Оценка компетентностных результатов учебной дисциплины и междисциплинарного курса в профессиональной образовательной организации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Темняткина О. В., Феофилова Э. М. Оценка компетентностных результатов учебной дисциплины и междисциплинарного курса в профессиональной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14244.htm.
Аннотация. Статья посвящена методике проектирования контрольно-измерительных материалов для оценки компетентностных достижений студентов по результатам освоения учебной дисциплины или междисциплинарного курса в профессиональных образовательных организациях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Темняткина Ольга Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», г.Екатеринбургoltemnyatkina@mail.ru

Феофилова Эльмира Мухаррамовна,преподаватель ГБОУ СПО СО «Техникум индустрии питания и услуг “Кулинар”», г.Екатеринбургelmirafm1@mail.ru

Оценка компетентностных результатов учебной дисциплины и междисциплинарного курса в профессиональной образовательной организации

Аннотация. Статья посвящена методике проектирования контрольноизмерительных материалов для оценки компетентностных достижений студентов по результатам освоения учебной дисциплины или междисциплинарного курса в профессиональных образовательных организациях.Ключевые слова: оценка компетентностных результатов образования, компоненты деятельности.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля или всей образовательной программы в целом. В качестве научной основы для разработки контрольноизмерительныхматериалов в профессиональных образовательных организациях Свердловской области используется система оценки компетентностных результатов, основанная на анализе компонентов деятельности, разработанная кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры профессиональногообразованияИРОО.В.Темняткиной [1].

Эта система основана на идеях отечественной теории деятельности (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов [2‬4] и др.), в которойвыделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственноэмоциональное общение, предметная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, творческая как деятельность подростка (С.И.Гессен, К.Н. Поливанова [5; 6]) и профессиональная деятельность. Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных «ведущих» системообразующихдействийсубъекта деятельности(см. табл. 1).

В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем‬законом микрогенезиса Хайнца Вернера [7], каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза, рассмотренной выше. Структура деятельности остается постоянной для каждого возраста. Ведущая деятельность каждого возраста определяетлишь«вектор»личностного развитиясубъекта. Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивнымк формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека. Таблица 1Формирование субъектных качеств личности в рамках ведущих типов деятельности в процессе онтогенеза

Тип ведущей деятельностиНовообразованияРазвитие субъектных качествЛичностное развитиеНепосредственноэмоциональное общениеПознавательный интерес, базовое доверие к мируФормирование мотивацииЭстетическое и эмоциональнопсихологическое развитиеПредметная деятельностьСпособность к деятельности по образцуПланирование и организация деятельностиОтветственность, аккуратность, исполнительностьИгровая деятельностьСпособность к эмпирическому обобщениюНакапливание опыта, работа с информациейСоциализацияв коллективеУчебная деятельностьСпособность к теоретическому обобщениюАнализ, планирование рефлексияНравственностьТворческая деятельность

(по И.С.Гессену)Способность к творческой деятельностиРешение творческих задачКреативностьПрофессиональная деятельностьСпособность к профессиональной деятельностиРешение профессиональных задачСпособность к самосовершенствованию

Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты деятельности, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности):эмоциональнопсихологический,регулятивный,социальный,аналитический,творческий,самосовершенствования. Критерием сформированности каждого компонента деятельности является проявление соответствующего компонента культуры субъекта деятельности(табл. 2).

Таблица 2Критериисформированностикомпонентовдеятельности

КомпонентыдеятельностиКритерии оценкиЭмоциональнопсихологическийСформированность эмоциональнопсихологической культуры (эмоциональная восприимчивость, развитие эмоциональной сферы)РегулятивныйСформированность организационной культуры (выполнение требований, правил, обязанностей нормативного характера и др.)СоциальныйСформированность социальной культуры (культура работы с информацией, развитие коммуникативных качеств, ориентация на требования общества)АналитическийСформированность аналитической культуры (способность к аналитической деятельности)ТворческийСформированность креативной культуры (способность к проектной деятельности)СамосовершенствованияСформированность культуры самосовершенствования(способность к профессиональному росту, к оценочной деятельности)

Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки компетентностных результатов учебной дисциплины или междисциплинарного курса. Итоговый контроль по результатам освоения учебной дисциплины или междисциплинарного курса проводится, как правило, в форме теста. Тест позволяет объективно оценить демонстрируемые студентами знания, умения и навыки, а также элементы компетенций, определяемых стандартом.Представим модель‬алгоритм для разработки компетентностноориентированного теста по компонентам деятельности(табл. 3).

