История реформирования шахмат: Восток – Запад – Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иконникова
О.
Н. История реформирования шахмат: Восток – Запад – Россия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 10 (октябрь). – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14269.htm.
Аннотация. История реформирования шахмат представляет собой коллективную мысль восточных, европейских народов и России, из поколения в поколение совершенствовавших развитие и законы игры.
Текст статьи
Иконникова Ольга Николаевна,кандидат филологических наук, руководитель шахматного клуба «Ладья» им.В.Я.Дворковича ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрогiconolga@mail. ru
История реформирования шахмат: Восток –Запад –Россия
Аннотация.История реформирования шахмат представляет собой коллективную мысль восточных, европейских народов и России, из поколения в поколение совершенствовавших развитие и законы игры. Ключевые слова:шахматы, чатуранга, шатрандж, ферзь, королева, король. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.
Происхождение шахмат индийское. В персидской литературе сохранился небольшой труд времён династии Сасанидов (242–651 гг. н. э.), написанный на древнеперсидском языке, под заглавием «Чатранг намак», т. е. учебник шахматной игры. Слово «чатранг» (на новоперсидском языке раньше –«шатранг», а позже и по сей день «шатрандж») персы взяли из индийского языка санскрита, в котором «чатур» обозначает «четыре», «анга» –«часть, отряд». Существует мнение, что индийские шахматы –«чатуранга», или «чатранг», получили название от их четырёхчленной структуры: четыре отряда фигур, а также четыре отряда оружия, представленных фигурами. Югославскийисследователь проф. П. Бидев в публикации 1951 г. произвёл интересный и обоснованный анализ четырёхчленной структуры чатранга. Эта игра, согласно теории Бидева, символизирует борьбу четырёх стихий: воздуха, огня, земли и воды, а также ассоциируется со сменой четырёх времён года. Чатранг, следовательно, должен отображать концепцию строения мира. Ходы фигур вычерчивают на шахматной доске геометрические контуры символов отдельных стихий, почерпнутых из религиозных ритуалов: ферзь –символ огня (треугольник), ладья –символ земли (квадрат), слон –воздуха (шестиконечная звезда), конь –воды (отрезка круга). Фигура короля –верховный символ эфира (полный круг) [1]. Шахматы в своём первоначальном виде были именно игрой для четырёх человек: два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Санскритское название «чатранг», т. е. воинское соединение из четырёх отрядов («чатур» –«четыре», «анга» –«часть, отряд»),имело двойной смысл: четыре рода войск (слоны, кони, боевые повозки и пехота) и четыре армии. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница –в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон –сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Каждый комплект фигур имел свой цвет: жёлтые и красные бились с чёрными и зелёными. Армия состояла из четырёх пешек и четырёх фигур (колесница (ладья), конь, слон, король), стоящих по углам. Игра была подвержена случайностям, так как ходы определялись броском игральной кости с четырьмя цифрами. В зависимости от того, что показывала игральная кость, делался ход одной из трёх фигур или по выбору ход королём или пешкой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры –взять двух королей противника, а в ещё более ранние времена требовалось взять все фигуры. Хотя шахматы для двух человек завоевали всеобщее признание, игра для четырёх человек отнюдь не была забыта. Вчетвером играли не только на Востоке, но и в Европе, в эпоху Средневековья и в позднейшие годы, называя эту игру, в отличие от шахмат для двух человек, «королевской игрой». Большой любительницей шахмат для четырёх человек была русская императрица Екатерина II, которая страстно внедряла при своём дворе эту форму игры –«пара против пары». Следует отметить, что китайские историки не считают тезис об индийском корне шахматной игры полностью доказанным. Они допускают, что и китайские, и индийские шахматы, возможно, произошли от общего,до сих пор ещё не найденного предшественника. В VI или, возможно, в VII в. чатуранга была заимствована арабами. Шахматы проникли в Иран из Индии вместе с сочинениями баснописца Бидпая (или Пильпая) в период царствования сасанидского царя Ноширвана Справедливого. В Персии и Аравии хорошие игроки пользовались покровительством могущественных правителей. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов «шатрандж», у персов –«шатранг». Бурятскомонгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе –«властитель повержен»). В VIII–IX вв. при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий,–в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI в.она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европа приняла вариант игры мусульманских стран и сохраняла его без изменений на протяжении шести столетий. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. В шахматах произошли серьёзные изменения, которые превратили их из тяжеловесной вялотекущей игры в поединок с молниеносным обменом ударами и быстрым развитием событий. В давние времена клетки не различались по цвету. В XIв. в Европе клетки стали различаться более тёмными и светлыми оттенками, и благодаря этому новшеству на современной доске появились тёмные и светлые квадраты. Ключевую роль в реформировании шахмат Европой сыграла королева Англии и Франции Элеонора Аквитанская, правившая в XII в. [2]При её дворах ферзя стали называть королевой. С самого начала фигура называлась «госпожа»(в английском языке Lady, в испанском –Dama). Европейцы считали, что для короля вполне естественно иметь супругу, и поэтому во многих странах госпожа стала называться королевой. После переименованияферзя в королевуданная фигура значительно расширила свои функции, получив большую свободу передвижения по всей доске. До конца XVстолетия ферзь, или королева, как его называли в большинстве стран Европы, занимал на шахматной доске весьма скромное место,перемещаясь на одно поле. Ситуация коренным образом изменилась в конце XVстолетия, когда произошла самая