Роль семейного воспитания в формировании навыков социально-бытовой ориентации у младших подростков с умственной отсталостью
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Насибуллина
А.
Д.,
Зыкова
Н.
В.,
Мелешкина
М.
С. Роль семейного воспитания в формировании навыков социально-бытовой ориентации у младших подростков с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 9 (сентябрь). – С.
121–125. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14251.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о влиянии семейного воспитания на уровень сформированности социально-бытовой ориентации детей с синдромом Дауна. Обращается внимание на необходимость совместных усилий семьи и школы при формировании у «солнечных» детей навыков самообслуживания.
Текст статьи
Насибуллина Анися Дамировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Зыкова Надежда Викторовна,старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Мелешкина Мария Сергеевна,старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Роль семейного воспитания в формировании навыков социальнобытовой ориентации у младших подростков с умственной отсталостью
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о влиянии семейного воспитания на уровень сформированности социальнобытовой ориентации детей с синдромом Дауна. Обращается внимание на необходимость совместных усилий семьи и школы при формировании у «солнечных» детей навыков самообслуживания. Ключевые слова:дети с синдромом Дауна, социальнобытовая ориентация, роль семейного воспитания. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На полноценное становлениеличности оказывают влияние множественные факторы: экономический уровень развития страны, социальное окружениеи, разумеется,семейное воспитание. Анализу значения семьи для нормального психического развития ребенка посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов. Незаменимая роль семейного воспитания в развитии ребенка подтверждена известными психологами, педагогами, психиатрами: Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, И. Ю. Левченко и В. В. Ткачевой, Э. Г. Эйдемиллером и др. Семья выступает в качестве первой ступенина пути формированияличности ребенка, ведьименно в данном институте поведение взрослых является для младшего поколения примером для подражания. В семье происходит формирование ценностных ориентаций, приобщение к духовности и нравственности. Поскольку значительную часть времени ребенок находится в окружении своихблизких, родных людей, семейное воспитание опосредует его дальнейшее развитие. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта вэмоциональном, нравственном, интеллектуальном, социальнокультурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие [1]. В семье дети обретают уверенность, чувство опоры и помощи впреодолении всевозможных трудностей, встречающихся на жизненном пути, или, напротив,усваивают конфликтный стиль поведения, затрудняющий процесс социализации[2]. Особую значимость представляет воспитательное воздействие семьи на ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае –с синдромом Дауна), так как семья для «солнечных» детей является порой единственным институтом воспитания. Роль семьикак среды, в которой ребенок может получить необходимые практические навыкидля дальнейшей жизни, возрастает. Родители и близкие должны не только принять диагноз своего ребенка, но и осознанно подойти к процессу его воспитаниядля достижения оптимальной социализации ребенка. В связи с этим важной задачей семьи является формирование у детей навыков самообслуживания, что выступает начальным этапом развития социальнобытовой ориентации. Под социальнобытовой ориентацией понимается способ деятельности личности и ее общения с окружающим, в процессе чего воспитываются привычки, установки, определяются нормы взаимоотношений в семье, с родственниками, коллегами по работе, друзьями, соседями, развиваются умения организовать бытовой труд, досуг, направлять его на формирование,удовлетворение духовных запросов и поддержание здоровья [3]. При этом родителям необходимо понимать, что развитие навыков самообслуживания у их «солнечного» ребенка будет задерживаться в силуего психофизиологических особенностей. Как отмечал Л. С. Выготский, социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания [4], но процесс этот длительный и сложный в силу особенной высшей нервной деятельности учащихся. Учитывая данный факт, родителидолжныпоэтапно осуществлять формирование социальнобытовых навыков–выполнение детьми действий от простейших к более сложным. Навыки, которые находятся в зоне актуального развития,должны плавно переходить в обучение навыкам с учетом зоны ближайшего развитияребенка [5]. Формируя навыки социальнобытовой ориентации,родители должны повседневно мотивировать ребенка на овладение новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха, повышать у ребенка познавательный интерес. Важное условие освоения социальнобытовой ориентировки заключается в овладении ребенком навыками самообслуживания и определенными правилами поведения в бытовых ситуациях. Родителям необходимо понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания. Развитие ребенка как личности будет происходить с опорой на их правила поведения. Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком,говорили о своей любви к нему. Чувствуя себя нужным, окруженным искренней заботой и добротой, «солнечный» ребенок будет с доверием относиться к близким людям и, сам того неосознавая, подражать им. Положительным моментом в воспитании ребенка с синдромом Дауна является умение членов семьи прислушиваться к нему, быть с ним честным, стараться приобщать ребенка к совместному выполнению домашних дел. Важно осуществлять это целенаправленно и регулярно. Так, благодаря семейному воспитанию (мы сейчас говорим об идеальной ситуации развития семейных отношений) ребенок с умственной отсталостью уже к началу обучения в школе способен овладеть следующими социальнобытовыми навыками: аккуратно, бережно относиться к вещам, поддерживать их в порядке; соблюдать гигиенутела; придерживаться правил культурного поведения во время приема пищи; быть вежливым и соблюдать культуру поведения при общении с другими людьми. Когда встает вопрос об определении ребенка с синдромом Дауна в специальную (коррекционную) школу,ожидания родителей, как правило, заключаются в формировании у него навыков счета, письма, чтения. Но для многих детей данной категории вопрос о формировании у них даже элементарных навыков самообслуживания остается актуальным. На этапе школьного обучения успешность формирования социальнобытовой ориентации у умственно отсталого ребенка будет зависеть теперь не только от семьи, но и от квалифицированной помощи специалистов. Совместные усилия семьи и школы в направлении формирования навыков социальнобытовой ориентации у детей с синдромом Дауна приводят к тому, что к концу младшего школьного возраста у детей этой категории большинство навыков сформировано. Как показываетопыт работы сдетьми с синдромом Дауна,внутри однородной по возрасту группы младших подростков диапазон сформированности навыков самообслуживания и ориентировки в быту достаточно велик. Низкий уровень характерен для подростка, который выполняет действиятолько при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно. Средний уровень наблюдается у подростка, который может во многом справляться самостоятельно, но ему требуется помощь или поддержка. Возможность справляться с действиями самостоятельно, принятие помощи, умение ее оказывать другим, менее способным к определенным действиям, свидетельствуют о высоком уровне сформированности навыков социальнобытовой ориентировки. С целью выявления уровня сформированности навыков социальнобытовой ориентации детей с синдромом Даунана базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная(коррекционная) общеобразовательнаяшкола№ 20» г. Оренбурга нами было проведено экспериментальное исследование. Практическое исследование проводилось в группе младших подростков 11 летивключало в себя следующие этапы:1.Диагностический этап. На этом этапе была созданаэкспериментальная группа в количестве 6 детей одного возраста (11 лет) и изучен уровень сформированности навыков социальнобытовой ориентировки у младших подростков с умственной отсталостью. 2.Этап обобщения результатов эксперимента. На данном этапепроводился количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе практического исследования. В качестве методов исследования в ходе изучения были использованы следующие методы: метод экспертных оценок на основе наблюдения за детьми и эксперимент. Для исследования навыков социальнобытовой ориентировки нами использовался диагностический комплекс«Социограмма» (Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями, форма PACS/P) и «Карта наблюдений за эмоциональносоциальным развитием ребенка» [6]. Для фиксации результатов диагностикизаполнялась таблицапротокол накаждого подростка. Использование методики «Социограмма» дает возможность получить информацию о темпе социального развития ребенка, выявить области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, на протяжении которых работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно. Данная методика направлена на оценку развития следующих навыков самообслуживания ребенка: еда, туалет и умывание, раздевание и одевание. Заполнение таблицы даннымипо этой методике осуществлялось родителями. Использованиеметодики «Карта наблюдений» позволяет фиксировать формы поведения, ихналичие или отсутствие у ребенка, получать информацию о социальной адаптированности ребенка, способности контролировать свое поведение, о стремлении к совместной деятельности, о способах реагирования ребенка на взрослых и детей в процессе взаимодействия и т. д. Таким образом, по итогам диагностики мы получаем возможность оценить состояние не только навыков самообслуживания, но и навыков ориентировки в быту и социуме. Низкий уровеньнавыков ориентировки в быту и социумеу младших подростков с нарушением интеллекта характеризуется значительными трудностями ориентировки на улице и дома. Средний уровень предполагает возможность ориентирования на улице, знание назначения отдельных бытовых предметов, самостоятельность в выполнении некоторых бытовых заданий. Высокий уровень выявляетсятогда,когда подросток знает социальные нормы поведения и старается им следовать, хорошо ориентируется дома и на улице, осознает то, что происходит вокруг него,и может справиться с неожиданными ситуациями. Результаты, полученные при проведении методики «Карта наблюденийза эмоциональносоциальным развитием ребенка», представлены на рис. 1.