Таблица 3Алгоритм разработки итоговоготеста по компонентам деятельности

КомпонентдеятельностиХарактеристиказнанияСодержаниетестового заданияФорма тестового заданияОбщие компетенцииЭмоциональнопсихологическийНевербальное знаниеЗадание на узнаваниеЗадания с альтернативным ответом (да/нет)ОК 1РегулятивныйЗнание ‬законЗадания на базовые знания, ТБ, ОТ, санитарныенормы, право и др.Задания закрытого типа с множественным выборомОК 2СоциальныйЗнание ‬информацияЗадания на знание процессов деятельности, опытное знание, задания на знание законови др. информацииЗадание на установление последовательности, на соответствие, открытого типа на дополнениеОК 4ОК 5ОК 6АналитическийТеоретическое знаниеЗадания на анализ,решение ситуационных задачЗадания с заданной структурой ответа, со свободнымструктурированным ответомОК 3.1ТворческийОткрытое знаниеЗадание ‬проектЗадания со свободным ответом (обязателен модельный ответ)ОК.1СамосовершенствованияЗнание повышенного уровняЗадания повышенного уровняЗадания с заданной структурой ответаОК 3.2ОК.7

Приведем пример теста, разработанного по данной технологииЭ.М.Феофиловой, преподавателем высшей категории ГБОУ СПО СО«Техникум индустрии питания и услуг “Кулинар”» г. Екатеринбурга.

Тест для дифференцированного зачета по итогам освоения учебной дисциплины ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены пищевой промышленности по образовательной программе 260103.01 ПекарьПояснительная запискаТест разработанна основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 260103.01 «Пекарь» и на основе Примерной программы ОП.01 «Основы микробиологии, санитарии и гигиены пищевой промышленности».Требования к результатам освоения дисциплиныОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивыйинтерес.ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК3.Принимать решения в разных ситуациях и нести за них ответственность.ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями.ОК7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.ПК1.1.Обеспечивать и поддерживать условия для размножения дрожжей.ПК1.2.Готовить дрожжевую продукцию различных видов.ПК2.3.Определять готовность опары, закваски, теста при замесе и брожении.ПК2.1.Подготавливать и дозировать сырье.ПК4.1.Определять готовность полуфабрикатов к выпечке.ПК5.1.Производить отбраковку готовой продукции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметьвыполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов; соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования в условиях пищевого производства; производить санитарную обработку оборудования и инвентаря; готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знатьосновные группымикроорганизмов; основныепищевыеинфекцииипищевые отравления;возможныеисточникимикробиологическогозагрязнениявпищевом производстве; санитарнотехнологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, правила личной гигиены работников пищевых производств; классификацию моющих средств, правила их применения.

Критерии оценки по компонентамдеятельности

Компоненты деятельностиПоказатели оценкиЗаданияЭлементы компетенцийБаллыЭмоциональнопсихологическийЗнание понятий надцарствЗнание понятий надцарствЗнание определения мицеллиальных грибовЗнание понятий надцарств1234ОК 1ПК1.11111

Регулятивный Знание устройства микроскопаЗнание открытий великих ученныхЗнание разновидностей дрожжейЗнание микробиологической порчи сырьяЗнание микробиологической порчи сырьяЗнание санитарных требований к помещениямЗнание санитарных требований к оборудованиюЗнание санитарных требованийк инвентарюЗнаниепо применению посуды из определенного материалаЗнание влияние температуры на микроорганизмы5678910111213

14ОК 2ПК1.2 ПК2.2

ПК5.1111111111

1Социальный Знание определения гигиены трудаУмение установитьсоответствие междусистемами мероприятий и их назначениемУмение установить соответствие между заболеванием и возбудителем, вызвавшим это заболеваниеУмение установить правильную последовательность между названиями моющих средств и их характеристиками Умение установить правильную последовательностьправил работы с микроскопом1516

17

18

19ОК 4ОК 5ОК 622

2

2

2Аналитический Умение анализировать правильность обработки мелкого инвентаряУмение анализировать температурный режим моющихрастворов20

21ОК 344ТворческийСоставление памятки правил личной гигиены 22ОК.14СамосовершенствованияРешение реакцийспиртового брожения при приготовлении теста с прохождением последующих стадий23ОК 3ОК.7ПК4.14

ИТОГО:40

Требованияк процедуре оценкиФормы оценки‬тестовыезадания.Методы оценки:экспертная оценка по критериям.Требования к помещению: учебный класс должен быть оснащен рабочими местами. Требования к ресурсам:итоговыйтест синструкцией для аттестующегося и с инструкцией для оценщика, таблица результатов итогового контроля.Время выполнения: 60 минут.Оценщик (эксперт):преподаватель смежной дисциплины.Ассистент (организатор):мастер производственного обучения.Инструкция по выполнению работыНа выполнение работы отводится 60 минут. Работа состоит из 3хчастей включающих 23 задания. Часть А включает 14 заданий (1‬14). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части ‬14.Часть В содержит 5 заданий (15‬19) более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок,выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части ‬10.Часть С содержат 4 задания со свободным ответом (20‬23). За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла. Максимальное количество баллов за эту часть‬16.Максимальное количество баллов за всю работу ‬40.Часть АИнструкция для учащихся: Из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный.1. К прокариотам относится только одно царство:

А) да

Б) нет2. Дрожжи относятся к эукариотным микроорганизмам:

А) да

Б) нет3.Миццелльлиальные микроскопические грибы представляют собой:

А) Мицелий, состоящийиз множества переплетающихся нитейтрубочек, называемых гифамиБ) одноклеточные микроорганизмы, характеризующиесяотсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра

В) многоклеточные микроорганизмы

4.Мицеллиальные микроскопические грибы относятся к надцарству:

А) эукариотовБ) прокариотов

В) акариотов

5. Устройство световогомикроскопа не имеет:

А) штатив

В) штативную лупу

Б) предметный столик

Г) окуляр6.Какую теорию разработал И.И. Мечников?

А) класса возбудителей болезней человека, животных и растенийВ) процесса брожения

Б) иммунитетаГ) мельчайших живых веществ7. К культурным относятся дрожжи:

А) сахаромицетыБ) торулопсис

В) кандида8. Хранение крахмала при высокой относительной влажности воздуха образует:

А) образованиекомков, разовьютсямикроорганизмы, и появляется гнилостный запах Б)плесневение в результате развития микрококковВ)прогоркание9.Хранение муки на складах повышенной влажности образует: А) плесневениеВ) тягучестьБ) закисание и изменение цвета

10. Лестничные клетки и перила промывают не реже:А) двух раз в сменуВ) трех раз в сменуБ) одного раза в смену

11.Периодичность обработки бачков и венчиков для сбиванияяичной массы не реже:А)двух раз в сменуВ) трех раз в сменуБ) одного раза в смену …Часть В15.Допишите фразы:Гигиена труда ‬это ___________________________________________________16.Установите соответствие между системами мероприятий и их назначением:1)дезинфекцияА) направлены на уничтожение насекомых2)дезинсекцияБ) направлены на уничтожение возбудителей 3)дератизацияВ) истребление грызунов17.Установите соответствие между заболеванием и возбудителем, вызвавшим это заболевание:1)ботулизмА) тошнота, рвота, понос, боли в поджелудочной зоне, сердечная слабость, учащенный пульс 2)дизентерияБ) нервно‬паралитические расстройства 3)стаффилакоковыйэнтеротаксинВ) повышается температура появляется сыпь в виде розовых пятен 4)брюшной тифГ) подъем температуры, воспаления вжелудочнокишечном тракте 18.Установите соответствие между названиями моющих средств и их характеристиками:1)кальцинированная сода

А) бесцветное кристаллическое вещество

2)каустическая сода

Б) обезвоженный углекислый натрий, белый мелкокристаллический порошок, хорошо растворимый в воде3)дезмолВ) состоит из синтетического моющего средства, триполифосфата натрия,кальцинированной соды, метасиликата натрия и воды

19.Установите, правильную последовательность правил работы с микроскопом:

Включить в ход лучей объектив увеличением 4 (рекомендуется начинать процесс фокусировки с объективов маленького увеличения).

Поместить объект на предметный столик микроскопа, закрепив его при помощи двух клемм.

Повернуть зеркало плоской стороной к окну или другому источнику света.

Привести изображение выбранного участка объекта в центр видимого поля зрения микроскопа, затем перейти к работес объективами большого увеличения.

Наклонами зеркала добиться равномерного заполнения светом выходного зрачка объектива.

Наблюдая в окуляр, сфокусировать микроскоп на резкое изображение объекта.

Вращением рукоятки фокусировкиосторожно опустить тубус, сфокусировав микроскоп на резкое изображение препарата, расположенного на предметном столике. Часть С20. Мелкий инвентарь моют в 2% растворе кальцинированной соды, промывают водой, кипятят 30 минут и дезинфицируют 2 % раствором хлорной извести в течение 10 минут с последующим ополаскиванием водой с температурой не ниже 60 градусов.Верна ли обработка мелкого инвентаря. Если нет, объясните почему.21. Температура моющих средств должна быть не ниже 45 градусов.

‬Как, повашему, при мойке механическим способом температура моющего раствора может быть повышена.

