Боль и терпимость как выражение биопсихосоциальной природы человека

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волкова Т. И. Боль и терпимость как выражение биопсихосоциальной природы человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14282.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу феноменов боли и терпимости, выражающих проявление сложной биопсихосоциальной природы человека. Боль рассматривается на системном уровне, при этом выявляются различные аспекты ее проявления, раскрываются причины возникновения и средства купирования, определяется отношение к ней людей. Особое внимание уделяется выявлению способности терпеть, игнорировать и переносить боль и связанные с ней страдания. Рассуждения автора дополняются данными проведенного им конкретного эмпирического социологического исследования.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волкова Татьяна Ивановна,кандидат социологических наук, доцент кафедры социальногуманитарных наук ГБОУВПО «ЮжноУральский государственный медицинский университет», г. ЧелябинскVolkovaTsoc@mail.ru

Боль и терпимость как выражение биопсихосоциальной природы человека

Аннотация.Статья посвящена анализу феноменовболи и терпимости, выражающих проявление сложной биопсихосоциальнойприроды человека. Боль рассматривается на системном уровне, при этом выявляются различные аспекты ее проявления, раскрываются причины возникновения и средства купирования, определяется отношение к ней людей. Особое внимание уделяется выявлению способноститерпеть, игнорировать и переносить боль и связанные с ней страдания. Рассуждения автора дополняются данными проведенного им конкретного эмпирического социологического исследования.Ключевые слова:боль, терпимость, человек, биопсихосоциальная природа, эмоции, эндорфины, страдание.

Раздел: 02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Безусловно, нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не испытал сильную, мучительную боль, а лёгкую боль люди ощущают постоянно. Боль ‬спутник человека в многотысячелетней истории существования и развития. Можно с уверенностью сказать, что все достижения человека так или иначе связаны с преодолением боли и её последствиями. Так, создавая «вторую природу» ‬культуру,люди хотели обезопасить себя от боли, причиняемой холодом, хищниками, насекомыми,сооружая жилища, а боль от голода способствовала становлению земледелия и скотоводства. Мы не знаем о переживаниях боли древних людей, но в современной истории отношение к ней было всегда негативное, она считалась «карой богов», нарочитым злом. Но что же такое боль? Как к ней относятся люди сейчас, в век научнотехнического прогресса, и прежде всего ‬медицины, фармакологии?Боль (греч. algesis, лат. dolor, англ. pain) наиболее распространенноеявление, которое причиняет страдание очень многим людям, ухудшая их жизнь и условия существования. Характер, длительность и интенсивность боли зависят не только от самого повреждения, но и во многомопределяются неблагоприятными жизненными ситуациями, социальными, психологическими и экономическими проблемами. Болью сопровождается огромное количество заболеваний ‬от небольшой, ничем неугрожающей травмы до инфаркта миокарда с болевым шоком. Согласно статистическим данным служб здравоохранения и ведущих специалистов по проблеме боли многих развитых стран мира, хронические болевые синдромы там отмечаются у миллионов людей и экономический ущерб от этого составляет огромные суммы. Хроническая боль, которой в США страдают около20 млнчеловек, ежегодно оборачивается для высокотехнологичного американского здравоохранения и страховых компаний (непосредственные затраты на лечение пациентов, выплата пособий по нетрудоспособности, потери вследствие выключения членов общества из трудового процесса ит. д.) расходами в десятки миллиардов долларов в год. В Германии от хронической боли страдает около 7 млн человек ‬соответственно,и экономические потери очень велики 1.

