Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Власюк О. Я. Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14231.htm.
Аннотация. Показана актуальность готовности к экологическому самообразованию для студентов специальности естественных наук. Представлена совокупность методов активного обучения для формирования у студентов готовности к экологическому самообразованию, а также эффективность их применения. Раскрыты особенности проведения педагогического эксперимента по формированию готовности к экологическому самообразованию у студентов естественных специальностей.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Власюк Ольга Ярославовна,магистр экологии, старший преподаватель Национального университета ©КиевоМогилянская академияª, Киев, УкраинаOlhaVlasuk@gmail.com

Готовность будущих специалистов экологической специальностик экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента

Аннотация.Показана актуальность готовности к экологическому самообразованию для студентов специальности естественных наук. Представлена совокупность методов активного обучения для формирования у студентов готовности к экологическому самообразованию, а также эффективность их применения. Раскрыты особенности проведения педагогического эксперимента по формированиюготовности к экологическому самообразованию у студентов естественных специальностей.Ключевые слова:экологическое самообразование, компоненты готовности к экологическому самообразованию, активные технологии обучения, педагогический эксперимент.Раздел:(01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Развитие современной научной мысли направлено к междисциплинарным исследованиям, которые включают интеграцию знаний различных отраслей науки. Это вполне оправданно с точки зрения экологической системы. Ведь в природе не встречаются отдельно естественные науки (экология, химия, физика, биология) или социальные (педагогика, политология, социология), они взаимоинтегрированны и обычно функционируют как единое целое. Человек склонен вычленять каждый элемент отдельнои,только исследуя его, способен понять окружающий мир. Как следствие такого подходачасто теряется синергия всей системы, становится затруднённым понимание взаимовоздействий. Поэтому возникает необходимость комплексного изучения дисциплин, а в ряде случаев ‬взаимной интеграции.Мы сосредоточим внимание на экологическом самообразовании, соединяя результаты научных исследованийдля педагогики и экологии. Точкой соприкосновения этих дисциплин можно назвать информацию. В современном обществе информация является одним из наиболее эффективных заменителей ресурсов. Именно благодаря новым конструктивным решениям становится возможным снижение потребления ресурсов в производственной сфере или вообще отказ от них. Как известно, именно снижение потребления, а также уменьшение антропогенного воздействия на окружающую среду выступает одной из главных задач экологии. Развитие такоготипа поведения способствует формированию экологического сознания общества, повышению его экологической культуры, развитию самоорганизованности. Большое значение имеют государственное регулирование и поддержка научных исследований в области экологическогообразования, а также повышение информированности обучающихся и уже готовых специалистов о возможностях экологического самообразования. Сегодня наУкраине приняты соответствующие стратегические документы, регулирующие процесс формирования экологической культуры общества через реформирование образовательной системы. Концептуальные положения подготовки специалистов в вузах Украины базируются на основе Закона Украины ©О высшем образованииª, Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012‬2021 годы, правительственного документа ©Стратегия и современные тенденции развития университетского образования Украины в контексте европейского пространства высшего образования на период до 2020 годаª, документа ©Болонский процесс 2020 ‬Европейское пространствовысшего образования в новом десятилетииª и др. В соответствии с ©Программой экономических реформ Украины на 2010‬2014 гг.