При мойке вручную может превышать 45 градусов, если нет, то почему.22. Составить памятку соблюдения правил личной гигиены работника хлебопекарной промышленности.23.Известным советским биохимиком и физиологом С.П.Костычевым установлено единство между брожением и дыханием, что можно наглядно показать следующей схемой.Глюкоза

Промежуточные продукты брожения и дыхания

Брожение ДыханиеЗапишите реакции разложения сахара (С6Н12О6) приспиртовом брожении;при дыхании.При спиртовом брожении процесс после образования пировиноградной кислоты (СН3СОСООН)проходит следующие стадии. Какие? Запишите реакции. К заданиям закрытого типа предложены ключи, к заданиям открытого типа приведены модельные ответы. Итоговая отметка выставляется в соответствии с разработанной рейтинговой оценкой.При анализе результатов теста находится отношение реальных баллов, полученных студентами за выполненные задания, наибольший процент укажет лучший результат по компонентам деятельности, наименьший ‬проблемы в формировании компетентностных результатов по итогам освоения учебной дисциплины.По итогам проведения теста получены следующие результаты в двух группах техникума индустрии питания и услуг «Кулинар» г. Екатеринбурга(табл. 4).

Таблица 4Компетентностныерезультатыпо итогам освоения учебной дисциплины(в %)

КомпонентыдеятельностиЭмоциональнопсихологическийРегулятивныйСоциальныйАналитическийТворческийСамосовершенствованияПервая группа969585678546Вторая группа989083698844

Анализ выполнения тестовой работы студентами показывает понижение процента достижения компетентностных результатов на последующих уровнях деятельности, что объясняется усложнением заданий и постепенным переходом на более высокие уровни мышления при выполнении аналитических заданий и заданий самосовершенствования. Поскольку общие компетенции соответствуют определенным компонентам деятельности, то становится возможным провести анализ их сформированности и сделать выводы на будущее. На эмоционально ‬психологическом и регулятивном уровнях студентами достигнут высокий результат, это свидетельствует о высоком уровне сформированности общей компетенции ОК1 ‬проявление интереса к профессии, общей компетенции ‬ОК 2 ‬умение организовать свою деятельность. Хорошие результаты продемонстрировали студенты на социальном уровне, соответственно можно констатировать сформированность компетенций социальной направленности ‬ОК4, ОК5, ОК6. Ниже показатели сформированности аналитического компонента деятельности и компонента самосовершенствования. Необходима работа над формированием таких общих компетенций как ОК 3 ‬анализировать рабочую ситуацию, оценивать результат деятельности.По результатам освоения учебной дисциплины на творческом уровне студенты показали хороший результат, в следующей тестовой работе можно усложнить задания творческого уровня.Данная методика позволяет проводить качественную оценку компетентностных результатов по учебной дисциплине, поскольку оцениваемые компоненты деятельности остаются неизменными при изменении тем учебной дисциплины, наборов конкретных знаний, умений и навыков, элементов профессиональных компетенций.

Ссылки на источники1.Мониторинг качества среднего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. ‬Екатеринбург: ИРО, 2014. ‬181 с. 2.Выготский Л. С. История развития высших психических функций: Собр. соч. в 6 т. Т. 3. ‬М., 2003. ‬С. 58‬89.3.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. ‬М.: Институт практической психологии. 2005. ‬416 с.4.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. ‬М., 1996.5.Гессен С. И.Основы педагогики. Введение в прикладную философию. ‬М.,1995. 6.Поливанова К. Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. ‬1996. ‬№ 1. ‬С. 20‬33.7.Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения.‬М.:Столетие, 2004. ‬192с.

Olga Temnyatkina, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of professional education, Institute of development of education of the Sverdlov region, Ekaterinburg

oltemnyatkina@mail.ruElmira Feofilova,Lecturer, College of food industry and services "Cook", Ekaterinburgelmirafm1@mail.ruEvaluation of competency results of an academic discipline and interdisciplinary course in professional educational organizationsAbstract.The article is devoted to the method of designing the control materials for assessing students,competence achievements, based on the results of an academic discipline or interdisciplinary course in professional educational organizations.Key words: evaluation of competent results of education, components of activity.References1.Monitoring kachestva srednego professional'nogo obrazovanija v sootvetstvii s trebovanijami federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov. ‬Ekaterinburg: IRO, 2014. ‬181 p(in Russiаn).2.Vygotskij L. S. Istorija razvitija vysshih psihicheskih funkcij: Sobr. soch. v 6 t. T. 3. ‬M., 2003. ‬P. 58‬89 (in Russiаn).3.Jel'konin D. B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah. ‬M.: Institut prakticheskoj psihologii. 2005. ‬416 p(in Russiаn).4.Davydov V. V. Teorija razvivajushhego obuchenija. ‬M., 1996 (in Russiаn).5.Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuju filosofiju. ‬M.,1995 (in Russiаn).6.Polivanova K. N. Psihologicheskoe soderzhanie podrostkovogo vozrasta // Voprosy psihologii. ‬1996. ‬№ 1. ‬P. 20‬33 (in Russiаn).7.Chuprikova N. I. Umstvennoe razvitie i obuchenie. Psihologicheskie osnovy razvivajushhego obuchenija. ‬M.: Stoletie, 2004. ‬192 p(in Russiаn).

Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»