Культуротворческое воспитание младших школьников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Власова
И.
С. Культуротворческое воспитание младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 9 (сентябрь). – С.
126–130. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14252.htm.
Аннотация. Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческая воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности – так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского культуротворчества становится и определенное мотивационно-ценностное отношение ребенка к культуре.
Ключевые слова:
младший школьник, культура, культуротворчество, культуротворческое воспитание, навыки культуротворчества, культуротворческая деятельность
Текст статьи
Власова Ирина Станиславовна, учитель начальных классовМБУ СОШ № 47,г. Тольяттиirulka2006@yandex.ru
Культуротворческоевоспитаниемладших школьников
Аннотация.Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческая воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского культуротворчества становится и определенное мотивационноценностное отношение ребенка к культуре. Ключевые слова: культуротворчество, младший школьник, культура, культуротворческое воспитание, навыки культуротворчества,культуротворческая деятельность.
Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Забота о подрастающем поколении, воспитание духовности, нравственности, патриотизма характерные черты Российского государства. Вместе с тем процессы глобализации негативно отражаются на развитии социокультурной ситуациив обществе, которое характеризуется в настоящее время рядом негативных процессов, происходящих в духовной жизни детей.Исследователи отмечают девальвацию системы традиционных ценностей, резкое снижение воспитательной роли культуры и искусства, обострение социальных противоречий в обществе, а также внедрение чуждых ему, главным образом, проамериканских, ценностей. Такая социокультурная ситуация не могла не отразиться на подрастающем поколении, наименее защищенном с нравственной стороны. Налицо усиление агрессивности в детской и подростковой среде, состояние повышенной тревожности и гиперактивности, одиночества и социальнокультурной пассивности, внутренняя неудовлетворенность и индивидуализм, ориентация на удовлетворение сиюминутных желаний. Кроме того, наблюдается увеличение количества детей, испытывающих неустойчивые, дискомфортные состояния, имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками, проблемы в творческой самореализации.
Отрадно, что доминантойобщества XXІ столетия стало обращение к культуре и духовному миру человека, в частности, ориентация на культуру как важный фактор духовного обновления общества в целом и отдельной личности, как поиск путей выхода из кризиса.Повышенноевнимание общества к культуре на современном этапе подтверждается наличием действующей Федеральной целевой программы «Культура России (20122018 гг.)». В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года культуре также отводится главная роль в формировании человеческого капитала. В связи с этим, актуально объявление 2014 годаГодом культуры в Россиив соответствии с Указом Президента от 22 апреля 2013 года №375.Как отмечает В.В.Путин, проведение Года культуры станет знаковым для нашей страны для повышения и укрепления роли, которую культура призвана играть в жизни нашего общества [1]. октября 2013 года состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству под председательством Владимира Путина. На заседании обсуждалось значение культурной политики государства в укреплении единства страны, роль отечественной культуры в укреплении российской идентичности, а также необходимость уточнения приоритетных направлений и принципов формирования и реализации государственной политики в сфере культуры, соответствующих актуальным задачам развития страны и отвечающих запросам общества.Президент на заседании отметил, что нужносоздать такие условия, при которых всесторонняя образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе сталадля подрастающего поколения нормой, образом жизни, насущной потребностью[2].В сложившейся ситуацииприобретает особую актуальностькультуротворческоевоспитание, одно из основных направлений организации воспитания учащихся, описанное вПрограмме развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (в соответствии с пунктом 4 Перечня поручений Президента РФпо реализации Послания Президента РФФедеральному Собранию РФ от 22 декабря 2012 г):формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей [3].
