Инновационная роль бизнес-инкубаторов в формировании комплекса маркетинга высшей школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богатенков Д. С. Инновационная роль бизнес-инкубаторов в формировании комплекса маркетинга высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 8 (август). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14220.htm.
Аннотация. В статье показана актуальность разработки комплекса маркетинга для высшей школы. Рассмотрены основные характеристики инновационных бизнес-инкубаторов при вузах, преимущества их использования перед малыми инновационными предприятиями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Богатенков Дмитрий Сергеевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов в экономике ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинскbogdim@yandex.ru

Инновационная роль бизнесинкубаторов в формировании комплекса маркетинга высшей школы

Аннотация. В статье показана актуальность разработки комплекса маркетинга для высшей школы. Рассмотрены основные характеристики инновационных бизнесинкубаторов при вузах, преимущества их использования перед малыми инновационными предприятиями.Ключевые слова:комплекс маркетинга высшей школы, бизнесинкубаторы, инновации высшей школы.Раздел:(04) экономика.

Проблемы внедрения маркетинговых технологий в сферу образовательных услуг российских высших школ уже достаточно давно интересуют отечественных ученых. Например, Л.А. Корчагова в своей диссертационной работе упоминает об определяющей роли формирующихся рыночных отношений в развитии российской системы высшего образования (РСВО) в последние десятилетия. РСВО претерпела достаточно глубокую структурную перестройку, проявившуюся в ярких диверсификационных процессах в вузах, вынуждающих их менять свои организационноэкономические механизмы управления. В настоящее время успешное функционирование вузов на рынке образовательных услуг невозможно без использованиямаркетингового подхода в управлении их жизнедеятельностью [1].Под «комплексом маркетинга» вуза (в некоторых источниках «маркетингмикс») имеется в виду совокупность маркетинговых инструментов вуза, которые им используются для решения маркетинговых задач на целевом рынке. В то же время «маркетингмикс» еще и общепринятый в области маркетинговых исследований метод оценки комплекса маркетинга, прямым продолжением которого является разработанная в 1960 г. Маккарти «классификация 4P» [2].Демографическую составляющую целевогорынка (население в возрасте 17лет), а также общую ценовую политику вузов (выраженную расходами домашних хозяйств на образование) в своих исследованиях моделировала О.Н. Романенкова [3]. По ее данным, за периоды с 2010 по 2016 г. на 25% будет сокращен общий поток студентов, что фактически подтверждается набором вузов запоследние годы. Также, согласно данным исследования за этот же период, на 56% возрастут расходы домашних хозяйств на образование: повышение затрат на образованиебыло весьма ощутимо уже в 2012–2013 гг. Однако основной проблемой,по мнению автора, поставленной также Романенковой в своей работе, является возможность экспансии со стороны зарубежных вузов. Зарубежные вузы, обладающие сравнительно более совершенным комплексом маркетинга по сравнению с российскими вузами, получили значительное преимущество для расширения сферы влияния в связисо вступлением России в ВТО 22августа 2012 г. Все это свидетельствует об острой актуальности задачи повышения эффективности комплекса маркетинга российской высшей школы, связанной с обязательным применением инновационных коммуникаций.Далее будет подробно рассмотрена первая и основная из составляющих комплекса маркетинга высшей школы –товар,или образовательная услуга. Базовым мероприятием в маркетинге образовательных услуг является выявление ключевых факторов успеха, то есть тех сигналов образовательной рыночной среды, которые вкупе с ключевыми компетенциями вуза можно расценивать как реальные возможности для построения долгосрочных конкурентных преимуществ. К ключевым компетенциям вуза относятся такие особые знания, навыкии бизнестехнологии (основные ценности вуза), которые способны экспертным образом выделить данный вуз на региональном или