значительная реформа, превратившая ферзя из малоподвижного королевского советника в грозного воителя, сеющего панику и разрушение в неприятельском стане. Международный мастер Гарри Голомбек связывает такую трансформацию с тем, что в XV–XVIстолетиях возросла роль королев в дворцовых интригах, а отсюда и расширение функций шахматного ферзя (королевы) [3]. Вплоть до XVв.,когда ферзь стал самой сильнойфигурой, бал на доске правила ладья. Эта фигура была настолько важна, что атаковавший её игрок должен был предупреждать противника словами «Шах ладье». Хотя сила ладьи не менялась на протяжении всей истории шахмат, её название подвергалось различным изменениям. Её изначальное название было «ратха» (что на санскрите значит «колесница»), так как в старинных индийских шахматах ладья имела вид колесницы, а в Европуона попала под арабским названием «рукх». Итальянцы использовали созвучное слово «рокко», что означает «башня». Так как рокко –это маленькая башня, то западные европейцы пошли двумя путями: они стали или использовать перевод слова башня на их язык (tourпофранцузски), или использовали слово, созвучное итальянскому рокко (rookпоанглийски). Таким образом, несмотря на точто колесница чутьчуть и напоминает башню на колёсах, современное английское название (rook) произошло в результате случайного сходства звучания арабского и итальянского слов и связи между башнями и королями. При европейцах слон, или епископ, также значительно расширил свои функции и стал дальнобойной фигурой. Предшественником современной фигурыслона, которую в Англии называют «епископ» (bishop), был «фил», или «альфил» (что означает «слон»). Эта фигура была значительно слабее еёнынешнего аналога, так как могла перепрыгивать только через одно поле по диагонали. Европейцам, которые никогда не видели слонов, было трудно найти место этому животному при дворе короля. Со временем эту фигуру стали называть в Италии “alfiere”(что значит «знаменосец»), в Германии “Laufer”(что значит «бегун»). Во Франции стилизованное изображение слона из индийских шахмат было принято за колпак придворного шута, поэтому фигура стала называться “Fou”(что значит «шут»). В Англии фигура напоминала головнойубор епископа, что хорошо вписывалось в тогдашнюю структуру власти: король, королева и церковь. К концу XVв. слон утратил умение прыгать через поле, зато приобрёл способность кперемещениюпо диагонали на любое расстояние и в любом направлении. Конь не менялся в течение 1400 лет, менялись только его формы, а его передвижения по доске остаются такими же, как в момент изобретения шахмат. Конём эту фигуру называли персы, индусы и арабы, и так как его легко распознавали европейцы, то во многих странах за нимсохранилось это название. В других странах, включая Англию и Францию, конь получил всадника и превратился в рыцаря, став в один ряд с королём, королевой и епископом. С самых первых дней существования шахмат у пешек один и тот же способ передвижения: на одно поле вперёд за один ход. Оригинальное название пешки на санскрите –«падати». Сравнив это слово с латинским словом, обозначающим ногу, “pedis”, становится ясно, почему пешку часто сравнивают с солдатомпехотинцем. Действительно, арабское название пешки«байдак» означает именно это. Когда в эпоху Возрождения шахматы сделались более динамичными, пешки получили два новых дополнительных движения: взятие на проходе и превращение (она теперь может стать ферзём, конём, слоном или ладьёй). Изначально пешка могла превратиться только в слугу (первоначальная слабая разновидность ферзя). После огромного увеличения силы ферзя провод пешки стал одним из ключевых элементов стратегии во многих партиях. Взятие на проходе, введённое в XVв. и упоминаемое в написанной в 1561 г. книге Рюи Лопеса Де Сигуры, не было повсеместно принято до 1880 г.,когда итальянские шахматисты отказались от правила passerbattaglia, что в переводе с итальянского означает «уклониться от борьбы». Король –это монарх, в Индии он «раджа», в Персии–«шах», во Франции –«король». Король всегда ходил точно так же, как он ходит сегодня, за исключением рокировки –перестановки король–ладья. Рокировка прочно утвердилась в XVIIв.,но в иных формах существовала уже с 1300х гг. Тогдашняя рокировка быланастоящим приключением, так как король мог перескочить на совершенно невероятное место. Джакоппо Чессоле утверждает, что король может с поля е1 прыгнуть на поля с1, с2, с3, d3, e3, f3, g2, g1 и даже ещё дальше,на b1, b2. В 1400е гг. Луис Рамирес Лусенаупоминает рокировку, для выполнения которой требуется два хода: сначала передвигалась ладья –это был первый ход, а затем свой прыжок совершал король –следующим ходом. Рюи Лопес упоминает о современной рокировке в своей книге 1561 годавыпуска. К XV–XVIвв. шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. Среди письменного наследия много места занимают учебники шахматной игры испанского мастера Лусена (1447г.), португальца Дамелана. В 1561 г. появился труд по теории шахматной игры, составленный испанскиммастером Руи Лопесом, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии –дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта –гамбит, в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала. Немного позже, в 1597 г.,была напечатана книга итальянского шахматиста Джанутио, а затем,в 1604 г.,–итальянского шахматиста Сальвио. Столь богатая литература могла появиться только благодаря бурно развивающейся шахматной жизни, активными участниками которой былибольшинство упомянутых авторов. Конец XVIи начало XVIIстолетия –это золотой векшахмат в Испании и во Франции. В середине XVIIIв. были известны имена Стамма и Филидора. Французский музыкант Андре Филидор (1726–1795), самородный шахматный талант, уже в 14летнем возрасте обыгрывал сильнейших шахматистов Франции и Англии; двадцати двух лет от роду он написал свой «Анализ шахматной игры» –учебник, ставший настольной книгой для многих поколений шахматистов. Филипп Стамма, араб из Сирии, был профессиональным шахматистом и в историю вошёл как составитель шахматных задач и автор изданной в 1737 г. книги, содержащей сто проблем. Он ввёл в алгебраическую шахматную нотацию латинские буквы (от А до H).