Младший школьный возраст деятельный. Младший школьникактивно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения. Одной из основных целей процесса формирования навыков культуроосвоения и культуросозиданияличности младшего школьника становится создание условий для творческой самореализации личности. Взаимосвязь культуры и творчества позволяет выявить закономерность между вхождением ребенка в культуру и актом творчества:чем больше ребенок включается в творческую деятельность, тем выше уровень его приобщенности к ценностям культуры, уровень личностной культуры. Подлинное культуротворчество связано с организацией гуманитарной образовательной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир. Здесь главным становится самостоятельный поиск знаний, способность принимать ответственные решения, понимание себя как творца собственной жизни. Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностной самоидентификации, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе. Создает ли в настоящее время внеурочная деятельность в школе те условия, при которыхпроявляются и развиваются индивидуальные творческие способностиучащихся. Анализсовременного состояния внеурочной деятельности в школе показывает, что воспитательнаядеятельностьпедагогасводится к организации детского досуга в свободное от уроковвремя, доминирует мероприятийный подход к воспитанию. Деятельность педагогавоспитателясосредоточенана организационных действиях,количественной фиксации и статистическом оформлении результатов и эффектов воспитания в ущерб реализации ценностного содержания воспитания. В центре внимания находится «застывшая» культура, в то время, когда индивидуальная культура конкретных учеников попросту игнорируется. Естественно, образование не должно сводиться к такой односторонности изучению уже созданного человечеством.Существуетнедостаток методик и технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных идеалов, формированию социокультурной идентичности детей.Обозначившийся сегодня разрыв между воспитанием и культуройвозможно преодолеть путем разработки теоретических и методологических основ технологий культуротворческойдеятельности в воспитательном процессе образовательного учреждения. В определении концепции культуры наиболее значимыми стали работы М.С.Кагана, В. Е. Кемерова, Д. В. Пивоварова, Ю. С. Солонина, В. С. Степина.Фундаментальные идеи, охватывающие широкий круг проблем творчества, представлены в философских и психологических исследованиях Н. А. Бердяева, В.М. Бехтерева, М. А. Блоха, В. В. Розанова, П. К. Энгельмейера, К. Эрберга.Более поздние отечественные работы, посвященные творчеству, охватывали в основном следующие вопросы: сущность и природа творчества (Г. С. Батищев, В. С. Библер,В. А. Цапок и др.); соотношение наследственного и социального в творчестве (Э.В.Ильенков, А. Н. Леонтьев и др.); роль творчества в духовнонравственном совершенствовании личности (Ш.А. Амонашвили, Н.А. Бердяев, Л.В. Занков и др.)[4]. В изучение творческого потенциала личности значительный вклад внесли Б.М.БимБад, К.Н. Венцель, И. П. Волков, В.П. Зинченко, В.Л. Иноземцев, Ю.Г.Круглов, З.И. Равкин, В.И. Слободчиков и др.Как отмечает А.А. Вербицкий, понятие «культуросообразного, культуротворящего» образования не ново, оно возникло еще на рубеже XXXXI веков. В наше время к ней вновь обратились В. М. Дюков, Е. И. Мартынова и В. Н. Леонтьева.
В 90х годах ХХ столетияавтором и активным воплотителем культуротворческой модели образования в современной школе стала профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, членкорреспондент Российской академии образования А.П.Валицкая (С.Петербург). Ее монография «Новая школа России: культуротворческая модель» стала программным документом для экспериментальной и инновационной деятельности многих школ России.Можно перечислить нескольких авторов, в работах которых были затронуты проблемы созданиякультуротворческой среды в образовательномпроцессе: Н.В.Романова, Л. К. Круглова, Д. Л. Матухин.Особенностии инновации в культуротворческомвоспитаниии образованииизложены в диссертационных исследованиях А. Н. Прониной, Е. А. Качарминой, Л.С.Колмогоровой,Л. В. Сурковой и др. Формированию духовнонравственных качеств учащихся на основе использования культуротворческих технологий социальнокультурной деятельности посвящены работы В.П. Беспалько, Н.Н. Калашниковой и др.Тем не менее, несмотря на имеющиеся работы, связанные с организацией культуротворчества в воспитательномпроцессе, специального исследования, где раскрывается проблема реализации культуротворческого воспитания, мы не обнаружили. Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческая воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского культуротворчества становится и определенное мотивационноценностное отношение ребенка к культуре. Поэтому воспитание, если оно по содержанию и богатству форм становится культуротворческим, нацелено на нестандартные, эвристические, поисковые средства и методы формирования культуры будущего гражданина страны, опирающиеся на потребности, инициативу и поиск самих учеников. Развивает личность только то воспитание, которое предоставляет ей свободу поиска и право на собственныйвыбор. Творческая деятельность, выбранная учениками на основесобственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду. Возможности учебнометодического комплекса «Перспективная начальная школа» позволяет организовывать среду для культуротворчества. Один из принципов образовательной программы «Перспективная начальная школа» принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Благодаря этому принципу создаются такиеусловия, которые предоставляют «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах урочной и внеурочной работы. Содержание программы «Перспективная начальная школа» определяет следующие ценностные установки: красота, гармония,духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве [5].
