что девушки имеют наиболее высокий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы. В своем исследовании для оценки уровня развития эмпатии мы использовали методику «Экспрессдиагностика эмпатии И. М. Юсупова», где предлагалось оценить несколько утверждений, на которые необходимо было прореагировать,используя ответы: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда». Анализ результатов производили,подсчитывая баллы при сумме ответов: от 83 до 90 баллов–высокий уровень, от 63 до 82 баллов –средний уровень, от 0 до 62 –низкий уровень эмпатийности. По данной методике было выявлено, что 64% юношей имеют высокий уровень, 30% –средний уровень, 6% –низкий уровень развития эмпатии;у девушек:у 87%–высокий уровень, 10% –средний уровень, 3% –низкий уровень развития эмпатии. Данные представлены на рис. 3.

Рис. 3. Сравнительная оценка уровня развития эмпатии у юношей и девушек по методикеэкспрессдиагностики эмпатии И. М. Юсупова

Таким образом, после сравнительной оценки по данной методике видно, что у девушек наблюдаетсяболее высокий уровень развития эмпатии,чем у юношей. Для подтверждения результатов, полученных по трем методикам,была использована дополнительная методика «Изучение уровня развития эмпатии В. В. Бойко», где предлагалосьзадание:если согласны с данным утверждением, то рядом ставитезнак «+», если не согласны –знак «–». Подсчитывалось число ответов, соответствующих ключукаждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивался одним баллом), а затем определялась их общая сумма. Рациональный канал эмпатии соответствовал:+1, +7, –13, +19, +25, –31; интуитивный канал эмпатии: –3, +9, +15, +21, +27,33; установки,способствующие эмпатии: +4,–10, –16, –22, –28, –34; проникающая способность в эмпатии: +5, –11, –17, –23, –29, –35; идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, –24, +30,–36. После проведения методики у юношей получены следующие результаты: 8% имеют средний уровень, 92% –низкий уровень развития эмпатии. У девушек высокий уровень выявлен у 3%, средний уровень –у 33% и низкий уровень развития эмпатии –у 64% испытуемых. Результаты методики отражены на рис. 4. Также с помощью данной методики нами был выявлен преобладающий тип эмпатийного проявления у юношей –«проникающая способность» (46%), а у девушек ведущий тип эмпатийного проявления –«Эмоциональный канал» (33%)(см. рис. 5). Из рисунка видно, что у юношей преобладает проникающая способность, т. е. у юношейнаблюдаетсяважноекоммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферуоткрытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует словесноэмоциональному обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.0%20%40%60%80%100%низкийсреднийвысокийюношидевушкиРис. 4. Сравнительная оценка уровня развития эмпатии у юношей и девушек по методике изучения уровня развития эмпатии В. В. Бойко

Рис. 5. Сравнительный анализ типов эмпатийного проявления у юношей и девушек по методике уровня развития эмпатииВ. В. Бойко

У девушек преобладает эмоциональный канал эмпатии, т. е. им свойственно то, что фиксируется способность эмпатирующего входить в одну эмоциональную «волну»с окружающими –сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случаестановится средством «вхождения»в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла эмоциональная подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание играютроль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно. После проведения и обработки четырех методик, использованных в нашем исследовании, мы объединили полученные по ним результаты. В итоге мы получили следующие данные по уровням развития эмоционального компонента нравственной сферы: 19% юношей имеют высокий уровень, 51% –средний уровень и 30% –низкий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы. В то же время у 35% девушек присутствует высокий уровень, у 45% –средний и 20% девушек имеют низкий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы. В итоге мы получили, что средний уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы преобладает у девушек (45%) и у юношей (51%), но по высокому уровню девушки (35%) превосходят юношей (19%). Из представленных дан0%8%92%3%33%64%0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%ВысокийСреднийНизкийЮношидевушки23%15%26%36%46%15%8%33%26%23%13%28%0%20%40%60%Рациональный каналЭмоциональный каналИнтуитивный каналУстановкиПроникающая способностьИдентификацияДевушкиЮношиных видно, что уровни эмоционального компонента нравственной сферы у юношей и девушек различны, что подтверждает нашу гипотезу исследования. Для более достоверных результатов мы обратились к математической статистике. Использование коэффициента Стьюдентапозволило выявить, что гендерные различия эмоционального компонента нравственной сферы в юношеском возрасте ярко выражены (так как число 5,537 входит в зону значимости).

Развитие и функционирование эмоциональной сферы неразрывно связано с личностным и нравственным развитием человека. Переживаемые человеком чувства и эмоцииспособствуют превращению мотивов личности в реально действующие, а также приводят косознанию своих поступков и действий с точки зрения их социальной значимости. Без этого невозможно становление системы ценностей, мировоззрения и формирование нравственного сознания.

Ссылки на источники1.Аглиуллина Р. З., Макарова О. А. Гендерные различия личности в юношеском возрасте // Современные наукоемкиетехнологии. –2013. –№7–2. –С. 190. 2.ВеличкоВ. Н. Психологические закономерности личности в юношеский период// Харьков. –2007. –№ 1. –С. 107–111. 3.Шаблинская Д. Е. Изучение эмоциональной отзывчивости в подростковом возрасте // Интеллектуальный потенциал XXIвека: ступени познания. –2012. –№10–2. –С. 181–185. 4.ПесковаЕ. П., Алексеева Т. В., Коваль В. В. Проявление эмпатийных способностей вюношеском возрасте// Мир науки, культуры, образования. –2013. –№4(41). –С. 113–115. 5.СапоговаЕ. Е. Психология развития человека. –М.:Аспект пресс, 2005. –460 с.

Olga Samylova,Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of psychology development and educational psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinskpsysha@mail. ruStudy of genderdifferences in emotional component of moral issues in adolescenceAbstract. The article is devoted to the study of gender differences in emotional component of moral issues in adolescence. The author identifies the differences in the field of empathy and analyses the types of empathic manifestations among boys and girls. Key words: emotional component, the moral sphere, moral sense, gender mainstreaming, empathy, empathic manifestations. References1.Agliullina, R. Z. &Makarova,O. A. (2013) “Gendernye razlichija lichnosti v junosheskom vozraste”,Sovremennye naukoemkie tehnologii, № 7–2, p. 190(in Russian). 2.Velichko, V. N. (2007) “Psihologicheskie zakonomernosti lichnosti v junosheskij period”,Har'kov, № 1, pp. 107–111(in Russian). 3.Shablinskaja, D.E. (2012) “Izuchenie jemocional'noj otzyvchivosti v podrostkovom vozraste”,Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznanija, № 10–2, pp. 181–185(in Russian). 4.Peskova, E. P., Alekseeva, T. V. &Koval', V. V. (2013) “Projavlenie jempatijnyh sposobnostej v junosheskom vozraste”,Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, № 4(41), pp. 113–115(in Russian). 5.Sapogova, E. E. (2005) Psihologija razvitija cheloveka, Aspekt press, Moscow,460 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»