В нашей стране все еще нет официальной статистики на этот счет. Вместе с тем совсем нетрудно подсчитать, исходя из пропорций населения в нынешней России и основных странах мира, что речь идет о миллионах наших соотечественников, страдающих от различных видов хронической, а также часто рецидивирующей острой боли. И эти больные не имеют уже много лет в масштабах страны понастоящему специализированной эффективной помощи, которая могла бы существенно уменьшить их физические и моральныестрадания, вернуть к полноценной жизни и труду очень многих из этих людей. Боль негативно влияет на качество жизни, что сказывается не только на самих пациентах, но и на их ближайшем окружении 2. Поэтому актуальность этоговопроса очевидна и бесспорна. Данная работа не делает глубокого акцента на медикофизиологическойстороне вопроса, так как она находится в компетенции соответствующих специалистов. Боль представляет собой типовой процесс, не имеющий определенной нозологической (нозология ‬наука о болезнях) характеристики, поэтому является в большей степенифилософской проблемой, рассматривающей данный феномен целостно, через призму выявления сущности, характера взаимосвязей целого и частей, особенностей формы и содержания, структуры и функции. В настоящее время методологический подход при объяснении природы боли ближе всего к более ранней, восходящей еще к представлениям Аристотеляаффективной концепции. Согласно Аристотелю,боль‬это не просто ощущение, а «эмоция, определяющая мотивацию поведения человека» 3. Несмотря на сильно выраженный духовный компонент во всей концепции древнегреческой медицины, греки пытались найти естественные причины болезней и разрабатывали рациональные методы леченияхронических болевых синдромов. Гиппократ, являющийся символом древнегреческой медицины, оставил целый ряд подходов к лечению острой и хронической боли,делая акцент на здоровом образе жизни, гимнастических и водных процедурах, диете. Особая роль при этом отводилась диете: «Там, где болезнь очень острая, она тотчас причиняет крайние страдания, и вот тогдато необходимо употреблять строжайшую диету» 4. В рамках христианской религиозной философии боль ‬это страдание, которое выступало в качестве божественной кары за грехи человека,как искупление. Одновременно страдание ‬это средство избавления от греха, нравственного совершенствования и спасения, то есть благо. По Евангелию, искупительная жертва Христа придает страданию значение залога спасения, а сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему. Философскептик Секст Эмпирик, живший во IIв.,говорил, что «боль есть зло» 5.Она присуща природе человека и вызывает у него страдание. Но страдание может вызвать даже мнение о боли. Поэтому для обретения счастья необходимо прежде всеговоздержаться от мнений и суждений. Поэтому средневековаяконцепция страдания ‬покорное его принятие. Избавление от боли и страдания стало возможно через божественную веру и молитву. Августин Блаженный по этому поводу говорил: «Ты приготовил лекарство веры, излил его на все болезни мира и сообщил ему великую действенность» 6.

Традиционная теория боли известна как «теория специфичности». Одним из первых, кто дал ее лучшее описание и попытался научно объяснить природу боли,был французский философ XVIIв. Р. Декарт. В работе «Страсти души» он, как и Аристотель,боль связывает с эмоциями, и прежде всегос печалью, но исследует проблему намного глубже, показывая ее связь с деятельностью нервной системы. «Чувство, называемое болью, происходит обыкновенно от какогонибудь сильного действия, затрагивающего нервы» 7. Другими словами, он представил болевую систему как прямой канал от кожи в головной мозг («звон в колокол»).Современная медицинская наука определяет боль как «ощущение негативного характера, довольно часто встречающееся как в норме, так и в условиях патологии. Это чувство, формирующееся в результате действия повреждающих факторов и являющееся следствием деятельности целостной системы» 8. Группа экспертов международной ассоциации по изучению боли выработаласледующее определение: «Боль ‬это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением тканей или описываемое в терминах такого повреждения» 9.Еще известный русский врачГ.Н.Кассиль так писал о боли: «Боль является тем шестым чувством, без которого немыслима жизнь на Земле. Ни одно из известных нам определений не связано с такими отрицательными эмоциями, как боль… она неприятна, тягостна и подчас мучительна…» 10Приведенные определения говорят о безусловной субъективности боли, так как каждый человек познает применимость этого слова через эмоциональное переживание, которое имеет, конечно, личностный характер.Таким образом, с одной стороны, боль ‬это медицинская проблема: её обычно вызывают определенные повреждения организма, и её, как правило, купируют медицинскими средствами. С другой стороны, боль ‬это и психологическая проблема, так как она часто бывает связана с психологическими расстройствами: стрессом, тревогой, депрессией, фобиями, которые вызываются различными эмоциями, ипоэтому снимается психологическими методами (например, внушением, гипнозом). Но боль ‬это и страдание человека как определенной целостности ‬существа биопсихосоциального. Поэтому уместно говорить о боли как философской проблеме. Страдания человека определяются любой болью ‬как физической, нравственной, так и душевной. А так как способность страдать и сострадать заложена в самой природе человека и являетсяего сутью, то человек и боль неразделимы.