ª [1], а также с Законом Украины ©Про стратегию государственной экологической политики Украины на период до 2020 годаª [2] в современной системе высшего образования Украины приоритетным заданием выбрано комплекснаямодернизациянаучнообразовательной сферы. Повсеместно применяются инновационные педагогические технологии, происходит активизация учебного процесса в целом, имеющая целью обеспечивать современного специалиста культурой профессиональной деятельности, умениями приобретать новые знания и применять их в своей практике, готовностью к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию и в конечном счёте к самосовершенствованию.Цель нашей статьи ‬описание педагогического эксперимента, осуществлённого нами для изучения вопроса о формированииготовности будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию в процессе их профессиональной подготовки.Анализируя европейский опыт реализации концепции экологического самообразования, можно выделить в нём характерные черты: активность и самостоятельность студентов в профессиональной подготовке; научность учебных материалов; связь теории с практикой; межкультурная коммуникация для решения проблем в едином экологическом пространстве; применениеинтернеттехнологий; кооперированное обучение. Важнейшие принципы экологического самообразования в определенной степени применяются и в украинских высших учебных заведениях, однако еще требуют более детального исследования и комплексного внедрения. В целомприменение основных принципов экологического образования способствует разработке организационных форм, методов и средств формирования готовности к экологическому самообразованию будущих специалистов экологической специальности в процессе их профессиональной подготовки в вузах Украины. Часто самообразованию предоставляется роль мотивационного фактора самосовершенствования и профессионального роста личности специалиста после получения профессионального образования. Следует отметить, что экологическое самообразование ‬это междисциплинарный термин, означающий самопознавательный процесс получения специалистами новых знаний, умений и навыков в экологической отрасли как на аудиторных занятиях, так и во внеурочное время. Специалисты экологических специальностей нуждаются в развитии своей профессиональной компетентности, что наиболее эффективно может осуществляться путем формирования у них готовности к экологическому самообразованию во время приобретения профессионального образования в вузе.Именно система высшего образования оказывает наиболее сильное влияние на развитие личности будущего специалиста и, как результат, на формирование экологически ответственного общества. Поэтому предметом нашего исследования послужило экологическое самообразование именно будущих специалистов экологической специальности. Многие учёные [3; 4; 5; 6] в своих работах подчёркивают необходимость овладения будущими специалистами культуройсамообразования, которая в будущем позволит самостоятельно, без помощи преподавателя развивать и совершенствовать свой профессионализм. Принципы экологического образования [7; 8; 9] тесно связаны с современными тенденциями в реформировании высшего образования. Часто практикуется переход всей университетской системы на принципыустойчивого развития [10‬12]: формирование зеленого кампуса, строительство экологически эффективных зданий, переход на энергосберегающие технологии, использование органической еды, ресайклинг бумажных ресурсов, электронное документоведение. Такой подход мы наблюдаем во многих современных университетах [13], где наглядно показывается практическое применение изложенных теорий и концепций.В итоговых материалах, разработанных на Межгосударственной конференции в Тбилиси в 1997г., экологическое образование рассматривается прежде всегокак процесс воспитания населения Земли в осознании изаботе об окружающей среде и взаимозависимых вопросах, а также таким, котороевладеет знаниями навыками, отношением, мотивацией и ответственностью самостоятельно и вместе работать над решением текущих проблем и предупреждать появление новых [14]. Экологическое образование ‬комплексная наука, характеризующаяся рядом особенностей, включающих и субъектную составляющую, которая изучает и решает проблемыокружающей среды;общественную составляющую, базирующуюся на знании социальных, экономических и экологических систем человечества;эмоциональную сферу (отношения, ценности и саморазвитие есть необходимыеусловия для развития самодостаточного общества), которая даёт возможность сформироватьследующиенавыки: общение (активное слушание, публичное выступление, убедительный стиль изложения, графическое оформление), изучение (планирование исследований, работа в библиотеке, проведение интервью, анализ данных), работа в группах (управление, принятие решений, сотрудничество), способствующие решению экологических проблем будущимиспециалистами.