В учебной книге по «Литературному чтению» (14 классы) имеется раздел «Музейный Дом», в котором собраны репродукции картин известных художников. Методическая идея этого разделапозволяет развивать чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества; развивать интерес к произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством.Учебные занятия с использованием раздела «Музейный Дом» дают возможность интегрировать такие предметы как литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология, а также занятия внеурочной деятельности по программам «Театр» и «Утро художника». Творческий продукт, созданный учеником в процессе культуротворческой деятельности, пополняет его эмоциональный опыт новыми нравственными иэстетическими переживаниями.Рассмотрим один из примеров работы с разделом «Музейный Дом» в рамках культуротворческого воспитания. На уроке литературного чтения в 3 классе при изучении темы «Учимся переживать красоту вместе»ученики знакомились состихотворением В. Берестова «Плащ».В ходе беседы по вопросам к произведению ученики пришлик осознанию того, что самой большой ценностью в жизни является ценность отношений. Это стихотворение, безусловно, не только о плаще, но и о дружбе сына и отца, об их желании быть вместе.Для получения новых нравственных иэстетических переживаний учитель приглашает ребят в «Музейный Дом», в котором они находят репродукцию картины Винсента Ван Гога «Ботинки». Рассматривая картину, ребята рассказывают, что это рваныемужские ботинки, скорее всего старого бедного человека, что он очень давно их носит. А вопрос «О чем могут рассказать эти ботинки?» дает детям возможность пофантазировать, применив прием олицетворения. Каждый из ребят попробует найти то, что может быть самое ценное в жизни старых ботинок[6]. Для получения учениками эмоционального опыта, развития духовнонравственного отношения к окружающему мируна занятии кружка «Театр» ученики составляют словесный портрет этого герояботинок, которого уже «оживили» на уроке литературного чтения. Практической частью занятия по театру будет миниэтюд под названием «Ботинки», который можно показать в паре или одному.
Урок изобразительного искусства станет первым этапом культуросозидания. Ученики придумывают свою пару обуви и историю, которая с ними связана. Для создания рисунка ребятам необходимо самостоятельно продумать композицию, цветовое решение, понимать себя как творца художественного произведения. По завершению работы школьники представляют свои произведения, их одноклассники пробуют определить, кому принадлежит нарисованная пара обуви, возраст этого человек, его достаток, характер, а может даже профессию. Навык культуросозидания проявится в организации выставки рисунков класса для первоклассников и проведении экскурсии в рамках внеурочной деятельности «Утро художника». Эта работаразвиваетиндивидуальные жизненные силы ребенка и его деятельноволевое отношение к окружающему миру. Ориентируясь на выход школьника в область самостоятельных творческих решений и действий, на уроке технологии ребята попробуютнайти свои способы, чтобы его обувь «не грустила». В беседе с учениками важно поговоритьо заботливом отношении к своим вещам, о помощи другим людям. Школьники попробуют воплотить свои идеи в жизнь, организую акцию «Новая жизнь моей старой обуви». Подлинное культуротворчество явление комплексное, которое предполагает освоение культурных норм и образцов деятельности, опыт работы, личные результаты и достижения, опыт их презентации в сообществе.Продуктом культуротворческой деятельности станет книжка с одноименным названием «Ботинки». В неё войдут истории, придуманные ребятами, их рисунки, фотографии поделок. Небольшими агитбригадами ребята выступят в классах начальной школы, перед родителями, чтобы привлечь их внимание к нашим старым вещам. Такая работа очень увлекает детей, развивает ихтворческое мышление, воображение, фантазию, атакже формирует мотив учения, т. е. желание учиться, потребность получать новые знания. Творческая деятельность, выбранная учениками на основесобственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду. Результатом культуротворческого воспитания становится школьник как сотворец взаимоотношений, общения, деятельности, жизни. Опираясь на достигнутый уровень культуры, он создает новые способы действий и поведения, способы и формы общения, творит в себе человека.
Ссылки на источники1.Выступление В. В. Путина: стенографический отчёт о заседании Совета по культуре и искусству// Администрация Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353.2.Там же.