Под влиянием учения Филидора развивалось мастерство английского шахматиста Стаунтона, во Франции стал известным Лабурдонне, в Германии –профессор математики Андерсен, победитель международного турнира в Лондоне в 1851 г. В этом турнире Андерсен получил неофициальное звание лучшего шахматиста континента. В течение трёх лет сверкнул гений американца Морфи (1857–1859), который победил почти всех сильнейших шахматистов Америки и Европы, после чего неожиданно покинул шахматную сцену. Он внёс вклад в развитие шахматной игры, уча нас красоте комбинации, тонкостям стратегии. В Европе играли в основномв монастырях и при королевских дворах. Только в XIXстолетии начали создаваться клубы и проводиться турниры.В конце XIX –начале XX в. развитие шахмат в Европе шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. Во второй половине XIX в. на шахматных турнирах начали использовать контроль времени благодаря изобретению английским шахматистомлюбителем Томасом Брайтом Уилсоном (T. B. Wilson) специальных шахматных часов, позволявших удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. К концу XIX в. официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». С начала XIXв. пат стал считаться ничьей, тем не менее в Англии в XVII–XVIIIвв. он слыл «неполноценной» победой. Ранее в английском языке пат обозначался словом “stalemate”, в котором “stale”значит «имитация», поэтому слово целиком имеет значение «имитация победы». В современном английском языке определяют слово “stalemate”как «временное состояние тупика». В XVII–XVIIIвв. многие шахматисты считали ниже своего достоинства доводить партию допатовой ситуации. В 1614 г. некий игрок по имени Сол письменно зафиксировал своё отношение к пату: «Следует понять, что пат означает поражение того, кто в него попадает, поэтому здесь больше нечего обсуждать» [4].
В 1924 г. была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад и матчей на первенство мира. Приблизительно в 820 г. шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Основой такой гипотезы, согласно академикуИ. Орбели, является то, что шахматы в Грузии и Армении существуют 9 веков. И поскольку Русь поддерживала культурные отношения с Арменией и Грузией, территория Кавказа, тесно связанного торговыми путями и экономическими интересами с Ираном и Индией, явилась первым мостом проникновения шахматной игры в Россию из Индостана [5]. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат» и происходит от фигуры, которую персы в честь своего монарха назвали шахом, т. е. королём. Мат (дословно –«умер») –это выражение не персидское, а арабское. Русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским: слон –перевод соответствующего арабского термина, ферзь –созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан», что означает «советник короля, визирь»; конь –общеславянский специфически русский термин, соответствующий арабскому «альфарас», т. е. «всадник»; пешка («пешее войско») –русское наименование. Ладья (лодка) –древнерусское слово, возникшее в соответствии с бытом славянских дружин. Поскольку у восточных народов эта фигура называлась «рух» (по преданию, гигантская мифическая птица, установленная на краях доски), по мнению И. Линдера, славяне, мыслившие более реалистично, заменили чуждого им руха в шатрандже более близкой и понятной всем ладьёй. Известно, что славянские племена располагались по берегам рек и ладьи служили удобным средством связи между ними. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X–XI вв. из Италии через Польшу. В XVIв.шахматы занимали почётное место в быту бояр и придворной знати. Иван Грозный любил играть в шахматы и,по преданию, умер за шахматной доской. При его дворе были даже специалисты«шахматники», единственнымделом которых было чинить старые и изготовлять новые комплекты шахмат. Петр Iв юношеские годы с интересом относился к шахматной игре,особенно увлекался шахматами во время путешествий, брал их с собой во время военных походов. Увлекались шахматами также князь Г. А. Потёмкин и полководец А. В. Суворов. В конце XVIIIв. в России существовало уже представление о шахматах как полезном препровождении времени. Первым русским шахматным мастером суждено было стать Александру Петрову (1794–1867). Он явился родоначальником русской задачной композиции, автором оригинальных идей в теории шахмат, в том числе дебюта, известного под названием русской партии или защиты Петрова. В 40–50е гг. XIXстолетия сильнейшими шахматистами России были братья С.