общероссийском уровне, указывая первостепенную роль вуза в их обладании. Ключевыми компетенциями могут быть достижения вуза в различных областях научных, практических знаний, подтвержденные научными грантами и прочими спонсорскими программами. Занимающийсямаркетинговыми исследованиями высшей школы США доктор Карен Фокс в своих публикациях неоднократно акцентировал внимание на необходимости глубокого понимания самим вузом себя, своей истории, уникальности и той миссии, которой он добивается для успешного развития. В части, в стратегии позиционирования он также отмечал обязательноетребованиекачественного самоанализа для понимания того, насколько те основные ценности вуза, которые исторически отделяли его от конкурентов, и сейчас важны и актуальны для сегодняшних студентов и спонсоров [4]. Иными словами,только ключевые компетенции вуза, соответствующие актуальным в образовательной рыночной среде ключевым факторам успеха, способны придать вузу конкурентные преимущества.В состав важнейших ключевых факторов образовательной рыночной среды на сегодняшний день входят и факторы, определяемые органами государственной властикак критерии эффективности деятельности вуза. В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 была проведена комплексная оценка эффективности деятельности всех вузов России [5]. Особенностью оценки по критериям эффективности является тот факт, что она сочетает в себе не только реальную угрозу реорганизации вуза (потерю имени и бренда), но и возможность закрепления в общероссийском рейтинге его преимуществ. Согласно приложению к Приказу Министерства образования и наук Российской Федерации от 3 августа 2012г. № 583 [6], содержащему список этих критериев эффективности, значительное внимание уделяется научноисследовательским и опытноконструкторским работам (НИОКР), также их вкладув общий бюджет вуза. Также,вероятно,вскоре будут реализованы предложения Российского союза ректоров о вводе критериев уровня связей вуза с бизнесом, наукой и регионами, а также критериев по приросту объема внебюджетных доходов и доходов от внедрения научных разработок. С точки зрения сегментирования рынка покупателейобразовательные услуги следует предоставлять соразмерно вкладу покупателей в общую ресурсную базу вуза. Формально ориентированный сегмент вносит лишь финансовый вклад, в то время как научноориентированный может бытьне только потенциальным разработчиком НИОКР, но и активным представителем преподавательского состава вуза. Однако основной сегмент покупателей –это практическиориентированный студент, который за приемлемую стоимость намерен получить образовательную услугу требуемого актуального научнопрактического качества. Именно последний сегмент зачастую испытывает острую нехватку актуальных практических знаний, которые могут дать только практикующие преподаватели. Требование актуальности практических знаний само по себе является ключевым фактором успеха, которое при наличии должных компетенций у вузаспособно предоставить ему конкурентное преимущество. Все эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости введения более гибких и эффективных механизмов по взаимодействию вузов с реальной экономической рыночной и производственной средой. Воплощение результатов научных исследований в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в практике, входит в сферу деятельности инновационных предприятий. Открытые малые инновационные предприятия (МИП) при вузах в рамках ФЗ217 [7] уверенно занимают свое место в российском бизнесе. Однако на сегодняшний день уже скопилось достаточно много оснований для отказа от подобной схемы реализации инноваций вуза. Эти основания связаны со следующимихарактеристиками вузов:

отсутствие четкого предназначения и возможности использования приборной и лабораторной база вуза в качестве производственной базы;

отсутствие современного оборудования, позволяющего создавать на должном уровне уникальные продуктымедицинского назначения, оказывать высокотехнологичные услуги;

отсутствие полноценного опыта ведения бизнеспроцессов, юридической деятельности;

невозможность использовать льготы по уплате страховых взносов (36% вместо 14%) при переводе вуза в статус автономного учреждения;