3.Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.URL: http://минобрнауки.рф.4.ЖапароваА. К. Инновации и воспроизводство в культуротворчестве: гендерный аспект: дисс.…канд.филос.наук. Омск, 2009.153 с.5.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения(на примере учебнометодического комплекта «Перспективная начальная школа»). М.: Академкнига, 2010. 6.Литературное чтение.3 класс: методическое пособие /Н.А. Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В.Малаховская.М.: Академкнига, 2012. 280 с.
IrinaVlasova,teacherofinitialclassesschool№47, Togliattiirulka2006@yandex.ruСultural education of Junior schoolchildrenAbstract. Attention to the problems of cultural educationin childhood due to the fact that during this period the main stage of laying the basic foundations of human culture. In the process of cultural educationare such significant personal neoplasms, as a special internal position of the child, developed creative imagination and generalization of the experience, based on which the child learns to communicate with the outside world and to extend its thanks to its focused and productive activity,so there is an enrichment of the inner world of the child. The result cultural educationof child becomes and certain motivational and value the child's relationship to culture.Keywords:cultural education, the younger the student, culture, cultural education, skills of cultural education, cultural activities.References1.Vystuplenie V. V. Putina: stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta po kul'ture i iskusstvu // Administracija Prezidenta RF. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353(in Russian).2.Vystuplenie V. V. Putina: stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta po kul'ture i iskusstvu // Administracija Prezidenta RF. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353(in Russian).3.Programma razvitija vospitatel'noj komponenty v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah. URL: http://minobrnauki.rf(in Russian).4.Zhaparova A. K. Innovacii i vosproizvodstvo v kul'turotvorchestve: gendernyj aspekt: diss. … kand. filos. nauk. Omsk, 2009. 153 p(in Russian).5.Proektirovanie osnovnoj obrazovatel'noj programmy obrazovatel'nogo uchrezhdenija (na primere uchebnometodicheskogo komplekta «Perspektivnaja nachal'naja shkola»). M.: Akademkniga, 2010 (in Russian).6.Literaturnoe chtenie. 3 klass: metodicheskoe posobie / N. A. Churakova, O. V. Borisenkova, O.V.Malahovskaja. M.: Akademkniga, 2012. 280 p(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Культуротворческоевоспитаниемладших школьников
Аннотация.Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческая воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского культуротворчества становится и определенное мотивационноценностное отношение ребенка к культуре. Ключевые слова: культуротворчество, младший школьник, культура, культуротворческое воспитание, навыки культуротворчества,культуротворческая деятельность.
Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Забота о подрастающем поколении, воспитание духовности, нравственности, патриотизма характерные черты Российского государства. Вместе с тем процессы глобализации негативно отражаются на развитии социокультурной ситуациив обществе, которое характеризуется в настоящее время рядом негативных процессов, происходящих в духовной жизни детей.Исследователи отмечают девальвацию системы традиционных ценностей, резкое снижение воспитательной роли культуры и искусства, обострение социальных противоречий в обществе, а также внедрение чуждых ему, главным образом, проамериканских, ценностей. Такая социокультурная ситуация не могла не отразиться на подрастающем поколении, наименее защищенном с нравственной стороны. Налицо усиление агрессивности в детской и подростковой среде, состояние повышенной тревожности и гиперактивности, одиночества и социальнокультурной пассивности, внутренняя неудовлетворенность и индивидуализм, ориентация на удовлетворение сиюминутных желаний. Кроме того, наблюдается увеличение количества детей, испытывающих неустойчивые, дискомфортные состояния, имеющих трудности в общении с педагогами и сверстниками, проблемы в творческой самореализации.
Отрадно, что доминантойобщества XXІ столетия стало обращение к культуре и духовному миру человека, в частности, ориентация на культуру как важный фактор духовного обновления общества в целом и отдельной личности, как поиск путей выхода из кризиса.Повышенноевнимание общества к культуре на современном этапе подтверждается наличием действующей Федеральной целевой программы «Культура России (20122018 гг.)». В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года культуре также отводится главная роль в формировании человеческого капитала. В связи с этим, актуально объявление 2014 годаГодом культуры в Россиив соответствии с Указом Президента от 22 апреля 2013 года №375.Как отмечает В.В.Путин, проведение Года культуры станет знаковым для нашей страны для повышения и укрепления роли, которую культура призвана играть в жизни нашего общества [1]. октября 2013 года состоялось заседание Совета при Президенте по культуре и искусству под председательством Владимира Путина. На заседании обсуждалось значение культурной политики государства в укреплении единства страны, роль отечественной культуры в укреплении российской идентичности, а также необходимость уточнения приоритетных направлений и принципов формирования и реализации государственной политики в сфере культуры, соответствующих актуальным задачам развития страны и отвечающих запросам общества.Президент на заседании отметил, что нужносоздать такие условия, при которых всесторонняя образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе сталадля подрастающего поколения нормой, образом жизни, насущной потребностью[2].В сложившейся ситуацииприобретает особую актуальностькультуротворческоевоспитание, одно из основных направлений организации воспитания учащихся, описанное вПрограмме развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (в соответствии с пунктом 4 Перечня поручений Президента РФпо реализации Послания Президента РФФедеральному Собранию РФ от 22 декабря 2012 г):формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей [3].