В настоящее время существует большое количество классификаций боли. В зависимости от локализации повреждения боль подразделяют: на соматическую поверхностную (повреждение кожных покровов), соматическую глубокую (повреждение скелетномышечной системы), висцеральную (повреждение внутренних органов). Боли, возникающие при повреждении периферических нервов,относят к невропатическим, а при повреждении структур ЦНС ‬центральным болям. Часто боль, ощущаемая человеком, не совпадает с местом повреждения. В таком случае можно говорить об отраженной боли, которая возникает в результатеповреждения внутренних органов и локализуется в отдаленных поверхностных участках тела. Проекционная боль связана с раздражением или повреждением нервных структур, обеспечивающих проведение болевых сигналов в центральные структуры мозга. Например, при сдавливании спинномозговых корешков боль ощущается в иннервируемой ими области тела. В условиях патологии проекционная боль может стать основой неблагоприятных последствий некоторых хирургических вмешательств, например ампутации конечности. В этом случае на отрезке перерезанного нерва больной ощущает боль в том месте, где была конечность, ‬фантомные боли (от греч. phantasma, франц. fantome‬призрак). Вероятнее всего, фантомные боли формируются на более высоких, центральных уровнях нервной системы, а изменения поврежденного нерва являются лишь пусковым механизмом возникновения боли.По временным параметрам выделяют острую и хроническую боль. Острая боль‬это новая, недавняя боль, неразрывно связанная с вызвавшим ее повреждением и, как правило, являющаяся симптомом какоголибо заболевания. Такая боль исчезает при устранении повреждения. Хроническая боль часто приобретает статус самостоятельной болезни и продолжается длительный период времени, даже после устранения причины. В ряде случаев причина хронической боли вообще может не определяться. Особую группу составляют психогенные боли, которые возникают вне зависимости от соматических (от греч. soma‬тело), висцеральных или нейроповреждений. Определяющим механизмом возникновения такой боли является, по мнению практикующих врачей,«психическое состояние человека, обусловленное депрессией, истерией или психозом» 11. Трудность анализа боли заключается в том, что она является неоднородным по структуре ощущением. В этом легко убедиться, если проанализировать чувствоболи, возникающее при сильной механической травме (например, удар локтем по острому твердому предмету). Вначале возникает острая локализованная боль, которая быстро исчезает в случае прекращения действия патогенного фактора. Эта боль вызывает адекватные защитные рефлексы, напримеротдергивание руки,и называется начальной. В дальнейшем развивается так называемая отставленная боль, которая отличается ноющим характером, тяжестью, часто ‬мучительностью. Такая рецепция может сопровождаться вегетативными расстройствами: тошнотой, головокружением, сильным потоотделением, иногда падением артериального давления. Тактильное воздействие на ушибленное место ослабляет болевые ощущения обоих видов.