наличие достаточно сложной арендной процедуры и процедуры оплаты помещений, регулируемой ФЗ22 от 01.03.2011г.[8],по причине полного использования помещений в учебном процессе. Руководство многих вузов пытается решить данные проблемы путем создания бизнесинкубаторов, концентрирующих в себе стремление властей всех уровней, экономические возможности вузов, инновационный потенциал и стремление ученых быть экономически успешными. Таким образом, бизнесинкубатор при вузе является неотъемлемой инновационной товарной частью его комплекса маркетинга, сокращающей существующий научнопрактический разрыв.По причине отсутствия общепринятого определения под бизнесинкубатором в настоящей статье следует понимать специализированную организацию, целью которой является ускорение развития новых инновационных предприятий (резидентов) посредством предоставления им требуемых ресурсов и услуг. Однако национальная экономика на сегодняшний день попрежнему остается сырьевой, а не инновационной, поэтому инновационный эффект от бизнесинкубаторов пока менее заметен, чем за рубежом. Именно по этой причине региональные инновационные бизнесинкубаторы, принудительно насаждаемые органами власти, становятся экономически менее эффективными, нежели изначально целенаправленные бизнесинкубаторы при вузах. Кроме того, любой вуз может использовать предусмотренные региональные субсидии при открытии своего бизнесинкубатора, например, в Челябинской области предусмотрен определенный порядок предоставления субсидий инновационным бизнесинкубаторам за счет средств областного бюджета [9].Рассмотрим принципы построения и схемы работы большинства бизнесинкубаторов при вузах. Ярким примером такого инкубатора является бизнесинкубатор МГУ. В рамках экономического факультета вузаорганизуется автономное подразделение «бизнесинкубатор». На его территории монтируются рабочие «коворкинги» сбесплатными рабочими станциями, Интернетом и необходимым офиснымоборудованием. Не существует и общепринятого определения «коворкинга», в настоящей статье под коворкингом будет пониматься модель свободного и независимого использования общего рабочего пространства резидентами в своей деятельности. Как правило, такие помещения занимают от 100 квадратных метров. Укрупненная схема работы бизнесинкубатора представлена на рисунке.

Укрупненная схема работы бизнесинкубатора

Основным органом управления бизнесинкубатора является наблюдательный совет, состоящий из представителей администрации вуза, представителей власти и бизнесструктур. Функция наблюдательного совета состоит в решении спорных вопросов, подведенииитоговдеятельности инкубатора.Следующим элементом бизнесинкубатора является его основная движущая сила –команда инкубатора, разрабатывающаяи проводящая образовательные программы, ведущая экспертное наставничество каждого из проектов резидентов, а также играющая немаловажную роль в поиске инвесторов. Однако команда бизнесинкубатора не всегда обладает необходимыми знаниями, как для качественной оценки кандидатов, так и для проведения практических консультаций. Для этих целей в состав бизнесинкубатора вводится экспертный совет, состоящий только из представителей бизнеса. В табл.1 полностью отражен жизненный цикл каждого проекта в бизнесинкубаторе.На стадии отбора заявок команда инкубатора оценивает видение проекта будущими резидентами. Следующим этапом проектная команда отобранных заявок презентует свои проекты перед экспертным советом, обладающим значительным опытом в оценке проектов. На основании рейтингового отбора проекты становятся резидентами бизнесинкубатора. Команда инкубатора оказываетпомощь своим резидентам в открытии юридического лица и оформлении юридической собственности, используя существующие наработки. Одновременно привлекаются первоначальные инвестиции от фондовпартнеров. Объем инвестиций обычно находится в диапазоне от 10 до 15тысяч долларов, а доля вобмен на эти инвестиции составляет от 5% до 10%.Следующий этап–длительная и основная стадия обучения резидентов по специальным образовательным программам, включающим маркетинговые и юридические знания основ бизнеса. Каждому проектуназначается наставник из состава команды инкубатора, который вникает в основные процессы проекта и постоянно оказывает требуемые консультации резиденту.Экономический факультет, бизнесинкубаторНаблюдательный совет (решение спорных вопросов, оценкадеятельностикоманды инкубатора)Экспертный советКоманда инкубатора:

преподаватели

наставники

экспертыРабочие «коворкинги»Резиденты инкубатораОбразовательные программыКонсультации, подбор персоналаПредварительный отбор реценКонсультацииПомощь в поиске инвесторовСеть бывших резидентов инкубатораФондыпартнерыВенчурные фонды и «бизнесангелы»КонсультацииПосевные инвестицииИтоговые инвестицииТаблица 1

Жизненный цикл проекта в бизнесинкубаторе

СтадияпроектаВклад в проектУчастники стадииКомментарийОтбор заявокНеформальныйпервичный отборКоманда инкубатораПроводится 2 раза в год, на выходе 20 заявок, одобренных инкубаторомОтбор проектовРейтинговый отбор на основании кратких презентацийЭкспертный советНа выходе 10–12 резидентов инкубатораСоздание компанииПомощь в открытии юридического лица и оформлении юридической собственностиКоманда инкубатораИспользуются стандартные пакеты документов и наработки инкубатораПривлечение посевных инвестицийПервоначальные инвестиции в проектыФондыпартнерыИнвестиции 10–15 тысяч долларов в обмен на долю фонда 5–10%Практическое обучение стратегиям бизнесаОбразовательные программы по маркетингуКоманда инкубатораДлительность 2 месяцаПрактическое обучение юридическим аспектамОбразовательные программы в области интеллектуальной собственностиКоманда инкубатораДлительность 1,5 месяцаКонсультации с бывшими резидентамиРегулярные консультациис успешными резидентамиБывшие резиденты

Кураторство деятельностиЭкспертное наставничества по проектуКоманда инкубатора

Итоговые встречи с инвесторамиИтоговая презентация преимуществ и перспектив проектаКоманда инкубатора, венчурные фонды и «бизнесангелы»Около 50% резидентов привлекают инвестицииДальнейшее привлечение и оформление инвестицийПомощь в привлеченииинвестиций, корректномоформлении инвестиционных сделокКоманда инкубатораДлительность 1,5 месяцаЗавершающие мероприятияСоздание сети бывших резидентов, бизнесконтактовКоманда инкубатора

Итоговым этапом всего обучения является так называемый «день инвестора» или итоговые встречи со спонсорами. Спонсорами могут выступать как венчурные фонды, так и «бизнесангелы». В рамках настоящей статьи бизнесангелами будем называть частных инвесторов, вкладывающих собственные средствав инновационные проектырезидентов на этапе создания предприятия в обмен на возврат своих вложений и долю в капитале предприятия резидента. В итоговой презентации каждый резидент в рамках презентации показывает преимущества своего проекта перед конкурентами, перспективы его развития. Если в рамках встреч со спонсорами резидентам не были выделены инвестиции, команда инкубатора оказывает поддержку в последующих инвестициях. Также команда инкубатора в случае выделения инвестиций резидентам оказывает также поддержку по дальнейшему оформлению этих инвестиций. В ходе завершающих мероприятий новые организации пополняют ряды сети бывших резидентов, постоянно оказывающих консультационную и практическую поддержку бизнесинкубатору.В январе 2013 г. электронный журнал “Hopes & Fears”привел список пяти крупнейших бизнесинкубаторов при вузах [10]. Далее в табл.2 будет представлено их сравнение по следующим показателям: год начала деятельности, тип вступления в бизнесинкубатор (открытый, закрытый), количество резидентов, количество выпускников, критерии отбора инновационных проектов, длительность нахождения проекта в инкубаторе, цена участия резидента в инкубаторе, объем привлеченных инвестиций и обязанности резидентов.Таблица 2 Сравнение пяти крупнейших бизнесинкубаторов при вузах