Таким образом, экологическое образование имеет выраженную субъектную направленность, так как студент переходит отроли объекта обучения кактивномуучастникупроцесса обучения ‬становится субъектомучебного процесса. Такое образование предусматривает не просто перетекание знаний от преподавателя к студенту, а самостоятельное усвоение знаний последним как субъектомучебной деятельности.Самообразованиекак необходимый компонент профессионализма будущих специалистоврассматривалось в научных трудах А.Алексюка, Л.Долговой, В.Козакова, Дж.Равена, В.Свистун, Г.Селевко, Н.Солдатенко, А.Фортунатова, Т.Шамовой, В.Ягупова. Среди молодых украинских ученых, которые исследовали проблему формирования готовности будущих специалистов к определённомувиду деятельности, наиболее известны О.Бойко (2005), О.Керницкий (2004), О.Малыхин (2000), М.Рогозина (2005), Н.Терещенко (2000). И всё жевопрос формирования готовностибудущих специалистов к экологическому самообразованию остаётся открытым. Чтобы проследить, каким образом процесс учебы в университете может способствовать развитию таких качеств личности, как саморазвитие, самоорганизация, самостоятельность, любознательность, способность решать экологические задачи, мы специально разработали и провели педагогический эксперимент.Базируясь на современных исследованиях проблемы готовности к самообразовательной деятельности [15;16;17], а также публикациях по экологической педагогике [18; 19‬24; 25], нам удалось проследить многогранность качества готовности специалиста к экологическому самообразованию. Оно состоит в первую очередь в интегрированности психологических и профессиональных характеристик личности как субъекта профессиональной деятельности. Таким образом,готовность к экологическому самообразованию проявляется в активнодеятельном состоянии будущих специалистов экологической специальности, в их способности к успешной познавательной деятельности и формируется с помощью самооценки, саморазвития, самоопределения, самообучения и самовоспитания в экологической сфере. Рассматривая готовность к экологическому самообразованию будущих специалистовэкологов в целом, мы выделили такие компоненты,как мотивационный, когнитивный,операционнодеятельностный, оценивающекорректирующий и субъектный. Формирование каждого компонента отражается в овладении ими определёнными знаниями, умениями, навыками, способностями и профессионально важными качествами. Так, мотивационный компонент обеспечивает высокую степень заинтересованности, осознание необходимости и важности своей деятельности, постоянное стремление к приобретению новых знаний и усовершенствованию своих профессиональных и специальных способностей. Содержание когнитивного компонента включает базовые теоретические и практические знания, глубокую осведомлённость в экологической проблематике, отслеживание специализированных данных и инновационных технологий, а также знание того, как можно пополнять и совершенствовать свои экологическиезнания и способности. Операционнодеятельностный компонент включает специальные учебнопознавательные навыки, умения и способности, лежащиев основе самообразовательной деятельности. Содержание оценивающекорректирующего компонента позволяет объективно оценить поставленные задачи перед своим самообразованием, чтобы найти их успешное решение, а также осуществлять рефлексию и саморефлексию своих учебнопознавательных действий. Безусловно, важнойявляется способность принимать решение о внесении определённых корректив в свою самообразовательную деятельность. Субъектный компонент ‬один из самых важных, так как студент переходит из роли объекта учебного процесса в роль его субъекта, беря на себя больше ответственности за обретённые знания, самосовершенствуясь исаморазвиваясь в процессе самообразовательной деятельности. Этот компонент указывает на определяющую роль личности в самообразовательной деятельности, ведь изменение стиля жизни, поведения и профессиональной деятельности оказывает наибольшее влияние на уровень антропогенного воздействия на окружающую среду. И действительно, учёные Латвийского университета [26] исследовали изменение модели поведения и формирование экологической сознательности человека (табл. 1) в зависимости от субъектного поведения.