С. и Д. С. Урусовы, И. С. Шумов, К. А. Яниш, а с 1875 г. в шахматных кругах стало известно имя М. И. Чигорина. М. И. Чигорин (1850–1908) явился основоположником русской шахматной школы, характеризующейся широтой творческой мысли, активностью и изобретательностью. Он был бескорыстным пропагандистом шахмат, выдающимся мастером, с успехом выступал намеждународных турнирах в Западной Европе и Америке. Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX в.,сыграла советская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Из 21 шахматнойолимпиады, прошедшейс 1950 по 1990 г.,команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Особенность советской шахматной школы –научный, творческий подход к шахматам. Велика заслуга шестого чемпиона мира по шахматам, доктора технических наук,проф. М.М.Ботвинника. Как говоритего ученик Г. К. Каспаров о своём учителе М. М. Ботвиннике,«его стиль –это глубокая стратегия, основанная на серьёзной дебютной и психологической подготовке,высокой технике и точно выверенных позициях и комбинационных решениях» [6]. Ему принадлежит создание методов научной подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. Сюда входят: спортивная тренировка, устранение творческих недостатков, вопросы физического состояния, турнирного режима и отдыха. Готовясь к турниру, шахматист работает над совершенствованием таких важных качеств, как оценка позиции и расчёт вариантов, для чего служат тренировочные партии, анализ отложенных положений и самостоятельная исследовательская работа в области теории дебютов. В разработанную систему психологической подготовки входят: составление индивидуальной характеристики партнёра, создание оптимальной работоспособности во время партии, психологический настрой на соревнование. М. М. Ботвинник по праву считается патриархом советской шахматной школы,этого пока ещё малоисследованного феномена. Справедливо утверждал Т. Петросян: «Все мы считаем себя учениками Ботвинника, и последующие поколения будут учиться на его партиях» [6]. Как отмечал сам М. М. Ботвинник,«творческое начало в шахматах несут исследователи. Начал это Стейниц, продолжил Алехин, а я уже развил шахматное исследование до такой степени, что сумел поставить подготовку шахматиста на научную основу» [7]. РазработаннаяМ. М. Ботвинником система подготовки спортсменовшахматистов высокой квалификации применяется и по сей день во всём мире. Таким образом, история реформирования шахмат представляет собой коллективную мысль восточных, европейских народов и народов России,из поколение в поколение совершенствовавших развитие и законы игры.
Ссылки на источники1.ГижицкийЕ. С шахматами через века и страны. –Warszawa: SportIturystyka, 1970. –C. 12. 2.Иконникова О. Н. Ключевая роль женщин в истории шахмат// Радиосигнал. –2014. 29 мая. –С. 7.3.Авербах Ю. История шахмат: от чатуранги до наших дней// 64 –Шахматное обозрение. –2014.–№ 1. –С. 87–89. 4.Сейраван Я. Шахматный учебник беспроигрышной игры. –М.: Астрель: АСТ, 2007. –C. 31. 5.Рохлин Я. Г. Книга о шахматах. –М.: Сов. Россия, 1975. –C. 10. 6.Каспаров Г. Памяти учителя. // 64 –Шахматное обозрение. –2011. –№ 8. –С. 75–79. 7.Сосонко Г. Письма патриарха // 64 –Шахматное обозрение. –2010. –№ 1. –С. 84–89.
Olga Ikonnikova,Candidate of Philological Sciences, Head of Chess Club named after Vladimir Dvorkovich, Southern Federal University, Taganrog
www. iconolga@mail. ruHistorical reformation of chess: East –West–RussiaAbstract.The historical reformation of chess is a collective thought of the East,European and Russianpeoples, that have improved the development and rules of the game from generation to generation. Key words: chess, chaturanga, shatranj, queen, king. References1.Gizhickij,E. (1970) S shahmatami cherez veka i strany,Sport I turystyka, Warszawa,p. 12(in Russian). 2.Ikonnikova,O. N. (2014) “Kljuchevaja rol' zhenshhin v istorii shahmat“,Radiosignal, 29 maja,p.7(in Russian).3.Averbah,Ju. (2014) “Istorija shahmat: ot chaturangi do nashih dnej”, 64 –Shahmatnoe obozrenie,№ 1,pp.87–89(in Russian). 4.Sejravan, Ja. (2007) Shahmatnyj uchebnik besproigryshnoj igry, Astrel': AST, Moscow, p. 31 (in Russian). 5.Rohlin,Ja. G. (1975) Kniga o shahmatah,Sov. Rossija, Moscow,p. 10(in Russian). 6.Kasparov,G. (2011) “Pamjati uchitelja”,64 –Shahmatnoe obozrenie,№ 8,pp.75–79(in Russian). 7.Sosonko,G. (2010) “Pis'ma patriarha”,64 –Shahmatnoe obozrenie,№ 1,pp.84–89(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
История реформирования шахмат: Восток –Запад –Россия
Аннотация.История реформирования шахмат представляет собой коллективную мысль восточных, европейских народов и России, из поколения в поколение совершенствовавших развитие и законы игры. Ключевые слова:шахматы, чатуранга, шатрандж, ферзь, королева, король. Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.
