Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Багно Ю. Н., Сергейчук Е. Н. Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14255.htm.
Аннотация. В статье рассмотрен важный вопрос подготовки будущего учителя к педагогической деятельности на основе компетентностного подхода. Обосновываются компоненты профессиональной компетентности. Раскрыты вопросы роли компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей в высшем учебном заведении и во время прохождения педагогической практики студентами с учетом потребностей современного общества.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Багно Юлия Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедрыпедагогикиГосударственного высшего учебного заведения«ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкийoleg_bagno@mail.ru

Сергейчук ЕленаНиколаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедрыпедагогикиГосударственного высшего учебного заведения«ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий

Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей

Аннотация. В статье рассмотрен важный вопрос подготовки будущего учителя к педагогической деятельности на основе компетентностного подхода. Обосновываются компоненты профессиональной компетентности. Раскрыты вопросы роли компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей в высшем учебном заведении и во время прохождения педагогической практики студентами с учетом потребностей современного общества.Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, компоненты профессиональной компетентности, подготовка, педагогическое образование, инновационная образовательная политика, инновационная деятельность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Реалии, обусловленные вхождением Украины в европейское образовательное пространство, выдвигают новые требования не только к образовательной системе и учебной деятельности, но и к учителю. Изменения в педагогической теории и образовательной практике в значительной мере отражены в системе высшей школы, которая должна обеспечить качественную подготовку будущих педагогических кадров. Отраслевой Концепцией развития непрерывного педагогического образования, утвержденной МОН Украины, предусмотрено создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации научнопедагогических и педагогических работников на основе учета национальных достижений мирового значения и устоявшихся европейских традиций подготовки педагогов, способных в процессе постоянногосовершенствования осуществлять профессиональную деятельность на принципах гуманизма, демократии, свободной конкуренции и высоких технологий. Национальной доктриной развития образования (2002 г.), положением Болонской декларации (2006 г.), Лиссабонской программой «Образование и профессиональная подготовка» (2000 г.), Стокгольмским докладом о задачах систем образования (2007 г.) и другими документами целью подготовки учителя к практической деятельности было определено обновление содержания подготовки, содействие повышению профессионального уровня учителей и их готовности трансформировать организацию учебновоспитательного процесса в соответствии с требованиями общества, социальноэкономического развития и современных научных достижений.Проблемы совершенствования системы подготовки учителей требуютразноаспектных подходов исследователей. Вопросы теории и практики педагогики высшей школы подробно представлены в работах А. Алексюка, С. Архангельского, Е. Астаховой, Я. Болюбаша, В. Галузинского, Е. Гришина, Н. Евтуха и других. Теоретикометодологические основы профессиональной компетентности определены в трудах В. Беспалько, А. Дубасенюк, И. Зимней, И. Зязюна, В. Калинина, Л. Карпова, Н. Кузьминой, Н. Лобановой, В. Лозовой, М. Лукьяновой, А. Марковой, А. Савченко, А. Хуторского и других ученых.Цель статьи–раскрыть особенности формирования компетентности будущихучителей в условиях педагогической практики.В целевой комплексной программе «Учитель» отмечается, что благодаря деятельности педагога реализуется государственная политика в создании интеллектуального, духовного потенциала нации, развитииотечественной науки, техники и культуры, сохранении и приумножении культурного наследияи формировании человека будущего. Основные требования к педагогическим кадрам и уровню их подготовки нашли отражение в законах Украины «Об образовании», «О дошкольном образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессиональнотехническом образовании», «О внешкольном образовании», «О высшем образовании» и других нормативных актах. Среди приоритетных направлений реформирования и модернизации высшего педагогического образования следует обратить внимание на необходимость создания педагогической образовательной среды, которая обеспечивает реализацию компетентностного подхода и гармонизацию интеллектуальных, эмоциональных и духовнонравственных основ в атмосфере университетской жизни. Будущий учитель с первого курса должен находиться в такой среде, которая позволяет ему исследовать культурнопедагогический опыт, искусство, традиции собственной страны и культурного наследия человечества. Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает единство теоретической и практической подготовленности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Особое значение приобретает практическая подготовка. Ее целью является усвоение студентами современных методов, форм организации труда в их будущей профессии, формирование у них на базе полученных в вузе знаний профессиональных умений и навыков для принятия самостоятельных решений в реальных условиях, воспитание потребности систематически обновлять свои знания и творчески их применять в практической деятельности.Формирование у студентов практических умений и навыков организации учебновоспитательного процесса –современный социальный заказ государства на сущностное содержание профессиональной подготовки будущих педагогов. Именно в практической педагогической деятельности, в процессе взаимодействия с учащимися студент может убедиться в своих возможностях и определить перспективы, реализовать личностные качества и проверить сформированность собственной профессиональной культуры.По утверждению В. Лугового, процесс уточнения и идентификации компетенций, особенно в предметных областях, продолжается и сопровождается поиском консенсуса заинтересованных сторон как в масштабах Европы, так и в каждой отдельно взятой стране[1; 2]. В. Сластенин отмечал, что структурные составляющиекомпетентности учителя должны совпадать с компонентами педагогической деятельности, а единство теоретических и практических педагогических умений должно составлять модель профессиональной компетентности учителя.На основе исследований Н. Кузьминой, В. Сластенина, А. Щербакова и других выделены следующие виды педагогической деятельности учителя: диагностическая(связана с изучением индивидуальнопсихических особенностей учащихся, уровня их воспитанности, уровня знаний, способностей, интересов, сформированности навыков и умений); ориентационнопрогностическая(заключается в умении педагога определять цель и содержание воспитательной деятельности, предусматривать ее результаты); конструктивнопроектировочная(предполагает постоянное проектирование и конструирование учебновоспитательного процесса, требует психологопедагогического мышления, педагогической направленности, инициативы, творчества, владения богатым арсеналом организации воспитательных мероприятий и глубоких психологических и педагогических знаний); организаторская(требует умений педагога заинтересовать учеников (воспитанников), включить их в воспитательную работу); коммуникативностимулирующая(предполагает наличие у педагога положительных личностных качеств: нравственности, умения общаться, заинтересовывать и побуждать детей своим примером к учебной, трудовой, общественнополезной деятельности; проявления любви к детям, заботы о них); аналитикооценочная(заключается в анализе как собственных действий, так и действий воспитанников, выявлении их положительных сторон и недостатков, определении результатов учебновоспитательной работы и внесении необходимых корректив); исследовательскотворческая(требует творческого подхода к реализации педагогической теории)[3].Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения. В. Сластенин педагогические умения объединил в четыре группы: 1)умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи; 2)умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательновоспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации; 3)умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, моральнопсихологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий; 4)умения учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности: самоанализ, анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.Кафедрой педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды» в соответствии с Положением о проведении практики студентами высших учебных заведений Украины и согласно учебным планам и программам, а также с целью формирования компетентного педагога осуществляются следующие виды практик (см. таблицу).К моменту прохождения практики (см. таблицу) студенты изучили соответствующие учебные дисциплины и имеют надлежащий уровень знаний, умений, навыков и приемов педагогической деятельности, заинтересованы в стремлении реализовать свой потенциал и принимать решения, нести ответственность за их реализацию. Виды педагогических практик кафедры педагогики

Вид практики,факультет, специальностьЦель и задачи практикиКурсУчебные дисциплиныДидактическаяИсторический фт: «История».Филологический фт: «Иностранные языки», «Украинский язык и литература».Педагогический фт: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство»Закрепить и углубить знания студентов по теории обучения, обеспечить связь теоретических знаний с практикой учебновоспитательного процесса школы; вооружить практикантов умениями и навыками наблюдать педагогические явления, анализировать их; воспитывать у студентов любовь и уважение к будущей профессии3

Педагогика

Практика младшего специалистаЕстественнотехнологический фт: «Трудовое обучение»

Обобщение, расширение и углубление знаний, умений и навыков студентов по методике воспитательной работы, подготовка к выполнению функциональных обязанностей классного руководителя; овладение умениями проводить внеклассную воспитательную работу с коллективом класса и с отдельными учащимися; овладение основными формами воспитательной работы с учащимися и родителями; овладение методикой изучения уровня воспитанности учащихся2Педагогика. Методика воспитательной работы в детских коллективах. История педагогикиПедагогическая Финансовоэкономический фт: «Учет и аудит», «Экономика предприятия»

Ознакомиться с организацией учебной работы в вузах III–IV уровней аккредитации; ознакомиться с «Положением о воспитательной работе ГВУЗ “ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды”»; ознакомиться с должностными обязанностями и функциями куратора академической группы: выполнениемобязанностей куратора групп, подготовкой и проведением воспитательных мероприятий со студентами3Психология и педагогикаПрактика в детских оздоровительных учреждениях(ДОУ)Исторический фт: «История».Фт физического воспитания: «Физическое воспитание».Естественнотехнологический фт: «Биология», «География».Фт педагогики и психологии: «Психология».Педагогический фт: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство»