Таблица 1Классификация процесса осознанного поведения

Модель поведенияИндивидуальный процесс (убеждённость, личные потребности, индивидуализм)Социальный процесс(нерешительность, социальные потребности, эгалитарныеценности)Когнитивный(высокий уровень мотивации, низкий контроль поведения)Рассудительность; реакция на возможный выбор поведения, ©заª и ©противª; альтернативы оцениванияСоциальное сравнение; пребывание под чужим влияниемБихевиоризм(низкий уровень мотивации, высокий контроль поведения)Повторяемость; регулярное позитивное повторение одиночного опыта; привычкаИмитация; люди автоматически копируют поведение других, следуя их нормам или примеруДля диагностирования сформированности каждого компонента готовности будущих специалистов естественных специальностей к экологическому самообразованию нами определены следующие критерии:‬ ценностномотивационный критерий, который отражает основные цели, потребности, мотивы, ценности и мотивацию, побуждающиек повышению мотивации будущих специалистов естественных специальностей к достижениюпрофессионализма, острой потребности в овладении современными знаниями, видение перспектив профессиональной реализации культуры экологической самообразования и стремление постоянно развиваться как специалистестественной специальности в экологической сфере. Диагностические признаки: определена четкая сфера заинтересованности, сформированы профессиональные цели;‬ понятийносодержательный ‬определяет непосредственно профессиональные знания, цели, задачи, содержание, методики, технологии и результат решения экологических вопросов, общий уровень развитости психических познавательных процессов специалистов естественных специальностей. Также критерием сформированности будут обязательный для усвоения и предусмотренныйучебным планом теоретический и практический материал, широкая осведомленность в экологической проблематике и с экологическими инновациями. Диагностические признаки: гибкость мышления, системность, устойчивость знаний, умение правильно решать поставленные задачи, умение быстро ориентироваться в специализированном материале;‬ эмоциональнодеятельностный ‬указывает на ощущение характера деятельности, наличие удовольствие от выполнения своих служебных обязанностей, отражает непосредственность эмоциональных реакций, эмпатическое отношение. Процесс мышления тесно связан с эмоциями и переживаниями, которые сопровождают специалистов естественных специальностей при решении сложных (нетипичных) ситуаций. Именно от сформированности показателей этого критерия зависят такие качества: практические умения, профессиональные навыки, способность к экологическомусамообразованию. Диагностические признаки: умение применять на практике полученные знания, экологически дружественноеповедение, аргументированность собственной позиции во время дискуссий;‬ рефлексивный ‬определяет умение самостоятельно оценивать свой профессиональный уровень, способность видеть ошибки и работать над их исправлением, быстро заполнять свои профессиональные пробелы в естественной сфере и делать их своими преимуществами. Диагностические признаки: объективная оценка своих профессиональных качеств, осознание идеальных качеств специалиста экологической области, качественная работа над ошибками;‬

субъектный ‬определяет субъектную активность специалистов естественных специальностей, проявляется в ответственности, понимании себя как активного деятеля профессиональной деятельности, адекватном понимании собственного места и роли в процессе экологического самообразования, а также сформированностиЯконцепции, стремлениик профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, развитиикультуры самообразования. Диагностические признаки: активное отношение к действию, участие в дискуссиях, высокий уровень культуры самообразования.Таким образом,каждый из изложенных нами критериев формирования готовности к экологическому самообразованию является крайне необходимым в профессиональной деятельности будущих специалистов естественных специальностей. Следует отметить, что они тесно связаны между собой и являются интегральными показателями естественнойпрофессиональной деятельности.