Младший школьный возраст деятельный. Младший школьникактивно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения. Одной из основных целей процесса формирования навыков культуроосвоения и культуросозиданияличности младшего школьника становится создание условий для творческой самореализации личности. Взаимосвязь культуры и творчества позволяет выявить закономерность между вхождением ребенка в культуру и актом творчества:чем больше ребенок включается в творческую деятельность, тем выше уровень его приобщенности к ценностям культуры, уровень личностной культуры. Подлинное культуротворчество связано с организацией гуманитарной образовательной среды, которая учитывает всю полноту человеческой реальности, предоставляет человеку личностную свободу и способствует развитию его самосознания, готовности преобразовывать не только окружающий, но и свой внутренний мир. Здесь главным становится самостоятельный поиск знаний, способность принимать ответственные решения, понимание себя как творца собственной жизни. Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления личностной самоидентификации, самовыражения, самоопределения по отношению к природе, культуре, обществу, самому себе. Создает ли в настоящее время внеурочная деятельность в школе те условия, при которыхпроявляются и развиваются индивидуальные творческие способностиучащихся. Анализсовременного состояния внеурочной деятельности в школе показывает, что воспитательнаядеятельностьпедагогасводится к организации детского досуга в свободное от уроковвремя, доминирует мероприятийный подход к воспитанию. Деятельность педагогавоспитателясосредоточенана организационных действиях,количественной фиксации и статистическом оформлении результатов и эффектов воспитания в ущерб реализации ценностного содержания воспитания. В центре внимания находится «застывшая» культура, в то время, когда индивидуальная культура конкретных учеников попросту игнорируется. Естественно, образование не должно сводиться к такой односторонности изучению уже созданного человечеством.Существуетнедостаток методик и технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных идеалов, формированию социокультурной идентичности детей.Обозначившийся сегодня разрыв между воспитанием и культуройвозможно преодолеть путем разработки теоретических и методологических основ технологий культуротворческойдеятельности в воспитательном процессе образовательного учреждения. В определении концепции культуры наиболее значимыми стали работы М.С.Кагана, В. Е. Кемерова, Д. В. Пивоварова, Ю. С. Солонина, В. С. Степина.Фундаментальные идеи, охватывающие широкий круг проблем творчества, представлены в философских и психологических исследованиях Н. А. Бердяева, В.М. Бехтерева, М. А. Блоха, В. В. Розанова, П. К. Энгельмейера, К. Эрберга.Более поздние отечественные работы, посвященные творчеству, охватывали в основном следующие вопросы: сущность и природа творчества (Г. С. Батищев, В. С. Библер,В. А. Цапок и др.); соотношение наследственного и социального в творчестве (Э.В.Ильенков, А. Н. Леонтьев и др.); роль творчества в духовнонравственном совершенствовании личности (Ш.А. Амонашвили, Н.А. Бердяев, Л.В. Занков и др.)[4]. В изучение творческого потенциала личности значительный вклад внесли Б.М.БимБад, К.Н. Венцель, И. П. Волков, В.П. Зинченко, В.Л. Иноземцев, Ю.Г.Круглов, З.И. Равкин, В.И. Слободчиков и др.Как отмечает А.А. Вербицкий, понятие «культуросообразного, культуротворящего» образования не ново, оно возникло еще на рубеже XXXXI веков. В наше время к ней вновь обратились В. М. Дюков, Е. И. Мартынова и В. Н. Леонтьева.