Болевое ощущение и его физиологические эквиваленты выработаны в процессе эволюции как защитноприспособительные реакции организма, обеспечивающие предупреждение повреждений. Биологическая полезность боли аргументируется клиническими случаями врожденной или приобретенной аналгезии (от греч. analgesia‬отсутствие боли, невосприимчивость). В раннем детстве такие лица получают обширные ожоги, ушибы, разрезы тканей; иногда они откусывают себе язык при пережевывании пищи, вытаскивают зубы. Обычно люди, не имеющие болевой чувствительности, преждевременно погибают. К примеру, американский нейробиологФ.Блум пишет об одной женщине, которая погибла изза того, что не получала от своих суставов сигнала дискомфорта, требующего изменить положение тела, ‬например, она никогда не двигалась во сне. В результате эта женщина умерла в молодомвозрасте от повреждения позвоночника 12. Можно сказать, что боль является предупреждающим сигналом о возникновении в организме различных патологических процессов, которые открывают путь к распознаванию и лечению многих болезней. В этом смысле боль ‬важное, полезное ощущение, которое трудно переоценить какв отношении выживания, так и сохраненияжизни. Замечательный советский врач, патолог, академик И.В. Давыдовский по этому поводу говорил, что «боль ‬формальнопатологическое явление, снижающее трудоспособность, часто симптом болезни. Но боль ‬это болевой импульс, служащий спасению организма, обеспечивающий какуюто сумму стрессорных и поведенческих реакций. Можно согласиться с Н. Винером, когда он пишет, что нет более ужасной судьбы, чем судьба индивидуума, страдающего от отсутствия ощущения боли» 13. Но в то же время, если вам больно, что же в действительности происходит? Имеется боль,и имеется сознание того, что там боль. Есть боль, но через мгновение ее уже не будет, но вы будете. Боль поэтому нельзя отождествлять полностью с человеком, так както, что можно отделить от вас,‬это не вы. Когда ваше тело страдает от боли, вы должны быть рядом, ваше сознание должно устремиться к боли, чтобы почувствовать ее и чтото предпринять. Если вы далеко и боль не ощущается, то вы можете умереть. Человек является сознанием. Например, когда ушиблен локоть, мы испытываем в нем боль. Но боль на самом делене в локте. По мнению известного американского врача, психолога и философа К. Прибрама (р. 1919),«боль представляет собою некий нейрофизиологический процесс, протекающий гдето в нашем мозгу» 14. Поэтому боль не только субъективна, но и обладает объективными характеристиками. Некоторые современные ученые, напротив, боль не считают эмоцией, но отмечают, что она может вызвать эмоциональную реакцию. Подобно эмоции, боль обычно побуждает организм к действию, так же как страх подготавливает вас к тому, что необходимо чтото сделать, принять надлежащие меры. Так, Ф. Блум причину и сущность боли связывает с деятельностьюцентральной нервной системы: «Нервная система не только вырабатывает вещество, передающее болевые сигналы, но и снабжает нас “противоядием”‬веществами, снимающими боль» 15. Такими веществами являются «естественные опиаты», которые называют эндорфинами(сокращение слов «эндогенные морфины»). Эндорфины действуют сходным образом с опиатами (такими, как опий и его производные ‬героин и морфин), контролируя восприятие боли, и являются наиболее эффективными по сей день обезболивающими средствами.Эйфория, которую жаждут испытать наркоманы, употребляющие героин, вероятно, возникает в результате связывания героина с опиатными рецепторами. Тот факт, что героин и эндорфины связываются в одних и тех же местах, позволяет предположить, что эндорфиныиграют роль и в тех разновидностях эмоций, которые не имеют прямого отношения к боли.При этом роль эндорфинов в регулировании чувства боли кажется совершенно ясной.Хотя восприятие боли необходимо для того, чтобы предупреждать об опасности, грозящей мягким тканям и костям, постоянная сильная боль может полностью вывести нас из строя. По мнению Ф. Блума,«эндорфины регулируют степень боли, которую мы ощущаем, что дает нам возможность прервать контакт с источником боли и принять необходимые меры, если произошло повреждение ткани» 16. По мнению российских врачей А.М. Вейна и М.Я. Авруцкого,в последние десятилетия сформировалось представление о существовании «аналгетических» областей мозга, электрическая стимуляция которых вызывает феномен обезболивания 17.Именно в условиях дистресса человек способен не чувствовать болиблагодаря тому, что эндорфинная система организма может в подобных ситуациях стимулировать синтез специфической «аналгетической субстанции» ‬эндорфинов, оберегающих живой организм от болевого шока. Возможно, этот способ устранения боли бессознательно используют бегуны на длинные дистанции или футболисты, которые благодаря концентрации внимания на конечной цели способны игнорировать или подавлять боль. Точно так же и балерины в подобном состояниимогут триумфально исполнить свою партию на кровоточащих ступнях. Восприятие боли, как и большинство аспектов деятельности мозга, носит сложный характер. Она различна и у разных людей, и у одного и того же человека в зависимости от времени, возраста, физиологического, психологического и эмоционального состояния организма и других показателей.Действительно, усвоение культурных и социальных традиций, несомненно, влияет на характер восприятия боли человеком. Так, в некоторых обществах роды не рассматриваются как событие, которого следует страшиться. Женщина занимается своими делами почти до самого момента родов и вновь возвращается к своим обязанностям спустя несколько часов после того, как родился ребенок. В других же обществах (например, западных) женщину настраивают на ожидание ужасной боли, и она, конечно, испытывает ее, как если бы роды были тяжелой болезнью. Подготовка к«естественным родам» по методу психопрофилактики французского врача Ла Маза (Lamaze) в 1956 г.основана на предпосылке, что женщина в большинстве западных культур воспитана в страхе перед родовыми муками. Этот страх вызывает изменения в мышечном тонусе и способе дыхания, что затрудняет процесс родов и делает его еще болезненнее. Метод Lamazeсостоит в том, что женщину учат управлять дыханием и проводят упражнения для тренировки тазовых мышц в качестве меры, нейтрализующей действие страха18. Кроме того, женщине объясняют весь процесс родов, чтобы она знала, чего ей ожидать. Следовательно, обучение, связанное с работой высших областей коры головного мозга, может изменить рецепцию болиподобно тому, как она изменяет эмоции.У животных научение тоже может изменить ощущение боли. В серии опытов, проведенных в начале XXв.русским физиологом И.П. Павловым, было обнаружено, что собаки, постоянно получавшие пищу сразу после электрического удара током, который вызывал у них сильную реакцию до выработки условного рефлекса, переставали проявлять признаки ощущаемой боли. Вместо этого они сразу же начинали выделять слюну и махать хвостом. «Мы испытали у нашей собаки пульс и дыхание и не нашли ни малейших изменений, значит,надо сказать, что собака при этих условиях боли не чувствовала» 19. Болевая реакция собаки развилась с задержанием, а болевое раздражение направилось в другое место (в данном случае ‬в центр аппетита) и явилось только поводом к возбуждению аппетита. И.П. Павлов далее констатирует, что «христиане выдерживали страшные мучения, улыбаясь, не ощущая боли и страха, следовательно, необходимо допустить, что огромное нравственное возбуждение и вера затормозили, уничтожили чувство боли» 20.