Соответственно, педагогу приходится подбирать нужный метод или педагогическую технологию для достижения поставленной цели. Специально разрабатываются целые системы обучения. Среди важных методов, способствующих формированию готовности к экологическому самообразованию, следует назвать суггестопедию, систему обучения, способствующую развитию в учащихся внутреннего чувства свободы и самодисциплины [27]. Основной акцент в суггестопедии делается на освобождение потенциальных возможностей индивида. Происходит обращение ко всему комплексу возможностей человека: усиливаются эмоциональные реакции и мотивация, интерес и установки вследствиерелаксации становятсяболее активными. Система суггестопедического обучения, разработанная Г. К. Лозановым [28], базируется на трёх принципах: удовлетворении, релаксации и сконцентрированной психорелаксации; единствесознательного и несознательного; обеспеченииобязательной обратной связи между педагогом и учащимся с целью контроля полноты усвоения учебной информации. Таким образом, прослеживается превалирующее использование индивидуальных способностей учащегося, тренировка его психологических качеств (первые два принципа). Лишь на третьей стадии реализуютсяпомощь и контроль со стороны педагога. Суггестопедическое обучение является прекрасным примером работы самообразовательных процессовво время аудиторных занятий. Вначале, под руководством преподавателя, учащийся старается самостоятельно воспринять и усвоить материали лишь после этого получает обратную связь от преподавателядля рефлексии и укрепления знаний.Логическим продолжением наших теоретических поисков и проверкой их достоверности является педагогический эксперимент, представленный в этой работе. Педагогический эксперимент по формированию готовности будущих специалистов к экологическому самообразованию был проведен в период 2009‬2011 учебных годов. В этом эксперименте принимали участие студенты экологических специальностей пяти разных университетов Украины(Житомирский государственный технологический университет (ЖДТУ), Житомирский национальный агроэкологический университет (ЖНАУ), Киевский национальный университет строительства и архитектуры (КНУСА), Национальный технический университет Украины©Киевский политехнический институтª (НТУУ ©КПИª) и Национальный университет ©КиевоМогилянская академияª (НаУКМА), см. табл. 2).Таблица 2Студенты пяти университетов,участвовавшие в педагогическом эксперименте по формированию готовности к экологическому самообразованию

ВузКоличество студентовКонтрольная группаЭкспериментальная группаIII курсІV курсIII курсІV курсЖДТУ33231837ЖНАЕУ54465245КНУБА10121112НТУУ ©КПИª108118НаУКМА17101810Общее количество студентов, принявших участие в педагогическом эксперименте12499110112Всего по контрольной и экспериментальной группам223222Всего студентов445

Целевой группой нашего исследования стали студенты специальности 6.040106 ©Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользованиеª. Для проведения основной части исследования (констатирующего и формирующего экспериментов) мы задействовали студентов III‬IVкурсов, но в пилотных исследованиях принимали участие также студенты начальных курсов и магистры. Мы считаем, что именно студенты III‬IVкурсов наиболее репрезентативны для проведения исследования показателей формирования готовности к экологическому самообразованию, так как они уже имеют базовые профессиональные знания и более осознанно подходят к формированию своих профессиональных навыков, чем студенты начальных курсов. У магистров зачастую уже происходит выбор более узкой специализации обучения, и их выбор более осознан. Исходя из результатов пилотных исследований, мы определили, что у студентов экологической специальности существует потребность в формировании мотивационной, психологической и когнитивной составляющих готовности к экологическому самообразованию. Изучая опыт современных педагогических технологий, которые используются в ведущих зарубежных и украинских университетах [29‬31; 32; 33], а также учитывая особенности нашей аудитории студентов, мы разработали дидактическую модель [34], способствующую формированию у студентовэкологов готовности к экологическому самообразованию. Основу этой модели составило теоретическое изучение категории ©экологическое самообразованиеª и выделение в ней структурных компонентов, о которых упоминалось выше.