Ознакомить студентовпрактикантов с особенностями воспитательной работы с детьми в оздоровительных учреждениях; углубить знания студентов по учебным дисциплинам «Педагогика», «Методика воспитательной работы»; изучить особенности планирования воспитательной работы в ДОУ; раскрыть и развивать у будущих педагогов навыки общения с детьми и молодежью; научить студентов самостоятельно проводить массовые мероприятия; формировать у студентов психологопедагогическую подготовленность к выполнению роли организатора воспитательной работы в детском коллективе2, 3Методика воспитательной работы.Методика социальновоспитательной работы в современных условиях. Основы педагогического мастерстваВид практики,факультет, специальностьЦель и задачи практикиКурсУчебные дисциплиныУчебнопроизводственная Исторический фт: «История».Фт физического воспитания: «Физическое воспитание».Естественнотехнологический фт: «Биология», «География», «Трудовое обучение», «Математика».Филологический фт: «Иностранные языки», «Украинский язык и литература»Ознакомиться с особенностями воспитательной работы классного руководителя и его функциональными обязанностями согласно «Положению о классном руководителе среднего учебного заведения»; овладеть умениями планировать и проводить внеклассную воспитательную работу с коллективом класса и отдельными учениками, совершенствовать умения анализировать и проводить воспитательные мероприятия; овладеть методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников; проводить профориентационную работу ввыпускных классах4Методика воспитательной работы.Методика социальновоспитательной работы в современных условиях. Основы педагогического мастерстваПреддипломнаяИсторический фт: «История».Фт физического воспитания: «Физическоевоспитание».Естественнотехнологический фт: «Биология», «География».Фт педагогики и психологии: «Психология».Педагогический фт: «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство».Филологический фт: «Иностранные языки», «Украинский язык и литература»Выполнять обязанностей классного руководителя в закрепленном классе; разработать систему воспитательных мероприятий на период педагогической практики (проведение воспитательных мероприятий, классных родительских собраний, бесед с учащимися и родителями, закрепление умений определять уровень воспитанности учащихся в закрепленном классе); профориентационная работа со старшеклассниками5Методика воспитательной работы.Методика и методология педагогических исследований. Организация и управление учебным процессом.Новые педагогические технологииПрактика в высших учебних заведенияхФт физического воспитания: «Физическое воспитание».Естественнотехнологический фт: «Биология», «География».Филологический фт: «Иностранные языки», «Украинский язык и литература».Финансовоэкономический фт: «Учет и аудит», «Экономика предприятия» Подготовка магистров к организации и осуществлению воспитательной работы в вузах III–IV у. а. (ознакомление с организацией учебной работы в вузах III–IV уровней аккредитации; ознакомление с «Положением о воспитательной работе ГВУЗ “ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды”»; ознакомление с должностными обязанностями и функциями куратора академической группы, проведение зачетного воспитательного мероприятияв закрепленной группе6

Педагогика высшей школы. Современные концепции зарубежной педагогики. Организация и управление учебным процессом. Методика и методология педагогических исследований

Общение со студентамипрактикантами, анализ их деятельности и отчетной документации свидетельствуют о том, что в условиях педагогической практики преобладаютпоисковые формы работы учащихся на уроках и во внеурочное время, что способствует расширению опыта; четко выраженная направленность на реализацию развивающего потенциала в учебновоспитательном процессе; прогнозируется высокий уровень дидактических целей.Следовательно, указанные требования направлены на изменение всей системы профессиональнопедагогической подготовки будущего учителя,начиная с поступления в соответствующие высшие учебные заведения. Создание оптимальной системы высшего педагогического учебного заведения в процессе подготовки такого специалиста, который обладал бы необходимым уровнем теоретических знаний, современными практическими умениями и новейшими технологиями педагогического процесса, является реальной задачей построения общей теории высшего педагогического образования. В статье представлена попытка определить структурные составляющие педагогической компетентности учителя. Дальнейшего исследования требует раскрытие сущности каждого из видов педагогических компетенций учителя на основе анализа научных и нормативноправовых источников в области педагогического образования.

Ссылки на источники1.Луговий В. І. Формування ціннісної компетентності науковопедагогічних працівників –важлива умова їх успішної діяльності в сучасній вищій школі // Проблеми освіти : наук. зб. / Інт іннов. технологій і змісту освіти МОН України. –К., 2010. –Вип. 63, ч. 1. –С. 3–9. 2.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учеб. пособие. –URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/03.php3.Харламов И.Ф. Педагогика: учеб.пособие. –М.: Высш. шк., 1990. –C.541.

Yulia Bahno,

Ph.D., AssociateProfessor, DepartmentofPedagogyStateHigherEducationalInstitution“PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical UniversityNamed After Gregory Skovoroda”, PerejaslavHmel'nickij

oleg_bagno@mail.ruOlena Serhiychuk,

Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Pedagogy State Higher Educational Institution“PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical UniversityNamed After Gregory Skovoroda”, PerejaslavHmel'nickijCompetence approach in the practical training of future teachersAbstract. The article considers the important question of the future teacher preparation to teaching competencybased approach. Settle components of professional competence. Revealed questions the role of the competence approach in the training of future teachers in higher education and during the passage of practice teaching students to meet the needs of modern society.Key words:competence, professional competence, the components of professional competence, education, teacher education, innovative educational policy innovation.References1.Lugovij,V. І. (2010) “Formuvannja cіnnіsnoїkompetentnostіnaukovopedagogіchnih pracіvnikіv –vazhliva umova їh uspіshnoїdіjal'nostіv suchasnіj vishhіj shkolі”,in Problemi osvіti : nauk. zb. / Іnt іnnov. tehnologіj іzmіstu osvіti MON Ukraїni, vip. 63, ch. 1, Kiev, pp. 3–9(in Ukrainian). 2.Slastenin, V. & Isaev,I. et al. Pedagogika: ucheb. posobie. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/03.php(in Russian).3.Harlamov,I. F. (1990) Pedagogika: ucheb. posobie,Vyssh. shk.,Moscow, p. 541 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»