Рис. 1.Результаты методики «Карта наблюдений за эмоциональносоциальным развитием ребенка» (%)
Основными положительными характеристиками подростков с синдромом Дауна являются следующие.Е. Управляет своим поведением, легко идет на контакт, неконфликтен, в игре принимает правила. Ел. Наиболее выражены адекватность поведения, игровая деятельность. Легко идет на контакт со взрослыми. М. Адекватно реагирует на замечания взрослых, активна, включается в занятиядругих детей, стремится к совместной деятельности со взрослыми, принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельности. А. Адекватно реагирует на отрицательную и положительнуюоценку своей деятельности, принимает правила игры, но иногда нарушает их. Легко находит себе занятие как в одиночку, так и в группе. Часто стремится к совместной деятельности со взрослыми. Ал. Если оцениватьпо всем параметрам, приведенным в диагностике, наиболее развиты адекватность поведения и эмоциональные особенности. С. На положительную оценку своей деятельности реагирует следующим образом: доволен, увеличивает продуктивную активность. Принимает правила игры. Часто принимает помощь взрослого и стремится ксовместной деятельности совзрослыми. Обобщение результатов позволяет констатировать, что наименьший балл получил один испытуемый (А). Плохое или хорошее настроение у этого испытуемого фиксируется надолго. Его эмоциональное состояние часто характеризуется раздражительностью, возбужденностью. Самыйвысокий результат, выявленный у одного испытуемого (Е), вероятнее всего, объясняется высокой заинтересованностью и усиленной работой родителей. Результаты по методике «Социограмма» представлены на рис. 2.
72%74%76%78%80%82%84%86%Е.Ел.М.А.Ал.С. Рис. 2.Результаты методики «Социограмма» (%)
Качественный и количественный анализ результатов по методике «Социограмма»(шкала «самообслуживание») позволяет сделать следующие выводы: у троих подростков (А.,М.,Е.)сформировано 100% навыков, у остальных –в пределах от 74 до 78% навыков. Основные проблемы обнаруживаются со следующими навыками: использование ножа с целью намазать масло на хлеб;самостоятельноенаполнениеложки с последующим аккуратным поднесениемее ко рту. Основныерезультатыпроведенного исследования: большинство младших подростков с синдромом Дауна способны управлять своим поведением, без труда идут на контакт, адекватно реагируют на замечания. У них наблюдается стремление к совместной деятельности со взрослыми. У большинства испытуемых имеется интерес к общению cо сверстниками. У двоих подростков(Ал., С.)результаты значительно ниже: они не всегда способны обслужить себя самостоятельно, в большинстве случаев нуждаются в помощи взрослых, формирование практических навыков требует большего времени для закрепления; навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне у большинства испытуемых: они самостоятельно едят, держат ложку и подносят ее ко рту, самостоятельно ходят в туалет или просят помощи у взрослых. Самостоятельно застегивают и расстегивают пуговицы. Все дети различают основные части тела;
навыки ориентировки в быту сформированы в недостаточной степени: подростки могут ориентироваться в окружающей бытовой обстановке,активны в игре, стремятся подражать взрослым, но это относится лишь к знакомым людям и обстановке, в которой они чувствуют себя уверенно. Высокие результаты по двум методикам, как правило, объясняются тем, что с данной группой подростков помимо специалистов коррекционных учреждений усиленно занимаются родители. Это же подтверждаетсярезультатамидругой методики: подростки с синдромом Дауна этой подгруппы имеют достаточные способности к самоконтролюи социальному взаимодействию. Такимобразом, одним из основных условийформирования навыков социальнобытового ориентирования является кропотливая работа родителей в этом направлении на самых ранних этапах развития ребенка с синдромом Дауна. Использование способности к подражанию этой группы детей, постоянное эмоциональное подкрепление, поощрение интереса к бытовым предметам и действиям с ними, систематичность, целенаправленность и стимулирование самостоятельности в выполнении актов самообслуживания обеспечивают эффективностьв формированиинавыков социальнобытовой ориентации детейс синдромом Дауна.
0%20%40%60%80%100%120%А.М.Ал.С.Ел.Е.Ссылки на источники1.Королева Ю. А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Концепт. –2014. –№ 06 (июнь). –ART 14144. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14144.htm. –Гос. рег. Эл №ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 18.09.14]. 2.Мастюкова Е. М.,Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. –М.: Педагогика, 1991. –160с. 3.URL: http://www.vlados.ru/biluten/Bulletin_9.pdf.–[Дата обращения 16.09.14].4.Выготский Л. С. Собрание сочинений. –М.,1982. –Т. 1. 5.Выготский Л. С. Педагогическая психология. 3е изд. –М.,1996. 345 с. 6.Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта–СПб.: Речь, 2005. –477 с.
Nasibullina Anisia,
Candidate of pedagogical Sciences, associateProfessor of the Department ofspecial psychology, Orenburg State Pedagogical University, OrenburgZykovaNadezhda,Senior Lecturer, Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
Meleshkina Maria,Senior Lecturer, Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
The role of family education in the formation of social and living skills orientation in young adolescents with mental retardation
Abstract. The article examines the impact of family education on the level of development of social and consumer orientation of children with Down syndrome. Draws attention to the need for joint efforts of families and schools in the formation at the "solar" children selfhelp skills. Keywords:сhildren with Down syndrome, social and consumer orientation, the role of family education. References1.Koroleva,Ju. A. (2014) “Faktory semejnogo vospitanija v determinacii obshhenija detej i podrostkov s intellektual'nymi otklonenijami v razvitii”,Koncept,№ 06 (ijun').ART 14144.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14144.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X.[Data obrashhenija 18.09.14] (in Russian).
2.Mastjukova,E. M. &Moskovkina,A. G. (1991) Oni zhdut nashej pomoshhi,Pedagogika, Moscow,160p.(in Russian).
3.Available at: http://www.vlados.ru/biluten/Bulletin_9.pdf.[Data obrashhenija 16.09.14] (in Russian).4.Vygotskij,L. S. (1982) Sobranie sochinenij,vol. 1,Moscow(in Russian).
5.Vygotskij,L. S. (1996) Pedagogicheskaja psihologija,3e izd.,Moscow,345 p.(in Russian).6.Shipicyna,L. M. (2005) «Neobuchaemyj» rebenok v sem'e i obshhestve. Socializacija detej s narusheniem intellekta,Rech', St.Peterburg, 477 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Зыкова Надежда Викторовна,старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Мелешкина Мария Сергеевна,старший преподаватель кафедры специальной психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург
Роль семейного воспитания в формировании навыков социальнобытовой ориентации у младших подростков с умственной отсталостью
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о влиянии семейного воспитания на уровень сформированности социальнобытовой ориентации детей с синдромом Дауна. Обращается внимание на необходимость совместных усилий семьи и школы при формировании у «солнечных» детей навыков самообслуживания. Ключевые слова:дети с синдромом Дауна, социальнобытовая ориентация, роль семейного воспитания. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
На полноценное становлениеличности оказывают влияние множественные факторы: экономический уровень развития страны, социальное окружениеи, разумеется,семейное воспитание. Анализу значения семьи для нормального психического развития ребенка посвящено множество работ отечественных и зарубежных авторов. Незаменимая роль семейного воспитания в развитии ребенка подтверждена известными психологами, педагогами, психиатрами: Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, И. Ю. Левченко и В. В. Ткачевой, Э. Г. Эйдемиллером и др. Семья выступает в качестве первой ступенина пути формированияличности ребенка, ведьименно в данном институте поведение взрослых является для младшего поколения примером для подражания. В семье происходит формирование ценностных ориентаций, приобщение к духовности и нравственности. Поскольку значительную часть времени ребенок находится в окружении своихблизких, родных людей, семейное воспитание опосредует его дальнейшее развитие. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта вэмоциональном, нравственном, интеллектуальном, социальнокультурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие [1]. В семье дети обретают уверенность, чувство опоры и помощи впреодолении всевозможных трудностей, встречающихся на жизненном пути, или, напротив,усваивают конфликтный стиль поведения, затрудняющий процесс социализации[2]. Особую значимость представляет воспитательное воздействие семьи на ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае –с синдромом Дауна), так как семья для «солнечных» детей является порой единственным институтом воспитания. Роль семьикак среды, в которой ребенок может получить необходимые практические навыкидля дальнейшей жизни, возрастает. Родители и близкие должны не только принять диагноз своего ребенка, но и осознанно подойти к процессу его воспитаниядля достижения оптимальной социализации ребенка. В связи с этим важной задачей семьи является формирование у детей навыков самообслуживания, что выступает начальным этапом развития социальнобытовой ориентации. Под социальнобытовой ориентацией понимается способ деятельности личности и ее общения с окружающим, в процессе чего воспитываются привычки, установки, определяются нормы взаимоотношений в семье, с родственниками, коллегами по работе, друзьями, соседями, развиваются умения организовать бытовой труд, досуг, направлять его на формирование,удовлетворение духовных запросов и поддержание здоровья [3]. При этом родителям необходимо понимать, что развитие навыков самообслуживания у их «солнечного» ребенка будет задерживаться в силуего психофизиологических особенностей. Как отмечал Л. С. Выготский, социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания [4], но процесс этот длительный и сложный в силу особенной высшей нервной деятельности учащихся. Учитывая данный факт, родителидолжныпоэтапно осуществлять формирование социальнобытовых навыков–выполнение детьми действий от простейших к более сложным. Навыки, которые находятся в зоне актуального развития,должны плавно переходить в обучение навыкам с учетом зоны ближайшего развитияребенка [5]. Формируя навыки социальнобытовой ориентации,родители должны повседневно мотивировать ребенка на овладение новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха, повышать у ребенка познавательный интерес. Важное условие освоения социальнобытовой ориентировки заключается в овладении ребенком навыками самообслуживания и определенными правилами поведения в бытовых ситуациях. Родителям необходимо понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания. Развитие ребенка как личности будет происходить с опорой на их правила поведения. Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком,говорили о своей любви к нему. Чувствуя себя нужным, окруженным искренней заботой и добротой, «солнечный» ребенок будет с доверием относиться к близким людям и, сам того неосознавая, подражать им. Положительным моментом в воспитании ребенка с синдромом Дауна является умение членов семьи прислушиваться к нему, быть с ним честным, стараться приобщать ребенка к совместному выполнению домашних дел. Важно осуществлять это целенаправленно и регулярно. Так, благодаря семейному воспитанию (мы сейчас говорим об идеальной ситуации развития семейных отношений) ребенок с умственной отсталостью уже к началу обучения в школе способен овладеть следующими социальнобытовыми навыками: аккуратно, бережно относиться к вещам, поддерживать их в порядке; соблюдать гигиенутела; придерживаться правил культурного поведения во время приема пищи; быть вежливым и соблюдать культуру поведения при общении с другими людьми. Когда встает вопрос об определении ребенка с синдромом Дауна в специальную (коррекционную) школу,ожидания родителей, как правило, заключаются в формировании у него навыков счета, письма, чтения. Но для многих детей данной категории вопрос о формировании у них даже элементарных навыков самообслуживания остается актуальным. На этапе школьного обучения успешность формирования социальнобытовой ориентации у умственно отсталого ребенка будет зависеть теперь не только от семьи, но и от квалифицированной помощи специалистов. Совместные усилия семьи и школы в направлении формирования навыков социальнобытовой ориентации у детей с синдромом Дауна приводят к тому, что к концу младшего школьного возраста у детей этой категории большинство навыков сформировано. Как показываетопыт работы сдетьми с синдромом Дауна,внутри однородной по возрасту группы младших подростков диапазон сформированности навыков самообслуживания и ориентировки в быту достаточно велик. Низкий уровень характерен для подростка, который выполняет действиятолько при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно. Средний уровень наблюдается у подростка, который может во многом справляться самостоятельно, но ему требуется помощь или поддержка. Возможность справляться с действиями самостоятельно, принятие помощи, умение ее оказывать другим, менее способным к определенным действиям, свидетельствуют о высоком уровне сформированности навыков социальнобытовой ориентировки. С целью выявления уровня сформированности навыков социальнобытовой ориентации детей с синдромом Даунана базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная(коррекционная) общеобразовательнаяшкола№ 20» г. Оренбурга нами было проведено экспериментальное исследование. Практическое исследование проводилось в группе младших подростков 11 летивключало в себя следующие этапы:1.Диагностический этап. На этом этапе была созданаэкспериментальная группа в количестве 6 детей одного возраста (11 лет) и изучен уровень сформированности навыков социальнобытовой ориентировки у младших подростков с умственной отсталостью. 2.Этап обобщения результатов эксперимента. На данном этапепроводился количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе практического исследования. В качестве методов исследования в ходе изучения были использованы следующие методы: метод экспертных оценок на основе наблюдения за детьми и эксперимент. Для исследования навыков социальнобытовой ориентировки нами использовался диагностический комплекс«Социограмма» (Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями, форма PACS/P) и «Карта наблюдений за эмоциональносоциальным развитием ребенка» [6]. Для фиксации результатов диагностикизаполнялась таблицапротокол накаждого подростка. Использование методики «Социограмма» дает возможность получить информацию о темпе социального развития ребенка, выявить области наиболее активного развития, позволяет установить сензитивные периоды, на протяжении которых работа по адаптации ребенка может вестись более интенсивно. Данная методика направлена на оценку развития следующих навыков самообслуживания ребенка: еда, туалет и умывание, раздевание и одевание. Заполнение таблицы даннымипо этой методике осуществлялось родителями. Использованиеметодики «Карта наблюдений» позволяет фиксировать формы поведения, ихналичие или отсутствие у ребенка, получать информацию о социальной адаптированности ребенка, способности контролировать свое поведение, о стремлении к совместной деятельности, о способах реагирования ребенка на взрослых и детей в процессе взаимодействия и т. д. Таким образом, по итогам диагностики мы получаем возможность оценить состояние не только навыков самообслуживания, но и навыков ориентировки в быту и социуме. Низкий уровеньнавыков ориентировки в быту и социумеу младших подростков с нарушением интеллекта характеризуется значительными трудностями ориентировки на улице и дома. Средний уровень предполагает возможность ориентирования на улице, знание назначения отдельных бытовых предметов, самостоятельность в выполнении некоторых бытовых заданий. Высокий уровень выявляетсятогда,когда подросток знает социальные нормы поведения и старается им следовать, хорошо ориентируется дома и на улице, осознает то, что происходит вокруг него,и может справиться с неожиданными ситуациями. Результаты, полученные при проведении методики «Карта наблюденийза эмоциональносоциальным развитием ребенка», представлены на рис. 1.
Рис. 1.Результаты методики «Карта наблюдений за эмоциональносоциальным развитием ребенка» (%)
Основными положительными характеристиками подростков с синдромом Дауна являются следующие.Е. Управляет своим поведением, легко идет на контакт, неконфликтен, в игре принимает правила. Ел. Наиболее выражены адекватность поведения, игровая деятельность. Легко идет на контакт со взрослыми. М. Адекватно реагирует на замечания взрослых, активна, включается в занятиядругих детей, стремится к совместной деятельности со взрослыми, принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельности. А. Адекватно реагирует на отрицательную и положительнуюоценку своей деятельности, принимает правила игры, но иногда нарушает их. Легко находит себе занятие как в одиночку, так и в группе. Часто стремится к совместной деятельности со взрослыми. Ал. Если оцениватьпо всем параметрам, приведенным в диагностике, наиболее развиты адекватность поведения и эмоциональные особенности. С. На положительную оценку своей деятельности реагирует следующим образом: доволен, увеличивает продуктивную активность. Принимает правила игры. Часто принимает помощь взрослого и стремится ксовместной деятельности совзрослыми. Обобщение результатов позволяет констатировать, что наименьший балл получил один испытуемый (А). Плохое или хорошее настроение у этого испытуемого фиксируется надолго. Его эмоциональное состояние часто характеризуется раздражительностью, возбужденностью. Самыйвысокий результат, выявленный у одного испытуемого (Е), вероятнее всего, объясняется высокой заинтересованностью и усиленной работой родителей. Результаты по методике «Социограмма» представлены на рис. 2.
72%74%76%78%80%82%84%86%Е.Ел.М.А.Ал.С. Рис. 2.Результаты методики «Социограмма» (%)
Качественный и количественный анализ результатов по методике «Социограмма»(шкала «самообслуживание») позволяет сделать следующие выводы: у троих подростков (А.,М.,Е.)сформировано 100% навыков, у остальных –в пределах от 74 до 78% навыков. Основные проблемы обнаруживаются со следующими навыками: использование ножа с целью намазать масло на хлеб;самостоятельноенаполнениеложки с последующим аккуратным поднесениемее ко рту. Основныерезультатыпроведенного исследования: большинство младших подростков с синдромом Дауна способны управлять своим поведением, без труда идут на контакт, адекватно реагируют на замечания. У них наблюдается стремление к совместной деятельности со взрослыми. У большинства испытуемых имеется интерес к общению cо сверстниками. У двоих подростков(Ал., С.)результаты значительно ниже: они не всегда способны обслужить себя самостоятельно, в большинстве случаев нуждаются в помощи взрослых, формирование практических навыков требует большего времени для закрепления; навыки самообслуживания сформированы на достаточном уровне у большинства испытуемых: они самостоятельно едят, держат ложку и подносят ее ко рту, самостоятельно ходят в туалет или просят помощи у взрослых. Самостоятельно застегивают и расстегивают пуговицы. Все дети различают основные части тела;
навыки ориентировки в быту сформированы в недостаточной степени: подростки могут ориентироваться в окружающей бытовой обстановке,активны в игре, стремятся подражать взрослым, но это относится лишь к знакомым людям и обстановке, в которой они чувствуют себя уверенно. Высокие результаты по двум методикам, как правило, объясняются тем, что с данной группой подростков помимо специалистов коррекционных учреждений усиленно занимаются родители. Это же подтверждаетсярезультатамидругой методики: подростки с синдромом Дауна этой подгруппы имеют достаточные способности к самоконтролюи социальному взаимодействию. Такимобразом, одним из основных условийформирования навыков социальнобытового ориентирования является кропотливая работа родителей в этом направлении на самых ранних этапах развития ребенка с синдромом Дауна. Использование способности к подражанию этой группы детей, постоянное эмоциональное подкрепление, поощрение интереса к бытовым предметам и действиям с ними, систематичность, целенаправленность и стимулирование самостоятельности в выполнении актов самообслуживания обеспечивают эффективностьв формированиинавыков социальнобытовой ориентации детейс синдромом Дауна.
0%20%40%60%80%100%120%А.М.Ал.С.Ел.Е.Ссылки на источники1.Королева Ю. А. Факторы семейного воспитания в детерминации общения детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии // Концепт. –2014. –№ 06 (июнь). –ART 14144. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14144.htm. –Гос. рег. Эл №ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 18.09.14]. 2.Мастюкова Е. М.,Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. –М.: Педагогика, 1991. –160с. 3.URL: http://www.vlados.ru/biluten/Bulletin_9.pdf.–[Дата обращения 16.09.14].4.Выготский Л. С. Собрание сочинений. –М.,1982. –Т. 1. 5.Выготский Л. С. Педагогическая психология. 3е изд. –М.,1996. 345 с. 6.Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта–СПб.: Речь, 2005. –477 с.
Nasibullina Anisia,
Candidate of pedagogical Sciences, associateProfessor of the Department ofspecial psychology, Orenburg State Pedagogical University, OrenburgZykovaNadezhda,Senior Lecturer, Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
Meleshkina Maria,Senior Lecturer, Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg
The role of family education in the formation of social and living skills orientation in young adolescents with mental retardation
Abstract. The article examines the impact of family education on the level of development of social and consumer orientation of children with Down syndrome. Draws attention to the need for joint efforts of families and schools in the formation at the "solar" children selfhelp skills. Keywords:сhildren with Down syndrome, social and consumer orientation, the role of family education. References1.Koroleva,Ju. A. (2014) “Faktory semejnogo vospitanija v determinacii obshhenija detej i podrostkov s intellektual'nymi otklonenijami v razvitii”,Koncept,№ 06 (ijun').ART 14144.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14144.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X.[Data obrashhenija 18.09.14] (in Russian).
2.Mastjukova,E. M. &Moskovkina,A. G. (1991) Oni zhdut nashej pomoshhi,Pedagogika, Moscow,160p.(in Russian).
3.Available at: http://www.vlados.ru/biluten/Bulletin_9.pdf.[Data obrashhenija 16.09.14] (in Russian).4.Vygotskij,L. S. (1982) Sobranie sochinenij,vol. 1,Moscow(in Russian).
5.Vygotskij,L. S. (1996) Pedagogicheskaja psihologija,3e izd.,Moscow,345 p.(in Russian).6.Shipicyna,L. M. (2005) «Neobuchaemyj» rebenok v sem'e i obshhestve. Socializacija detej s narusheniem intellekta,Rech', St.Peterburg, 477 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»