Происхождение шахмат индийское. В персидской литературе сохранился небольшой труд времён династии Сасанидов (242–651 гг. н. э.), написанный на древнеперсидском языке, под заглавием «Чатранг намак», т. е. учебник шахматной игры. Слово «чатранг» (на новоперсидском языке раньше –«шатранг», а позже и по сей день «шатрандж») персы взяли из индийского языка санскрита, в котором «чатур» обозначает «четыре», «анга» –«часть, отряд». Существует мнение, что индийские шахматы –«чатуранга», или «чатранг», получили название от их четырёхчленной структуры: четыре отряда фигур, а также четыре отряда оружия, представленных фигурами. Югославскийисследователь проф. П. Бидев в публикации 1951 г. произвёл интересный и обоснованный анализ четырёхчленной структуры чатранга. Эта игра, согласно теории Бидева, символизирует борьбу четырёх стихий: воздуха, огня, земли и воды, а также ассоциируется со сменой четырёх времён года. Чатранг, следовательно, должен отображать концепцию строения мира. Ходы фигур вычерчивают на шахматной доске геометрические контуры символов отдельных стихий, почерпнутых из религиозных ритуалов: ферзь –символ огня (треугольник), ладья –символ земли (квадрат), слон –воздуха (шестиконечная звезда), конь –воды (отрезка круга). Фигура короля –верховный символ эфира (полный круг) [1]. Шахматы в своём первоначальном виде были именно игрой для четырёх человек: два партнёра, сидящие друг против друга, играют с другой парой. Санскритское название «чатранг», т. е. воинское соединение из четырёх отрядов («чатур» –«четыре», «анга» –«часть, отряд»),имело двойной смысл: четыре рода войск (слоны, кони, боевые повозки и пехота) и четыре армии. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница –в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон –сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Каждый комплект фигур имел свой цвет: жёлтые и красные бились с чёрными и зелёными. Армия состояла из четырёх пешек и четырёх фигур (колесница (ладья), конь, слон, король), стоящих по углам. Игра была подвержена случайностям, так как ходы определялись броском игральной кости с четырьмя цифрами. В зависимости от того, что показывала игральная кость, делался ход одной из трёх фигур или по выбору ход королём или пешкой. Игрок, поставивший своего короля на королевском поле дружественного партнёра, принимал командование над обеими армиями. Цель игры –взять двух королей противника, а в ещё более ранние времена требовалось взять все фигуры. Хотя шахматы для двух человек завоевали всеобщее признание, игра для четырёх человек отнюдь не была забыта. Вчетвером играли не только на Востоке, но и в Европе, в эпоху Средневековья и в позднейшие годы, называя эту игру, в отличие от шахмат для двух человек, «королевской игрой». Большой любительницей шахмат для четырёх человек была русская императрица Екатерина II, которая страстно внедряла при своём дворе эту форму игры –«пара против пары». Следует отметить, что китайские историки не считают тезис об индийском корне шахматной игры полностью доказанным. Они допускают, что и китайские, и индийские шахматы, возможно, произошли от общего,до сих пор ещё не найденного предшественника. В VI или, возможно, в VII в. чатуранга была заимствована арабами. Шахматы проникли в Иран из Индии вместе с сочинениями баснописца Бидпая (или Пильпая) в период царствования сасанидского царя Ноширвана Справедливого. В Персии и Аравии хорошие игроки пользовались покровительством могущественных правителей. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов «шатрандж», у персов –«шатранг». Бурятскомонгольская версия называлась «шатар» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе –«властитель повержен»). В VIII–IX вв. при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий,–в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI в.она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европа приняла вариант игры мусульманских стран и сохраняла его без изменений на протяжении шести столетий. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. В шахматах произошли серьёзные изменения, которые превратили их из тяжеловесной вялотекущей игры в поединок с молниеносным обменом ударами и быстрым развитием событий. В давние времена клетки не различались по цвету. В XIв. в Европе клетки стали различаться более тёмными и светлыми оттенками, и благодаря этому новшеству на современной доске появились тёмные и светлые квадраты. Ключевую роль в реформировании шахмат Европой сыграла королева Англии и Франции Элеонора Аквитанская, правившая в XII в. [2]При её дворах ферзя стали называть королевой. С самого начала фигура называлась «госпожа»(в английском языке Lady, в испанском –Dama). Европейцы считали, что для короля вполне естественно иметь супругу, и поэтому во многих странах госпожа стала называться королевой. После переименованияферзя в королевуданная фигура значительно расширила свои функции, получив большую свободу передвижения по всей доске. До конца XVстолетия ферзь, или королева, как его называли в большинстве стран Европы, занимал на шахматной доске весьма скромное место,перемещаясь на одно поле. Ситуация коренным образом изменилась в конце XVстолетия, когда произошла самая значительная реформа, превратившая ферзя из малоподвижного королевского советника в грозного воителя, сеющего панику и разрушение в неприятельском стане. Международный мастер Гарри Голомбек связывает такую трансформацию с тем, что в XV–XVIстолетиях возросла роль королев в дворцовых интригах, а отсюда и расширение функций шахматного ферзя (королевы) [3]. Вплоть до XVв.,когда ферзь стал самой сильнойфигурой, бал на доске правила ладья. Эта фигура была настолько важна, что атаковавший её игрок должен