НазваниеМГУБизнесинкубатор НИУ ВШЭInCube (АНХ)Бизнесинкубатор РЭУ имени ПлехановаБизнесинкубатор МГИМОГод начала20102006201020092007ТипОткрытыйОткрытый (преимущество учащихся или преп.)ОткрытыйПолузакрытый (50% команды студенты или выпускники)Закрытый (для студентов и выпускников)Колво резид.1516202410Колво выпуск.10501288Критерии отбораИнновационность, потенциал, наличие командыНаличие команды, наличие рынкаИнновационность и наличие командыИнновационность и наличие командыУдачная бизнесидеяДлительностьДо 2 лет1–2 года1 год с возможностью продления3 годаИндивидуальноЦенаБесплатно120 000 рублей в годБесплатноБесплатно; частичная оплата при самоокупаемостиБесплатноОбъем инвестиций, привлеченных проектами в 2012 г.95 млн руб., оценка резидентов –500 млнруб.63 млнруб.Нет информации95 млнруб.Нет информацииОбязанности резидентовВыполнение плановразвития,участие в образовательной программеСкорейшее развитие проектаУчастие в образовательной программе,необходимость указания логотипа инкубатораВыполнение плановСкорейшее развитие проекта

Согласно табл.2, лидером среди бизнесинкубаторов по объемам инвестиций, привлеченных проектами в 2012 г., а также количеству резидентов является Бизнесинкубатор РЭУ имени Плеханова. Во многом таким результатам способствовал значительный опыт работы, максимальная из всех длительность обучения резидентов и гибкая ценовая политика (наступления момента оплаты проекта при достижении момента самоокупаемости). В период с 3–5 декабря 2012 г. в МГИМО состоялся «Второй российскоамериканский форум по бизнесинкубаторству», в рамках которого были рассмотрены значимые для вузов аспекты работы бизнесинкубаторов. Среди наиболее существенных выводом форума необходимо выделить предложенные С.Б. Шаренковым перспективы развития вузов при внедрении механизмов бизнесинкубаторов, полностью отражающие государственные критерии эффективности деятельности вузов:

развитие инновационных структур вузов;

создание критической массы МИП, связанных с вузами;

повышение дохода вузов от коммерциализации интеллектуальной собственности;

увеличение доходов профессорскопреподавательского состава занятых в МИП;

вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность;

расширение деловых связей с финансовопромышленными группами;

привлечение дополнительных финансовых средств;

повышение имиджа вуза [11]. Сформировавшееся в последнее время острое требование образовательной рыночной среды актуальности практических знаний сформировало ключевой фактор успеха деятельности для вузов. В связи с этимпредставляется крайне важным формирование эффективных маркетинговых механизмов по инновационному взаимодействию вузов с реальной экономической рыночной средой для формирования соответствующих компетенций у вуза. Одним из таких маркетинговых механизмов является механизм бизнесинкубаторов, внедрение которого способно предоставить существенное конкурентное преимущество современному вузу.

Ссылки на источники1.КорчаговаЛ.А. Маркетинг образовательных услуг высшей школы: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. –М.: РГБ, 2004. –158 с. 2.BordenN.H.TheConceptoftheMarketingMix// SchwartzG. ScienceinMarketing. –N.Y.: JohnWiley& Sons, 1965. –Р. 386–397. 3.РоманенковаО. Н. Маркетинговое исследование рынка высшего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика.Вып.36. –Челябинск: ФГБОУВПО «Челябинскийгосударственный университет»,2012. –№36(262). –С.143–146.4.ФоксК. Маркетинг высшей школы: опыт США // Человеческий капитал и профессиональное образование.–М.:Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2012. –№ 1(1). –С.37–41.5.Российская Федерация. Указы Президента Российской Федерации. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки № 599 от 7 мая 2012 г. 6.Российская Федерация. Приказы Министерства образования и наук Российской Федерации. О проведении мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования № 583 от 3 августа 2012 г. –Доступ из справ.правовой системы«Гарант». 7.Российская федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности №217ФЗ от 2 августа 2009г. –Доступ из справ.правовой системы«Гарант». 8.Российская федерация. Законы. О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научнотехнической политике»и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»№ 22ФЗ от 01.03.2011. –Доступ из справ.правовой системы«Гарант». Челябинская область. Постановления. № 49П от 16.02.2011 г. –Доступ из справ.правовой системы«Гарант». 10.Ученья свет: 5 крупнейших бизнесинкубаторов при вузах// Hopes &Fears. –URL: http://www.hopesandfears.com/hopesandfears/cases/doit/118659biznesinkubatorygdevzrastistartapu, cвободный.11.Шаренков С.Б. Взаимодействие между технологическими и гуманитарными вузами: российская практика. –URL: http://rafbi.ru/ru/index.php, cвободный.