В 90х годах ХХ столетияавтором и активным воплотителем культуротворческой модели образования в современной школе стала профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, членкорреспондент Российской академии образования А.П.Валицкая (С.Петербург). Ее монография «Новая школа России: культуротворческая модель» стала программным документом для экспериментальной и инновационной деятельности многих школ России.Можно перечислить нескольких авторов, в работах которых были затронуты проблемы созданиякультуротворческой среды в образовательномпроцессе: Н.В.Романова, Л. К. Круглова, Д. Л. Матухин.Особенностии инновации в культуротворческомвоспитаниии образованииизложены в диссертационных исследованиях А. Н. Прониной, Е. А. Качарминой, Л.С.Колмогоровой,Л. В. Сурковой и др. Формированию духовнонравственных качеств учащихся на основе использования культуротворческих технологий социальнокультурной деятельности посвящены работы В.П. Беспалько, Н.Н. Калашниковой и др.Тем не менее, несмотря на имеющиеся работы, связанные с организацией культуротворчества в воспитательномпроцессе, специального исследования, где раскрывается проблема реализации культуротворческого воспитания, мы не обнаружили. Внимание к проблемам культуротворчества в детском возрасте обусловлено тем, что именно на этот период приходится основной этап закладывания базисных основ человеческой культуры. В процессе культуротворчества формируются такие значимые личностные новообразования, как особая внутренняя позиция ребенка, развитое творческая воображение и обобщение переживания, опираясь на которые ребенок научается общаться с внешним миром и расширять его благодаря своей целенаправленной и продуктивной активности так происходит обогащение внутреннего мира ребенка. Результатом детского культуротворчества становится и определенное мотивационноценностное отношение ребенка к культуре. Поэтому воспитание, если оно по содержанию и богатству форм становится культуротворческим, нацелено на нестандартные, эвристические, поисковые средства и методы формирования культуры будущего гражданина страны, опирающиеся на потребности, инициативу и поиск самих учеников. Развивает личность только то воспитание, которое предоставляет ей свободу поиска и право на собственныйвыбор. Творческая деятельность, выбранная учениками на основесобственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду. Возможности учебнометодического комплекса «Перспективная начальная школа» позволяет организовывать среду для культуротворчества. Один из принципов образовательной программы «Перспективная начальная школа» принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Благодаря этому принципу создаются такиеусловия, которые предоставляют «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах урочной и внеурочной работы. Содержание программы «Перспективная начальная школа» определяет следующие ценностные установки: красота, гармония,духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве [5].
В учебной книге по «Литературному чтению» (14 классы) имеется раздел «Музейный Дом», в котором собраны репродукции картин известных художников. Методическая идея этого разделапозволяет развивать чувства прекрасного, умение видеть красоту природы, труда и творчества; развивать интерес к произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством.Учебные занятия с использованием раздела «Музейный Дом» дают возможность интегрировать такие предметы как литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология, а также занятия внеурочной деятельности по программам «Театр» и «Утро художника». Творческий продукт, созданный учеником в процессе культуротворческой деятельности, пополняет его эмоциональный опыт новыми нравственными иэстетическими переживаниями.Рассмотрим один из примеров работы с разделом «Музейный Дом» в рамках культуротворческого воспитания. На уроке литературного чтения в 3 классе при изучении темы «Учимся переживать красоту вместе»ученики знакомились состихотворением В. Берестова «Плащ».В ходе беседы по вопросам к произведению ученики пришлик осознанию того, что самой большой ценностью в жизни является ценность отношений. Это стихотворение, безусловно, не только о плаще, но и о дружбе сына и отца, об их желании быть вместе.Для получения новых нравственных иэстетических переживаний учитель приглашает ребят в «Музейный Дом», в котором они находят репродукцию картины Винсента Ван Гога «Ботинки». Рассматривая картину, ребята рассказывают, что это рваныемужские ботинки, скорее всего старого бедного человека, что он очень давно их носит. А вопрос «О чем могут рассказать эти ботинки?» дает детям возможность пофантазировать, применив прием олицетворения. Каждый из ребят попробует найти то, что может быть самое ценное в жизни старых ботинок[6]. Для получения учениками эмоционального опыта, развития духовнонравственного отношения к окружающему мируна занятии кружка «Театр» ученики составляют словесный портрет этого герояботинок, которого уже «оживили» на уроке литературного чтения. Практической частью занятия по театру будет миниэтюд под названием «Ботинки», который можно показать в паре или одному.