был предупреждать противника словами «Шах ладье». Хотя сила ладьи не менялась на протяжении всей истории шахмат, её название подвергалось различным изменениям. Её изначальное название было «ратха» (что на санскрите значит «колесница»), так как в старинных индийских шахматах ладья имела вид колесницы, а в Европуона попала под арабским названием «рукх». Итальянцы использовали созвучное слово «рокко», что означает «башня». Так как рокко –это маленькая башня, то западные европейцы пошли двумя путями: они стали или использовать перевод слова башня на их язык (tourпофранцузски), или использовали слово, созвучное итальянскому рокко (rookпоанглийски). Таким образом, несмотря на точто колесница чутьчуть и напоминает башню на колёсах, современное английское название (rook) произошло в результате случайного сходства звучания арабского и итальянского слов и связи между башнями и королями. При европейцах слон, или епископ, также значительно расширил свои функции и стал дальнобойной фигурой. Предшественником современной фигурыслона, которую в Англии называют «епископ» (bishop), был «фил», или «альфил» (что означает «слон»). Эта фигура была значительно слабее еёнынешнего аналога, так как могла перепрыгивать только через одно поле по диагонали. Европейцам, которые никогда не видели слонов, было трудно найти место этому животному при дворе короля. Со временем эту фигуру стали называть в Италии “alfiere”(что значит «знаменосец»), в Германии “Laufer”(что значит «бегун»). Во Франции стилизованное изображение слона из индийских шахмат было принято за колпак придворного шута, поэтому фигура стала называться “Fou”(что значит «шут»). В Англии фигура напоминала головнойубор епископа, что хорошо вписывалось в тогдашнюю структуру власти: король, королева и церковь. К концу XVв. слон утратил умение прыгать через поле, зато приобрёл способность кперемещениюпо диагонали на любое расстояние и в любом направлении. Конь не менялся в течение 1400 лет, менялись только его формы, а его передвижения по доске остаются такими же, как в момент изобретения шахмат. Конём эту фигуру называли персы, индусы и арабы, и так как его легко распознавали европейцы, то во многих странах за нимсохранилось это название. В других странах, включая Англию и Францию, конь получил всадника и превратился в рыцаря, став в один ряд с королём, королевой и епископом. С самых первых дней существования шахмат у пешек один и тот же способ передвижения: на одно поле вперёд за один ход. Оригинальное название пешки на санскрите –«падати». Сравнив это слово с латинским словом, обозначающим ногу, “pedis”, становится ясно, почему пешку часто сравнивают с солдатомпехотинцем. Действительно, арабское название пешки«байдак» означает именно это. Когда в эпоху Возрождения шахматы сделались более динамичными, пешки получили два новых дополнительных движения: взятие на проходе и превращение (она теперь может стать ферзём, конём, слоном или ладьёй). Изначально пешка могла превратиться только в слугу (первоначальная слабая разновидность ферзя). После огромного увеличения силы ферзя провод пешки стал одним из ключевых элементов стратегии во многих партиях. Взятие на проходе, введённое в XVв. и упоминаемое в написанной в 1561 г. книге Рюи Лопеса Де Сигуры, не было повсеместно принято до 1880 г.,когда итальянские шахматисты отказались от правила passerbattaglia, что в переводе с итальянского означает «уклониться от борьбы». Король –это монарх, в Индии он «раджа», в Персии–«шах», во Франции –«король». Король всегда ходил точно так же, как он ходит сегодня, за исключением рокировки –перестановки король–ладья. Рокировка прочно утвердилась в XVIIв.,но в иных формах существовала уже с 1300х гг. Тогдашняя рокировка быланастоящим приключением, так как король мог перескочить на совершенно невероятное место. Джакоппо Чессоле утверждает, что король может с поля е1 прыгнуть на поля с1, с2, с3, d3, e3, f3, g2, g1 и даже ещё дальше,на b1, b2. В 1400е гг. Луис Рамирес Лусенаупоминает рокировку, для выполнения которой требуется два хода: сначала передвигалась ладья –это был первый ход, а затем свой прыжок совершал король –следующим ходом. Рюи Лопес упоминает о современной рокировке в своей книге 1561 годавыпуска. К XV–XVIвв. шахматные правила в основном устоялись, благодаря чему началось развитие систематической шахматной теории. Среди письменного наследия много места занимают учебники шахматной игры испанского мастера Лусена (1447г.), португальца Дамелана. В 1561 г. появился труд по теории шахматной игры, составленный испанскиммастером Руи Лопесом, в котором были рассмотрены выделяемые сейчас этапы партии –дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта –гамбит, в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала. Немного позже, в 1597 г.,была напечатана книга итальянского шахматиста Джанутио, а затем,в 1604 г.,–итальянского шахматиста Сальвио. Столь богатая литература могла появиться только благодаря бурно развивающейся шахматной жизни, активными участниками которой былибольшинство упомянутых авторов. Конец XVIи начало XVIIстолетия –это золотой векшахмат в Испании и во Франции. В середине XVIIIв. были известны имена Стамма и Филидора. Французский музыкант Андре Филидор (1726–1795), самородный шахматный талант, уже в 14летнем возрасте обыгрывал сильнейших шахматистов Франции и Англии; двадцати двух лет от роду он написал свой «Анализ шахматной игры» –учебник, ставший настольной книгой для многих поколений шахматистов. Филипп Стамма, араб из Сирии, был профессиональным шахматистом и в историю вошёл как составитель шахматных задач и автор изданной в 1737 г. книги, содержащей сто проблем. Он ввёл в алгебраическую шахматную нотацию латинские буквы (от А до H).
Под влиянием учения Филидора развивалось мастерство английского шахматиста Стаунтона, во Франции стал известным Лабурдонне, в Германии –профессор математики Андерсен, победитель международного турнира в Лондоне в 1851 г. В этом турнире Андерсен получил неофициальное звание лучшего шахматиста континента. В течение трёх лет сверкнул гений американца Морфи (1857–1859), который победил почти всех сильнейших шахматистов Америки и Европы, после чего неожиданно покинул шахматную сцену. Он внёс вклад в развитие шахматной игры, уча нас красоте комбинации, тонкостям стратегии. В Европе играли в основномв монастырях и при королевских дворах. Только в XIXстолетии начали создаваться клубы и проводиться турниры.В конце XIX –начале XX в. развитие шахмат в Европе шло весьма активно, шахматные организации укрупнялись, проводилось всё больше международных турниров. Во второй половине XIX в. на шахматных турнирах начали использовать контроль времени благодаря изобретению английским шахматистомлюбителем Томасом Брайтом Уилсоном (T. B. Wilson) специальных шахматных часов, позволявших удобно реализовать ограничение времени на всю партию или на определённое число ходов. К концу XIX в. официальные турниры и матчи без контроля времени уже практически не проводились. Одновременно с появлением контроля времени появилось понятие «цейтнот». С начала XIXв. пат стал считаться ничьей, тем не менее в Англии в XVII–XVIIIвв. он слыл «неполноценной» победой. Ранее в английском языке пат обозначался словом “stalemate”, в котором “stale”значит «имитация», поэтому слово целиком имеет значение «имитация победы». В современном английском языке определяют слово “stalemate”как «временное состояние тупика». В XVII–XVIIIвв. многие шахматисты считали ниже своего достоинства доводить партию допатовой ситуации. В 1614 г. некий игрок по имени Сол письменно зафиксировал своё отношение к пату: «Следует понять, что пат означает поражение того, кто в него попадает, поэтому здесь больше нечего обсуждать» [4].
В 1924 г. была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад и матчей на первенство мира. Приблизительно в 820 г. шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Основой такой гипотезы, согласно академикуИ. Орбели, является то, что шахматы в Грузии и Армении существуют 9 веков. И поскольку Русь поддерживала культурные отношения с Арменией и Грузией, территория Кавказа, тесно связанного торговыми путями и экономическими интересами с Ираном и Индией, явилась первым мостом проникновения шахматной игры в Россию из Индостана [5]. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат» и происходит от фигуры, которую персы в честь своего монарха назвали шахом, т. е. королём. Мат (дословно –«умер») –это выражение не персидское, а арабское. Русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским: слон –перевод соответствующего арабского термина, ферзь –созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан», что означает «советник короля, визирь»; конь –общеславянский специфически русский термин, соответствующий арабскому «альфарас», т. е. «всадник»; пешка («пешее войско») –русское наименование. Ладья (лодка) –древнерусское слово, возникшее в соответствии с бытом славянских дружин. Поскольку у восточных народов эта фигура называлась «рух» (по преданию, гигантская мифическая птица, установленная на краях доски), по мнению И. Линдера, славяне, мыслившие более реалистично, заменили чуждого им руха в шатрандже более близкой и понятной всем ладьёй. Известно, что славянские племена располагались по берегам рек и ладьи служили удобным средством связи между ними. Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X–XI вв. из Италии через Польшу. В XVIв.шахматы занимали почётное место в быту бояр и придворной знати. Иван Грозный любил играть в шахматы и,по преданию, умер за шахматной доской. При его дворе были даже специалисты«шахматники», единственнымделом которых было чинить старые и изготовлять новые комплекты шахмат. Петр Iв юношеские годы с интересом относился к шахматной игре,особенно увлекался шахматами во время путешествий, брал их с собой во время военных походов. Увлекались шахматами также князь Г. А. Потёмкин и полководец А. В. Суворов. В конце XVIIIв. в России существовало уже представление о шахматах как полезном препровождении времени. Первым русским шахматным мастером суждено было стать Александру Петрову (1794–1867). Он явился родоначальником русской задачной композиции, автором оригинальных идей в теории шахмат, в том числе дебюта, известного под названием русской партии или защиты Петрова. В 40–50е гг. XIXстолетия сильнейшими шахматистами России были братья С.