Проводя педагогический эксперимент, мы работали со студентами экологических специальностей пяти университетов Украины (табл. 2). Показательным оказался факт активного участия всех без исключения студентов группы при выполнении ими заданий интерактивного характера. В каждом учебном заведении, где мы проводили занятия со студентами, преподаватели, присутствующие в аудитории, отмечали полную вовлеченность студенческого коллектива при выполнении и презентации заданий, активное обсуждение и высказывание новых идей решения даже среди обычно пассивных студентов, с не очень высоким уровнем знаний. Становится очевидным, что методы активного обучения способствуют мотивации учащихся, повышают их вовлечённость в процесс обучения, усиливают интерес к предмету.Нам удалось проследить результаты применяемой педагогической технологии благодаря анализу результатов успеваемости будущих специалистов, опросупреподавателей, начальному и конечному тестированию групп студентов, принимавших участие в эксперименте. Большое количество современных педагогических методов [35‬37; 38;39], адаптированных нами к экологической тематике, было использованона аудиторных занятиях. Среди них ‬кейсстади (Case study), работа в маленьких группах и обучение в команде (Student Team Learning‬STL), обучающее сотрудничество (Cooperative Learning), SWOTанализ, анализ заинтересованных сторон (Stakeholder Analysis), ©Круглый Робинª (Round Robin), метод ©Шести шляп мышленияª Едварда де Боно и другиеинтерактивные техники.Повышениюактивности студентов также способствовало внедрение инновационных форм обучения во время преподавания экологических дисциплин. В первую очередь это использование работы в малых группах, работа в формате ©проблема‬решениеª, постановка общего вопроса перед аудиторией с электронной системой ответов всех студентов, дискуссия в виде научной конференции, ассистирование преподавателю во время лекций. Таким образом,все студенты в группе заняты увлекательным и результативным делом, которое помогает приобрести нужные профессиональные знания и увидеть возможности их практического применения.Результирующее тестирование тех же групп студентов показало повышение уровня их готовности к экологическому самообразованию по сравнению с контрольными группами. Студенты,с которымимы проводили занятия, стали более осознанно понимать причины экологического кризиса наУкраине и мире, проявляли интерес к самостоятельному поиску дополнительной информации при подготовке заданий, научились самостоятельно решать сложные экологические ситуации и выражали предпосылки к самостоятельному профессиональному росту, научились анализировать и моделировать различные экологические ситуации, приобрели умения решать различные отраслевые проблемные задачи, научились эффективно пользоваться экологическимзаконодательством и другими нормативноправовыми документами, стали готовы планировать и осуществлять различные экологические мероприятия, научились использовать современные информационные технологии с целью решения экологических проблем, приобрелисформированную профессиональную и гражданскую позицию относительно охраны окружающей среды. Таким образом, исходя из решения конференции ООН (1992 г., РиодеЖанейро), ряда нормативноправовых документов Украины, основой решения глобальных экологических вопросов является образовательная и просветительская деятельность. Современные экологические, экономические и социальные условия обусловливают потребность в формировании общества устойчивого развития. Этому способствует реформирование системы высшего образования и внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс. Ожидаемые результаты в основном соответствовали реальным, полученным в ходе эксперимента. В статье показано, что особое значение имеет активизация учебнопознавательной деятельности студентов для формирования у них готовности к экологическому самообразованию и непосредственному развитию экологической культуры.