Во время Второй мировой войны английский врач Г.Х. Бехер, изучавший восприятие боли, заметил, что солдатам, раненным в бою, значительно реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливавшим после операции. Бехер писал, что раненый солдат испытывал «облегчение, благодарность судьбе за то, что ему удалось уйти живым с поля боя и даже эйфорию; для гражданских лиц серьезная хирургическая операция ‬это источник депрессии и пессимизма» 21.Таким образом, значение, которое человек придает телесной травме, может оказывать глубокое влияние на степень ощущаемой им боли.Известный французский физиолог и хирурггуманист Рене Лериш (1879‬1955), отмечая эволюционноадаптивное значение боли, на вопрос «Что же такое боль?» отвечал следующим образом: «Защитный рефлекс? Счастливое предупреждение? Но большинство заболеваний, даже самых серьезных (например, онкологических) наступает без предупреждения. Когда развивается боль, уже слишком поздно… Боль лишь делает более тяжелой и грустной ситуацию, которая давно проиграна. В действительности боль всегда является зловещим ударом, который сужает мировоззрение человека и делает его еще более больным, чем он был без нее» 22. Но нередко человек подвергает себя мучительному лечению идаже с удовольствием терпит вызываемые этим лечением боли, сознавая, что чем больше он страдает, тем сильнее разрушается природа недуга, и потому испытываемая боль может служить мерилом его исцеления. Но, безусловно, проблема боли, ее купированиянаиболее актуальна в случаях терминальных больных со злокачественными образованиями (IVклиническая группа). Именно у таких больных чувство безнадежности, страх перед надвигающейся смертью обостряют болевые ощущения.С невыносимой болью, которая приносит человеку мучительные страдания, связана одна из главных проблем современной биоэтики ‬эвтаназия (греч. ev‬хорошо, thаnatos‬смерть) ‬безболезненная, легкая смерть с участием врача. В 2006‬2010 гг.автором был проведен ряд социологических исследований по проблеме эвтаназии. Так, в 2010 г. методом анкетного опроса было изучено мнение 456 работников муниципальных медицинских учрежденийг. Челябинска. На вопрос «Что такое эвтаназия?» большинство респондентов (57,7%) ответили:«избавление людей от боли и страдания». Поэтому с большой уверенностью можно сказать, что именно мучительная боль является основной причиной, побуждающей людей обращаться к эвтаназии 23.

Насколько терпеливым по отношениюк боли может быть человек? Есть ли предел терпимости? Как люди относятся к боли? Для разрешения данных вопросов в 2013 г. автором было проведено конкретное эмпирическое социологическое исследование, целью которого было выявление отношения жителей Челябинска к испытываемой им боли, её локализации, уровня терпимости, способов устранения. Методом анкетного опроса было изучено мнение 341 человека (выборка исследования квотная по полу и возрасту). Распределение по полу: 67,2% ‬женщины, 32,8% ‬мужчины. По возрасту: до 30 лет ‬27,6%; от 30 до 55 лет ‬41,1%; старше 55 лет ‬31,3%.Из табл.1 видно, чтовсе 100% опрошенных жителей Челябинска испытывают или испытывалиболь различной локализации. Для женщин примерно в равной степени характерны все типы боли, но преобладающей является головная боль (37,1%), у мужчин ‬костная, мышечная, суставная (48,2%). У молодых людей преобладает головная и костномышечная боль (41,6%), у людей среднего возраста и пожилых ‬также костномышечносуставная (55,0% и 59,8% соответственно). Висцеральная (от лат. viscera‬внутренности) боль наиболее ярко выражена у пожилых (25,2%). Костномышечносуставная локализация боли указывает на тот факт, что у большинства людей крупного промышленного города существуют проблемы с позвоночником, мышцами, суставами. Остеохондроз, остеопороз, артрит ‬одни из самых распространенных заболеваний.Таблица 1

Преобладающая локализация боли у жителей г. Челябинска (n= 341), %

Локализация боли

Демографические показателиГоловная больКостная,мышечная,суставная больВисцеральная больабс.%абс.%абс.%Пол:Мужчины (n= 112)3733,05448,22118,8Женщины (n= 229)8537,17030,67432,3Возраст:От 18 до 30 лет (n= 94)4143,64143,61212,8От 31 до 55 лет (n= 140)3827,17755,02517,9Старше 55 лет (n= 107)1615,06459,82725,2

Табл.2 показывает, что большинство опрошенных (85,1%) чувствительны и нетерпимы к боли, поэтому используют различные средства для её устранения. 12,6% могут терпеть лёгкую боль,и только 2,3% способны терпеть любую боль и обходиться без обезболивающих средств. Самыми терпимыми к боли и выносливыми являются женщины и люди старше 55 лет.

Таблица 2

Степень терпимости к боли у жителей г. Челябинска (n= 341), %

Степень терпимости болиВсегоЖенщиныМужчины

От 18 до 30 летОт 31 до 55 летСтарше 55 летАбс.%Я могу терпеть любую боль без болеутоляющих средств и способов82,33,00,91,11,4

4,7Я могу терпеть только легкую боль без болеутоляющих средств и способов4312,615,08,09,65,025,2Любую боль купирую различными болеутоляющими средствами и способами29085,182,091,189,393,670,1

Из тех, кто не может обойтись без использования средств и методов обезболивания, большинство выбирает различные лекарственные препараты ‬65,5% (табл.3). Народные средства используют 17,2%, физические ‬14,1%. Меньший обезболивающий эффект, по мнению опрошенных, достигаетсяс помощью психологических средств ‬1,7%, а также молитв ‬1,5%. Народные средствачаще всего используют женщины (28,4%) и пожилые люди (20,0%).Таблица 3

Преобладающие способы и средства устранения боли у жителейг. Челябинска(n= 290), %

Средства и способы устранения болиВсегоЖенщины(n=188)Мужчины(n= 102)От 18 до 30 лет(n= 84)От 31 до 55 лет(n= 131)Старше 55 лет(n= 75)Абс.%Устраняю боль лекарственными обезболивающими препаратами19065,570,755,976,276,334,7Устраняю боль народными средствами (травы, алоэ, мёд и т. п.)5017,220,710,86,012,238,7Устраняю боль физическими средствами (массаж, разминание, упражнения и т. п.)4114,16,428,416,79,220,0Устраняю боль психологическими средствами (самовнушением, самоубеждением, самогипнозом, медитацией и т. п.)51,70,53,91,22,31,3Устраняю боль метафизическими средствами (молитвы, заговоры, мантры и др.)41,51,61,0‬‬5,3

Аффективное отношение к боли представлено в табл.4. Большинство опрошенных(47,8%) ощущаемая боль утомляет, изматывает, дезорганизует, лишает нормальной жизни, работоспособности. Сильнее это ощущают мужчины (62,5%) и люди среднего возраста (60,7%), т. е. наиболее работоспособная часть населения. 19,1% респондентов боль делает агрессивными, раздражительными, приводит в ярость. Из них 38,4% ‬мужчины, женщины же оказались более сдержанными.Боль делает респондентов тревожными, вызывает страх, беспокойство ‬отмечают 12,0%. Боль как страдание, мучение, пытка является психическим явлением более чем у четверти опрошенных пожилых людей ‬(26,3%). Как только сигнальная функция боли исчерпана, она превращается в повреждающий фактор, вызывающий страдания и мучения.Таблица 4

Аффективное отношение жителей г. Челябинска (n= 341) к собственной боли, %

Аффективное состояниеВсегоЖенщиныМужчиныОт 18 до 30 летОт 31 до 55 летСтарше 55 летАбс.%Боль утомляет, изматывает, дезорганизует16347,840,662,533,060,743,9Боль вызывает тревогу, страх, беспокойство4112,014,08,019,15,714,0Больраздражает,злит,приводит в ярость6519,19,638,437,214,39,3Боль угнетает, вызывает отчаяние, апатию3410,014,01,86,415,06,5Боль ‬страдание, мучение, пытка3811,112,28,94,34,326,3

Таким образом, исследование показало: 1) все опрошенные жители Челябинска испытывали или испытывают боль различной степени и локализации. Преобладающими являютсяболи костномышечной системы и головные боли;2) большинство опрошенныхоказались нетерпимы и чувствительны к боли, которую они стараются устранить с помощью различных болеутоляющих средств и методов, в основном лекарственных препаратов; 3) основным аффективным следствием испытываемой респондентами боли является утомляемость, дезорганизация, нарушение работоспособности. Большое влияние на степень ощущаемой боли оказывает значение, которое человек придает телесной или душевной травме. Боль формирует терпимость, выражающую, возможно, сущность самого человека как биопсихосоциального существа.

Ссылкина источники1.См.: Цибуляк В.Н., Загорулько О.И., Гнездилов А.В., Картавенко С.С. Интегративная медицина в клинике боли // Боль. ‬2003. ‬№1. ‬С. 66.2.См.: Павленко С.С., Иерусалимский А.П., Астахова Т.И. Эпидемиологическое исследование болевых синдромов у населения крупного промышленного города Сибири // Тезисы докладов Российской научнопрактическойконференции. ‬Новосибирск, 1997. ‬С. 33‬34.3.Аристотель. Сочинения: в 4т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. ‬М.: Мысль, 1984. ‬С. 217.4.Гиппократ. Афоризмы. ‬М.: Эксмо, 2009. ‬С. 33.5.Секст Эмпирик. Сочинения: в 2 т./ общ. ред. А.Ф. Лосева; пер. с древнегреч. Т. 2. ‬М.: Мысль, 1976. ‬С. 28.6.Августин А. Исповедь / пер. с лат. М.Е. Сергеенко; общ. ред. и ст.А.А. Столярова. ‬М.: Канон + :ОИ «Реабилитация», 2003. ‬С. 90.7.Декарт Р. Избранные произведения / пер. с фр. и лат.,ред. и вступ. ст.В.В. Соколова. ‬М.: Гос.издво полит.лит., 1950. ‬С. 642.8.Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. ‬М.: Медицина, 1997. ‬С. 402.Боль: руководство для врачей и студентов / под ред. акад. РАМН Н.Н. Яхно.‬М.: МЕДпрессинформ, 2009. ‬С. 8.10.Кассиль Г.Н. Наука о боли. ‬М.: Наука, 1965.‬С. 399.11.Кукушкин М.Л. Патофизиологические механизмы болевых ощущений // Боль.‬2003. ‬№ 1. ‬С. 6.12.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение/ пер. с англ. ‬М.: Мир, 1988. ‬С. 140.13.Давыдовский И.В. Общая патология человека. ‬М.: Медицина, 1969.‬С. 140.14.ПрибрамК. Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы в нейропсихологии / пер. с англ. Я.Н. Даниловой и Е.Д. Хомской. ‬М.: Прогресс, 1975. ‬С. 123.15.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Указ. соч. ‬С. 142.16.Там же. ‬С. 143.17.Вейн А.М., Авруцкий М.Я.Боль и обезболивание. ‬М.: Медицина, 1987. ‬С. 192.18.Моир Д.Д. Обезболивание родов. ‬М.: Медицина, 1985. ‬С. 23.19.Неопубликованные и малоизвестные материалы И.П. Павлова.‬Л.: Наука, Ленинградское отделение.1975.‬С. 30.20.Там же.21.МелзакР. Загадка боли / пер. с англ. ‬М.: Медицина, 1981. ‬С. 26.22.Лериш Р. Основы физиологической хирургии. ‬Л.: Наука, 1961. ‬С. 217.23.Волкова Т.И. Рецепции боли и болевое поведение // Человек. ‬2012. ‬№ 5. ‬С. 104‬105.

Tatyana Volkova,

Candidate ofSociological Siences, Associate Professor at the chair of Social Sciences and Humanities, South Ural State Medical University, ChelyabinskVolkovaTsoc@mail.ru

Pain and tolerance as an expression of the biopsychosocial nature of manAbstract.The paperanalyzes the phenomenon of pain and tolerance, expressing themanifestation of the complex biopsychosocial nature of man. Pain is seen at the system level, thus the various aspects of its manifestationare identified, causes and means of relief is determined by the attitude of people. Particular attention is given to identifying the ability to endure, ignore and move pain and sufferings. Author's arguments are supplemented with data of theempirical sociological research.Key words:pain, tolerance, human, biopsychosocial nature, emotions, endorphins, suffering.

References1.Cibuljak,V. N., Zagorul'ko,O. I., Gnezdilov, A. V. &Kartavenko, S. S. (2003) “Integrativnaja medicina v klinike boli”,Bol',№ 1,p.66(in Russian).2.Pavlenko,S. S., Ierusalimskij, A. P. &Astahova,T. I. (1997) “Jepidemiologicheskoe issledovanie bolevyh sindromov u naselenija krupnogo promyshlennogo goroda Sibiri”,inTezisy dokladov Rossijskoj nauchnoprakticheskoj konferencii,Novosibirsk,pp.33‬34(in Russian).3.Aristotel', Dovatur,A. I. (ed.) (1984) Sochinenija: v 4 vol., vol. 4,Mysl', Moscow,p.217(in Russian).4.Gippokrat(2009)Aforizmy,Jeksmo, Moscow,p.33(in Russian).5.Sekst Jempirik, Losev, A. F. (ed.) (1976)Sochinenija: v2 vol, vol. 2,Mysl', Moscow,p.28(in Russian).6.Avgustin,A.,Stoljarov, A. A. (ed.) (2003) Ispoved',Kanon + : OI “Reabilitacija”, Moscow, p. 90(in Russian).7.Dekart,R.,Sokolov, V. V. (ed.) (1950) Izbrannye proizvedenija,Gos. izdvopolit. lit., Moscow,p.642(in Russian).8.Sarkisov,D. S., Pal'cev, M. A. &Hitrov,N. K. (1997) Obshhaja patologija cheloveka,Medicina, Moscow,p.402(in Russian).9.Jahno,N. N.(ed.)(2009) Bol': rukovodstvo dlja vrachej i studentov,MoscowMEDpressinform,p.8(in Russian).10.Kassil',G. N. (1965) Nauka o boli,Nauka, Moscow,p.399(in Russian).11.Kukushkin,M. L. (2003) “Patofiziologicheskiemehanizmy bolevyh oshhushhenij”,Bol',№ 1,p.6(in Russian).12.Blum,F., Lejzerson, A. &Hofstedter,L. (1988) Mozg, razum, povedenie,Mir, Moscow, p. 140(in Russian).13.Davydovskij,I. V. (1969) Obshhaja patologija cheloveka,Medicina, Moscow,p.140(in Russian).14.Pribram,K. (1975) Jazyki mozga: jeksperimental'nye paradoksy i principy v nejropsihologii,Progress, Moscow,p.123(in Russian).15.Blum,F., Lejzerson, A. &Hofstedter,L. (1988) Op. cit., p.142.16.Ibid.,p.143.17.Vejn,A. M., Avruckij,M. Ja. (1987) Bol' i obezbolivanie,Medicina, Moscow,p.192(in Russian).18.Moir,D. D. (1985) Obezbolivanie rodov,Medicina, Moscow,p.23(in Russian).19.(1975) Neopublikovannye i maloizvestnye materialy I. P. Pavlova,Nauka, Leningradskoe otdelenie, Leningrad,p.30(in Russian).20.Ibid.21.Melzak,R. (1981) Zagadka boliMedicina, Moscow,p.26(in Russian).22.Lerish,R. (1961) Osnovy fiziologicheskoj hirurgii,Nauka, Leningrad,p.217(in Russian).23.Volkova,T. I. (2012) “Recepcii boli i bolevoe povedenie”,Chelovek,№ 5,pp.104‬105(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»