С. и Д. С. Урусовы, И. С. Шумов, К. А. Яниш, а с 1875 г. в шахматных кругах стало известно имя М. И. Чигорина. М. И. Чигорин (1850–1908) явился основоположником русской шахматной школы, характеризующейся широтой творческой мысли, активностью и изобретательностью. Он был бескорыстным пропагандистом шахмат, выдающимся мастером, с успехом выступал намеждународных турнирах в Западной Европе и Америке. Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX в.,сыграла советская шахматная школа. Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР, существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Из 21 шахматнойолимпиады, прошедшейс 1950 по 1990 г.,команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Особенность советской шахматной школы –научный, творческий подход к шахматам. Велика заслуга шестого чемпиона мира по шахматам, доктора технических наук,проф. М.М.Ботвинника. Как говоритего ученик Г. К. Каспаров о своём учителе М. М. Ботвиннике,«его стиль –это глубокая стратегия, основанная на серьёзной дебютной и психологической подготовке,высокой технике и точно выверенных позициях и комбинационных решениях» [6]. Ему принадлежит создание методов научной подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. Сюда входят: спортивная тренировка, устранение творческих недостатков, вопросы физического состояния, турнирного режима и отдыха. Готовясь к турниру, шахматист работает над совершенствованием таких важных качеств, как оценка позиции и расчёт вариантов, для чего служат тренировочные партии, анализ отложенных положений и самостоятельная исследовательская работа в области теории дебютов. В разработанную систему психологической подготовки входят: составление индивидуальной характеристики партнёра, создание оптимальной работоспособности во время партии, психологический настрой на соревнование. М. М. Ботвинник по праву считается патриархом советской шахматной школы,этого пока ещё малоисследованного феномена. Справедливо утверждал Т. Петросян: «Все мы считаем себя учениками Ботвинника, и последующие поколения будут учиться на его партиях» [6]. Как отмечал сам М. М. Ботвинник,«творческое начало в шахматах несут исследователи. Начал это Стейниц, продолжил Алехин, а я уже развил шахматное исследование до такой степени, что сумел поставить подготовку шахматиста на научную основу» [7]. РазработаннаяМ. М. Ботвинником система подготовки спортсменовшахматистов высокой квалификации применяется и по сей день во всём мире. Таким образом, история реформирования шахмат представляет собой коллективную мысль восточных, европейских народов и народов России,из поколение в поколение совершенствовавших развитие и законы игры.
Ссылки на источники1.ГижицкийЕ. С шахматами через века и страны. –Warszawa: SportIturystyka, 1970. –C. 12. 2.Иконникова О. Н. Ключевая роль женщин в истории шахмат// Радиосигнал. –2014. 29 мая. –С. 7.3.Авербах Ю. История шахмат: от чатуранги до наших дней// 64 –Шахматное обозрение. –2014.–№ 1. –С. 87–89. 4.Сейраван Я. Шахматный учебник беспроигрышной игры. –М.: Астрель: АСТ, 2007. –C. 31. 5.Рохлин Я. Г. Книга о шахматах. –М.: Сов. Россия, 1975. –C. 10. 6.Каспаров Г. Памяти учителя. // 64 –Шахматное обозрение. –2011. –№ 8. –С. 75–79. 7.Сосонко Г. Письма патриарха // 64 –Шахматное обозрение. –2010. –№ 1. –С. 84–89.
Olga Ikonnikova,Candidate of Philological Sciences, Head of Chess Club named after Vladimir Dvorkovich, Southern Federal University, Taganrog
www. iconolga@mail. ruHistorical reformation of chess: East –West–RussiaAbstract.The historical reformation of chess is a collective thought of the East,European and Russianpeoples, that have improved the development and rules of the game from generation to generation. Key words: chess, chaturanga, shatranj, queen, king. References1.Gizhickij,E. (1970) S shahmatami cherez veka i strany,Sport I turystyka, Warszawa,p. 12(in Russian). 2.Ikonnikova,O. N. (2014) “Kljuchevaja rol' zhenshhin v istorii shahmat“,Radiosignal, 29 maja,p.7(in Russian).3.Averbah,Ju. (2014) “Istorija shahmat: ot chaturangi do nashih dnej”, 64 –Shahmatnoe obozrenie,№ 1,pp.87–89(in Russian). 4.Sejravan, Ja. (2007) Shahmatnyj uchebnik besproigryshnoj igry, Astrel': AST, Moscow, p. 31 (in Russian). 5.Rohlin,Ja. G. (1975) Kniga o shahmatah,Sov. Rossija, Moscow,p. 10(in Russian). 6.Kasparov,G. (2011) “Pamjati uchitelja”,64 –Shahmatnoe obozrenie,№ 8,pp.75–79(in Russian). 7.Sosonko,G. (2010) “Pis'ma patriarha”,64 –Shahmatnoe obozrenie,№ 1,pp.84–89(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»