DmitriyBogatenkov,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of mathematical methods in economy, Chelyabinsk State University, Chelyabinskbogdim@yandex.ruModels of technical and economic planning in the automated systems of the accounting of modern manufacturing enterprisesAbstract.The author shows the relevance of development of the complex of marketing for the higher school; considers the main characteristics of innovative business incubators at higher educational institutions and the advantages of their use before the small innovative enterprises.Key words:complex of higher school marketing, business incubators, innovations in higher school.References

1.Korchagova, L.A. (2004) Marketing obrazovatel'nyh uslug vysshej shkoly: dis. kand. jekon. nauk: 08.00.05,MoscowRGB, 158 p.(in Russiаn).2.Borden, N.H. (1965)“The Concept of the Marketing Mix”, in Schwartz, G. Science in Marketing, John Wiley & Sons, New York, pp. 386–397 (in Russiаn).3.Romanenkova, O.N. (2012) “Marketingovoe issledovanie rynka vysshego professional'nogo obrazovanija”,Vestnik cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika, vyp. 36, FGBOU VPO “Cheljabinskij gosudarstvennyj universitet”,Cheljabinsk, № 36(262),pp.143–146 (in Russiаn).4.Foks, K. (2012) “Marketing vysshej shkoly: opyt SShA”,Chelovecheskij kapital i professional'noe obrazovanie,Rossijskij jekonomicheskij universitet im. G.V. Plehanova, Moscow,№ 1(1),pp.37–41(in Russiаn).5.Rossijskaja Federacija. Ukazy Prezidenta Rossijskoj Federacii. O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki № 599 ot 7 maja 2012 g. (in Russiаn).6.Rossijskaja Federacija. Prikazy Ministerstva obrazovanija i nauk Rossijskoj Federacii. O provedenii monitoringa dejatel'nosti federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovanija № 583 ot 3 avgusta 2012 g.Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Garant”(in Russiаn).7.Rossijskaja federacija. Zakony. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam sozdanija bjudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdenijami hozjajstvennyh obshhestv v celjah prakticheskogo primenenija (vnedrenija) rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti № 217FZ ot 2 avgusta 2009.Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Garant”(in Russiаn).8.Rossijskaja federacija. Zakony. O vnesenii izmenenij v stat'ju 5 Federal'nogo zakona "O nauke i gosudarstvennoj nauchnotehnicheskoj politike" i stat'ju 17.1 Federal'nogo zakona "O zashhite konkurencii" № 22FZ ot 01.03.2011.Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Garant”(in Russiаn).

9.Cheljabinskaja oblast'. Postanovlenija. № 49P ot 16.02.2011 g.Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Garant”(in Russiаn).10.“Uchen'ja svet: 5 krupnejshih biznesinkubatorov pri vuzah”,Hopes & Fears.Available at: http://www.hopesandfears.com/hopesandfears/cases/doit/118659biznesinkubatorygdevzrastistartapu, cvobodnyj(in Russiаn).11.Sharenkov S.B. Vzaimodejstvie mezhdu tehnologicheskimi i gumanitarnymi vuzami: rossijskaja praktika.Available at: http://rafbi.ru/ru/index.php, cvobodnyj (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»