Ссылки на источники1.Закон України ©Про основні засади (стратегію) державної екологічної політики України на період до 2020 рокуª // Відомості Верховної Ради України (ВВР). ‬2011. ‬N 26. ‬С. 218. ‬URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/281817‬название с экрана.2.Реформа системи освіти. Програма економічних реформ України на 2010‬2014 роки. ‬URL: http://www.president.gov.ua/docs/Programa_reform_FINAL_1.pdf‬название с экрана.3.Дікіманор Д., МейраМ. Визначення екологічної освіти. ‬URL: http://collections.infocollections.org/ukedu/uk/d/Js5131u/ ‬название с экрана.4.Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения: [учеб. пособие] / А. М. Алексюк, А. А. Аюрзанайн и др.‬Киев: ИСДО, 1993. ‬336 с.5.Педагогічна майстерність: хрестоматія: [навч. посіб.] / [упоряд. І. А. Зязюн, Н.Г. Базилевич, Т. Г. Дмитренко та ін.]; за ред. І. А. Зязюна. ‬Київ: Вища шк., 2006. ‬606 с.6.Фрейре П. Педагогіка свободи: етика, демократія і громадянська мужність / пер. з англ. О.Дем’янчука. ‬Київ:Видавничий дім ©КМ Академіяª, 2004. ‬124 с.7.Червонецкий В. В. Экологическое образование в школах развитых стран мира. ‬М.:[б.м.], 1992. ‬93 с.8.Clavins M., Filho W., ZaloksnisJa. Environment and Sustainable Development. ‬Riga:Academic Press of University of Latvia, 2010. ‬300 p.9.Elliott J. Environmental education in Europe: innovation, marginalization or assimilation. ‬Paris: OESD, 1991. ‬P. 19‬36.10.Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja.Op. cit.11.Elliott J.Op. cit.12.Corcoran P.B., WalsA.E.J. Higher Education and the Challenge of Sustainability: problematic, promise, and practice. ‬The Netherlands:Kluwer academic publishers, 2004. ‬355 p.13.Elliott J.Op. cit.Intergovernmental Conference on Environmental Education:Tbilisi (USSR): 14‬26 Oktober 1977:final report / Unesco. ‬P. 7.15.Организациясамостоятельнойработыстудентоввусловияхинтенсификацииобучения….16.Гавриш І. В. Теоретикометодологічні основи формування готовності майбутніх учителів до інноваційної професійної діяльності:дис. ... дра пед. наук:13.00.04. ‬X., 2006. ‬475 с.17.Бойко О. В. Формування готовності до управлінської діяльності у майбутніх магістрів військовосоціального управління:автореф. дис. … канд.пед. наук:13.00.04. ‬Київ, 2005. ‬22 с.18.Дікіманор Д., Мейра М. Op. cit.19.Педагогічна майстерність: хрестоматія …20.Фрейре П. Op. cit.21.Червонецкий В. В. Указ. соч.22.Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Op. cit.23.Elliott J. Op. cit. 24.Corcoran P. B., Wals A.E.J. Op. cit.25.Barkley E. F., Cross K. P., Major C. H. Collaborative Learning Techniques:a handbook for college faculty. ‬Published by JosseyBass, 2005. ‬303 p.26.Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Op. cit.‬P. 278.27.Власова О. І. Педагогічна психологія: навч. посібник. ‬Київ: Либідь, 2005. ‬400 с.28.Тамже.29.Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja. Op. cit.30.Elliott J. Op. cit.31.31 Corcoran P. B., Wals A.E.J. Op. cit.32.Barkley E. F., Cross K. P., Major C. H. Op. cit.33.Якиманская И.С. Личностноориентированное обучение в современной школе.‬М.:Бка журнала ©Директор школыª, 1996. ‬96 с.34.Власюк О.Я. Екологічна самоосвіта як фактор професійного розвитку // Основи психології та педагогіки:[методичний посібник] / [А. Я. Боднар, М. О. Голубєва, Н.М.Давидюк та ін.]. ‬Київ:Видавництво ТОВ ©НВП ІНТЕРСЕРВІСª, 2011. ‬C. 151‬163.35.Clavins M., Filho W., Zaloksnis Ja.Op. cit.36.Elliott J.Op. cit.37.Corcoran P. B., Wals A.E.J. Op. cit.38.Barkley E. F., Cross K. P., Major C. H.Op. cit.39.Якиманская И.С. Указ. соч.

Olga Vlasyuk,

Master of Ecology, Senior lecturer, National University of KievMohyla Academy, Kiev, UkraineOlhavlasuk@gmail.com.Readiness of natural sciences students to ecological selfeducation: pedagogical experimentAbstract. The author shows the urgency of the readiness of natural sciences students to ecological selfeducation. The author shows the set of innovation pedagogical technologies and its practical effectiveness and describes main features of the pedagogical experiment on the formation of environmental readiness for selfeducation.Key words:ecological selfeducation, components of ecological selfeducation, active learning technologies, pedagogical experiment. References1.“Zakon Ukraїni ‘Pro osnovnіzasadi (strategіju) derzhavnoїekologіchnoїpolіtiki Ukraїni na perіod do 2020 roku’”,VіdomostіVerhovnoїRadi Ukraїni (VVR),2011,№26,pp. 218. Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/281817 ‬nazvanie s jekrana(in Ukrainian).2.Reforma sistemi osvіti. Programa ekonomіchnih reform Ukraїni na 2010‬2014 roki. Available at: http://www.president.gov.ua/docs/Programa_reform_FINAL_1.pdf ‬nazvanie s jekrana(in Ukrainian).3.Dіkіmanor, D. &Mejra,M. Viznachennja ekologіchnoїosvіti. Available at: http://collections.infocollections.org/ukedu/uk/d/Js5131u/ ‬nazvanie s jekrana(in Ukrainian).4.Aleksjuk, A. M. & Ajurzanajn, A. A. et al. (1993) Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah intensifikacii obuchenija: [ucheb. posobie], ISDO, Kiev,336p.(in Russian).5.Zjazjun, І. A. (ed.) (2006) Pedagogіchna majsternіst': hrestomatіja: [navch. posіb.] / [uporjad. І.A.Zjazjun, N. G. Bazilevich, T. G. Dmitrenko ta іn.],Vishha shk., Kiev,606p.(in Ukrainian).Власюк О. Я.Готовность будущих специалистов экологической специальности к экологическому самообразованию: организация и проведение педагогического эксперимента// Концепт. –2014. –№09 (сентябрь).–ART14231. –0,6 п.л. –URL: http://ekoncept. ru/2014/14231.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

Frejre,P. (2004) Pedagogіka svobodi: etika, demokratіja іgromadjans'ka muzhnіst' / per. z angl. O. Dem’janchuka,Vidavnichij dіm “KM Akademіja”,Kiev,124p.(in Ukrainian).7.Chervoneckij,V. V. (1992) Jekologicheskoe obrazovanie v shkolah razvityh stran mira,Moscow,93p.(in Russian).8.Clavins,M., Filho, W. &Zaloksnis,Ja. (2010) Environment and Sustainable Development,Academic Press of University of Latvia, Riga,300 p.(in English).9.Elliott,J. (1991) Environmental education in Europe: innovation, marginalization or assimilation,OESD, Paris,pp. 19‬36(in English).10.Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010)Op. cit.11.Elliott, J. (1991) Op. cit.12.Corcoran,P. B. &Wals,A.E.J. (2004) Higher Education and the Challenge of Sustainability: problematic, promise, and practice,Kluwer academic publishers, The Netherlands,355 p.(in English).13.Elliott, J. (1991)Op. cit.14.Intergovernmental Conference on Environmental Education: Tbilisi (USSR): 14‬26 Oktober 1977: final report / Unesco,p. 7(in English).15.Aleksjuk, A. M. & Ajurzanajn, A. A. et al. (1993) Op. cit.16.Gavrish,І. V. (2006) Teoretikometodologіchnіosnovi formuvannja gotovnostіmajbutnіh uchitelіv do іnnovacіjnoїprofesіjnoїdіjal'nostі: dis. ... dra ped. nauk: 13.00.04,X., 475p.(in Ukrainian).17.Bojko,O. V. (2005) Formuvannja gotovnostіdo upravlіns'koїdіjal'nostіu majbutnіh magіstrіv vіjs'kovosocіal'nogo upravlіnnja: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.04,Kiev, 22p.(in Ukrainian).18.Dіkіmanor, D. & Mejra, M. Op. cit.19.Zjazjun, І. A. (ed.) (2006) Op. cit.20.Frejre, P. (2004) Op. cit.21.21Chervoneckij, V. V. (1992) Ukaz. soch.22.Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010)Op. cit.23.Elliott, J. (1991) Op. cit. 24.Corcoran, P. B. & Wals, A.E.J. (2004) Op. cit.25.Barkley,E. F., Cross,K. P. &Major,C. H. (2005)Collaborative Learning Techniques: a handbook for college faculty,Published by JosseyBass, 303 p.(in English).26.Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010)Op. cit., p. 278.27.Vlasova,O. І. (2005) Pedagogіchna psihologіja: navch. posіbnik,Libіd', Kiev,400p.(in Ukrainian).28.Ibid.29.Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010)Op. cit.30.Elliott, J. (1991)Op. cit.31.Corcoran, P. B. & Wals, A.E.J. (2004) Op. cit.32.Barkley, E. F., Cross, K. P. & Major, C. H. (2005) Op. cit.33.Jakimanskaja,I.S. (1996) Lichnostnoorientirovannoeobuchenie v sovremennoj shkole, Bka zhurnala “Direktor shkoly”,Moscow,96p.(in Russian).34.Vlasjuk,O.Ja.(2011) “Ekologіchna samoosvіta jak faktor profesіjnogo rozvitku”, inOsnovi psihologіїta pedagogіki: [metodichnij posіbnik] / [A. Ja. Bodnar, M. O. Golubєva, N. M. Davidjuk ta іn.],Vidavnictvo TOV “NVP ІNTERSERVІS”, Kiev, pp. 151‬163(in Ukrainian).35.Clavins, M., Filho, W. & Zaloksnis, Ja. (2010)Op. cit.36.Elliott, J. (1991)Op. cit.37.Corcoran, P. B. & Wals, A.E.J. (2004)Op. cit.38.Barkley, E. F., Cross, K. P. & Major, C. H. (2005) Op. cit.39.Jakimanskaja, I.S. (1996) Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©КонцептªУтёмовым В. В., кандидатом педагогических наук