Урок изобразительного искусства станет первым этапом культуросозидания. Ученики придумывают свою пару обуви и историю, которая с ними связана. Для создания рисунка ребятам необходимо самостоятельно продумать композицию, цветовое решение, понимать себя как творца художественного произведения. По завершению работы школьники представляют свои произведения, их одноклассники пробуют определить, кому принадлежит нарисованная пара обуви, возраст этого человек, его достаток, характер, а может даже профессию. Навык культуросозидания проявится в организации выставки рисунков класса для первоклассников и проведении экскурсии в рамках внеурочной деятельности «Утро художника». Эта работаразвиваетиндивидуальные жизненные силы ребенка и его деятельноволевое отношение к окружающему миру. Ориентируясь на выход школьника в область самостоятельных творческих решений и действий, на уроке технологии ребята попробуютнайти свои способы, чтобы его обувь «не грустила». В беседе с учениками важно поговоритьо заботливом отношении к своим вещам, о помощи другим людям. Школьники попробуют воплотить свои идеи в жизнь, организую акцию «Новая жизнь моей старой обуви». Подлинное культуротворчество явление комплексное, которое предполагает освоение культурных норм и образцов деятельности, опыт работы, личные результаты и достижения, опыт их презентации в сообществе.Продуктом культуротворческой деятельности станет книжка с одноименным названием «Ботинки». В неё войдут истории, придуманные ребятами, их рисунки, фотографии поделок. Небольшими агитбригадами ребята выступят в классах начальной школы, перед родителями, чтобы привлечь их внимание к нашим старым вещам. Такая работа очень увлекает детей, развивает ихтворческое мышление, воображение, фантазию, атакже формирует мотив учения, т. е. желание учиться, потребность получать новые знания. Творческая деятельность, выбранная учениками на основесобственных интересов и целей образования, создает органическую воспитывающую и развивающую среду. Результатом культуротворческого воспитания становится школьник как сотворец взаимоотношений, общения, деятельности, жизни. Опираясь на достигнутый уровень культуры, он создает новые способы действий и поведения, способы и формы общения, творит в себе человека.
Ссылки на источники1.Выступление В. В. Путина: стенографический отчёт о заседании Совета по культуре и искусству// Администрация Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353.2.Там же.
3.Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.URL: http://минобрнауки.рф.4.ЖапароваА. К. Инновации и воспроизводство в культуротворчестве: гендерный аспект: дисс.…канд.филос.наук. Омск, 2009.153 с.5.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения(на примере учебнометодического комплекта «Перспективная начальная школа»). М.: Академкнига, 2010. 6.Литературное чтение.3 класс: методическое пособие /Н.А. Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В.Малаховская.М.: Академкнига, 2012. 280 с.
IrinaVlasova,teacherofinitialclassesschool№47, Togliattiirulka2006@yandex.ruСultural education of Junior schoolchildrenAbstract. Attention to the problems of cultural educationin childhood due to the fact that during this period the main stage of laying the basic foundations of human culture. In the process of cultural educationare such significant personal neoplasms, as a special internal position of the child, developed creative imagination and generalization of the experience, based on which the child learns to communicate with the outside world and to extend its thanks to its focused and productive activity,so there is an enrichment of the inner world of the child. The result cultural educationof child becomes and certain motivational and value the child's relationship to culture.Keywords:cultural education, the younger the student, culture, cultural education, skills of cultural education, cultural activities.References1.Vystuplenie V. V. Putina: stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta po kul'ture i iskusstvu // Administracija Prezidenta RF. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353(in Russian).2.Vystuplenie V. V. Putina: stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta po kul'ture i iskusstvu // Administracija Prezidenta RF. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19353(in Russian).3.Programma razvitija vospitatel'noj komponenty v obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenijah. URL: http://minobrnauki.rf(in Russian).4.Zhaparova A. K. Innovacii i vosproizvodstvo v kul'turotvorchestve: gendernyj aspekt: diss. … kand. filos. nauk. Omsk, 2009. 153 p(in Russian).5.Proektirovanie osnovnoj obrazovatel'noj programmy obrazovatel'nogo uchrezhdenija (na primere uchebnometodicheskogo komplekta «Perspektivnaja nachal'naja shkola»). M.: Akademkniga, 2010 (in Russian).6.Literaturnoe chtenie. 3 klass: metodicheskoe posobie / N. A. Churakova, O. V. Borisenkova, O.V.Malahovskaja. M.: Akademkniga, 2012. 280 p(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук